BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





КРИЗИС новой эпохи — см. также ЧЕЛОВЕЧЕСТВО, ЕВРОПА = и Импульс Христа

262. Три волхва с Востока были хранителями сокровищ мудрости трех предыдущих культурных эпох. В символической форме они сложили эти сокровища к ногам Младенца, показав этим, что семя прошедших культур будет сохранено лишь в том случае, если человечество пронижет его силой Христа. Сами же они уже не понимали своего времени. "Они другим путем отошли в свою Землю". Христос пробудил это семя древних культур, так что теперь 3-я послеатлалтическая эпоха, достояние ее мудрости, может оплодотворять 5-ю эпоху, 2-я — 6-ю, 1-я — 7-ю.
     Для осуществления этой деятельности Христова Импульса на Землю посылаются особые люди, несущие в себе мудрость одной из прошедших культур и способные вчленять ее в новую культуру. Один из них был юноша из Наина (Лк, гл. 7); он же является учеником из Саиса. "Юноша из Саиса пожелал, будучи неподготовленным, приблизиться к тайнам духовного мира; он хотел, как другие посвященные, стать "сыном вдовы" Изиды, пребывающей в трауре по потерянному супругу Озирису. И поскольку юноша был неподготовлен и пожелал здесь, на физическом плане сам узреть образ Изиды без покровов и небесные тайны, то он подпал смерти. До времени никто из смертных не смеет поднять покров Изиды. В юноше из Саиса символизировано бессилие мудрости египетской эпохи.
     Затем юноша рождается снова, на этот раз в Наине, и опять он "сын вдовы", и опять умирает в раннем возрасте. Но когда его выносят из городских ворот, к нему приближается Христос Иисус. И "много народу из города" было с его матерью; это, по сути, толпа египетских посвященных. Все они — мертвые, погребающие мертвого. "И когда Господь увидел их, жалость к ним охватила Его". Его охватила жалость к матери, которая стояла там подобно Изиде, которая была сестрой и женой Озириса. "И Он сказал: юноша, говорю тебе, встань! И умерший встал и начал говорить, и Он передал его матери". Она же — низошедшая на Землю бывшая Изида; ее силы могут теперь быть пережиты на Земле. Сын снова подарен матери... Великий пророк, потрясающий религиозный учитель стал из юноши из Наина!... Манес (Мани), основатель манихейства. "Он был (затем) рожден как Парсифаль, сын Герцеллойды..."
     Второе. Заратустра, говоря об Ауро-Маздао, возвещал Христа. Он учил ценить землю и не бежать от злых сил, но преодолевать их и тем — спасать. Поэтому "я" Заратустры жило в Иисусе из Назарета до Крещения на Иордане (в течение 18-ти лет: от 12 до 30). "Покинув три оболочки натанова Иисуса, он вскоре опять воплотился: его "я" связало себя с эф. телом соломонова Иисуса, которое после его смерти было взято матерью натанова Иисуса в духовный мир.
     Поэтому Христос Иисус не мог призвать Заратустру как представителя 2-й послеатлантической культуры". Вместо Заратустры выступил Лазарь — вновь рожденный Хирам Абиф, наизначительнейший из сыновей Каина.
     По поводу смерти Лазаря. "Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним". (Ин; 11; 16)
     При воскрешении Лазаря присутствуют души, принадлежащие ко 2-й культуре; они представлены Фомой — "Близнецом". Слова Фомы означают, что 2-я культура уже готова к тому, чтобы быть пробужденной Христом, ее культурное семя не умерло. Совершается не воскресение, но посвящение Лазаря. "И Христос произносит слова, которые указывают на то, что с этого момента посвященный (Лазарь) начинает действовать: "Развяжите (распеленайте) его, и пусть идет". В отличие от юноши из Наина, это — человек, вполне владеющий своими духовными силами. С креста Христос говорит ему, указывая на Матерь-Софию: "Се Матерь твоя!" При этом следует вспомнить, что Заратустра, как соломоновский мальчик Иисус, действительно был сыном этой матери, и таким образом Лазарь-Иоанн находит отношение к Я Заратустры.
     Лазарь-Иоанн в 5-й культуре подготовляется к действиям в 6-й, где будет достигнуто глубочайшее понимание Импульса Христа. "Среди 12-ти апостолов Лазарь-Иоанн как бы представлен другим человеком. Иоанн, брат Иакова и сын Зеведея, не является апостолом в точном смысле слова. Иаков и Иоанн в некоем смысле — одно; они представляют среди ближайших учеников Христа Иисуса силы души рассудочной (или характера), которая в человеке имеет двойную функцию и в то же время есть единство. Поэтому они названы "сыновьями грома": макрокосмически гром — это то же самое, что микрокосмически мысль в человеке. Но когда Лазарь становится Иоанном, он занимает место одного из сыновей Зеведея и как таковой присутствует на Тайной Вечере, возлежа у груди Иисуса Христа".
     Третье. Когда Христос Иисус странствовал по земле, то от 3-й культуры оставались лишь пришедшие в упадок потомки. Еще менее того можно сказать о 2-й культуре. "Но 1-я, древнеиндийская культурная эпоха, древнейшая и спиритуальнейшая, имела своих потомков не только во время Христа Иисуса, но имеет их и в сегодняшней эпохе, болеющей материализмом. Это эпоха, которая воскреснет последней, и (поэтому) она должна ждать дольше всех". О ее воскресении рассказано в истории о 12-летней дочери Иаира и в истории о женщине, 12 лет страдавшей кровотечением. Эта женщина (а также дочь Иаира) — некогда цветущая культура Индии, которую теперь не могут спасти от упадка, исцелить и воскресить ни врачи, ни йоговские методы, ни философия Веданты.
     "Женщина связана кармически с девочкой, которая вошла в тот возраст, когда развитие эфирного тела завершается. Древнеиндийская культура была временем развития эфирных сил. Что в эфирном теле заложено как зародыш (семя), происходит из древнеиндийской культуры — оно должно быть пробуждено и сохранено для 7-й культуры". Но для этого нужно исцелить женщину. Она приходит к Христу из народа, "снизу" (Лк; 8; 44), и касается Его одежды. Исцеляет ее вера в Дух, пришедший на Землю во плоти. В ней пробуждаются силы жизни, которые были уже готовы умереть. Сами эти силы представлены дочерью Иаира, "начальника школы", ибо Индия была страной браминов и жрецов. Огромная плачущая вокруг девочки толпа — это представители первой культуры, стенающие о том, что прошло. "Матфей упоминает свирельщиков (9; 23), игравших возле умершей; вспомним, что Кришна играл на флейте, и народ следовал за ее звуками. Но Христос от всего этого отказывается. Будет исполнена великая Мистерия, ибо пробуждение 1-й культуры с ее развитием эфирного тела имеет дело с глубочайшими тайнами человеческой природы". Возле девочки остается семь человек; "три душевных силы, три духовных силы и Христос — космическое Я. Так отражается культура семи Риши в этих семи присутствующих. Как Риши могли действовать лишь всемером, так может быть воскрешена девочка, если присутствуют семь сил". Христос велит дать ей есть: индийская культура не нуждалась в питании, она получала свои знания непосредственно из духовного мира. Но то питание кончилось. Теперь она должна питаться тем, что дает окружение. Тайна этого воскресения еще долго останется закрытой.
     Четвертое. В Ев. от Иоанна рассказывается о сыне царедворца, т. е. римлянина (4; 47-54). Это 4-я культура. Сын ни воскресает, ни умирает, ибо культура тогда еще была жива, но была больной и нуждалась в исцелении верой.
     Пятое. Вслед за тем в Ев. от Иоанна идет рассказ о больном в Вифезде. Это 5-я культура. Больны люди этой эпохи, ибо не имеют правильного отношения к духовному миру. Ангел — новое откровение — время от времени сходит в воду, но исцелиться успевают лишь близстоящие. Один ждал этого момента 2х19=38 лет: каждые 19 лет Солнце, Луна и Земля вновь приходят в прежнее отношение друг к другу, т. е. "за это время мысль, чувство и воля человека проходят в своих взаимоотношениях через все оттенки". 19 лет — это своего рода инкарнация. Две инкарнации в среднем имели люди за истекшие со времени Голгофы 2000 лет.
     Христос исцеляет больного, сказав: "Возьми постель свою и иди!" Это значит, что Он укрепляет в человеке силы, способные преодолеть болезнь. Но человек не знает, Кто его исцеляет. Вернее, так это было до настоящего времени. Теперь же исцелившийся возвещает, Кто его исцелил" (Ин; 5; 2-15).
     Шестое. В Ев. от Луки есть притча, указывающая на духовные отношения в 6-й культуре. После слов о добре и зле, о "служащих добру и Мамоне", Христос рассказывает о бедном Лазаре, страдавшем на Земле и после смерти взошедшем к Аврааму, тогда как богатый пошел в бездну. Так разделятся в 6-й культуре добро и зло. Богатый говорит о пяти братьях. "Это те части человечества, которые в 6-й эпохе не примут в себя Христа и потому вынуждены будут подпасть злу".
     Седьмое. 7-я культура особенно не упомянута в Евангелиях. О ней можно судить по отношению между страдавшей кровотечением женщиной и 12-летней дочерью Иаира. "Женщина исцеляется, когда девочка воскресает; одно не может произойти без другого". Так таинственно евангелисты изобразили исторический ход человеческого развития в своих писаниях. 264 (с.227-237)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

536. "В середине XIX в., в 40-е годы, Ягве больше не мог господствовать над противодействующими его влиянию духами, и они достигли большой мощи. И, собственно, впервые в XIX в. выступила необходимость Импульс Христа, который до того только подготовлялся — о чем я не раз говорил, — действительно понимать, т.к. без него человеческая культура не может двигаться дальше".186 (5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

566. Наша современная жизнь во многом определяется теми "лошадиными силами", что ныне приходятся на душу населения. "Это вливается в нас. Из этого мы формируем нечто в фонд следующей земной жизни, если не предпринимаем ничего другого. Но в этом живут новые демоны, ариманические демоны. Мы "хорошо" подготовим себя для следующей земной жизни, завещав себя ариманическим силам! Что является в нас машинами, — это, как нашу научную жизнь, мы подготовляем для ближайшей земной жизни.
     Гром канонады на фронтах, живший в машинах, он вчленился в нас. Так хотим мы бессознательно воскреснуть в следующей земной жизни. Но человек — это не один интеллект, он обладает и ощущениями и чувствами. Им придется примириться с тем, что происходит от техницизма, от машин". Следствием соединения душ в подсознательном с техницизмом является страх. И в следующих поколениях уже у детей будет развиваться страх перед жизнью, выражающийся в нервозности. И нет иного средства борьбы с этой нервозностью, как подготовление себя к Событию Христа в первой половине XX в. "Ариманическое захватывает человека. Люциферическое живет более в чувствах. Ариманическое действует более через человеческий рассудок и осуществляет себя, воплощается в техницизме.
     И во все это, чтобы дать человеку направление, поставлено Событие Христа, которое мы ожидаем в первой половине XX в. Это Событие Христа будет состоять в том, что через объективные переживания люди все более и более узнают: по Земле шествует эфирный Христос, Тот Христос, Который представляет эфирно Силу, Которая однажды в физическом Христе Иисусе странствовала по Земле. И в самопознании себя совместно с Силой Христа заложена возможность правильным образом дать воздействовать на себя с необходимостью надвигающимся ариманическим силам. Несчастье нашего времени состоит в том, что люди поставлены в ариманическую среду, не будучи несомыми Силой Христа".197 (10)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Действие Импульса Христа в будущие эпохи

567. "С плотью соединилось Слово, и откровение Михаэля предшествовало этому. ... В наше сознание необходимо насадить силу видения того ... что из духовных миров через Импульс Христа соединилось с Землей и что должно соединиться с человечеством, чтобы оно вместе с Землей не пришло к концу. Должно быть увидено, как человек не только головой, но и всем телом воспринимает духовное, как он всего себя пронизывает духом. Помочь в этом может только Импульс Христа. Но при этом для интерпретации Импульса Христа на помощь должен прийти Импульс Михаэля. К слову евангелистов должно быть добавлено: и должно прийти время, когда плоть снова станет Словом и научится жить в Царстве Слова".194 (2)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

571. "Кровные связи представляют собой 1/7 того, что должно быть основано в человеческой культуре. Другие 6/7 должны прийти через Импульс Христа: 1/7 — в 5-ю культурную эпоху, другая седьмая — в 6-ю, третья — в 7-ю, а остальные — в последующие эпохи".
     "Через мудрость Ягве открываются одни из семи ворот человеческих взаимосвязей. Вторые ворота откроются, когда осознают, что физическая и эфирная природа человека в ходе жизни становится больной. Тут, естественно, не имеется в виду острое заболевание, но в нашу, 5-ю эпоху "жить" означает постепенно заболевать. Это началось в 4-й эпохе, но особенно развилось — в 5-ю. ...И все воспитание, все культурное влияние должно здесь действовать исцеляюще. В этом заключается, до некоторой степени, первое истинное действие Импульса Христа: исцеление. ...В шестую послеатлантическую эпоху Импульс Христа будет особенно действовать в ясновидении. Тогда начнет развиваться Самодух, с которым человек не сможет жить без ясновидения. В седьмую послеатлантическую эпоху выступят пророческие способности; другие же три члена шестичленной мудрости Христа будут действовать в последующие времена".186 (5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

174. "Древние посвященные "...стояли перед тем фактом, что боги, к которым они стремились, являли в откровениях своe решение уничтожить этот мир. И тем не менее они знали: однажды человеческое познание, дабы человек мог стать свободным, должно будет соединиться именно с этим миром, который боги находят зрелым для заката, желают уничтожить. ... Греки древних времeн, пока искусство исходило из Мистерий, представляли себе: через искусство мы хотим спасти от заката тот мир, который происходит от богов, но который они сами хотят уничтожить". И даже современное возвращение многих интеллигентных людей в лоно католической церкви выражает собой стремление спасти нечто из того, что на Земле подпадает уничтожению по воле богов. Искать же что-либо новое для будущего люди не имеют достаточно внутренних сил.
     "С одной стороны, должно быть положено то, что представляет собой вхождение с духом во внешнее природопознание и возвышение к чистому, свободному мышлению. Это может быть спасено в сфере чисто технического познания. А на другую чашу весов должно быть положено то, что является действительным познанием Христа, действительным познанием Мистерии Голгофы". Поэтому, с одной стороны, была написана "Философия свободы", а с другой — "Мистика в начале духовной жизни нового времени и еe отношение к современному мировоззрению" и "Христианство как мистический факт". Эти вещи взаимосвязаны. 212(5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

444. "В каждой своей части Евангелия говорят: Мужество!" В наше время человек должен иметь стремление с мужеством переживать Мистерию Голгофы. 175(11)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

953. "Первые христиане говорили: конец света близок. Они имели в виду конец той Земли, кото­рая давала человеку познание без того, чтобы он при этом своим сознанием работал в этом познании. И в действительности это глубокая мысль о конце света, ибо человек был ранее сыном Земли, человек отдавался земным силам. Он отдавался им так, что его кровь давала ему его познания. Но это пришло к концу. Царство небесное приблизилось, царство земное пришло к концу. В дальнейшем человек может больше не быть сыном Земли. Он должен сделать себя товарищем Духовного Существа, Которое низошло из духовного мира на Землю, Логоса, Христа".
     Провозвестие древних христиан не было суеверием. Они предсказывали конец света в 4-ом столетии. И по их воззрению тот род жизни, который мы ведeм, является новым Иерусалимом, царством, где человек живeт как дух среди духов. И в отношении злых духов, что осаждают ныне человека, первые христиане сказали бы: прежде эти злые духи пребывали вну­три вещей природы, теперь они освободились и носятся вокруг, человек должен от них защищаться. Более поздние предчувствия конца света, в IX,X,XI столетиях, были уже ложными, они возникли из стре­мления найти Христа на материальном пути, поскольку не смогли искать Логоса в духе. Из того настро­ения возникли крестовые походы.
     В XI в. снова завели речь о конце света. "Но, собственно, нет смысла говорить об этом. В том смысле, что человек мог бы духовно найти в природе, мир кончился, и дело заключается в том, чтобы осознать: человек живeт в духовном мире. Заблуждения, возникающие из незнания того, что люди живут в духовном мире, приносят в мир несчастья, всe более и более кровавые войны, и становится всe яснее и яснее: люди стали словно одержимые. Они одержимы злыми силами, которые ведут их друг против друга, ибо они совсем больше не высказывают того, что заложено в их Я. Они как будто одержимы психозом. Об этом психозе много говорят, но мало его понимают.
     Что первые христиане подразумевали под концом света — это произошло, и новое время уже здесь. Его только нужно распознать, его только нужно провидеть, что человек фактически, когда он познаeт, познаeт как Ангел, а когда он осознаeт себя, осознаeт свою самость, то он еe осознаeт как Архангел. Что духовный мир низошeл уже на Землю, что человек только должен его осознать — это важно".
     "Удивительная духовная судьба человечества состоит в том, что оно живeт в духовном мире и не знает и не хочет знать о том". 204(16)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

954а. "Человечество принадлежит к организму Земли и соучаствует в карме Земли; отдельный человек имеет собственную карму. Это нужно правильно различать. Человечество как таковое переживает сегодня встречу со Стражем Порога и в последние годы начало уже переходить Порог. Это является началом разделения человечества и создает критический момент"... Человечество больше не получает сил свыше, их нужно извлекать из собственного подсознания. "Мистерия Голгофы оказалась бы напрасно произошедшей, если бы люди оказались неспособны применить эти внутренние силы и отказались бы от них. Это повлекло бы за собой полное разрушение земного развития". 266-3, с. 356-357


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

967. "Призыв Иоанна: "Измените ваш душевный строй", — относится и к нашему времени". 116(5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1144. "Определенное число людей должно найти силы противостать со всеми силами личности разбушевавшимся волнам материализма. Ибо с изживающим себя в индустриально-коммерческих импульсах ма­териализмом соединится то, что во все большей и большей мере входит в материализм из других отставших импульсов, из китае-японского, а точнее из японского элемента".
     "Вчера здесь спросили: разве не думают те общества, на Западе, где работают для групповых интересов, о том, что с Востока подтягиваются японцы. Люди, принадлежащие к таким обществам, не рассматривают это как что-то плохое, но как поддержку материализму. Ибо то, что идет из Азии, станет как раз особой формой материализма. Поэтому во всех случаях должно стать ясно, что со всеми силами нужно противостать волнам материализма. Это может каждый человек. ... В двух тезисах можно выразить то, что необходимо для противодействия материализму, который ведь в определенном смысле и правомерен. Мир в 5-й послеатлантической эпохе еще более будет охвачен индустриализмом и коммерцией; но должен существовать противоположный полюс: должны иметься люди, которые из понимания работают с противоположной стороны. Ибо чего хотят эти оккультные братства? Эти оккультные братства работают не из особого британского патриотизма, но они хотят в конце концов всю Землю поставить под господство материализма. И поскольку, согласно законам 5-ой послеатлантической эпохи, определенные элементы британского наро­да, как носители души сознательной, особенно для этого подходят, то они хотят через серую магию при­вести дело к тому, чтобы этот подходящий элемент использовать как покровителя материализма. В этом все дело. Если знают, какие импульсы играют в мировом развитии, то их можно направлять. Никакая дру­гая составная часть народов, никакой другой народ не годится в такой мере для превращения всей Земли в материалистическую сферу. Поэтому этому народу нужно поставить ногу на шею и смести все спиритуальные стремления, которые, естественно, живут в каждом человеке. И поскольку карма такова, что здесь особенно действует душа сознательная, то эти оккультные братства ищут именно элемент британско­го народного характера. Их цель — посылать волны материализма в мир, поставить физический мир под од­но господство, а об откровениях духовного мира говорить так, как говорят об откровениях физического мира.
     Этому должно противостать стремление тех, кто понимает необходимость спиритуализма на Земле. ... в двух тезисах можно выразить их стремление. Первый хорошо вам знаком, но он должен говориться из всего человеческого сердца, из всей души: "Мое царство не от мира сего". ... это должно звучать на­встречу коммерческому материализму".
     "Вторым тезисом является: "Отдавайте кесарю кесарево, а Божье — Богу." 174(20)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1238. "Как человечество, мы должны проходить через эпоху, в которой Я и ас. тело наиболее глубоко погружены в физ. и эф. тела. Сильнейшие искушения проистекают здесь оттого, что мы, как люди, приходим в столь тесную связь с нашим физ. телом". Существуют западный и восточный облики этих искушений. Западный облик тем сильнее, чем дальше идти на запад. Он выражается во внутренней связи с земными силами за счет глубокого погружения в физ. тело. "Искушение слишком сильно приходит в связь с этими силами, выражается во всех жизнеощущениях на Западе. Это ариманическое искушение". Избежать его можно путем правильного рассмотрения исторического развития человечества, в центре которого стоит Мистерия Голгофы, а также путем введения Христа во все западное мышление, включая естественнонаучное.
     "Восток в определенном отношении остается на детской точке зрения, своему Я и ас. телу он не позволяет так погружаться в эф. и физ. тела, как это предопределено современному человечеству. Восток бежит от такого погружения". Так поступают на Востоке и интеллектуалы, например, речи Тагора обладают совсем иным, так сказать, ароматом. Если американец стремится как можно больше пользоваться телом, то индус — как можно меньше. 193(8)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Импульс Христа и социальное оздоровление

1017. "Бог создал человечество как единство, в котором терялось всякое индивидуальное. Затем началось развитие, в процессе которого всe более выступала индивидуализация. Но теперь по всей Земле вновь должно выступить единство. И только тогда правильно поймут Существо Христа, когда, глядя на Него, почувствуют импульс к социальному соединению человечества по всей Земле. И наоборот, можно сказать: к правильным социальным импульсам по всей Земле ведeт только правильно понятое Существо Христа". 210(2)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1018. "Благодаря тому, что некоторым образом параллельно ходу года живо переживают каждый год отображение Мистерии Голгофы, инспирируют себя тем, что может быть социальным знанием, социальным чувством" 175(6)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1023. "Путeм работы над внутренним человеческой души должен быть найден путь к Св.Граалю. Такова задача познания, и это задача социальная. И она широкими кругами современности ненавидится. ... Из национального шовинизма приходят духи, которые хотят путь к Св.Граалю сделать непроходимым. Но обязанностью является сделать всe возможное, чтобы души призвать к активности как в сфере познания, так и в социальной сфере".
     "Повсюду сегодня видно, как из вероисповеданий, из теологии, из того, что всегда было связано с теологией, из солдафонства, из науки — из всего встают сегодня силы, желающие разрушить путь активности". 204(5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     66
. "Поскольку люди становятся все индивидуальнее и индивидуальнее, то должно наступить известное иссыхание религиозной жизни, если эта религиозная жизнь не приспособится к 5-ой культуре, но захочет остаться такой, как это было верно в 4-ой культуре ... когда она носила характер групповой религии". И все, что в религии в 5-ой культуре говорит не к индивидуальности, а к группе (в виде догм), будет пониматься все менее и менее. "Религия догм, отдельных твердых догм, вероисповеданий станет в 5-й послеатлантической культуре поистине убийственной для религиозной жизни. Поэтому в 5-й культуре полезно дать понять людям, что в первые столетия Христианства все это (догмы) особенно подходило людям, теперь же это стало иначе". В свободе, религиозной терпимости, индивидуально должно развиваться религиозное понимание. 168 (4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     71
. "Это прозвучало бы удивительно, если бы кто-то сказал, что без Христианства не было бы ни железных дорог, ни паровых машин и т.д. ... Древнеиндийская культура никогда не произвела бы этих средств культуры. Имеется таинственная связь между Христианством и всем тем, что сегодня составляет так называемую гордость человечества. Благодаря тому, что Христианство дождалось нужного момента времени, стала возможной внешняя культура; благодаря тому, что оно выступило в правильный момент, стало возможным для тех, кто соединяется с Принципом Христа, вновь возвыситься из материи". 103 (10)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru