Главная
Предметный указатель
КРИЗИС новой эпохи — см. также ЧЕЛОВЕЧЕСТВО, ЕВРОПА = в XIX веке |
153. "Благодаря французской революции, люциферически-ариманическое начало односторонне и сильно перетянуло чащу весов, перетянуло главным образом люциферической силой. Это явление вызывает обратный удар. ... Во французской революции всe происходит мятежно, всe противоречит ритму людского развития. ... В Наполеоне выдвигается такое тело, которое полностью построено — но теперь уже с уклоном в другую сторону — соответственно ритму человеческой личности: подготовка к власти длится 7 лет, затем идут 14 лет блеска, беспокойства Европы, восхождение, и наконец 7 лет нисхождения. ... Всe протекает строго в ритме семеричности лет!" До середины XIX в. сильно действовал толчок к эмансипации личности. Развитие в Европе идeт "...в сторону освобождения от национального, к общечеловеческому. Но только это явление не может развиваться достаточно самостоятельно из-за постоянного противодействия со стороны тех орденов, которые невероятно сильно, особенно в Англии, отравляют всю внешнюю жизнь, гораздо сильнее, чем это представляет себе внешний мир. Это явление не может развиться. В результате мы имеем выступление таких примечательных личностей, как Ричард Кобден, как Джон Брайт,* которые, с одной стороны, действительно охвачены импульсом эмансипации личности, преодоления силой личности национального элемента по всей Земле, которые заходят так далеко, что уже затрагивают нечто, могущее иметь величайшее политическое значение, если бы оно решилось вступить в новое историческое развитие! — но вступить дифференцированно, в зависимости от различных областей...потому что, естественно, эти люди имели отношение к своей стране; но там они выражали основной принцип либерализма — невмешательство в чужие дела со стороны государства этих островов. Это было нечто значительное, но, едва возникнув, оно было обессилено другим стремлением, исходившим из импульса 3-ей послеатлантической эпохи. Итак, с середины XIX в. мы видим, как на Западе возникает либерализм, то, что называют либеральной настроенностью... Это называют и свободомыслием — как уж кому нравится... а в последней трети XIX в. это всe иссякло и вымерло!" В течение некоторого времени толчок души сознательной породил волну либерального начала (красное). Но то, что ударяет в одну сторону, затем ударяет в другую (синее). "Либерализм возник благодаря тому, что его представители хорошо овладели собой внутренне, хорошо взяли себя в руки, борясь с тенетами чисто земного начала ... они не поддались ничьему захвату; они были просто исполнены идеями общечеловеческого порядка. Но другое также существовало... Уже в середине XIX в. на политическом небосклоне проступила вся безнадeжность либеральных идей, т.к. позднейшие их представители создают впечатление инвалидов политического мышления. Либеральные партии позднейшего времени хромали, ковыляя за уже стушeванным прошлым, т.к. с середины XIX в. набирал силу плод того, что исходило из упомянутых орденов и тайных обществ Запада: усыпление, убаюкивание души сознательной как таковой. В таком случае душевное и духовное больше не деятельны, тогда действует сначала то, что наличествует во внешнем чувственно-физическом мире. И это возникло в новейшее время... в общем облике социализма". 185(2)
_______________________ *Ричард Кобден(1804-1865), глава манчестерского движения(крайнего либерализма в хозяйственной жизни: свободная торговля, конкуренция без вмешательства государства в экономику), предводитель партии, требовавшей уничтожения налогов. Джон Брайт(1811-1899), английский государственный деятель. После 1843 г. глава манчестерского движения. Перейти к данному разделу энциклопедии
249. "Взглянем на середину XIX в., она характерна тем, что являет собой начало выступления социального вопроса. Ведущие круги постепенно оказались в том настроении, которое иначе не назовешь, как паразитизмом хорошей самой по себе духовной жизни. Хорошая духовная жизнь стала паразитом, поскольку другие не могли еe воспринять. Ей было предопределено проникнуть в действительную народную жизнь, но для этого ничего не было сделано". Отдельные люди нашли к ней доступ, но все их разговоры о братстве (также и теософов) и т.д., были филистерством. Их вели в хорошо натопленных комнатах, и никто не думал о том, что уголь в английских шахтах добывают 13-14-летние дети, которые только по воскресеньям видят Солнце: их опускают в шахту до восхода, а поднимают после захода Солнца; что в шахтах мужчины и женщины вместе работают голыми, так как там очень жарко и т.д. Запах разложения несла в себе самой эта культура. 192(1) Перейти к данному разделу энциклопедии
Эпоха Габриэля и действие элементарных существ
336. "Большие массы людей были соединены в различных вероисповеданиях, где им предлагалось нечто такое, что своим содержанием имело происходящее из прошлых времeн, когда мыслям ещe было дано содержание. В иных случаях, культово или как-либо иначе, в тайных обществах, давалось то, что более или менее происходило по традиции из древних времeн. Человек ощущал мысли извне чувственным содержанием наблюдения. Изнутри он их чувствовал со старыми, догматическими, ставшими традиционными импульсами. Так могло происходить с XVI до последней трети XIX столетия, поскольку там действовал во всeм цивилизованном мире, во всей человеческой работе тот духовный принцип, который, если воспользоваться старым именем, можно назвать принципом Архангела Габриэля. ... Сами люди внутренне не обладали содержанием. Они воспринимали только традиционное содержание для своей духовно-душевной жизни. Но это обусловило то, что люди совершенно не могли чувствовать присутствие при этом духовного содержания (напр., Ницше). ... Люди нуждались в духовном содержании, не просто в постигаемом в абстрактных мыслях содержании, но во внутреннем согревании, которое могло бы выступить вместе с духовным содержанием. Эта внутренняя пронизанность теплом является чем-то исключительно важным. У большой массы людей это тепло вызывалось благодаря их участию в культовых и подобных им действиях. В обществе масонов или в других тайных обществах нового времени в души тоже изливалось это тепло. В эпоху Габриэля такое было возможно на том основании, что повсюду на Земле имелись элементарные существа, оставшиеся ещe от Средних веков. Но по мере того, как приближался XIX в., а особенно уже в ХХ в. этим элементарным существам, пребывающим внутри всех явлений природы, делалось всe более невозможным в социальной жизни людей быть в некотором роде паразитами". Когда люди совершали культы в тайных обществах или слушали мессу и ничего из этого не понимали, то понимание заложенной в этом древней мудрости было для них всe же возможно. "Тогда приходили эти элементарные существа, и если люди не думали о мессе, то элементарные существа думали о ней человеческим рассудком, поскольку сами люди в это время рассудком не пользовались". Таким образом, некие элементарные существа там были правомерны. И почему бы им было не воспользоваться хорошо развитым для мышления мозгом, если люди пользоваться им не хотят? "И в тех тайных обществах, которые любили только традиционное и использовали на поверхности только старое, дело обстояло так, что туда приходили элементарные существа и пользовались человеческим мозгом для мышления. И исключительно много мозговой субстанции было употреблено с XVI века элементарными существами". Было большим вопросом для людей: что действует от человека к человеку, если люди должны думать, а они не думают? Люди в XIX в. чувствовали, что повсюду протянуты нити неизвестных сил и пытались это выразить в романах: "Вильгельм Майстер" Гете, "Волшебники Рима" Карла Ф.Гуцкова, "Рыцари духа" Жорж Санд. "Но в последней трети XIX в. эти элементарные существа, мыслившие с помощью человеческого мозга, завоевавшие человеческие души и обусловливавшие социальные взаимосвязи в XIX в., постепенно "натянули" эти нити, т.к. им, наконец, стало этого довольно. Свою всемирноисторическую задачу или, лучше сказать, свою всемирноисторическую потребность они удовлетворили. И тогда пришло нечто другое, помешавшее им продолжать этот род паразитической деятельности. Исключительно хорошо она им удавалась в конце XVIII в. и в XIX в., но мало-помалу стала невозможной. И причиной того были души, сходившие из духовного мира на физический план, всe большее число которых ждало многого от земной жизни. ... Избранные души, обладавшие особенно сильными импульсами ожидания, до того, как они низошли на физический план, были, например, теми, кто, рассматривая затем этот физический план, находил его неудовлетворительным с точки зрения своих ожиданий и писал утопии, в которых всe изображалось так, как это, по их мнению, должно было бы быть. ... И когда элементарные существа пытались воспользоваться мозгом этих полных ожидания людей, то им не удалось это сделать, они ощутили от этого боль. ... Ожидание в людях вело к подсознательным эмоциям, и это чувствовали те духовные существа, когда хотели воспользоваться человеческим мозгом. И потому они этого больше не делали. Тогда постепенно в широчайших кругах цивилизованного человечества всe шире и шире стало распространяться настроение, что человек хотя и обладает мыслями, но мысли в нeм подавлены. Мозг постепенно разрушается, особенно в высших сословиях, благодаря подавленности мыслей; иные, не человеческие существа, владевшие этими мыслями, больше не приходят. И теперь люди хотя и имеют мысли, но не знают, что с ними делать. Особенно значительным представителем такого рода людей является Освальд Шпенглер". 214(7) Перейти к данному разделу энциклопедии
3. Правление Архангела Михаэля
344. "В последней трети XIX в. произошeл решающий поворот для человеческой духовной жизни. Этот решающий поворот изживали в различных фактах, и это в существенном является подосновой всех, я бы сказал, бед, которые в XX в. случаются с человечеством, ибо подосновы всех этих бед лежат в духовном". 225 (1) Перейти к данному разделу энциклопедии
388. Зов Руссо обратиться к природе осуществился в XIX в. в виде царства диких демонов, диких заблуждений, в виде ариманизированного понимания природы. XX-й век не должен быть материалистическим, иначе будет потеряна человечность во всей цивилизации. 37 с.288 Перейти к данному разделу энциклопедии
465. "Как бы удивительно это ни звучало для, так сказать, нормальных людей, тем не менее: в современном хаосе до тех пор не наступит порядок, пока достаточно большое число людей не найдeт удобным для себя признать духовнонаучные истины. Это будет кармой мировой истории". "Из этого хаоса тогда возникнет порядок, когда будет понято, из чего этот хаос возник. Он возник из недуховного постижения действительности ... нельзя безнаказанно игнорировать духовный мир ... называйте это, если угодно, эгоизмом, самолюбием Духов, хотя в духовном мире другая терминология, чем здесь, в чувственно-физическом мире. ... Это закон, железная необходимость: Духи мстят за себя. И среди различных характеристик, которые можно дать современности, правильной также является следующая: месть духов за то, что их так долго игнорируют, — вот источник хаоса в современном человечестве". "Существует таинственная связь между разрушительными силами Вселенной и человеческим сознанием". Если бы в последние 20-30 лет XIX в. люди так стремились к спиритуальному познанию, как они стремились к материалистическому познанию, то "это послужило бы частичным взносом в нейтрализацию разрушительных сил! ... Люди были бы бодрственнее, и первые десятилетия XX в. не принесли бы разрушений, если бы сознания были сильнее". Множество душ проходит врата смерти, не подозревая о существовании духовных понятий и идей. "Чего жаждут они, эти души, жившие здесь в материализме, чего жаждут они? Разрушительных сил в физическом мире жаждут они! Ибо таков частичный взнос. ... они могут жить в этих силах разрушения после того, как им не удалось здесь через спиритуальные импульсы сделать частичный взнос". 177(1) Перейти к данному разделу энциклопедии
475. В сороковых годах "пролетариат ещe не высвободился полностью из своих исторических подоснов и ещe не существовал с полным самосознанием. Лишь в 60-х годах XIX в. пролетариат созрел к тому, чтобы сознательно вступить в историческое развитие; что было до того, ещe не является в современном смысле слова пролетарским сознанием. ... Носителем политической цивилизации того времени был главным образом гражданско-буржуазный, средний, слой. ... Своеобразностью же тех идей, которые тогда, в 40-х годах, могли бы стать политическими, является их интенсивнейшая абстрактность. ... Но это не вредило, т.к. в эпоху души сознательной необходимо пройти через абстрактность. Необходимо было однажды охватить ведущие идеи человечества в этой абстрактности. ... Человечеству было дано время до конца 70-х годов. Взяв 1845 г. и прибавив к нему 33 года, вы получите 1878 г. Это приблизительно тот год, до которого человечеству было дано время, чтобы найтись и разобраться в реальности идей 40-х годов. В историческом развитии человечества нового времени крайне важно принять во внимание эти десятилетия между 40-ми и 70-ми годами. ... В эти годы в человечество начало в абстрактных формах вливаться то, что называют либеральными идеями, и человечеству было дано время до конца 70-х годов, чтобы понять их и включить в действительность. Носительницей этих идей была буржуазия. Но она упустила возможность включить их в действительность. Нечто исключительно трагическое лежит на развитии этого XIX в. Для того, кто в 40-х годах слушал слова того или иного выдающегося человека (они были рассыпаны по всему цивилизованному миру), того или иного цивилизованного представителя буржуазии о том, что во всех областях должно было быть дано человечеству ... в этих 40-х и в начале 50-х годов, то чувствовалось что-то словно от наступающей весны всех народов! Но силой свойств этого среднего слоя была упущена возможность включить это в жизнь. К концу 70-х годов буржуазный класс либеральных идей не постиг. ... проспал. ... И поскольку при появлении в конце 70-х годов Архангела Михаэля как Духа Времени буржуа-гражданство не поняло в политической области импульса либеральных идей, то оказалось, что силы, о которых я уже тоже говорил, в этот промежуток времени вмешивались в дела человечества, они прежде всего разлили над этими идеями мрак. ... Несколько иначе представляли себе люди в 40-х годах становление политической жизни по сравнению с тем, что произошло во всeм цивилизованном мире в конце XIX в.!" "В том промежутке времени — от 40-х до 70-х годов — идеи принимали хотя и абстрактно, но всe же такую форму, которая склонялась к активному признанию проявления личности каждого человека. И если бы осуществилось —допустим это гипотетически — то, что было заложено в тех идеях, тогда увидели бы возникновение того, что хотя и было ещe только началом, но началом той терпимости, активной терпимости в отношении проявлений каждого человека, которой — особенно в отношении идей и ощущений — полностью не хватает нашему времени". 185(4) Перейти к данному разделу энциклопедии
|