Главная
Предметный указатель
ЖИЗНЬ между рождением и смертью — до |
7. Предложение: «И Элоимы увидели свет и увидели, что он хорош (красив)», можно понять так: «И Элоимы осознали, что то, в чем они ранее жили, предстало перед ними как нечто внешнее, и в основе этого они видели Духа, выявившегося во внешнем; ибо именно это означают слова, что он был хорош». 122(8) Перейти к данному разделу энциклопедии
379. "Это примечательно, что во время речи мы слишком много воспринимаем азота. Мы отравляемся в некотором отношении. Воспринять слишком много азота — значит уподобиться циану. Ибо циан — это связь углерода с азотом. ... Человек постоянно цианизируется, когда говорит". 349 (5) Перейти к данному разделу энциклопедии
384. "То эф. тело, которое человек имеет в физическом мире, не только содержит в себе жизненный принцип человека, но в то же время является средством подготовления к переживанию смысла вокализма (от Vokale — гласные) духовных миров. А физ.тело есть средство подготовления к переживанию консонантизма (от соnsоnante — согласные) духовных миров".156 (4) Перейти к данному разделу энциклопедии
601. "Развитие внутренней антропософской жизни вызывает мало-помалу отвращение к животной пище ... Здоровое развитие жизни инстинкта постепенно восстает против животной пищи; и это гораздо лучше, чем когда становятся вегетарианцами из тех или иных абстрактных принципов".145 (1) Перейти к данному разделу энциклопедии
609. "В Атлантиде не знали вина. Ныне функция вина исполнена. Выражением того служит распространяющаяся филоксера".97 (5) Перейти к данному разделу энциклопедии
Дерево Зефирот
50. "В дерево Зефирот иудеи древности заключили свою наивысшую мудрость. ... мудрость об отношении человека к миру". Они мыслили так, что человек стоит в мире, а силы мира действуют на него со всех сторон. Три силы действуют на человеческую голову (1,2,3); потом три силы действуют на среднего человека, на грудь, на циркуляцию крови (4,5,6); три силы действуют на конечности, на середину тела (7,8,9) и одна сила действует на человека из земли (10). Сверху, из круга мироздания действуют самые благородные силы; они приходят (как говорили греки) с высшего Неба, формируют голову (1,2,3).
Здесь следует особенно остановиться на понятии, которое евреи поставили на вершину своей мудрости (1). Позже оно было ужаснейшим образом искажено, поскольку те, кому удалось в мире получить власть, связали еe с этим словом и так употребили его в сфере внешней власти.
Но в действительности венец (корону) должны носить те, кто прошел через посвящение, т.е. достиг высшей мудрости. Что короли стали носить короны — это производное от того венца. Две другие силы, в которых нуждается голова, приходят справа и слева: в правое ухо и в левое ухо. Евреи отличали мудрость от интеллигенции. Три другие силы действуют на человеческие органы. Они приходят из солнечного света, живут в ветре и дожде. Та сила, что идeт в сердце, она и физическая, и душевная; с дыханием в человека входят и духовные силы. "Гебурах" связано с дыханием. Протяну я правую руку, я воспринимаю себя свободным человеком; левая рука движется более нежно, она несeт то, что называют красотой.
К этой же сфере относится смена дня и ночи. Жизненную силу наравне с человеком имеет и животное. Человек подвижное существо, он преодолевает жeсткую прикреплeнность к земле (7). "Нецах" — это внешнее движение в пространстве, преодоление пространства. "Ход" — внутреннее движение, внутреннее чувство. Со-чувствием называли древние евреи то, что связано с сексуальностью (выражения тогда были более человеческие). Внутреннее со-чувствие с внешним миром — все это "Ход" (8).
"Есод" есть то, на чeм стоит человек. А затем на него действуют силы самой земли (10). Это поле, на котором действует человек, земной внешний мир: поле, пашня, царство. Все эти 10 названий евреи называли десятью зефиротами. Они были также именами духовных букв, что нужно было изучить, чтобы читать в духовном мире. Для постижения внешнего мира существовал другой алфавит. Если говорилось: Кетер, Хесед, Бинах — то это означало: в духовном мире высшие духовные силы действуют через свободу, интеллигенцию.
И этим обозначались высокие существа, не имеющие физ. тела, у которых высочайшая небесная сила действует через свободу, интеллигенцию. Или говорилось: Хокмах, Гебурах, Малькут. Это означало: мудрость приносит духовное жизненной силе, через которую она действует на Земле. Так учились духовной науке древние еврейские ученики. Позже всe это было в значительной мере утрачено. В XII в. Маймонид утверждал: Ход, Хесед, Бинах. Его противник возражал: Хесед, Кетер, Бинах; т.е. об этом уже спорили. С десятью зефиротами, как с духовным алфавитом, пытался работать Раймунд Луллий. Десять категорий Аристотеля представляют собой некий их аналог. Но сегодня уже ни один человек не скажет, что зефироты были буквами для духовного мира.353(12) Перейти к данному разделу энциклопедии
127. В 1108 г. родился Дандоло Венецианский (Энрико, 1108-1205; с 1192 г. — венецианский дож). В Константинополе он был ослеплен турками, однако и будучи слепым управлял Венецией, той Венецией, что внесла в духовное ариманический дух. "Это значительный момент мировой истории, когда этот дож Дандоло захватил Константинополь и ранний дух крестовых походов перевeл в поздний дух крестовых походов". Вначале крестовые походы имели целью силу веры соединить со святыми реликвиями, с фактическим событием Мистерии Голгофы. Но когда в них вступила Венеция, реликвии стали трактоваться как биржевые ценности. "Распространилась капиталистическая аура; Дандоло — это инкарнация ариманического духа!" А ранее этим же путeм из Римской Империи золото ушло на Восток. Так римское золото действовало с одной стороны, восточный гнозис — с другой. Затем пошли крестовые походы от Рима и параллельно им попытка сместить Рим, противопоставив ему Иерусалим: Готтфрид Буллионский.181(18) Перейти к данному разделу энциклопедии
128. "Зачем люди стремятся туда, на Восток? Зачем стремятся они к святому гробу? — Затем, что ещe не могут стремиться к новой миссии, к новой элементарной по силе, специальной идее эпохи души сознательной. Они стремятся в истинном облике, даже в истинной субстанции обрести уже существующее древнее, стремятся в Иерусалим, чтобы найти это древнее и внести его в развитие иным образом, чем это сделал Рим! С крестовыми походами предчувствуешь приближение эпохи души сознательной с той непродуктивностью, которая ей вначале свойственна".185(2) Перейти к данному разделу энциклопедии
148. "Швейцария была первой страной, имевшей солдат в современном смысле слова, в смысле 5-ой послеатлантической эпохи". Имея способных солдат, именно швейцарцы преодолели рыцарство. У них затем училась вся Европа. Когда начал свои походы Наполеон, то ему противостояли армии, построенные по швейцарскому принципу, "...в то время, как Наполеон командовал армией из французского народа; это уже была народная армия... рожденная из народного тела. Ему не нужно было заботиться о том, что его полки, разделeнные согласно стратегическим необходимостям, побегут. Характер народной армии был другими перенят у французов".174(20) Перейти к данному разделу энциклопедии
320. "Откуда черпала новая история ту импульсивную силу, благодаря которой в ней сказался национальный элемент вплоть до т.наз. "sacro egoismo",* до святого эгоизма? ... Эта сила во всей еe многогранности черпалась из того, что в истории насадило римское папство. ... оно сумело вкрапить в итальянскую душу свою сущность, а результатом этого, как часто случается с подмастерьем колдуна, явилось то, чего оно как раз не хотело: отход в новейшей Италии от самого папства. Здесь вы особенно хорошо видите определeнное стремление, несущее в себе в то же самое время и импульс самоупразднения. Не сами мысли, но зато силы ощущений и восторженности — также и те, что нeс в себе Гарибальди, — они суть остатки старой католической восторженности; но, пройдя через внутреннее претворение, они обратились против католицизма". 185(3)
______________________________
* Выражение идет от Антонио Саланде, итальянского премьер-министра(1914-1916). Перейти к данному разделу энциклопедии
376. "Большие и малые библиотеки — это города Аримана, те укрепленные города, из которых Ариман интенсивнейшим образом захватывает человеческую культуру. Подобным фактам нужно смело смотреть в глаза". 147(5) Перейти к данному разделу энциклопедии
526. "Люди сегодня видят друг друга в таком облике, что не замечают самого важнейшего, они не имеют "глаза" для другого человека. В этом отношении люди ещe далеко не использовали того, что до сих пор в разных инкарнациях вступало в души через искусство. На развитии искусства можно многому научиться. ... Конечно, всякая ветвь культуры самым различным образом разветвляется дальше и несeт в себе всевозможные сторонние влияния, но одновременно всякое искусство несeт в себе нечто такое, что способно привести к более глубокому, более конкретному познанию человека. Кто действительно углубляется в художественные формы, которые создаются, например, живописью или скульптурой, или в сущность внутренних движений, которые пульсируют в музыке и в поэзии, кто углубляется в это, кто действительно переживает искусство внутренне (в наши дни часто сами люди искусства этого не делают), кто действительно достигает такого переживания искусства, тот пронизывает себя чем-то таким, что одаряет его способностью постигать человека... в направлении его образной природы. В период души сознательной должна выступить способность образно постигать человека. ... Мы должны научиться провидеть сквозь образную природу человека его духовный праобраз. По мере удаления в будущее человек для человека будет становиться словно прозрачным. Формы головы, походка — они будут рассматриваться с другим внутренним участием, с другим внутренним интересом, чем ... это было возможно до сих пор. Потому что лишь тогда будет считаться, что знаешь человека сообразно его Я, когда будешь обладать указанным пониманием его образной природы, когда сможешь подойти к человеку и ощутить, что воспринимаемое в нeм внешним физическим взором так относится к его истинной духовно-сверхчувственной действительности, как написанная на полотне картина относится к той действительности, которую она изображает. ... Что таким образом будут видеть в человеке, если его формы, его движения и всe, что с этим связано, будут постигать как образ вечного, — это будет либо согревать, либо охлаждать, будет наполнять понемногу или внутренним теплом, или внутренним холодом. И люди будут странствовать в мире интимно, интимно знакомясь друг с другом. ... В наихудшем положении будут находиться те люди, которые не будут ни согревать, ни охлаждать. Получить внутреннее переживание теплового эфира, которое пронизывает собой твоe эф.тело, — это будет рефлексом повышенного интереса, который должен развиться в отношении человека к человеку". 185(5) Перейти к данному разделу энциклопедии
737. "Если человек не рассматривает свою жизнь с точки зрения духовно-научного познания, то он бывает вынужден проспать самое существенное в этой жизни". Социальные потребности пронизывают вас во время сна. 186(7) Перейти к данному разделу энциклопедии
916. Повсюду всплывает требование ввести право на труд. "Мы видим, как в советской России эта обязанность трудиться уже в определeнной степени закреплена, введено оказармливание населения. И мы также видим, как воодушевлены этим радикальные социалисты". Вводящие эту обязанность особенно далеко не размышляют, как и те, кто выступает против неe. Например, говорят: работа должна приносить радость и т.п., не более того. Духовный исследователь же в этом случае скажет: введение всеобщей обязанности трудиться через 10 лет приведeт к быстрому росту числа самоубийств, — но это, конечно, сочтут за фантастику. 199(15) Перейти к данному разделу энциклопедии
918. "Интеллект хотят некоторым образом воплотить в хозяйственную жизнь (в России). Этот эксперимент не получится ни в коем случае. Но предположим, что какое-то время он получался бы, тогда хозяйственная жизнь выросла бы над головой, тогда хозяйственная жизнь повсюду произвела бы из себя разрушительные демонические силы. ... Как в прошлом, глядя на природу и природные явления, человек видел в них демоническое, так новый человек должен научиться видеть демоническое во всeм том, что он производит в хозяйственной жизни. Первоначально эти демоны, ещe не введeнные людьми в машины, угрожали человеку изнутри и заявляли о себе разрушительно в социальных революциях. Эти разрушительные социальные революции есть результат хозяйственной жизни. Элементарную духовность необходимо искать в хозяйственной жизни, как ранее еe искали в природе.
Одна интеллектуальная жизнь есть лишь промежуточное состояние, не имеющее никакого значения ни для природы, ни для того, что производит человек, а только для самого человека. Люди вырабатывают интеллект, чтобы стать свободными. Люди должны выработать именно такие способности, которые не имеют ничего общего ни с природой, ни с машиной, а только с самим человеком. Если человек вырабатывает способности, находящиеся в определeнном отношении к природе, то он не свободен. Не свободен он и в хозяйственной жизни, т.к. машины одолевают его, если он вырабатывает способности, с которыми нечего делать ни в познании, ни в практической жизни, — способности как чистую интеллектуальность. Если он может воспитать свободу в ходе культурного развития, и именно благодаря способностям, не стоящим ни в каком отношении к миру, каким является интеллект, то свобода может прийти.
Но к интеллекту, чтобы человек не оторвался от природы, чтобы он мог преобразовывать природу, должно присоединиться то, чего хочет найти духовнонаучное исследование". 200(5) Перейти к данному разделу энциклопедии
928. "Представьте себе, что Ленин и Троцкий развивались бы в другом социальном строе. Кем стали бы они, если бы свои духовные силы развивали совсем иным образом? — Глубокими мистиками! Ибо в религиозной атмосфере живущее в этих душах могло бы стать, например, глубокой мистикой. В атмосфере современного материализма они стали тем, чем стали". 193(4) Перейти к данному разделу энциклопедии
2. Духовно-социальная симптоматология
330. "Смысл большого поворотного момента в нашем времени состоит в том, что мир являет нам образ разрушения, хаотически становящегося, но кто разбирается в этом хаотически-становящемся, в этой ужасной ярости человеческих страстей, которые всe затмевают и хотят в конце концов всe привести к упадку, тому во всeм этом открывается напор духовных сил, которые стоят за всем этим и хотят ввести человека в новую духовность". 243(6) Перейти к данному разделу энциклопедии
331. "Мы живeм в такое время, когда недостаточно веры, что боги уж помогут. Боги в настоящее время совсем не считаются с тем, будут ли они сами и их намерения познаны людьми. А в отношении людей имеются многие намерения, каких сравнительно короткое время тому назад не было". 199(15) "Почему пришло столько несчастий? Почему боги не помогают? Мы пришли в эпоху человеческого развития, где боги помогают тотчас же, когда люди идут к ним навстречу, но где боги указывают на свой закон: работать со свободными людьми, а не с марионетками". 194(11) Перейти к данному разделу энциклопедии
Действие Иерархий от сторон света
335. Когда в IV христианском столетии мысли, пребывающие в вещах, перешли от Духов Формы к Архаям, то отдельные духи Формы отстали и не захотели передать мир мыслей Архаям. Те люди, которые с того времени в силу своей кармы получают мысли от Архаев, получают их в личное владение; несмотря на то, что сами мысли остаются объективными, они вырабатывают мысли как своe достояние. Кто не может этого делать, тот мысли наследует от родителей, от народа и т.д. Это делит людей на группы, действует географически. Сначала импульсом, идущим от Архаев, захватывается поток, что шeл от арабов через Африку в Испанию и в Западную Европу. В этом потоке возникают Спиноза, Галилей, Коперник и др. Во всe это вклинивается влияние отставших духов Формы. Возникает и ещe один поток мыслительной жизни в мировом свершении, движущийся из северной Азии в Европу в виде нашествия турок, гуннов. Художественные, политические, социальные мысли римляне получали от Духов Формы. Всмотритесь в Перикла, Алкивиада или в Суллу, Ганнибала, Цезаря — в их мыслях мировые силы господствуют инстинктивно. Но далее начинается борьба правомерных Духов Личности с отставшими духами Формы. В этой борьбе стоит Августин. Он обращается к манихейству, когда запутывается душой в импульсах духов Формы, которые приносят ему древнее состояние, уже не подходящее для души его времени. По этой причине он не может развить индивидуальных мыслей, опосредуемых правомерными Архаями, и перенимает их у церковной догмы. Эта борьба отразилась и на крестовых походах с их массовыми, суггестивными суждениями. Чем далее они проникают в сферу азиатской жизни, тем более над индивидуальным, над индивидуальностями простираются массовые импульсы, люди теряют свою личность, теряют свои моральные импульсы. И, опять-таки, над этими морально деградирующими людьми, идущими с запада на восток, приобретают власть импульсы, стремящиеся с востока на запад и живущие в мусульманах, в турках. Так отражается на Земле духовная борьба. В описанное движение с юга вмешиваются ещe существа отставших Архангелов, которые не смогли в своe время стать Архаями. Так что на Западе всe более развивается взаимодействие нормальных Архаев с отставшими Архангелами. Эти Архангелы действуют (если говорить географически) с юга на север, Архаи — с запада на восток, а отставшие духи Формы — с востока на запад. Всe происходящее на Западе до сего времени является отображением борьбы и взаимодействия указанных существ. В различные эпохи с той или иной стороны происходит усиление или ослабление деятельности духовных существ. На Западе действуют нормальные Архаи, на Юге — анормальные Архангелы. "Происходящее на Востоке во многом модифицируется деятельностью отставших духов Формы, которые имеют большую власть, однако подвержены сильному влиянию деятельности нормально развитых Архангелов, которое идeт с севера на юг. Так сталкиваются дикие волны стоящих под влиянием отставших духов Формы турок, монголов с тем, что идeт с севера от — если можно так выразиться — добрых Архангелов, которые стоят ближе к каждой отдельной душе, хотя это их влияние временами заглушается тем, что происходит от отставших духов Формы". Смена индивидуального и неиндивидуального в русской истории богато иллюстрирует эти соотношения. В других случаях с севера на юг из живых мыслей идeт евангелически-протестантское движение, в противоположном направлении идeт католически-иезуитское течение; всe это отражает высшую духовную борьбу. 222(4) Перейти к данному разделу энциклопедии
340. "В ходе многих столетий для современного земного человечества возникло нечто особенное. В духовном мире всe человеческое непонимание, все силы человеческой ненависти (переживавшиеся людьми в их прежних инкарнациях) не могут быть употреблены на формирование будущих тел (кроме головы) людей. Остаeтся остаток. И такие остатки в ходе последних столетий стремились на Землю. Так что в духовной атмосфере Земли, я бы сказал, в астральном свете Земли как травма находится некая сумма импульсов существующей вне человека человеческой ненависти и человеческого презрения. Эти импульсы не стали человеческими обликами. Они действуют в сфере людей, но теперь уже не в отдельных людях, а в том, что люди формируют на Земле между собой. Они действуют в цивилизации. И внутри цивилизации они вызывают то, о чeм я вынужден был говорить весной 1914 г. в Вене как об охватившем современную цивилизацию раке, о духовном заболевании раком, о духовных нарывах", которые в том году и прорвались. "Современная цивилизация имеет в себе нечто глубоко паразитическое. Она стала как часть организма, пронизанная паразитами, бациллами". С другой стороны, в человеке превращается в яд идущая из высей духовность, спиритуальная мудрость. И не она в том виновата, а человек, в котором, как я говорил, через сильфов и элементарных существ огня вносится яд, вносятся из природы гномами и ундинами паразитические импульсы. Из этого возникают противообразы. И человек в страхе отшатывается от спиритуальной мудрости, изобретая всякие этому объяснения. "Эти две вещи взаимосвязаны: паразитическая культура внизу, не выбравшаяся из элементарных законов, поэтому накапливающая в себе паразитов, и идущий сверху яд, идущая сверху спиритуальность, которая, проникая в человеческую цивилизацию, так воспринимается людьми, что становится ядом. Обдумав все это, вы получите важнейшую симптоматику современной цивилизации. Терапией современного рака, духовного рака, является Вальдорфская педагогика. 230(12) Перейти к данному разделу энциклопедии
341. "Нет ничего действеннее, чем если какой-либо кобольд делает одержимым собой иного писателя детективного романа, когда тот пишет, будучи пьяным. Кобольд входит в его человеческое, внушает ему какое-либо предложение, и оно переходит в детективный роман. Затем роман с парадного или чeрного входа достигает людей, и то предложение может совсем особым образом действовать в человеческих душах, может стать особенно действенным, благодаря тому, что, в силу человеческой манеры воспринимать подобные вещи не в полном сознании, они говорят к подсознанию". 176(14) Перейти к данному разделу энциклопедии
342. "Мы преодолеваем майю, когда хотим понять, что это за морской дракон, который, являясь как бы инспиратором европейского человечества, простирается от Атлантического океана, чтобы быть инспиратором европейских народов (см.общую конфигурацию Балтийского моря от Атлантического океана до трeх восточных заливов). Он содержит, если мы примем во внимание его целостное элементарно-эфирное существо, всe то, что духовно содержится в европейском человечестве. Пойми мы его, этого дракона, полностью, будь мы в состоянии целиком отдаться ему, мы бы все стали ясновидящими. Но европейское человечество имеет задачу не просто стать ясновидящим, а развивать именно ту часть душевного, что возвышается над ясновидением, подобно острову в море ... развивать природу сознания" (см.Британские острова). 158(2) Перейти к данному разделу энциклопедии
14. «Но когда мы спрашиваем: на каких путях знание о действительно Божественном может прийти к человеку? — то мы не можем указать на путь, проходящий через голову, а только на путь, проходящий через наш остальной организм. И большая, огромная тайна заложена в том, что человек развивает свою голову в течение долгого процесса, что затем к ней добавляется остальной организм, что голова уже находится в нисходящем (упадочном) развитии и что все то, что человек ощущает как свое Божественное, должно говорить к нему через весь остальной организм, а не через голову. Ибо важно уяснить себе: через голову к человеку прежде всего говорят только люциферические существа. И можно бы сказать: остальной организм был создан в дополнение к голове человека для того, чтобы к человеку могли говорить его боги. В начале Библии не стоит: и Бог послал человеку луч света, и он стал душою живою, — но: «И вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою». 194(2) Перейти к данному разделу энциклопедии
21. "В дыхательном процессе, а не в интеллектуальном процессе становимся мы душой. Мы чувствуем наше существо, когда чувствуем наши мысли пульсирующими на волнах дыхания через все наше тело. ... здесь чувствуют свое человеческое как творение духа".305 (2) Перейти к данному разделу энциклопедии
|