Главная
Предметный указатель
ЗЕМЛЯ (эон) — сознание |
5. Земля как планета
Развитие, конфигурация
179. "Земля своим сознанием думает прежде всего о принадлежащем к Земле Небе. ...Думает о всем том, что происходит в звездах. Земля — это существо, которое размышляет о процессах в звездах. ...И, по сути, бесконечно возвышает мысль: ты идешь не просто сквозь воздух, ты идешь сквозь мысли Земли. 165 (6) "В средоточии Земли импульс будущего оживляется имагинациями".Д.20, с. 27 Перейти к данному разделу энциклопедии
583. "С конца декабря Земля (рис. 1, красное) целиком втягивает свое душевное (желтое) в себя. Она целиком втягивает его в себя, как человек, когда он вдыхает, весь воздух удерживает в себе. Это время, в которое по праву рождается Иисус, т. к. здесь Земля некоторым образом получает все душевные силы во внутреннее владение. И когда Иисус рождается в этот момент времени, Он рождается из земных сил, несущих в себе все душевное Земли". "Исследуем Землю примерно от времени весеннего равноденствия до конца марта. Схематически это можно нарисовать так (прав. рис.): Земля (красное) выдыхает; Душа еще наполовину в Земле, но Земля Душу выдыхает, текучие душевные силы Земли изливаются в космос (желтое). И если сила Импульса Христа с декабря внутренне связана с Землей, с душевным Земли, то теперь мы видим, как этот Импульс Христа с изливающимся душевным Земли начинает излучаться (стрелки). Пронизанное Христом земное душевное, излучаясь в духовное космическое пространство, должно встретиться с силой солнечного света. Рождается представление: Христос, вовлеченный в декабре в душевное Земли, чтобы в ее внутреннем быть изолированным от космического влияния, теперь, с выдохом Земли, Сам выдыхает Свои Силы и направляет их к восприятию солнечного, что струится Ему навстречу. ... Христос начинает взаимодействовать с солнечным ко времени Пасхи. Поэтому Пасха приходится на время выдоха Земли. Но то, что здесь происходит, должно быть отнесено не к отливающему свету Луны, а к солнечному. Поэтому праздник Пасхи приходится на первое воскресенье после полудня, приходящего после весеннего равноденствия. И, так ощущая, человек должен сказать на Пасху: если я соединен с силой Христа, то моя душа также течет с силой выдоха земной Души в космические дали и воспринимает силу Солнца; и Христос ведет теперь человеческие души с Земли так же, как до Мистерии Голгофы Он приводил их из Космоса". До Мистерии Голгофы в халдейских, египетских Мистериях грядущего Христа наблюдали в отраженном Луной солнечном свете. В отношении Луны к звездам читали то, что грядущий Христос хочет сказать людям. Рождение Иисуса они рассматривали как нечто такое, что дает импульс в дальнейшем с Земли не рассматривать более Луну как универсального регента небесных явлений, но — само Солнце. "Но если мы пойдем за дыханием Земли далее, то в июне найдем Землю в третьем состоянии (левый рис.). В том месте, которое мы наблюдаем на рисунке, Земля совершила полный выдох. Все солнечное Земли излито в космическое пространство, все душевное Земли отдано космическому пространству. Душевное Земли пропитано силой Солнца, силой звезд. Христос, связанный с душевным Земли, также соединяет свои силы с силами звезд и силами Солнца, которые здесь вливаются в отданное Мирозданию душевное Земли. Это время Иоанна. Земля совершила полный выдох. Земля являет своим внешним ликом, который обращен ко Вселенной, не собственную силу, которую она являла в себе во время зимнего солнцестояния, Земля являет на своей поверхности отраженную силу, силу звезд, Солнца, всего того, что космически пребывает вне ее". "Наступает конец сентября. Выдохнутые силы начинают двигаться обратно, Земля снова начинает вдыхать. Душа Земли, бывшая излитой в Космос, снова втягивается внутрь Земли ( рис.). Человеческие души