BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





КРИЗИС новой эпохи — см. также ЧЕЛОВЕЧЕСТВО, ЕВРОПА — альтернативы

417. Из речи Рудольфа Штайнера при закладке первого Гетеанума 20 сентября 1913 года: "Должны были созреть человеческие души, чтобы понять то, что как прадревнее, макрокосмическое Евангелие должно звучать с Запада, как эхо, навстречу микрокосмическому Евангелию Востока.
     Если мы принесем понимание навстречу настоящему моменту, тогда в нас взойдет также понимание того, что к четырем Евангелиям должно быть добавлено пятое. Так пусть в сегодняшний вечер в добавление к микрокосмическим тайнам прозвучит слово, выражающее тайны Макрокосма. Как первое из пятого Евангелия здесь должен прозвучать макрокосмический противообраз микрокосмической молитвы, что некогда была возвещена с Востока на Запад. Так звучи снова, как знак понимания, макрокосмическая мировая молитва, содержащаяся в пятом, древнейшем Евангелии, связанном с Луной и Юпитером, как четыре Евангелия связаны с Землей:

АУМ, Амен.
Господствуют злые (силы) (злы),
Порождаясь обособляющимся эго;
Другими задолженный долг самости
Переживается в хлебе насущном,
В котором не правит воля Небес,
Ибо человек отпал от Вашего царства
И забыл Ваши Имена,
Вы, Отцы на небесах.



    ...Возьмем с собой макрокосмическое Отче наш, чувствуя, что этим начинается обретение нами понимания Евангелия Познания: Пятого Евангелия. ...Если мы станем учиться пониманию смысла этих слов, то мы будем искать восприятия тех семян, которые расцветут здесь, если земная эволюция не иссохнет, если она должна плодоносить и далее; и тогда Земля сможет через человеческую волю достичь поставленной в пра-начале цели".42/245


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

561. "Если люди настолько отвергнут Духовную науку, что от нее ничего не останется, то они не будут знать, что событие (второе Пришествие Христа) наступило, или ложно его истолкуют. Плод этого события тогда пропадет для будущего человечества, и оно будет обречено на величайшие страдания".116 (3)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

562. Второе Пришествие Христа в эф. теле имеет значение как для физического, так и для духовного миров, где благодаря этому наступит мощный переворот. Но люди, не подготовленные к этому духоведением на Земле, не смогут воспринять того великого, что вершится в духе, где они будут пребывать после смерти. Им придется ждать до нового воплощения. 116 (4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

278. "Человечество ныне достигло такой ступени развития, на которой большая его часть утратила бы всякую религиозность, если бы лежащие в основе религии высшие истины не были бы возвещены в такой форме, чтобы и самое острейшее мышление могло их рассматривать как действительные. Религии, они истинны, но для многих людей прошло время, когда понимание было возможно через простую веру. И число людей, к которым это относится, в ближайшем будущем станет возрастать с неожиданной быстротой. ... Если истины, лежащие в основе религиозных представлений, не будут в настоящее время открыто возвещены в форме, способной устоять перед совершенным мышлением, то в скором времени могут развиться полнейшее сомнение и неверие по отношению к невидимому миру. И время, в которое это случится, несмотря на всю его материальную культуру, было бы хуже времeн варварства. Кому ведомы истинные взаимосвязи человеческой жизни, тот знает, что без отношения к сверхчувственному человек способен жить столь же мало, как растение без питающих соков". 34 с.273-274


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

388. Зов Руссо обратиться к природе осуществился в XIX в. в виде царства диких демонов, диких заблуждений, в виде ариманизированного понимания природы. XX-й век не должен быть материалистическим, иначе будет потеряна человечность во всей цивилизации. 37 с.288


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

406. "Как внешняя наука становится ариманической, так высшее развитие внутреннего человека просто люциферизируется, когда он это внутреннее, каким он его принeс через рождение, углубляет мистически. В каждом человеке, который не берeт в руки своe самовоспитание так, как это описано в моей книге "Как достигнуть познания высших миров?", чтобы углубить мистически заложенное в нeм, пробуждается люциферическое, люциферическое делается особенно сильным. В каждом человеке, если он сегодня вообще только начинает ломать голову над внутренним, выступает люциферическое. Это люциферическое ужасно сильно в современном человечестве. Это люциферическое сегодня отпечатывается в эгоизме, которого большинство людей совсем не замечает". Как часто люди сегодня, сделав дело так, что не могут себя ни в чeм упрекнуть, бывают совершенно удовлетворены. Но такая установка люциферична. Ибо в жизни дело не заключается в упрeках или в их отсутствии, а в объективном созерцании мира и объективного хода фактов, развития вещей.
     "Поэтому именно на почве Духовной науки должна быть подчeркнута объективность вещей, когда мы говорим, что Ариман подготовляет свою инкарнацию, как он еe подготовляет, и как человек должен к ней относиться! В подобных вопросах дело совсем не заключается в том, чтобы говорить себе: мы сделали то, либо это, и теперь нам не в чем упрекнуть себя, — но мы должны познавать суть дела объективно. Мы должны познавать то, что действует в мире, и в соответствии с ним строить наше отношение к миру ради мира". "Судить правильно человек сегодня может лишь в том случае, если скажет себе, что он ходит между двух крайностей: между ариманическим ослеплением наукой и люциферическим галлюцинаторным переживанием внутреннего. ... Дело заключается в том, чтобы ариманическое и люциферическое рассматривать, как две чаши весов, обе должны присутствовать. Коромыслом же весов, которые пребывают в равновесии, должны быть мы сами. В этом всe дело.
     Но как нам себя воспитать для этого? — А так, что, когда в нас выступит ариманическое, мы должны сильно пронизать его люциферическим элементом. Что ариманически выступает в современном человеке? — Познание внешнего мира. Наиболее ариманическим является материальное познание внешнего мира, ибо это лишь простой обман чувств. Но если мы можем этим одухотвориться, развить к этому интерес, ужасно заинтересоваться тем, что за иллюзии встают перед нами из химии, физики, из астрономии и т.д., тогда нечто такое, что должно бы принадлежать Ариману, мы уносим от него благодаря нашему собственному люциферическому интересу.
     Но этого-то люди и не могут делать. Они слишком ленивы. И многие, убегающие от внешнего материального знания, пренебрегают своей задачей и подготовляют Ариману наилучшим образом инкарнацию в земном бытии. А то, что наливается во внутреннем современного человека, это опять-таки носит сильно люциферический характер. Как нам правильно воспитать себя с этой стороны? —Мы можем это сделать, когда именно с нашим собственным ариманическим входим в себя, т.е. пытаемся избежать всех иллюзии на счет своего собственного внутреннего, и когда мы занимаемся собой так, как в иных случаях занимаемся внешним миром, т.е. рассматриваем себя так, как в иных случаях рассматриваем внешний мир. Современный человек должен бы пережить, насколько необходимо ему воспитать себя в подобных вещах. Кто научился в какой-то мере осмысленно наблюдать подобные вещи, тот часто может натолкнуться в жизни на следующий случай.
     Один человек приходит к другому и рассказывает, как он возмущeн человеком А, человеком В, человеком С, многими-многими людьми. Он описывает очень точно, чем его возмутил А, чем — В, чем — С и т.д. И он ни в малейшей степени не подозревает, что всe рассказанное им есть его собственные качества! Об этом люди не подозревают! Это свойство людей никогда не было столь распространено, как теперь. И те, кто думает, что им это не свойственно, обладают этим качеством в наибольшей мере. Задача здесь заключается в том, чтобы фактически с ариманическим хладнокровием, с ариманической трезвостью человек сегодня приблизился к своему внутреннему. Достаточно горячим оно оказывается и в охлажденном виде, это собственное человеческое внутреннее! Нечего бояться переостудить его. Современному человечеству необходимо, чтобы занять правильную позицию к будущей ариманической инкарнации, стать объективным по отношению к своему внутреннему, а ко внешнему — намного-много более субъективным, но не фантазировать, а с интересом, вниманием, самоотдачей, особенно с интересом и самоотдачей подходить к вещам в жизни, в непосредственно окружающей жизни".
     Леность в занятиях самовоспитанием и внешними делами расчищает путь Ариману. Множество людей находят скучным разбираться в условиях биржевой игры, двойной бухгалтерии и т.д. Они не могут найти точку, с которой ко всему этому можно разбудить пламенный интерес. Но если его разбудить, то тогда сухой классный учебник может оказаться столь же интересным, как "Орлеанская Дева" Шиллера или "Сикстинская Мадонна" Рафаэля. "Всe дело заключается в том, чтобы найти точку, с которой всe в жизни становится интересным".
     "Важно не то, что мы субъективно отклоняем или акцентируем вещи, но что мы объективно познаeм, в какой мере в том или ином присутствует ариманическое или люциферическое, так что коромысло весов может сильно склониться в ту или другую сторону. Найти нечто интересным или справедливым ничего не означает само по себе, это означает лишь то, что человек развивает внутреннюю силу, чтобы соединиться с соответствующим объектом и направить его в правильный фарватер".
     "Либо современное цивилизованное человечество найдeт для себя удобным воспринимать самостоятельную духовную жизнь (в социальной трехчленности), либо современная цивилизация должна будет закатиться, и из азиатских культур должно будет быть взято что-то для будущего человечества.
     Кто сегодня не верит, что дела обстоят столь серьeзно, тот способствует подготовлению будущей инкарнации Аримана. Сегодня, по сути дела, уже многие внешние вещи и факты человеческой жизни подтверждают истину этих слов. Аримановой инкарнации будет особенно благоприятно, если люди откажутся основать свободную духовную жизнь и духовная жизнь и впредь останется вчлененной в хозяйственный кругооборот или в государственную жизнь. ... ибо в дальнейшем сращении духовной жизни с хозяйственной и правовой жизнью заинтересована именно ариманическая власть. Ариманическая власть ощущает свободную духовную жизнь как некий род тьмы. А интерес людей к свободной духовной жизни ариманическая власть ощущает как обжигающее пламя, как душевное, но сильно жгущееся пламя. Поэтому людям как раз надлежит основать свободную духовную жизнь, чтобы найти правильную позицию, правильное отношение к аримановой инкарнации в будущем. Однако сегодня имеется сильная склонность именно факты, о которых говорилось вчера, скрыть. Огромное число людей скрывают эти вещи, поскольку просто не хотят смотреть на истину, на действительные вещи, хотят, чтобы их вводили в заблуждение словами, лежащими в стороне от действительности". 191(12)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

458. "Для ведения войн и революций идеи не нужны. Но чтобы удержать мир, нужны идеи, иначе приходят войны и революции. ... Если время бедно идеями, то мир от него уходит". 185-а(8)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

463. "Если человек не хочет совсем дегенерировать, т.е. превратиться в придаток к машине, где он — не более, чем животное, то прямо от машины должен быть найден путь к спиритуальной жизни". Особенно необходимо воспринять спиритуальные импульсы техникам-практикам. Студенты должны не просто изучать математику, механику и т.д., но уметь приводить все эти дисциплины во взаимосвязь. Умея применять к вещам здоровый человеческий рассудок, они от сути вещей проникнут к спиритуальному. "Действительно, прямо от машины человек должен найти путь в спиритуальный мир". 174(25)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

475. В сороковых годах "пролетариат ещe не высвободился полностью из своих исторических подоснов и ещe не существовал с полным самосознанием. Лишь в 60-х годах XIX в. пролетариат созрел к тому, чтобы сознательно вступить в историческое развитие; что было до того, ещe не является в современном смысле слова пролетарским сознанием. ... Носителем политической цивилизации того времени был главным образом гражданско-буржуазный, средний, слой. ... Своеобразностью же тех идей, которые тогда, в 40-х годах, могли бы стать политическими, является их интенсивнейшая абстрактность. ... Но это не вредило, т.к. в эпоху души сознательной необходимо пройти через абстрактность. Необходимо было однажды охватить ведущие идеи человечества в этой абстрактности. ... Человечеству было дано время до конца 70-х годов. Взяв 1845 г. и прибавив к нему 33 года, вы получите 1878 г. Это приблизительно тот год, до которого человечеству было дано время, чтобы найтись и разобраться в реальности идей 40-х годов. В историческом развитии человечества нового времени крайне важно принять во внимание эти десятилетия между 40-ми и 70-ми годами. ... В эти годы в человечество начало в абстрактных формах вливаться то, что называют либеральными идеями, и человечеству было дано время до конца 70-х годов, чтобы понять их и включить в действительность.
     Носительницей этих идей была буржуазия. Но она упустила возможность включить их в действительность. Нечто исключительно трагическое лежит на развитии этого XIX в. Для того, кто в 40-х годах слушал слова того или иного выдающегося человека (они были рассыпаны по всему цивилизованному миру), того или иного цивилизованного представителя буржуазии о том, что во всех областях должно было быть дано человечеству ... в этих 40-х и в начале 50-х годов, то чувствовалось что-то словно от наступающей весны всех народов! Но силой свойств этого среднего слоя была упущена возможность включить это в жизнь. К концу 70-х годов буржуазный класс либеральных идей не постиг. ... проспал. ... И поскольку при появлении в конце 70-х годов Архангела Михаэля как Духа Времени буржуа-гражданство не поняло в политической области импульса либеральных идей, то оказалось, что силы, о которых я уже тоже говорил, в этот промежуток времени вмешивались в дела человечества, они прежде всего разлили над этими идеями мрак. ... Несколько иначе представляли себе люди в 40-х годах становление политической жизни по сравнению с тем, что произошло во всeм цивилизованном мире в конце XIX в.!" "В том промежутке времени — от 40-х до 70-х годов — идеи принимали хотя и абстрактно, но всe же такую форму, которая склонялась к активному признанию проявления личности каждого человека. И если бы осуществилось —допустим это гипотетически — то, что было заложено в тех идеях, тогда увидели бы возникновение того, что хотя и было ещe только началом, но началом той терпимости, активной терпимости в отношении проявлений каждого человека, которой — особенно в отношении идей и ощущений — полностью не хватает нашему времени". 185(4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

522. "Чем больше люди будут разъединяться, раскалываться, тем реже возвышенные души будут сходить в среду людей. Чем больше будут развиваться взаимосвязи и чем больше образуется чувства общности при полной свободе, тем больше возвышенных существ сойдeт к людям и тем быстрее земная планета одухотворится". 102(11)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

550. "В теле (астральном) ребeнка сидят силы, которые его разрывают, если их не извлечь в образных представлениях, изложениях. Как же тут быть? Потеряться они не могут, они расширяются, обретают бытие, вступают в мысли, в чувства, в волевые импульсы. И что получается из человека? — бунтарь, революционер, неудовлетворeнный человек, не знающий, чего он хочет, поскольку такие люди хотят чего-то такого, о чeм они не могут знать, они хотят чего-то такого, что не соединимо ни с одним социальным организмом, что они представляют только себе, дают вздыматься в своей фантазии. ... Что чувствуют эти люди? — Они чувствуют в себе небо; только оно принимает карикатурный облик в их душах". Нет ничего удивительного в том, что свою деятельность по разрушению социального организма они считают хорошей. Если не приходят к имагинации, то приходят войны и кровь. 199(16)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

620. С претензией на мировое господство "связано глубокое чувство ответственности. При этом должно быть совершенно ясно: где имеется возможность распространить над миром определeнное господство, там должно занять своe место стремление пронизать то, что желают делать, современным, требуемым развитием человечества спиритуальным импульсом. Без этого человеческое развитие поведут к его закату". 196(7)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

813. "Сначала нужна метла и — вон всe из хозяйственной жизни, что отрицает дух! От этого зависит здоровье будущего человечества. Всe, что не хочет духа, — вон из хозяйственной жизни, прежде всего из хозяйственной жизни! Это самое необходимое. Иначе придeт хозяйственный хаос, а с ним и вообще хаос цивилизации. И это заявляет о себе достаточно ясно и отчeтливо". 199(11)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

814. Ответственные люди в наше время судят только с хозяйственной точки зрения. И если реализуется то, о чeм они думают, "Европа станет полуварварским земледельческим краем. Тенденция к этому, вообще говоря, имеется". 339, с.116


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

820. "В мире сегодня есть две вещи, и тот, кто честно и искренне смотрит на мир, кто не предаeтся никаким иллюзиям, тот видит, что эти две вещи суть следующие: по всему миру распространится или большевизм, или социальная трeхчленность!" Если вы не можете выбрать одно, то этим вы выбираете другое. 196(8)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

949. "Индивидуальное сознание, оно охватит мир, но при этом миром может овладеть или мудрость о мире, или слепые инстинкты. Если миром овладеют слепые инстинкты, то возникнет совер­шенно антисоциальное состояние, наподобие того, которое теперь подготовляется в России. Здесь по­степенно вызывается такое антисоциальное состояние, против которого ни английское, ни североамери­канское правительство, уж не говоря о французском или каком-либо другом, не смогут придумать никакого средства. Нет, было бы наивным надеяться, что нечто такое, как английский парламент, могло бы справиться с тем, что здесь захватывает человечество, когда индивидуальное созна­ние просто действует в инстинктах. Но одна сила способна совладать с этим: это сила Рима. Во­прос заключается только в том, как он с этим может совладать. Рим может устанавливать господство, поскольку он имеет необходимые для этого средства власти. Вопрос лишь в этом. Вопрос не в том: бо­льшевизм или англо-саксонская буржуазия. Вопрос стоит иначе: или антисоциальный хаос, римское гос­подство, или решение человечества собраться с духом и распознать 8-й экуменический константинополь­ский собор 869 года как еретический, и таковым он должен быть объявлен европейской церковью". 198(8)


    
 Перейти к данному разделу энциклопедии

  

962. "В наши дни мы вступили в такой временной цикл, где мы не сможем пойти далее без страшнейших катастроф, если не увидим происходящее в сфере человечества с точки зрения становления всего космоса". 184(3)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

971. От рассудка люди снова должны прийти к духу. Если этот путь будет отвергнут, то будут приходить всe более и более дикие войны. "Люди будут всячески искоренять себя, подобно крысам, запертым в мышеловке; они тогда пожирают друг друга до тех пор, пока их остаeтся не более двух хвостов. Это несколько сильно сказано, но человечество, собственно говоря, работает над тем, чтобы его здесь в конце концов не стало. Это крайне важно знать, каким путeм идeт человечество!" 354(8)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

983. "И можно сказать, что мы фактически уже вышли постепенно из сферы истины, из сферы подлинного правосознания, присущего самой природе человека, из сферы всего того, что составляет ценность человека для его сограждан в самой практике жизни. От слова истины мы ушли во фразу, от живого правосознания — в догматическую условность, от живой практической деятельности — в простую рутину. И от этой тройной неправды — от фразы, догмата и рутины — мы не избавимся до тех пор, пока не разовьем в себе волю всегда проникать в суть вещей, рассматривать, как они, собственно, формируются в своей подлинной сущности". 340(14)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

984. "Если интеллектуалистическая культура останется такой, какой она сформировалась к настоящему времени, то о достижении человечеством земной цели нечего и говорить". 220(10)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1020. "Мы живeм в такое время, из которого не выйти здоровым образом, если не пожелать по-новому понять то, чего хотел такой дух, как Юлиан Апостата. В его время ещe не было возможности — и это большая трагедия — древний принцип посвящения соединить с глубокой сущностью Христианства. В наше время такая возможность пришла, и непременно она должна быть осуществлена в действительности, если Земля и человечество... не хотят войти в упадочное развитие". 175(14)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1026. Человечество стоит перед выбором двух путей: либо далее вниз, в мировую Камалоку (ещe ниже Кали-юги), либо вверх, к созерцанию эфирного мира. 116(5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1030. "Всe зависит от того, откроет ли человечество сердце и чувства тому, что идeт из науки посвящения. ... Либо это произойдeт, либо человечество упадeт в бездну. Третьего здесь не дано. ... В некой абстрактности это также знают и посвященные западных стран. Однако они говорят: до определeнной степени мы владеем наукой посвящения, мы могли бы еe опубликовать. — Конечно, они могли бы опубликовать только такую науку посвящения, которая ведeт к целям, на которые я уже указывал (мировое господство англоязычных стран)... — Посвященные западных стран могут сказать: мы владеем наукой посвящения, мы могли бы еe опубликовать, но она такова, что направлена только к отдельным людям. ... И далее они говорят: однако если в будущем говорить только к отдельным людям, то мы развяжем войну всех против всех. — Вот такого рода страх встаeт в этих посвященных. Выход они находят в том, что стараются важнейшие истины посвящения, я бы сказал, укрывать в тeмных камерах, а человечеству позволить и впредь идти к кажущемуся свету в сонном состоянии сознания".
     "Эти вещи стали актуальными с середины XIX в., когда была пройдена вершина материализма в современной цивилизации. С тех пор люди должны были спрашивать: как широко мы пойдeм с наукой посвящения? — До того времени они не отваживались действительную науку о посвящении выпускать за пределы узкого круга". 196(5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Задачи Духовной науки

1034. "Существует только одно "либо-либо": либо останется стремление лишь к хозяйственной импе­рии, и тогда можно быть уверенным, что следствием этого будет закат земной цивилизации; либо в хозяй­ственную империю будет излит дух, и тогда будет достигнуто то, что, собственно, составляет намерение земного развития. Я бы даже сказал: каждое утро человек должен со всей серьeзностью ставить перед со­бой эту мысль и все отдельные действия направлять в смысле этого импульса. Мировые часы ныне бьют с большой серьeзностью, с потрясающей серьeзностью. В определeнной мере мы достигли вершины фразeрства. И в момент, когда из фразы выдавлено всe содержание, когда-либо вошедшее в людей, когда она потеряла всякое значение, мы должны воспринять то, что в нашу душевную и социальную жизнь может опять внести действительное, субстанциональное содержание. Нам должно стать ясно, что в этом "либо-либо" каждый для себя должен принять решение, и каждый со своими внутреннейшими душевными силами должен принимать участие в исполнении этого решения. Иначе человек не сопереживает дел человечества. Ведь тоска по иллюзиям, особенно в наш век фразы, бесконечно сильна". "Прежде всего в людях должна проснуться тоска по освобождению духовной жизни и знание, что никто не вправе называть себя христианином, если не понимает изречения: "Моe Царство не от мира сего". Это означает, что царство Христа должно стать невидимым царством, действительно невидимым царством, царством, о котором говорят так же, как о невидимых вещах. Лишь тогда торжествует Духовная наука, когда говорят об этом царстве. Ни внешняя церковь, ни внешнее государство не могут реализовать этого царства. Осуществить это царство в состо­янии одна только воля отдельных людей, живущих освобожденной духовной жизнью.
     Сегодня трудно надеяться, что в тех областях, которые растоптаны, живущие там люди в состоянии много сделать для освобождения духовной жизни. Тем больше должно быть сделано в областях, которые не попраны политически, хозяйственно и, конечно, духовно".
     "Приходящий к нашему движению хочет получить нечто для себя, для своей души. И он может это получить, но только в том случае, если затем свою душу сможет поставить на служение целому. Он должен пойти далее, конечно, для себя, но, вместе с тем, так, чтобы и человечество могло через него идти далее. Об этом часто говорится недостаточно. Это необходимо присовокупить к сказанному ранее, к тому, как человек должен поступать каждое утро". 196(18)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1037. "Недавно в одной газете* можно было прочесть: "религия, представляющая собой фантастическое отражение в головах людей их отношений между собой и к природе, естественно, обречена на отмирание благодаря росту и победе научного, ясного, натуралистического понимания действительности, которое бу­дет развиваться параллельно построению нового общества". И вот, после того, что мы сегодня узнали о спящих душах современности, можно спросить себя: сколько людей прочло эту статью и при этом вздрогну­ло, как от укуса гадюки, поскольку страшнейший симптом выражен в этих строчках? Ведь не думают о том, что будет на Земле, если осуществится то, что заложено в этих словах: "Религия, представляющая собой фантастический рефлекс в головах людей..."
     "Названное в этой статье религией — это не какое-либо вероисповедание, не какое-либо спра­ведливо порицаемое религиозное исповедание, не только религия в узком смысле слова, нет, это вся нра­вственность. И если бы осуществилось изложенное в этих словах, то следствием этого было бы то, что человеческое общество по всей Земле должно было бы превратиться в стадо животных, способное только более рафинированно думать. Если окажется невозможным пробудить силы, противодействующие тому, что теперь растет на Востоке и с огромной быстротой распространяется в Азию, то вся цивилизация обречена на гибель. И тогда те идеалы могли бы осуществиться. Я не считаю справедливым, когда в отношении подобных импульсов мировой истории там, либо здесь выступают люди и как идеал рассматривают многократно изгонявшуюся мистическую болтовню в узких кру­гах, которая вопреки моим намерениям продолжает корениться в антропософски ориентированной Духовной науке; когда хотят продолжать в этом духе, не принимают во внимание того, что требуют от нас большие интересы земного человечества. Мы должны иметь волю, будучи свободными от предрассудков, всматриваться в эти большие интересы человечества. Мы должны найти для себя удобным не просто теоретически, рассудо­чно или инстинктивно, но со всей серьeзностью разобраться в (нашем) конкретном основополагающем уче­нии, которое пытаются закрыть с помощью всевозможных европейских и американских исповеданий и которое захотят закрывать и далее.
     Ведь мы знаем, какая воинственная травля теперь развязана против антропософски ориентированной Духовной науки, как насвистывают изо всех углов". И достойно сожаления, когда поддаются иллюзии, будто в том или другом углу можно убеждением побороть враждебность. "Нам не подобает идти на компро­миссы и впадать в оппортунизм. Это мы должны каждое утро ставить перед взором как особое медитативное изречение". Мы не должны оправдываться в том, что хотим донести миру тайну Христа. А именно этого-то нам и не простят в определeнных углах, особенно там, где речь идeт о вероиcповеданиях". 197(4)

________________________________________
*Газета "Базлер Форвертс" от 2.VI.1920 г. Статья "Политика советского правительства в области рели­гии"; подписана: X.N.


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1052. "В важную эпоху, которая наступит после 1930-го года, отдельные люди получат способность как бы из своей природы развить высшие силы, с помощью которых станет видимо эф.тело. У известного числа людей разовьются эфирно-ясновидческие силы.
     Тогда может случиться двоякое. В одном случае — если материализм нашего времени уцелеет — при проявлении подобных сил не поймут, что они ведут к духовным мирам, и их подавят". И если в 1940 г. тогда скажут: смотрите, пророчество не сбылось, — то это ничего не будет доказывать, ибо само неразумное человечество в зародыше задавит то, без чего оно зачахнет и засохнет в своeм развитии. "Второй исход состоит в том, что Антропософии удастся распространить с помощью своего учения понимание восхождения человека в духовный мир, удастся вытащить человека из материалистического миропонимания" Тогда ещe до истечения 1-й половины столетия у многих как бы естественным образом разовьeтся способность пережить событие Дамаска, увидеть Христа в эф.теле. 116(4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1069. "Пожелай люди и дальше жить, руководствуясь своими иссушенными материальными телами, то из этих иссушенных, материализованных тел измыслят такое, что через 15-20 лет приведeт к конфликту, подобному тому, в который Европа впала с 1914 г". Либо новое понимание Христианства, как его даeт Духовная наука, будет принято человечеством, либо разрушительные элементы примут ужасающий масштаб. 196(12)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1078. "Середина этого (XX) столетия совпадает с исходом того времени — середина ХV в., — когда атавистические, отставшие силы пришли в злостнейший упадок. И с середины текущего столетия человечество должно будет испытать порыв обратиться к спиритуальному".
     "Останься ещe лет на 30 обучение таким, каким оно существует теперь в высшей школе, останься ещe лет на 30 тем же самым мышление о социальных преобразованиях — и через 30 лет Европа будет опустошена". Любые идеалы будут напрасны, если не произойдeт преобразование фундамента человеческой души, если "из мышления не будет найдено отношение этого мира к духовному миру. Если в этом направлении не переучатся, не передумают, то на Европу придeт моральный потоп!" 194(11)
     В ближайшие 2500 лет, начиная уже с 1-й половины XX века, всe чаще будут появляться люди, видящие эф.тело. Перед ними, например, будет вставать образ того, что совершится лишь через несколько дней. Нередко их будут считать сумасшедшими и даже лечить. Чтобы подготовиться к выступлению этого качества, и существует Духовная наука. Но если бы случилось так, что еe целиком запретили бы на Земле, антропософов изгнали бы со своих мест и обрекли на голодание, то развитие человечества иссохло бы и запустело. 118(3)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1082. "Развитие идeт так, что мы (люди) становимся не демократичнее, а грубо аристократичнее, когда отдельные люди получают всe большую власть над другими. И если нравственность не облагородится, то это поведeт к грубейшим вещам". 93(10)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1088. "Если души найдут неудобным для себя воспринять импульсы, могущие прийти только из спиритуального знания, то тела будут наполняться демоническими властями. Навстречу этой судьбе идeт человечество. ... Можно будет встретить ариманически-демонических существ. Человек будет иметь лишь видимость человека". "Исходя из "здравого воззрения" найдут вакцину, которой достаточно будет лишь обработать организм как можно ранее, возможно даже сразу после рождения, и человеческое тело никогда не придeт к мысли: существует душа и дух... Материалистической медицине будет передано искоренение души из человечества". 177(5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Приход духовных существ из Вселенной

1096. "С конца 80-х годов XIX в. в земное бытие хотят войти сверхземные существа. ... Мы уже имеем в земном бытии сверхземных существ. И тому обстоятельству, что сверхземные существа принесли вниз весть, принесли еe в земное бытие, мы обязаны возможностью иметь вообще связь с Духовной нау­кой.
     Но в целом как ведeт себя вообще человеческий род? Человеческий род ведeт себя, можно сказать, космически хамским образом по отношению к этим, хотя и медленно, но являющимся из космоса на Зем­лю существам. Они его не заботят, он, этот род человеческий, их игнорирует. И это-то и приведeт Землю во всe более и более трагическое состояние; ибо среди нас в ходе этого столетия будет стран­ствовать всe больше и больше духовных существ, чью сферу мы должны понять. А мы поймeм еe лишь тогда, когда станем искать понимания того, что идeт от них: содержания Духовной науки. Еe хотят они дать нам, и они хотят, чтобы совершались действия в смысле Духовной науки, чтобы Духовная на­ука перелагалась в социальный образ действия в земном бытии.
     Действительно, с последней трети XIX в. мы имеем дело с проникновением духовных существ из Все­ленной, прежде всего тех существ, которые живут в сфере между Луной и Меркурием, но которые, я бы сказал, уже врываются в земное бытие и стараются найти в нeм точку опоры благодаря тому, что люди наполняют себя мыслями о духовных существах Вселенной. Это можно ещe выразить так, как я это уже делал: мы должны, выражаясь абстрактно, наш теневой интеллект оживить образами Духовной науки. А если выражаться конкретно, то следует сказать, что духовные существа хотят низойти в земное бы­тие, и они должны быть восприняты. Последуют потрясение за потрясением, и в конце концов земное бытие впадeт в хаос, если человеческое бытие встанет лишь в оппозицию к нисхождению этих существ, а они, тем не менее, низойдут. Эти существа не хотят ничего иного, как только быть форпостами того, что произойдeт с земным бытием, когда Луна снова соединится с Землeй.
     Видите ли, сегодня людям кажется сравнительно безобидным, когда они могут измышлять лишь те мысли — автоматические, безжизненные мысли, — которые возникают при постижении минерального мира, минерального в растении, минерального в животном, минерального в человеке. С такими мыслями мате­риалисты чувствуют себя хорошо и только их и думают. Но подумайте однажды, что люди будут так мыс­лить и дальше и ничего не образуют, кроме этого, вплоть до того момента, когда в 8-ом тысячелетии лунное бытие снова соединится с земным бытием, что тогда произойдeт? Да, существа, о которых я ска­зал, они мало-помалу нисходят на Землю, существа Вулкана, сверхлюди Вулкана, венерианские сверхлю­ди, меркурианские сверхлюди, солнечные сверхлюди и т.д., они соединяются с земным бытием. Но если люди будут продолжать вставать в оппозицию к ним, то земное бытие в ходе ближайших тысячелетий впа­дeт в хаос. Люди и дальше станут автоматически развивать свой интеллект, что можно делать и в вар­варском состоянии; но полнота личности в такой интеллект не вступит; и люди тогда не найдут отноше­ния к существам, которые хотят склониться к ним в земном бытии. И будет так, что мысли людей, которые бессущностны, поскольку мыслится лишь материальное в минеральном, растительном, животном и даже в человеке, эти мысли людей, не имею­щие никакой действительности, одним ударом эту действительность получат, когда Луна соединится с Землeй. Тогда из Земли произрастет ужасное отродье существ, которые по своему характеру стоят между минеральным и растительным царством и имеют вид автоматоподобных существ со сверхобильным рассудком, с интенсивным рассудком. Этим движением, которое схватит Землю, она будет опутана подобно сети, па­утине с ужасными пауками, пауками с колоссальной мудростью, но которые в своей организации не будут подниматься даже до растительного бытия, ужасными пауками, которые будут запутываться один в дру­гом, которые в своих внешних движениях будут имитировать всe, что люди измыслили теневым интеллек­том, который не позволяет побуждать себя тем, что должно прийти через новые имагинации и вообще через Духовную науку. Всe, что люди думают в таких мыслях, которые ирреальны, обретет существо­вание. Как ныне Земля покрыта слоем воздуха, так некогда она покроется, словно роями саранчи, ужа­сными минерально-растительными пауками, которые очень разумно, но ужасно злонравно станут перепле­таться между собой. И человек, поскольку он не оживит свои теневые интеллектуальные понятия, вместо того, чтобы с последней трети XIX в. соединяться своим существом с существами, которые хотят восхо­дить, он тогда должен будет своим существом соединиться с теми ужасными минерально-растительными пауко-животными. Он сам будет жить вместе с этими пауко-животными, и своe дальнейшее развитие в ми­ровом бытии он должен будет искать в том развитии, которое примут тогда эти паукообразные животные.
     Видите ли, сказанное мной является чем-то таким, что вообще лежит в реальности земного человеческого развития и что большим числом тех людей, которые удерживают человечество от принятия духовнонаучного по­знания, сегодня сознаeтся. Ибо есть люди, которые вообще являются сознательными связными паучьего становления в земном человечестве. Но человек сегодня не должен дать запугать себя описаниями подобного рода". 204(14)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1249. "Можно сказать, и я прошу принять это как можно серьезнее: если духовнонаучный импульс не пронижет мир, то Восток постепенно станет совершенно неспособен развивать собственное хозяйство, развивать хозяйственное мышление. В этом случае Восток смог бы производить лишь то, что связано с непосредственной обработкой почвы, с непосредственной переработкой природных продуктов с помощью инструментов, которые ему давал бы Запад. А все то, с чем хозяйствуют исходя из человеческого разума, — это развивалось бы тогда на Западе. С этой точки зрения произошедшая мировая военная катастрофа есть не что иное, как начало тенденции, я воспользуюсь излюбленным выражением, Восток хозяйственно пронизать Западом, т. е. Восток сделать такой областью, где бы люди работали, а Запад — где бы распоряжались тем, что Восток будет вырабатывать из природы. — Что касается границы между Востоком и Западом, то она пока точно не установлена, здесь имеются разные варианты.
     И пойди нынешняя тенденция дальше, и не будь она пронизана духом, то, несомненно, — это говорится лишь гипотетически — все могло бы сложиться так, что весь Восток стал бы объектом хозяйственной эксплуатации Запада. И такой ход развития рассматривался бы земным человечеством как нечто данное; это рассматривалось бы как нечто совершенно справедливое и само собой разумеющееся. И нет иного пути избежать того, чтобы половина человечества была превращена в илотов, используемых для нужд другой половины, как только пронизание этой тенденции всеобщей, с трудом вырабатываемой духовностью". Но вникать в подобные истины мы сегодня не склонны. Задаются для самооправдания вопросом: а что изменится, если я переживу это пронизание Востока хозяйственной жизнью с Запада? 191(14)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1254. "Для старых привычек мышления может показаться единственно практичным ответить на вопрос: как сделать Китай такой хозяйственной областью, которая свои достижения предложит западным силам; но действительно практичным вопросом в будущем станет: как быть понятым душами, живущими в Азии? Мировое хозяйство может стать лишь внешним телом для души, которая ему должна быть найдена".
     "Япония в определенном отношении является форпостом азиатской жизни. Большей частью она восприняла в эту жизнь европейские формы. Благодаря этому с ней можно заключать союзы, договоры, как это привыкли делать на Западе. Но в отношении конституции народной души все остается связанным со всеобщей азиатской жизнью.
     Азия владеет наследием древней духовной жизни. Это важно для нее в первую очередь. Эта духовная жизнь вспыхнет мощным пламенем, если Западом будут созданы отношения, которые помогут ее удовлетворить. На Западе же полагают, что эти отношения могут быть организованы лишь на хозяйственной основе. Так создается исходная точка для еще более ужасной катастрофы, чем прошедшая европейская (мировая) война. Дела, открыто охватывающие ныне весь мир, не следует вести, не допуская в них духовные импульсы. Народы Азии с полным пониманием станут относиться к Западу, если он сможет принести им идеи, носящие всеобщечеловеческий характер, говорящие о том, что представляет собой человек в мировых взаимосвязях и как должна быть устроена социальная жизнь сообразно этим мировым взаимосвязям". В противном случае Восток будет вести войну против Запада, несмотря на то, что в Вашингтоне рассуждают о том, как было бы хорошо разоружиться. "Порядок в великих мировых вопросах ныне зависит от того, окажутся ли люди в состоянии духовную жизнь в правильном смысле внести в хозяйственную жизнь". Это не удастся сделать, пока в социальном организме духовная жизнь не поставлена на свободную основу. 36 с.21, 38-39


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru