Главная
Предметный указатель
АНТРОПОСОФСКОЕ Движение — и эзотерика |
296а. "В скором времени (говорится в сентябре 1912 года) среди многого прочего, что предпринимается против нас, будет также сделана попытка наше оккультное движение заподозрить в разных сомнительных вещах и подвергнуть поношению... Такая община (общность), как наша, ведет духовное существование, и правомерность ее существования обусловлена мерой исповедания душами истины. Если в ней происходит что-то неправильное, любой имеет право дистанцироваться от этого. Мы не претендуем быть ни орденом, ни розенкрейцеровским движением. Мы только стремимся так представлять истину, чтобы при этом не выражать претензию на обладание мудростью, а то, что совершается вовне, творение, развитие (окружающего мира) усваивать, постигать как мудрость". "Братья будущего": у нас нет никакого названия, ибо при каждом внешнем основании любых обществ, объединений в роли "крестного отца" выступает Люцифер". 265, с. 236-237
Перейти к данному разделу энциклопедии
401. "Антропософское Движение было, собственно говоря, духовным течением, ведомым из сверхчувственного мира духовными силами и духовными властями, которые сами лишь являются в этом физическом мире, и это Движение не должно было отождествляться с Антропософским Обществом, в задачу которого входит — насколько только возможно — управление, забота об антропософском импульсе. А после Рождественского Собрания в Гетеануме это стало иначе. И с точки зрения изменившихся обстоятельств имело смысл... мне взять на себя председательство. Предпосылкой к этому является то, что отныне антропософское Движение становится единым с Антропософским Обществом. И что, таким образом, было неправильным до Рождественского Собрания, основательно изменилось после Рождественского Собрания. Теперь должны совпадать Антропософское Общество и антропософское Движение, каким оно выступает в мире. Но для этого стало необходимым, чтобы эзотерический импульс, протекающий через антропософское Движение, действительно проявился во всей конституции Антропософского Общества. Поэтому после Рождественского Собрания в Дорнахе безусловно признано, что само учреждение дорнахского Форштанда (правления) является эзотерическим, и дело заключается в том, что истинное эзотерическое течение идет через Общество и что учреждение Форштанда следует считать эзотерическим деянием. Из этих предпосылок образован Форштанд. Далее должно быть подчеркнуто, что теперь Антропософское Общество является не просто Обществом, управляющим Антропософией, но отныне сама Антропософия должна совершаться во всем том, что происходит в Антропософском Обществе. Само деяние должно стать антропософским. Это есть то, что, как кажется, с большим трудом вживается в сознание. Но это фундаментальное изменение должно все более и более вживаться в сознание наших дорогих друзей". 236(4)
Перейти к данному разделу энциклопедии
404. "Нашему Обществу выпала на долю задача наибольшую, какая только мыслима публичность связать с действительной, истинной эзотерикой". 260 с. 85
Перейти к данному разделу энциклопедии
407. "В оккультном позитивно работают лучше всего лишь из непосредственных импульсов..." 37 с.94
Перейти к данному разделу энциклопедии
409. "Если бы в течение дважды семи лет совершилось все то, к чему мы стремились, если бы противоположные силы в наше время не были столь сильны, чтобы многому помешать, то я сегодня смог бы совсем по-иному говорить об определенных тайнах бытия, чем я могу это делать теперь. Тогда это Общество было бы достаточно зрелым, чтобы внутри него сегодня можно было высказать вещи, которые больше нигде не могут быть высказаны. Ибо тогда имелась бы гарантия, что эти тайны бытия будут храниться правильным образом". 171(3)
Перейти к данному разделу энциклопедии
412. "Человек, обладающий благодаря природному дару силами ясновидения, проделал значительно меньше (в ходе инкарнаций), чем тот, который сегодня является мыслителем. Это уже должно быть понято в нашем Обществе" Наше Общество может дать то, чего нельзя получить нигде: строй, порядок физических сил. Но при этом у нас должно быть достаточно членов, глубоко понимающих миссию истинной Духовной науки в современном мире. "Тогда у нас не повторялись бы случаи, подобные тому, который столь огорчил нас в последние дни: в Общество был принят один человек, считавший, что наше Общество представляет собой место, где занимаются воспитанием ясновидчески действующих физических сил, и этот человек надеялся найти у нас поле деятельности для себя в качестве пророка. Имей все это успех, наше Общество могло бы превратиться в прямую противоположность того, чем оно должно быть согласно намерениям духовных сил, несомым которыми оно чувствует себя. ... этот человек, пришедший из северной страны, мог бы стать неплохим членом нашего Общества, если бы смог скромно заниматься дальнейшим упорядочиванием своих физических сил. Но вокруг него распространился некий род нимба. Повсюду, достойным сожаления образом он выступал исцелителем. И это должно быть сказано. Стало необходимым объяснить, что он не может далее оставаться членом нашего Общества, поскольку оно превратилось бы в свою противоположность, если бы мы со всей тщательностью не стали постоянно указывать на этот род психизма, когда не желают пронизать себя действительно духовной силой, которая есть истинная сила Христа. Не физическое, а Христос должен действовать во мне. И мы должны сказать, что ни с чем иным наше Общество не желает иметь дела". 154(3)
Перейти к данному разделу энциклопедии
414. "Впредь само А.О. должно быть тем местом, через которое самым непосредственным образом будет протекать эзотерическая жизнь и которое само действует эзотерически и свое эзотерическое действие осознает". Необходимо иметь "признание тех реальных сил, которые должны соединить отдельные ставшие членами Общества индивидуальности. Эти силы ни в коей мере не могут действовать среди разных абстрактных программ и правил. Единственно лишь наличие реальных человеческих отношений может основать и поддержать А.О. в эзотерическом смысле. Итак, в будущем все должно основываться на реальном человеческом отношении в широком смысле, на конкретной, а не абстрактной духовной жизни". 37, с. 382-383
Перейти к данному разделу энциклопедии
421. "Впредь само Антропософское Общество должно быть таким местом, через которое непосредственно протекает эзотерическая жизнь и которое само действует эзотерически и осознает свою эзотерическую деятельность. Для этого должен был быть создан эзотерический Форштанд (Правление) в Гетеануме. Поэтому должно быть признано, что этот Форштанд в его целостности имеет эзотерическую задачу..." 238(1)
Перейти к данному разделу энциклопедии
Антропософские группы 430. "Если в свете спиритуальной науки основывается союз, то благодаря этому люди работают не только в мире следствий, но и в мире причин, лежащем за чувственным следствием. Нужно пронизать себя этим чувством, если хотят правильно понять бесконечно глубокое значение того, что именно в совместной жизни в спиритуальной работе человечество трудится для будущего". 178 (2) Перейти к данному разделу энциклопедии
436. "Работа антропософской группы состоит не просто в том, что собирается некое число людей и говорят об антропософских идеях, но в том, что люди чувствуют себя так соединенными, что одна человеческая душа пробуждается в другой человеческой душе и люди переносятся в духовный мир, так что действительно пребывают среди духовных существ, если, может быть, и не видят их. Если их нет в созерцании, то они могут быть здесь в переживании. И тогда это может изойти из подобных групп как укрепляющее, усиливающее, возникающее благодаря правильному образованию общины внутри Антропософского Общества". 257 (9)
Перейти к данному разделу энциклопедии
Эзотерическая школа в теософский период 464. "Теософское общество" основано Е.П.Блаватской и Олькоттом в 1875 г. "Наша оккультная школа официально не имеет к нему никакого отношения, ибо она — "оккультная". Она основана непосредственно Майстерами и стоит под водительством Майстера". 264 с. 76 "Успех немецкого теософского движения зависит от того, что имеется ядро таких теософов, которые работают эзотерически".264 с. 58 Об иерархии Адептов (недатированная рукопись Р.Штайнера) "От начала коренных рас, когда иерархия Адептов низошла на Землю, а Сыновья Огненного Тумана сошли вниз как учителя человечества, мир никогда не оставался без Учителей и никогда не отсутствовало ни единого звена в святой цепи, начинающейся от безымянного Одного, Который является великим Посвятителем, и кончающейся стоящими в самом низу учениками, посвятившими себя служению Великой Ложе на предписанном им пути. Заключительное звено иерархии, берущей свое начало от первых великих Посвященных, образовано из рядов учеников святой науки. Ученики признают это, вступая в Школу, и получают право идти тропой испытаний. Тогда им даются первые указания, которые помогают им сделать первые шаги. В такую школу ты вступаешь сегодня как берущий на себя обязательства член. Дверь тропы испытаний парит над тобой, и она закрывается; мы приветствуем тебя внутри как вошедшего во имя Майстеров, которые предоставляют средство для вступления в храм, где дается истинное посвящение, к которому ты должен ежедневно направлять сердце и мысли. Ибо ненужным было бы твое вступление, если бы уже оно не являлось первым шагом на тропе испытаний. И что пользы вступать на тропу, если человек не пройдет ее до конца. При этом не существует трудностей, которые ты не приготовил бы себе сам; и нет никаких трудностей, которые Бог в тебе не смог бы преодолеть. Слушай, что говорит наш Майстер: "Ясная жизнь, открытый дух, чистое сердце, серьезный ум, расцветающее спиритуальное постижение, братское расположение к каждому соученику, добрая водя и готовность давать и принимать советы и указания, лояльное чувство долга по отношению к Учителю, охотное подчинение требованиям Истины, доверие к Учителю и вера в то, что он обладает Истиной; мужественное перенесение личных невзгод, смелое признание принципов, всемерная защита тех, на кого несправедливо нападают, и постоянное внимание к идеалам человеческого прогресса и совершенствования, как его описывает святая наука, — таковы суть золотые звезды на пути, по которому учащемуся надлежит идти к Храму Мудрости". 264 с. 152-153 Перейти к данному разделу энциклопедии
7. Рождественское Собрание 500. "Прежде всего, каждый, принявший участие в этом Собрании (Рождественском), был как бы возвышен над самим собой, в своем внутреннем пронизан теплом и одновременно потрясен. ...Исход его показал, что это означало для д-ра Штайнера — взять на себя нашу карму. В этом заложена глубокая эзотерика, которая связана со всяким жертвенным деянием". Мария Штайнер. Из предисловия к тому ИПН 260, стр.14 Перейти к данному разделу энциклопедии
509. "Член Эзотерической Школы, принятый на "первую ступень", встает в действительную связь со спиритуальным потоком, исходящим от Майстеров..." "Это лежит в природе вещей, что если муж и жена находятся в эзотерической Школе, то они всесторонне поддерживают друг друга". 264 с.58, 85 "Мы, находящиеся в эзотерической школе, принадлежим к этой утренней заре шестого дня (культурной эпохи)". 266-1, с. 158 "Это всегда благоприятная констелляция, когда эзотерический урок проводится в пятницу. Большое влияние эти существа (пятницы) оказывают на наши мысли и чувства". 266-2, с. 337
Перейти к данному разделу энциклопедии
510. "Этого мало, если кто-то говорит: Я уже два года состою в Обществе и имею право вступить в Класс. Вступление в Класс означает, что Правление А.О. может работать с данным человеком. Члены Правления не должны порабощаться. Они не могут быть принуждены работать с теми, с кем они работать не хотят, поскольку те работать не могут". Кто не может быть представителем антропософского дела, не должен вступать в Класс. Симпатия и антипатия здесь не играют никакой роли. "Каждый, желающий принадлежать к Классу пусть спросит себя, действительно ли он желает быть той личностью, которая с самого начала антропософское дело хочет не только отстаивать в мире, но представлять его со всем мужеством и со всей мудростью"; представлять, конечно, не все антропософское дело в целом, но в одной из областей. Членам Класса: "Мы нуждаемся в круге людей, переходящих от экзотерического к эзотерическому". "В Обществе никого не ведут к Антропософии с завязанными глазами. И потому не должен становиться членом Школы тот, кто с полной проницательностью не стоит в кругу того, что Антропософия рассматривает как свои задачи". 37 с.101-142
Перейти к данному разделу энциклопедии
512. "Это поистине так: что правильным образом должно импульсироваться как исходящее теперь от Дорнаха — это, как я в эти дни подчеркивал с различных точек зрения, должно быть импульсом, вырастающим не на Земле, а импульсом, вырастающим в духовном мире. Мы хотим развить здесь силу следовать импульсам из духовного мира". "Важнее всего остального, что мы возьмем с собой, будет настроение, настроение для духовного мира, которое дает уверенность: в Дорнахе создано средоточие духовного познания". 260 с.256, 262
Перейти к данному разделу энциклопедии
503. "Рождественское Собрание для основания Всеобщего Антропософского Общества не может иметь свое содержание лишь в том, что в ходе его пережили собравшиеся в Гетеануме члены. Лишь, если повсюду, где любят Антропософию, в будущем станут ощущать: через исполнение того. что было возбуждено на этом Собрании, пришла новая антропософская жизнь, — это содержание будет действительно существовать. Но если бы такового не стало происходить, это Собрание не исполнило бы своей задачи. Так говорят чувства тех, кто в нем участвовал ". с.38 "Рождественское Собрание для основания Всеобщего Антропософского Общества свое содержание может иметь не единственно лишь в том, что пережили собравшиеся во время его члены. Только если повсюду, где живет Антропософия, в будущем станут ощущать: это благодаря исполнению того, побуждение к чему было дано на том Собрании, пришла новая антропософская жизнь, — это содержание будет там поистине жить. Если подобного (ощущения) возникать не будет, то это означало бы, что Собрание своей задачи не исполняет". Рождественское Собрание не является чем-то замкнутым, в него постоянно должно втекать содержание благодаря тому, что будет происходить в А.О. в дальнейшем. Оно также не носит характер просто очередного собрания; на нем произошло нечто, "пришедшее из самого духовного мира. Была предпринята попытка покончить со всем, что составляет суть союзов, и позволить духу сиять сквозь каждое отдельно произведенное действие". Но у духа свои законы. И если Собрание не будет принято как отличное от других, то дух его от него отойдет и станет искать применения в других мирах, а не где-либо еще на Земле. с.91-92 "Благодаря Мистерии Голгофы историческим событием стало то, что прежде могло быть явлено человеческому восприятию лишь в образе. Вместе с этим образом взгляд человека направлялся в космос, т.е. в пространство. И за этим его направлением стояли переживания посвященных в Мистериях. ... с основанием Христианства место пространства заступило время. Душевный взгляд может быть направлен на то, что совершилось на Голгофе. Что прежде искали вне Земли, теперь может быть найдено непосредственно в земном свершении. Мистерии древности утратили свой солнечный блеск перед сияющим челом Голгофы. Они обрели в Ней свое исполнение. Всматриваться во всемирноисторическую судьбу древних Мистерий составляет смысл праздника Пасхи, который для современного человечества выражает собой закат старого и восхождение нового; смысл этого праздника Пасхи надо углублять. Стремясь к этому углублению, Антропософия благодаря этому пронизывает саму себя мыслью о воскресении и становится вестницей воскресения. Воскресение из идеи превращается в дело сердца". Празднование Пасхи становится импульсом дальнейшего развития Рождественского Собрания". с.225-226 Я хочу указать на один исключительно значительный факт. "После Рождественского Собрания духовный импульс, которому надлежит нисходить из спиритуальных миров в том случае, если дальнейшее развитие антропософского Движения будет идти правильным образом, возрос, так что антропософское Движение после нашего Рождественского Собрания могло становиться все эзотеричнее и эзотеричнее, и так останется это и впредь". И есть надежда, что силы союза, установленного благодаря Рождественскому Собранию с добрыми духовными силами, смогут преодолеть мощные враждебные демонические силы, использующие земного человека в своих целях. с.236 Когда происходило Рождественское Собрание, то через зал совершенно реально проходила дилемма: будет ли и дальше возможно черпать знания из духа или их источник закроется и в антропософском Движении наступит кризис. "Ныне надлежит сказать: в духовном мире принято решение, чтобы как раз после того Рождественского Собрания источники духовного мира были открыты еще больше, чем прежде, благодаря чему имеются основания, если они будут правильно поняты Обществом, для существенного углубления антропософского Движения". 37 с.325
Перейти к данному разделу энциклопедии
504. "А.0. благодаря Рождественскому Собранию получило несказанно эзотерический характер. Это как будто бы стоит в противоречии с открытым объявлением об этом, но через различные намерения, которые существуют и которые лишь постепенно могут быть реализованы в ходе времени, станет видно, что водительство А.О. через настоящий Форштанд в Дорнахе осуществляется в эзотерическом смысле*... Все дорнахское собрание будет иметь смысл лишь в том случае, если в будущем об этом смысле не забудут. ... Дорнахский Форштанд возьмет на себя ответственность за все антропософское дело, а не только за Общество. Это даст ему эзотерический смысл. К этому еще добавятся эзотерические импульсы, идущие ото всех сторон". 300-в с.110-111
_____________________________
*Так сказано о первом правлении А.О.
Перейти к данному разделу энциклопедии
506. "В особенности в последней трети XIX столетия едва ли можно было встретить человека, достигшего в бодрственном состоянии Стража Порога. В наше время, когда все человечество исторически понуждается в какой-либо форме пройти мимо Стража Порога ... особенно много спящих душ — как Я и астр.тело — подходит к Стражу Порога. Это полный значения образ, который можно сегодня получить: серьезный Страж Порога, а вокруг него группы спящих человеческих душ, не имеющих силы подойти к нему в бодрственном состоянии..." "Человек должен быть в состоянии, так сказать, в Дорнахе — это мыслится духовно — обрести силу лицом к лицу стать напротив духовного мира и получать в нем опыт. ... И если произошедшее на этом Собрании серьезно поставить перед душой, то тогда это Рождественское Собрание пошлет в душу сильный импульс, который подвинет ее на сильные действия, в которых нуждается современное человечество, дабы в ближайшей инкарнации люди стали такими, что были бы в состоянии встретить Стража Порога, т.е. цивилизация стала бы такой, что сама, как цивилизация, могла бы стоять перед Стражем Порога". 260 с.258-261
Перейти к данному разделу энциклопедии
|