Главная
Именной указатель
ЛОЙОЛА Игн. |
59. "В истории обращает на себя внимание примечательный образ Игнатия Лойолы, основателя общества Иисуса. Вначале он был военным, но затем его постигла тяжeлая болезнь, во время которой он занимался различными душевными упражнениями, благодаря которым внутренне приобрeл значительную спиритуальную силу, так что смог поставить себе задачу спасать старое католическое Христианство от распространяющихся евангелических устремлений. Этот Игнатий Лойола, которому удалось с помощью тех сил, обретением которых он обязан своей раненой ноге — и это интересно, — основать орден иезуитов, он сильнейшим образом оккультные упражнения воли перевeл в практически-религиозную жизнь и грандиозным, по сути говоря, образом — как относиться к этому, о том сейчас речь не идeт, — грандиозным образом, в чисто материальном роде, благодаря упражнениям воли хотел представлять дело Иисуса на Земле, для чего и основал орден иезуитов. ... Через Игнатия Лойолу возник этот орден, который с особой силой, с большой материальной силой, погрузил Христианство в земно-материальную жизнь. Этот орден иезуитов содержит совершенно отталкивающие для современного человека правила, которые, однако, во многих отношениях обладают особенно большой действенностью". Кроме монашеской жизни, упражнений, и т.д., становящиеся иезуитами должны безусловно, не рассуждая подчиняться всем велениям папы. А если человек с большой силой ставит себя на служение чему-либо таким вот образом, не эмоционально, то это даeт колоссальное усиление воли. "Непосредственно после того, как Игнатий Лойола прошeл сквозь врата смерти, с ним произошло иное, чем происходящее с другими людьми. Другие люди в то время, когда они не в день, а в несколько дней сбрасывают эф.тело, имеют короткий взгляд на свою прошедшую земную жизнь, прежде чем наступит странствие через мир душ. Игнатий Лойола долго смотрел на своe прошлое. И именно благодаря тому особому роду упражнений, которые коренились в его душе, возникла особая, интенсивная его связь с гением Марса, поскольку имелся род активности, родства, избирательного родства между этим гением Марса и тем, что происходило здесь в душе этого больного бойца, поверженного страданиями от больной ноги на койку; а от бойца это родство простeрлось на человека, не способного пользоваться своей ногой. ... И образовавшееся здесь через эту связь сделало возможным то, что Игнатий Лойола долго не прекращал того значительного созерцания прошлого, которое у обычных людей длится всего несколько дней после смерти ... и благодаря этому смог сохранить связь со всеми, кто продолжал находиться в ордене иезуитов. Он оставался связанным со своим орденом в обратном взгляде на свою собственную жизнь. В этом взгляде назад Игнатия Лойолы образовались силы, удержавшие орден в единстве. Эти силы были анормальными, и они обусловили анормальную судьбу ордена иезуитов: поставившего себя в безусловное послушание папе, несмотря на то, что папа отклонил орден и его члены преследовались!... Этот пример показывает ещe нечто другое, что бросает свет на определeнные исторические взаимосвязи. Видите ли, после жизни на Земле Игнатий Лойола оставался постоянно вблизи Земли, поскольку, имея такой взгляд, человек остаeтся вблизи Земли. Если этот взгляд назад удлиняется, то он всe же не может длиться в течение многих столетий, ибо в таком случае он является чем-то совсем аномальным; но в мировых связях такие аномальные вещи встречаются. И затем через сравнительно короткое время Игнатий Лойола снова появляется в земной жизни в душе Эммануила Сведенборга. Орден иезуитов продолжал существовать далее, но тот, кто его консолидировал до определeнного момента, уже стал совсем другим, он выступил как Сведенборг; так что с выступлением Сведенборга орден иезуитов вeлся совсем другими импульсами, а не его основателем. ... движение перешло к совсем другим силам. Поэтому нет никакого исторического смысла о сегодняшнем ордене иезуитов говорить так, чтобы при этом возводить его к Игнатию Лойоле. Внешняя же история поступает именно так. Но внутреннее познание не может этого делать, поскольку видно, как индивидуальности отходят от вызванных ими движений".240(8) Перейти к данному разделу энциклопедии
1005. "Однажды мне прислали некий лексикон (каталог). ... В нeм были перечислены писатели, которые в какой-то степени являются носителями иудаизма, действуют в смысле развития в мире иудаизма, иудейства. Среди этих писателей приведeн и я, причeм на том основании, что я, якобы, имею много сходства — по мнению составителя лексикона — с Игнатием Лойолой, который именно в силу своего иудаизма основал иезуитизм. ... Среди приведeнных там людей, покровительствующих иудаизму, находится и Герман Бар, который является верхнеавстрийцем до мозга костей. Когда мне однажды был сделан подобный упрeк — а он не нов, — что я еврей, — то я предложил перефотографировать моe свидетельство о крещении. То же самое должен был сделать и Герман Бар. ... И ему историк литературы ответил: н-да, но, может быть, ваш дед был еврей... Не помогла там и вся родословная Бара. ... Историк сказал: Если Герман Бар предоставит мне свидетельство о рождении 12 своих поколений, откуда будет следовать, что в нeм нет ни единой капли иудейской крови ни с какой стороны, тогда я буду вынужден поверить в реинкарнацию". 177(3) Перейти к данному разделу энциклопедии
4. Импульс Христа и противоборствующие силы в социальных отношениях современности.
1208. "Если в собственно Христовом народе (русском) всякое откровение Христова импульса пребывает, я бы сказал, в облике сверхчувственного, не теснясь вниз, на физически-чувственный план (Соловьев хочет словно поднять мирское царство в царство Божественного...), то иезуитизм базируется как раз на низведении божественного царства в мирское, пропитывая души такими импульсами, чтобы в пределах физического плана деятельность божественного царства проявлялась точно так же, как законы этого физического мира. ... Отдельный иезуит служит Христу ... как служат светскому царю, как солдат своему генералиссимусу. Здесь, конечно, церковная организация — ибо дело имеешь с духовным — иного рода, чем в светском милитаризме, но в духовный распорядок тем не менее внесена строго военная дисциплина". (Далее в лекции приводятся упражнения иезуитов. — Сост.). "Иезуитизм является лишь самым последовательным, лучшим, чрезвычайно хорошо организованным выражением того, на что я указал как на второе течение, — импульса народа церкви. В существенном замечаешь, что импульс народа церкви заключается в низведении однократного, происшедшего в Иерусалиме откровения в мирское, светское царство. Все упражнения ориентированы на то, чтобы тот, кто производит упражнения, сам себя избирал солдатом, принадлежащим к знамени Христа, чтобы он чувствовал себя настоящим солдатом Христа. Таков смысл всего этого, открывшегося через откровение особого рода Игнатию Лойоле, который будучи солдатом совершал самое различное, затем, получив ранение, на больничной койке был так ведом (не хочу сказать какой силой) в своей медитации, что все, жившее в нем раньше как солдатский импульс, преобразилось в импульс Иисусова солдата. Это один из интереснейших исторических феноменов. ... Иезуитизм хочет преобразовать Импульс Христа в чисто светское господство, в определенном смысле хочет основать земное государство, которое в то же время было бы иезуитским государством и управлялось бы так, как можно управлять, сделав себя солдатом генералиссимуса Христа. Что могло бы быть противоположным этому? Противоположным было бы: не тянуть вниз то, что пребывает наверху, но все время стараться поднять в духовный мир находящееся внизу. В собственно Христовом народе это последнее живет заложенным от природы. ... В пределах собственно церковного народа существует нечто диаметрально противоположное иезуитизму, что во внешнее взаимоотношение господства и власти совершенно не хочет вводить непосредственно спиритуальное, но что хочет, чтобы Импульс Христа все время деятельно вступал бы в души и лишь в обход, через души действовал во внешнем мире... и это гетеанизм. ... Отсюда вечная вражда, которой клянется иезуитизм по отношению к гетеанизму и которой он все больше будет клясться. Они не могут быть вместе. Они хорошо осведомлены один о другом. Иезуитизм хорошо осведомлен о Гете: лучшую книгу о Гете написал иезуит, патер Баумгартен; разумеется, с иезуитской точки зрения. ... Все, что он видит у Гете, лишь закаляет противника Гете". 185(8) Перейти к данному разделу энциклопедии
Англия и романский мир
1364. "Я бы сказал, с той же необходимостью, с какой англо-саксонство рождает таких духов, как Дарвин, поздний романизм производит Игнатия Лойолу". 200(3) Перейти к данному разделу энциклопедии
|