BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





ИСТОРИЯ — с ХУ в. - см. также ЭПОХА души сознательной

183а. "1413 г. — образ человека для восприятия сверхчувственных существ стал завершенным; сколько угодно людей может рождаться в будущем — сверхчувственные существа ничего не испытывают благодаря им, если человек не проявит интереса к себе, если не станет работать с ними". Д. 31, с. 34
     "До XV столетия человечество всем было обязано прошлому: от конца атлантического времени здесь было только старое, но на новый лад". Д. 69/70, c. 27
     "С XV в. в ингредиентах мира больше нет душевно действенных сил". Д.14, с. 6
     "Так, начиная с XV столетия, слились духовная, государственно-правовая и хозяйственная жизнь в неорганическое единство. В нем человеческие потребности не могут правильно ориентироваться. Человек теряет связь с фундаментальными силами жизни. В этом факте — основание ужасного кризиса современности". Д. 8, с. 17


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

192. "Сильный люциферический элемент живeт в теологии, живeт в искусстве, каким оно пришло к нам из старых времeн, то искусство, которое, чтобы быть таковым, должно искать сверхземное, которое не может целиком снизойти до человека. А там, где оно нисходит, оно предстаeт перед нами как бы перенесeнным прыжком в инстинктивное. Ибо мы видим саму жизнь Ренессанса такой, что она содержит в себе Небо, о котором она имеет представление, но не созерцание; представление, которое она даже художественно может удивительным образом оживить. Но под этим мы видим инстинктивное вырождение жизни Ренессанса. Эта жизнь постоянно представляет собой грандиозную, но нередко и отталкивающую игру мировой истории. Мы видим таких людей, как папа Александр VI (Борджиа, папа с 1489 по 1503 гг.) или Лев Х (Медичи, папа с 1513 по 1521 гг.), с одной стороны, исключительно учeных людей, нeсших в своих представлениях наивысшее сверхчувственных миров, но, как люди Ренессанса, они не могли в то же время человеческую личность поднять до этой духовной высоты, и она вырождалась внизу в инстинктивном".208(14)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

325. "Возьмeм представительные личности в отдельных нациях — в 1840 г. они находились в таком пункте развития, где рассудок стал в наибольшей мере теневой сущностью.
     Этот ставший теневым рассудок был затем кое-чем наполнен, и благодаря этому начала "светать" душа сознательная. Эпоха души сознательной началась в 1413 г., но до 1840 г. длился период еe подготовления. В Англии развитие идeт таким образом, что с 1000 г. до Р.Х. и до 1820 г. по Р.Х. вся жизнь там внутренне как бы стоит на месте. Внешне движение там начинается с 1770 г., когда древнейшее сталкивается с наисовременнейшим. С 1820 г., с 1830 г. в Англии становится необходимым закон. Для детей 12—14 лет запрещается рабочий день более 8 часов, ранее он достигал 12 часов. Развивается машинная техника, патриархальное отступает назад. Так Англия встречает 1840 г.
     Во Франции, унаследовавшей древнюю культуру души рассудочной, эта душа рассудочная в эпоху души сознательной достигает своей вершины во французской революции, когда внезапно из наивнейшего абстрактного выдвигается идеал: свобода, равенство, братство. Во Франции всe традиционно, всe унаследовано. Теневой рассудок требует абстракций, рода идеологии. Поэтому этот теневой рассудок ударяется тут же в свою противоположность: бонапартизм как государственно-социальный эксперимент. Всю первую половину XIX в. Франция проводит в экспериментах без цели, из которых видно, что теневой рассудок не в состоянии охватить реальные отношения. Всe остаeтся недоделанным, незаконченным, всe остаeтся наследием древнего романизма. Так подходит Франция к 1840 г.
     Италия сохранила часть души ощущающей при прохождении через душу рассудочную, потому там не дошли до абстрактных понятий французской революции, но искали переход от некоего древнего группового к индивидуальному человеческому сознанию.
     Италия вступила в 1840 г. так, что в ней под гнeтом Габсбургской тирании хотело вырабатываться индивидуальное сознание человечества. Интересен конгресс в Вене ("Святого альянса" в 1822 г. под руководством Меттерниха, в котором не участвовали Англия и Ватикан). Мы видим, как там от России и Австрии исходит, я бы сказал, род заговора против того, что должно принести современное сознание человечества. Конгресс, по сути, хотел ответить на вопрос: как уничтожить всe то, что хочет развиться как современное сознание человечества?"
     В остальной Европе, в Средней Европе небольшой круг людей пробивается к сознанию, что теперь в душу сознательную должно вступить Я (Гeте, Фихте). Но это был очень узкий круг. Достаточно сказать, что в 1852 г. редкий человек обладал экземпляром гeтевских сочинений. А последняя треть XIX в. была вообще малопригодной для правильного понимания Гeте, гeтеанизма. Всеобщее душеобразование в Германии шло значительно медленнее, чем в Англии. Англия дала быстро влиться материалистически-научно-технической жизни в свою патриархальную старую жизнь и образовать социальную структуру. Достигнутое в Англии затем перешло в Среднюю Европу. "Таким образом, если к 1840 г. англосаксонская нация уже претерпела преобразование отношений и уже с необходимостью восприняла душу сознательную, то немецкий народ продолжал спать и в сновидении пережил 1840 г., а затем проспал и время, в которое можно было построить мост между ведущими личностями и тем, что вставало из массы народа как пролетариат, который был затем захвачен социалистической доктриной и по этой причине попытался затем в 1875 г. насильственно, в радикальной форме прорваться к душе сознательной. Однако и это не было замечено, во всяком случае не было введено в какие-либо каналы, и об этом поныне судят вкривь и вкось".
     "В ещe большей степени проспал, естественно, Восток всe то, что возникло в 1840 г. Вы только подумайте о горсточке интеллектуалов в огромной массе приверженцев ортодоксального культа Востока, русского народа! И подумайте об усыпляющем действии Александра I, Николая I и всех других "I", которые следовали за ними!" 204(11)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Ход истории с XV века

131. С III по XV столетие Европа развивала силу веры (не силу благочестия). Для консолидации этой силы она нуждалась в изоляции. И так получилось, что золото, ушедшее из Римской Империи на Восток, поставило Европу в условия натурального хозяйства, связанного с земледелием.
     "Глубоко значителен для развития Европы в эти столетия такой симптом, что 1/3 европейских земель перешла к тем, кто были носителями этой силы веры: в церковное владение. ... Нечто было и утрачено, при этом укреплении силы веры был утерян прогресс в развитии Христова Сознания".181(18)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

132. "Развитие с IV до середины XV столетия по Р.Х. представляет собой в существенном род беременности цивилизованного человечества, когда вынашивался идущий снизу интеллектуализм, выступивший затем полностью в XV в. и достигший своей вершины в XIX в.". 206(23.VII)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

162. "С XII столетия и вплоть до второй половины, а отчасти ещe и во второй половине XVIII столетия немцы старались быть такими, как французы, делать всe возможное, чтобы походить на французов. И то, чего французы не видели в себе, а если видели, то особенно ценили, всe это они ужасно ненавидели, когда видели это в других как подражание. ... Французы ненавидели самих себя, ужасно ненавидели, когда видели это в других как подражание. ... Французы ненавидели самих себя, когда видели своe отображение, свой зеркальный образ в немецкой душе. С определeнного времени началось достойное внимания, ныне ещe не оцененное английское влияние". Тут происходит то же, что и с французами.186(12)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru