Главная
Предметный указатель
ИДЕАЛИЗМ — и материализм |
276. "Абстрактная мистика ведет к заболеванию инфантилизмом, ко впадению в детство. Истинная жизнь состоит в том, что мы ищем равновесия, балансируем между материализмом и мистикой". "Смысл жизни заключается в равновесии между слабоумием и впадением в детство. И если кому-то это не подходит, значит, он не может проникнуть в действительность. Человек становится просто слабоумным, когда не видит, что нормальный человек изо дня в день, ежечасно должен преодолевать слабоумие, угрожающее ему, а оставаясь просто человеком, он остается ребенком, т.е. гениальным. Если при правильной эквилибристике человеку удалось сохранить детскость, то он является гением. Стоящий за Порогом кричит тому, кто стоит по эту сторону Порога: Детская голова! А этот ему в ответ: Гениальность! Так меняется значение слов на Пороге".197 (6) Перейти к данному разделу энциклопедии
294. Односторонности, которые грозят идеалистам и материалистам в 5-й послеатлантической эпохе: "Идеалисты: Представления могут легко стать люциферическими; мечтательность, фантастичность, фанатизм. Воля может легко ариманизироваться; деспотичность, тирания. Материалисты: Представления могут легко ариманизироваться; рассудочность, филистерство, сухость, мещанство. Воля может легко люциферизироваться: животность, вожделения, нервозность, чувствительность, истеричность. ... Односторонне ни материалист, ни идеалист не могут правильно пойти вперед, если ни тот, ни другой не имеют доброй воли с пониманием проникать в материальную действительность, а с другой стороны — позволять духу правильным образом освещать себя".190 (4) Перейти к данному разделу энциклопедии
1055. "Мы столько сил уносим с собой, чтобы приблизить к себе Ангелов во время сна, сколько идеализма содержится в нашем мышлении; и столько бессилия имеем мы на пути к Ангелам, сколько материализма действует в нашем мышлении". 224 (6) Перейти к данному разделу энциклопедии
159. "Мы видели, что уже в гречество и римство люциферические и ариманические силы излили то, что они развили в древнее атлантическое время. В измененной форме они попытались возобновить свои усилия и в 5-й послеатлантической эпохе. И я надеюсь, что для вас будет понятным, если я скажу, что сильный натиск, продолжение люциферически-ариманической деятельности Атлантиды в 5-й послеатлантической эпохе было необходимо. ... Из Атлантиды в обе стороны (в Америку и в Азию) излучились древние силы, в том числе древнеатлантические люциферические и ариманические силы. Из этих сил нечто было отложено и сохранено для того, чтобы как люциферические и ариманические силы действовать в 5-й послеатлантической эпохе; было также нечто сохранено из добрых сил, из правомерных в атлантическое время сил, что теперь также носит люциферический и ариманический характер. Только центр, средоточие было перенесено в другое место. Атлантида ушла. Средоточие было перенесено в Азию. ... из Азии излучается последействие древнеатлантической культуры как подготовление к 5-й послеатлантической культуре, к еe люциферизации и ариманизации. Главным образом это были потомки древнеатлантических учителей, которые действовали из средоточия Азии. Там был подготовлен один жрец, чтобы увиденное в древней Атлантиде увидеть снова, задним числом увидеть то, что атланты называли Великим духом, и от этого духа воспринять указания. Эти указания посвященный в них жрец сообщил юному, исключительно сильному, деятельному, способному человеку, который благодаря этим указаниям получил внутри своей общности имя "Великий властитель Земли", Чингиз-хан. И Великий дух через своего преемника, окольным путeм через жреца, дал Чингиз-хану указание все силы, которыми располагала тогда Азия, употребить на то, чтобы 5-ю послеатлантическую культуру увести назад, дать ей люциферическое обличье. Ещe больше, чем в древней Греции, были собраны и использованы силы с этой стороны. Все свободные имагинации должны были быть с этой стороны превращены в древние имагинации, в визионарные имагинации. Должна была быть произведена сильнейшая работа, чтобы человеческие души убаюкать в сумеречных переживаниях имагинаций, но не свободных, пронизанных переживаниями разума, имагинаций. Намерение состояло в том, чтобы особыми силами, сохранeнными из Атлантиды, так воздействовать на Запад, чтобы его культура стала визионарной культурой. Тогда души удалось бы оторвать от Земли и образовать для них особый континент, особое планетное место. Все тревоги, принесeнные монгольским нашествием, всe, связанное с ним, пришедшее в развитие нового человечества и продолжавшее действовать в 5-й послеатлантической эпохе после того, как оно было подготовлено ранее, все эти тревоги означают большую, пришедшую из Азии попытку "перевизионизировать" европейскую культуру, чтобы оторвать еe от условий идущей вперeд эволюции, чтобы некоторым образом увести еe от Земли. Восток всегда и охотно шeл на это пронизание себя визионерством, всегда хотел отчуждиться от Земли. Этому должен был быть создан противовес. ... должен был быть создан земно-тяжeлый противовес. Он был создан тем, что западный мир нашeл Америку со всем тем, что Америка таила в себе... Открытие Америки и всe связанное с этим, вообще вживание в материальное поле деятельности на Земле, будучи увиденным с высокой точки зрения, является противовесом деятельности Чингиз-хана. Америка должна была быть открыта, чтобы люди, придя туда, больше срастались с Землeй, становились бы материальнее и материальнее, имели тяжесть и так стремились бы к противовесу спиритуальности, пришедшей через потомков Великого духа". Наравне с нормальным расширением поля деятельности человечества, от Великого духа изошли ариманические силы и пронизали Америку из Азии через Европу и с противоположной стороны. Эти силы продолжают укореняться, их только нужно уметь распознавать, что довольно трудно, поскольку за ними не стоит определeнной личности, как это имело место в связи с Чингиз-ханом. Здесь всe распадается на отдельности. "Но вам только необходимо заметить, как ухватилась католическая, строго католическая Испания за все золотые сокровища, что были найдены в Америке, за всe, что было с этим связано. Изучите то примечательное последствие римства, которое как призрак выступило в таком владетеле, как Фердинанд Католик (1452-1516) кастильский или Карл V (l500-1558. Габсбург, с 1516 г. король Испании). ... Это сплошь история искушения (Европы), вплетeнная в нормальный ход истории. Я только попрошу вас не рассказывать потом, будто я сегодня представил открытие Америки как ариманическое дело; я сообщил прямо противоположное этому".171(2) Перейти к данному разделу энциклопедии
385. "Нет никаких аргументов, с помощью которых можно было бы доказать, что материализм не верен. Отсюда преизбыток речей тех, кто на каких-либо теоретических основаниях хочет опровергнуть материализм. ... Нельзя портретом доказать, что существует оригинал. Столь же мало из материального отображения можно почерпнуть доказательство того, что дух существует. Не существует опровержения материализма. Существует лишь один путь, указывающий на волю, где можно найти дух совершенно независимо от материального; тогда его, конечно, найдут творчески действующим также и в материи. Но через какие-либо описания материального, от заключений о материальном не подняться к заключениям о духе, ибо всe, находящееся в духе, в материи находится лишь в отображении". Материализм возобладал в последней трети XIX в. потому, что люди не могли найти прямого доступа к духу. Спор между группами идеалистов и материалистов решился не доказательно, а силой. 225(1) "Враги спиритуального, такие как, например, Геккель, несут в себе спиритуальное глубоко сокрытым, и их ярость, неистовство направлена, по сути, против них самих. ... У таких личностей случается раздвоение "я", поскольку их сознание материалистично, а подсознание спиритуально". (Подобное случилось с Ницше.) 265, с. 236-237 Перейти к данному разделу энциклопедии
389. "Люди должны уберечь себя от возможности потерять духовно-душевное, ибо это духовно-душевное стоит перед опасностью целиком и полностью погрузиться в ариманическое. Людям угрожает... потерять себя в материи как людей... поскольку материя однажды исчезнет. ... и "я" упразднится... Так что речь идeт не о том, чтобы опровергать материализм, но о том, чтобы человечество предостеречь относительно того, что материализм становится правильным; он — на пути ко всe большей правильности, а не ложности. Если сегодня говорят о ложном материализме, то упускают суть дела, ибо нужно говорить о возрастающей правильности материализма в современной культуре. Мы сможем увидеть с началом 3-го тысячелетия, как человечество начнeт так развиваться, что материализм станет верным воззрением". Обращение к абстрактной мистике лишь способствует материализму. 197(7) Перейти к данному разделу энциклопедии
423. Представим себе не спиритуальную, а традиционно-церковную истину, которая воспринята человеком. "Родственным, подобным церковным истинам является абстрактный идеализм, который верит именно в моральное, только в абстрактные идеалы и совершенно не интересуется тем, каким образом эти абстрактные идеалы возникли. ... Чисто религиозные и чисто идеалистические представления имеют, опять-таки, следствием то, что низшая природа человека всe больше и больше материализуется. Если материалистические представления вызывают спиритуализацию низшей природы, то чисто церковное, без спиритуального влияния, традиционно построенное воззрение или абстрактный идеализм делают низшую природу всe более материальной". Наиболее ярким типом такого человека является тучный поп. У него традиционно-церковные представления и всё увеличивающийся живот. Это, конечно, лишь сравнение, а никакой не закон или факт". "В сознательной природе, в голове человека живeт материализм, а бессознательное — та природа, которая сначала проделывает метаморфозу, когда мы проходим врата смерти и живeм до следующей земной инкарнации, которую мы как незаконченное строение теперь носим в нас, — эта, скажем, низшая природа человека есть носитель бессознательной душевной жизни, и эта бессознательная душевная жизнь примечательным образом под влиянием материализма всe более и более спиритуализируется. Так что действительное следствие материалистических представлений ... материалистического образа жизни состоит в том, что низшая природа человека спиритуализируется. Представьте себе следующее. Если вы действительно углубляетесь в представления о силах и материи и верите только в них, если вы так устраиваете свою жизнь, что говорите: еда, питье, а затем со смертью — ничто, — во всех отдельных действиях придерживаетесь этого стиля, то материализм переходит в образ жизни, и низшая природа тогда постоянно спиритуализируется всe больше и больше. Но эта низшая природа, которая спиритуализируется, требует, чтобы на нас нечто действовало; свой путь, который она проделывает в мировом развитии, она одна проходить не может. И следствием того, что в голове, в высшей природе человека находятся только материалистические представления и материалистические симпатии, является то, что высшая природа не может действовать на низшую природу, и поэтому низшая природа подвергается другим действиям ввиду бессилия высшей природы: она подвергается воздействию люциферического принципа. ... Люциферические существа суть духовные. Они вступают в низшую природу человека, когда она под влиянием материализма всe более спиритуализируется. ... Парадоксальная истина выступает перед нашей душой: материалистическая эпоха в действительности подготовляет спиритуальную, но люциферическую культуру". 184(9) Перейти к данному разделу энциклопедии
424. Все разговоры о питании, движение в пользу вегетарианства и прочее — это "мещанская философия. Она филистерская, насколько это только может быть. Обывательщина исходит из того, что, действительно, люди ныне хотели бы спиритуализироваться, но часто остаются при этом худшими материалистами. Они берут идеи других материалистов и хотят построить из них какую-то спиритуальную систему". Например, Ледбитер, известный в теософских кругах, написал некую оккультную химию, взяв за основу материалистическую химию с еe учением об атомах и молекулах. На этих молекулах он затем строит мир духов, мир Ангелов и т.д. Таким же порядком возникла и идея "перманентного атома". 199(10) Перейти к данному разделу энциклопедии
Диктаторы пролетариата
924. "Разные человеческие характеры выступят в течение этой 5-й послеатлантической эпохи: здесь будут идеалисты, здесь будут материалисты. Но идеалисты будут всегда стоять перед опасностью со своими представлениями войти в люциферические области; тогда они становятся мечтателями, фантастами, фанатиками, лениными, троцкими, без действительной почвы под ногами; своей волей они тогда ариманизируются, становятся тираническими, деспотичными. Есть ли, собственно, разница между царeм и Лениным? — Материалисты в своих представлениях ариманизируются, делаются рассудочными, филистерами, мещанами; в своей воле они люциферизируются, в них выступают животность, нервозность, истеричность". 190(4) Перейти к данному разделу энциклопедии
Манипуляции с умершими
1204. “Есть посвященные, которые являются материалистами и через братства способствуют распространению материалистических учений. Об этих посвященных не следует думать, что они стоят на какой-либо вздорной точке зрения и думают, будто бы нет никакого духа или что человек не имеет души, которая может быть независимой от тела и жить без него. Можете быть спокойны, те, кто действительно посвящен в духовный мир, не настолько глупы, чтобы верить в простую материю. Но есть немало таких, которые заинтересованы в распространении материализма, они способствуют созданию всевозможных учреждений, через которые большая часть людей верит только в материализм, стоит под влиянием одного только материализма. Существуют братства с посвященными на вершине, заинтересованные в том, чтобы опекать и распространять материализм. Этим материалистам хорошо служат и разговоры о том, будто бы материализм уже преодолен. ... Эти посвященные хотят, чтобы как можно больше душ здесь, между рождением и смертью, воспринимали только материалистические понятия. Этим души подготавливаются к тому, чтобы оставаться в земной сфере. ... оставаться в сфере власти этих братств, от чего сила братств колоссально возрастает. ... Так что эти братства готовят клиентуру из душ умерших, которые остаются в сфере Земли. ... И в этом деле ясно видит только тот, кто разгоняет всякую тьму и туман, кто не обманывается относительно существования подобных братств или относительно того, будто бы действия их безобидны. Они ни в коем случае не безобидны, они даже очень "обидны"; по их мнению, люди должны дальше и дальше шествовать в материализм, верить, что хотя духовные силы и существуют, но они представляют собой не что иное, как определенные силы природы. Я бы хотел охарактеризовать идеал подобных братств. Для его понимания нужно немного напрячься. Представьте себе безобидный мир людей, которые мало смущены господствующими ныне материалистическими понятиями, мало смущены старыми проверенными религиозными представлениями. ... Представьте себе мир этих безобидных людей в большом круге. ... Эти люди не знают, как относиться к духовному миру, как относиться к тем, кто прошел врата смерти. А здесь, в малом круге, представьте себе подобное братство; оно распространяет материалистические учения, заботится о том, чтобы люди мыслили только чисто материалистически. Этим оно достигает возможности так обрабатывать души, что они после смерти остаются в сфере Земли. Они становятся спиритуальными клиентами такой ложи (см. оранжевое)... И вот здесь организуются заседания (подобно заседаниям спиритов в XIX в.)... Заметьте при этом, что заседание управляется из ложи с помощью умерших. Но мастера ложи заинтересованы в том, чтобы заседавшие не знали, что люди имеют дело с умершими, но верили, что действуют лишь высшие силы природы. Людям хотят это преподнести как высшие силы природы: психизм и т. д. ... наподобие электричества, магнетизма. ... Благодаря этому, такие безобидные души мало-помалу становятся целиком душевно зависимыми от ложи, не зная при этом, от чего они зависят, кем они, собственно, управляются. И против этого нет никакого иного средства, как только знание о нем. Если человек об этом знает, то он уже предохранен. ... Но для некоторых может оказаться неудобным приобретать знание о подобных вещах. Однако следует сказать, что взяться за это никогда не поздно. ... Во второй половине XIX в. многие западные братства ввели спиритизм для пробы, чтобы убедиться, насколько много они преуспели с человечеством. ... На спиритических сеансах — они это ожидали — люди должны были говорить: существуют высшие силы природы. Но эти левые братья были приведены в замешательство, когда люди большей частью не говорили: есть высшие силы природы, — но было сказано: на сеансах является дух умершего. Это было горькое разочарование посвященных, ибо этого слышать они вовсе не хотели, т. к. веру в умерших они как раз и хотели отнять у людей. ... Итак, вы видите, есть высший материализм, есть материализм, который не просто отвергает дух, но хочет его закабалить материей. ... Вы видите здесь начало того, что в течение последующих пяти столетий будет становиться все интенсивнее и интенсивнее. Этим злые братства и ограничены; но они смогут продолжить свои дела, если у них не изымут их ремесло. А его не изымут в том случае, если найдут неудобным преодолеть пассивность в выработке духовно-научного мировоззрения. ... Неудача со спиритизмом показывает, что им удается далеко не все в их махинациях. Потому-то они же сами и постарались на определенное время дискредитировать спиритизм". 178(7) Перейти к данному разделу энциклопедии
1205. "В Штуттгарте мне задали вопрос, почему теософы не дали Геккелю такого доказательства существования духа, чтобы он мог его "потрогать" руками". Как видите, требуется указать, как осязать дух руками! И это пытаются делать в спиритизме. Спирит заставляет дух сходить к нему на Землю и доказывать свое бытие. Теософ стремится сам приблизиться к духовным высям. 264с.379-382 Перейти к данному разделу энциклопедии
Палладий
1244. В греко-латинскую эпоху жили в непосредственном соединении с внешним миром. Греки не переживали Солнце как источник жизни, но "...как нечто такое, что пронизывало их изнутри. И они чувствовали тот элемент, где Солнце внутренне живет в человеке, они это чувствовали как элемент эроса, как элемент любви. Эрос, солнечное в человеке, вот что жило во внутреннем переживании грека; поэтому Солнце — божественный источник любви". В 5-ю эпоху Солнце переживают как физический шар. Солнце затмилось для людей. "Нисходя все глубже внутрь человека, жизнь Солнца исчезла в его подосновах, в морских глубинах души. В морских глубинах души несет сегодня человек солнечное. Он не должен достигать его, ибо Страж Порога стоит перед этим, поскольку это находится в тех подосновах, о которых древние учителя Мистерий говорили, что грешны уста, произносящие это, и грешны уши, слышавшие об этом. И еще в IV столетии имелись школы, учившие ради широкого распространения Христианства, и в них говорилось: о тайнах Солнца говорить не должно; должна прийти цивилизация, которая не будет знать тайны Солнца". Действие сил из Универсума выразилось через Константина. При нем Христианство приняло форму, отринувшую Солнце. Юлиан Апостата поплатился жизнью за то, что хотел тройственную тайну Солнца унаследовать как традицию с Востока. Мир не захотел идти с этим. Теперь мы живем на другом полюсе развития. В 1У в. был упадок, теперь мы нуждаемся в новом начале. Апостата стоит на развалинах старых эпох. Бессчетное число полных мудрости памятников, манускриптов и произведений искусств, способных выдать тайну Солнца, было уничтожено. Чтобы прийти к свободе, человек должен пройти через веру, что Солнце — это газовый шар, странствующий по миру. "Солнечная тайна ощущалась (в древности) как величайшее духовное сокровище человечества. И это было символизировано через т. наз. Палладиум. Одно время он был в Трое, и жрецы Мистерий в Трое должны были видеть в этом Палладиуме то, что они открывали людям сакраментально, культово, что составляло сущность Солнца. Затем он был перенесен в Рим, и это составляло тайну посвященных Рима, что Палладиум хранится в Риме. Рим хранил Палладиум. И, по сути говоря, посвященные жрецы Рима и первые римские императоры, а именно еще Август, работали, действовали в мире из сознания, что Рим хранит у себя величайшее сокровище мира, по меньшей мере внешне-символически. Он хранился в сокровеннейшем из римских храмов под основанием стен, и о нем знали лишь те, кто знал величайшие тайны римской жизни. Духовно же он стал известен тем, кто нес в мир Христианство. И знание о том, что Рим хранит сокровище Палладиума, вызвало первый поход христиан на Рим. Причина здесь была спиритуальная. Когда же при Константине Христианство секуляризировалось, Палладиум у Рима был изъят. Константин основал Константинополь, и под колонной, которую он там себе воздвиг, он повелел положить Палладиум. Римское Христианство должно было далее развиваться так, что у него знание о солнечных тайнах было отнято именно теми императорами, которые Христианство утвердили в Риме внешне, в форме его жесткого механизма. Во внешнем, мировом утверждении Христианства через Константина Христианство утратило мудрость мира, что внешне выразилось в перенесении Палладиума в Константинополь. В некоторых частях славянского мира люди толкуют все это в своем смысле. Вплоть до начала XX в. там господствовала вера, что в неотдаленном будущем Палладиум из Константинополя будет перенесен в один из славянских городов. ... Да, Палладиум был перенесен на Восток, где жила пришедшая в упадок древняя мудрость, охватываемая темнотой. И в дальнейшем развитии мира все зависит от того, будет ли сокровище Палладиума освещено мудростью, находимой в сокровищнице познания Запада, подобно тому, как Солнце является отражателем света, даваемого ему из Универсума. Палладиум, древнее наследие, был в Трое, Риме, затем в Константинополе и далее должен был быть унесен во тьму Востока; Палладиум, солнечное сокровище, он должен ждать, пока духовно на Западе темное сокровище обычного познания природы освободят от сумерек. Так со святейшими традициями связано европейское развитие. ... Солнце исчезло в подосновах человечества. С помощью духовно-научного развития мы должны Солнце найти вновь. Человечество должно вновь найти Солнце, иначе Палладиум исчезнет в темноте Востока. Сегодня грехом является ... говорить: Ex orient lux (свет с востока). — Свет с Востока больше не может приходить. Восток — в упадке. Но он ждет — ибо он будет обладать сокровищем, солнечным сокровищем; хотя и в темноте, он ждет свет с Запада. ... Флюоресцирующим телом, темным в себе является Палладиум; если его пронизывает свет, то он вспыхивает. Так будет с мудростью Востока: темная в себе, она засветится, станет флюоресцировать, если ее пронижет мудрость Запада, духовный свет Запада". 208(20) Перейти к данному разделу энциклопедии
191. "Если бы в нашей душе мы не были пронизаны люциферическими существами, то наша духовная деятельность являлась бы нам непосредственно как духовная. Мы тогда не пришли бы к идее, будто духовная деятельность может быть связана с материей. ... Образ, отражающийся в зеркале, зависит от того, как устроено зеркало; так и наше мышление зависит от нашей телесности. Но тело действует не иначе, как зеркало. Это открылось бы человеку в непосредственном созерцании, если бы не существовало люциферической иллюзии, будто из материального образуется духовная деятельность. В какой мере Люцифер вмешивается в сверхсознательное, в такой он вызывает (эту) иллюзию. ... Кто утверждает, что духовное есть продукт материального, тот объявляет — пусть не высказывая этого — Люцифера своим богом. Утверждение, что духовное происходит из материального, идентично утверждению, что зеркало производит отображение потому, что его будто бы делают находящиеся позади него существа". 184(10)
Перейти к данному разделу энциклопедии
192. "Идеализм видит в материальности необходимый коррелят духа, который сопровождает его подобно тени идущего человека. Но как невозможно из тени реконструировать отбрасывающий тень объект — по содержанию, не по форме, — столь же невозможно из материи произвести дух". 38 с. 130
Перейти к данному разделу энциклопедии
|