BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





КРАСОТА — и безобразие


5. Третья Иерархия

463. На др.Сатурне были существа, имевшие — подобно земному человеку, низшие члены Я. Они состояли из Я, Манаса, Буддхи, Атма и далее из т.н. трех Logoi: Св.Духа, Сына и Отца. Это Архаи, или Азуры. "Они бывают двух родов, не считая небольших оттенков. Один их род вырабатывал эгоизм благородного, самостоятельного образа, восходя все выше и выше в выработке чувства свободы: это прекрасная самостоятельность эгоизма. Эти духи вели человечество через все последующие планеты. Они стали воспитателями человеческой самостоятельности.
     На каждой планете (эоне) имеются духи, отстающие в развитии. Они делаются неподвижными, не хотят идти дальше. Из этого вам становится ясен закон: если прекрасное падает, совершает "великий грех", не идет вместе с развитием, то оно становится наихудшим".99 (9)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  



Дионис

658. "Дионис Мистерий был прекрасным человеком; внешний, воплощенный в теле Дионис не мог с ним даже сравниться". Его не следует искать среди лучших человеческих типов. Так бывает, что красивое в духе облекается, как майей, ужасным обликом. Поэтому учитель Диониса описан нам как мудрый Силен. Это также подлинная индивидуальность, жившая на Земле. И Дионис, и его мудрый учитель Силен имеют огромное значение для воспитания современного я-сознания.129 (7)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  



Существа красоты и безобразия

557. «Есть два рода элементарных существ: восходящие и нисходящие. И можно сказать: из тлена древней лунной уродливости ... возник наш мир красоты». Аналогия в природе: на навозе вырастают прекрасные цветы.
     «Красота не может расцвести на Земле, если боги не удобрят ее уродством. Ибо это внутренняя необходимость жизни ... Кто полагает, что искусство в мире возможно без уродства, тот не знает искусства».219 (5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

557a. «Прекрасным является то, что из смерти излучается как сияние возможной жизни. Ужасно то, что дает приносящему смерть излучаться из жизни».Д.45, с.12


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

559. Определенные существа духовного мира имеют низшим членом своей телесности «тонкую эфирную материю». «Как у себя дома чувствуют они себя там, где художник в гармонии цвета, в формах линий дает им возможность войти из духовного мира в наш». Другие существа, имеющие низшим членом астр. тело, «...получают возможность совместного пребывания с людьми в том искусстве, которое выражается в подвижных формах, в музыке». Но это относится к высокой, значительной музыке. Отталкивающая музыка стягивает в круг людей «...плохих астральных существ. Где играет современный оркестр, танцуют ужасные астральные облики. Эти вещи надлежит брать серьезно!» 98 (17)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     549
. "Всякое развитие, идущее вперед, затем отступает. Всякое восхождение сменяется нисхождением, и всякое восхождение несет в себе задатки нисхождения. Это одно из опаснейших заблуждений нового человечества, что оно потеряло связь между эволюцией и деволюцией, развитием и упадком. ... и где восходящее развитие начинает отступать, там физическое переходит в духовное развитие. Ибо, как только физическое начинает отступать, для духовного развития освобождается место". Этот принцип выражен и в капителиях Гетеанума: от 1-й к 3-й — развитие восходит, 4-я стоит в середине, а в 5-й развитие нисходит, формы упрощаются.
     Увлечение одним прекрасным — односторонне. Человек так попадает в люциферический фарватер. "И если мы хотим действительно постичь искусство, то нам не следует забывать, что художественное в мире есть взаимодействие, явление себя в борьбе прекрасного с ужасным. И когда мы смотрим на развитие, протекающее между прекрасным и ужасным, то мы пребываем в действительности не односторонне".
     "В Греции ... можно было односторонне посвятить себя красоте, поскольку тогда все человечество еще не было захвачено нисходящим развитием Земли, по меньшей мере в лице самих греков. Но позже человеку уже не следовало бы ... культивировать просто прекрасное. Это было бы бегством от действительности. Он должен смело и крепко противостоять реальной борьбе между прекрасным и ужасным. Он должен в военной игре с благозвучием в мире ощущать, со-чувствовать, со-переживать диссонансы". 194 (3)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     559а
. "Нечто, кажущееся ужасным, в действительности является прекрасным. По этой причине на старинных картинах Христа на кресте изображали не "прекрасным""... 266-2, с. 223


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru