BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





ИНТЕЛЛЕКТ


Тепло, "зола", белок, железы, кровь, нервы, мужско-женское

154. Тепло, которое было в начале земного развития, не такое, какое возникает, скажем, при сгорании дров. Это минеральное тепло. А то было живое тепло, которое человек содержит теперь в своей крови. "Из него образовался первый человеческий зачаток. Но с продолжающимся оплотнением это живое тепло стало постепенно неживым теплом. ...Это тепло стало минеральным теплом, выступило, прежде всего, как процесс сгорания.
     Здесь мы подходим к очень важному моменту, где я прошу вас быть очень внимательными. Именно в начале теплового состояния мы можем говорить об огненном состоянии, о сгорании же мы, собственно, еще не должны говорить. ...Тепло, возникающее через внешнее минеральное сгорание, выступило впервые после выделения из Земли Солнца, но еще не Луны. И через это сгорание, которого до того еще совсем не существовало, выделилось материальное в земной массе, которое в оккультизме обозначают "золой". Если вы что-то сжигаете, то образуется зола. Зола отлагается в земном образовании, когда Земля остается связанной с одной Луной. Мы подвинулись так далеко, что субстанции через пронизание мировым звуком начали танец и вычленилась протоплазма. ...для защиты соответствующих существ образовался род клеевой оболочки. Чего теперь недоставало этим существам? — Твердой костной массы. Существовала по преимуществу клееобразная масса, а то, что вообще представляет собой минеральное, отсутствовало целиком и полностью в этих существах до того времени, которое я теперь описал. Вы должны представить себе, сколь иными были те существа. Сейчас вы не найдете физического тела, которое не было бы пронизано минеральной субстанцией. ...Существа вбирают золу, как прежде они вобрали белок, вчленяют во все свое существо минеральное — от костей до жидкой крови. ...Минеральное, таким образом, в ходе образования Земли возникло последним, и другие царства вобрали его в себя, а до того они состояли из других субстанций. ...Но как вошла зола в те линии, которые наполнил белок?
     Мы видели, что первоначально был огонь; из него образовался зачаток сердца; затем образовался зачаток дыхания, внедрился свет и образовал зачатки нервов; пришел звук и, побудив субстанции к танцу, образовал живое. ...А то, что золу загнало в человеческое тело, — это было мышлением, которое звук, тон сделало словом. Еще в атлантическое время, когда все кругом дышало туманно-пылевой массой, человек не обладал артикулированной речью; зато он мог понимать речь шума деревьев и журчанья потоков. ...Смысл, значение слова вогнало образующуюся в процессе сгорания золу в живую субстанцию; и в той мере, в какой до конца Атлантической эпохи оплотневала костная система, человек пронизывался мыслями, самосознанием. Засветился его интеллектуализм, и он становился все более самосознающим существом".
     "...Первой образовалась кровь, потом нервы, потом железы, и последними — твердые отложения, которые и открыли чувства вовне". В то же время на др.Сатурне был заложен род системы органов чувств, на др.Солнце — система желез, на др.Луне — система нервов, на Земле — система крови, т.е. имело место развитие, шедшее в обратном порядке.
     "При этом вы не должны удовлетворяться принятием просто обратного порядка. Но когда первой в земном развитии выступает кровеносная система в виде теплового человека, то эта кровеносная система в то же самое время является родом системы органов чувств. Это именно тепловая и познавательная система. Весь человек, так сказать, состоит из крови, или тепла. Он пронизан не субстанцией крови, а эфирными тепловыми силовыми линиями; и эти эфирные тепловые силовые линии, из которых позже возникает кровеносная система, являются в первом своем зачатке родом системы органов чувств. Это сначала в своем первом зачатке выступает как система органов чувств, а нервная и световая система сначала выступает на Земле как род системы желез; и в действительности позднейшая система желез смогла вычлениться благодаря тому, что другие системы, кровеносная и нервная, когда они вычленились, продвинулись в своем развитии вперед. Это продвижение вперед произошло следующим образом. Когда образовалась нервная система, как род системы желез, то кое-что из крови отстало в виде позднейшего зачатка крови. Но, в то же время, во втором состоянии кровеносная система преобразовалась в некий род нервной системы; и когда это было достигнуто и в третьем состоянии вычленилась система желез, то снова видоизменились две предыдущие системы, так что в действительности кровеносная система продвинулась еще на одну ступень вперед; то же самое произошло и с нервной системой. Таким образом происходило постоянное преобразование, трансформация". 102 (5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

347. "У человека между бровями на один сантиметр вглубь находится особый пункт. Ему соответствует (в том же месте. — Сост.) пункт в эфирном теле. У атлантов оба эти пункта отстояли далеко друг от друга, и развитие состояло в том, что они сближались. В пятую атлантическую эпоху они совпали... и благодаря этому стали развиваться способности к счету, интеллектуальные способности".99 (12)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

565. Интеллектуальные способности стоят в отношении к астральному плану; симпатия к добру и антипатия к злу, — это нижний Девахан. Моральные импульсы к действию имеют отношение к высшему Девахану. Поэтому "в нашу эпоху в человеческую душу вступают силы астрального мира, в 6-ю эпоху — силы нижнего Девахана, в 7-ю — высшего Девахана"... В 4-ю эпоху в человеческой душе действовали силы физического плана. Отсюда возникла мистика. Поэтому Христос тогда низошел на физический план. В нашу эпоху "Существо Христа можно пережить на астральном плане... в эфирном облике". 130 (3)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

514. "Сатурн является тем мировым телом, которое окольным путем через человеческую голову устана­вливает правильное отношение астр.тела к человеческому физ. и эф. телам. Поэтому, с другой сторо­ны, типы Сатурна дают отношение астр.тела к Я, поскольку ведь Сатурн стоит в отношении к действию Солнца. Он находится в таком отношении к действию Солнца, что во времени и пространстве это выражается в кругообороте Сатурна вокруг Солнца, равном 30 годам.
     Отношение Сатурна к Солнцу в человеке выражается в том, что Я приходит в соответствующее отношение к астр.телу, и именно так, что астр.тело правильным образам вчленяется во всю человеческую организацию. Так что мы можем сказать: Сатурн имеет отношение к верхней части всего астр.тела. Это от­ношение для людей древних времен было чем-то решающим. Еще в египетско-халдейское время, в З-ем ты­сячелетии до Мистерии Голгофы мы находим, как учителя, мудрецы Мистерий о каждом человеке судили в связи с отношением его дня рождения к Сатурну; ибо тогда сознавали совершенно точно: когда человек рождается в той или иной констелляции Сатурна, то этим обусловлено более или менее правильное упот­ребление физ.телом астр.тела. Познание подобных вещей играло большую роль в древности. Но в наше время прогресс человеческого развития основывается на том, что с начала ХVI в. мы освобождаемся от того, что действует в нас.
     Не поймите это, дорогие друзья, неправильно. Это не означает, что Сатурн сегодня не действует в нас. Он действует в нас, как и в древности, только мы должны от его действия освободиться. И знаете ли вы, в чем состоит это правильное освобождение в себе от действия Сатурна? Наихудшим образом человек освобождается от действия Сатурна, следуя теневому интеллекту нашей эпохи. Именно тогда он позволя­ет неистовствовать в себе действиям Сатурна, тогда мечутся туда и сюда действия Сатурна и делают человека, как теперь говорят, нервным. Нервный человек в существенном возникает оттого, что его астр.тело неправильно включено во все его физическое существо. На этом основывается нервозность нашего времени. И к чему человек должен стремиться прийти — это к действительным созерцаниям, к имагинациям. Оставаясь при абстрактных понятиях, человек делается все более и более нервным, поскольку он вы­растает из деятельности Сатурна, а она мечется в нем туда-сюда и в его нервах разрушает астр.тело; потому человек и делается нервным. Нервозность нашей эпохи должна быть познана космически, как дея­тельность Сатурна.
     Как Сатурн имеет дело с верхней частью астр.тела, поскольку это астр.тело связано через нервную систему со всем организмом, так Юпитер имеет дело с человеческим мышлением.
     Человеческое мышление также нек.обр. основывается на частичной деятельности астр.тела. ... Действие Юпитера имеет дело с организацией астр.телом человеческого мозга. Марс имеет дело с речью. Он использует еще меньшую часть астр.тела, чем Юпитер. Солнце связано с Я. Меркурий является по­средником между астр.телом и ритмическими процессами в человеке. Поэтому подобно лунным силам он вступает в весь обмен веществ, но лишь поскольку он подлежит ритму, воздействует он на ритмическую деятельность. (Он также еще извне действует на человеческое лицо).
     Венера действует в том, что из космоса оказывается деятельным в человеческом эф.теле. Луна — воз­будитель внутреннего воспроизведения, а также размножения.

Сатурн: верхняя часть всего астр.тела.
Юпитер: мышление.
Марс: речь.
Солнце: Я.
Меркурий: соединяет астр.тело с ритмической деятельностью в человеке.
Венера: деятельность человеческого эф.тела.
Луна: возбудитель репродукции.

     Если, например, во время рождения Юпитер стоит на небе, то он формирует мозг для мышления; если же он находится на другой стороне, то его действие прикрыто Землей. Земля с ее веществами и силами действует в нем, да еще во всем этом действует Луна, всегда, собственно, находящаяся здесь, и тогда человек становится притупленным сновидцем с темным сознанием; мышление тогда отступает назад. Между этими двумя положениями существует множество промежуточных ступеней. Если человек из прош­лой инкарнации несет значительные силы мышления, то он родится, когда Юпитер стоит вверху. Однако, следуя путем эзотерического ученичества, как оно описано в "Как достигнуть познания высших миров?", человек может освободиться от всех планетных воздействий и встать только в правильное отношение к ним".204 (13)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1165. Мужской мозг более закоснелый, чем женский, а следовательно, более связан с интеллектом, чем с психикой. Усвоенный им жизненный опыт неглубоко проникает в строющие силы, а отсюда возникает склон­ность получить в следующем воплощении женское тело. "Мужчина — это карма женщины, а женщина — мужчины".120(9)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1428. "У бодрствующего человека интеллектуальный элемент стремится снизу вверх (от сердца к шиш­ковидной железе) в форме светового действия, а то, что морально-этической природы, то стремится свер­ху вниз (из макрокосмоса к сердцу). Эти идущие вверх и вниз потоки в момент пробуждения и засыпания встречаются. Тогда можно судить о том, особенно ли умен человек, имеет ли он низменные убеждения — вблизи шишковидной железы тогда разыгрывается сильная борьба — или же он держится добрых принципов, навстречу которым текут, расширяясь световые явления вокруг железы".130 (6)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Восприятие и мышление

1718. В Новом Завете рассказывается о познании магов и возвещении пастухов, в чем выражаются глубокие тайны человеческого познания и человеческой воли:

     "Внутреннее познание, выступающее у пастухов, все более и более вырастает вовне в дальнейшем развитии человечества и становится современным внешним воспри­ятием. Это есть то, что мы сегодня называем восприя­тием опыта. А то, что у магов способствовало познанию оживленного звездного неба, — это втянулось вовнутрь, я бы сказал, в основном в мозг, и стало нашим математическим, нашим механическим миром. Одно скрес­тилось с другим. Что прежде, в дохристианские времена, было внутренним познанием, образным, наивным, инстинктивными имагинациями, — это стало нашим внешним познанием, чувственным восприятием; что было вне­шним познанием, где человек постигал звездный мир, — это втянулось вовнутрь и стало сухим геометрически-математически-механистическим миром, который мы теперь получаем изнутри".202 (15)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1755. Ясновидец, охотно говорящий о жизни между рождением и смертью, выработал в себе силы, сбере­женные из детства, до 17-20 лет. Но эти силы особенно легко подвергаются искушению, в них выступают низшие инстинкты, подобно туману; ариманические духи создают из этого тумана призраки, которые яснови­дец может принять за прошлые инкарнации. Силы, сбереженные от возраста в 21-28 лет, открывают то, что описано в "Очерке Тайноведения". Это силы, идущие в ином случае на развитие интеллекта, они менее всего подвержены искажению.140 (20)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Мышление (представление, интеллект)

1673. "Мышление — это форма, в которой человек выражает свою волю в речи. Только в мышлении можем мы теперь развивать волю. И лишь позже человек сможет в слове разворачивать свою волю вовне, про­ходя над мышлением".93-а (5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1674. "В воле присутствует живое существо мыслительной природы. ... даже малейший волевой процесс зависит от того, что отражается в мышлении, но остается незамеченным".64 с.269


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1682. "Собственное содержание мышления, его субстанция имеет сегодня лишь ценность семени. Но если мы духовно-научно нисходим в волю и пытаемся познать субъект воли — воля есть лишь деятельность. ... то видим, что воля есть нечто, несущее в себе сознание отдаленного прошлого, космического прошлого. С одним интеллектом, не вступая через имагинацию, инспирацию и интуицию в волю, ничего в эволюции мира не понять; ибо лишь в человеческой воле, которая, в то же время, строит весь человеческий орга­низм, заложен субъект, который, подобно памяти, используется в повседневной жизни, содержит па­мять о космическом прошлом".
     "Наш интеллект организован ариманически ... поэтому он ослепляет человека. Мы, естественно, занимаясь Духовной наукой, не стоим на той точке зрения, что, поскольку интеллект ариманический, то не следует им и пользоваться. Нет, глядя на вещи, необходимо освободиться от иллюзий, необходимо уяс­нить себе, что человеческий интеллект — это свет, что сияет сильно, что может сиять сильнее, чем он сияет сегодня, исходя из человеческой природы... Возникает нечто, подобное ослеплению, вызываемому сильным светом, когда он падает на вещи; так интеллект делает из вещей нечто иллюзорное. ... Но если наш зародышевый интеллект освещает ариманический принцип, то спящий волевой субъект несет в себе люциферическое".184 (4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

255. "Возьмeм силу, которая в духовном мире действовала в вас от последней смерти до настоящего рождения. Там действовали, далее, силы физ.тела, эф.тела и т.д. ... Но сила, действовавшая до рождения, она действует далее и в то же время, можно сказать, не действует. Ибо свою собственную суть она излила в телесность, которую она проодухотворила. Что из этой силы продолжает действовать здесь далее, продолжает как бы идти в том же направлении, — это лишь образы, это одно образное бытие. Так что между рождением и смертью мы живо несeм в себе образ того, что мы имели между смертью и новым рождением. И этот образ есть сила нашего интеллекта. Наш интеллект вовсе не реальность между рождением и смертью, но он есть образ нашего бытия между смертью и новым рождением.
     В этом не заключено решения загадки сознания, но — загадки культуры. Вся конфигурация нашей культуры новых времeн, которая зависит от интеллекта, становится наглядной, если знают: это культура-образ, это культура, совсем не созданная реальностью, но созданная образом, образом спиритуальной реальности. Мы имеем абстрактную духовную культуру. Материализм — это абстрактная духовная культура; отвергая мысли и становясь материалистами, мыслят в таких мыслях. Материалистические мысли остроумны, но они, естественно, уходят в заблуждение. Это образ мира, что действует, вызывая культуру, — не сам мир". 205(1.VII)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1520."Эстетический тип столь же свойственен Средней Европы, как этический тип Востоку, а утилитаристский, интеллектуалистический тип — Западу". "Этическая точка зрения может однажды рационализироваться, интеллектуализироваться. Все в мире подвержено различным метаморфозам и является совсем в иной форме. Так, этическая точка зрения Востока, совершенно очевидно, не интеллектуалистична, но ее можно повстречать и в таком обличье, можно интеллектуализировать и ее, тогда она "кенигсбергизируется", становится кантианской. "Долг! Ты возвышенное, великое имя..." (у Канта) речь идет о подчинении нравственному". 191(14)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Человек и царства природы

     419. Существует взаимосвязь между формациями сланца и растительным бытием на Земле, а также между известковыми формациями и животным бытием. Дело здесь заключается не в том, что растительные и животные останки минерализуются, но в сверхчувственной связи. Представим себе Землю в виде круга (см.рис. белое). В нее включены сланцевые формации (фиолетовое), из нее прорастают растения (красное). Как известно, растения не обладают астр.телом.
     Оно лишь как бы овевает, наподобие облака, цветение и плодоношение. У растительного мира есть одно астр.тело, нигде не проникающее в отдельные растения. Земля окружена им как астральной атмосферой (оранжевое).
     "И то, что здесь развивается, должно было бы распасться в себе, если бы не было излучающихся сил, приходящих от камней сланцевых залежей. Т.обр., в залежах сланца присутствует стремление сделать всю Землю организмом. Отношение растений к Земле подобно отношению волос к человеку — они образуют единство. И то, что эту всеобщую организацию на Земле удерживает в единстве, — это силы, излучающиеся от сланцевых залежей". Эти же силы удерживают растительное в человеке в нормальном состоянии, как они нормализуют растительное бытие на Земле. С этой точки зрения следует изучать живую географию и геологию Земли. Сланцевые залежи располагаются в разных местах Земли, т.к. существуют различные виды растений. Однако не следует думать, что связь здесь самая непосредственная. Излучения сланцевых формаций протекают по всей Земле через магнитные и другие потоки. А там, где сланцевые формации развиты особенно сильно, там, напротив, растительное сегодня не мо-жет распространяться, поскольку собственные силы растительного слишком сильно втягиваются в Землю и не могут развиваться. Подготовлялись сланцевые формации на древнем Солнце. "Современных растений еще не было в солнечном бытии, но сама Земля имела некий род растительного бытия, и из него, с одной стороны, развился растительный мир, а с другой — отвердело то, что в мире растений пребывает как формирующая сила — сланцевые формации. И это также сланцевые формации — извлеченное из растительного Земли земное интел-лектообразное". 213 (5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     274
. "Аристотель делает различие между активным рассудком, деятельным духом человека, и пассивным рассудком. Что он при этом имеет в виду? Этого не понять, если не обратиться к возникновению этих понятий. ... оба эти рода рассудка участвуют в возведении человеческой души; поскольку рассудок — деятель, он деятелен и в устройстве души, но именно как рассудок, не подобно памяти, один раз прекращающейся, а затем, как память, эмансипирующейся, а как рассудок, действующий в течение всей жизни. И это есть ноус поэтикос, то, что, индивидуализируясь во Вселенной, возводит тело, в смысле Аристотеля. Это также есть не что иное, как строящая человеческое тело деятельная душа Плотина. А то, что затем эмансипируется, что присутствует здесь только для того, чтобы воспринимать внешний мир и впечатления внешнего мира перерабатывать диалектически, — есть ноус патетикос, страдающий интеллект, intellectus possibilis. Что в острой диалектике, в точной логике, в схоластике выступает перед нами — это восходит к тому древнему наследию. И в том, что разыгрывается в душе схоласта, не разобраться, если не рассмотреть эту игру в ней пра-древних традиций". 74(2)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     896
. "В том, что вы переживаете как интеллект, вы имеете зеркало, отражающее ваше предыдущее бытие. В себе, в своей телесности вы имеете отражающую плоскость, и лишь она действует во времени и отражает образы из жизни до рождения. Только в этот интеллектуалистический образ постоянно вторгаются восприя­тия чувств. ... Поэтому не воспринимают того, что действительно отражается. Если делать упражнения из "Как достигнуть познания высших миров?", помогающие оттеснить восприятия чувств, и жить в образах, то можно проникнуть во время до рождения, в предсуществование. И если пойти еще далее, то окажешься в реаль­ном духовном окружении". Тогда мы не выдавливаем из своего тела галлюцинации, но освобождаем свое те­ло и перемещаемся в наше предсуществование, чувствуем себя там совместно с духовной реальностью. В мир, протекающий в галлюцинациях, погружаемся мы, однако когда мы воспринимаем его реальность, то воспринимаем не галлюцинации, а имагинации. "Входя в представления, тело, как таковое, вносит в со­знание галлюцинации. Дух, как дух, в представлениях дает имагинации. А если душа, посредница между обоими, со своей стороны входит в представления, если, т.обр., представлять душу как душу, то не воз­никает ни неправомерных, вытесненных из тела галлюцинаций, ни проникновения к духовной реальности, но душа приходит к неконтролируемой промежуточной сфере: к фантазии". 205 (1.VII)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru