BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





КУЛЬТУРНЫЕ эпохи = религия и культура

303. "В храме в Саисе имелась хорошо известная статуя Изиды. Под статуей стояла надпись, которая должна была выражать сущность Изиды: я есмь Все, я есмь прошлое, настоящее и будущее; приподнять мое покрывало не смеет ни один из смертных.
     Такова, в особенности в поздний период, была центральная мысль египетской культуры".180 (10)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

304. "Мудрость, которой владели египтяне, была такой, что она захватывала души морально...". Отсюда возникло и отношение к животным, лишь в поздние времена принявшее гротескный характер.60 (2)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

290. Первая послеатлантическая культура вышла из эфирного ясновидения. Египто-халдейская культура покоилась на инспирации, на инспирированных имагинациях, откуда и взялась халдейская астрология, мудрость Гермеса. Логического мышления тогда не было.117 (7)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

291. В эпоху Халдеи, Вавилона и Египта "...люди учились в самой природе распознавать закономерности. Глядя на звезды, они не просто искали там богов, но исследовали законы звезд; так возникла удивительная наука, которую мы находим у халдеев. Египетский жрец не рассматривал физическое как противоречивое, но духовность, открывавшуюся ему в геометрии, он вчленял в почву, в свою землю. ...внешнее знание звезд было внутренне взаимосвязано с познанием богов, одушевляющих звезды".99 (12)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

295. В египто-халдейской культуре была развита душа ощущающая. Если тело ощущения направлено вовне, то душа ощущающая направлена вовнутрь. Человек стал удаляться от божественно-духовных миров и жить более внутренней жизнью души, ограничиваясь восприятиями чувств. Но тогда душа ощущающая изживалась более живо. Мысль, например, вызывала такое же ощущение, какое в нас теперь вызывает красный цвет, обоняние или вкус. Мысль вставала как инспирация, и результатом этого мы имеем халдейскую астрологию и египетский герметизм. 113 (8)
     Развитие души ощущающей в древнеегипетскую эпоху. "...было более направлено на понимание внеземного чувственного, чем того чувственного, которое было на Земле".343, с. 542


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

327. "Третья послеатлантическая культура... возникла отчасти потому, что в душах отражались, души внутренне могли переживать действия, возникшие благодаря тому, что Солнечный Дух, когда Он делал круг через планеты, пронизал, проодушевил существо, ставшее впоследствии натановским Иисусом. Благодаря этому возникла наука о влиянии планет, которую мы находим в халдейской астрологии и которую люди пока мало понимают. В 3-й культурный период у египетско-халдейских народов развился тот солнечный культ, который известен и внешне, экзотерически. Он возник благодаря тому, что струилось, продолжало действовать в позднейшее время, что было смягчено планетарным влиянием.
     И еще позже, в 4-й послеатлантической культуре в Греции можно было воспринять это отражение духов планет, которые возникли как бы потому, что существо, пронизанное Христом, обошло планеты и на каждой из них стало тем, либо другим: на Юпитере оно стало тем, кого греки позже назвали Зевсом, на Марсе тем, кого они позже назвали Аресом, на Меркурии... Гермесом. В греческих планетных богах отражается то, что Христос Иисус сделал в надземных мирах из планетарных существ, которые были пронизаны люциферическим и ариманическим принципами".
     "Пронизанное Христом ангелоподобное существо должно было изгнать, исторгнуть из человеческой души все, что должно было быть исторгнуто, дабы в ней пришли в порядок, гармонию мышление, чувство и воля. ...Так является нам образ — поставим его живо перед нашей душой, — образ ангелоподобного существа, того существа, которое еще находится в духовном мире, а позже станет натановским мальчиком Иисусом: оно нам тогда является проодушевленным Существом Христа и благодаря этому способным на особое деяние, способное исторгнуть из мышления, чувства и воли то, что свирепствовало в них как дракон и приводило их в хаос. Воспоминание об этом господствует во всех картинах, где Святой Георгий побеждает дракона. ...Фактически, это ангелоподобное существо должно было соединиться с природой дракона, как бы принять форму дракона, чтобы уберечь от него человеческую душу. И для этого оно должно было действовать в нем, дабы дракон был облагорожен, дабы от хаоса он был приведен к определенного рода гармонии. Воспитание, укрощение дракона составляет дальнейшую задачу этого существа. И так произошло, что хотя дракон и был деятелен, но благодаря тому, что в него была внесена другая деятельность, исходившая от ангельского существа, дракон стал носителем многих откровений, проявившихся в земной культуре на протяжении всего послеатлантического развития. ...Кровь дракона Христос Иисус употребил как бы для того, чтобы с ее помощью пронизать человеческую кровь, дабы человек стал носителем божественной мудрости. В греческой мифологии с IX в. до Р.Х. этот значительный факт выступает и экзотерически".149 (3)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

26. "Индусы были пронизаны воззрением, шедшим к физ.телу. Физ.тело они рассматривали как дух... Египтяне пришли к тому, что человек имеет эф.тело... и назвали его духом. ... Оно господствовало во всем их воззрении". Они бальзамировали физ.тело, чтобы человек мог снова его найти и снова жить в нем. Если бы они знали об астр.теле и Я, то знали бы также, что эти члены заново строят физ. тело. Вавилоняне все свое воззрение сводили к звездной мудрости, в них особенно действовало астр.те­ло, невидимое на Земле.
     "Иудеи же не хотели ничего этого, а только невидимого Бога. Кем был этот невидимый Бог? Он есть то, что действует в человеческом Я. ... Иудеи пришли к Я как к духу и назвали его Ягве. ... Раз­личные свои тела люди открыли в процессе своих жизненных отношений; они не упали просто так с неба".353 (1)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  
Ошибка! Фрагмент 200000 не найден.

     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

4. Представим себе печать, на которой написано имя "Иванов". Приложив ее к сургучу, мы получим оттиск. "И вот, приходят кантианец и физиолог и говорят: нет никакого отношения между печатью, сделанной, скажем, из бронзы, и тем, что осталось на сургуче. ...Ничто из бронзы не перешло в сургуч и наоборот. То и другое разной природы... Но получилось нечто иное, что не является ни сургучом, ни бронзой, но в обоих пребывает в одном и том же виде. И это именно "Иванов", то есть то, что не связано ни с бронзой, ни с сургучом, но пребывает в живом... Итак, мы имеем духовно-душевное и телесное. Духовно-душевное отпечатлевается в телесном. А то, что в обоих остается одним и тем же, — это дух. ... И мы не постигаем духовного, когда рассматриваем лишь одно душевное, как не узнаем Иванова, разглядывая, только печать. Мы не постигаем дух, вглядываясь в материальный мир, как не узнаем Иванова, рассматривая сургуч. Дело в том, что наш дух есть посредник, отношение между душевным и телесным".191 (3)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1337. "Третье чувство мы осознаем благодаря тому, что различаем верх и низ. ...С этим чувством связаны полукружные каналы в ухе... Это чувство равновесия". 115 (1)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

2. Древние учения о Богах

Боги египтян и греков

27. Египетская религия есть повторение Лемурийской эпохи, когда образовались типы животных. Отсюда становится ясно, почему в египетском искусстве так часто встречаются темы с животными. В душах египтян оживали воспоминания о Лемурийской эпохе. 105 (7)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     28
. В египто-халдейской культуре соединились два потока народов, шедших из Атлантиды. Халдейский элемент принадлежал к северному потоку, египетский — к южному. Греки сравнивали халдейских богов со своими аполлоническими богами. Когда же они говорили об Озирисе, то искали соответствий в Мистериях Диониса. 113 (8)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     30
. "Греки слышали о египтянах, что они имеют Озириса; и греки, со своей стороны, рассказывали об этом Озирисе, что он есть сын Кроноса и Реи, но рожденный неправильным образом; он так неправильно рожден, что Гелиос, Солнечный Бог, настолько разгневался, что сделал Рею бесплодной. ... что египтяне в определенном смысле считали своим высшим понятием Бога понятие Озириса, греки это связали с неправильным рождением из рода титанов через Кроноса и Рею. ... Египтяне хотели познать вечное в человеческой душе, что проходит сквозь рождения и смерти. Египтяне направляли свой душевный взор, прежде всего, на посмертное. Озирис для египтян ... больше не Бог живых, но Бог умерших, Бог, который восседает на мировом троне и судит, когда человек проходит через врата смерти... и этот Бог, который судит людей после смерти, некогда господствовал над живыми".
     "Важная черта греческого учения о богах состоит в том, что греки почитали своего Зевса, свою Геру, свою Палладу Афину, но им было ясно, что они не сотворены этими богами, — как это "творение" понимается в общем смысле, что люди были здесь намного ранее, чем началось господство этих богов. ... эту черту совершенно невозможно перенести на еврейское учение о богах".
     "Греческие боги не могли осуществлять себя во плоти. Когда Зевс хотел нечто осуществить, тогда он — не так ли? — принимал различные облики: лебедя, золотого дождя и т.п.; так что они не бывали в обычной жизни воплощенными во плоть, эти боги. ... Греки смотрели на людей прошлого ... и представления о сущности Зевса приводили в связь с каким-либо древним правителем или чем-то подобным ему в давно прошедших временах. Так что, пожалуйста, отметьте: я не сказал, что греки имели представление, будто тот, кого они представляли себе как Зевса, был в древности правителем, но я сказал: то, что представляли себе как Зевса, приводилось в связь с древним правителем, жившим когда то в прошлом".
     "Греки именно представляли себе: некогда жил такой-то король, во всем существе которого пребывала не только его индивидуальность, но еще индивидуальность сверхчувственного существа, которое ... вошло в человека. ... Но Зевс не становился обычным человеком, а оставался "олимпийцем". Так обстояло и с другими греческими богами".
     Греки также сознавали, что так бывало в прошлом, но не теперь. Теперь Зевс управляет только сверхчувственно, его можно пережить только в имагинациях, ибо человеческое развитие идет вперед. Несколько ретушируя вещи, можно так выразиться в духе древнего грека: "Мы, люди, проделываем правильное развитие; мы должны проделывать развитие от атавистического ясновидения в интуиции, в инспирации, в имагинации. Теперь мы должны овладеть обычным предметным мышлением. Но боги не могут в это войти, они должны оставаться при своем имагинировании; в противном случае они могли бы стать людьми, могли бы странствовать здесь во плоти. Это им не подходило — в таком роде думали греки, несентиментально относясь к богам — переходить к предметному мышлению, поэтому они не низошли на Землю, а остались при имагинировании. Но благодаря этому они господствуют над нами; ибо они обладают, некоторым образом, большей силой, поскольку имагинативные представления могущественнее, если ими воспользоваться, чем предметные представления".
     "Определенный люциферический характер, сказали бы мы, придали этим греки своим богам". Гея и Уран свое отношение к миру строили на том, что они интуицировали; при этом они и хотели остаться. Против этого обратились инспирирующие боги, желавшие остаться при инспирациях. Против них обратились имагинирующие боги. Так одни боги свергались другими. Внизу живем мы, люди.
     У греков было три типа богов. Те, что носили облик Фавна, олицетворяли южные народы, тип Меркурия — восточные, свой, греческий тип, они изображали в группе богов Зевсова рода. 105 (6)
     Гея — Уран = интуиция
     Рея — Кронос = инспирация
     Гера — Зевс = имагицация". 180 (8)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     170
. "То, что мы называем антропоморфизмом, есть специальное образование эзотерического пантеизма. Он представляет различных богов в человеческом облике. Сюда принадлежит, например, религиозная система греков. Но было бы ошибкой думать, что за отдельными богами для образованных греков не господствовал единый духовный мир. ...Пантеизм — это духовная подоснова вещей; тогда боги имеют облик как люди". Эзотерически пантеизмом были: браманизм, воззрения древних египтян и евреев. "Только через этот антропоморфизм человечество могло быть подготовлено к постижению Богочеловека, к постижению Самого Бога, живущего в человеке. Но это есть Христианство, которое оккультизмом может быть названо теоморфизмом". 102(9)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Гнозис

     249
. "Моисей был сведущ в науке египтян, значит — в своеобразном гнозисе египтян". 292(7)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     20
. "Мистерии Митры построены на одном главном воззрении, что человеческое общество или отдельные человеческие общества ... состоят не только из отдельных частей, называемых людьми, но что в сообщест­ве живет еще групповой Дух, Дух общества, обладающий сверхчувственным бытием... Переживать мысли этого Духа, Духа группы, было целью тех, кто участвовал в Мистериях".
     "Изучение Мистерий Митры приводит к заключению, что они ведут свое начало от 3-го послеатлантического периода ... их расцвет падает именно на этот период. В период своего расцвета они вводили таинственным и опасным путем в глубины тайн природы, пользуясь для этого различными действиями. Нередко в присутствии учеников совершали известные действия, заключавшиеся в расторжении некоторых связей в природе и приводившие тем самым к сознанию общей связи процессов природы. Наблюдая взаимодействие находящихся в организмах воды и огня, присутствующий при жертвоприношении получал импульс, ему открывали особый путь, ведущий к проникающему до самой глубины человека самопознанию и миропознанию. Эти пережива­ния были рассчитаны главным обр. на человеческую слабость. Ибо самопознание трудно, и эти жертвоприно­шения как бы облегчали его. Благодаря им человек доходил до внутреннего самоощущения, самопереживания — и гораздо интенсивнее, чем при помощи мыслей или представлений". 175 (15)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     51
. "Я рассказал вам о тайне мумии и о тайне культа, поскольку и в культе — как вы видели — коре­нится целая Мистерия: в мумии — Мистерии затухающей перед Мистерией Голгофы древности, а в культе — Мистерии, которые, собственно, лишь в будущем раскроются во всем их значении".
     Древнеегипетский посвященный, "учащий жрец Мистерий, старался прежде всего объяснить ученику, как в человеческой голове заложены все тайны мира, заложены особым образом. Он говорил: посмотри на Зем­лю. Какой она является как место обитания человека — она, собственно, представляет собой зеркало, отражение всего космоса". В Земле мы находим все, что содержится в Космосе, только в Земле это сгуще­но. Вот вокруг Земли вращается Луна. Что в пространстве существует в этой сфере как воздушное, эфир­ное, в Земле этому соответствует определенный слой. Под этим слоем лежит слой, соответствующий следу­ющей планетной сфере и т.д. "И так мы получаем всю Землю как отражение Универсума; но только сущест­вующее вовне в эфирно-утонченной форме, в эфирной текучести, в Земле оказывается уплотненным. А когда мы приходим ко внешнему кругу, то он оказывается уплотненным в самом средоточии Земли, в одной точке. ...Если же нужно понять, как Универсум, космос, и его отражение в Земле взаимодействуют, то следует взглянуть на человеческую голову. ... В утробе матери голову формирует весь космос. ... Эта голова содержит бесконечные тайны, но она не открывает их никакому рассмотрению. ... Тайна человечес­кой головы состоит в том, что она бесконечно много делает, но все, что она делает, происходит не в самой голове, а во всем остальном организме".
     Так говорил — правда, другими словами, — египетский посвященный своему ученику. "Когда через человеческий глаз увиден цвет, когда через содержание этого цвета в человеческом мозгу происходят изменения, то, изменения в мозгу являются деяниями внешнего мира. ... Но кое-что мозг делает и сам. Когда мозг получает извне цветовое впечатление и во внутреннем благодаря этому со­вершается нервный процесс, то мозг этим кое-что делает в своем астр.теле и в своем я-существе. Но это не выявляется в мозгу. Это действие происходит в остальном организме. И если действие внешнего мира вызывает изменения в мозгу, то мозг, со своей стороны, действует, напр., на сердце или на какой-нибудь другой орган человеческого тела. Что делает человеческая голова — это вы можете рассмотреть только тогда — так говорил египетский посвященный ученикам, — когда точно познаете все то, что происходит в человеческом физ.теле". И у египтян был свой метод познать это.
     Ученики йоги в др.Индии, делая дыхательный процесс чувственным процессом, познавали человеческое физ.те­ло. "Когда мы вдыхаем, то дыхательный толчок идет через легкие в тело, через позвоночный канал в мозг. В мозгу он соединяется с другими процессами, совершающимися там, отталкивается назад, и именно эту отдачу наблюдал ученик йоги. ... Через свое особое искусство дыхания он наблюдал в действии дыха­ния, что мозг делает в его груди, в нижних частях тела и т.д. В отдаче через позвоночный канал и в распространении этой отдачи по всему телу наблюдал ученик йоги то, что через голову вызывалось в его организме". Египтяне всем этим уже не владели, у них были свои способы. Они подводили учеников к мумии, учили их мумифицировать человеческий организм и таким способом, через внешнее наблюдение, учи­ли их тому, что прежде познавалось внутренним образом. Им при этом помогали лунные существа, находив­шие приют в мумиях.
     Посвященный также говорил о постоянном умирании головы, о том, что каждую ночь остальной организм должен работать против умирания головы. Эти силы остального организма в новом рождении создают новую голову. "Поэтому так заботливо сохраняли мумии, чтобы через формы ор­ганов мумии описанные лунные духи могли рассказывать, каковы тайны этих органов, как они стоят в свя­зи с человеческой головой, как они несут в себе зародышевые силы, чтобы в следующей земной жизни самим стать головой. Такое обучение давали египетские посвященные своим ученикам возле мумий". Гран­диозный перелом произошел при переходе от древнеиндийской и древнеперсидской культур к древнеегипет­ской культуре. "Некая, я бы сказал, грандиозная острота содержалась в учении египетского посвященно­го, когда он говорил: а теперь погрузитесь целиком в то, что вы имеете перед собой в пластике мумии. В пластике мумии вы имеете перед собой то, что в жизни человека на Земле находилось в постоянном про­хождении: внутреннее человеческой головы. Это встает перед вами совсем неопределенно, но зато вы с осо­бой отчетливостью имеете перед собой то, что имеет форму в остальном организме. Ни жизненный процесс, ни процесс ощущения — ничего этого вы не можете изучить в мумии, но вы можете изучить то, чем являет­ся пластическая форма сердца, печени, почек, желудка с т.зр., прежде всего, того, что человеческое те­ло носило в своем внутреннем. А теперь представьте себе: когда вы во время жизни задерживаете дыха­ние в голове и снова излучаете его в организм, то в этом дыхании находится пластическая сила стать мумией.
     Отдача, идущая от головы в тело, хочет сформировать себя в мумию. И только потому, что тело этому противодействует и вызывает выдох, мумия отвергается. Что человек видит образующимся от головы в ос­тальном организме, когда дыхание толкается вперед, этот быстро образующийся как мумия облик, который опять-таки тотчас растворяется при выдохе (см.рис. белое), остается в некоем почти постоянно про­исходящем во время бодрствования сиянии эф.тела (красное). Когда рассматривают эф.тело, то возника­ет чувство: от головы оно постоянно хочет оформиться в мумию и вновь раствориться в некоего рода по­добии человеческому физическому организму (синее). Такова внутренняя подвижная пластика, тенде­нция человеческого эф.тела принимать облик мумии и возвращаться назад, так что оно снова делается по­добным человеческому физическому организму".
     Египетский посвященный указывал ученикам на прошлое. И в этом заключалось своеобразие египетской культуры, встающей перед нами в сфинксах, пирамидах, мумиях.
     Сфинкс указывает на образования, существовавшие в Атлантическую эпоху на Земле. В мумиях созвучала древнеиндийская культура, когда при небольшом усилии каждый человек "воспринимал, я бы сказал, мгновение возникновения эфирной мумии и ее растворение в человеческом физическом организме". Мумия давала египтянам возможность наблюдать то, что ускользало от наблюдения в течение жизни. "Нечто подобное совершается и в мумифицированных ритуалах различных лож. ... Но что бы случилось, если бы кто-то в ложе понял значение тех дей­ствий, что совершаются в ритуале?" В древности, в IV, V столетии до Р.Х., че­ловек видел, что при исполнении механических действий, напр. при строгании дерева, совершался мертвый процесс; в ритуальном же действии притягивались духовные существа из окружающего духовного мира и пронизывали все формы ритуальных действий. В современных ритуалах ничего этого не видят, в них столько же жизни, сколько ее было в египетской мумии. "Как в египетской мумии была мумифицирована форма человеческого тела, так традиционно были сохранены че­ловеческие действия, человеческие отправления. Но если в них сохранено нечто такое, что может быть снова пробуждено, то пробуждение может осуществиться только в том случае, если будет найден путь, на котором сила, исхо­дящая от Мистерии Голгофы, вновь будет внесена во все человеческие действия". 216 (6)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru