Главная
Предметный указатель
ЗЕМЛЯ (эон) — и Солнце |
Дополнительные характеристики
104. "Вы должны представить себе Землю заключенной в Солнце, составляющей как бы часть его, а потому не получающей света извне, но пребывающей в той Сущности, которая сама излучает свет в пространство. — Тогда вы получите состояние древнего Солнца". 122 (3) Перейти к данному разделу энциклопедии
145."Вы можете понять почему эта гигантская голова, какой является Земля, могла жить: поскольку Солнце представляло собой ее аппарат питания. До тех пор пока Солнце было с Землей, Земля питалась из мирового пространства через Солнце, как мы теперь на Земле питаемся через наш аппарат питания". Конечно, Солнце больше Земли, поэтому вернее будет сказать, что Земля была в Солнце. Луна же была при этом действительно в Земле. (см.рис.). Это противоположно тому, что имеется у человека: он имеет желудок в себе, хотя тот связан со всем окружением. Итак, Земля имела желудок, выходивший наружу (как центр Солнца). Солнце притягивало отовсюду кометы и передавало их этому желудку. Пищеварение Земли происходило внутри ее. Из такого состояния родилась Земля. Эмбриональное развитие и рождение каждого человека представляет собой повторение того пра-древнего развития и рождения Земли.347 (10) Перейти к данному разделу энциклопедии
151. "Выделение Солнца (из Земли) было деянием Духов Солнца, выделение Луны было деянием Духов Сатурна. ...Солнце (современное) есть космический символ для деяний Духов Солнца; Луна (современная) есть космический символ для деяний Духов Сатурна. Но что же осталось с Землей? — С Землей остались Духи древней Луны".113 (4) Перейти к данному разделу энциклопедии
152. "Через отделение сил Солнца и Луны от Земли было установлено равновесие между жизнью и формой. ...Приходящие с Солнца силы творили и оплодотворяли жизнь. С Луны приходило то, что отливало эту жизнь в твердые устойчивые формы. Луне обязаны мы становлением физического тела". 107 (17) В земном эоне центростремительные силы в определенный момент стали чрезмерными. Тогда возникла собственно земная сила. "Она как связующая сила действовала между силами Солнца и Луны и стала приводить их к гармонии и равновесию. (Все три планеты образовывали тогда одно тело.) Подобие того состояния человек теперь имеет в себе. Его "я" образует связующее звено между духовным и материальным. После выделения из Земли Солнца и Луны силы последних стали действовать "в перпендикулярном направлении" по отношению к силам двух первой. Физическое выражение это нашло во вращении Земли вокруг собственной оси. На древней Луне встреча центростремительных и центробежных сил образовала некий затор. На Земле возник двойной затор (застой), что ограничило всеобщее сознание и обратило его на самое себя. Так было положено начало я-сознанию.265, с. 257, 258 Перейти к данному разделу энциклопедии
Минералы, растения, животные
156. Разглядывая камень, можно часто увидеть в нем некий рисунок, напоминающий отпечаток растения. В белковой атмосфере Лемурии существовали образы, как бы производившие некий фотоотпечаток в мягких пра-камнях. Сами образы приходили из космоса, но их наполняла белковая субстанция, и они плавали наподобие водорослей, но ни к чему не прикреплялись, ибо тогда и дна-то не было. Они сильно видоизменялись вплоть до прохождения и возникновения. Поэтому говорить здесь следует скорее не о растительном покрове Земли, а о приходящих из космоса оплотневающих и снова растворяющихся облаках. Растительный мир приходил на Землю из космоса. Человек тогда был еще духовен и един с Землей. И те растения он выделял из себя. Далее космические силы начали действовать на белковую атмосферу так, что она местами стала свертываться, твердеть; но затвердения были внутренне живыми, принимали определенные формы, и это, собственно, были животные. Они состояли из желеобразной массы и напоминали современных рептилий, ящериц и т.п. Они могли, подобно улитке, то вытянуться, то снова сжаться (см. рис.). Так после кремнезема на Земле возникла известь. И то и другое пришло из космоса и позже оплотнело, просочилось вниз и образовало отложения в Земле. Но космические силы, например в извести, содержатся и теперь. "И нечто удивительное встречаем мы, возвращаясь в несколько более позднее время, чем то, в которое выступает это позеленение и увядание (в связи с растительным миром). Белковая атмосфера наполняется постоянным восхождением и нисхождением извести. Образуются то известковые испарения, то известковый дождь. У Земли было время, когда то, что сегодня является испаряющейся водой и падающим дождем, содержало известковые субстанции, которые восходили и нисходили. И затем возникает нечто особенное: эта известь получает особую силу притяжения к этому желе, или к хрящевидным массам. Она пронизывает их, напитывает их собой. И, благодаря содержащимся в ней также земным силам, она растворяет всю массу желе, образованного свернувшимся, загустевшим белком. Известь восприняла у Неба то, что Небо образовало в белковой субстанции, и несет это еще ближе к Земле. Благодаря этому постепенно возникают животные с известковыми костями. Происходит это в поздне-лемурийское время. Таким образом, в растении, в его древнейшем облике, мы видим чисто небесное деяние, а в животных и во всех животных образованиях мы видим нечто такое, что Земля, после того как Небо дало ей известь, стянула у Неба — поистине стащила! — и сделала земными формациями". Таким был главный процесс, но наравне с ним происходило и многое другое. "Например, вместе с тем, что я описал, вся атмосфера наполнялась тонко распределенной серой. Эта тонко распределенная сера связывалась с другими субстанциями, и из их связи возникло затем то, что я бы назвал отцом и матерью всего, что сегодня содержится в рудах, таких как пирит, галенит, или свинцовый блеск, как цинковая обманка и т.д. Все это, таким образом, возникает в те времена в древней форме, в мягкой, воскообразной форме. ...А когда руды, металлы выделяются из всеобщей белковой субстанции и образуют земную кору, то металлам при этом, если бы человек не стал из них что-то изготовлять, была бы отведена одна роль: размышлять о том, что произошло. И это осталось с ними. Если к ним обратиться ясновидчески, то они припомнят все, что произошло с Землей". Затем образуются поздние растительные формы уже с неким родом корня, но в мягкой земле. А из рептилий, ящерицеподобных животных образуются сложные животные, следы которых находят геологи; хотя от самых первых из них ничего не сохранилось. Возникли животные, которых можно было бы описать так: такое животное имело очень большой глазоподобный орган с некоего рода аурой; затем шла вытянутая вперед морда. Тело напоминало ящерицу, но имело мощные плавники. Так возникло образование, имевшее в себе куда больше, чем раньше, твердого вещества. Возникает животное, обладающее органом, который можно назвать как крыльями, так и плавниками. Ибо это было не морское животное, морей тогда еще не было. Была мягкая земная масса и еще более мягкий элемент окружения (из которого была несколько удалена только сера). И там плавало, или летало — это было нечто среднее между тем и другим — такое животное. рядом существовали другие животные, не имевшие такого рода конечностей; их конечности формировались более из сил Земли и уже напоминали конечности современных млекопитающих и т.п. Так человеку, который отправился бы от настоящего в те времена, которые связывают Лемурийскую эпоху с Атлантической, предстали бы такие гигантские летающие ящерицы с лампой на голове, которая светит и греет; внизу — мягкая, напоминающая болото земля, которая тем не менее, исключительно уютна, так как современного посетителя она бы встретила запахом, средним между запахом гнили и запахом зеленеющих растений. Нечто обольщающее, с одной стороны, и исключительно симпатичное — с другой, представлял собой этот ил мягкой земли. И в нем двигались, подобно болотным животным, другие животные, обладавшие уже в большей мере конечностями и напоминавшие современных низших млекопитающих; но при этом внизу у них были вот такие могучие вещи (это рисуется) не совсем то, что у утки, — диски, на которых они двигались в том болоте, и не только вдоль его, а качаясь то вверх, то вниз. И человечество должно было все это выделить из себя, отделить от себя, чтобы человек мог подготовить самостоятельное чувство для земного бытия. Так имеем мы первое растительно-животное творение, представляющее собой, собственно говоря, продукты, отделенные от человека (Absonderungsprodukten); оно подготовило то, благодаря чему человек как земное существо смог стать волящим. Если бы все это оставалось в нем, то оно вобрало бы в себя всю его волю. Его воля стала бы целиком физическим свершением. Благодаря же тому, что человек все это выделил, отделил от себя физическое, воля приняла душевный характер. Таким же образом через второе творение, чувства приняли душевный характер. И только позже, в Атлантическую эпоху, так, примерно, в ее середине, возникли млекопитающие и растения, которые уже подобны современным. Здесь Земля уже принимает облик, в общем подобный тому, какой она имеет теперь. Поэтому появляются химические субстанции, которые знает современный химик. Постепенно возникают углерод, кислород, щелочные, тяжелые металлы и т.п. Все это возникает в это время. Но здесь человек смог выделить нечто третье, то, что он сегодня находит в своем окружении как растительный и животный мир. И когда он это отделил, когда оно стало окружающим его творением, он подготовился к тому, чтобы стать в земном бытии мыслящим существом. Итак, можно сказать: человечество тогда не было столь разделенным, как сегодня, на отдельные индивидуальности; существовало всеобщее человечество еще духовно-душевной природы, погруженное в эфир. Ибо с этим, идущим из мироздания к Земле, эфиром пришло из мироздания на Землю человечество. Затем оно проделало тот процесс, который я описал в "Очерке Тайноведения": оно пришло, затем ушло к другим планетам и опять вернулось назад в Атлантическое время. Ибо как раз, когда происходило описанное выделение, человечество не могло оставаться на Земле, должно было уходить прочь, чтобы сначала укрепить внутренние силы, которые теперь делались много тоньше и были уже душевной природы. Затем оно возвращалось назад. ...И когда человек отсылал эти вычленения в земное царство, он постепенно развивал в себе то, что его как земного человека наделило волей, чувством, мышлением". Поэтому проявления человека стоят в связи с существами и царствами, которые он выделил в развитии и которые составляют теперь его окружение, но будучи видоизмененными, ссохшимися по сравнению с тем великолепием, какое они являли собой первоначально.232 (5)
Перейти к данному разделу энциклопедии
180. Солнце движется с большой скоростью по направлению к созвездию Геркулеса. "Истинный путь Земли образует винтообразную линию. Так называемый наклон эклиптики — это линия гравитации, проходящая между Солнцем и Землей. Забывают, что Земля в ходе года делает один оборот вокруг оси эклиптики и этот оборот комбинирует с вращением по винтовой линии". Это явление открыл Коперник, но наука приняла лишь два закона Кеплера, а этому третьему закону дала "затеряться под столом". " Если бы эта винтовая линия была прямой, то развитие на Земле протекало бы неимоверно быстро". 98 (16) Перейти к данному разделу энциклопедии
536. Существами, действующими с Солнца, вызываются образования минералов, растительные и животные формы. Действием существ Луны возбуждается душевная жизнь в животных и в человеке.113 (4) Перейти к данному разделу энциклопедии
Семь дней творения
2. «Книга Бытия: «Вначале создал Бог Небо и Землю, — Bereschit bara elohim eth haschamajim weth harez». Тут имеется в виду момент отделения Солнца от Земли. Элементы: водный, воздушный, тепловой. «Вначале» по-еврейски — «берешит». «У древнееврейского мудреца Бэт вызывала представление о деятельности в веществе оболочки; Рэш — другая буква — вызывала образ духовных Существ, работающих в этой оболочке; Шит — представление о продуктивной силе, поднимающейся изнутри, чтобы проявиться наружу». Представим себе Элоимов размышляющими (космически), и их размышление встает перед нашей душой при слове «создал» или «сотворил» (бара). «Это их творческое мышление создает два комплекса: один из них стремится проявиться вовне, обнаружиться во внешнем, другой живет внутренней жизнью, полон внутреннего движения». Так следует понимать «Небо и Землю». 122 (2) Перейти к данному разделу энциклопедии
195. "Ту высшую Силу, Которая из мирового хаоса в период развития др. Сатурна дала духовный зародыш физ. человека, автор Ев. от Иоанна называет "Логосом". То, что возникло на др. Солнце и вчленилось в возникшее на Сатурне, он называет "жизнью" — то, что мы называем эфирным, или жизненным телом. Возникшее на др. Луне он называет "светом", ибо это духовный свет, астральный свет". "В начале был Логос" "И Логос стал Жизнью" "И в ожившем Логосе возник Свет". Свет возник в эпоху земного развития на отделившемся от Земли Солнце. Люди же на Земле остались во тьме. И они не могли понять свет как совместное излучение духовных существ, продолживших свое духовное развитие после др. Луны: духи Льва, Тельца, Орла и человека.112 (3) После Мистерии Голгофы слово утратило свое прежнее мистериальное значение, когда оно было способно произвести мощное действие; "... действительная свобода не смогла бы возникнуть в среде людей, если бы слово сохранило прежнее значение". "В древности люди учились мыслить, исходя из слов, которые они произносили. И в прошлом не было никаких иных мыслей, кроме пришедших из слов". Слово тогда, естественно, обладало реальной силой. Потом оно ее утратило. "Но тогда пришло Существо, Которое мыслям, если мы их наполним Им, снова может дать силу. Это Существо, сказавшее: "Я есмь Слово", — есть Христос". 265, с.247,248 Перейти к данному разделу энциклопедии
196. "Все, что живет на этой Земле, обрело свою суть благодаря тому, что сначала Солнце, а потом Луна отделились и встали во внешнее отношение к нашей Земле. И в этом отношении заложена тайна взаимопринадлежности человеческого духа и Духа Универсума, Которого в Духовной науке называют Логосом. Он одновременно объемлет Солнце, Луну и Землю. Внутри существуем мы. Как Земля родилась из одного тела, в котором пребывали и Солнце, и Луна, так человек рожден из одного духа, из одной души, принадлежащих одновременно и Солнцу, и Луне, и Земле". 54 (10) Перейти к данному разделу энциклопедии
Жена.(5-я печать)
278. (11; 1). "И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь Храм Божий и жертвенник и поклоняющихся в нем; внешний двор храма исключи и не измеряй его..." "Это означает, что из храма должно быть исключено все, что было подготовлением. Человек сначала должен был обрести физ. и эф. тела, прежде чем он смог работать в них. Эти физ. и эф. тела и являются внешним двором: они должны отпасть, быть исключены. Что сделал один человек — это он сохранит. И это есть храм, в котором должно будет жить новое существо в бытии Юпитера". (12). Луна, которая была необходима для того, чтобы развитие не шло слишком быстро, будет преодолена человеком, и нужда в ней отпадет. "В то время человек соединится с Солнцем. Он будет жить в одухотворенной Земле и в то же время будет связан с силами Солнца и преодолеет силы Луны. Все это представлено в символических фигурах пятой печати: жена, несущая в себе Солнце, а под ногами имеющая Луну". 104 (9) Перейти к данному разделу энциклопедии
308. "В отдаленном будущем вся материя Земли будет преобразована, и то земное тело станет зрелым‚ для соединения с Солнцем. Христос как духовное Солнце дал Импульс к этому, чтобы Землю и Солнце однажды вновь слить в единое тело". 105 (8) Перейти к данному разделу энциклопедии
433. Когда на Голгофе пролилась кровь, аура Земли начала сиять в пространство. Это было астральное сияние, видимое только для ясновидящего. "Но в будущем астральный свет станет физическим и Земля станет сияющим телом, станет Солнцем".112 (13) Перейти к данному разделу энциклопедии
459. До пришествия Христа Земля не могла из себя самой посылать свет в эф. тела людей. Но теперь, когда люди принимают Христа, приходят к Его пониманию, астральное сияние, которое излучает Земля после Голгофы, люди могут воспринять в свои эф. тела. "Они воспринимают в эф. тела Свет Христа!" В результате этого эф. тела, воспринявшие свет Христа, после смерти в определенной части не подпадают земным силам умирания. И это струится в мировое пространство, и из этого образуется сфера вокруг Земли, сфера из оживших эф. тел. Так Земля развивается в Солнце. 112 (13) Перейти к данному разделу энциклопедии
Тайна Солнца
499. Средневековым воззрением осознавалось, что человек является четвертой Иерархией, но на Земле он не нашел своей задачи, поэтому Земля не может занять достойного места в Космосе. Человек пал, и Регент Земли отсутствует на ней. "Что же тогда произошло? Собственный Регент Земли отсутствует. И тогда стало необходимо, чтобы Земля руководилась в Космосе не сама собой, а Солнцем, так что Солнце получило задачу управлять Землей. Человек средневековья смотрел на Солнце и говорил себе: на Солнце присутствует определенная интеллигенция (как субстанция, существа. — Сост.). Она определяет движение Земли в космосе, регулирует также происходящее на самой Земле. Но это должен делать человек. Силы Солнца через человека должны содействовать земному бытию. — И отсюда возникло то значительное представление средневекового человека, которое выразилось в таких словах: Солнце — это неправомерный князь мира сего. А теперь подумайте, дорогие друзья, сколь бесконечно для средневекового человека углублялся через подобное представление Импульс Христа. Христос становился Духом, Который не пожелал обрести Свою Задачу на Солнце, не пожелал остаться среди тех, кто хотел извне, неправомерно управлять Землей. Он пожелал найти Свой путь от Солнца на Землю... Так средневековый человек видел в Христе единственное Существо, Которое в космосе взяло на Себя задачу спасти человека на Земле". В XV, XVI столетиях и даже позже в уединенных местах Земли существовали школы розенкрейцеров, в которых учили, что Птолемеевская система мира — не заблуждение, ибо Земля имеет в себе силы определять свой путь в Мироздании. Но за грехи человеческие Земля неправомерно перешла в царство Солнца, что и выражает Коперниканская система мира. 233 (13) Перейти к данному разделу энциклопедии
1. Праздники в кругообороте года
Переживание времен года в древности
578. Когда я писал "Теософию", то должен был руководствоваться принципом троичности. Семичленный человек возникал в результате следующего сочетания:
1. Физическое тело | | 1 | 2. Эфирное тело | | 2 | 3. Тело ощущений | Душа ощущающая 1 | 3 | | Душа рассудочная 2 | 4 | 1. Самодух | Душа сознательная 3 | 5 | 2. Жизнедух | | 6 | 3. Духочеловек | | 7 | "Лишь когда человек смотрит на современную стадию развития, приходит четверичность; четыре — это, собственно, вторичное число. Если же хотят смотреть на внутренне действенное, на формирующее себя, то на него следует смотреть в смысле троичности. Поэтому древнее индийское воззрение имело: жаркое время года, которое охватывало месяцы апрель — июль, влажное время года: август — ноябрь, и холодное время: декабрь — март; при этом границы месяцев обозначались весьма приблизительно. ...Ход года мыслился троично".223 (3) Перейти к данному разделу энциклопедии
|