BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





ИМЯ (имена)

65. "В духовном мире (праобразов) все находится в постоянной подвижной деятельности. Там нет покоя, остановки на одном месте, что имеет место в физическом мире. Ибо праобразы суть творящие существа. Они творцы всего того, что возникает в физическом и душевном мирах. Их формы быстро меняются, и в каждом праобразе таится возможность принимать бесчисленные особые облики. Они как бы порождают из себя отдельные облики, и едва порожден один, как праобраз вновь стремится к тому, чтобы излить из себя следующий. Праобразы имеют между собой большее или меньшее родство. Они не действуют обособленно. Для своего творчества один требует помощи другого. Часто неисчислимые праобразы действуют сообща для того, чтобы возникло то или иное существо в душевном или физическом мире.
     Кроме того, что в "стране духов" может быть воспринято "духовным зрением", там имеется еще нечто иное, что можно рассматривать как переживание "духовного слуха". Как только "ясновидящий" поднимается из страны душ в страну духов, воспринимаемые им праобразы становятся также и звучащими. Их "звучание" есть чисто духовное явление. Оно должно быть представлено без всякой примеси мысли о физическом звуке. Наблюдатель чувствует себя как бы в море звуков. И в этих звуках, в этом духовном звучании находят себе выражение существа духовного мира. В их созвучии, в их гармонии, ритмах и мелодиях запечатлены их бытие, их взаимные соотношения и родство. Что в физическом мире рассудок воспринимает как закон, как идею, то для "духовного слуха" является духовно музыкальным. ...там, где царит звучание, не прекращается и восприятие "духовного ока". Звучание только присоединяется к свечению. Там, где в дальнейшем говорится о "праобразах", надо мыслить также и "первозвуки". ...Эта область образует остов, "скелет" "страны духов". Ее можно сравнить с твердой почвой нашей физической земли. Это материковая масса "страны духов". ...вообразим себе какое-нибудь ограниченное пространство, заполненное физическими телами самого разнообразного вида. Теперь представим себе, что все они исчезли, а на их месте остались полые области, имеющие их формы; промежутки же между ними, бывшие ранее пустыми, представим себе заполненными разнообразнейшими формами, состоящими с прежними телами в различных соотношениях. ...Кто смотрит в пространство одновременно физическим и духовным оком, видит физические тела, а в промежутках между ними — подвижную деятельность творческих праобразов. Вторая область "страны духов" содержит в себе праобразы жизни. Но здесь эта жизнь представляет собой совершенное единство. Как текучий элемент струится она в стране духов, пульсируя повсюду подобно крови. Ее можно сравнить с морями и водами физической Земли. Однако распределение ее ближе подходит к распределению крови в живом теле, чем к распределению морей и рек. Текучая жизнь, образованная из материи мысли, — так можно было бы обозначить эту вторую ступень "страны духов". В ее элементе обретаются творческие первосилы всего, что в физической деятельности возникает как живые существа. Здесь становится очевидным, что вся жизнь есть единство, что жизнь в человеке родственна жизни всех его собратий по творению.
     Как третья область "страны духов" должны быть обозначены праобразы всего душевного. Здесь находишься в гораздо более тонком и прозрачном элементе, чем в обеих первых областях. Пользуясь сравнением, ее можно определить как воздушную сферу "страны духов". Все, что совершается в душах обоих других миров, находит здесь свое духовное подобие. Все ощущения, чувства, инстинкты, страсти и т.д. еще раз появляются здесь, в духовном мире. Атмосферные явления этой "воздушной сферы" соответствуют в других мирах страданиям и радостям творений. Как тихое дуновение проявляется здесь тоска человеческой души; как бурный вихрь — взрыв страсти. Кто может себе образовать представление о том, что здесь рассматривается, тот глубоко проникнет во вздох каждого создания, если направит к нему свое внимание.
     ...Праобразы четвертой области не имеют непосредственного отношения к другим мирам. Это в некотором роде существа, которые властвуют над праобразами трех нижних областей и способствуют их взаимодействию. Поэтому они заняты распределением и группировкой этих подчиненных праобразов, и из этой области исходит более всеобъемлющая деятельность, чем из нижних.
     Пятая, шестая и седьмая области существенно отличаются от предыдущих, ибо обитающие в них существа доставляют праобразам нижних областей побуждения к их деятельности. В них находятся творческие силы самих праобразов. Тот, кто может подняться до тех областей, знакомится с замыслами, которые заложены в основе нашего мира. Как живые зародышевые зерна лежат здесь праобразы, готовые принять разнообразнейшие формы мысле-существ. Когда зародышевые зерна вводятся в нижние области, они как бы начинают всходить и проявляются в самых различных обликах. Идеи, с помощью которых человеческий дух творчески выступает в физическом мире, суть лишь отражения, тени тех зародыше-мысле-существ высшего духовного мира. Наблюдатель, обладающий "духовным слухом", поднявшийся из нижних областей "страны духов" в верхние ее области, замечает, как звучание и звуки превращаются в "духовный язык". Он начинает воспринимать "духовное слово",через которое вещи и существа открывают ему свою природу уже в "словах", а не только через музыку. Они говорят ему, как это зовется в "Духоведении", свои "вечные имена".
     Надо представить себе, что мысле-зародышевые существа обладают сложной природой. Из элемента мира мыслей берется, так сказать, лишь оболочка зародыша. И она объемлет собой истинное зерно жизни. Здесь мы подходим к границе "трех миров", ибо зерно происходит из еще более высоких миров.
     ...Из сказанного выше о трудностях словесного выражения само собою разумеется, что такие обозначения как "замыслы" есть также лишь "подобия". О возвращении к старому "учению о целесообразности" здесь речь не идет". (Дополнительные материалы о стране душ и духов см. в разделе, посвященном бытию души между смертью и новым рождением. — Сост.).9 (9)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

598. «Некогда пра-душа произнесла имена, и согласно слову были образованы вещи. Т. обр., в древние времена была пра-душа, которая высказала слово творения. Слово стало вещами, и человеческая душа смогла затем слово извлечь из вещей, куда его вложило Божество. ... Поэтому говорят, что имеются люди, которые в состоянии глубже всматриваться в природу и в сущность мира, которые в своем слове дают непосредственно вновь зазвучать и возвестить о себе тому, что некогда Божество из Себя выдохнуло в мир. Таких людей ощущают как посвященных».54 (7)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

47. "Где душа начинает чувствовать в себе Божественное, где она начинает в этом диалоге с самой собой говорить себе "я", говорить с собой так, как извне сказать невозможно, там Божественное Существо начинает свое развитие в душе. Бог возвещает о Себе в человеке. Древнееврейское тайное учение отрицало это, потому говорило о неизреченном Имени Бога, Имени, которое означает: "я есть Я-Есмь". 54 (1)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

68. "Дело заключается в том, чтобы люди сначала обрели Евангелия". Ибо то понимание, с каким сделаны их переводы, показывает, что т. наз. христиане Евангелия не имеют.103 (4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

220. (4; 9-26) В разговоре с самаритянкой Господь говорит о том, что она должна взойти к высшему Я. Для этого она должна была пройти через низшие тела. Это ее прежние супруги. 97 (3)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

227. "Женщина, застигнутая в прелюбодеянии, не может исключить своего поступка, Христос вписывает его в Землю. ..."Он прощает" — не означает, что Он искореняет грех в абсолютном смысле, но что Он берет на Себя последствия того, что было совершено объективно". 155 (8)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Три космические жертвы Христа

325. "В Лемурийскую эпоху в духовном царстве, которое следует непосредственно за нашим земным царством, существо, то ангелоподобное существо, которое позже стало натановским Иисусом, было пронизано Существом Христа. Это был подступ к Мистерии Голгофы. Следствием того события было то, что в Лемурийскую эпоху в эфирных, духовных высях позднейший натановский Иисус, имевший облик Ангела, принял не телесный, естественно, а эфирный человеческий облик... Благодаря этому в космосе возникло нечто новое, что тут же излучилось на Землю... Беспорядок возник бы (в развитии), если бы с физической силой Солнца не излучалась сила того формирования, того облика, который мог излучаться благодаря первому Событию Христа. Воспринятое человеком благодаря этому в себя, — оно живет в развитии человечества с Лемурийской эпохи. И когда мы смотрим на развивающееся человеческое дитя, как оно от ползания, беспомощного барахтанья переходит к прямостоянию и ходьбе... то мы говорим... что это происходит благодаря Событию Христа в Лемурийскую эпоху".
     "Другая способность (после ходьбы), которой овладевает ребенок, прежде чем пробудится я-сознание, — это речь. Пробуждение я-сознания следует из умения говорить. ...Через люциферическое и ариманическое влияние в речи выступило бы все неблагородное... Вся речь была бы суммой междометий... Беспорядок в силе речи — поскольку в беспорядке выражалось внутреннее человека — был предотвращен через второе Событие Христа благодаря тому, что в эфирных высях существо, ставшее впоследствии натановским мальчиком Иисусом, было вторично пронизано Существом Христа; и воспринятое тогда существом Иисуса так пронизало телесные органы человека, что он стал способным воспроизводить нечто большее, чем простое словоощущение. Через Второе Событие Христа он стал способен постигать объективное. ...Человек стал в состоянии находить для внутреннего не только звуки, междометия, словоощущения, но смог в некоторой степени высвобождать то, что он вызывал в себе как внутреннее движение речи. Но обозначение словами внешних предметов, так, чтобы слово стало верным знаком внешней вещи, — это было до Атлантической эпохи подвержено опасности люциферического и ариманического влияния. Поэтому произошло третье Событие Христа. ...Сила Существа Христа Иисуса (через натановского Иисуса) пронизала еще раз в человеческом теле органы, которые через силу речи приходят к выражению. Этим силе речи была дана возможность создавать действительные словесные обозначения для внешнего окружения и благодаря этому в отдельных областях человечества сделать речь средством понимания". 152 (7)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

325. "Когда человек видит волка и говорит: это волк, — то в нем вспыхивает образ, в котором неясно­видящий не видит душевной субстанции, а только абстрактное понятие. Живущее в этой душевной субстанции соединяется с групповой душой и оплодотворяет ее, когда человек произносит имя "волк". Если бы он этого имени не произносил, то животный вид, как таковой, вымер бы. То же самое произошло бы и с царством растений.
     Все это говорится в связи с человеком и только к нему и относится. Животные, а также Ангелы и т.д. имеют другие задачи. Только человек предназначен к тому, чтобы пребывать во внешнем мире и что­бы через него возникали оплодотворяющие семена, выражающиеся в произнесении "имен". Этим в челове­ческое внутренне заложена возможность дальнейшего развития животного и растительного царств". В од­ной легенде рассказывается, что Ягве собрал животных и растения и спросил Ангелов, как их зовут. — Те не знали. Когда же он спросил человека, то тот знал. 155 (2)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

387. "Когда в древних цивилизациях Имя Бога произносилось гласными, то этим выражали тайны планет. Деяние божественного Существа внутри мира планет выражали в имени. Если же Имя Бога выражали более согласными, то о нем мыслили как о представителе мира неподвижных звезд, круга Зодиака".
     "В нашем физ.теле мы носим бессознательно отблеск мировых согласных, в эфирном — мировых гласных". Эти силы, оставаясь бессознательными, строят органы речи. "Более глубоко лежащие органы речи так об­разованы из существа человека, что они способны произносить гласные, а те, что лежат более на периферии: небо, зубы, губы... произносят согласные. ... Когда мы говорим, мы приводим к откровению, можно сказать, эхо переживаний, которые человек получает в жизни между смертью и новым рождением, нисходя из божественно-духовного мира. Вообще весь алфавит образован в соответствии с тем, что живет в космосе".
     "Желая выразить всю полноту Божественного в подлинном изречении, человек произносил алфавит. Если он хотел высказать свою собственную тайну, как он этому мог научиться в Мистериях, то он высказывал, как он нисходил через Сатурн или Юпитер в их констелляциях ко Льву или Деве, т.е. как он нисходил через А или И в их констелляциях к М или Л. Он выговаривал то, что он пережил в музыке сфер и что со­ставляло его космическое имя. И в древности человек сознавал инстинктивно, что свое имя он приносит на Землю из космоса ". 209 (6)
     "Реальностью Макрокосмоса являются согласные. ... объемлющее собой и остающееся открытым на все стороны: б".
     "Гласные дают все, что необходимо знать о человеке. Они дают внутренний ключ к Макрокосмосу. ...
     и — стремление к Божеству,
     ай (ei — в нем. это дифтонг) — священный трепет перед Божеством,
     а — возвышенность Божества,
     д — нечто менее возвышенное,
     о — охват Божества,
     ц — трепет (страх Божий) перед охватом".
     265, с. 214-215


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

739. "В области Юпитера обитают сущности, которые являются хранителями космической мысли. Эти сущности излучают мысле-сущности в нашу планетную систему и в ее окружение. Человек должен пройти и через эту область, где он вовлекается в процесс превращения, который я могу описать только весьма прозаическим образом.
     Представьте себе, что человек сделался некоторым изображением космической сферы; иными словами, все его существо в действительности представляет собой духовный зародыш головы, какой она будет в ближайшей жизни на Земле. Во время существования в области Солнца, испытав пронзительный диссонанс, вносимый земной речью, он научился отбрасывать в сторону эту земную речь. Во время прохождения через сферу Марса он сделался сам частью космической Речи, он сросся с ней и начал закладывать основание для понимания космической Речи. ... В сообществе с существами Иерархий человеческое существо строит духовный зародыш будущей головы. Но следует, прежде всего, сказать, что голова эта строится для по­нимания Космоса, а не Земли! Она учится сначала понимать космическую Речь, космические Мысли. ... как здесь, на Земле, человек изучает минералы, растения, животных, так в течение своего путешествия через сферы Марса и Юпитера он узнает тайны духовной Вселенной. Мы никогда не будем иметь верного ощущения или познания природы человека, пока не поймем ясно и сознательно, что между смертью и но­вым рождением человеческое существо узнает имена удивительных и величественных сущностей высших Иерархий, научается понимать работу и творческую деятельность этих сущностей в Космосе. ... Таковы результаты опыта человека при прохождении через область Юпитера.
     Затем наступает существование в области Сатурна. Сатурн одаривает человеческое существо тем, что я назову космической памятью. ... Как на Марсе человек изучает речь богов, на Юпитере — мыс­ли богов, так в своем первом прохождении в области Сатурна он изучает все то, что живет в памяти богов нашей планетной системы. Так и получается, что голова человека в духовных сферах — являясь духовным зародышем будущей земной головы — получает внедренными в себя все знания, которые помогают человеку быть гражданином Космоса и жить в Космосе среди сущностей высших Иерархий так, как он жи­вет на Земле среди минералов, растительного и животного царств.
     Затем, будучи так глубоко обогащенным в своем духовном существовании, что он начинает понимать речь великого мира, речь Макрокосмоса в широчайшем смысле этого слова, человек выходит из сферы пла­нетной деятельности и входит в сферу деятельности неподвижных звезд. Здесь работа над основным за­родышем человеческой головы, уже сформированной, завершается влияниями, приходящими из бесконечности духовных миров.
     Теперь человеку приходит время встать на обратный путь. Он снова входит в сферу Сатурна. Благо­даря тому, что в течение своего первого пребывания в сфере Сатурна он принял в себя планетную па­мять, теперь это помогает закладыванию в его голову основ способности памяти, которая будет ему не­обходима на Земле. Космическая память, внедренная в него, становится как бы земной. ... начинается также деятельная работа преобразования нижнего человека в различные части головы. Это удивительная работа: одно человеческое существо работает над другим в согласии с существами высших Иерархий". В сфере Юпитера познание мыслей Богов преобразуется на обратном пути в способность познания человеческих мыслей, что затем выразится в обычной сознательности. В сфере Марса на обратном пути добавля­ются зародыши для нового тела: для системы груди и структуры членов тела, какими они должны быть в новой земной жизни. Постижение космического Слова, превращается теперь в ту духовную субстанцию, из кото­рой позже появится человеческое эго. Здесь же возникают духовные зародыши гортани и легких.
     Затем человек возвращается в сферу Солнца. До этого он жил в Космосе, был единым с Космосом, со всей Вселенной. "Однако теперь, когда он снова вернулся в область Солнца, он начинает ограничивать себя как индивидуальное существо. Очень слабо пробуждается в нем чувство, что он отделяется от Космоса. Это происходит потому, что в нем закладывается первое основание сердца. ... в этом зародыше сконцентрировано все, чем мы являемся нравственно, все лучшие качества нашей души и духа. ... Эта концентрация в зародыше сердца всего его душевно-духовного существа переживается человеком в общении с высочайшими сущностями Солнца ... в чьих руках находится руководство всей планетной системой в ее связи с земным существованием. Переживание это величественно и великолепно. ... Так же, как кровь притекает по венам к сердцу в физическом организме, так в нашу душевно-духовную сущность вливают­ся слова Духов Формы, Движения и Мудрости, вливается то, что они имеют сказать нам относительно Все­ленной и ее суждения о человеке. Слова и звуки Вселенной являются циркуляцией, которая со­средоточивается теперь в духовном макрокосмическом сердце. ... Биение духовного сердца человека — это также биение мира, в котором он живет. Поток крови этого мира есть творческая деятельность сущ­ностей второй Иерархии". Уже живя внутри духовного сердца, человек бросает взгляд на линию поколе­ний, в конце которой стоят его родители.
     "Проходя через космические колонии Венеры и Меркурия, человек может, так сказать, устроить свою судьбу т.обр., чтобы подойти как можно ближе к тем внешним испытаниям, которые должны будут выпасть ему через рождение в определенной семье, в определенной нации". Приходя вторично в сферу Луны, че­ловек мало интересуется тем, что было так давно на Земле, когда он здесь был в прошлый раз. Теперь его занимает грядущее воплощение, то, как подготовляется стадия за стадией физический эмбрион. "Во всех вышеописанных переживаниях сознание человека было значительно яснее и более пробужденным, чем обычное сознание в его жизни на Земле".231 (4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

943. Вне всякого сомнения, люди на Девахане узнают друг друга, если даже одни приходят туда значи­тельно позже других, ибо каждый свое внутреннее духовное существо носит там написанным на своем духовном лице. Люди там, намного более подходящим образом, чем это возможно в физичес­ком мире,произносят свое имя, как свой основной тон.109 (16)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1. РЕЛИГИЯ

1. Бог. Служение Богу

     11. "Вопрос: что такое Бог? — совершенно бессмысленный в логическом отношении. Можно все возвести до высшего, но к высшему нельзя прибавить сказуемого, потому что тогда последует ответ: Бог есть ... и тогда то, чем определяют Бога, должно быть высшим. Это курьезнейшее противоречие. ... Кришна сказал (в Бхагавад-Гите): Дэвы собрались у трона Всесильного и спросили его благоговейно: Кто Он такой? Он ответил: Если бы был другой, как Я, то Я через него описал бы себя. — Однако он этого не делает". 139 (5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru