Главная
Предметный указатель
ЖИРЫ в организме |
391. "Мы бы поглощали меньше кислорода, если бы не имело место ариманическое влияние на дыхание, и процесс сгорания не проходил бы столь интенсивно, как теперь". "Согревание через ариманическое влияние связано с более сильным процессом сгорания в нашем организме, чем это имело бы место при регулярной эволюции. ... Мы, фактически, сжигаем сами себя". Образование жира, отложение жира — это процесс, связанный с отложением чуждой материи, связанный с ариманическим влиянием. "Созревание, половая зрелость, это люциферическое преобразование процесса роста". "Воздействие люциферического на репродукцию делает ее генерацией, внешней физической возможностью размножения".
| 1. дыхание | потребление | Ариманическое | 2. согревание | сгорание | | 3. питание | отложение | 4. Разъединение | | 5. сохранение | отвердение | Люциферическое | 6. рост | созревание | | 7. воспроизводство | репродукция | 170 (15) Перейти к данному разделу энциклопедии
582. "Жиры являются той субстанцией организма, которая, будучи воспринятой извне, оказывается наименее чуждым для него веществом. Жиры из того вида, который они имеют в пище, наиболее легко принимают характер, присущий веществам человеческого организма. Восемьдесят процентов жира, содержащегося, например, в масле, переходит через область птиалина и пепсина без изменения и подвергается изменению лишь под действием панкреатического сока, а именно, превращается в глицерин и жировые кислоты. Это свойство жира проявляется лишь вследствие того, что он из природы чужого организма (как то: его эфирных сил и т.д.) переносит в человеческий организм минимальное количество чуждых сил. И этот последний легко может включить жир в сферу собственной деятельности. Происходит это оттого, что жир играет особую роль при производстве внутреннего тепла. Это тепло представляет собой то, в чем, как в физическом организме, по преимуществу живет организация Я. Каждая находящаяся в человеческом теле субстанция имеет значение для организации Я лишь постольку, поскольку в процессе деятельности имеет место распространение тепла. Жир по природе своих свойств оказывается субстанцией, которая только наполняет тело и которую оно лишь носит в себе. Эта субстанция имеет значение для действующей организации только благодаря процессам, при которых развивается тепло. Жир, воспринятый как пища из какого-либо животного организма, не приносит от него в человеческий организм ничего, кроме своей способности развивать тепло. Это развитие тепла происходит, однако, как один из наиболее поздних процессов обмена веществ. Вследствие этого принятый в виде пищи жир сохраняется в начале и в середине процесса обмена веществ и усваивается только в области внутренней телесной деятельности, прежде всего, желудочным соком. Появление жира в человеческом молоке указывает на весьма примечательную деятельность организма. Тело не поглощает этого жира, оно дает ему переходить в продукт выделения. Но вместе с тем в этот жир переходит также и организация Я. На этом покоится образующая сила материнского молока. Мать, т. обр.,переносит образующие силы собственной организации Я на ребенка и присоединяет этим путем к формообразующим силам, уже переданным через наследственность, еще нечто. Когда человеческие образующие силы поглощают при развитии тепла существующие в теле жировые запасы, то мы имеем перед собой нормальную, здоровую работу организма. При нездоровом состоянии организма жир не потребляется организацией Я в тепловых процессах, а переносится в организм неиспользованным. Такой жир создает излишнюю возможность произвести тепло в разных местах организма. Это тепло, вторгаясь в другие жизненные процессы и нарушая их ход, действует в организме, не будучи охватываемым организацией Я, помимо нее. Тогда возникают паразитарные тепловые очаги. Они несут в себе склонность к воспалениям. Причину возникновения таких очагов надо искать в развитии телом наклонности к накоплению жира больше того количества, которое требуется организацией Я в смысле внутреннего тепла для своей жизни. В здоровом организме анималистические (астральные) силы производят или поглощают столько жира, сколько его можно перевести через организацию Я в процессы тепла, плюс еще то количество, которое необходимо, чтобы держать в порядке мускульную и костную механику. В этом случае производится необходимое телу тепло. Если анималистические силы доставляют организации Я слишком мало жира, то для нее наступает тепловой голод. Она тогда вынуждена нужное ей тепло извлекать из деятельности органов. В результате эти последние становятся хрупкими, мало эластичными. Их деятельность протекает вяло. Можно заметить возникающие то там, то здесь болезненные процессы, и вопрос будет заключаться в том, находится ли их источник в общей жировой недостаче. В случае, когда, как сказано, имеется излишек жира и образуются паразитарные тепловые очаги, органы оказываются захваченными настолько, что становятся деятельными сверх меры. Вследствие этого возникает наклонность к чрезмерным, перегружающим организм приемам пищи".27 (10) Перейти к данному разделу энциклопедии
610. "Проходящий свое развитие антропософ гораздо больше переживает от чая или кофе то, что переживает от них обыкновенный человек. ... Действие кофе на человеческий организм приводит к тому, что эф.тело как бы поднимается над физическим, но физ.тело при этом ощущается как прочное основание для эф.тела. ... специфическое действие кофе в физическом отношении способствует логической последовательности мыслей, оттеняя именно физическую структуру человеческого тела... Для людей, которые хотят подняться в высшие сферы духовной жизни, не бесполезно пить больше кофе, хотя это и вредно для здоровья. ... Для человека, идущего путем антропософского развития, но склонного к неправильностям, к отклонениям в мыслях, далеко не бесполезно несколько укрепить себя употреблением кофе. Чай производит в некоторой степени подобное же действие,
некоторую как бы дифференциацию физической и астральной природы, но природа физ.тела здесь как бы исключается. Эф.тело вступает более в свои текучие права. Поэтому употребление чая вызывает разорванность мыслей, меньшую способность подходить к фактам. И хотя употребление чая возбуждает фантазию, но не всегда в благоприятном смысле, не приближает к подлинности... Употребление чая легко порождает легкомыслие, охотно проходящее мимо требований серьезности внешней жизни ... ведет к болтливости". "Когда душа проходит через развитие, то она переживает воспринятую в себя субстанцию сахара как то, что дает ей внутреннюю опору, внутреннюю крепость, пронизывает ее долей природного эгоизма. В этом смысле о сахаре можно говорить положительно. При правильном антропософском развитии душа сама собой становится все менее и менее эгоистичной. ... благодаря сахару образуется некоторая
безвредная эгоистичность, которая уравновешивает неизбежную потерю эгоизма в области духовно-морального. ... Я ввожу в себя то, что не делает меня морально хуже, но что как бы непроизвольно, как бы в некотором высшем инстинкте укрепляет меня, придает мне личный характер. ... Употребление сахара в пищу повышает физически в человеке его личный характер" (в странах, где люди даже во внешней природе несут в себе более общий народный тип и менее личный, потребляется меньше сахара). В образовании яичного белка участвуют Духи Формы, "в образовании субстанции жира участвуют прежде всего ... Духи Движения". "Когда весь физический организм становится более подвижным, то душа по мере развития учится различать в своем теле два рода ощущений ... (одно из них:) это строит нас, это придает нам форму... Тогда мы ощущаем в себе субстанцию белка. Когда мы ощущаем: это делает нас
более равнодушными к нашей внутренней закономерности, это как бы поднимает нас над нашей формой, делает нас более безразличными в отношении внутреннего человеческого чувства (самоощущения)... это вызывается переживанием жира в нашей физической оболочке". 145(2)
Перейти к данному разделу энциклопедии
|