Главная
Предметный указатель
ЙОГА — и Запад |
615. "Три течения, три решающих течения имеют место в современной культуре: мировое господство англо-американских сил, союз народов и стремление придать социальный облик мировым процессам. На пути этих течений стоят колоссальные препятствия: против стремлений англо-американского мира к мировому господству, исходящих из Англии, стоит спиритуальность древней Индии, индийская спиритуальность. Это большая противоположность: искать мировые принципы на медиумическом пути и на пути йоги". На пути союза народов стоит двоякое. Во-первых, единению народов на основе гуманизма Гердера, Лессинга, Гете мешает народный эгоизм, национальный шовинизм во всех властях. Во-вторых, пункты Вильсона хотят единения за счeт "консервации" народов (Вавилонская башня), а это ведeт к разъединению их. В социальном движении отклоняется духовное.
Хотят считаться только с хозяйственным и на Земле построить рай без духа. А это абсурд. 192(14) Перейти к данному разделу энциклопедии
1230. "Было ошибкой восточное учение йоги приносить в Европу. (Этим было основано много нездорового.) Значительно более мягкое тело индуса может развиваться совсем иначе, чем организм европейца, столь отверделый от цивилизации, если можно так выразиться". 97(22) Перейти к данному разделу энциклопедии
1240. "Древний житель Востока в свое сновидческое мышление втягивал больше ритмической жизни чувств, чем современный человек. Поэтому тот в жизни мышления больше переживал ритмичное ткание, а этот ощущает в нем больше логические знаки". "Если человек Запада хочет стать йогом, то он делается рафинированным эгоистом, ибо природа уже дала ему чувство себя, что человек Востока имеет лишь сновидчески; если бы йог захотел искать себя в мире как человек Запада, то свое сновидческое знание он ввел бы в бессознательный сон и захлебнулся бы душевно". Человек Востока ощущает Я и созерцает мир; Я — это Луна, отражающая мир. Человек Запада мыслит "мир" и излучает в своем мире мыслей Я. Я — это Солнце, излучающее мир образов. Если человек Востока в сумраке своей лунной мудрости почувствует солнечные лучи, а человек Запада в излучении Солнца воли переживет сумрак лунной мудрости, то западная воля укрепится мыслью Востока, тогда мысль Запада спасет волю Востока". 36 с.65-69 Перейти к данному разделу энциклопедии
68. "С тем же правом, с каким можно было бы требовать от человека, стоящего на середине горы, чтобы он поднялся к вершине тем же путем, каким он восходил от подножия, — с таким же правом можно было бы требовать от западной души, чтобы она делала восточные упражнения и вошла затем в Браму. ... Что люди Бхагават-Гиты находили при восхождении в Браму, те чувства, которые души Востока находили при вступлении в Браму, все это люди Запада имеют уже в своих понятиях и идеях. Поистине, Шанкарачарья привел бы своим, почтительно слушающим его ученикам мир идей Соловьева, Гегеля и Фихте как начало пути восхождения в Браму. Дело при этом заключается не в содержании, а в усилиях пути". "Эпоха Бхагават-Гиты: поднятие к Браме, пассивность души. Эпоха интеллектуализма (наше время): активное вживание в высшие миры". 146 (9)
Перейти к данному разделу энциклопедии
70. "При восхождении к сверхчувственному созерцанию восточный йог сплетал сознательное дыхание с сознательным мышлением. При этом он схватывал продолжающееся в дыхании ритмическое мировое свершение. Дыша, он переживал мир как самость. И на ритмических волнах сознательного дыхания мысли двигались через все человеческое существо. ... Современный человек должен, медитируя, мышление возвышать от логической жизни к созерцающей. Созерцая же, мышление ткет в духовно-музыкально-образном элементе. Оно отъединяется от дыхания и сплетается с духовным мира. Самость теперь не переживается, когда дышат, в собственном человеческом существе, но в окружающем духовном мире. ... Если западный человек захочет стать йогом, он сделается рафинированнейшим эгоистом, поскольку природа уже дала ему чувство себя, которое восточный человек имеет лишь сновидчески; а если йог захочет искать себя в мире, подобно западному человеку, то он впадет в сновидческое познание, в бессознательный сон и "захлебнется" душевно". 83 с.361-362
Перейти к данному разделу энциклопедии
71. "Как современные люди, мы не можем достигать чего-либо, возвращаясь назад к культуре йоги, к прошлому. Ибо дело в том, что изменился и сам процесс дыхания. Конечно, в клинике вы этого сегодня не докажете. Но процесс дыхания человека с 3-ей послеатлантической культуры стал иным. Попросту выражаясь, можно сказать: в 3-й послеатлантической культурной эпохе человек вдыхал душу, теперь он вдыхает воздух. Не просто наши представления стали материалистическими, сама реальность потеряла душу. ... Не просто изменилось сознание человечества, о нет, раньше в самой атмосфере Земли была душа. Воздух был душой. Сегодня этого больше нет. Духовные существа элементарной природы... они проникают в вас, их можно вдохнуть в себя, занимаясь йоговским дыханием. То, чего достигали 3 тыс.лет тому назад путем нормального дыхания, — этого не вернуть искусственно. Это большая иллюзия Востока, что это можно вернуть. И то, что я сейчас говорю, является описанием действительности. Прежнего одушевления воздуха теперь нет. Поэтому те существа, которых можно назвать антимихаэлическими существами ... смогли проникнуть в воздух, а через воздух — в человека, и таким путем они достигают того, о чем я говорил вчера (23.11.1919 г.). Мы можем их изгнать только в том случае, если на место йоги поставим правомерное. Мы должны уяснить себе, что к этому правомерному нужно стремиться ... что оно возможно в том случае, если мы осознаем намного более тонкое отношение человека ко внешнему миру, так что нечто произойдет с нашим эф.телом, и это также войдет в сознание, наподобие дыхательного процесса. Как в процессе дыхания внешний кислород мы вдыхаем, а углекислоту выдыхаем, так подобный процесс имеет место во всех наших восприятиях чувств. Представьте себе, вы нечто видите. Возьмите радикальный случай: вы видите пламя. При этом происходит нечто сравнимое — хотя это более тонко — со вдохом. Закройте глаза — подобное вы можете делать с любым органом чувств, — и в вас останется образ пламени, "постоянно меняющийся", как сказал Гете, затухающий. В процессе восприятия светового впечатления и последующего его затухания кроме физиологического процесса сильно деятельным оказывается эф.тело. И в этом процессе таится нечто весьма-весьма значительное. Там внутри пребывает душевное, которое 3 тыс. лет тому назад мы вдыхали и выдыхали с воздухом. И мы должны научиться подобным образом чувственный процесс в его проодушевленности прозревать, как 3 тыс. лет назад прозревали дыхательный процесс. Это связано с тем, что 3 тыс.лет назад человек жил в своего рода ночной культуре. Ягве возвещал о себе через своих пророков в снах во время ночи. Но мы должны утонченность нашего общения с миром выработать так, чтобы в нашем восприятии мира мы имели не просто чувственное восприятие, но духовное. Мы должны осознать, что с каждым лучом света, с каждым звуком, с каждым ощущением тепла и их последующим угасанием наступает душевный взаимообмен с миром, и этот душевный взаимообмен должен стать для нас чем-то значительным. И мы также должны окрепнуть в ощущении: это происходит с нами". "Извне в нас действуют мировые мысли, изнутри — человеческая воля. Человеческая воля перекрещивается с мировыми мыслями. ... как в дыхании некогда перекрещивалось объективное с субъективным. Мы должны научиться чувствовать, как наша воля действует через наши глаза и как в действительности активность чувств тонко примешивается в пассивность, благодаря чему мировые мысли пересекаются с человеческой волей. Это новая йога воли, ее мы должны развивать. Тогда нам сообщается нечто подобное тому, что сообщалось 3 тыс. лет назад в процессе дыхания. Наше постижение должно быть более душевным, много более духовным. ... Гете стремился проникнуть не к закону природы, а к прафеномену. Это — значительное в нем. Но если мы приходим к чистому феномену, к прафеномену, то во внешнем мире мы имеем нечто такое, что дает нам возможность также и развертывание нашей воли почувствовать в созерцании внешнего мира; и тогда мы снова взлетаем к чему-то объективно-субъективному, чем, например, обладало древнее еврейское учение. Мы должны научиться не только говорить о противоположности между материальным и духовным, но мы должны распознавать взаимопогружение материального и духовного в единстве, именно в чувственном постижении. Точно так же, как 3 тыс.лет назад была культура Ягве, так тем же будет для нас то, что наступит, когда мы природу больше не станем видеть материально или как Густав Фехнер, который в природе нафантазировал что-то душевное. Если мы в природе учимся душевное соощущать с чувственным созерцанием тогда мы будем иметь Христово отношение ко внешней природе. Тогда Христово отношение к внешней природе будет своего рода духовным процессом дыхания". 194 (6)
Перейти к данному разделу энциклопедии
86. "Моя "Философия свободы" должна постигаться страница за страницей при непосредственной мыслительной деятельности читателя, так что книга представляет собой лишь некий род партитуры, ее читают в собственной мыслительной деятельности, чтобы из собственного двигаться от мысли к мысли. Т.обр., книга требует постоянного мыслительного сотрудничества читателя". Если ее постигать в элементе души и не чувствовать себя возвышенным над обычными представлениями к свободному от чувственного мышлению, то ее читают в неправильном смысле. С выдохом связана деятельность воли. Чистое мышление есть выражение воли. Поэтому "Философия свободы" имеет родство с восточными упражнениями процесса выдоха. Вдох же обусловливает деятельность восприятии чувств. Человек Запада, соединяя в понятии мышление с восприятием, делает то, что стоит на месте физического дыхания в философии йоги. "Человек Востока говорит: систола-диастола, вдох — выдох. Европеец должен на это место поставить восприятие и мышление. Человек Востока говорит: выработка физического дыхания. Европеец говорит: выработка духовно-душевного дыхания в процессе познания через восприятие и мышление . 322 с.III, 124-25.
Перейти к данному разделу энциклопедии
162. "Розенкрейцерский путь есть модификация пути йоги и христианского мистического пути. Он возник в ХIV в. ввиду надвигавшихся новых культурных отношений. Этот путь наиболее подходит современным людям. Он изложен в книге "Как достигнуть познания высших миров?" Ранее он передавался только устно. Путь не требует подчинения авторитету, и учитель здесь лишь советчик и друг". 97 (18)
Перейти к данному разделу энциклопедии
1077. "По сути дела, все упражнения, описанные в книге "Как достигнуть познания высших миров?", являются для Запада коррелятом того, чего с тоскою хочет Восток: процесса познания, входящего в один темп с процессом дыхания. ... достигни мы этого, Мироздание смогло бы открыть нам многие свои тайны. Оно нам их, правда, и так открывает, но, к сожалению, не нашему познанию... а темным чувствам, которые к тому же еще подвержены многочисленным заблуждениям. ... С нашим мышлением в обычной внешней нормальной жизни мы не можем встать в великий мировой ритм; оно слишком мало, это мышление (коротка его амплитуда колебания). Нечто же другое слишком велико для этого — это наша воля. Она качается слишком сильно. Слишком велика ее амплитуда. Так стоим мы между мыслью и волей. ... Поэтому мышление постоянно может развивать только такие представления, которые могут
быть исправлены чем-то другим. Через различные точки зрения, которые мы принимаем, мы можем постепенно приблизиться к прозрению. ... Воля только в связи с другой волей может прийти к чему-либо: воля в одном воплощении вместе с волей в другом воплощении и т.д.". 176(10)
Перейти к данному разделу энциклопедии
1078. "Существуют люди, но в европейских условиях их совсем мало, которые еще могут идти восточным путем йоги. Для подавляющего большинства европейцев он непроходим, т.к. несет с собой иллюзии и душевный распад. ... Восточный мозг, восточная фантазия и восточное сердце, они действуют совсем иначе, чем органы человека Запада. На что можно считать способным человека, выросшего в условиях Востока, на то не следует считать способным человека Запада. Лишь тот, кто полагает, что климат, религия и социальная жизнь не имеют никакого влияния на человеческий дух, может считать, что будто бы безразлично, среди каких условий протекает то или иное оккультное обучение. ... путь йоги возможен лишь для тех немногих европейцев, которые основательно и радикально вырвали себя из европейских условий, отношений, что, собственно говоря, является невозможным для человека,
пребывающего в среде европейской культуры". 96(9)
Перейти к данному разделу энциклопедии
1079. "Йог возвращается назад к своему ритму. Современный человек возвращается к ритму внешнего мира. Прочтите первые упражнения, которые я даю в "Как достигнуть познания высших миров?", как нужно исследовать прорастание и рост растения. Медитация ведет к тому, чтобы представления, мышление освободить от дыхания и дать ему погрузиться в сами силы роста растения. Мышление должно войти в ритм, который пронизывает внешний мир. Но в тот момент, когда мышление действительно таким образом освобождается от телесных функций, оно освобождается от дыхания; когда оно связывает себя с внешним ритмом, тогда оно погружается не в чувственные восприятия, не в чувственные свойства вещей, а в духовное отдельных предметов. Вы смотрите на растение: оно зеленое с красными цветами. Об этом говорят вам ваши глаза.
Об этом думает ваш рассудок. Этим живет наше обычное сознание. Другое сознание развиваем мы, когда мышление отрываем от дыхания, связываем его с находящимся вовне. ... Благодаря тому, что человек постепенно вживается в этот внешний ритм, происходит следующее. Йог погружается вниз, в свой собственный процесс дыхания, в себя. Благодаря этому он получает себя как воспоминание. Он некоторым образом вспоминает себя в том, чем он был прежде, до того, как низошел на Землю. Мы выходим своей душой из тела. Мы связываемся с тем, что жило здесь в ритме, т.е. духовно. Благодаря этому мы созерцаем теперь то, чем мы были до того, как сошли на Землю. Как видите, здесь есть разница. Я поясню это с помощью схемы. Если здесь у нас йог (рис.1, светлое), то он развивает сильное я-чувство (красное). С этим я-чувством он вспоминает себя в том, в чем он был до нисхождения на Землю,
— в духовно-душевном окружении (синее). Поток воспоминаний идет назад. Если здесь современный познаватель сверхчувственного (рис.2, светлое), то он развивает такой процесс, что из своего тела он выходит (синее) и благодаря этому живет в ритме внешнего мира, а в качестве внешнего предмета рассматривает то (красное), чем он был до нисхождения на Землю. Так познание состояния до рождения для древних времен было неким воспоминанием. В настоящее же время, если это познание развивается правильно, оно приводит к созерцанию того, каков был человек (красное). В этом заключается разница". Другой способ, каким йог входил в духовный мир, состоял в принятии определенной позы. Благодаря ей развивалось чувство равновесия, т.е. чувство,
не входящее в пять основных чувств и более духовного рода, чем они. Так йог жил в восприятии направлений пространства. Мы снова должны обрести это, но другим образом. Когда мы освобождаем мышление от дыхания и вживаемся во внешний ритм, то переживаем разницу в направлениях. "Мы переживаем, что это значит, когда животное постоянно имеет позвоночник расположенным параллельно земле, а человек — вертикально". Упражнения аскетов были иного рода. "Всякий раз, когда древний аскет болезненно подавлял те или иные телесные функции, его душевно-духовное выходило из организма". 212(7)
Перейти к данному разделу энциклопедии
|