Главная
Предметный указатель
КАЛИ-ЮГА - см. также ВЕК |
137.. Золотой Век -- Крита-юга -- около 20000 лет Серебряный Век -- Трета-юга -- около 15000 лет Медный Век -- Двапари-юга -- около 10000 лет Темный Век -- Кали-юга -- около 5000 лет. Наш век охватит будущие 2500 лет".118 (1) Перейти к данному разделу энциклопедии
139. Крита-юга относится ко временам до атлантической катастрофы. Трета-юга проходила в эпоху древнеиндийской культуры. Затем пришла Двапара-юга, а с 3101 года до Р.Х. началась Кали-юга.118 (1) Перейти к данному разделу энциклопедии
38. Предание относит всемирный потоп к 3-му тысячелетию до н. э. Он является переживанием темной эпохи, Кали-юги, началом которой был 3101 год. "Это был ужасный переход. У многих людей он происходил так, что некоторое время они вообще ничего не видели. Через человеческие силы развития тьма распространилась над человеческими душами. Это затмение, это состояние сна длилось в течение нескольких недель, и из того сна многие не пробудились совсем. И лишь немногие в разных местах Земли смогли остаться в живых... Духовный потоп как сон затопил души. То состояние сна многие пережили как утопание, и лишь немногие всплыли не захлебнувшись. Затем пришла "темная эпоха". 133 (7) Перейти к данному разделу энциклопедии
41. Потомки древних индусов говорили о том, что в будущем грядет божество Прамати, человек будет лишен духовного водительства, и мыслью станут постигать божественных существ, настанет Кали-юга. Начало этой эпохи переживалось народами как всемирный потоп и нашло свое выражение почти во всех мифологиях, где говорится, "...что произошло затопление сознания и что в 3-й послеатлантической культуре через особое развитие души ощущающей — т. е. созерцание внешнего мира — должно наступить нечто новое. Индус ощущал это, говоря: приближается Кали-юга как наследница Прамати. А что говорили греки? — То же самое. Только вместо Прамати они говорили Прометей, что является одним и тем же. Он — брат Эпиметея, который представляет собой взгляд в прошлые времена. Эпиметей — это "думающий вслед", Прометей — "думающий прежде", чем что-то совершить во внешнем мире. И как Прамати наследует Кали-юга, так и Прометей имеет наследника: ... "Калион" — темный Деус-Божество, и мы получаем "Девкалион"; это то же слово, что и Кали-юга. ... По совету отца Прометея Девкалион делает деревянный ящик и в нем спасается со своей женой Пиррой от потопа, посланного Зевсом на род человеческий. Девкалион и Пирра причаливают затем к Парнасу и являются для греков родоначальниками нового человеческого рода". 133 (7) Перейти к данному разделу энциклопедии
2. Исторические периоды и ритмы
98. "Первая часть Кали-юги называется в духовной науке Авраамовой эпохой, той эпохой, в которую в человеке, хотя он и утратил видение высших духовных миров, пробудилось до некоторой степени божественное сознание, возраставшее с тех пор всe более и более в его Я, так что человек всe более представлял Бога как родственного я-сознанию. Как мировое Я явился Бог в первое тысячелетие Кали-юги..."118(3) Перейти к данному разделу энциклопедии
99. "Мы идeм путeм развития вновь, так сказать, назад. Во времена Авраама божественное сознание вошло в человеческий мозг; а теперь, когда мы опять вступаем в эпоху Авраама, божественное сознание вновь высвобождается из мозга". Второе тысячелетие Кали-юги можно назвать Моисеевой эпохой. Тогда Бог Ягве — открывавшийся в эпоху Авраама как мировое Я, — как таинственное водительство человеческой судьбой, как Бог одного народа открывается, как Бог элементов, в пылающей Купине. "И это было огромным шагом вперeд, когда в учении Моисея мировое Я, Бог ощущался так, что можно было сказать себе: элементы бытия, всe, что можно увидеть физическими глазами: молния, гром и т.д., — всe это есть истечения, деяния единого мирового Я". И следует заметить, что в предыдущие эпохи человек переживал множество духовных существ, но не поднимался (кроме посвящeнных) до их единства. Третье тысячелетие Кали-юги, перед основанием Христианства, — это Соломонова эпоха. В конце этой эпохи Существо, о Котором в эпоху Авраама и Моисея говорили как о Ягве, приняло человеческий облик. "Мы должны видеть между Ягве и Христом лишь то различие, которое существует между Солнечным светом, отражeнным Луной, и прямым солнечным светом". Первые три эпохи Кали-юги стали повторяться с основания Христианства, но в обратном порядке, "...так что существенные черты Соломоновой эпохи повторились в I-м тысячелетии по Р.Х. и таким образом, что дух Соломона жил и ткал в выдающихся личностях этого I-го тысячелетия". Во втором тысячелетии по Р.Х. повторилась Моисеева эпоха. Дух Моисея пронизывает лучших представителей этого времени. Но повторение имеет вид некой полярности, и если Моисей искал Мировое Я, Ягве, во внешней физической природе, то теперь взгляд направляется внутрь человека и возникают мощные внутренние откровения (христианские мистики). Мировое Я говорило в них изнутри с той же мощью, с какой оно говорило Моисею извне, из элементов. Начиная с нашего времени встаeт задача обновить Авраамову эпоху; теперь мы должны из физически-чувственного воззрения, из комбинации физически-чувственных признаков, к которым нисшeл Авраам, подняться к духовному познанию. И в течение 2500 лет определeнное число людей вновь придeт к естественному ясновидению.118(7) Перейти к данному разделу энциклопедии
374. "Те человеческие деяния, протекшие в последней трети XIX в. (до конца Кали-Юги), имели огромное влияние на первую треть XX столетия. ... Ещe никогда привидения последнего, предшествующего нашему, времени не были столь воспринимаемы бродящими вокруг нас, как теперь. И если люди не воспринимают этих привидений, то не потому, что живут в тeмное время, а потому, что ослеплены светом эпохи". Это оказалось необыкновенно плодотворным для людей Аримана. "Люди Аримана действуют сегодня, и другие люди не замечают этого самым скверным образом. Первые стараются как можно больше этих привидений прошлого столетия, я бы сказал, ариманически гальванизировать и дать им влиять на людей современности". 237(2) Перейти к данному разделу энциклопедии
954. "Однажды должно было прийти и то и другое: свободное, личное пользование интеллигенцией и свобода человеческой воли. Поэтому для человеческого сознания должно было затмиться прежнее, инстинктивное созерцание духовного мира. И всe это уже завершилось, если и не для каждого отдельного человека, то для человечества в целом, завершилось совершенно ясным образом, так что с концом XIX столетия окончилась тeмная эпоха, затмевавшая духовный мир, и вместе с тем открывшая пользование интеллигенцией и свободной волей; теперь это окончилось. Теперь мы вступили в эпоху, в которую люди снова должны пробиться на те пути, на которых возможно восхождение в действительный духовный мир". 237(7) Перейти к данному разделу энциклопедии
497. "Существовало большое число людей (не христиан), живших в южных и средних областях Европы, которые говорили: да, мое внутреннее, которое изживает себя самостоятельно между засыпанием и пробуждением, оно принадлежит к области доброго и к области злого мира. И у них было много-много раздумий, размышлений о глубине сил, которые вызывают доброе и злое в человеческой душе. Тяжело ощущали они пребывание человеческой души в мире, где бьются между собой добрые и злые силы. В первые столетия в южных и средних областях Европы такого ощущения еще не было, но в V, VI столетиях оно встречается все чаще. И как раз среди людей, которые провозвестие получали более с Востока — различным образом приходило оно с Востока, — возникло такое душевное настроение. А поскольку оно было особенно сильно распространено в тех областях, для которых затем выработалось название Болгария — примечательным образом это название сохранилось и позже, когда совсем другие народности стали жить там, — то в последующие столетия в течение долгого времени людей, у которых особенно сильно было выработано это настроение души, в Европе называли болгарами (булгарами). ... более или менее подобной конституцией обладали те души, о которых я здесь говорил, что в своем дальнейшем развитии они пришли к созерцанию мощных образов в сверхчувственном культе, принимали участие в том действе, пришедшемся на первую половину XIX в. Все, что эти души могли пережить в том осознании себя внутри борьбы между добром и злом, они пронесли сквозь жизнь между смертью и новым рождением. И это нюансировало, окрасило их души... К этому затем присоединилось нечто другое. Эти души были, так сказать, последними, кто в европейской цивилизации еще сохранял нечто от тех отдельных восприятии эф. и астр.тел в бодрствовании и сне. Они сходились в общины, когда распознавали в себе такие особенности душевной жизни. Они встречаются среди тех христиан, которые все более и более рассматриваются как еретики. Люди тогда еще не зашли слишком далеко, чтобы так строго судить еретиков, как это делалось позже. Но все же на них смотрели как на еретиков. Они вообще производили жуткое впечатление. Они производили впечатление, что видят больше, чем другие люди, и что к Божественному они стоят в ином отношении благодаря восприятиям в состоянии сна, чем другие люди, среди которых они жили. Другие уже давно это утратили, давно усвоили конституцию души, которая стала всеобщей в ХIV в. в Европе. Но когда эти люди, о которых я здесь говорю, люди с отдельными восприятиями астр. и эф. тел, прошли через врата смерти, то и тогда они отличались от остальных". "Основное ощущение таких душ, как я их описал, которые после VII, VIII, IХ столетий или даже раньше прошли через врата смерти, было таково, что, глядя вниз на Землю, они ощущали: там, внизу, на Земле, наступили вечерние сумерки живого Логоса". "Среди этих душ жило слово: "Слово стало плотью и обитало среди нас", и они ощутили: но человек все менее в состоянии быть домом для Слова, Которое должно обитать во плоти, должно продолжать жить на Земле. ... Христос хотя и жил для Земли, ибо Он умер для Земли, но Земля не может Его воспринять. Однако на Земле должна быть сила, с помощью которой души смогли бы воспринять Христа! Это жило наравне с другим, что я описывал, именно в этих, считавшихся в их земном бытии еретиками, душах, когда они пребывали между смертью и новым рождением: потребность в новом, в обновленном откровении Христа, провозвестии Христа". Глядя из духовного мира на Землю, эти души имели еще два сильных переживания. Они видели, как на Земле слагается то, что выражается в катехизисе с его вопросами и ответами, не ведущими верующих к непосредственной связи с духовным миром. И еще они видели, как месса становится экзотерической, как к пресуществлению и причастию люди обращаются без предварительного подготовления, как теряется при этом характер древних Мистерий. "В этих двух земных событиях совершилось то ... что должно было стать духовным откровением на повороте от XIX к XX столетию: духовное откровение, сообразное ходу времени, каким оно должно быть после события Михаэля и каким оно должно было прийти во время, когда истекла темная эпоха Кали-Юга, и началась новая эпоха. К этому мы должны присовокупить еще третье". Узнав все три предварительные условия, мы сможем понять события, происходящие в антропософском Движении. "В Шартре, где еще сегодня находятся выдающиеся произведения архитектуры, в свое время светил луч живой мудрости Петра Компостеллы, который действовал в Испании, который в Испании взлелеивал живое, мистериальное Христианство, в котором еще говорилось о помощнице христиан, о Природе; говорилось о том, что лишь когда эта Природа введет людей в элементы, в мир планет, в мир звезд, лишь тогда человек станет зрелым познать семь помощниц, познать не воплощенных, а душевных помощниц, которые не в абстрактных теориях выступают перед человеческой душой, а как живые богини: Грамматика, Диалектика, Риторика, Арифметика, Геометрия, Астрономия, Музыка. Как божественно-духовные облики живо учились познавать их ученики. О таких живых обликах говорили те, кто окружал Петра Компостеллу. Учения Петра Компостеллы сияли в школе Шартра. В этой школе Шартра учил, напр., великий Бернард Шартрский, воодушевлявший своих учеников, который хотя и не говорил им больше о Богине Природе, о семи богинях — свободных искусствах, но который говорил с такой жизненностью, что по меньшей мере образы фантазии вставали перед учениками. Здесь учил Бернард Сильвестрис, который в мощных описаниях давал вставать перед учениками тому, что было древней мудростью. Здесь, прежде всего, учил Иоанн Шартрский, который грандиозно, инспирированным образом говорил к человеческой душе; этот Иоанн Шартрский, которого также называли Иоанном Салисбери, развивал воззрение; в котором он дискутировал с Аристотелем, с аристотелизмом. Здесь на особенно выдающихся учеников воздействовали так, что они приходили к взгляду: на Земле больше не могут существовать такие учения, какие были в первые века Христианства, земное развитие больше не может их выносить. Здесь ученику объяснялось: существует древнее, почти ясновидческое познание, но оно померкло. Можно только знать о диалектике, риторике, астрономии, астрологии, но больше нельзя видеть богинь семи свободных искусств, ибо дальше должен действовать уже в древности взрастивший понятия и идеи пятой послеатлантической эпохи Аристотель. С инспирирующей силой то, чему учили в школе Шартра, затем было перенесено в орден Клюни. Это было секуляризировано тем, кто был аббатом Клюни, а затем, как папа Григорий VII, распоряжался церковью. Но с исключительной чистотой разрасталось далее это учение школы Шартра, им блистает весь ХII в. Один из учителей Шартра превосходил всех других, он, я бы сказал, в идеальной инспирации учил тайнам семи свободных искусств в их связи с Христианством. И это бы Аланус Лилльский. Аланус Лиллский — это именно он воспламенял шартрских учеников в ХII столетии. Он обладал глубоким прозрением в тот факт, что в ближайших столетиях для Земли не будет полезным то, чему учат подобным образом. Ибо это был не только платонизм, это был мистериальный взгляд платоновского времени, только этот взгляд воспринял в себя Христианство. И тех, в ком он предполагал найти понимание, Аланус Лильский учил: теперь на Земле некоторое время должно действовать аристотелевски окрашенное познание, протекающее в резких понятиях и идеях. Ибо только так может быть подготовлено то, что в дальнейшем должно снова прийти как спиритуальность. Для многих современных людей, когда они читают литературу того времени, она выглядит сухой, но она не выглядит сухой, если человек может составить себе представление о том, что стояло перед душой тех, кто учил и действовал в Шартре. Оно живо действовало также и через поэзию, исходившую из Шартра, это чувство связанности с живыми богинями семи свободных искусств. И кто может понять проникновенную поэму "la bataille des VII arts" (Генри Д, анделли), тот почувствует в ней духовное дыхание семи свободных искусств. Все это действовало в ХП веке". Действие школы Шартра вливалось в различные течения Земли, проявлялось в спорадической жизни школ Северной Италии, Испании. В конце ХПв. оно проявилось в Орлеанском университете. Брунетто Латини, учитель Данте, будучи подготовленным в своей школе, был послан в Испанию и на обратном пути получил нечто вроде солнечного удара. В результате этого он пережил мощное откровение, "где он увидел то, что человек может видеть под влиянием живого принципа познания, где он увидел мощно вздымающуюся гору со всем тем, что оживает из минералов, растений и животных, где явилась Богиня Природа, где явились элементы, где явились планеты, где явились богини семи свободных искусств, где затем выступил Овидий, как ведущий учитель, где еще раз перед душой человека встало все то могущество, которое столь часто вставало перед ней в первые века Христианства. Это было видением Брунетто Латини, а затем оно перешло к Данте и излилось в его "Комедию"." Но вот пришло время, когда все значительные учителя Шартра прошли сквозь врата смерти. "Те индивидуальности, которые привели к высшему расцвету схоластику, были еще в духовном мире. И за кулисами человеческого развития в начале ХШ столетия произошел важный обмен идеями между теми, кто старый, "видящий" платонизм принес из школы Шартра в сверхчувственный мир, и теми, кто подготовлялся нести вниз, как большой переход ко введению новой спиритуальности, которая в будущем должна была влиться в развитие человечества, аристотелизм". Первые тогда сказали вторым: "для нас больше невозможна земная деятельность, ибо Земля теперь не такова, чтобы на ней можно было лелеять такое живое познание. Что мы могли лелеять как последние носители платонизма, это должно быть сменено аристотелизмом. Мы остаемся здесь, вверху. И так остаются до сих пор, без ведущих инкарнаций, умы Шартра в духовном мире. Не они могуче соучаствовали в образовании тех грандиозных имагинаций, что выработались в первой половина XIX в., о которых я говорил вам. В полном созвучии они действовали совместно с теми, кто с аристотелизмом нисходили на Землю. В особенности это был Орден доминиканцев, в котором состояли индивидуальности, которые, я бы сказал, находилось в такого рода сверхчувственном договоре с духами Шартра, которые совместно договорились о следующем: мы низойдем вниз, чтобы в аристотелизме далее опекать познание, а вы останетесь наверху. Мы также и на Земле сможем остаться с вами в связи. Платонизм же пока не сможет распространяться на Земле. Мы снова найдем вас, когда вернемся назад и когда будет подготовлено то время, в которое после того, как Земля пройдет через схоластическое развитие аристотелизма, спиритуальность снова сможет развиваться совместно с духами Шартра. И глубоко идущие последствия имело, напр., то, что Аланус Лилльский — как звали его в земном бытии — из духовного мира послал вниз хорошо подготовленного им в духовном мире ученика, с задачей все противоречия, которые могут существовать между платонизмом и аристотелизмом — если они возникнут на Земле... приводить к гармонии. И такое действие, особенно в ХШ столетии, привело к тому, что смогли слиться воедино работа тех, кто был на Земле в облачении доминиканцев, и действия тех, кто оставались вверху, в другом мире и не могли найти себе земных тел, чтобы напечатлеть им свой особый род духовности, способной подойти к аристотелизму. Так возникло в ХШ в. удивительное взаимодействие между тем, что происходило на Земле, и тем, что изливалось сверху. Часто люди, действовавшие на Земле, не сознавали этого взаимодействия, но тем более его сознавали те, кто действовал сверху. Это было живое взаимодействие. Можно сказать: мистериальный принцип восходил к Небу и затем свои солнечные лучи посылал на то, что действовало на Земле". Это доходило до отдельностей. Аланус Лилльский при жизни на Земле смог пойти так далеко, что в определенном возрасте стал священником в цистерцианском ордене, и там довольно долго сохранялись упражнения, соединявшие платонизм с Христианством, и вот ученик, которого он послал из духовного мира, сначала носил одеяние цистерцианца, а затем сменил его на одеяние доминиканца. Таково было это потрясающее взаимодействие на плане мировой истории. "И только в этой духовной атмосфере смогло действовать истинное розенкрейцерство. Затем также и те, кто нисходил на Землю, чтобы дать импульс аристотелизма, исполнили свою задачу и также поднялись в духовный мир. И тогда уже в духовном мире продолжалось взаимодействие между, я бы сказал, платониками и аристотеликами. Вокруг них находились те души, о которых я говорил, души обеих групп, которые я описал (приходящие ныне к Антропософии). Т.обр., в карму антропософского Движения в определенной степени вливается широкий круг ученичества Шартра, и происходит вливание в него всех тех душ, которые шли в том или другом потоке, о которых я говорил в последние дни. Это был широкий круг, ибо многие из этого круга еще и сегодня не нашли путь к антропософскому Движению". 237 (6)
Перейти к данному разделу энциклопедии
1250. "В последней трети XIX столетия, а точнее в последнем его десятилетии, лишь тонким покровом было сокрыто господство, вся борьба, все взаимосвязи фактов Михаэля. С тех пор Михаэль некоторым образом соучаствует в борьбе во внешнем мире. И здесь дело обстоит так, что нужна значительно большая сила, чтобы увидеть то, что здесь является сверхчувственным, чем это было до окончания Кали-Юги, чем это было в прошлом столетии, где, как говорится, за тонким покровом был скрыт блажайший, толкающийся на эту сторону мир, где Михаэль боролся еще более за сценой. Но Михаэль ведь настаивал на том, как я вам об этом говорил, чтобы его господство непременно наступило. Михаэль — это сильный Дух, и Михаэль может нуждаться только в мужественных людях, внутренне мужественных людях". 237(9)
Перейти к данному разделу энциклопедии
|