Главная
Предметный указатель
ИНТУИЦИЯ — и инспирация |
Интуиция. Инстинкт
1834. "Если вы хотите изобразить схематически жизнь Я в теле и сделаете это следующим образом: 1) бодрствование — образное познание; 2) сновидение — инспирированное чувство; 3) сон — интуитивированная, или интуитивная, воля, — то вы сможете понять, почему интуитивное, о чем люди говорят инстинктивно, выступает тем легче в образном познании повседневности, чем ближе лежащее инспирированное чувство". Но та схема дана неверно. Ее нужно сделать по-другому. "Тогда вы скажете себе: в направлении стрелки I (рис.) образное познание нисходит в инспирации и снова восходит из интуиции (стрелка II). Но это познание, указанное стрелкой I, есть нисхождение в тело. А теперь рассмотрите себя. Вот вы спокойно сидите или стоите и предаетесь только мысленному познанию, рассмотрению внешнего мира. Здесь вы живете в образе. А то, что Я переживает в процессах, нисходит в тело: сначала в чувства, а потом в волю. Что содержится в чувстве, вы не принимаете во внимание. Когда же вы начинаете ходить, начинаете действовать, то внешне вы сначала рассматриваете не чувство, а волю. И здесь при нисхождении в тело и при восхождении из него в направлении стрелки (II) интуитивная воля оказывается ближе к образному сознанию, чем сновидческое инспирированное чувство. — В этом случае названное в моей книге "Как достигнуть познания высших миров?" интуицией, спутано с поверхностной интуицией обычного сознания". Гете написал вторую часть "Фауста" уже будучи старым. Он тогда диктовал его, а секретарь записывал. Если бы Гете писал сам, то стихи не были бы столь отчеканенными. Он диктовал, расхаживая взад-вперед. "И когда это бессознательное волевое действие он развивал в ходьбе, из его интуиции нечто теснилось наружу и во внешней деятельности открывалось как то, что другой записывал на бумагу".293 (6) Перейти к данному разделу энциклопедии
323. "В тот момент, когда произвольная метафизически-юридическая римская сущность войдeт в духовнонаучную, интуитивную инспирацию, она вновь сольется с тем, что в древности было инстинктом и мы придeм к жизни, которая так урегулирует общественный строй, что он сможет существовать". 192(15) Перейти к данному разделу энциклопедии
1146. Когда мы поднимаемся к духовному существу, которое исполняет духовное свершение (открывающееся в интуиции), то мы переживаем инспирацию. 115(11)
Перейти к данному разделу энциклопедии
1164. "Очень легко понять неправильно слово интуиция, поскольку, напр., тот, кто обладает фантазией, поэтическими способностями, называет интуицией свои ощущения чувственного рода, что идут от мира. Но это темная, только почувствованная интуиция. Однако же она родственна тому, что я здесь называю интуицией. Ибо как человек полностью получает здесь свои чувственные восприятия, будучи земным человеком, так получает он отблеск высшего рода познания, интуицию, через земные чувства и земную волю. Иначе он бы не мог быть нравственным существом. Т.обр., то, что темно, полно предчувствий, возвещает о себе человеку в совести, является отблеском, некоторого рода теневым образом высшего, которое человеку впервые является в истинной интуиции, в высшем из доступных земному человеку родов познания. Человек действительно имеет, как земной человек, нечто от низшего и,
опять-таки, — теневой образ высшего, впервые достигаемого в интуиции. Средняя же область им, как земным человеком, оказывается полностью утраченной. Он должен ее себе приобрести: имагинацию и инспирацию. Интуицию он также должен приобрести — в чистом, полном света внутреннем; но именно в нравственных ощущениях, в содержании нравственности, совести он имеет земное отображение того, что позже выступает как интуиция. Т. обр., можно еще сказать: если человек, как посвящаемый, познающий, восходит к действительно интутитивному познанию мира, то тот мир, который он знал лишь в законах природы, становится столь внутренним, столь связанным с ним, насколько в ином случае с ним, как с земным человеком, был связан нравственный мир. И именно это значительно в человеческом существе на Земле, что во внутреннем темном предчувствии мы связаны с наивысшим, которое, в свою очередь, доступно лишь развитому познанию в его истинном
облике. ... Только через высшую выработку и одухотворение способности любви может быть достигнуто то, что открывается в интуиции. Для человека должно стать возможным способность любить сделать силой познания. Мы хорошо подготовимся к этой способности любить, если некоторым образом отделаемся от нашей склонности к внешним вещам, если мы, напр., будем регулярно делать упражнение, в котором пережитые нами вещи мы будем прослеживать идущими не в прямом, а в обратном порядке". Нашим пассивным мышлением мы порабощены событиями мира. Но мы должны поставить себе задачу временами порывать с их естественным ходом и, напр., просмотренную в театре драму прослеживать от конца к началу. Это можно сделать напряжением сил, почерпнутых лишь в своем внутреннем. "Т.обр., мы отрываем внутреннюю деятельность нашей души от помочей, на которых мы постоянно ведемся, и благодаря этому внутренне
духовно-душевное переживание мы понемногу приводим к точке, в которой духовно-душевное действительно отрывается от телесного, а также и от эфирного. Человек хорошо подготовится к этому отрыву, если каждый вечер будет представлять события прожитого им дня в обратном порядке. ... Вы скажете: человек переживает в течение дня так много, что было бы слишком долго все это представлять. Что ж, сначала можно взять лишь один эпизод, напр., представить в обратном порядке подъем-спуск по лестнице; тогда вы получите внутреннюю подвижность, а со временем сможете в 3-4 минуты представлять себе идущим в обратном порядке весь ход дневной жизни. Но этим, собственно, достигается лишь половина, по сути, негатив того, в чем нуждается человек для восхождения, для духовной выработки способности любить. Ибо это должно прийти к точке, где человек с любовью прослеживает каждое
произрастание растения. В обычной жизни человек видит рост растения лишь в пространстве, он не прослеживает совместно с растением его роста. В том же случае человек вплоть до отдельностей проделывает вместе с растением все, что в том происходит, он погружается в растение своей душой, сам становится растением, сам растет, цветет, сам приносит плоды на растении; он так полно погружается в растение, как если бы оно было столь же ценным для него, как и он сам. Далее человек подобным же образом входит в представление животного, в представление минерального, он чувствует, как минеральное образует себя в кристалл, он развивает некое внутреннее удовольствие от этого образования плоскостей, ребер, углов, в восприятии их ощущает внутреннее удовольствие, а при их раскалывании ощущает некое чувство боли, проходящее через его собственное существо. Так человек должен со-чувствовать и даже в душе со-волить со всем природным
свершением. Этому должна предшествовать настоящая, простирающаяся на всех людей способность любить. Человек не сможет правильно, описанным образом, любить природу, если сначала не выработает способности любить всех людей. Но когда мы т.обр. достигнем полной понимания способности любить людей и всю природу, тогда то, что воспринималось нами в аурических цветах, в звуках сфер, оно закругляется, оконтуривается в действительных душевных существ. ... Воспринять духовное существо человек может, лишь полностью погрузившись в него, использовав ту способность любить, которую он прежде развил в связи с природой. Духовная интуиция возможна только благодаря тому, что к ставшему пустым сознанию будет в тиши, в покое применено то, что человек смог развить как способность любить в природе. Представьте себе, вы обладаете способностью любить минералы, растения, животных. Теперь вы стоите с пустым
сознанием. Вокруг вас тишина, та негативная, стоящая ниже нуля тишина (инспирация). Вы ощущаете страдание, проистекающее из основы всего мирового бытия; это страдание в то же время является одиночеством. Здесь нет ничего. Но струящаяся из внутреннего многообразно дифференцированная способность любить, она ведет вас к тому, что выступающее в инспирации видимое, слышимое вы можете пронизать собственным существом. Вы погружаетесь через способность любить в существо, в другое существо (иерархическое существо). ... Нам открывается то, чем мы были до того, как взошли к своему последнему духовному бытию между смертью и новым рождением. Открывается предыдущая земная жизнь. Ибо истинное Я, пребывающее в повторяющихся земных жизнях, может открыться только в том случае, если способность любить ушла так далеко, что человек может другое существо вовне, в природе или в духовном
мире, любить так же, как себя. Но идущее через повторные жизни Я никогда не откроется любви к себе. ... для настоящей земной жизни это Я предыдущей земной жизни является столь же объективным, как объективны для нас камни и растения, когда мы стоим во внешнем пространстве. Мы должны научиться то, что для настоящей субъективной личности является совершенно объективным, совершенно чуждым, постигать в объективной любви. Мы должны преодолеть себя в настоящей земной жизни, чтобы вообще получить хоть какой-то прогляд в предыдущую земную жизнь". 227 (2)
Перейти к данному разделу энциклопедии
1155. "В интуиции впервые человек достигает того рода познания, которое вводит его во "внутреннее" существ. При обсуждении инспирации было сказано немного о том превращении, которое должен испытать внутренний строй души духовного наблюдателя, если он хочет достигнуть этой формы познания. Было, напр., сказано, что неверное суждение должно говорить не только рассудку, но и ощущению, должно причинять боль и страдание. И наблюдатель должен систематически вырабатывать такое внутреннее переживание. Но пока эта боль вытекает из симпатий и антипатий Я, из его пристрастий, до тех пор не может быть и речи о достаточной подготовке к инспирации. Такое заинтересованное состояние души еще очень далеко, очень далеко от того внутреннего участия, которое Я должно принимать в чистой истине как таковой, если хочет достигнуть указанной цели. Невозможно подчеркнуть с достаточной
остротой, что, в сущности говоря, все формы интереса, которые изживаются в обыкновенной жизни как радость и боль в отношении истины и заблуждения, должны сначала умолкнуть, а затем должен появиться совершенно другой род интереса, лишенный всякого себялюбия, чтобы сделать что-нибудь для познания через инспирацию. Это качество внутренней душевной жизни есть именно одно из средств, для подготовки к инспирации. Существует бесконечное количество других средств, которые должны присоединиться к этому первому. И чем больше духовный наблюдатель утончает себя в отношении к тому, что уже послужило ему для инспирации, тем больше он может приблизиться к интуиции". 12 (4)
Перейти к данному разделу энциклопедии
1155а. "Все инспирации движутся в вертикальном направлении (одномерны), если вообще их желают локализовать. Интуиция точечна, но, опять-таки, не в системе декартовых координат". 324а, с. 220
Перейти к данному разделу энциклопедии
1157. "Инспиративно-интуитивное познание лежит в основе Ев.от Иоанна". Его автор воспринимал внутреннее слово, Логос. Поэтому его образы (имагинации) туманны, смутны. 114 (1)
Перейти к данному разделу энциклопедии
|