Главная
Предметный указатель
ИНИЦИАТИВА |
Человек и борьба за элементарных духов
580. В процессе развития тепло уплотнилось в газ, газ -- в воду, вода -- в твердое. «Все было некогда огнем. Но в этом уплотненном огне везде заворожено духовное». Духовно-божоственные существа «...посылали живущих в огне элементарных духов вниз, они замыкали их в воздухе, воде, земле. Это были вестники, элементарные вестники духовных, творческих существ. Раньше эти элементарные духи жили в огне. Там они были еще свободны, но их осудили жить заколдованными». Когда человек смотрит на внешние предметы, то постоянно нечто из заколдованной элементарной сущности переходит в него. «Когда вы воспринимаете, то вокруг вас находится толпа элементарных существ, которые были заколдованы и будут заколдовываться благодаря продолжающемуся процессу уплотнения мира; и их толпа постоянно переходит в вас». «Что же происходит с элементарными существами, которые переходят из вещей в человека? Даже освобожденные, они должны оставаться в человеке до его физической смерти. Но когда человек проходит врата смерти, тогда вскрывается разница между теми элементарными существами, которые только лишь вошли в человека... и теми, которые, благодаря одухотворенности человека, возвращены их прежнему элементу. Те элементарные существа, которые не изменены человеком, ничего не выигрывают от своего перехода из вещей в человека, но зато измененные снова возвращаются со смертью человека в свой первоначальный мир». Неосвобожденные существа с новым воплощением человека вновь возвращаются в физический мир, освобожденные же -- нет. Имеется четыре рода элементарных существ. Одни из них связаны с предметами (например, с дымом, как с антитезой огня, жертвой одухотворения материального), другие управляют сменой дня и ночи, третьи управляют возрастанием и убыванием Луны, четвертые управляют сменой времен года. Первых мы освобождаем духовными мыслями, вторых -- инициативой (преодолением ленности), третьих -- оптимизмом, гармоничностью, четвертых -- переживанием в себе Бога, религиозностью.110 (2)
Перейти к данному разделу энциклопедии
Отношение к Я
660. Люциферические существа отстали на др. Луне. Тогда у человека еще не было Я, а высшим членом было астр. тело. На астр. тело эти духи не могли действовать, т.к. были отставшими. На Земле они могут на него действовать, но теперь человек имеет Я. На это Я действуют высшие духи, и лишь опосредованно, через Я, они действуют на астр. тело, очищая его. Так боги решили сами. Люциферические существа не могут действовать на Я, но зато непосредственно действуют на астр. тело, вползают в него. Благодаря им человеку стали доступны энтузиазм, вдохновение, инициатива, которые вызываются не его Я, но высшими существами. Благодаря же этому возникла возможность свободы, зла, отпадения от божественного мира.109 (19) Перейти к данному разделу энциклопедии
498. "В нынешнее материалистическое время, исходя, собственно, из всех воспитательных и жизненных отношений, к такому явлению, как Антропософия человек может честно подойти, только благодаря тому... что имеет в себе кармический импульс, который подталкивает его к духовному. Этот кармический импульс представляет собой совокупность всего того, что вышеизложенным образом было проделано до нисхождения в эту земную жизнь. Поскольку человек оказывается так сильно связанным с духовными импульсами, то они прямо воздействуют на его душу, поэтому он менее интенсивным образом, чем другие люди, при нисхождении из духовного в физический мир, входит во внешнюю телесность. Можно было бы сказать так: все те, кто описанным образом вживается в течение Михаэля, имели такого рода предпосылку — войти в физ.тело с определенным резервом. И это лежит в основе кармы душ антропософов.
У всех, кто сегодня внутренне склоняется к тому, чтобы вполне сознательно и боязливо держаться подальше от Антропософии, можно обнаружить, что они крепко сидят в физической телесности. У тех же, кто сегодня склоняется к той духовной жизни, какую хочет дать Антропософия, оказывается расторгнутым отношение, по меньшей мере, астр.тела и я-организации с физической и эфирной организацией. Но вследствие этого человеку труднее справляться с жизнью. Это происходит по той простой причине, что он делается способным выбирать среди большего числа возможностей, чем другие, поскольку легко вырастает из того, во что другие основательно вросли. Подумайте только, как сильно сегодня люди представляют собой то, чем они стали благодаря внешним жизненным связям. ... Вы видите служащего, коммерсанта. строителя, фабриканта и т.д.: они являются тем, чем являются,
и это разумеется абсолютно само собой". "Необходимо знать, что для антропософов имеет значение следующий тезис, что антропософы должны себе сказать: если я, благодаря моей карме, стал антропософом, то это требует от меня, чтобы я был внимателен к тому, как в моей душе — более или менее глубоко — выявляется необходимость находить в жизни душевную инициативу, из внутреннейшего собственного существа быть в состоянии что-то начать, быть в состоянии о чем-то судить, быть в состоянии на что-то решаться. Собственно говоря, в карме каждого антропософа записано: стань человеком с инициативой и проверяй, из-за препятствии ли телесных или из-за препятствий, встающих на твоем пути из иных источников, ты не можешь найти средоточие инициативы в своем существе, наблюдай за тем, как твои страдания и радости зависят от того, находишь ли ты или нет свою личную инициативу!
Золотыми буквами должно быть постоянно начертано перед душой антропософа, что в его карме заложена инициатива, и что многое из того, с чем он встречается в жизни, зависит от того, в какой мере он может волевым образом осознать эту инициативу. Подумайте только, как много сказано этим, ибо исключительно многое в современности вводит в заблуждение в отношении образования суждений. А без ясных суждений об отношениях жизни инициатива не разворачивается из подоснов души". Мы живем в эпоху материализма, при этом материализм неразрывно связан с интеллектуализмом. Если вы, например, хотите стать врачом, то вы должны принять материализм, иначе врачом в современном смысле вы не станете. Мы постоянно подвержены действию материализма. А это необыкновенно сильно действует на карму. "Ведь все это словно создано лишь для того, чтобы похоронить в душе инициативу! Каждое народное собрание,
в которое идет человек, имеет единственную цель: похоронить инициативу отдельных людей за исключением той, о которой говорит там оратор. Каждая газета исполняет эту задачу, когда создает "настроение" и так погребает отдельную инициативу". Сознание человека есть лишь небольшое помещеньице, происходящее же вокруг оказывает колоссальное влияние на подсознание. И тем не менее не следует выпадать из своего времени, нужно уметь быть современным. Для этого необходимо быть не только современником. "Инициатива — это жало; но человек боится жалить. Человек боится ужалить, ужалить ариманическое. Он не боится, что этим он как-либо повредит ариманическому, но он боится, что жало на что-то наткнется и обратится назад и вопьется в его собственное тело. Так примерно образуется здесь страх. И так из всеобщего страха жизни инициатива отступает назад. Эти вещи нужно только увидеть".
237(10) "Материализм грешит столь много, что невозможно сделать достаточно в этом (спиритуальном) направлении; здесь вообще невозможна чрезмерность и если бы (тут) изучением занимались в десять и сто раз больше, то и тогда это не было бы чрезмерным для выравнивания того, чем грешат благодаря материализму". 265, с. 128
Перейти к данному разделу энциклопедии
|