BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





КРИЗИС новой эпохи — см. также ЧЕЛОВЕЧЕСТВО, ЕВРОПА — социальный

281. "Если человек остается таким, каким он сегодня рождается, то через всю жизнь он несет пред­рассудки. Он живет односторонне. Человек может сегодня спастись только в том случае, если он тер­пим, если он в состоянии войти во мнение другого человека также и в том случае, когда тот, как он считает, заблуждается".189 (2)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

296. "Постепенно в цивилизованный мир станут приходить люди, проявляющие в юности всяческий духов­но-душевный энтузиазм, душевно-духовное воодушевление; но затем они будут ослабевать и к старости уже будут вести бездушевную вегетативную жизнь. Бездушевным станет человечество, механизированным".192 (11)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

955. "Современный человек является ребенком, внуком, правнуком или пра-правнуком людей, живших в прошлых столетиях и дававших своим ощущениям и чувствам направление под влия­нием восходившего тогда материализма, что отразилось на всем, вплоть до отдельностей. Мы можем иметь лучшие намерения правильным образом встретиться с умершими, ... но вся диспозиция наших чувств и ощущений в их деятельности, я бы сказал, совершающейся через нашу кровь, что протекала в наших предках, оказыва­ется неподходящей для того, чтобы тонкие, интимные манифестации и откровения, исходящие от умерших, действительно ставить перед душой. ... Однако не следует из-за этого терять мужество, нужно посто­янно держаться позитивно. Позитивность же состоит в том, что человек действительно стремится к тому состоянию, которое в один момент жизни, как плод духовно-научного изучения, даст тот душевный покой — ибо все дело в душевном покое, в настроении душевного покоя, — который делает возможным приход к нам этих тонких манифестаций, откровений из мира умерших.
     Но тут необходимо еще одно: сопротивление всему неистинному, о котором мы говорим в наших рассмотрениях. ... Ложь входит в духовную ауру и не позволяет умершим проникнуть через этот плотный туман, черное порождение, исходящее от — тут следует назвать лишь одно — современной публицистики, ложь ко­торая распечатывается, наговаривается и так опутывает всю Землю аурой лжи".174 (21)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

259. "Если хочешь жить с природой, надо в некотором отношении поддаться еe усыплению, еe наркозу. Отсюда возникает невозможность из наблюдения природы постичь еe тайны, потому что, наблюдая природу, человек неизбежно поддаeтся усыплению, некоторому оглушению. По этой причине в его сознание не вступают тайны природы. Желая проникнуть в тайны природы, нужно проснуться в области сверхчувственного. Но, будучи оглушенным, не достигаешь и души сознательной, поэтому совсем инстинктивно новые естественные науки стремятся к постепенному преодолению наблюдения, чтобы всего достичь путeм эксперимента. ... В эксперименте же главным является само его построение, предначертанность порядка наблюдения. ... Мы убиваем природу, чтобы научиться еe познавать в процессе эксперимента".
     "Результаты экспериментальных достижений человечество нового времени вводит в социальный порядок как технику: вводит мeртвое. ... Повсюду в людское общежитие мы вводим мeртвое, если в эту общую жизнь человечества мы вводим естествоведение. Мeртвое, убивающее само себя!"
     "Техника появилась как раз ради еe ведущего к смерти характера, потому что только тогда, когда человек поставлен в мeртвую, механистическую культуру, он, противоударом реагируя на неe, в состоянии развить душу сознательную. ... Дельными, сообразительными людьми мы являемся лишь благодаря процессам разрушения в нашем мозгу. Эпоха же души сознательной должна была дать человеку возможность пережить процессы разрушения и в его окружении". 185(3)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

449а. Древним евреям "...было присуще развитие личного сознания, идущего к я-сознанию. У греков наравне с внешним созерцанием природы развивался мощный внутренний мир, но то был мир, в действительности которого сомневались, ибо это был мир мифологии. ... Но греки не схватывали центр тяжести в человеческом внутреннем, поэтому мифологические фантазии римляне перевели в абстрактное мышление, берущее, собственно, свое начало еще с Аристотеля; в Риме его лишь усилили. Это абстрактное мышление стало потом достаточно сильным, чтобы человека поставить в точку его Я, привести человека к самосознанию и к я-сознанию. И по сей день носим мы это в нас и носим тяжело, в форме нового агностицизма. ... Греки могли думать о богах в грандиозных образах фантазии, но чего греки не могли делать, так это молиться". 343, с. 30-32
     "Мы несем гречество в нас: наследие Востока: основывается на познании, которое голова воспринимает из мира, на расовых различиях крови...
     Мы несем римство в нас: наследие Юга: основывается на высказываниях головного познания, обусловленных эгоизмом". Обуржуазивание, засилье принципа должности, классовые различия.
     Необходим весь человек и познание от духа. Д. 41, с. 2


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

500. "Общение человека с человеком состоит в том, что в нем прежде всего усыпляется способность образовывать представления ради образования социальной потребности, которая может возникнуть между одним и другим человеком.
     Но вы, естественно, не можете, идя по жизни, в то же время беспрерывно спать. Тенденция образовывать социальные потребности состоит также в том, выражается в том, что вам, собственно, и следует постоянно иметь склонность ко сну. Вещи, которые я описываю, происходят, конечно, бессознательно, но от этого они не становятся менее действительными и в не меньшей степени постоянно пронизывают нашу жизнь. Таким образом, именно при образовании социальной структуры человечества имеет место постоянная склонность ко сну.
     В противовес этому действует нечто иное. Действует постоянное сопротивление, постоянное возмущение людей этой тенденцией именно тогда, когда они не спят. Так что всякий раз, когда вы стоите перед человеком, вы находитесь в конфликте следующего рода: благодаря тому, что перед вами находится человек, в вас постоянно развивается тенденция ко сну, тенденция переживать к нему отношение во сне; благодаря же тому, что вы противитесь сну, не хотите погружаться в сон, в вас возбуждаются силы оставаться бодрствующим. ... Но тенденция оставаться бодрствующим в этом случае является антисоциальной, поскольку это есть утверждение собственной индивидуальности, собственной личности по отношению к социальной структуре общества. ... Когда мы встречаем какую-либо общественную организацию ... то она обычно является выражением этих маятникообразных отношений между социальными и антисоциальными потребностями. Политэкономы могут размышлять о том, что такое кредит, капитал, рента и т.д. — Все эти вещи, образующие закономерности социальных отношений, являются лишь качаниями маятника между двумя видами потребностей: социальных и антисоциальных.
     А каково предназначение человека? Его предназначение, его задача, миссия в нашей, 5-ой послеатлантической эпохе состоит в том, чтобы утверждать себя, не позволять себе спать. Самим положением во времени ему предназначено развивать антисоциальные потребности. И задача нашей эпохи не могла бы быть достигнута людьми, если бы именно антисоциальные потребности, благодаря которым человек достигает вершины своей собственной личности, не становились всe могущественнее и могущественнее. Человек ныне и не подозревает, какую ещe силу предстоит набрать антисоциальным потребностям вплоть до третьего тысячелетия. Чтобы человек мог правильно развиваться, должны вырасти антисоциальные потребности. ... в такое время должно прийти то, что только и можно противопоставить антисоциальным потребностям, а именно такая социальная структура, с помощью которой могут быть удержаны в равновесии тенденции этого развития. Внутри должны действовать антисоциальные потребности, чтобы человек мог достичь вершин своего развития; вовне, в общественной жизни, должна действовать такая социальная структура, при которой в жизненных связях люди не теряли бы друг друга. Потому и встаeт социальное требование в наше время ... как необходимый противовес внутренним тенденциям развития человечества".
     "И если кто-то теперь выступает и говорит, что нужно бороться с антисоциальными потребностями, то это не более, чем обыкновенная бессмыслица, ибо бороться с ними совсем не следует. ... Речь не идeт о том, чтобы найти рецепт, как бороться с антисоциальными потребностями, а о том, как государственное устройство, структуру, организацию того, что лежит вне человеческой индивидуальности, так образовать, так устроить, чтобы оно создало противовес тому, что внутри человека действует как антисоциальная потребность. Потому-то так необходимо, чтобы человек в нашу эпоху всем своим существом вычленился из социальной структуры на благо как ей, так и себе.
     В прошлые эпохи существовали сословия, классы. Наша эпоха стремится преодолеть сословия, преодолеть классы. Наша эпоха больше не может делить людей на классы; теперь необходимо считаться с человеком во всей совокупности его черт, необходимо включить его в такую социальную структуру, которая социально расчленяла бы только то, что обособленно от человека. ... рабочая сила является товаром и, таким образом, нечто, являющееся внутренним человека, оказывается организованным внешне. Это должно быть устранено. Только то может быть социально расчленено, что не является самим человеком: его позиция, место, на которое он поставлен в жизни". Никто не смеет притязать на проведение социальных реформ, если не знает этих вещей. 186(7)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

576. "Где находим мы ту риторику (упадочную, опустошенную), которая как римская риторика с кафедры в иезуитизме противостоит ставшей инвалидом культуре? Где находим мы риторику современного естествознания ... грозящую человечеству, поскольку оно воспринимает еe спя...? Мы находим еe в вильсонизме!" 184(15)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

595. "Ещe совсем недавно с понятием "справа стоящая партия" можно было связать разумный смысл. Эта партия имела точно очерченную программу. Ей противостояла программа слева стоящей партии.
     Теперь же следует констатировать, что после 1914 года эти программы больше не имеют никакого значения. Борются ли ныне партии между собой в смысле их программ? Нет. Больше не существует "справа стоящих" и "слева стоящих" партий, но только их тени. Ибо партии без партийных программ есть ничто. ... Кто недавно был марксистом, тот придерживается своего марксизма, поскольку он должен ещe кое-что читать, чтобы мочь высказываться. Разумного смысла из марксизма не извлекают, но находят себя более или менее радикальными, примыкая к другим, которые также были марксистами, образуют с ними группы, которые составляются благодаря личному родству, происходящему из их прежнего марксизма; члены этих групп кроме того надеются, что они придут к господству. ... Демократия, консерватизм, либерализм, социализм — всe это лишь слова, некогда имевшие содержание, но потерявшие его. Жизнь же при таких обстоятельствах теряет направление, варваризируется". 24, с. 172-174


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

659. "Социалистический идеал состоит из четырeх членов: все средства производства должны стать общественной собственностью; производство должно регулироваться потребностью; производственные отношения, характер оплаты должны регулироваться демократически; всякая прибавочная стоимость, т.е. всякая прибыль, должна быть общественным достоянием". К этому стремятся сегодня многие миллионы. И как объяснить людям, что эти т.наз. идеалы абсолютно невозможны? 188(11)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

666. "Тот социализм, который уводит людей прочь от сверхчувственного, творит разрушение социальной структуры... он пользуется старым, чтобы реализовать упадочные мысли". 73, с. 320


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

751. "Произведeнное сферой нервов и чувств является питанием для социального организма. Что у человека является ритмической системой, этому в социальном организме соответствует всe то, что должно быть передано государству. ... Что составляет хозяйственную жизнь, природную основу, всe то, что производится, это в некотором роде голова. Всe здесь наоборот по сравнению с индивидуальным человеком. Так что можно сказать: что человек производит через нервы и чувства, то социальный организм производит через природную основу, и как человек свой обмен веществ получает от природы, так социальный организм своe питание получает из человеческой головы".


     "Материалистический век потерял дух в мировоззрении, а социальный организм потерял, соответственно, материю из хозяйства, из социальной взаимосвязи", потерял род и способ, каким следует производить. Это не игра аналогиями, но взгляд на истинную действительность. 188(8)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1545."Что в социальном может быть заложено как тирания — это особенно можно почувствовать в области образования и воспитания". 294(14)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru