Главная
Предметный указатель
ЖИЗНЬ после смерти |
312. "Затемнение духовного мира после смерти для душ, переходивших из телесной жизни в свободное от тела состояние, своей высшей точки достигло в период греко-латинской культуры. Во время земной жизни у людей тогда процветал культ чувственно-физического бытия, что обрекало их на теневое бытие после смерти. Поэтому жизнь после смерти грек ощущал как теневое бытие; и это не пустые слова, а ощущение истины, когда обращенный к чувственной жизни герой той эпохи говорит: "Лучше быть нищим на Земле, чем царем в царстве теней". Еще резче было выражено все это у азиатских народов, которые и в молитвенном поклонении обращали взор только на чувственные отображения вместо духовных праобразов. В таком положении находилась большая часть человечества в период греко-латинской культуры".13 (4) Перейти к данному разделу энциклопедии
456. "После смерти человек изливает все мыслительное, минерально-мыслительное, которое он взял с собой, в минеральный мир вовне. Благодаря излиянию мыслей постепенно начинают вытесняться волевые импульсы, содержание чувств. Все это тогда пронизывает человека содержанием растительного сознания. Человек сначала подходит к соучастию в работе в растительном царстве внешнего мира, а когда он снова начинает втягиваться в себя, то работает с животным сознанием из групповой душевности животных и образует свои органы, которые он окружает оболочкой, сотканной из мыслительной материи. И это уже хочет сойти вниз, в физическое бытие". "Животное сознание нам не следует рассматривать так, будто оно действует в обратном направлении, но мы должны сказать, что оно действует снизу вверх, в групповой душевности, в групповых душах животных (красная стрелка)". "Как для мира душ человек приносит нечто в своем астр. теле, благодаря чему он совершает странствия в обратном направлении по отношению к его земной жизни, так приносит он с собой нечто из космоса, что затем пронизывает его эф. тело. С астр. телом человек вносит земной плод в космос, с эф.телом — небесный плод в земное; с этим плодом связана его карма". "Весь космос, нек.обр. втянутый душевно-духовно, становится человеком; то, что здесь становится человеком, снова выдыхается духовно-душевно и распространяется в космосе, пока не достигнет его периферии, а затем снова возвращается назад и образует человека. В человеке можно видеть отображение мира, а в мире — тонко растворенное человеческое существо. Так что объемлющее человека и мир познание можно выразить в изречении:
Человек, ты являешься стянутым образом мира. Мир, ты есть в дали излитое существо человека". 207 (7) Перейти к данному разделу энциклопедии
709. "Смерть ужасна для человека, пока он в теле. Когда же он прошел врата смерти и оглядывается на нее, то она — самое прекрасное из всего возможного в космосе человека".157 (8) Перейти к данному разделу энциклопедии
710. "После смерти глубокое удовлетворение струится в душе. Человек учится как бы распространяться во всем мире и созерцать то, что в мире является как пустота. Из этого возникает ощущение: тут твое место в мире, место, слагающееся из всех далей; и оно твое. — И именно из пустоты человек получает ощущение, что он имеет смысл для всего мира... Это место оставалось бы пустым, если бы я не занял его, — так говорит себе каждая душа. ... Такое ощущение возникает, когда человек оглядывается на переживание смерти". 168 (2) Перейти к данному разделу энциклопедии
Восприятие и мышление
1718. В Новом Завете рассказывается о познании магов и возвещении пастухов, в чем выражаются глубокие тайны человеческого познания и человеческой воли: "Внутреннее познание, выступающее у пастухов, все более и более вырастает вовне в дальнейшем развитии человечества и становится современным внешним восприятием. Это есть то, что мы сегодня называем восприятием опыта. А то, что у магов способствовало познанию оживленного звездного неба, — это втянулось вовнутрь, я бы сказал, в основном в мозг, и стало нашим математическим, нашим механическим миром. Одно скрестилось с другим. Что прежде, в дохристианские времена, было внутренним познанием, образным, наивным, инстинктивными имагинациями, — это стало нашим внешним познанием, чувственным восприятием; что было внешним познанием, где человек постигал звездный мир, — это втянулось вовнутрь и стало сухим геометрически-математически-механистическим миром, который мы теперь получаем изнутри".202 (15) Перейти к данному разделу энциклопедии
1835. "Схематически изобразим здесь царство, в котором мы живем между смертью и новым рождением (желтое) и где действуют силы, исходящие от групповых душ животных (синее). Эти души пребывают там, а здесь, на Земле, — отдельные животные, которые действуют как бы будучи привязанными на ниточки, идущие к групповым душам, находящимся в царстве, куда человек вступает между смертью и новым рождением. И это есть инстинкт. ... У человека это обстоит иначе. Человек имеет инстинкт, но, будучи здесь, он действует через свой инстинкт не из этого царства, а из своей предыдущей жизни, из ряда своих предыдущих жизней (красное). Как воздействие духовного царства на животных выражается в их инстинктивных действиях, так воздействие предыдущих инкарнаций человека на его последу ющие инкарнации выражается в инстинктоподобном действии кармы, но это духовный инстинкт. Это инстинкт, который действует внутри Я. Когда это имеют в виду, то не находят никакого противоречия между инстинктивным действием и человеческой свободой. Ибо свобода действует из сферы, из которой приходит инстинкт животных: из духовной сферы".237 (2) Перейти к данному разделу энциклопедии
Первые переживания души после смерти
717. "Отсутствие физических органов (после смерти) подобно — но именно только подобно — чувству сжигающей жажды, перенесенной в душевное. После развоплощения мы переживаем сильное ощущение зноя". Неспособность что-либо сделать превращается в чувство холода".264 с.102 Перейти к данному разделу энциклопедии
718. "Голова является отражением всего шарообразного космоса. Иное дело — грудная организация. Она есть откровение сил, приходящих с востока. Она образована, можно сказать, из полусферы (см. рис. зеленое). ... Над грудной организацией работает только полусфера. Выражаясь парадоксально, можно сказать: грудная организация — это половина головы. ... Ваша голова действительно представляла бы собой шар, если бы на человека не действовали ариманические и люциферические силы. Грудная организация действительно являлась бы полусферой, если бы эти силы не действовали на человека. И направление к центру этой полусферы ориентировано на восток, но при этом можно еще сказать, что, в смысле земных геометрических отношений, центр уходит в бесконечность". "Во время беременности мать зависит от сил, которые должны быть найдены для образования нижней части тела, подобно тому, как ищется сфера для образования головы (космическая сфера) и Восток, полусфера — для образования грудной части. Что, таким образом, как силы, действует на органы нижней части тела, следует представлять себе так, что они приходят из центра Земли, но дифференцированно по территориям, на которых жили родители, родители родителей; по территориям и всему, что связано с этим. Так что эти силы приходят от центра Земли; и здесь играет роль, пришел ли человек в мир в Северной Америке, в Австралии, в Азии или в Европе. ... Итак, органы нижней части тела определяются центром Земли, а их дифференциация — территорией". "Целое также является членом. Итак, голова, туловище, нижняя часть, но еще и всё вместе. Т.обр., четвертым членом является целое, и оно также образуется определенными силами... силами всего окружения Земли. ... Рассмотренное т.обр. нами относится к физическому человеку ... и не связано с духовным человеком, живущим между смертью и новым рождением. Умершие имеют в своем распоряжении другой мир, чем те, кто живет в трех измерениях". "Покидая физический мир, человек в первые дни после смерти еще связан с ним. И особенно значительно, что умерший выходит из физического мира в полном соответствии, зависимости от констелляций планет своей жизни. Пока он еще связан со своим эф. телом, то звучат и вибрируют удивительным образом через его эф. тело планетные силы, констелляции планетных сил. Как в эмбриональной жидкости при становлении человека вибрируют силы земных территорий, так в умерших, пока они связаны с эф. телом, вибрируют звездные констелляции. Гораздо более неэгоистические, прекрасные результаты можно было бы получить, составляя гороскоп, именно планетарный гороскоп, на момент смерти. Кто проведет исследования в этом направлении — правила при этом те же, что и при составлении гороскопа рождения, — тот придет к интересным результатам, особенно, если он более-менее хорошо знал умершего. ... Т.обр., можно сказать: первая стадия развития — это направление к звездным констелляциям. Это имеет значение до тех пор, пока человек остается связанным со своим эф. телом. Второе отношение человека к космосу заключается в том, что человек покидает физический мир в определенном направлении, когда он сам становится духовным по отложении эф. тела. Здесь правомерно к тому, что делает умерший, не применять понятия, взятые из физического мира, ибо после этой стадии понятия становятся более или менее образами. Здесь можно сказать: во второй стадии — здесь еще можно говорить о направлении физическом, хотя все уже вышло из физического — берется направление на восток. И через соответствующее место на востоке умерший затем переходит в чисто духовный мир. ... Во всевозможных братствах об умершем в этой связи говорили, что он ушел на вечный Восток. Подобные вещи, когда они не обращены в балагурство, соответствуют старым истинам. Как здесь мы должны говорить о том, что организация груди формируется с востока, так умерших мы должны представлять себе проходящими через Восток. Когда же умерший через Восток выходит из физического мира в духовный, то достигает сферы, или возможности, принимать участие в тех силах сфер, которые не центробежны, как человек в физическом мире, но действуют центростремительно к центру Земли; он достигает сферы, в которой может работать над Землей. Т.обр., третья стадия — это переход в духовный мир, а четвертая стадия — действие, или работа из духовного мира, но с силами духовного мира. И если вы правильно рассмотрите схему, то увидите, что четвертая стадия заканчивается тем, с чего начинается первая, т.е. работой над головой из сфер. Она производится самим человеком, когда он через Восток входит в духовный мир. Что умершие в направлении на восток должны покидать физический мир — это очень отчетливо воспринимается при общении с ними. Они находятся в мире, которого достигают через врата на востоке. Они по ту сторону врат на востоке.... и иметь этот опыт в 5-й культурной эпохе, в фазе материализма, очень важно".
1. Голова: из сфер | 2. Грудная организация: с востока | 3. Нижняя часть тела: из средоточия Земли, дифференцируясь по территориям | 4. Целое: через окружение Земли | Первая стадия развития: направление к звездным констелляциям | Вторая стадия развития: направление на восток | Третья стадия: переход в духовный мир | Четвертая стадия: действие из духовного мира. | 174 (22) Перейти к данному разделу энциклопедии
901. В земной жизни смерти боятся как неизвестности. "В жизни между смертью и новым рождением относительно земной жизни господствует чрезмерно большая очевидность, которая ошеломляет, которая лишает сил. Человек впадает по этой причине в бессильно-сновидческое состояние, возбуждающее в нем страстное желание снова низойти на Землю".235 (4) Перейти к данному разделу энциклопедии
354. "Души, пришедшие на Землю в XIX столетии, они с XVII по XIX столетие пребывали в духовном мире совместно с душами Бэкона и Амоса Коменского. Были души, собравшиеся вокруг задававшей тон души Бэкона, а также души, которые собрались вокруг Амоса Коменского. И если даже это носит более образный характер, мы всe же не должны забывать, что при совсем иных, естественно, обстоятельствах, также и в духовном мире, через который человек проходит между смертью и новым рождением, имеет место водительство и сторонничество. Такие индивидуальности действовали не просто через то, что они вызвали на Земле, через, скажем, сочинения Бэкона или сочинения Амоса Коменского, или через то, что по традиции продолжает жить на Земле, эти ведущие духи действовали также и через то, что в души, которые они отсылали вниз или с которыми они ещe находились вместе и лишь позже отослали их вниз, они насадили нечто особенное ещe в духовном мире. Т.обр., также и в XIX веке выступили души, которые в своeм доземном развитии были зависимы от одного из этих духов: развоплощeнного Амоса Коменского и развоплощeнного Бэкона. ... Если мы рассмотрим Бэкона, каким он стоял внутри земной цивилизации в своей земной жизни как английский лорд-канцлер, то мы должны будем сказать: он действует так, что можно почувствовать, что за его действиями стоял посвященный. Весь спор о Бэконе и Шекспире, как его внешне ведут историки литературы ... будто все драмы Шекспира написаны философом и канцлером Бэконом — является пустым. ... Истина заключается в том, что в то время, когда действовали Бэкон, Шекспир, Яков Бeме и некоторые другие (иезуит Яков Бальде), через всех четверых говорил посвященный. Поэтому и существует родство между их произведениями, ибо они произошли из одного источника". 236 (3) Перейти к данному разделу энциклопедии
|