Главная
Предметный указатель
КОЛОННА (и капитель) |
571. "Грек ощущал горизонталь не как линию, он ощущал ее как давящую силу; колонны он ощущал не как столбы, а как несущую силу. Это со-чувство с линиями пространства и называется: чувствовать живой дух геометризирующим. Именно это имел в виду Платон, когда употребил потрясающее выражение: "Бог геометризирует постоянно". —Эти линии присутствуют в пространстве, и по ним строил грек свой храм". 103(9)
Перейти к данному разделу энциклопедии
575. Коринфская и ионическая колонны (их строй) произошли из древнеегипетского тайного учения. "Всякое искусство — это лишь кристаллизованное тайное учение". В готике господствует то же настроение, что было в священных домах друидов и троттов. 284, с. 87
Перейти к данному разделу энциклопедии
359. "Не от меня, а от мюнхенских друзей пришла эта идея — строить Гетеанум". "Построить здание в Мюнхене помешала не полиция, не политическая администрация, а мюнхенское архитектурное управление. Оно не разрешило строительство, но чего они сами хотели, осталось неизвестным". В Дорнахе выступало желание строить здание быстро. "Готовые мысли для внутренней архитектуры я не мог переработать полностью. И что было для меня тогда возможно — это попытаться связать внешнюю архитектуру с уже набросанной внутренней архитектурой. Из-за этого в строении остался ряд недостатков, которые я сам знаю лучше, чем кто-либо другой. Но не это главное. Главное было — начать однажды...". "Все здание мыслилось как внутренняя архитектура. А внутренняя архитектура только тогда имеет смысл, когда является обрамлением, охватом того, что происходит внутри. Но это должно быть сделано художественно. ... Поэтому, может быть, тривиально, но вполне допустимо архитектурную мысль нашего строения сравнить с мыслью о бисквите, о "бисквитной бабе", что готовят в горшке. Горшок делают для того, чтобы нечто в нем варить... Этот горшок для приготовления бисквитной бабы является здесь обрамлением всех наших занятий Духовной наукой, нашим духовнонаучным искусством и всем тем, что там внутри говорится, слушается и ощущается. Все это является тем, что готовится, варится, а остальное является горшком, и это должно быть выражено во внутренней архитектуре. Так следует представлять себе внутреннюю архитектуру". Стены, что образуют здание, до сих пор всегда мыслились как ограничивающие пространство, и в связь с этим ставились вся архитектоника и изобразительная работа на стенах. Не то в дорнахском строении. "Что в нем выступает как внешняя стена — это не замыкает пространство, но открывается по отношению к пространству, по отношению ко всему Мирозданию, Макрокосмосу. Т.обр., кто находится внутри этого пространства, может с помощью того, как образованы стены, получить чувство, что это пространство сквозь стены расширяется в Макрокосмос.... Так мыслятся эти стены с их формами, колонны, сопровождающие стены на некотором расстоянии ... цоколи, архитравы, капители и т.д. Душевно проницаемые стены". "Дорнахское строение имеет одну ось симметрии. Она идет с запада на восток. И все организовано по этой единственной оси симметрии. ... Капители и другие формы у парных колонн слева и справа подобны. ... в мотивах капителей, цоколей дана эволюция мира. Капитель следующей колонны развивается из предыдущей в точном соответствии с тем, как одна органически более совершенная форма развивается из другой, менее совершенной. Что наличествует в симметричном подобии, перетекает в идущее вперед развитие. ... Круглые купола частично перекрывают один другой". "Целое имеет вид двух цилиндров — один больше, другой меньше... В большом цилиндре находится зрительный зал; в малом предполагается осуществлять постановки Мистерий и т.п. На линии пересечения куполов находится кафедра оратора и занавес. Благодаря этому оба купола переходят один в другой. Такого никогда не было ранее. Это технически интересное решение: два купола переходят один в другой. Все деревянное здание стоит на бетонном фундаменте — этаже, где расположены гардеробы". Под малым куполом находится 12 колонн, расположенных по кругу. Они также парные по отношению к оси симметрии (в большом зале их 14). "В развитии мотивов этих колонн находится нечто, удивившее меня самого, когда я работал над ними. ... Ни в малейшей степени там нет ничего символического. Люди, описывающие здание, говорят, что там помещены всяческие символы и Антропософия работает с символами. Но они не правы. Символов, как их понимают, нет во всем строении. Но целое мыслится исходящим из общей формы, мыслится чисто художественно. ... развитие мотивов капителей, мотивов архитравов создано чисто из созерцания, одна форма из другой". Формы отражают эволюцию (не дарвинову). Но это вышло само собой, это не искалось. "Если бы строительство велось в Мюнхене, где все должно было бы стать внутренней архитектурой, то не было бы того, что стало необходимо в Дорнахе: окон". Все строение — "это не произведение искусства. Произведением искусства оно является в отношении колонн, стен и скульптурных образов. Целое не должно ни в коем случае носить декоративный характер и не должно в декоративном смысле трактоваться. Целое, когда человек его рассматривает, должно каждой линией, каждой поверхностью вызывать определенные ощущения и мысли. Человек ведь должен следовать глазом за ходом линий, за обликом поверхностей. Ощущающим глазом исследует это человек. ... Художественное произведение взор впервые встречает в деревянной скульптуре. Художественное возникает в душе человека. Бетонное основание, деревянные части являются подготовлением к художественному переживанию. Художественное произведение человек должен построить сам, наслаждаясь формами". Окна сделаны из однотонного стекла, на которое буром, применяемом в зубной технике, нанесен рисунок, образующийся за счет разной толщины, а значит, и тона стекла. Темы окон взяты из имагинаций. "Это не символы, а созерцания. Все мыслится художественно, но является готовым, когда пронизано солнечным светом". Чувственно конкретно пространство преодолевается в окнах. 181 (16)
Перейти к данному разделу энциклопедии
364. "В семи печатях мы видим образы астрального мира, в семи колоннах — понятия, какими они входят в космос, в наш мир, когда мы рассматриваем деваханический мир. Если, ощущая, вы вживаетесь в них (в колонны), то обнаруживаете, что они упорядочивают ваши ощущения так, как ничем другим они упорядочены в чувственном мире быть не могут, и способны образовать вам понятие той духовной музыки, или гармонии сфер, которая есть Девахан". Изображения капителей не должны висеть постоянно в жилом помещении. 284 с.86
Перейти к данному разделу энциклопедии
|