Главная
Предметный указатель
ЛАОКООН |
324. "Группа "Лаокоон" изображает собой, как мудрость жрецов древней Трои преодолевается человеческим умом, человеческой мудростью, выраженной с помощью змеи".99 (12) Перейти к данному разделу энциклопедии
1043. "Когда мы (утром) возвращаемся в физ. тело, то оно нам как бы говорит: в течение всей ночи ко мне подступала Земля, желая превратить меня в пыль. Только благодаря тому, что вчера, позавчера весь земной день ты удерживал меня вместе с помощью Я и астр. тела, я все еще остаюсь физ. телом: во мне продолжают действовать консолидирующие силы. — Также строящие силы эф. тела говорят: как раз благодаря тому, что мы усвоили привычку быть подобными себе, мы сохранили человеческую форму. Во время сна, когда ты спал, когда ты был вне эф. тела, силы Мироздания хотели разметать его по всем ветрам. Каждый раз, просыпаясь, мы, по сути говоря, делаем напряжение для того, чтобы наше физ. тело снова правильным образом взять в свое распоряжение — оно же хочет потеряться в течение нашего сна, — и мы это делаем с помощью Я. Обученное Я может ощутить, как каждое утро ему приходится как бы заново овладевать физ. телом. Астр. тело при пробуждении может ощутить, как ему приходится эф. тело делать подобным себе, а оно хочет принять не человеческую форму. Астральное тело должно снова вгонять его в человеческую форму. Можно сказать так: тело во время сна теряет склонность к тому, чтобы им овладевало Я, эф. тело теряет склонность к тому, чтобы иметь человеческий облик. Оно хочет развеяться". Если Я и астр. тело внезапно покидают физ. и эф. тела, то последние не могут распасться сразу, т.к. в них еще сохраняется тенденция к консолидации, заложенная в них Я и астр. телом. Поэтому человек мог бы даже превратиться в статую. Это изображено в мифе о Ниобе, у которой было семь здоровых сыновей и семь дочерей. Ей позавидовала Латона, мать Аполлона и Артемиды, у которой, хотя она и была Богиней, было только двое детей. Ниоба отказалась приносить жертвы, жила целиком в физ. теле, и ей пришлось пережить смерть своих 14 детей от стрел Аполлона и Артемиды. В страданиях ее Я и астр. тело соединились с тем, что произошло вокруг нее, а она сама превратилась в статую. "Если бы Ниоба смогла проспать хоть одну ночь после испытанного горя, то она не стала бы статуей, поскольку физ. тело тогда восприняло бы в себя силы стать подобным Земле, т.е. силы распасться". В древности человек постоянно испытывал страх перед тем, что утром его Я не удастся овладеть правильным образом физ. телом. Грек, например, хорошо сознавал: "эф. тело каждую ночь испытывает склонность разлететься на четыре различных облика: на нечто ангелоподобное, львоподобное, орлоподобное и тельцеподобное. Человек должен был каждое утро из астр. тела стараться эти четыре члена эф. тела, если можно так выразиться, синтезировать таким образом, чтобы снова возник правильный человек. Но греки охотно жили в физ. и эф. телах. Я часто приводил вам звучавшее в Греции изречение: лучше быть нищим на Земле, чем царем в царстве теней, в нижнем мире. — Грек любил это физическое бытие. Он хотел быть укрепленным в овладении своим физ. телом, в уподоблении эф. тела человеку. И, видите ли, из этой тенденции возникла трагедия. Из аристотелевского определения трагедии, драмы видно, что греки представляли ее себе совершенно иначе, чем современные люди. ... Трагедия была средством правильно овладеть физ. телом, сформировать свое эф. тело. И трагедия строилась так, что человек, глядя ее, переживал страх и сострадание... Он должен был переживать страх, поскольку благодаря ему возрастала его сила правильным образом каждое утро овладевать физ. телом. Через переживание сострадания укреплялось астр. тело для правильного формирования эф. тела". "Вы поймете Лаокоона, если будете знать, что здесь перед вами нечто, подобное Ниобе, что здесь извне разрушаются физ. и эф. тела. Целое борется с Я и астр. телом, которые вытесняются, выдавливаются. Во всем: в форме губ, в форме лица, в положении рук, в форме пальцев Лаокоона — перед вами ситуация, описанная выше".211 (5) Перейти к данному разделу энциклопедии
|