Главная
Предметный указатель
ИСТОРИЯ — каролинги и меровинги |
Три потока христианства. Восток - Запад.
3. "Чем дальше мы уходим во времена папы Николая I, тем больше видим на Востоке внутреннее, сердечное почитание культа, внутреннюю сердечную привязанность к взаимодействию культа со всем тем, что переживалось в культе, с тем, что потом ощущали как увенчание этого ощущения, как некоего рода большое культовое действие: паломничество ко святому Гробу.
Если из Рима IX столетия, из Рима папы Николая I смотрели на Восток, то видели там то, о чeм Николай I и его советники говорили, что это не подходит для европейского, для средне- и западно-европейского народа. Этот средне- и западно-европейский народ имел слишком много от вторгавшегося в человеческое развитие интеллекта, чтобы зависеть от простого, внутренне, через сердце, впитанного созерцания церемоний и от паломничества ко святому Гробу.
Европейское человечество имеет слишком много от выступающего интеллектуализма, чтобы европеец мог стать цельным человеком. Видели, что на Востоке это возможно, но человечество Средней Европы и Запада на это не способно. C другой стороны видели, так сказать, вопросительный знак.
Видели огромную опасность в том, что в Европу может перейти заложенное в том потоке, который содержал столь много эзотерики, столь много от того, что действительно могло быть понято только через спиритуальные идеи. И я бы сказал: когда из Рима папы Николая I бросали взгляд на Запад, то видели там опасность; смотрели на Восток — и там видели опасность.
На Востоке видели распространяющийся поток, глубоко входящий в Европу — собственно, целый ряд потоков, — поток эзотерических культов, в противоположность к другим эзотерическим течениям. Европа не должна быть захвачена ни тем, ни другим потоком, — так говорили при дворе Николая I. Что должно произойти? — То достояние, так считали истинные сторонники этого (папского) эзотерического потока, спиритуальное достояние должно быть внесено в догматические формы. Для этого должны быть найдены слова, изречения, это должно быть высказано.
Но людей необходимо уберечь от того, чтобы высказанное они могли видеть, могли познавать.Возникли <>представления веры.
Возникло представление: необходимо дать людям в абстрактно-догматической форме содержание, лишив их возможности видеть его, чтобы они в это только верили. Так возникло это третье течение, захватившее средне- и западно-европейские народы религиозно, а также и научно, которое, прежде всего, для бурно вторгавшегося интеллекта имело догмы, но эти догмы не были схвачены понятиями, созерцанием; это течение имело догмы высказанные.
То, что они собой представляли, человек больше не видел, он должен был только в них верить. Если исследовать фактически другое эзотерическое течение, которое уходило в Ирландию и иссякло только в новое время, то оказывается, что в нeм люди вживались в связь души со спиритуальным миром. Ибо, по сути говоря, в том эзотерическом течении жил (другой) большой вопрос: как человеку достичь того, чтобы он мог найти себя в эфирном мире, в эфирном космосе? Ибо созерцание Мистерии Голгофы ... относится к эфирному космосу. Итак, можно сказать: здесь был вопрос о своеобразии эфирного космоса. Но для среднего течения, для того течения, что выступало в форме латинизма, относящееся к эфирному космосу, было ... догматическим содержанием.
На Западе бессознательно существовал вопрос о тайне эфирного космоса. На Востоке всплывал большой вопрос: как это соотнести с эфирной организацией, с эфирным организмом? человека Во всeм: в культе, в церемониале и ритуале, протекающих ощущениях и познании Востока, — жил бессознательный вопрос: как справиться человеку со своим эф.телом? — В юго-западном течении жил вопрос: как человеку справиться с эфирным космосом? — Прежде человек получал истины о сверхчувственном мире непосредственно через сновидческое ясновидение; ему не было нужды осознавать эфирное в себе и в мире. И это было значительным для нового времени, что оно принесло вопрос о содержании эфирного: на Западе вопрос об эфирном космосе, на Востоке — об эф.теле человека. Вопрос об эфирном космосе подвинул человека к высшему раскрытию его духовности.
Он должен был развить крепчайшую силу идей, чтобы проникнуть в тайны космоса. Я указывал вам вчера, как их впервые находят, рассматривая в гeтевском духе метаморфозу растений, восходя затем к той объемлющей метаморфозе, которая ведeт от одной земной жизни к другой. Но в Риме это сочли опасным именно во времена папы Николая I.Некоторым образом должно было быть закрыто, прикрыто жившее в этом течении. Но и другое, восточное течение состояло в дискуссии с эфирным, только с эфирным собственной организации, с эф.телом человека. С тем, что изживается во внешней природе — с животными, растениями, минералами, — живет физическое человеческое тело; со всем тем, что человек фабрикует в виде машин, живeт физ.тело человека.
Если же человек хочет со своим эф.телом жить здесь, на Земле, то он может это сделать только внешним образом, живя в церемонии, в ритуальности, живя в свершении, которое не является земно-чувственно-реальным. В такое свершение хотел вживаться человек на Востоке, чтобы переживать внутреннее своеобразие своего эф.тела. Также и это в IX в. в Риме папы Николая I нашли не подходящим для Европы. На Западе просто удержали то, что интеллект довeл до догматики — а затем и распространили это далее, так что эзотерическое течение оказалось совсем закрытым, — когда в сверхчувственные истины только верят, где их больше не видят. При этом и то внутреннее отношение к культу, что развивалось на Востоке, считали также не подходящим для средне- и западно-европейского населения, и потому возникла та модификация культа, которую имеют в римско-католической церкви.
Если сравнить культ восточной, русской ортодоксальной церкви с культом римско-католической церкви, то становится видной следующая разница: в римско-католической церкви имеет место более видимая символика, на Востоке — нечто такое, во что душа вживается с полным рвением. На Западе постоянно существовала потребность от культа, связанного с догматическим пониманием, всe снова переходить к догмам и из догм освящать культ. На Востоке действует культ для себя. И то, что пришло на Запад, ограничилось в конце концов тем, что постепенно стало сохраняться внешним образом в различных оккультных обществах, существующих и поныне, которые хотя и играют большую роль в современной жизни, но лишены всей эзотерики прошлых времeн.
Как освятить в Европе такой культ, который не захватывал бы эфирной человеческой природы, как это происходит на Востоке, и установить такую догматику, которая должна уберечь человека от восхождения к созерцанию спиритуальных миров, как ввести такое вот двойное течение? — Это и было третьим большим "вопросительным знаком", стоявшим перед папой Николаем I. Над ним работал он. Благодаря этому произошло позднейшее отделение греко-восточной церкви от римско-католической. В том, что я изложил, находится истинное внутреннее основание этого разделения". Всe это происходило в середине IX в. Тогда во многих местах в Испании, во Франции, в Ирландии существовали эзотерические школы, обладавшие Христианством через сверхчувственное видение, где учили этому видению.
Позднее это отразилось и сохранилось во взгляде на Святой Грааль или на более секуляризованный круглый стол короля Артура. "В связи с этим имели чувство: там заложено нечто такое, что связано с созерцанием надземных миров, с переживанием надземных миров". Всe остальное, что рассказывают о IX в., является лишь лeгким внешним выражением того, что господствовало в подобного рода глубинах. Позже эзотерическое течение было заслонено тем, что всe более и более выносил на поверхность арабизм. В XI, XII в. эзотерика всe более гаснет и принимает ту материалистическую форму мышления, которая в позднейших метаморфозах, приведших к материализму, стала естествознанием, происшедшим из арабизма. Среднее течение — творение папы Николая I, но подкормленное ещe Бонифацием (ок. 680-754; шотландский бенедиктинский монах, позже примас французской церкви), получившее опору у Меровингов и Каролингов,
оно почти не окрасилось сказаниями о Граале. Оно шло ко всe большей материализации культа и догматики и дошло даже до споров о причастии. Материализировалось и восточное течение. Николай I не смог поставить абсолютные границы душевному развитию, он лишь усилил среднее течение, и в этом он был просто гениален. Но то настроение, что было на Востоке и проникло на Запад, испытывало внутри жажду человеческого эфирного организма по святому священнодействию. В нeм высказывались такие духи, как Петр Амьенский, Бернард Клервосский. Оно достигло Иерусалима, возбудив крестовые походы. Но в этом было и много поблекшей проповеди креста. Таково было настроение европейского рыцарства. "И как слабый обертон, который по мере развития крестовых походов всe усиливался, во всe это примешивалось то, что
Николай I основал как, собственно, настроение европейской цивилизации в религии и познании. Потому-то нам кажутся странными крестовые походы, которые мы не можем понять, исходя из позднейших отношений. Среднее течение распространилось в них. Наравне с ним осталось восточно-европейское течение, рассматриваемое внутри Европы как отставшее религиозное течение. Западно-европейское течение в рамках оккультно-эзотерического превратилось во всевозможные оккультные общества, в ордена масонов и т.д. Среднее течение в конце концов также было захвачено наукой в схоластике и в новом естествознании". 216(8) Перейти к данному разделу энциклопедии
116. "Римская Империя пришла к закату в силу разных причин, но одной из существенных был невероятно сильный отток золота на Восток; широко распростeртая империя обеднела золотом. Это не пошло на пользу римлянам, привыкшим в учреждениях своей империи пользоваться золотом. ... и когда его не стало, то это повело к упадку. Вторгшимся же с севера народам это было нипочeм... ибо всe у них было организовано на натуральном хозяйстве". " Так из события, называемого переселением народов, возникло то, что можно назвать заменой хозяйства, основанного на золоте, натуральным хозяйством, как более подходящим для тех условий жизни. Европа постепенно стала такой, что Каролинги были вынуждены считаться с отношениями, в которых приходилось обходиться без значительной циркуляции золота".180(16) Перейти к данному разделу энциклопедии
135. "Кто не примет во внимание эти два круга интересов, тот не поймeт средневековья. Один круг был широко представлен теми, кому было абсолютно безразлично, что предпринимают те или иные рыцари, кому хотелось лишь одного: обрабатывать свой клочок земли и в ближайшем окружении вести торговлю и развивать ремeсла. Эти интересы постепенно сформировали в Европе настроение, которого не было во время переселения народов и которое позже выступило в городском ремесленничестве как бюргерское настроение. Это распространялось в одном слое населения, а рыцарское настроение, основанное на профессиональном отношении к войне, шло параллельно, рядом с тем другим настроением". "Те, кто скапливал богатства, постепенно всe шире и шире раскидывали свою сеть, всe больше людей делали зависимыми от себя, и на этом процессе было основано всe правление Меровингов. А то, что теперь называют государством, возникло после XV в. Времена, наступившие с XV в., отличались тем, что опять в отношения вступило золото".180(16) Перейти к данному разделу энциклопедии
138. "В битвах, которые города вели с князьями и рыцарями за свою независимость и свободу, выражалось не что иное, как борьба свободной личности. Ничего подобного не было ни в древней Греции, ни в Риме. Это была значительная переходная стадия". В Средние века и ранее всe держалось на частном праве владельца. Меровинги, каролинги были прежде всего владельцами больших участков земли. Неверно также, когда царскую и церковную власть рассматривают как совершенно различные. "Они были лишь конкурентами в борьбе за внешнюю власть. Это были совершенно подобные силы, действовавшие в одном направлении". Это не было борьбой светской и духовной власти, но — ставшей светской церкви со светской властью. Как третье здесь постепенно выступили "вольные города". 51(4,9) Перейти к данному разделу энциклопедии
3. Католическая церковь.
300. "На западе Европы многое было обусловлено широким присутствием романского элемента. Особенно большое влияние на формирование Западной Европы оказал язык, в котором живeт дух огромной суггестивной силы. На крыльях романского духа, романского языка проходила эпоха Каролингов вплоть до XI в. Верхний слой общества, образованный под влиянием суггестивного действия речи, действовал на низшие слои. Так действовал профессиональный слой людей, но не в плане правовом или в плане ступеней власти. Низшие слои довольно долго оставались предоставленными самим себе и свободно могли заниматься своим делом. С народом королям пришлось считаться позже. Это отмечено выступлением Орлеанской Девы, посланницы гения народной массы, сделавшей впервые Францию Францией. Жанна д'Арк действует на основе силы атавистического ясновидения, повсюду тогда распространeнного в среде крестьянства. Через неe впервые на поверхность выступает французская сущность, народная сила. Такого не было в Средней Европе. Там речь не проявляла такой суггестивной власти. Там множество родов не стали народной силой через суггестивную силу речи. ... Там в национальных отношениях осталась текучая масса, легко обращавшаяся к колонизации. Но то была другая колонизация, чем теперь. Теперь дело сводится к захвату территорий, тогда — к переносу всего с родины на новые территории. В Средней Европе продолжались драки, столкновения различных интересов, не подвластные единообразной национальности. Во всех этих отношениях действовал церковный элемент, который в духе намерений Римской Империи действовал в церковных отношениях, стремясь во все отношения внести Христианство в административной форме. В городах старались посадить епископа, в деревнях — организовать всe вокруг церкви и т.д. Церковь считалась со всеми отношениями и в IX-XI вв., играла исключительно большую роль, стала в Европе универсальной силой. Имевшееся ещe повсюду ясновидение хорошо понималось католическими кругами, и они искали средства его победить. Была введена номенклатура на духов, выступавших в этом ясновидении, был поставлен штемпель: дьявол. Это была совершенно реальная борьба против духовного мира, и к XV в. уже отсутствовало знание о действующих духовных силах. Сила распространявшегося церковного Христианства состояла именно в том, что оно считалось с духовными силами как с реальными. Основание немецко-романской империи, оно отступает назад перед огромной силой, набранной церковью, разлившейся интернационально к тому времени по всей Европе". 180(16) Перейти к данному разделу энциклопедии
|