BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





ЖИЗНЬ после смерти — первые переживания - см. также КАМАЛОКА

709. "Смерть ужасна для человека, пока он в теле. Когда же он прошел врата смерти и оглядывается на нее, то она — самое прекрасное из всего возможного в космосе человека".157 (8)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

710. "После смерти глубокое удовлетворение струится в душе. Человек учится как бы распространять­ся во всем мире и созерцать то, что в мире является как пустота. Из этого возникает ощущение: тут твое место в мире, место, слагающееся из всех далей; и оно твое. — И именно из пустоты человек получает ощущение, что он имеет смысл для всего мира... Это место оставалось бы пустым, если бы я не занял его, — так говорит себе каждая душа. ... Такое ощущение возникает, когда человек оглядыва­ется на переживание смерти". 168 (2)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Метаморфозы за вратами смерти

738. Для имагинативного видения и для прошедших врата смерти человеческая форма по ту сторону этих врат превращается в одну великую "физиономию". "Все человеческое существо в его духовной форме представляет собой физиономию, являющуюся выражением его внутренней моральной и духовной сущности. После смерти дурной человек не будет иметь ту же внешность, что и хороший". При этом то, что было лицом в физической жизни, делается все более неопределенным; выразительными делаются другие части — особенно область груди, где расположены органы дыхания. "Вся грудная система принимает определенную физиономическую внешность внутри духовного облика после смерти и открывает: был ли человек храбр или робок, подходил ли он к жизни со смелостью и храбростью или внутренне отступал перед ударами жиз­ни, и т.д.
     Руки и кисти рук также делаются после смерти особенно выразительными; по ним можно поистине про­честь биографию человека между рождением и смертью. ... После смерти форма, которой человек обладал внутри своей кожи, приобретает физиономическое выражение его моральной и духовной сущности; и она остается такой довольно долгое время". Человеческие существа, бывшие связанными в земной жизни това­риществом духа, ума и сердца, встречаются после смерти снова, и никакое притворство между ними более невозможно. В этот период "испытаний" люди основательно изучают друг друга. "Каждое человеческое существо стоит полностью раскрытым перед другим с полностью раскрытым значением их общих судеб. Та­ким путем мы бесконечно (далеко) идем друг за другом, встречаем друг друга. В течение именно этого периода человеческое существо ставшее таким "физиономическим обликом", учится познавать существ тре­тьей Иерархии — Ангелов, Архангелов и Архаев, т.к. эти сущности сами, по присущей им природе, являют­ся физиономическими обликами. Они произошли от сущностей высших Иерархий и всю природу своей души и духа отражают в своем духовном облике, делая ее, т.обр.,ощутимой для имагинативного видения. Контакт с сущностями третьей Иерархии дополняет наш опыт по общению с сотоварищами, связанными с нашей судь­бой. ... Мы узнаем, какие чувства питали те или другие из них по отношению к нам. Спектакль, действительно, весьма разнообразный! И среди этих блуждающих форм движутся существа третьей Иерархии, блистающие, сияющие как Солнце". Те, с кем человек не связан судьбой, остаются здесь для него невидимыми. У него нет средств, чтобы прочесть их морально-духовную физиономию. Возможность видеть дает только связь судеб.
     "Затем наступает другой период. Души, учившиеся познавать друг друга, бесконечно дол­го взиравшие друг на друга, начинают теперь... приходить к пониманию друг друга. Они начинают понимать морально-духовные физиономии.
     Первый период после смерти — это поистине жизнь памяти, чистой и простой. ... Мы тогда живем постоянно в воспоминаниях о земной жизни. Но теперь наступает время, когда к нам приходит духовное понимание, когда мы начинаем в духовном смысле слова схватывать значение духовных физиономий наших сотоварищей". Мы начинаем понимать фазы судьбы, которые делили с ними. "Во втором периоде переживание имеет такой оттенок, что мы можем сказать: посколь­ку мы прожили вместе жизнь так, как это открыто нам теперь через взаимное понимание наших физиономий, то наша будущая жизнь должна принять такое-то и такое-то течение. Мы начинаем понимать, как взаимоот­ношения, начавшиеся в земной жизни, могут развиваться в будущем. Мы видим, как бы в перспективе, как свивающиеся нити судьбы будут работать в будущем... Это переживание делается все более и более интим­ным, настолько интимным, что имеет место "срастание", настоящее "срастание" в душе и духе".
     В этой фазе постепенно исчезает голова, растворяется в своего рода духовном тумане. И по мере исчезновения головы изменяются черты физиономии духовного облика. "Появляется нечто, как бы указывающее из прошлого в будущее. В это время человеческое существо перерождается в дух, пре­бывающий внутри планетных движений.
     Затем приходит момент, когда человеческие существа, связанные вместе, приближаются к духовному Солнцу. Планетные силы втягивают их в духовное Солнце; и все переживания, через которые они прошли вместе в прошлом, и зародыши всех будущих переживаний тоже приносятся вместе с ними к духовному Солн­цу. ... И вся эта "система" человеческих душ вместе с приговорами, произнесенными над ними сущест­вами второй и третьей Иерерхий, сияет во Вселенную. ... Все, что происходило после прохож­дения через врата смерти — физиономический облик, духовный облик, — все это как бы "округляется", и когда человек приходит к Солнцу, то он сам становится духовной сферой. Внутри этой духовной сферы отражается Космос. Все наше существо становится духовным органом чувств. Но впечатления, которые мы тогда получаем, больше не являются впечатлениями Земли. Мы становимся как бы одними глазами — духовными глазами, — и мы получаем через эти духовные глаза впечатления от всего Космоса. Мы чувствуем себя едиными со всей огромной Вселенной. Чем мы были ранее на Земле — это мы чувствуем как нечто внешнее. Вся Вселенная отражается в наших духовных очах, и мы чувствуем себя едиными с судьбами, которые мы пережили и в отношении себя и в отношении других человеческих душ.
     Просуществовав некоторое время в этой фазе бытия, мы постепенно переходим в сферу первой Иерархии — в сферу Серафимов, Херувимов и Престолов, и соединяемся с ними. ... А затем в нас начинает про­сыпаться интерес к душам, которые только теперь в жизни между смертью и новым рождением входят впер­вые в сферу нашей судьбы. Мы становимся способными воспринимать человеческие души, которые в последу­ющих жизнях будут связаны с нами". Одновременно под влиянием первой Иерархии мы начинаем видеть огромные перемены, происходящие с теми, кто связан с нами судьбой. Здесь следует сказать, что для имагинативного наблюдения в этой сфере после смерти в каждом шаге человека содержится вся его судьба, которую он испытал и сам сложил себе в жизни. То же относится и к рукам. Та манера, с которой движет­ся человеческое существо, раскрывает в нем нечто такое, что вызывает суждение Вселенной, и это суж­дение, или приговор, делается затем частью его судьбы. Таковы человеческие души в Полночный час суще­ствования. "Духовным взглядом можно ощутить во всех деталях все, что происходит. Например, то, что содержится в ногах, изменяется и вырабатывается так, что в следующей жизни может образовать нижнюю челюсть. ... Эти изменения происходят не только в отдельном индивидуальном человеческом существе, но во всех человеческих существах, связанных вместе. Степень, в какой они соединены судьбой, опреде­ляет размеры их влияния друг на друга. И путем этой совместной работы возникает духовное родство, которое впоследствии приводит человеческие существа к поискам и нахождению друг друга в земной жиз­ни, к совместному приходу в жизнь. ... И, например, духовная форма головы, какой она будет в следую­щем воплощении, получается в результате совместной работы человеческих существ, связанных вместе судьбой. Эта работа, проводимая в духовной стране, гораздо значительнее по содержанию и значению, чем любая работа, исполняемая на Земле". Однако, следует помнить, что происходящее там является трансформацией моральных и духовных свойств. И это звучит как космическая музыка, выражающая в тоне внешнюю форму и облик человека. Человек постепенно становится частью мирового Слова. "Человек выска­зывает свою собственную сущность, высказывает ее из Космоса. ... Когда эта точка во времени между смертью и новым рождением бывает достигнута, человек овладевает глубоким таинственным знанием; и он посылает во Вселенную откровения — ощущаемые божественно-духовными существами — о том, что он собой представляет сам".
     "Слово, являющееся одним человеческим существом, сливается со словом, которое является дру­гим человеческим существом. И именно здесь образуются те связи судьбы, которые будут работать в следую­щем воплощении и выражаться в симпатиях и антипатиях. Чувство симпатии и антипатии — это отображе­ние того общения, которое имело место в духовной стране в средней фазе жизни между смертью и новым рождением. ... И когда мы живем один для другого на Земле, то это как бы проекция из духовного на Землю подлинной и истинной совместности.
     Пройдя через этот период жизни, человек входит в следующий, когда он постепенно начинает отходить от сущностей первой Иерархии и приходит снова в царство второй Иерархии, в царство Сил, которыми планеты влияют одна на другую. Познание Вселенной приходит к нему, познание, которого у него ранее в такой степени не было, поскольку тогда он мог только следовать за ним в других существах, окружавших его. Вселенная начинает возникать перед ним как внешняя Вселенная. Он познает также свои отношения с существами, судьбы которых не связаны с его судьбой; он приходит к познанию своей связи с челове­ческими душами, которые впервые входят внутрь орбиты его переживаний в течение среднего периода жиз­ни между смертью и новым рождением. Это случается во время обратного путешествия, когда человек опу­скается снова в планетные сферы и тем самым — в связь с существами второй Иерархии. Он был, конечно, с ними и раньше, но теперь это связь другого рода. Первая Иерархия постепенно полностью исчезает из поля зрения. Начинают появляться зародыши, духовные зародыши для нового пластического образования человеческого существа, для новой грудной системы, системы конечностей. Мало-помалу человек формиру­ет и строит наново свой духовный прототип (праобраз). Выражение его собственной сущности, которое он произносил в космическом Слове, снова превращается в музыку сфер, и из нее рождается пластический образ его сущности. Так приближается он к тому моменту, когда станет готов войти в связь с эмбрио­нальным зародышем, который подготовляется для него отцом и матерью".231 (2)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Договор Лунных Учителей с Люцифером и Ариманом

849. "Первые Учителя человеческого рода на Земле не были людьми. Они были сущностями, стоявшими на лестнице эволюции значительно выше людей, и в Мистериях они появлялись не в физ., а в эф. теле, кото­рое в дальнейшем они в большей части оставили, и теперь пребывают в астр. телах. Эти пра-Учителя оста­вили Землю и перешли в космос, на Луну. ... Такова первая область, в которую вступает человек, пройдя врата смерти; здесь протекают его первые переживания. Постарайтесь представить себе живую картину того, как со своей моральной — или аморальной — физиономией человеческое существо входит в область физи­ческого и духовного излучения Луны и прежде всего видит себя и другие человеческие существа, каждое из которых обладает своим физиономическим обликом. Оно видит не физическим зрением, а узнает об окружаю­щем при помощи своего рода "чувствующего" восприятия, почти с помощью касания, но касания на расстоя­нии. Я бы мог описать это следующим образом. Одно человеческое существо в этой области приближается к другому человеческому существу. ... и сразу старается придать себе физиономический облик, подобный проявляемому другим существом. Но если человек был настоящим негодяем в своей земной жизни и, пройдя теперь сквозь врата смерти, старается сделать это вблизи того, кто был очень хорошим человеком, чтобы ощутить в своем физиономическом облике то же самое, то для него это окажется невозможным. Несмотря на все его усилия, он будет продолжать раскрывать физиономию негодяя. Другое ему не удастся. Из этого вы види­те, что некоторое время после смерти можно видеть только тех человеческих существ, которые также прошли врата смерти и в моральном отношении были подобного вам рода. Таково первое впечатление. Оно носит характер резкого осуждения, ибо ... говорит: каковы они, таков и ты сам! Ты вообще мо­жешь находиться лишь среди таких людей, каков ты сам! — Других человек сначала не видит, не воспринимает. Хотя на Луне и присутствуют Учителя мудрости, но там присутствуют и ариманические суще­ства. И, смотрясь в других, человек с отчаянием узнает, что он похож на эти ариманические облики. Анге­лы же скрыты от его взгляда, т.к. к их формам он не может приблизиться. Так снова человек переживает суровое осуждение.
     "Третье переживание, которого человек никак не может миновать, состоит в следующем. Он осознает: это первая область — через которую я прохожу — мудрых, добрых пра-Учителей человечества. — Он должен получить это впечатление, ибо оно заключается в особом соотношении между ариманическими существами и пра-Учителями человечества".
     "Ариманические существа постоянно стараются своим мрачным способом льстить и обхаживать пра-Учите­лей, стремясь завоевать их на свою сторону. Им хотелось бы удержать Землю на определенной стадии ее раз­вития и помешать дальнейшему прогрессу. Ариман постоянно говорит: эволюция человеческих существ достиг­ла определенной точки, и теперь она должна сделать остановку. Я решил, что человеческие существа должны затвердеть в этом пункте и продолжать свое дальнейшее путешествие в космосе как затвердевшие, жесткие существа, не как существа, вовлеченные в эволюцию. — Вот что каждую ночь шепчут в уши людей ариманичес­кие существа. Этого же они хотят и в отношении Земли; они хотят удержать ее на данной ступени эволюции". Великие же Учителя, они некогда учили людей в Мистериях, но ради свободы человеческой воли они затем удалились от Земли. Ибо их мудрость была способна говорить только к инстинктам. Но когда Учителя были на Земле, ариманические существа всячески старались их там удержать, чтобы инстинктивная мудрость всег­да оставалась на том уровне. И некоторые надежды сохранились у них и поныне в сфере Луны. Они пытаются убедить пра-Учителей приблизиться к умершему человеку. И в этом им помогают души с физиономией зла. Сами же души слышат от ариманических существ о пра-мудрости, однако Учителей видеть не могут. И это как тяжелое осуждение ложится на души; они сознают: те, кто дал человеческому роду первый импульс, они скрыты от меня, я не могу их видеть, я отброшен. По меньшей мере частично, описанные испытания прихо­дится проходить большинству людей, ибо почти в каждом человеке есть изрядная доля плохого, и ни одно человеческое существо не бывает полностью добрым. Чем больше в человеке хороших свойств, тем легче он преодолевает влияние ариманических существ и может понимать существо Ангелов, что, прежде всего, про­питывает его силами воли. После смерти решающей оказывается воля, она сама делается познанием, всем миром жизни человека. Он должен выполнить волевой акт, сформировать себя определенным образом, чтобы нечто увидеть, познать. 231(3)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

995. "В один миг (сна) может быть проделано то, что при регулярном сне длится часами. Временные отношения в жизни сна совсем другие. ... всякий раз, когда человек спит, в обратном порядке проходит то, что он пережил здесь, в физическом мире, между последним пробуждением и засыпанием; это пережива­ется еще раз в духовной форме, роде и сути. И когда бодрственные представления человек после смерти теряет в течение нескольких дней в космосе, тогда он проходит через переживания, которые он имел в течение 1/3 своей жизни, во сне".224(11)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Первые переживания души после смерти

717. "Отсутствие физических органов (после смерти) подобно — но именно только подобно — чувству сжигающей жажды, перенесенной в душевное. После развоплощения мы переживаем сильное ощущение зноя". Неспособность что-либо сделать превращается в чувство холода".264 с.102


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

718. "Голова является отражением всего шарообразного космоса. Иное дело — грудная организация. Она есть откровение сил, приходящих с востока. Она образована, можно сказать, из полусферы (см. рис. зеленое). ... Над грудной организацией работает только полусфера. Выражаясь парадоксально, можно сказать: грудная организация — это половина головы. ...
     Ваша голова действительно представляла бы собой шар, если бы на человека не действовали ариманические и люциферические силы. Грудная организация действительно являлась бы полусферой, если бы эти силы не действовали на человека. И направление к центру этой полусферы ориентировано на восток, но при этом можно еще сказать, что, в смысле земных геометрических отношений, центр уходит в бесконечность".
     "Во время беременности мать зависит от сил, которые должны быть найдены для образования нижней части тела, подобно тому, как ищется сфера для образования головы (космическая сфера) и Восток, полусфера — для образования грудной части.
     Что, таким образом, как силы, действует на органы нижней части тела, следует представлять себе так, что они приходят из центра Земли, но дифференцированно по территориям, на которых жили родите­ли, родители родителей; по территориям и всему, что связано с этим. Так что эти силы приходят от центра Земли; и здесь играет роль, пришел ли человек в мир в Северной Америке, в Австралии, в Азии или в Европе. ... Итак, органы нижней части тела определяются центром Земли, а их дифференциация — территорией".
     "Целое также является членом. Итак, голова, туловище, нижняя часть, но еще и всё вместе. Т.обр., четвертым членом является целое, и оно также образуется определенными силами... силами всего окруже­ния Земли. ... Рассмотренное т.обр. нами относится к физическому человеку ... и не связано с духов­ным человеком, живущим между смертью и новым рождением. Умершие имеют в своем распоряжении другой мир, чем те, кто живет в трех измерениях".
     "Покидая физический мир, человек в первые дни после смерти еще связан с ним. И особенно зна­чительно, что умерший выходит из физического мира в полном соответствии, зависимости от констелля­ций планет своей жизни. Пока он еще связан со своим эф. телом, то звучат и вибрируют удивительным образом через его эф. тело планетные силы, констелляции планетных сил. Как в эмбриональной жидкости при становлении человека вибрируют силы земных территорий, так в умерших, пока они связаны с эф. телом, вибрируют звездные констелляции. Гораздо более неэгоистические, прекрасные результаты можно было бы получить, составляя гороскоп, именно планетарный гороскоп, на момент смерти.
     Кто проведет исследования в этом направлении — правила при этом те же, что и при составлении гороскопа рождения, — тот придет к интересным результатам, особенно, если он более-менее хорошо знал умершего. ... Т.обр., можно сказать: первая стадия развития — это направление к звездным констелля­циям. Это имеет значение до тех пор, пока человек остается связанным со своим эф. телом.
     Второе отношение человека к космосу заключается в том, что человек покидает физический мир в определенном направлении, когда он сам становится духовным по отложении эф. тела. Здесь правомерно к тому, что делает умерший, не применять понятия, взятые из физического мира, ибо после этой стадии понятия становятся более или менее образами.
     Здесь можно сказать: во второй стадии — здесь еще можно говорить о направлении физическом, хотя все уже вышло из физического — берется направление на восток. И через соответствующее место на вос­токе умерший затем переходит в чисто духовный мир. ... Во всевозможных братствах об умершем в этой связи говорили, что он ушел на вечный Восток. Подобные вещи, когда они не обращены в балагурство, соответствуют старым истинам. Как здесь мы должны говорить о том, что организация груди формируется с востока, так умерших мы должны представлять себе проходящими через Восток. Когда же умерший через Восток выходит из физического мира в духовный, то достигает сферы, или возможности, принимать участие в тех силах сфер, которые не центробежны, как человек в физическом мире, но действуют центростремитель­но к центру Земли; он достигает сферы, в которой может работать над Землей.
     Т.обр., третья стадия — это переход в духовный мир, а четвертая стадия — действие, или работа из духовного мира, но с силами духовного мира. И если вы правильно рассмотрите схему, то увидите, что четвертая стадия заканчивается тем, с чего начинается первая, т.е. работой над головой из сфер. Она производится самим человеком, когда он через Восток входит в духовный мир.
     Что умершие в направлении на восток должны покидать физический мир — это очень отчетливо воспри­нимается при общении с ними. Они находятся в мире, которого достигают через врата на востоке. Они по ту сторону врат на востоке.... и иметь этот опыт в 5-й культурной эпохе, в фазе материализма, очень важно".
1. Голова: из сфер2. Грудная организация: с востока3. Нижняя часть тела: из средоточия Земли, дифференцируясь по территориям4. Целое: через окружение Земли
Первая стадия развития: направление к звездным констелляциямВторая стадия развития: направление на востокТретья стадия: переход в духовный мирЧетвертая стадия: действие из духовного мира.

174 (22)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

726. (Во время кремации одного умершего в пожилом возрасте антропософа д-р Штайнер воспринял его слова, обращенные к собравшимся.) "Я ничего не добавляю к этим словам, но поста­раюсь передать их так, как их можно было воспринять от существа умершего.
... Слова звучали:

В мировые дали хочу нести я
Мое чувствующее сердце, что согрелось
В огне святого действия сил.

В мировых мыслях хочу я ткать
Свое мышление, что стало ясным
В свете вечно становящейся жизни.

В души глубины хочу я погрузить
Преданные чувства, дабы они окрепли
Для истинной цели человеческих деяний.

В покой Божественный стремлюсь я
С жизненной борьбой и заботами,
Мое "я" к высшему Я подготовляя.

На радостной работы мир взирая,
Предчувствуя мировое бытие в собственном бытии,
Хотел бы я долг человеческий исполнить.

Жить в ожиданьи должен я
По отношению к звезде моей судьбы,
Где мне в духовной сфере место уделено".159 (2)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru