Главная
Предметный указатель
кулисы мировой истории — см. также БРАТСТВА — роль личности |
72. "Правильные представления об истории получают в том случае, если уясняют себе, что если здесь, либо там т.наз. большой человек высказывает то, либо это, то через него говорят ведущие духовные силы человеческого развития и что он до некоторой степени является лишь симптомом того, что здесь находятся определeнные движущие силы. Он является лишь вратами, через которые высказываются эти силы в историческом становлении".196(9) Перейти к данному разделу энциклопедии
140. "В то мгновение, когда папский импульс вынужден был выпустить из своих тенет западноевропейское народонаселение ("авиньонское пленение" пап с 1309 по 1377 год состояло в том, что папа из Рима был переселен во Францию и подчинeн королевской власти), на Западе вспыхивает сила национального начала (Жанна Д'Арк 1412-1431) и становится там формирующим, элементом". Эмансипируются от папства даже итальянцы. "В 1476 г. на территории современной Швейцарии произошло значительное сражение. Жившее тогда в душах людей, когда Карл Храбрый потерпел поражение при Муртене , особенно симптоматично выступает нам навстречу именно в этой битве... начинается искоренение тесно связанного с римским папством рыцарства, самой сущности этого рыцарства". "В Гусе (1369-1415) мы имеем личность человека, который, я бы сказал, всем обликом своего характера являлся подобно человеку-вулкану. В 1414 г. в Констанце начинается собор, приговоривший его к сожжению (хотя Гус имел на соборе при себе охранную грамоту короля Сигизмунда). ... Каким предстаeт Гус в новейшее время? — Как мощный протест против всей внушающей, суггестивной культуры католического универсального импульса. Сама душа сознательная вздымается в Гусе против того, что душа рассудочная приняла от силы римского универсального импульса". И это было не единичное явление. Сюда относится и Савонарола (1452-1498), и Лютер (1483-1546), и эмансипация от Рима англиканской церкви, и Кальвин (1509-1564). "Что удивляет нас в Кальвине, Лютере, если мы берeм их как историческое явление? ... Не новые продуктивные идеи, не новое, создаваемое самой душой, а сила, с которой они хотели влить старое в новую форму". Правомерные импульсы (Гус, Лютер, Виклиф) вступают в развитии в борьбу с неправомерным. "Симптом этой борьбы мы видим в восстании Соединeнных Нидерландов (1556 г.) против люциферо-ариманической личности испанского Филиппа. ... а также в 1588 г., когда побеждается испанская армада". 185(1) Перейти к данному разделу энциклопедии
142. Об Якове I (1566-1625; сын Марии Стюарт, король Шотландии, с 1603 г. также и король Англии) говорили, что это был человек большой души, учeности, с глубоким чувством благодарности за всe доброе, что шло к нему, миролюбив. А с другой стороны, говорили, что он лют, педант, из малодушия шeл на мир, хитeр. Оба описания подходят к нему, если не знаешь, что действительно жило в его внутреннем. "В условиях, когда особенно развивается государственная идея, выросшая из национального импульса... на этой почве Яков I является как выкорчеванное растение, как существо с этой почвой не особенно связанное". "Будучи ребeнком, он получил кальвинистское воспитание, позже он перешeл в англиканскую церковь, но, в сущности говоря, кальвинизм был ему так же безразличен, как и англиканская церковь. Во внутреннем его души всe это являлось лишь одеянием, которое было ему не впору... Он был очень умен и находчив в разговорах с людьми, но, собственно, никто не понимал, чего он хотел, т.к. все другие хотели чего-то другого. Он был выходцем из очень католической семьи, из дома Стюартов. Но когда он взошeл на английский трон, то лучше всего заметили сами католики, что от него им нечего ждать. Отсюда и возник тот странный план, когда для выросших в католицизме людей в 1605 г. под лондонский парламент было подложено достаточное количество пороха... Заговор выдал один из католиков. ... Он (Иаков) не подходил ни к чему, потому что был личностью, а личность имеет в себе нечто единоликое, нечто "в изолированности задуманное", на самоe себя поставленное". В эпоху личности каждый хочет быть личностью. "Каждый хотел бы быть и папой и королeм. Тогда одновременно были бы исполнены идеи папства, королевства и демократии!" Никто из говоривших об Якове I не был прав, в том числе и написанные им самим книги не упрощают нам путь к его душе.185(2) Перейти к данному разделу энциклопедии
144. "Что Томас Мор увидел в духовном мире, будучи в физ.теле, — это осталось связанным с ним, когда он своей душой прошeл сквозь врата смерти и благодаря этому смог оказать большое влияние на последующие столетия. Так они и действовали, эти два течения: ... (по меньшей мере всe же) признанная верующими религиозная жизнь (англиканская церковь) и душа, ставшая могущественной благодаря переживанию сверхчувственного в физ.теле, смогшая влиять на последующее развитие. Она излучалась в другую духовную атмосферу... XIV-XIX веков, которая, как вы знаете, кроме того, была пронизана импульсами, возникшими благодаря действиям и казни тамплиеров". 171(8) Перейти к данному разделу энциклопедии
409. "Личность становится исторической, если Иерархия Архаев, Духов Времени, говорит из неe". 176(16) Перейти к данному разделу энциклопедии
557. "Человек тогда (в древне-персидскую культуру) не внешне, а инстинктивно стремился распознать в мире то, что он имел внутри как потребности; человек тогда не требовал никакой социальной структуры, которая позволила бы вовне познавать то, что внутри его жило как желания, инстинкты, потребности. Затем пришла третья послеатлантическая эпоха, египетско-халдейская. Здесь человек потребовал, чтобы одна часть его существа являлась ему как отражение во внешней социальной действительности, а именно та, которая связана с головой. ... осуществляется поиск теократического социального устройства, способного все стороны жизни пронизать теократически-религиозным принципом. Всe остальное оставалось ещe инстинктивным. Всe относящееся ко второму человеку, грудному человеку, человеку дыхания, а также обмена веществ, всe это оставалось инстинктивным. Тогда человек ещe не думал о том, чтобы каким-то образом смотреться в зеркало внешнего социального устройства. В древне-персидскую эпоху существовала только инстинктивная религия, ведомая посвященными заратустрианства. А всe, что развивал человек, было ещe внутренне инстинктивным. У него ещe не было потребности рассматривать вещи внешне, в отражении, в социальной структуре. ... Затем пришла греко-латинская эпоха. Здесь человек потребовал, чтобы внешне, в социальной структуре отразились два члена его существа: головной и ритмический человек, или человек дыхания, грудной человек. ... Фактически все теократические устройства имеют много общего с теократией 3-го послеатлантического периода, в том числе и католическая церковь. В 4-ой послеатлантической эпохе в дополнение к тому, что пришло из предыдущей эпохи, возникло нечто новое: внешнее учреждение, республика, такое учреждение, которое строило своe управление внешней жизнью на основе права и т.п. Человек требовал, чтобы два члена своего существа он не только носил в себе, но мог бы их видеть отражeнными извне. Вы не поймeте, например, греческую культуру, если не будете знать, что жизнь обмена веществ в ней оставалась инстинктивной, внутренней. Так что не требовалось еe внешнего отражения. Ведь она внешне отражается в экономической структуре, поэтому не требовалось никакого еe внешнего отражения. Тенденция же требовать для этого также и внешнего выражения впервые выступила начиная с XV в. христианского летоисчисления. ... в 4-й эпохе господствует стремление иметь вовне правовое, религиозное общественное устройство, но не более, чем инстинктивно, — экономическое устройство. ... Сегодня мы должны изучать трeхчленного человека, поскольку он развивает трeхчленный инстинкт: иметь во внешней структуре ... во-первых, духовную сферу, самоуправляющуюся, с собственной структурой; во-вторых, сферу безопасности и государственного управления, политическую сферу, которая, опять-таки, является самостоятельной; в-третьих, экономическую сферу, внешняя организация которой впервые потребовалась в наше время. Видеть человека реализованным в образе социальной структуры — это как инстинкт впервые выступает в нашей эпохе. Это является глубоким основанием того, что простой экономический инстинкт больше не действует, но тот экономический класс, который возник впервые, — пролетариат, стремится к тому, чтобы сознательно создать внешнюю экономическую структуру, как 4-я эпоха создала административную, правовую структуру, а 3-я ... теократическую". 186(3) Перейти к данному разделу энциклопедии
1354. "Один большой, гигантский дух британского королевства совсем близок к оппозиции просто коммерческому внутри британской коммерции, это Яков I (1566-1625). Он привил британской народной субстанции элемент ... который не должен быть потерян, если материализм не должен овладеть всем. Сделанное им находится, через подземный канал, в связи со всей остальной европейской культурой. Здесь мы стоим перед значительной Мистерией". 174(20) Перейти к данному разделу энциклопедии
|