в своем подсознании или в своих ясновидческих впечатлениях воспринимает этот вдох земной душевности как процесс своей собственной души. ... Поскольку Земля является летом зеркалом космического, то в своем внутреннем она бывает непрозрачной, непроницаемой для космического, а следовательно — и для Импульса Христа. Импульс Христа должен в некотором роде жить в выдохе; Земля оказывается непроницаемой для Импульса Христа. Ариманические силы крепко оседают в непроницаемой для Импульса Христа Земле. И когда вместе с выдохнутыми силами Земли человек возвращается назад и вместе с этими силами воспринимает в свою душу силы Христа, то он погружается вниз, в ариманизированную Землю. Но дело здесь обстоит так, что с последней трети XIX столетия и в ходе настоящего развития Земли человеческой душе, опускающейся вниз, приходит на помощь из духовных высей сила Михаэля, двигаясь с отливающими назад, вдыхаемыми Землей силами и побеждая дракона Аримана". "Во время летнего выдоха Земля ариманизируется. Какое было бы несчастье, если бы рождение Иисуса произошло в этой ариманизированной Земле". Поэтому оно совершается в декабре, в очищенной духовными силами от дракона Земле. "Импульс Христа рождается в воспринятой Землей земной душевности, во внутреннем Земли. Он течет вовне, в космическое, с выдохом Земли весной. Он становится видимым в звездном и вступает с ним во взаимодействие, но не просто пространственно, а во времени, так что временное изымается из пространственного. ... Человек восходит своим душевным, вместе с полным выдохом, в космическое, пропитывается, пронизывается звездами, принимает дыхание мира в земное дыхание, пронизывает себя пасхальным. И с тем, чем он начал пронизывать себя с Пасхи, он особенно крепко стоит в Иоанново время; а затем с Душой Земли и со своим душевным он должен возвращаться назад, в Землю, но ему указывается на то, что рядом с ним стоит Михаэль, чтобы он, человек, мог правильным образом проникнуть в земное после победы ариманического силой Михаэля. ... Рождество сегодня правильно празднуют те, кто могут себе сказать: Михаэль очистил Землю, дабы на Рождество правильным образом могло совершиться рождение Импульса Христа. — Затем опять начинается излияние в Космос. Христос при этом излиянии берет с собой Михаэля, чтобы Михаэль мог снова из космического воспринять силы, израсходованные им в борьбе с земно-ариманическим. С Пасхи Михаэль начинает погружаться в космическое, и особенно сильно он сплетается с космическим в Иоанново время. Человек же, который в современности в правильном смысле постигает то, что его, как человека, соединяет с земным, говорит себе: для нас начинается время, в которое мы лишь тогда видим Импульс Христа правильно, когда в ходе года познаем Его в сопровождении силы Михаэля, когда мы видим Христа определенным образом втягивающимся, втекающим в земное и выходящим в космическое в сопровождении соответствующим образом борющегося в Земле Михаэля, видим Христа, обретающего в мировых далях силу для борьбы Михаэля (см. лемнискату)".223 (1) Перейти к данному разделу энциклопедии
595. Когда праздники еще не носили столь внешнего, как теперь, характера, тогда люди, например, знали: "В то время, на которое приходится Рождественский праздник, наша Земля как существо склонна принимать в свою ауру идеи, которые, например, летом совсем в нее не входят. ...Земная аура в это время пронизана мыслями... она думает о Мироздании".172 (4) Перейти к данному разделу энциклопедии
Природа
614. "Совершенно различны весенне-летние и осенне-зимние действия (природы). Земля делается как бы бессамостной, отдается в объятия Мироздания, из которого ей посылается солнечный свет и тепло, пробуждая в ней жизнь. Земля являет свою бессамостность весной и летом. Как бы являя свой эгоизм, как бы из себя наколдовывая все то, что она содержит и может произвести в своей атмосфере, предстает Земля осенью и зимой. Побеждающая действие Солнца, действие Мироздания через эгоизм земного действия — такой является нам зимняя Земля". "Мы видим в весенне-летнее время Земли, как духи земли, воздуха, воды, огня становятся служителями космических духов, посылающих свои силы на Землю. И если мы поймем всю духовную связь Земли с Космосом, то наша душа весной и летом пойдет вслед за этим отношением, и мы скажем себе: ты, Земля, являешь нам себя, когда духов — служителей эгоизма ты делаешь служителями Вселенной, — космических духов, наколдовывающих жизнь из твоего лона, которую ты сама не в состоянии наколдовать! Затем мы шествуем к осенне-зимнему времени. И тогда мы чувствуем эгоизм Земли, чувствуем, сколь могущественны духи Земли, связанные с самой Землей, которые отделили себя от Вселенной со времен Сатурна, Солнца и Луны; чувствуем, сколь замкнуты они по отношению к действиям, струящимся из Космоса. Мы чувствуем себя пребывающими в переживающей себя эгоистично Земле. Здесь мы испытываем свою душу с ее мыслями, чувствами и волей, испытываем ее серьезно, спрашивая себя: как из подоснов нашей души всплывают мысли, чувства, аффекты и ощущения? Обладают ли они той же регулярностью, с какой Солнце влечется через Вселенную и из лона Земли наколдовывает Земле жизненные силы? — Нет, этим они не обладают. Силы, повседневно являющиеся в нашем мышлении, чувствовании и волении, с внешней стороны подобны переменчивым процессам в атмосфере. Как взрываются молния и гром, так взрываются в душе человеческие страсти. Как нет закона, регулирующего дождь и солнечный свет, так прорываются человеческие мысли из глубин души". "Два времени Земли должны мы различать. Одно время — до Мистерии Голгофы, когда Земля через лето шла к осени, когда внутренние силы человека уподоблялись переменчивым силам Земли. Другое время — великий праздник земного Рождества, время Мистерии Голгофы, когда на Землю пробилось то, что, несмотря на зимнее время Земли, из тьмы приблизилось к ней как победный Дух Солнца, Христос, Который внутренне принес душам то, что Солнце приносит Земле внешне как силы роста. Так чувствуем мы столь сильно всю нашу человеческую земную судьбу, наше внутреннейшее человеческое существо, когда стоим под рождественским деревом. Так чувствуем мы себя внутренне связанными с Дитем человеческим, несущим весть из того времени, когда человечество еще не подпало искушению и не имело в себе задатков к нисхождению, несущим весть о том, что снова, с зимнего солнцеворота начинается восхождение. Именно в эти дни мы чувствуем особенно сильно внутреннее родство духовного во внутреннем души с духом, который ткет повсюду и волнуется во всем, который внешне выражает себя в ветре и буре, но также и в регулярном, гармоничном ходе Солнца, выражается в движении человечества по Земле, в великом Празднике Голгофы".150 (8) Перейти к данному разделу энциклопедии
Пасхальная имагинация
623. "Существует разница между зимней известью и весенней известью, этими важными отложениями под поверхностью земли. Зимняя известь ... в некотором роде представляет собой удовлетворенную в себе сущность. Она, если в ее сущность углубиться интуитивно, в том смысле, как это описано в моей книге "Как достигнуть познания высших миров?", — она пронизана многочисленными духами. Имеются элементарные существа, живущие в земном. Земля пронизана духами. Но она еще бывает в некотором роде удовлетворенной, что подобно удовлетворенности человеческой головы, когда она решила важную проблему и рада, что обладает мыслями, которые составляют это решение. Человек воспринимает, поскольку в интуиции он повсюду воспринимает также и элемент чувств, во всех земных образованиях извести внутреннее удовлетворение во время зимы.
...Но когда приближается весна, а именно с приходом марта, известь в отношении своих духовных качеств, можно сказать, приглушается. Она больше их не имеет, поскольку, как вы знаете, элементарные существа через некий род духовно-космического дыхания направляют свой путь в Мироздание. Известь становится притупленной в отношении своих мыслительно-духовных свойств. Но примечательно то, что она теперь становится вожделеющей. Она развивает некий род внутренней жизненности. Тонкая жизнь все более и более обнаруживается в извести, и она, по мере наступления весны, а потом лета, по мере прорастания растений, становится внутренне все подвижнее. Вещи, естественно, разыгрываются не грубо, а тонко, интимно. Вырастающие растения отнимают у извести воду, нечто из углекислоты... И это означает для нее внутреннее оживление. Она становится живой. Но благодаря тому, что известь становится внутренне живой,
она развивает колоссальную притягательную силу для ариманических существ. Каждый раз с приближением весны ариманические существа обретают надежду. В отношении природы они в общем-то не имеют особых надежд, поскольку свою суть они могут развивать только внутри человека. В животной природе человека могут действовать ариманические существа. Но с приближением весны ...под воздействием весенней извести у них слагается мнение, что во всеобщей природе могла бы развернуться их драконова природа ...они могли бы обрести возможность стянуть астральное из Мироздания, дабы одушевить эту живую известь, пронизать ее душой. Таким образом, с приближением марта для действительно ясновидящего наблюдателя начинается эта удивительная игра: человек видит повсюду, как в имагинациях по всей Земле развертываются надежды ариманических существ подобно, я бы сказал, духовному ветру, дующему повсюду, и видно, как ариманические
существа стремятся вызвать дождь астральности. ...И он, если бы им это удалось — а они стараются изо всех сил, — землю в летнее время, по меньшей мере частично, там, где она состоит из извести, превратил бы в одушевленное живое существо. ...И если бы какое-либо существо тогда поставило осенью свою ногу на землю, то земля ощутила бы от этого боль". Такого рода иллюзии ариманические существа получают и теряют каждую весну. И эти иллюзорные надежды ариманических существ заключены в нашей повседневной пище, в нашем хлебе. "Вовне эти иллюзии разрушаются. И тем более пробуждается у ариманических существ тоска по достижению своей цели там, где душа уже имеется, — в человеке. Так что человек каждую весну, хотя это и разыгрывается интимно, фактически рискует пасть жертвой ариманических существ. Весной, как ни в какое другое время, человек в этом отношении подвергается воздействию всех
ариманических сил в космосе. Нечто иное открывается взгляду, направленному вверх, куда восходят земные элементарные существа. Они там соединяются с облачными образованиями, принимают внутреннюю подвижность, подчиненную планетной жизни. Там, вверху, с приближением марта также происходит нечто. ...Там, вверху все пронизывается люциферическими существами. И как внизу ариманические существа, так вверху люциферические существа получают свои надежды и иллюзии. Если мы точнее войдем в природу ариманических существ, то она окажется эфирной. И ариманическим существам, свергнутым Михаэлем, недостает возможности так развернуть себя, чтобы иным образом, чем через оживающую, вожделеющую известь, смочь получить господство над Землей. Люциферические существа вверху пронизывают и заполняют собой то, что восходит туда, и делаются
деятельными, подвижными в верхнем элементе Земли. Эти люциферические существа астральной природы. Они получают надежду через все то, что весной устремляется вверх, смочь пронизать свою астральную природу эфирной природой и эфирную оболочку Земли увлечь вверх и поселиться в ней. Можно, таким образом, сказать: ариманические существа стремятся Землю одушевить астрально (см. рис., красноватое); люциферические существа стремятся воспринять снизу в свое существо эфирное (синее с желтым)". С прорастанием растений углекислота проникает в более высокие области, чем зимой. Эту углекислоту стараются притянуть к себе люциферические существа. Если бы им это удалось, то на Земле прекратилось бы дыхание, все, кроме физ. тела в человеке, они утянули бы к себе, и через эф. тело человека сами стали бы эфирными существами. Таковы стремления люциферических существ (духов) от начала до конца марта.
"Они надеются всю Землю превратить в такую тонкую чащу, в которой они, будучи сгущенными через эфирную природу человека, могли бы заниматься своим существом". "Если бы исполнились надежды ариманических существ, все человечество постепенно растворилось бы на Земле. Земля вобрала бы в себя людей. В конце концов на Земле возникло бы — таково намерение Аримана — одно большое существо, в котором растворились бы все человеческие существа. Они бы оказались связанными с этим большим, единым земным существом. Развитие связи с состояло бы в том, что человек своим организмом все более походил бы на живую известь. Он все более соединял бы свой организм с живой известью, все более обызвествлялся бы. Через это он метаморфизировался бы. превратил бы свой облик в иной, который выглядел бы примерно так: склеротизированный облик с некоего
рода крыльями летучей мыши и с такой вот головой (см. след. рис.). Человек был бы тогда в состоянии постепенно раствориться в Земле, и земное, вся Земля, на ариманический лад стала бы земно-живым существом. Если, с другой стороны, люциферические существа утянут эфирное человека и благодаря этому со своей астральностью некоторым образом сгустятся эфирно, тогда из них эфирным образом нечто возникнет... что, прежде всего, как бы из земных паров образует тело (синее), но оно строится только до груди, а над нею идеально поднимается человеческая голова (красное). Далее возникает нечто особенное, это существо имеет как бы крылья, образованные из облаков (желтое). Эти крылья как бы концентрируются спереди в некий род увеличенной гортани: с боков они могли бы сконцентрироваться в органы слуха, уши, и опять-таки соединиться с гортанью". Так встают образы Аримана и Люцифера, какими они изображены в малом куполе первого Гетеанума и в деревянной скульптурной группе. В то же время, это те предельные состояния человеческого, которых оно достигло бы, если бы впало в одну или другую из описанных крайностей. Ариманическое искушение возрастает весной, а с ним и люциферическое, которое длится потом все лето. "Если посмотреть в перспективе на окончание земного развития, то можно увидеть стоящую перед человечеством опасность того, что ариманические существа если и не растворят человека в Земле, то, по крайней мере, приведут к тому, что он сможет очерстветь в себе, перефилистерствовать, перематериализоваться, так что уже не сможет больше ни мыслить, ни чувствовать сверх того, что автоматически в нем думает и чувствует материя". "Кто развивает чувство того, как вверху, в испарениях углекислоты люциферическое хочет удушить физическое человечество, как внизу ариманическое в астральном дожде хочет так оживить всю Землю в ее известковых залежах, чтобы человек в ней склеротизировался, растворился, кто все это провидит, для того между люциферическим и ариманическим встает облик Христа, облик уже освободившегося от материи Христа, имеющего Аримана под своими ногами ...не принимающего в расчет ариманическое, преодолевшего его. ...Такой человек, с другой стороны видит Христа, преодолевшего то, что высшее человека хочет увлечь прочь от Земли. ...появляется голова Христа с таким лицом, с таким взглядом, с таким выражением лица, что этот взгляд, это выражение закругляются текучими силами Люцифера. Люциферическая мощь, втянутая в земное, поставленная в земное, — это облик Христа, каким Он является каждую весну, каким Он должен нам являть Себя: стоящим на земном — которое должно быть сделано ариманическим, — побеждающим смерть, восстающим из гроба, возносящимся как Воскресший к просветлению, которое приходит путем перевода люциферического в земно-прекрасное лицо Христа. Так между ариманическим и люциферическим является на Пасху в облике Воскресшего Христос ...так встает перед человеком воскресший Христос, утверждающийся внизу на ариманической власти, а сверху над ним парит Люцифер. Эта мировая имагинация встает как Пасхальная имагинация". (См. скульптурную группу "Представитель человечества".)223 (12)
Пасхальное время
Все переходит в эфирное. Все, что было в Земле духовным (в соли) увеличивает земную сферу. — Также и земные формы — через меркуриальный принцип. — Создается возможность для люциферических духов получить в свою власть элементарных духов; постоянно возобновляющееся "сбрасывание вниз". У люциферического принципа отнято лицо — крылья, гортань — ухо; никакой интеллектуальности, а (лишь) являющееся мышление, выражающееся в форме придатка к голове; крылья нащупывают мировые силы, ухо превращает их в мысли, гортань отпечатывает их в творящем слове. Слово. Оплодотворение земно-лунных сил через Солнце". Д.19, с.4 Перейти к данному разделу энциклопедии
Минеральное царство 304. "Эта чувственная вещь есть уплотненное мысле-существо. Но одно минеральное существо действует внешним образом на другое. Оно сталкивается с ним и приводит его в движение; оно согревает его, освещает его, растворяет и т.д. Этот внешний способ воздействия можно выразить в мыслях. Человек создает себе мысли о том, как минеральные вещи внешне закономерно воздействуют друг на друга. Благодаря этому его отдельные мысли расширяются до мысле-образов всего минерального мира. И этот мысле-образ есть отблеск праобраза всего минерального чувственного мира. Его можно найти в духовном мире как целое ". 9 (12) Перейти к данному разделу энциклопедии
305. "Вся Земля обладает сознанием, сознанием, которое принадлежит к ее минеральному царству". 165(6) Перейти к данному разделу энциклопедии
|