Главная
Предметный указатель
АНТРОПОСОФСКОЕ Движение |
Познание и мышление 655г. "Если познание пытаются понять как деятельность некоего существа, рассматривающего мир со стороны, то возникают все эти, вводящие в заблуждение, философские вопросы: как возможно познание? Познаваема ли вещь в себе? Существуют ли границы познания? и т. д. Все эти вопросы теряют свой смысл, если познание постигать как стоящее внутри жизненного процесса. Как жизнь манифестирует себя в растении, порождая листья, цветы, плоды, так ведет себя познание в человеке. Спрашивать: каковы границы у познания? — столь же бессмысленно, как спрашивать: каковы границы у цветения? Содержание познания есть продукт мирового процесса, как и цветы у растения. Образ мира, который набрасывает себе человек, есть содержание фантазий и toto genere всего, что только он отображает,
если рассматривать его лишь сообразно его образной натуре. В силу потребности в нем говорят
о "сути мира", о "вещи в себе" и т. п. Ничто внешнее не принуждает нас говорить о "сути мира".
К этому нас подталкивает лишь собственная природа. Говоря о "сути мира" и утверждая, что она непознаваема,
я высказываю вздор. Никакому существу не дано чего-то такого, что сопоставимо с познанием.
Говорить о существовании чего-то, лежащего "за познанием", столь же бессмысленно, как говорить о лежащем
по ту сторону роста растений. Познание должно оставаться внутри самого себя, если оно обладает смыслом. ...
Отрицание мира, потусторонность и т. д. впервые возникают тогда, когда человек их придумывает.
И это глупейшие из выдумок". Д. 6, с. 7 "Изучение природы с неизбежностью приходит к пограничным столбам, за которые невозможно выйти с познанием: с материей, с силой. Происходит это потому, что человек организован для любви. Силы, создающие границы, суть силы способности любить. Мы не способны наше познающее существо соединить с существом природы, ибо, когда мы пытаемся это сделать, мы с душевной жизнью уже проникли в область, где развиваем силу любви. Мистическое рассмотрение может идти вовнутрь до границы, которая могла бы быть внутренней природой человека — если исключить способность воспоминания — если бы она стала прозрачной. Но, желая быть мистиком, человек постоянно наталкивается на воспоминания, если только желает быть достаточно критичным.
Человек может расширить свое познание, если воспользуется средством познания, которое не разрушает способность любить и заявляет претензию на такое служение, которое способствует жизни через способность воспоминания. Такое средство познания обретают благодаря тому, что созерцают насквозь мышление, а мысли, сотканные с чувственными восприятиями, отрывают от размышлений. Я мыслю, следовательно я не есть. Через медитативную деятельность мышление становится переживанием, но переживанием — подобным голоду — окрепшего Я-не-есмь". Д. 45, с. 13-14 "Мистика — это понимание внутренней жизни. ... внутреннее углубление, деятельность. Эзотерика есть в определенном смысле то же самое, но мы из мистиков становимся эзотериками, поскольку мистик смотрит лишь в самого себя, эзотерик
же кроме того воспринимает Вселенную. ... Поскольку мы познаем наши внутренние органы, мы упражняемся в мистике. Поскольку мы внутренние органы употребляем для познания мира, мы упражняемся в эзотерике в полном смысле этого слова". Д. 60, с. 9-10 "Духоиспытатель должен пронизать себя истинным естественнонаучным настроением, ибо лишь благодаря ему можно развить элемент достаточно дисциплинированного мышления... Духовно исследовать означает жить в сверхчувственном, но жить с мышлением, созревшим на познании природы; и с волей, которая столь же мало, сколь сновидение, соприкасается с чувственным миром. ... Самонаблюдение, взращенное на чувственном мире, и мышление, не причастное к природопознанию, — враги духовного исследования". Природопознание должно стать жизнью,
"источником жизни". Д. 45, с. 11 "Антропософское движение сегодня потому находится в тяжелом положении, что ведь очень многие люди, страстно желающие одухотворить мировоззрение, хотели бы также и на пути познания легким и удобным способом приходить к знанию, которое им может дать Антропософия. Людям не хочется заниматься той интенсивной внутренней работой, которая необходима в Антропософии, а потому по временам выступают совершенно абсурдные воззрения и мысли. ... кто сегодня действительно честно желает войти в Антропософию, должен настолько основательно изменить свое мышление, что в результате антропософы должны совершенно радикально отличаться от людей, не имеющих никакого понятия о том, что такое изменение мышления и ощущений вообще возможно. ... Так основательно изменять мышление не требовалось даже в Мистериях древности;
многое там было подобно популярному мышлению". "Все антропософское мышление является, собственно говоря, чем-то сакраментальным, о чем я высказался в связи с разработкой теории познания мировоззрения Гете. ... Мышление — это таинство человека. Познание, если оно действительно является познанием, есть причастие человека". 345, с. 29, 40 Отличие эзотерической лекции от экзотерической состоит в том, что из последней что-то узнают, а первая дает переживание. 266-1,с. 251 "Какова разница между эзотерикой и экзотерикой? В экзотерике мы получаем сообщения, почерпнутые из эзотерики, как пищу для наших душ. В эзотерике мы стремимся сами созерцать те миры, из которых черпает эзотерика свои сообщения".
266-2, с. 379 "Вот три степени, волшебные средства всякого практического мышления: интерес к окружающему миру; удовольствие и любовь ко всем отправлениям; внутреннее удовлетворение... от рефлексии, от мышления, которое мы, обособившись от вещей, тихо совершаем для себя". Д. 78, с. 13 "Для египтян дело сводилось к тому, чтобы проникнуть к трупам мыслей, после того, как исчезла возможность сопереживать Вселенную внутренне в живых мыслях. Теперь дело заключается в том, чтобы приготовить будущее через пробуждение трупов мыслей в образованиях внешнего мира, которые постигаются в их метаморфозе". Д. 15, с. 20 "Кто хочет быть эзотериком
в антропософском смысле, должен выучить свою жизнь мышления каждую мысль продумывать основательно. Короткое, слишком короткое мышление есть признак материалиста". "Мистически: Отец — Сын — Святой Дух. Масонски: Сила — Действие — Сущность. Гностически:(пропуск в тексте). Алхимически: Сера — меркурий (ртуть) — соль". 266-1, с. 126, 455 Перейти к данному разделу энциклопедии
188. "Это движение (Антропософия) духовно не зависит ни от каких других движений, и его связи с ними могут быть только внешними". Это движение, которое "знает приемы и средства современной науки и действует в полном созвучии с научным сознанием современности. Это во-первых. Во-вторых, это движение поистине полным жизни образом имеет что сказать о жизненных вопросах современности, напр., о социальных вопросах. ... Третье, третья часть пробного камня заключается в способности этого движения осознанно уяснить себе религиозные потребности, уяснить в том смысле, что это уяснение религиозных потребностей находится в связи с полным, непосредственным знанием действительности. Благодаря уже этому вы можете отличить это движение от всех других ... где все отчуждено от мира". 186 (10)
Перейти к данному разделу энциклопедии
191. Наше движение должно быть обозначено ... как антропософски ориентированная теософия XX столетия". 131 (2)
Перейти к данному разделу энциклопедии
222. Было сделано возражение: почему д-р Р. Штайнер как "частное лицо" дал обновленный культ Общины Христиан, ибо это может совершиться лишь с помощью импульса, идущего непосредственно из духовного мира? На это был дан следующий ответ: "В свое время я подчеркивал, что не следует смотреть на меня как на того, кто из Антропософского Общества является основателем Общины Христиан, но эта Община Христиан основана через меня наравне с А.О.; я тогда еще использовал выражение: "как частное лицо". ... Должно быть понято следующее. Антропософское движение как таковое — а в нем также пребывает и источник движения христианского обновления — обязано своим происхождением не просто человеческим импульсам, но оно именно таково, что внесено в мир под влиянием и из импульсов духовно-божественных сил". "Община Христиан совершенно самостоятельна в отношении к Антропософскому Обществу... Ибо это движение христианского обновления выросло н е из Антропософии. Оно начинается от тех индивидуальностей, которые, идя от переживания Христианства, а не переживания Антропософии, искали новый религиозный путь. Они ощущали тягу в живом постижении сверхчувственного достояния Христианства обрести соединение человеческой души с ее вечным сущностным миром". Эти люди знали Антропософию и были убеждены, что она может стать посредницей в их поиске. "Но они искали не антропософского пути, а специфически религиозного". 37 с.210, 397
Перейти к данному разделу энциклопедии
338. "В нашем движении необходимо, чтобы мы не чувствовали, что мы должны обороняться, но мы притягивали бы людей". 300-б с.118
Перейти к данному разделу энциклопедии
342. "В современности есть люди, которым не хватает мужества подойти к антропософскому Движению, но которые имеют глубокую тоску по тому, что дает лишь антропософское Движение, тоску по преображению души, дабы только с преображенной душой подойти к соответствующему познанию". 210 (6)
Перейти к данному разделу энциклопедии
353. "В это трудное время необходимо, чтобы мы Духовную науку восприняли не только головой, но и нашим горячим сердцем. Ибо, если мы воспримем ее всем теплом наших сердец, то будем в состоянии развивать силу, в которой нуждается современность, и тогда никто не должен думать про себя: а подходящим ли является мое место, а достаточно ли у меня сил делать то, о чем идет речь? Каждый через свою карму на своем месте найдет возможность в правильное время поставить перед судьбой соответствующие вопросы. И если это правильное время не придет сегодня или завтра, оно все же придет тем или иным образом. И дело заключается в том, чтобы твердо и уверенно стать в импульсы этого духовного Движения, если человек его однажды понял. Именно сегодня особенно необходимо ему твердость и уверенность поставить перед собой как цель. Ибо или с какой-либо стороны в ближайшее время должно совершиться нечто крайне значительное, или все жизненные отношения натолкнутся на огромные трудности, и было бы безумием не желать уяснить себе это. Два с половиной года длится то, что теперь называется войной, и отношения остаются еще до сего времени в какой-то мере сносными; но дальше так уже не будет. И такое Движение, как наше, будет проходить через испытания; тогда нельзя будет спрашивать: когда мы снова соберемся вместе? —или: почему мы не собираемся? — или: почему не появляется то, либо это? — Но каждый человек должен будет в своем сердце нести через опасный период уверенное чувство сопринадлежности нашему делу. Современная культурная жизнь может погаснуть, если разразится то, что хотя произойдет и из этой современной культуры, но в высшей степени противоречит ей. В этом заключена вся абсурдность положения: из жизни произойдут вещи, которые ей противоречат. Поэтому и мы должны быть готовы к тому, что для нашего Движения могут наступить трудные времена. Но они не введут нас в растерянность, если у нас хватит уверенности, ясности и истинного чувства значения нашего Движения, если мы в это трудное время сможем подняться над отдельно-личностным... и устремить свой взгляд на большие дела человечества, поднятые на острие. Величайшим является следующее: нужно обрести понимание мышления, сообразующегося с действительностью, — хотя на каждом шагу встанут трудности в поисках такого, соответствующего действительности, мышления. Для этого нужно будет иметь и сердце, чтобы не заблудиться во всяческом эгоизме". 174 (25)
Перейти к данному разделу энциклопедии
1090. "В нашем "Календаре" (души) мы хотим выразить рождение Я. Поэтому момент этого рождения мы берем за исходный и считаем год от Пасхи до Пасхи. ... Особенно важна вторая часть "Календаря души". Здесь я стремился сопоставить, неделя за неделей, такие медитативные формулы, которые душа может внутренне медитативно пережить и которые так действуют в душе, что она может найти взаимосвязь между собственными внутренними переживаниями и тем, что в ходе времени управляется через божественно-духовных существ. Эти медитации действительно ведут к переживанию этих существ, если делаются серьезно и самоотверженно. Длительный оккультный опыт и исследования соединились в этих 52-х формулах, которые могут быть временными формулами для внутренней душевной жизни, которая таким образом может быть присоединена к процессам божественно-духовного переживания.
Они представляют собой нечто вневременное, являющее собой отношение между спиритуальным и чувственно увиденным. Каждый в состоянии постепенно распознать ценность этого "Календаря души", и тогда он сохранит свое значение на все годы (жизни) и постепенно укажет путь человеческой душе к духу, оживляющему все Мироздание. Но совсем нелегко эти медитативные формулы постичь и исполнять во всем их глубоком смысле. Для этого человеческой душе нужны годы и годы. В "Календаре" документировано не случайное, внезапно пришедшее, но деяние, стоящее в органической связи со всем нашим Движением; и постепенно будет узнано, почему одно в нем делается так, а другое иначе". 143(9)
Перейти к данному разделу энциклопедии
5. Антропософское Движение Антропософское Общество 391. Ныне существует стремление создать культуру, объемлющую весь земной мир, все человечество "без различия расы, пола, профессии, вероисповедания. Это материальная культура. ... Она должна обрести душу. Внести душу в эту культуру составляет ... задачу Антропософии ... Мы имеем материальную культуру, и нам необходима духовная культура, в материальной культуре. Люди сильны там, где они основывают моральные связи". 54(11) Перейти к данному разделу энциклопедии
392. "Важнейший принцип антропософского Движения: создать ядро всеобщего человеческого братства, возводимого на человеческой любви". 53(1)
Перейти к данному разделу энциклопедии
516. "... слова, которыми я начал и которыми хотел бы закончить это Рождественское Собрание, которое должно быть для нас Рождеством, праздником освящения (Weinefest) не только для начала года, но для начала Мирового Поворота Времен, которому мы хотим посвятить себя в полной самоотверженности заботе о духовной жизни: (следует полный текст медитации Камня Основы) 260 с.265-269
Душа человека! Ты живешь в членах тела, Что тебя через мир пространства Несут к существу духовного моря. Вспоминай в Духе, В душевных глубинах, Где в правящем Бытии Творца мира Собственное "Я" Пребывает в Божественном "Я". И ты будешь поистине жить В Человеко-Миро-Существе. Ибо Дух-Отец высот правит В глубинах мира бытие рождая. Серафимы, Херувимы, Троны, Прозвучать из высот,о, дайте, Отзовущемуся эхом в глубинах; Оно гласит: EX DEO NASCIMUR (ИЗ БОГА РОЖДАЕМСЯ). Это слышат духи элементов На Востоке, Западе, Севере, Юге: Могут услышать и люди. Душа человека! Ты живешь в биении сердца и легких, Что тебя через ритм времени Ведут к чувству собственной душевной сути. Размышляй в Духе, В душевном равновесии, Где волно-деяния Миростановления Собственное "Я" Соединяют с "Я" Мира. И ты будешь поистине чувствовать В Человеко-Душе-Деянии. Ибо воля Христа вокруг правит В мировых ритмах души одаряя. Господства, Силы, Власти, Вспыхнуть с Востока,о, дайте, Формирующемуся через Запад; Оно гласит: IN CHRISTO MORIMUR (ВО ХРИСТЕ УМИРАЕМ). Это слышат духи элементов На Востоке, Западе, Севере, Юге: Могут услышать и люди. Душа человека! Ты живешь в покоящейся голове, Что тебе из основ Вечности Раскрывает мировые мысли . Прозревай в Духе, В спокойствии мыслей. Где вечные цели Богов Свет мирового существа Собственному "Я" Дарят для свободной воли. И ты будешь поистине мыслить В Человеко-Духо-Основах. Ибо мировые мысли Духа правят В Существах Мира моля о свете. Архаи, Архангелы, Ангелы, Испросить из глубин,о, дайте, То,что в высотах услышат; Оно гласит: PER SPIRITUM SANCTUM REVIVISCIMUS (ВО СВЯТОМ ДУХЕ ВОСКРЕСАЕМ). Это слышат духи элементов На Востоке, Западе, Севере, Юге: Могут услышать и люди.
На повороте времен Свет Мирового Духа Вступил в поток существа Земли; Тьма ночи Была преодолена, Яркий свет дня В душах людей вспыхнул; Свет, Согревающий Бедные сердца пастухов; Свет, Озаряющий Мудрые главы царей. Божественный Свет, Христос — Солнце, Согрей Наши сердца; Просвети Наши головы; Чтобы стало во благо, То, что из сердец оснуя, Из голов направляя, Мы хотим привести к цели.
Перейти к данному разделу энциклопедии
|