Главная
Предметный указатель
КРИЗИС новой эпохи — см. также ЧЕЛОВЕЧЕСТВО, ЕВРОПА — его смысл |
254. "Где стоит знак , мы находимся теперь (см.рис.). Мы ещe не совсем христиане, и семитические по своей природе включения присутствуют здесь с самых ранних пор, но они представляют собой не что иное, как разлагающий фермент. Вовсе не случайным является то, что люди, которые благодаря своему острому, ясному, но совершенно материалистическому мышлению оказали в последнее время сильнейшее влияние на массы европейцев — Маркс и Лассаль, — были евреями.
И не случайно также, что умы, которые действовали синтетически, созидательно, а не рассудочно, разрушительно, такие, как Бисмарк, Геккель и т.п., являются малыми мыслителями, неопытны и к тому же тупоумны в отношении всех высоких дел человечества. Они суть эмбрионы становящейся культуры. Геккель несeт в себе нечто такое, что надлежит отделить как своего рода культурный послед. Позитивное в нeм — эмбрионально, а оболочки — от материалистической кормилицы XIX века. Именно в позитивном Геккеля я вижу нечто могущее развиваться. В наше время имеются двоякого рода мыслеформы, восходящие, но еще эмбриональные: у Геккеля в зоологии — Гeте-шиллеровскому (направлению) надлежит эту форму оплодотворить, затем у Фехнера в психологии — эту форму надлежит оплодотворить теософии; второе — это Бисмарк в культурной политике —Толстой может оплодотворить эту форму". Всe остальное является отмирающим, разлагающимся: чисто аналитическое мышление в зоологии, ботанике и медицине; Вундт и его приверженцы в психологии; социал-демократия и либерализм в политике. Вся наша теология, юриспруденция, педагогика наполнены элементами разложения. Дети, благодаря педагогике, отравляются ядом разложения уже в детском саду. И это разложение наилучшим образом свидетельствует о себе тем, что детские сады стали необходимостью, несущей смерть жизни больших городов... дрессировка рассудка совершенно незаметно подступает к тому, что должно быть значительным только в созерцании. И особенно плохо, что наши т.наз. "педагоги" придерживаются как раз того мнения, что дрессировка рассудка должна быть наглядной. Наглядное воспитание — это ужаснейший препарат для рассудка". 262 с.62-63 Перейти к данному разделу энциклопедии
256. "Эти саламандры уже и сегодня — это вообще можно утверждать — пребывают в состоянии примечательного рода, когда определeнные, особенно низкого рода, человеческие натуры — которые при этом в общем-то инкарнируют — часть своей низкой натуры оставляют позади себя. Это особенно плохой элемент —отставшая в эволюции от особенно низких людей их природа, которая пребывает затем как род таких духов природы и пронизывает наше бытие. ... Все такие духовные существа частично родственны человеку, и они вмешиваются в человеческую эволюцию большей частью препятствующим ей образом. Многие плохие явления культуры, которые сегодня выступают как естественные, будут поняты только тогда, когда узнают, с какими мешающими, отсталыми силами они имеют дело. Их действие изживается во многих упадочных явлениях нашей культуры. И чтобы это было увидено теми,
кто распознает знаки времени, и возникло наше Антропософское Общество, ибо только познание действует оздоравливающим образом в мире. Кто стоит в мире без знания, позволяет таким вот вещам действовать на себя и составляет о них подчас всякие фантастические представления. Кто прозревает деятельность таких существ, тот в состоянии оценить значение антропософского познания, этого глубоко духовного и оздоравливающего движения. Оно хочет освободить людей от существ, стремящихся через культуру увести их назад. Наша культура в состоянии деградировать полностью. В ближайшее время люди переживут многочисленные, отталкивающие, ужасающие явления культуры, и те, кто не справятся с ними, сочтут мечтателями и фантастами тех, кто такие явления культуры назовут их истинными именами". Однако же сказано: "Познайте истину, и истина сделает вас свободными!"
"Только истина, полностью и по-настоящему охватывающая действительность, может целиком и полностью сделать человека свободным". 102(10) Перейти к данному разделу энциклопедии
259. "Если хочешь жить с природой, надо в некотором отношении поддаться еe усыплению, еe наркозу. Отсюда возникает невозможность из наблюдения природы постичь еe тайны, потому что, наблюдая природу, человек неизбежно поддаeтся усыплению, некоторому оглушению. По этой причине в его сознание не вступают тайны природы. Желая проникнуть в тайны природы, нужно проснуться в области сверхчувственного. Но, будучи оглушенным, не достигаешь и души сознательной, поэтому совсем инстинктивно новые естественные науки стремятся к постепенному преодолению наблюдения, чтобы всего достичь путeм эксперимента. ... В эксперименте же главным является само его построение, предначертанность порядка наблюдения. ... Мы убиваем природу, чтобы научиться еe познавать в процессе эксперимента". "Результаты экспериментальных достижений человечество нового времени вводит в социальный порядок как технику: вводит мeртвое. ... Повсюду в людское общежитие мы вводим мeртвое, если в эту общую жизнь человечества мы вводим естествоведение. Мeртвое, убивающее само себя!" "Техника появилась как раз ради еe ведущего к смерти характера, потому что только тогда, когда человек поставлен в мeртвую, механистическую культуру, он, противоударом реагируя на неe, в состоянии развить душу сознательную. ... Дельными, сообразительными людьми мы являемся лишь благодаря процессам разрушения в нашем мозгу. Эпоха же души сознательной должна была дать человеку возможность пережить процессы разрушения и в его окружении". 185(3) Перейти к данному разделу энциклопедии
261. "Электрический век для того, кто прозревает мировое развитие духовно, означает в то же время требование искать духовного углубления, действительного духовного углубления". 171(7) Перейти к данному разделу энциклопедии
263. "Освальд Шпенглер видит, как в новой цивилизации люди постепенно делаются рабами машинной жизни. Но он не видит, как в человеческой жизни вообще, поскольку техника, по сути говоря, пуста в отношении духа, именно через реакцию на технику может прийти переживание человеческой свободы". 214(7) Перейти к данному разделу энциклопедии
287. "Как первая Мистерия Голгофы произошла в Палестине, так совершилась она вторично благодаря константинизму. Вследствие искоренения Мистерий Христос как историческое явление был распят и убит вторично. Ибо ужасное разрушение, происходившее в течение столетий, было не только разрушением великих художественных и мистических деяний, но и разрушением важнейших человеческих переживаний. Но только тогда не понимали, что разрушалось вместе с внешним разрушением, ибо было уже утрачено более глубокое понимание этого. Когда были разрушены храм Сераписа, храм Зевса с их великолепными статуями, то люди говорили: ну, если уж такое разрушается, то разрушители правы, ибо, согласно древним преданиям при разрушении храма Сераписа должны низвергнуться Небеса и хаос воцариться на Земле, но этого не случилось, хотя римские христиане сравняли храм с землeй, — так говорили люди. Да, внешние физические звeзды не упали. ... Вместе с храмом Сераписа пала вся необъятная мудрость, которая превышала физический небосвод. Пала древняя мудрость, отзвуки которой слушал Юлиан Отступник в Элевзинских Мистериях, где ещe открывались духовное Солнце и духовная Луна, посылавшие свои импульсы. В хаос превратилось то, что переживали древние в Мистериях Митры и в египетских Мистериях. Там внутренне, с помощью жертвоприношений, переживали тайны Луны и Земли, отражавшиеся в самом человеке, когда он приходил внутренне к переживанию, познанию самого себя. Небеса рушились и Земля стала хаосом в духовном смысле, ибо исчезнувшее в те столетия можно сравнить с утратой в наших условиях органов чувств, когда мы не смогли бы сказать, где земля, а где небо. ... Но мы должны верить в воскресение, если не хотим верить, что исчезнувшее исчезло совершенно. ... для этого же необходимо воспринять сильные, мужественные понятия. ... Ибо люди должны почувствовать, что хотя благодаря мировой космической необходимости столетия прожиты даром, впустую — конечно, только с некоторой точки зрения это является необходимостью, — но всe это для того, чтобы из сильного внутреннего побуждения, свободного побуждения был найден Импульс Христа; люди же должны освободиться от того самодовольства, в котором они погрязли теперь". 175(15) "Через Марка и Ормуса (Ormus), бывших учениками Христа после Его воскресения, были преобразованы мистерии и ритуалы". 265, с. 95 Перейти к данному разделу энциклопедии
328. "Человеку хотелось бы, хотя он этого никогда не признаeт, однако ему больше всего хотелось бы быть ведомым на помочах мировыми силами. Особенно трудно бывает человеку найти себя в тех случаях, когда он в какой-либо инкарнации вынужден жить в такое катастрофическое время, каким, например, является наше. Тогда он охотно задаeт вопрос: почему боги допустили всe это? Но он не хочет спрашивать о жизненных необходимостях. ... Хаос необходим для всеобщего хода развития. И человеку часто бывает настолько же необходимо находиться среди хаоса, как и среди гармонии. ... Мы живeм в эпоху души сознательной. ... Глубочайшие особенности этой эпохи заключаются в том, что человек должен основательнейшим, интенсивнейшим образом познать силы, противящиеся гармонизации общественной жизни человечества. Поэтому в наше время необходимо постепенно расширять сознательное познание враждебных человеку ариманических и люциферических сил. Если бы человек не прошeл через те импульсы развития, в которых действуют ариманические и люциферические силы, то он не смог бы прийти к полному употреблению своего сознания, а также и к выработке своей души сознательной. Но в этом вчленении души сознательной в человеческую природу мы узнаeм в высшей степени антисоциальную потребность". 186(5) Перейти к данному разделу энциклопедии
VI. СОЦИОЛОГИЯ
1. Человек в социальных отношениях современности
Духи Личности и проблема свободы
408. "В этом состоит глубокая задача человека: став в правильное отношение к Архаям, к Духам Личности, сделаться свободным и выработать правильное отношение также и к Духам Формы, которые хотят и ныне действовать как прежде, управляя мышлением, что является уже неправомерным. Мы находим ныне, с одной стороны, то, что жизнь делает трудной, но повсюду мы должны находить выход из мировых трудностей. Мы только этот выход должны находить как свободные люди. Если же у нас совсем нет воли к свободному развитию мыслей, что тогда делать с нами Архаям? В наше время всe дело заключается в том, чтобы человек пожелал стать свободным существом. Большей частью он пока этого не хочет. Он должен сначала найти себя, чтобы этого пожелать. Человеку сегодня ещe тяжело желать себя как свободное существо. Ему больше по душе желать того, что нравится, чтобы были правильные духи, которые бы невидимо, сверхчувственно исполняли его желания. Может быть, тогда бы он почувствовал себя свободным, почувствовал бы своe человеческое достоинство! Достаточно пережить лишь пару инкарнаций, дойти, так, где-то до 2800 или 3000 года, и в последующих инкарнациях — оглядываясь на прошлое — мы уже не сможем простить себя за то, что спутали человеческую свободу с требованием человеческих удобств благодаря снисходительным богам! Ведь именно эти две вещи путает сегодня человек: свободу и снисходительность добрых богов к человеческим удобствам, к удобствам человеческих желаний. Сегодня многие люди хотят, чтобы были добрые боги, которые без особых усилий исполняли бы их желания. Как сказано, нам достаточно дожить до 2800 — 3000 года, уже в следующей инкарнации мы будем это сильно презирать. Но когда уже сегодня мы развиваем правильное моральное настроение, то мы можем обрести определeнную моральную силу, которая действительно хочет свободы — внутренней свободы, прежде всего; внешняя свобода разовьeтся правильным образом тогда, когда воля обретeт внутреннюю свободу. Но для этого необходимо мочь правильным образом наблюдать, где действуют неправомерные духи Формы. Одна из сфер их деятельности — шовинизм, где мысли идут не из личности, а из крови, из инстинктов". 222(5) Перейти к данному разделу энциклопедии
500. "Общение человека с человеком состоит в том, что в нем прежде всего усыпляется способность образовывать представления ради образования социальной потребности, которая может возникнуть между одним и другим человеком. Но вы, естественно, не можете, идя по жизни, в то же время беспрерывно спать. Тенденция образовывать социальные потребности состоит также в том, выражается в том, что вам, собственно, и следует постоянно иметь склонность ко сну. Вещи, которые я описываю, происходят, конечно, бессознательно, но от этого они не становятся менее действительными и в не меньшей степени постоянно пронизывают нашу жизнь. Таким образом, именно при образовании социальной структуры человечества имеет место постоянная склонность ко сну. В противовес этому действует нечто иное. Действует постоянное сопротивление, постоянное возмущение людей этой тенденцией именно тогда, когда они не спят. Так что всякий раз, когда вы стоите перед человеком, вы находитесь в конфликте следующего рода: благодаря тому, что перед вами находится человек, в вас постоянно развивается тенденция ко сну, тенденция переживать к нему отношение во сне; благодаря же тому, что вы противитесь сну, не хотите погружаться в сон, в вас возбуждаются силы оставаться бодрствующим. ... Но тенденция оставаться бодрствующим в этом случае является антисоциальной, поскольку это есть утверждение собственной индивидуальности, собственной личности по отношению к социальной структуре общества. ... Когда мы встречаем какую-либо общественную организацию ... то она обычно является выражением этих маятникообразных отношений между социальными и антисоциальными потребностями. Политэкономы могут размышлять о том, что такое кредит, капитал, рента и т.д. — Все эти вещи, образующие закономерности социальных отношений, являются лишь качаниями маятника между двумя видами потребностей: социальных и антисоциальных. А каково предназначение человека? Его предназначение, его задача, миссия в нашей, 5-ой послеатлантической эпохе состоит в том, чтобы утверждать себя, не позволять себе спать. Самим положением во времени ему предназначено развивать антисоциальные потребности. И задача нашей эпохи не могла бы быть достигнута людьми, если бы именно антисоциальные потребности, благодаря которым человек достигает вершины своей собственной личности, не становились всe могущественнее и могущественнее. Человек ныне и не подозревает, какую ещe силу предстоит набрать антисоциальным потребностям вплоть до третьего тысячелетия. Чтобы человек мог правильно развиваться, должны вырасти антисоциальные потребности. ... в такое время должно прийти то, что только и можно противопоставить антисоциальным потребностям, а именно такая социальная структура, с помощью которой могут быть удержаны в равновесии тенденции этого развития. Внутри должны действовать антисоциальные потребности, чтобы человек мог достичь вершин своего развития; вовне, в общественной жизни, должна действовать такая социальная структура, при которой в жизненных связях люди не теряли бы друг друга. Потому и встаeт социальное требование в наше время ... как необходимый противовес внутренним тенденциям развития человечества". "И если кто-то теперь выступает и говорит, что нужно бороться с антисоциальными потребностями, то это не более, чем обыкновенная бессмыслица, ибо бороться с ними совсем не следует. ... Речь не идeт о том, чтобы найти рецепт, как бороться с антисоциальными потребностями, а о том, как государственное устройство, структуру, организацию того, что лежит вне человеческой индивидуальности, так образовать, так устроить, чтобы оно создало противовес тому, что внутри человека действует как антисоциальная потребность. Потому-то так необходимо, чтобы человек в нашу эпоху всем своим существом вычленился из социальной структуры на благо как ей, так и себе. В прошлые эпохи существовали сословия, классы. Наша эпоха стремится преодолеть сословия, преодолеть классы. Наша эпоха больше не может делить людей на классы; теперь необходимо считаться с человеком во всей совокупности его черт, необходимо включить его в такую социальную структуру, которая социально расчленяла бы только то, что обособленно от человека. ... рабочая сила является товаром и, таким образом, нечто, являющееся внутренним человека, оказывается организованным внешне. Это должно быть устранено. Только то может быть социально расчленено, что не является самим человеком: его позиция, место, на которое он поставлен в жизни". Никто не смеет притязать на проведение социальных реформ, если не знает этих вещей. 186(7) Перейти к данному разделу энциклопедии
502. "В человечестве должна развиться способность видеть сквозь речь: люди должны будут усвоить постижение в речи движения, жеста. И не истечeт ещe этот (5-й) период — хотя в целом это будет ещe развиваться и в 6-ой культуре, — как люди придут к тому, чтобы иначе, чем теперь, внимать речи человека. Речь сможет выразить зависимость человека от третьей Иерархии: от Ангелов, Архангелов и Архаев, — выразить то, благодаря чему человек как бы врастает в сверхчувственно-духовное. Это приведeт к тому, что сквозь речь станут слышать душу человека, что вызовет и иную социальную жизнь. ... И как раз многое из того, чем являются силы зла, должно быть претворено так, чтобы стало возможно вслушаться в речь другого, дабы через речь услышать его душу. Тогда ... человека охватит своеобразное цветоощущение, и из этого цветоощущения речи люди научатся интернациональному взаимопониманию. ... Что в ином случае, когда смотришь на человека, ощущаешь как тепло, станет в некотором роде цветом. ... Третье заключается в том, что люди станут интимно переживать в себе также выражения чувств, конфигурации чувств других людей. Во многом этому может способствовать речь. Но конфигурацию чувств встречаемого человека другой будет переживать не только в речи, но и в себе, в своeм собственном дыхании. ... Один будет вызывать в нас более ускоренное, другой — замедленное дыхание... и так мы будем знать, с какого рода человеком мы имеем дело. ... На развитие этого уйдeт весь 6-ой и часть 7-го послеатлантического периода. В 7-ом периоде будет достигнута частица того, что является четвeртой областью, т.е. следующее: принадлежа волевым образом какой-то общине, люди должны будут — да простят мне такое выражение — друг друга переваривать ... Люди должны будут друг друга переваривать в области воли. Люди должны будут дышать друг другом в области чувств ... красочно ощущать друг друга в области понимания через речь ... познавать друг друга как Я, учась правильно смотреть друг на друга. Все эти силы будут внутренне-душевного характера, т.к. для их полного развития наступят эпохи Юпитера, Венеры и Вулкана. Но намeка на их развитие требует от человека уже земное развитие. И наша современность, в еe знаменательном катастрофическом движении, представляет собой противление человечества всему этому". Должно быть преодолено всякое социальное обособление, но в мир бросается дешeвая формула: люди должны группироваться по нациям! "Необходимо проникнуть взором в подобные факты, если желаешь обрести почву для понимания т.наз. мистерии зла". 185(5) Перейти к данному разделу энциклопедии
736. "Простоватые дарвинисты утверждают, что человеческая мораль есть только развитие тех социальных потребностей, которые имеются и у животных. Но социальные потребности у животных врождeнные, и поскольку они являются социальными потребностями животных, то у человека-то они как раз становятся антисоциальными, и человек лишь тогда пробудится к социальной жизни, когда перерастет в себе то, что как животность развивает в нeм антисоциальное. ... Что в животном является социальным, у человека — антисоциально. Но человек врастает в дух, и в духе он может вновь завоевать социальное. Человек завоeвывает социальное на более высокой ступени, чем та, на которой он стоит в эпоху души сознательной и где он вырастает из животности; через хаос это просвечивается в промежуточном состоянии, в котором теперь пребывает человек". 186(5) Перейти к данному разделу энциклопедии
5. Учение о социальной трeхчленности.
739. "Постепенно мы нашу хозяйственную жизнь скрестили с греческой духовной жизнью и римской правовой жизнью; и теперь встаeт задача всe это разъединить". 193(7) Перейти к данному разделу энциклопедии
740. "Вся социальная структура Европы сложилась благодаря тому, что в Америке открывались новые земли и туда возник отток всего, что высылала из себя Европа. Как с востока были получены религиозные импульсы, так экономические импульсы посылались Европой на запад. В режиме этого потока развилась экономика, а в потоках религиозных импульсов с востока развилась духовная жизнь. ... В конце XIX — начале XX веков наступил кризис. Всe это начало спотыкаться. Это перестало идти той чередой, какой шло четыре столетия. ... Должен быть найден внутренний выход... и это должно случиться благодаря трeхчленности". 191(5) Перейти к данному разделу энциклопедии
744. Люди хотят простоты. "Это, естественно, сложнее, если на вопрос: что такое человек? — приходится отвечать: увидь в середине Представителя Человечества, когда сверху находится Люцифер, снизу — Ариман! Эта троичность и образует единство человека. Человек троичен, и по-другому человека не поймeшь. Это не теория, а нечто очень и очень живое и действительное, что выступает в человеческой природе. Поскольку человек начинает и себя, и мир ощущать трeхчленно, то в подсознании он требует трeхчленного социального организма". "Подобные землетрясениям потрясения нашего времени происходят оттого, что достигнута высшая точка, кульминация в отношении несоответствия внешнего социального организма человеческому внутреннему". 190(1) Перейти к данному разделу энциклопедии
Страж Порога и трeхчленность
745. "В течение нашей 5-ой послеатлантической эпохи, во время развития души сознательной с человечеством происходит нечто значительнейшее, грандиозное. Оно заключается в том, что происходит определeнное разделение между жизнью мыслей, чувств и воли. Итак, пожалуйста, примите это со всей ясностью. Определeнное разделение, обретение самостоятельности жизнью мыслей, чувств и воли происходит у человечества 5-й послеатлантической эпохи. Эти три области душевной жизни становятся самостоятельнее у всего человечества. Человечество будущего будет тем отличаться от человечества прошлого, что в прошлом душа была более централизована в себе, тогда как в будущем душа станет чувствовать себя трeхчленной. Если человек остаeтся при самом себе, то он может проделывать развитие в том смысле, как вы это находите написанным в "Как достигнуть познания высших миров?"; это совершается с отдельным, индивидуальным человеком. Но когда люди вместе — а люди ведь бывают вместе как народ, как государство, в хозяйственном кругообороте и т.д., — когда люди общаются друг с другом, узнают и удовлетворяют свои общие интересы, то развивается... в живом общении людей это расщепление общей душевной жизни на три сферы, поскольку... за кулисами бытия человечество в целом прошло через определeнную фазу развития, которую можно сравнить с прохождением отдельных людей через Порог к сверхчувственному миру". "Мимо серьeзного Стража Порога должно пройти всe человечество в этой 5-й послеатлантической эпохе. То, что ранее было централизованным единством (мысль, чувство, воля), должно расщепиться натрое, и каждый отдельный член должен сам стать централизующим. ... Это должно найти своe отражение в социальном организме, в котором живeт человек. Это не произвольно выбранное Apercu, когда говорится о социальной трeхчленности". 190(9) Перейти к данному разделу энциклопедии
812. "Мы живeм в эпоху, где станем свидетелями заходящей фразы и восходящей духовной жизни. Это станет возможным благодаря тому, что англоязычные народы со всe большей очевидностью обнаружат, как всe, сохраняемое традиционно из прошлого, оказывается фразой, а реальностью под этой фразой выступает хозяйственная жизнь... единственно истинная реальность. ... Но тогда наступит момент особого значения... тогда ощутят ничтожность человека, который просто — как в реальности — пребывает в физической жизни. Особенно это познание должно засветить западным народам. Должен прийти момент, когда в душах займeт место убеждение: во всeм, что мы говорим, утвердиться нельзя. Реальностью под нами является то, что мы вырабатываем, приобретаем для желудка, для пищеварения. Пока не видят фразeрского характера фразы, до тех пор не знают, что хозяйство есть единственная реальность, и до тех пор не придут к необходимому осознанию.
Если же к необходимому осознанию придут, то человеческая природа скажет себе не что иное, как: чтобы быть человеком, необходима кроме физической действительности, одного только хозяйства, еще духовная действительность. Этот момент познания должен наступить. Без него человеческому развитию дальше не пойти, именно по той причине, что мы придeм к новой духовной жизни, мы должны в настоящее время утонуть в элементе фразы. Большая одарeнность, талант для такого познания даны западным народам". 196(17) Перейти к данному разделу энциклопедии
953. "Первые христиане говорили: конец света близок. Они имели в виду конец той Земли, которая давала человеку познание без того, чтобы он при этом своим сознанием работал в этом познании. И в действительности это глубокая мысль о конце света, ибо человек был ранее сыном Земли, человек отдавался земным силам. Он отдавался им так, что его кровь давала ему его познания. Но это пришло к концу. Царство небесное приблизилось, царство земное пришло к концу. В дальнейшем человек может больше не быть сыном Земли. Он должен сделать себя товарищем Духовного Существа, Которое низошло из духовного мира на Землю, Логоса, Христа". Провозвестие древних христиан не было суеверием. Они предсказывали конец света в 4-ом столетии. И по их воззрению тот род жизни, который мы ведeм, является новым Иерусалимом, царством, где человек живeт как дух среди духов. И в отношении злых духов, что осаждают ныне человека, первые христиане сказали бы: прежде эти злые духи пребывали внутри вещей природы, теперь они освободились и носятся вокруг, человек должен от них защищаться. Более поздние предчувствия конца света, в IX,X,XI столетиях, были уже ложными, они возникли из стремления найти Христа на материальном пути, поскольку не смогли искать Логоса в духе. Из того настроения возникли крестовые походы. В XI в. снова завели речь о конце света. "Но, собственно, нет смысла говорить об этом. В том смысле, что человек мог бы духовно найти в природе, мир кончился, и дело заключается в том, чтобы осознать: человек живeт в духовном мире. Заблуждения, возникающие из незнания того, что люди живут в духовном мире, приносят в мир несчастья, всe более и более кровавые войны, и становится всe яснее и яснее: люди стали словно одержимые. Они одержимы злыми силами, которые ведут их друг против друга, ибо они совсем больше не высказывают того, что заложено в их Я. Они как будто одержимы психозом. Об этом психозе много говорят, но мало его понимают. Что первые христиане подразумевали под концом света — это произошло, и новое время уже здесь. Его только нужно распознать, его только нужно провидеть, что человек фактически, когда он познаeт, познаeт как Ангел, а когда он осознаeт себя, осознаeт свою самость, то он еe осознаeт как Архангел. Что духовный мир низошeл уже на Землю, что человек только должен его осознать — это важно". "Удивительная духовная судьба человечества состоит в том, что оно живeт в духовном мире и не знает и не хочет знать о том". 204(16) Перейти к данному разделу энциклопедии
957. "В отношении внешних событий, доступных чувственному наблюдению человека, мы живeм во времена трудных испытаний человечества, трудных испытаний, которые станут ещe труднее. Мы живeм в такое время, когда множество древних форм цивилизации, с которыми ещe ошибочно связаны люди, должны погрузиться в пропасть, когда выступит сильное требование к людям найти новое. Не следует будить какие-либо оптимистические надежды в человеческой душе — я об этом уже не раз говорил, — если хотят говорить о том, что в лоне времени подготовляется, прежде всего, в отношении внешней физической жизни человечества и должно разыграться в ней". 223(10) Перейти к данному разделу энциклопедии
965. "Хаос, в который приходит социальный порядок во всeм цивилизованном мире, который отчасти его уже разрушил, а отчасти грозит разрушить, отчего он приходит? — Он приходит по той причине, что человек забыл о своeм положении в космосе и не хочет о нeм знать". 199(11) Перейти к данному разделу энциклопедии
972. "Если запруживать какой-либо поток, то в конце концов возникнет стремнина. Такая стремнина пришла в современную культуру. Эти ужасные годы — не конец, а начало того, что будет происходить дальше. Что сегодня необходимо — это, исходя из духовных основ, основать новое понимание жизни. Встающие сегодня против такого понимания жизни подобны тем, кто в своe время противился распространению Христианства с юга на север. Идeт волна развития, и она накроет таких людей и пойдeт дальше. Но они могут внести и внесут много нездорового". 196(10) Перейти к данному разделу энциклопедии
978. "Хотя это звучит и парадоксально, но можно сказать: чем страдательнее современность, тем большие плоды она даст в будущем... но она должна найти людей, которые могли бы мыслить большими мыслями". 180(4) Перейти к данному разделу энциклопедии
979. "Всe полное света, а также и мрака в нашу эпоху должно служить разъяснением человеку его самого и его связи с миром. Сознательно стоять в мире и благодаря этому ... быть свободной человеческой индивидуальностью с волей, опирающейся на самовоспитание. ... — Такова задача человечества в эту эпоху". 184(14) Перейти к данному разделу энциклопедии
1053. "Ранее, чем пройдeт середина этого столетия, должен быть увиден Христос. Но прежде все остатки старого должны прийти к нулю, должны сгуститься облака. Из нуля человек должен найти свою полную свободу. И новое созерцание должно родиться из этого нулевого положения. Всю свою силу человек должен найти из ничего". 200(6) Перейти к данному разделу энциклопедии
Борьба материализма со спиритуализмом
1086. "За бесконечно трагическими событиями современности лежит борьба материализма против спиритуализма. Эта борьба должна решаться боем. Различные формы будет принимать она, но решаться она должна боем, ибо люди должны научиться выносить всe, что необходимо вынести, чтобы выработать спиритуальное мировоззрение для шестой послеатлантической эпохи. И можно сказать: многое должно быть выстрадано, ибо из боли и страданий проистекает то, что действительно связывает познание с нашим Я; ибо, с другой стороны, материалистические воззрения в мире... примут бесконечно ужасные формы". 174(20) Перейти к данному разделу энциклопедии
Приход духовных существ из Вселенной
1096. "С конца 80-х годов XIX в. в земное бытие хотят войти сверхземные существа. ... Мы уже имеем в земном бытии сверхземных существ. И тому обстоятельству, что сверхземные существа принесли вниз весть, принесли еe в земное бытие, мы обязаны возможностью иметь вообще связь с Духовной наукой. Но в целом как ведeт себя вообще человеческий род? Человеческий род ведeт себя, можно сказать, космически хамским образом по отношению к этим, хотя и медленно, но являющимся из космоса на Землю существам. Они его не заботят, он, этот род человеческий, их игнорирует. И это-то и приведeт Землю во всe более и более трагическое состояние; ибо среди нас в ходе этого столетия будет странствовать всe больше и больше духовных существ, чью сферу мы должны понять. А мы поймeм еe лишь тогда, когда станем искать понимания того, что идeт от них: содержания Духовной науки. Еe хотят они дать нам, и они хотят, чтобы совершались действия в смысле Духовной науки, чтобы Духовная наука перелагалась в социальный образ действия в земном бытии. Действительно, с последней трети XIX в. мы имеем дело с проникновением духовных существ из Вселенной, прежде всего тех существ, которые живут в сфере между Луной и Меркурием, но которые, я бы сказал, уже врываются в земное бытие и стараются найти в нeм точку опоры благодаря тому, что люди наполняют себя мыслями о духовных существах Вселенной. Это можно ещe выразить так, как я это уже делал: мы должны, выражаясь абстрактно, наш теневой интеллект оживить образами Духовной науки. А если выражаться конкретно, то следует сказать, что духовные существа хотят низойти в земное бытие, и они должны быть восприняты. Последуют потрясение за потрясением, и в конце концов земное бытие впадeт в хаос, если человеческое бытие встанет лишь в оппозицию к нисхождению этих существ, а они, тем не менее, низойдут. Эти существа не хотят ничего иного, как только быть форпостами того, что произойдeт с земным бытием, когда Луна снова соединится с Землeй. Видите ли, сегодня людям кажется сравнительно безобидным, когда они могут измышлять лишь те мысли — автоматические, безжизненные мысли, — которые возникают при постижении минерального мира, минерального в растении, минерального в животном, минерального в человеке. С такими мыслями материалисты чувствуют себя хорошо и только их и думают. Но подумайте однажды, что люди будут так мыслить и дальше и ничего не образуют, кроме этого, вплоть до того момента, когда в 8-ом тысячелетии лунное бытие снова соединится с земным бытием, что тогда произойдeт? Да, существа, о которых я сказал, они мало-помалу нисходят на Землю, существа Вулкана, сверхлюди Вулкана, венерианские сверхлюди, меркурианские сверхлюди, солнечные сверхлюди и т.д., они соединяются с земным бытием. Но если люди будут продолжать вставать в оппозицию к ним, то земное бытие в ходе ближайших тысячелетий впадeт в хаос. Люди и дальше станут автоматически развивать свой интеллект, что можно делать и в варварском состоянии; но полнота личности в такой интеллект не вступит; и люди тогда не найдут отношения к существам, которые хотят склониться к ним в земном бытии. И будет так, что мысли людей, которые бессущностны, поскольку мыслится лишь материальное в минеральном, растительном, животном и даже в человеке, эти мысли людей, не имеющие никакой действительности, одним ударом эту действительность получат, когда Луна соединится с Землeй. Тогда из Земли произрастет ужасное отродье существ, которые по своему характеру стоят между минеральным и растительным царством и имеют вид автоматоподобных существ со сверхобильным рассудком, с интенсивным рассудком. Этим движением, которое схватит Землю, она будет опутана подобно сети, паутине с ужасными пауками, пауками с колоссальной мудростью, но которые в своей организации не будут подниматься даже до растительного бытия, ужасными пауками, которые будут запутываться один в другом, которые в своих внешних движениях будут имитировать всe, что люди измыслили теневым интеллектом, который не позволяет побуждать себя тем, что должно прийти через новые имагинации и вообще через Духовную науку. Всe, что люди думают в таких мыслях, которые ирреальны, обретет существование. Как ныне Земля покрыта слоем воздуха, так некогда она покроется, словно роями саранчи, ужасными минерально-растительными пауками, которые очень разумно, но ужасно злонравно станут переплетаться между собой. И человек, поскольку он не оживит свои теневые интеллектуальные понятия, вместо того, чтобы с последней трети XIX в. соединяться своим существом с существами, которые хотят восходить, он тогда должен будет своим существом соединиться с теми ужасными минерально-растительными пауко-животными. Он сам будет жить вместе с этими пауко-животными, и своe дальнейшее развитие в мировом бытии он должен будет искать в том развитии, которое примут тогда эти паукообразные животные. Видите ли, сказанное мной является чем-то таким, что вообще лежит в реальности земного человеческого развития и что большим числом тех людей, которые удерживают человечество от принятия духовнонаучного познания, сегодня сознаeтся. Ибо есть люди, которые вообще являются сознательными связными паучьего становления в земном человечестве. Но человек сегодня не должен дать запугать себя описаниями подобного рода". 204(14) Перейти к данному разделу энциклопедии
1238. "Как человечество, мы должны проходить через эпоху, в которой Я и ас. тело наиболее глубоко погружены в физ. и эф. тела. Сильнейшие искушения проистекают здесь оттого, что мы, как люди, приходим в столь тесную связь с нашим физ. телом". Существуют западный и восточный облики этих искушений. Западный облик тем сильнее, чем дальше идти на запад. Он выражается во внутренней связи с земными силами за счет глубокого погружения в физ. тело. "Искушение слишком сильно приходит в связь с этими силами, выражается во всех жизнеощущениях на Западе. Это ариманическое искушение". Избежать его можно путем правильного рассмотрения исторического развития человечества, в центре которого стоит Мистерия Голгофы, а также путем введения Христа во все западное мышление, включая естественнонаучное. "Восток в определенном отношении остается на детской точке зрения, своему Я и ас. телу он не позволяет так погружаться в эф. и физ. тела, как это предопределено современному человечеству. Восток бежит от такого погружения". Так поступают на Востоке и интеллектуалы, например, речи Тагора обладают совсем иным, так сказать, ароматом. Если американец стремится как можно больше пользоваться телом, то индус — как можно меньше. 193(8) Перейти к данному разделу энциклопедии
259. С последней трети XIX в. можно наблюдать, как спящие души, Я и астр.тела. окружают Стража Порога. В бодрственном состоянии у них не хватает силы подступить к нему. И в том сонном сознании они требуют, чтобы Страж пропустил их через Порог. Но если бы он это сделал, то души вошли бы в духовный мир с теми понятиями, которые в них насаждает современная школа и с которыми они затем живут всю свою жизнь, и тогда они пережили бы в духовном мире некий паралич, а вернувшись в физический мир, не смогли бы мыслить своим мозгом. "Мир абстрактных идей таков, что человек сегодня может идти с ним повсюду, он может с ним войти в духовный мир, но выйти с ним назад не сможет. И когда видишь эти сцены, которые сегодня во время сна переживает куда большее число душ, чем обычно думают, то говоришь себе: ах, лишь бы удалось эти души уберечь от того, чтобы переживаемое во сне они переживали и после смерти. — Ибо, если состояние, так переживаемое возле Стража Порога продлится, т.е. если человеческая цивилизация еще долго удержит то, что дают теперь в школах, тогда из сна возникнет жизнь. Тогда души людей перейдут после смерти в духовный мир, но не смогут в следующую жизнь внести силу идей. Ибо с современными мыслями можно войти в духовный мир, но нельзя из него выйти. Лишь душевно парализованным можно выйти из него". Тогда жизнь в идеях исчезла бы с Земли, и больное, лишь инстинктивное человеческое племя населило бы Землю. Одни плохие чувства и эмоции без ориентирующей силы идей господствовали бы в человеческом развитии. Люди, ныне населяющие Землю, могли бы в своем следующем воплощении варваризировать Землю. Чтобы этого не произошло, должны иметься люди, нечто знающие о сверхчувственных мирах, о Страже Порога. И для этой цели здесь, в Дорнахе существует Высшая Школа Духовной Науки. Ибо знающему о духовных мирах Страж Порога однажды скажет: "Ты можешь пройти, ибо ты внесешь в духовный мир то, что в течение земной жизни в физ.теле направлял в сверхчувственный мир. Тогда, возвращаясь назад в физически-чувственный мир, у тебя еще останется достаточно сил, чтобы не надломиться от взгляда в сверхчувственные миры". 233 (9)
Перейти к данному разделу энциклопедии
|