Главная
Предметный указатель
ЗУБЫ |
49. "Молочные зубы связаны с силами головы. Вторые зубы связаны с силами, приходящими в голову из остального организма".201 (7) Перейти к данному разделу энциклопедии
50. Состояние зубов зависит от того, насколько правильно совершался процесс выработки и отвердения эф.тела до семи лет. 98 (1) Перейти к данному разделу энциклопедии
393. "От развивающихся сил человек получает т.н. молочные зубы". Вторые зубы он получает от Аримана. И потеря наших ариманических зубов происходит оттого, что в эволюции мы получаем импульсы, побеждающие Аримана. 150 (1) Перейти к данному разделу энциклопедии
468. "В древности человек видел не просто внешнюю звездную картину. Он чувствовал звездную картину, внутреннюю мировую систему в себе... в своей голове, которую мы теперь имеем как носителя, я бы сказал, неопределенной жизни представлений. Там, внутри появлялось Солнце, там, внутри вращались планеты. В своей голове человек носил образ мира. И то, что он носил в своей голове, — это содержало в себе силы, воздействовавшие на остальной организм, а также влиявшие опять-таки на то, что получают из земных сил только после рождения или, соответственно, после зачатия; так что и на это время головная организация и весь остальной человек до некоторой степени подгонялись под планетарные силы. ... Как наследие ... человек получил тенденцию, выражающуюся в его молочных зубах. Они возникают примерно в течение года. В семь раз дольше развиваются вторые зубы, которые производит уже сама человеческая организация. Тут мы имеем дело с чем-то таким, что в глубоком смысле указывает нам, как ритм, который мы проносим сквозь рождение, относится к кругообороту года, который в нашей земной жизни протекает в семь раз медленнее. ... Это отношение одного к семи выражено в дне и неделе. Неделя в семь раз длиннее дня. Это выражает ... нечто в человеке, протекающее в семь раз медленнее, чем то, что мы приносим в физическое бытие через рождение. ... В древнееврейском тайном учении из атавистического знания об этом рассказывали ... ученикам, что Ягве, собственно, земной Бог, который к организации Сатурна, Солнца, Луны прибавил еще земную организацию, что Ягве имел тенденцию перешедшее на Землю с лунной организации сделать в семь раз медленнее. ... древнееврейское тайное учение говорило своим ученикам: Люцифер идет в семь раз быстрее, чем Ягве. Этим нам указывается на два движения, на два течения в человеческой природе. Эти два течения имеются также и во внечеловеческой природе. Но там они иные, чем в человеческой природе".201 (10) Перейти к данному разделу энциклопедии
Зубы
663. "Наши зубы всасывают внутрь флуорин. Они являются инструментом для всасывания этого вещества. Человек нуждается для своего организма во флуорине в очень малых количествах, и если он лишен его воздействия — здесь я должен сказать вам нечто такое, что, возможно, удивит вас, — то он становится слишком умным. Он приобретает такую силу ума, которая почти разрушает его. Доза флуорина восстанавливает необходимую степень упрямства, умственной свежести, в чем мы нуждаемся как человеческие существа. Нам необходима постоянная доза флуорина в очень малых количествах, как предохранение от крайней степени ума. Преждевременное разрушение зубов, что вызывается действием флуорина, указывает на чрезвычайную потребность в процессах всасывания флуорина. ... Человек, как таковой, разрушает свои зубы настолько, чтобы действие флуорина не простиралось дальше определенной точки и этим отупляло его. Взаимодействие причины и следствия здесь очень тонкое. Зубы разрушаются для того, чтобы личность не могла стать слишком умной. Такова интимная связь между тем, что полезно человеку и тем, что ему вредит. При одних обстоятельствах мы нуждаемся в действии флуорина, чтобы не стать слишком умными, в других мы можем повредить себе, превышая его потребление; поэтому нарушается наша органическая активность и разрушаются зубы".312 (16) Перейти к данному разделу энциклопедии
664."С точки зрения духовного исследования, вокруг роста зубов происходит заметная активность человеческого эф. тела, не имеющего физической организации или лишь слегка соприкасающегося с ней. Эта активность, которую можно наблюдать вполне отчетливо, создает постоянное эфирное организующее действие вокруг челюстей. Такая свободная организация не существует в нижней части брюшной полости; в этой области она очень тесно соединяется с физической организацией, и оттуда возникает феномен, на который я уже сослался. Так, когда имеется отделение активности эф. тела от физической организации — именно, во время беременности, — то немедленно на противоположном полюсе организма появляются изменения в зубах. Геморрой есть другое последствие разделения эф. и физ. тел, — "каждое идет своим путем". То обстоятельство, что в этих крайних точках человеческого организма эф. тело становится независимым, сопровождается тем, что на другом полюсе эф. тело проникает в физическое, и начинается разрушительный процесс. Ибо все, что усиливает органическую активность, как, например, при нормальной беременности или при каком-либо заболевании, все силы, стимулирующие здоровые функции, производят, с другой стороны, обратное действие на строение зубов, действуя на них разрушающе".312 (17) Перейти к данному разделу энциклопедии
665. "Плохие зубы — причина в душевно-духовном. ... Вязание развивает хорошие зубы".300-а с.161 Перейти к данному разделу энциклопедии
1627. "Движения рук и ног проявляют тот же конституционный тип, что и процессы, формирующие зубы. Поэтому можно оказать большое влияние на формирование зубов, если мы будем учить детей, насколько возможно, бегать проворно, с разнообразными поворотами ног, вроде детской игры в "классы", в которых тыльная сторона с некоторой силой действует против пятки, или подобными упражнениями. Если это ведет к приобретению ловкости в пальцах, то будет очень заметно способствовать формированию зубов". 312(17) Перейти к данному разделу энциклопедии
1177. Все металлы на Земле образованы силами, действующими из космоса через эфир; при этом планетные силы их лишь модифицируют. Этим космическим образующим силам противостоят силы, воспринимающие их в человеке и в Земле и уплотняющие их, собирающие вокруг некоего центра, благодаря чему и возможно возникновение Земли. Итак, вторыми силами являются силы отвердения. В человеке эти силы работают пластически, образуя органы, тогда как первые, образующие силы в основном вдвигают органы из духовно-эфирного мира в физический. Этот процесс особенно явно раскрывается в противоположности между толкающими, вдвигающими силами магния и закругляющими фтора (эти их свойства описаны в предыдущей лекции. — Сост.). В зубах и то и другое выступает в действии, идущем снизу вверх и закругляющемся, и сверху вниз и тоже закругляющемся, а также сзаду наперед и спереди назад. Между этими действиями
имеет место процесс отделения, выделения как опосредующее звено. Выделение при этом следует понимать в широком смысле, как принятие отделенного другим и т.д.; собственно говоря, восприятие — это выделение вовнутрь, что может быть ассимилировано. Этот процесс можно буквально потрогать руками, представив себе, что с одной стороны находится то, что желает постоянно выделять углерод, а с другой он опять вбирается, идя спереди назад, во время дыхания, когда образуется углекислота. Переходя в сферу обмена веществ, мы имеем процесс отвердения. Особенно явно его можно наблюдать в образовании глаза. Глаз образуется извне вовнутрь, о чем свидетельствует эмбриология, но отвердевает изнутри. Происходит некое овнутрение. "Так что этот процесс отвердения, закрепления, упрочения, когда мы переходим к духовно-душевному в человеке, точнее к органам духовно-душевного, к органам чувств, мы имеем
одуховоренным, одушевленным: в восприятии. Это некоего рода нисходящий процесс, ведущий вплоть до образования органов. В конце мы имеем ... предметное восприятие. А если это образуется далее, развивается т.обр. далее, то восприятие встает напротив отвердения; если это осознается при затвердении, то оно становится имагинацией. Силы образования интуитивирование Процессы выделения инспирирование Закрепление (отвердение) имагинирование Восприятие А если имагинация развивается далее и осознается как стоящая напротив процесса
отделения, то она превращается в инспирацию. При дальнейшем развитии инспирации напротив процесса образования и осознании того, как она натыкается на процесс образования, т.е. прозревает образование, — она становится интуицией. ... Но в основе этого процесса, развивающегося в душевном, ведь лежит процесс становления. Первое есть обращение второго, как вы это здесь видели. Человек выступает навстречу ставшему и вновь восходит в становление в противоположном направлении. ... идет навстречу становлению. Так что выработанное как восприятия и силы познания в имагинации, инспирации и интуиции имеют противодействие себе в творческих силах, выражающихся в силах образования, в процессах выделения и в процессах отвердения. Из этого вы видите, что в человеческом организме в творчестве, в становлении в противоположном направлении действует то, к чему восходит человек,
решаясь на познание". Силы, обретаемые в имагинации, суть те же, что проявляются без нашего сознания в росте; силы, обретаемые в инспирации, суть те же, что входящие в человека извне в процессах дыхания и прорабатывающие его как пластические силы. "С интуицией мы восходим к агентам, присутствующим в наших пластических формах как субстанциальные существа внешнего мира". 313 с.155-159
Перейти к данному разделу энциклопедии
|