Главная
Предметный указатель
ИНТУИЦИЯ — и воля |
1805. Чтобы найти волю, необходимо от процессов организма нервов и дыхания спуститься к процессам в организме питания. Моторных нервов нет — это сенситивные нервы. И если в позвоночнике нечто повредить, то будет утрачено восприятие ноги, и потому станет невозможно ею двигать. Нерв воспринимает то, что совершается в обмене веществ в результате импульса воли. Когда мы учимся играть на фортепьяно, то учимся определенным образом двигать пальцами, господствовать волей над соответствующими тонкими процессами обмена веществ. Сенситивный нерв (моторный) при этом все более замечает, какое движение правильное. Организм обмена веществ можно сравнить с простыми буквами. Но поскольку это просто знаки, душе приходится делаться вще более внутренней, входить в область духа. "И как через органы чувств душа связывается с материей, так через волю она связывается с духом". Процесс в веществе есть лишь знак действия духовного, и такова именно воля. В воле дух посылает в нас своих существ. Воля проникает в мир интуиции. "И благодаря тому, что мы непосредственно духовное переживаем в душевном, душевное в тех представлениях, о которых идет речь в "Философии свободы", охарактеризовано как лежащее в основе свободной воли...". Когда душа переживает веление духа, она живет в свободе.66 с. 131-142 Перейти к данному разделу энциклопедии
1850. "По эту сторону Порога учатся познавать только мысли, которые напоминают о прошедших переживаниях. По ту сторону Порога мелькают существа Ангелов. По эту сторону Порога познают суть интеллигенции, по ту сторону воспринимают мелькание Архангелов. По эту сторону Порога воспринимают внешний чувственный мир, по ту сторону познают, как через наши глаза, уши входят и выходят Духи Времени". "Согласно старому словоупотреблению эти три способности называют тремя высшими способностями человека. И если схематически набросать перед вами образ человека, то это можно сделать так. Прежде всего, я должен нарисовать способность к деятельности чувств. Для этого я сделаю белую основу (на черной доске рисуется белый круг).... Основная деятельность чувств разворачивается в голове. Конечно, деятельностью чувств пронизан весь человек, но я должен прежде обозначить головную организацию чувств (синее; см.рис.). 115 (II) Если я хочу изобразить интеллигенцию, то я могу это сделать следующим образом. Деятельность чувств направлена более вовне (синее), интеллигенция имеет свой аппарат отражения большей частью в мозгу. Далее лежит то, что составляет основу памяти, более связанной с телесной организацией. В действительности память (красное) связана с нижним организмом нервов и с остальным организмом. Я должен построить переход между деятельностью чувств и интеллигенцией (индиго)... Для более абстрактных понятий дадим зеленое, а то, что как понятия носит в нас характер воспоминаний, я обозначу, как переход от зеленого к красному, желтым". Конечно, все это действует одно сквозь другое, и пространственно это особенно не разграничить. "Другого рода душевная деятельность, связанная с нашей организацией — это желания. Они еще более эмбриональны, чем чувства. Все, что в нас составляет мир желаний, вожделений, будучи теперь в зародышевом состоянии, в будущем состоянии Венеры достигнет своей цели. Сейчас они сильно связаны с нашей телесностью. Но они от нее освободятся" и выступят на Венере полностью осознанной инспирацией. Но в еще более эмбриональном состоянии находится наша волевая душевная деятельность. В будущем воле предназначено стать чем-то могущественным, космическим, благодаря чему человек будет принадлежать всему космосу, будет индивидуальным существом и в то же время индивидуальные импульсы изживать как мировые факты. Но это будет во время Вулкана, когда воля станет целиком осознанной интуицией.
Высшие способности: | Деятельность чувств | Сатурн — смутная интуиция | — Архаи | Интеллигенция | Солнце — спящая инспирация | — Архангелы | Память | Луна — сновидч. имагинация | — Ангелы | Низшие способности: социальный мир. | Чувства | Юпитер — полностью осознанные имагинации | — Минеральное царство | Желания | Венера — полностью осознанные инспирации | — Растительное царство | Воления | Вулкан — полностью осознанные интуиции | — Животное царство |
"Как память, интеллигенция и деятельность чувств стоят в отношении к окружающему миру Ангелов, Архангелов, Архаев, так чувства, желания и воля стоят в отношении к окружающему физическому миру. При этом чувства в их отношении к миру во время земного развития все более и более истощают минеральный мир. Весь окружающий нас мир минералов с концом земных времен исчезнет и силы, которые человек истощает в минеральном мире, это силы чувств. ... На Юпитере минерального царства не будет, т.к. на Земле силы чувств истощат это царство; а на Венере не будет растительного царства, т.к. человеческие желания истощат его во время Юпитера; наконец, воля истощит во время Венеры животное царство". Все эти вещи актуальны теперь, поскольку и теперь низший и высший человек взаимно пронизывают один другого. "Темно-красным на рисунке мы обозначили чувства. Но чувства простираются в интеллигенцию... а также проходят и сквозь память. И я должен, рисуя деятельность желаний, дать красно-фиолетовый цвет. Волю, какой она пребывает сегодня, я хочу дать сине-зеленой. Таким образом, человек является двойным существом: высшим, который в существенном является познающим, и низшим — в основном желающим; чувства и воля при этом выступают как два полюса желания. В земном человеке составляющее его нижнее действует в верхнем человеке и как воля, и как желания, и как чувства (стрелка вверх; см.рис.)". "Человек, каким он пришел к настоящему (состоянию), должен переживать струение воли, желаний и чувств в память, интеллигенцию и деятельность чувств, а сверху переживать откровение духовного мира через духопознание, чтобы его деятельность чувств, интеллигенция и память могли этим наполниться, поскольку они не смогут этого сделать, когда наше физ. тело, следуя упадку Земли, станет все более и более иссыхать". "Партиец социал-демократ говорит: живущее вовне есть результат развития хозяйства, хозяйственных сил. — Нет, живущее вовне есть объективация чувств, желаний и воли совместно, социально живущих людей. ... На рис. внизу цветом обозначены чувства, желания и воления. Интеллигенция, чувственная деятельность и память действуют вниз и действуют через нашу волю в социальный мир (стрелка внизу справа; см.рис.). ... Если развитие пойдет дальше так, как это соответствует земному организму, и наша телесная организация усохнет, то отставшая чувственная деятельность, интеллигенция и воспоминание, не оплодотворенные духом, сухая интеллигенция, лишь внешние восприятия чувств и эгоистические воспоминания отдельных людей будут господствовать в социальной жизни. Все шире станет разрастаться то, с чего теперь начали в России. В России теперь в зародыше, в ленинизме и троцкизме, подготовляется тот социальный строй, который происходит из опыта чувств, интеллигенции и пары воспоминаний эгоистической природы отдельных людей. ... там сознательно будут исключать все, что можно воспринять из духовного мира".196 (14) Перейти к данному разделу энциклопедии
XII. ДУША МЕЖДУ ФИЗИЧЕСКИМ И СВЕРХЧУВСТВЕННЫМ
Кругооборот тела, души и духа
1908. "Только благодаря тому, что мы в бодрственную жизнь представлений некоторым образом вливаем воспоминания, что мы обладаем состояниями, в которых мы не имеем переживаний, состояниями сна во время от засыпания до пробуждения, мы ведемся назад в самих себя. И также неопределенная память о том, что мы хотим, т.е. нечто сновидческое, играющее в нашем сознательном бытии, дает нам я-чувство, наш я-импульс. В обычном сознании мы не переживаем его в полном сознании, мы переживаем его как толчок, идущий из нашей организации в сознание, этот я-импульс. С другой стороны, мы переживаем его благодаря тому, что от засыпания до пробуждения мы с нашим Я, не вступающим в обычное сознание, и с нашим астр. телом, которое также не вступает в обычное сознание, встречаемся с космосом и в наше сознание ударяет то, что мы как затемнение этого сознания переживаем от засыпания до пробуждения". Но что ввергает нас в сон? Сон наступает благодаря тому, что "...в воле мы развиваем органическую деятельность". Душевное действует в воле вплоть до мышц, как бы тонет в них и делается бессознательным. "Это исходит от потребностей, от телесных условий, из того, что мы в обычной жизни осознаём наше Я. Это происходит оттого, что мы носим на себе тело, которое, когда должна быть исполнена воля, прибегает к душе, которое, когда оно развиваемые им в воле силы хочет уравновесить, похищает душу в бессознательное сна, чтобы способствовать полному сознанию, собственно, пребывающего в бессознательности Я... Мы утопаем в телесно-физическом, когда в это телесно-физическое изливаем наш дух, а прежде — нашу душу. ... Мы чувствуем себя сильно, когда душа изливается в тело. Мы чувствуем себя не сильно, а бодрственно, когда обладаем представлениями и чувственными восприятиями. Иметь представления и чувственные восприятия означает жить вне тела. ... человек живет в духовном мире уже тогда, когда имеет чувственные восприятия и образует представления. ... Физический аппарат (чувства) не переживается; духовное, совершающееся в нем, — вот что переживается. По своей сути содержание восприятий вообще духовно. Только, как мы уже видели, в представлениях мы простираем деятельность чувств в организацию нервов. Деятельность нервов состоит в отмирании. Органическая деятельность непременно должна быть выключена, когда мы хотим представлять. Поэтому в чувственных восприятиях и представлениях мы живем в духовном. Но мы также, как люди, живущие от рождения до смерти, живем в духовном благодаря тому, что от этой жизни мы получаем только образы. Это своеобразное явление, что духовное, осознаваемое нами в представлениях, в чувственных представлениях, предстает только в образах. ... В представлениях мы сознательны, они, как таковые, носят абстрактный характер, они не являются интенсивно насыщенными образами. ... Но они серы только для нашего сознания. В действительности все представления, развиваемые человеком, содержат имагинации. ... Имея представления, вы имеете имагинации. Только представления остаются в сознании, а имагинации соскальзывают вниз и живут во всеобщей витальности вашего организма, во всеобщей жизнедеятельности. ... Мы обладаем чувственными восприятиями (см.рис., красное), затем в нас есть деятельность представлений (синее, зеленое), которую мы образуем из чувственных восприятий, и так получается голова Януса. Спереди она есть бледные представления, приходящие в сознание; сзади она есть имагинации, но они не приходят в сознание. Имагинации идут вниз, в организм и образуют всеобщую жизнедеятельность... они живут в сердце, в мозгу, в легких, повсюду. ... Благодаря этому все происходит так удивительно: здесь у нас — нарисованное красным и синим — дух в образе ... мы переживаем это душевно. Таким образом, дух является духом, когда он обращен вперед; назад, будучи обращенным к организму (зеленое), он является душой. Но в душевном он начинает утопать в полубессознательном и бессознательном и соединяться с телесным. За бессознательной душевной деятельностью исчезают имагинации. А с другой стороны выступает телесность. Но она пребывает в ночи сознания, тонет во сне и, лишь посылая волю в сознание, выявляет себя. Эта воля толкает нас с другой стороны; она делает нас сильными и дает нам переживание действительности. Но это переживание действительности и в наивысшем заявляет о себе как чувство. Мы видим здесь сны о действительности, но в бодрственном сознании ее нет. Так что между рождением и смертью мы дорогой ценой платим за наше бытие в духе: дух переживаем в образе, в образе чувственных восприятий, в образе представлений". "Но все телесное построено духом. И когда человек образует свои имагинации, он переживает эту лежащую на заднем плане жизнь имагинаций. Далее он переживает позади душевного то, что в обычном сознании пребывает как чувство. Чувство он сначала переживает сознательно. А за чувством находится инспирация". С каждым чувством вы получаете инспирацию, но она уходит в телесность, как имагинация — в жизненность. Инспирация нужна там для дыхательной, для ритмической деятельности. За волей стоит интуиция.
"Восприятия чувств. | | представления: | духовное переживание, но в образах, имагинации соскальзывают в жизненность | Чувства: | душевные переживания, но сновидческие,инспирация соскальзывает в ритмическую деятельность | Воля: | телесно-физические переживания, но во сне, интуиция соскальзывает в деятельность обмена веществ и движения." | И только предметное познание мы шлем в образной форме, как духовную деятельность. А поскольку это просто образы, то они могут соединяться с образами внешнего мира". Итак, душевное действует в голове, в нервно-чувственной организации, когда органическое там отмирает. В деятельности желез душевное не касается физического, железы его отделяют. В мышцах и костях душевное полностью связано с физическим. Имагинации, инспирации и интуиции реально присутствуют в нашей телесной деятельности, когда мы схватываем образы духа. "Когда дух погружается в телесность, когда он посылает в нее инспирацию, то он снова выступает на поверхности, проникает через жизненные импульсы вовне, цвет, прежде всего, дает человеческой коже, инкарнат, образует то, что называется человеческой физиономией, выявляется в благородном строении лба, в форме губ, подбородка, носа и т.д. Этот дух, погружающийся как инспирация, является нам, действуя сквозь ступени жизни, в покоящемся человеке". Походка, жестикуляция выражают интуитивное действие духа, когда он присутствует в теле не как дух, а как образование тепла, как химические процессы разложения, происходящие во время человеческой деятельности. Дух, погружаясь в человека, в его формах вновь соединяет его с миром. И так замыкается кругооборот.208(18) Перейти к данному разделу энциклопедии
606. "Через аскезу физический организм умерщвлялся, и воле становилось трудно развивать себя в физическом организме. Воля как бы оттеснялась назад, и чем трудней ей становилось погружаться, вживаться в физический организм, тем более она вживалась в духовный мир и образовывала интуиции. ... Современный человек через аскезу так надломил бы свой физический организм, что я-сознание, которому надлежит развиваться, не смогло бы этого делать правильным образом. Человек тогда не пришел бы к сознанию свободы, он не смог бы правильным образом, свободно соединиться с Импульсом Христа. Поэтому волевые упражнения должны не погашать физ.тело, как в древности, а укреплять чисто духовно-душевные способности человека, так что душа не бежала бы от тела, а вживалась бы в духовные миры". 215(10)
Перейти к данному разделу энциклопедии
1031. "Через мышление в обратном порядке ... человек отрывает волю от физического и эфирного организма и благодаря этому соединяет волю, представляющую собой в ином случае отблеск астрального организма, с этим астральным организмом. И когда астральный организм с помощью других медитаций выходит из физического и эфирного организма, то человек также и волю берет с собой вовне, в спиритуальные миры. И когда, т.обр., волю в астр.теле вытесняют из собственного организма, тогда воспринимают то, чем, собственно, является духовный человек, или Я, и тогда, выйдя из физического и эфирного организма, человек вместе с Я и с астральным организмом может пребывать в спиритуальных мирах совместно со спиритуальными существами. Как в физическом мире человек живет один в своем собственном теле, так научается он с помощью подобной выработки душевной жизни жить вовне,
в спиритуальном мире, совместно со всеми существами, которые сначала открывались ему в имагинации и инспирации. Благодаря этому человек достигает возможности вести жизнь в духовном мире независимо от собственной телесности. Подобные упражнения могут быть еще усилены благодаря тому, что воля напрягается иным образом. И чем больше напряжения необходимо для этой эволюции воли, тем лучше для переживания духовного мира вне физического и эфирного организма. Человек может преобразовать свои привычки, когда с полным сознанием говорит себе: ту или иную привычку, которую ты имеешь уже целые годы, ты с помощью энергичного упражнения воли преобразуешь в нечто иное, так что в течение четырех, пяти или десяти лет она так изменится, что в отношении ее ты станешь другим человеком. — Это могут быть маленькие, незначительные привычки, настолько незначительные, что человек
о них обычно даже мало думает. И когда он над ними работает, то это самое правильное для того рода сверхчувственного познания, о котором я сейчас говорю. Напр., человек имеет какой-либо почерк. И вот со всей энергией он решает: я изменю этот почерк, который выработался во мне с детства. — Когда в течение лет человек отдается таким упражнениям воли, то душа в конце концов делается достаточно сильной, чтобы вне физического и эфирного организма жить в спиритуальном внешнем мире совместно со спиритуальными духовными существами, с человеческими душами: как с теми, которые еще не сошли в физическое бытие, так и с прошедшими уже врата смерти и живущими теперь в духовном мире до своего следующего воплощения. ... Т.обр., человек своим душевно-духовным достигает мира, где он переживает то, что является содержанием религиозного сознания ... человек достигает выработки истинных
интуиций". 215 (2)
Перейти к данному разделу энциклопедии
1160. "Если бы нашим сознанием мы могли постичь нечто, полностью изживающее себя внутри этого сознания не как простое знание, но как свершение, мировое свершение, то мы имели бы дело с интуицией. ...В интуиции мы имеем дело с господствующей волей". 115 (11)
Перейти к данному разделу энциклопедии
1163. "Если человек приходит к образности, к имагинациям, то уже в имагинациях развивается способность получать моральные интуиции. Уже на первой ступени достигают того, что в ином случае достигается лишь на третьей. В моральном мире за внешними восприятиями сразу же встает интуиция. В природе же здесь в промежутке стоят еще две ступени". "Чистое мышление непосредственно переходит в волю. Но наблюдать и думать вы можете без особого напряжения воли. Экспериментирование и мышление не переходят в волю. Чистое же мышление развивает элементарную первоначальную активность, а с этим связана энергия. Здесь молния воли должна ударить непосредственно в мышление. Здесь молния воли должна также изойти из совершенно единичной человеческой индивидуальности. И нужно набраться мужества апеллировать к чистому мышлению, становящемуся чистой волей. Понятия, в свою очередь,
становятся новой способностью из непосредственной человеческой индивидуальности получать моральные интуиции, которые теперь не даются, как прежде, а должны вырабатываться. Следует апеллировать к интуициям, которые вырабатываются! ... в настоящее время, когда считается несостоятельной эта внутренняя работа, из моральной фантазии должны родиться будущие моральные импульсы, т.е. человек должен быть направлен от просто поэтической, художественной фантазии к продуктивной моральной фантазии. Все древние интуиции давались группам. Существует таинственная связь между пра-откровением и человеческой группой. Древние откровения давались взаимосвязанным человеческим группам. Новые интуиции, которые следует вырабатывать, должны вырабатываться на арене каждой отдельной индивидуальной человеческой души; это значит, что каждый отдельный человек должен сделать себя источником нравственного.
Это должно исходить из Ничто, перед которым стоит человек, извлечено оттуда путем интуиции". 217 (5)
Перейти к данному разделу энциклопедии
|