BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





ЛЕГКИЕ

16. На др. Луне и при повторении ее состояния на Земле человек имел пузырь для плавания, который затем превратился в легкие. Этот процесс описан в Библии в словах: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою». 99(11)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

56. "Мы имеем в голове туловище: это все то, что принадлежит к носу. И мы имеем в голове часть, от­носящуюся к конечностям. ... это все то, что окружает губы. ... Груд­ная часть головы также имеется, только она чахлая. Она настолько чахлая, что во всем некоторым образом относящемся к носу распознается лишь неотчетливо, как это связано с лёгкообразным ... Легкие по­строены художественно. Они пронизаны духовным, по меньшей мере душевным, тогда как нос, уж если дей­ствительно понимать это правильно, представляет собой на человеческом лице большое бесстыдство, яв­ленное снаружи. Легкие же, несмотря на то, что они более душевны, чем нос, целомудренно скрывают свое бытие".293 (14)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

56a. "Правая часть мозга связана с высокомерием и гордостью; выдающаяся вперед челюсть указывает на скупость. Легкие, быстрое дыхание связаны с завистью, печень — с гневом". Правая половина человека старше левой.266-3, с.342


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

57. Легкие возникли у человека на др. Луне, когда образовалось астр.тело. Отсюда проистекает связь их ритмов — неделя. (Воспаление легких приводит к лихорадке на седьмой день).107 (13)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

66. Легкие связаны с земным элементом, печень — с водным (из нее выжимаются галлюцинации), система почек — с воздушным элементом, сердце — с тепловым элементом.205 (2.VII)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

303б. "Человек является действующим сверху вниз негативным (обратным) растительным процессом. Он упраздняет возникновение растения (в себе); он подчинен процессу, который идентичен разрушению жизни растения. Из жизненных процессов циркуляции в человеке могло бы быть построено растительное царство. Но он его разрушает. Движения души есть результат разрушенной жизни растений. Легкие растворяют бывшие растения.
     Сердце — в нем бытие растения встречается со своим растворением. Органы пищеварения — в них содержится воля к возникновению растения".Д.16, с.28


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Планеты, оболочки и сознание

513а.
"Марс приносит астральное к телесной субстанции.
Юпитер приносит Я к телесной субстанции (через почки).
Сатурн приносит Самодух к телесной субстанции (через секс, пол — Sexus).
Сердце извне — астральное, изнутри — эфирное.
В почках извне (действует) Я, изнутри — астральное.
В половом извне (действует) Самодух, изнутри — Я.
Марс. Изнутри — физическое, извне — эфирное: легкие.
Юпитер. Изнутри — эфирное, извне — астральное: нерв.
Сатурн. Изнутри — астральное, извне — Я: органы чувств".Д.20, с.15


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

540."Высшие существа постоянно живут на небесных телах; подчиненные существа посылаются от одно­го небесного тела к другому, вызывая в Мироздании различные течения. Эти последние часто представля­ют собой не что иное, как некоего рода пути, по которым определенные элементарные или высшие сущест­ва движутся от одного мирового тела к другому. Поэтому ясновидческому сознанию сначала предстает, как, скажем, мировые магнитные или электрические потоки идут от одного небесного тела к друго­му, а затем, при более точном рассмотрении, все превращается в сонм духовных существ, движущихся от одного небесного тела к другому".
     Если взять Солнце, то оно предстает разделенным крестообразно на четыре части, или пространства (рис.), и из 1-Й части исходит такой поток духовных существ, пронизывает Землю солнечной жизнью и возвращается на Солнце в 3-ю часть.

     Другой поток существ пронизывает Луну. Но имеются существа, которые не странствуют к Луне, но в то время, как другие существа идут к Луне, они снова возвращаются на Солнце. В этой картине мы имеем праобраз человека как микрокосма: сердце — как микрокосмос Солнца, легкие — микрокосм Земли, мозг — микрокосм Луны. Космические потоки отражаются в че­ловеке как его система кровообращения с артериальной и ве­нозной кровью, проходящая по большому и малому кругу (рис.). Только в человеке космический ритм нарушается вмешательст­вом Люцифера и Аримана. Благодаря им это и приходит к выра­жению в вещественном бытии.286 с.56-58


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

557г. "Легкие есть не что иное, как эволюция того, что в воздухе инвольвирует. Легкие, таким образом, есть эволюция жизни". Человек творит форму, и в нее может быть втянута жизнь. Человек развивает легочный процесс и легочное животное: мир птиц. Он ассимилирует прах — материю и параллельно идет становление воздуха. Совершается двоякое: ассимиляция земного праха и всасывание принципа жизни вместе с воздухом. Человек делается изнутри душевно живым. "Мир птиц остается как вечный символ живой души человека. Поэтому феникс сгорает и вновь возрождается из пепла. ... Макрокосмически жизнь и воздух находятся в таком же отношении, как микрокосмическая человеческая жизнь и легкие".Д.67/68, с.31


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Процесс пищеварения

558. Жизнь к средствам питания в нас "...приходит на пути, идущем от кишечной организации через сосуды к сердцу. Так что мы можем сказать: когда средства питания достигают крови, а кровь проходит через сердце, тогда нашим эф. телом воспринимается то, что как мертвое средство питания проникло в нас. И вы можете себе представить: когда пища с губ достигает кишечника, то постепенно теряются последние следы внешнего мира ... но затем все вновь оживает на пути к сердцу. Это новое оживление означает, что средства питания восприняты нашим собственным эф. телом. Но вы бы слишком мало обладали характером земного, если бы просто происходило лишь то, что я вам сейчас описал. Мы могли бы стать существами, которые имели бы рот, аппарат пищеварения и сердце, а затем мы бы нача­ли превращаться в ангелов, поскольку наше эф.тело восприняло бы все как средства питания и полнос­тью растворило бы их. Мы бы не были земными существами. Мы бы тогда были порхающими устами и глоткой; к ним ещё добавлялись бы желудок, кишечник и сердце; ну, а потом, не правда ли? наше эф.тело все это восприняло бы в себя*. Мы бы не смогли быть земными существами. А поскольку мы ими являемся, то это обусловливается тем, что в воздухе содержится кислород. В то, что в средствах питания пронизано эф.телом, воспринимается кислород, и благодаря этому для нас на Земле между рождением и смертью сохраняется возможность быть земными телесными существами. Итак, кислород делает земно-живым то, что улетучилось бы в нашем эф.теле. Кислород — это материя, которая ввергает в земное то, что иначе могло бы образоваться лишь эфирно, и тут мы подходим к связи сердца с легкими. Серд­це не сделало бы нас земными людьми, но повело бы нас так далеко, что мы, соединив с сердцем свое эф. тело, в таком виде парили бы как ангелы над Землей.
     И вот приходит необходимость то, что воспринимает наше эф.тело, что пропитано кислородом, соеди­нить с астр.телом, чтобы мы могли стать земными людьми. Воспринятое эф. телом не может быть воспри­нято астр.телом, должна быть развита деятельность, которая все то, что выработалось до сердечно­-легочной деятельности, воспринимает всем организмом, но так, что астр.тело будет при этом нечто де­лать. Эта деятельность совершается посредством системы почек, которые выделяют лишь ненужные суб­станции, принятые (в организм), а остальное в организме направляет по путям, которые современная физиология совсем не описывает, но которые существуют.
     И вот вся, если можно так выразиться, кашица, которая теперь остается живой — она только в кишечнике была мертвой, а затем ожила и пропиталась кислородом, — через деятельность системы почек, простирающейся через весь организм и излучающейся повсюду, способствует тому, что астр.тело может соучаствовать в дальнейшем формировании того, что вызывается в нас через средства питания.
     Этот астральный организм, поскольку он получает толчки от системы нервов, находится, в свою оче­редь, в связи с системой головы и чувств, которая образует над ним некоего рода крышу. Система голо­вы и нервов действует постоянно так, что протекающее сквозь сердце формируется в отдельные органы. ... Все они не могут быть твердыми. Формирование органов идет из почек, а почкам на помощь приходит то, что исходит из головы.
     Органы должны образовываться не только в детстве, но постоянно; ибо наши органы постоянно разрушаются. В течение 7-8 лет такой орган, как, например, желудок, мог бы полностью исчезнуть. ... Здесь должны постоянно присутствовать формообразующие силы, которые обновляют органы . В детстве эта работа должна совершаться в большей мере, но и позже должны присутствовать формирующие силы. ... Например, легочные крылья образованы так — если их рассматривать со стороны, — что, будучи предоставлены лишь первым силам, они были бы спереди об­разованы вполне миловидно, а сзади они бы совсем расплывались. К ним должна подступить сила из голо­вы; так что передние поверхности вырабатываются головой. ... Тем, что идет из головы, поверхности должны формироваться снаружи. Почки же посылают в организм некий род излучения..." изнутри, дей­ствуя наподобие скульптора, когда он, делая из куска гипса сферу, работает одной рукой внутри сферы. Так действуют астральные силы. В этом процессе происходит также сильное изменение азота. В излучении почек, в действенных силах астрального тела азот совершенно изменяется. Не измененный же азот выхо­дит с мочой.
     "Мы, опять-таки, могли бы стать ангелами, если бы в нас не действовал азот, который, излучаясь от системы почек, из астр.тела, удерживает нас в земном. Однако целое, в создании которого принимает участие также и Я, было бы иным, если бы не было еще системы печени. Система печени гонит всё в Я. Вы видите, это является продолжением деятельности сердца, ибо вплоть до желудка идет деятель­ность сердца.
     Всасывание через лимфатические сосуды есть нечто такое, что принадлежит сердцу. Сердце, как правило, является тем органом, который вместе с легкими внешнюю субстанцию вводит в наше эф.тело. А оттуда далее наши почки вводят ее в астр.тело. Печень с желчным пузырем вводят всё это в наше Я. Система печени и желчного пузыря имеется у высших животных; у низших ее нет, нет и желчи ... Благодаря тому, что имеется печень, а от нее отделен желчный пузырь, и питательная кашица уже в кишечнике смешивается, пронизывается печеночной секрецией, она может быть вог­нана в я-организацию. Так участвует наша я-организация через печень, которая физически в существенном представлена водородом, во всем построении человеческой организации. Человек не должен получать живого извне, не должен получать астрального; всё, что он получает извне, он должен сначала в своем собственном организме переработать так, чтобы оно могло быть воспринято в его собственное астраль­ное, в его собственное эфирное и в его я-систему". Так созвучно все в человеческом организме. И ес­ли астр.тело не в порядке, то возникают застои в почках; деградирующее сердце является точным отображением того, что происходит в эфирном сердце. Если эф.тело работает слишком сильно, а астральное — нормально, то в почках может возникнуть застой. В противоположном случае почки недостаточно принимаются во внимание, они выключаются, возникает сморщивание, уменьшение почек, что далее в обратном действии, выражается в вырождении сердца. (Соотношение ритмов эф. и астр.тел 1:4, что выражается в отношении ритма дыхания к пульсу).
     Если астр.тело неправильно пронизывает какой-либо орган, то исходящее от почек (от головы идет закругление, от почек — излучение) так возбуждается, что все работающее от сердца навстречу почкам оказывается слишком сильным возбуждением для них. В этом перевозбуждении — основа всех воспале­ний, всего нарывообразного в человеческом организме. Тогда необходимо ограничить деятельность почек, необходимо унять возникающее, как следствие этого, внутреннее излучение телесного тепла с помощью тех цветков растений, которые вызывают внутреннее охлаждение. Может оказаться слишком сильной плас­тическая деятельность головы, противодействующая деятельности почек; тогда возникают опухоли, в ко­торых, я бы сказал, слишком сильна кристаллизующая, закругляющая деятельность. Тогда нужно дополни­тельное тепло, но идущее извне (компресс). Однако необходимо иметь в виду, что у лечебных средств большая специализация, и что, например, помогает против рака желудка, не годится против рака груди.
     "С селезенкой связана вся деятельность, выходящая за человеческое Я, достигающая Самодуха (это выразил гений речи даже в самом слове в немецком и английском языках). Селезенка — это орган Самодуха. Здесь все уходит в дух, только человек должен быть способен это вынести. Многие люди не выносят духа, и деятельность селезенки не побуждает их к деятельности в духе, в спиритуальном, и они становятся "speeling" (от англ. "сплин", что также означает "селезенка". — Сост.) ... "Сплин" является не чем иным, как духом, который вместо того, чтобы идти в голову, проскальзывает в кишеч­ник". (В институте д-ра Колиско сделаны исследования деятельности селезенки, которые, будучи прове­денными в другом исследовательском институте, были бы объявлены эпохальными. Но когда что-то возникает в нашем кругу, то в мир оно проникнуть не может.)
     "В период от IV до ХIV столетия деятельность почек была важнейшей; но после того времени для всей человеческой природы важнейшей стала деятельность печени". Не входя в тонкие структуры человека, не­льзя изучить истории. Божественные творческие силы преобразуют человека также и тем, "...что, натянув однажды струны почечней деятельности, а затем отпустив их и натянув струны печеночной деятельнос­ти, они получают совсем иную музыку цивилизации".218 (4)


*   -  "Мы стали бы эфирным телом, и в эфирном теле улетучились бы питательные вещества".


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

620 б. "Легкие подобны зеркалу земных отношений; среди первичных горных пород они здоровеют, на известняках они испытаваются (на выносливость), на осадочных породах получают склонность к заболеванию — они тогда не могут воспрепятствовать чрезмерному кровеобразованию".
     "Одышка, удушье проистекает от мочевого пузыря, жажда — от печени, голод — от легких".Д.35, с. 13, 19


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     9
. Озирис, как свет Солнца, светил людям на Земле. После выделения Солнца он, как и Ягве, остался на Земле, а потом ушел от нее с выделением Луны и стал оттуда отражать солнечный свет на Землю. "Озирис управлял ранее Землей, но потом выступил Тифон, Ветер. Это произошло в то время, когда вода-пар осел и выступил воздух, благодаря чему человек начал дышать воздухом. Сознание Озириса победил Тифон, он убил Озириса, положил его в ящик и бросил в море". Ящик — это Луна, которая выделилась в море мирового пространства; и теперь Озирис находится в мировом пространстве. Затем он выступил в этом пространстве в четырнадцати обликах, в четырнадцати фазах восходящей Луны. Миф рассказывает, что он был разделен на четырнадцать частей и погребен в четырнадцати могилах. Весь Озирис есть полная Луна. С выделением Луны ее четырнадцать фаз создали побуждение к тому, чтобы у спинного мозга развились четырнадцать ветвей нервов. Таково следствие действия Озириса в четырнадцати фазах от новолуния до полнолуния. Озирис действует в четырнадцати восходящих фазах Луны. В четырнадцати других — от полнолуния до новолуния — действует Изида. Под ее воздействием образуются другие четырнадцать нервных ветвей, отходящих от спинного мозга. "Под действием фаз Луны, Озириса и Изиды, произошло разделение людей на два пола, хотя в каждом они действуют оба: у мужчин — женское эф.тело, а у женщин — мужское. Внутреннее действие Изиды в человеке — это легкие. Легкие есть регулятор влияния Тифона. Женское в мужчине — это легкие, в женском мужское — гортань. Так что в каждом человеке есть мужское и женское начало. Озирис и Изида рождают дитя — Горуса, человеческое сердце, которое заботливо окружено матерью Изидой — легкими. Тифон убил Озириса, когда Солнце стояло в Скорпионе". "Озирис и Изида в двадцати восьми обликах формировали человеческое тело через образование нервов, связь мозга с позвоночником и т.д. У греков Озириса звали Аполлоном. Озирис двадцатью восемью руками работает над головным и спинным мозгом. У Аполлона — это лира со струнами. Сама лира — мозг, голова, струны — нервы. Это мировая лира, и Аполлон играет на ней (Элевзинские Мистерии)".
     "Время, когда человек был един и рождался девственно, выражено в Египте следующим образом: Изида кормит Горуса, а за ней стоит вторая Изида с крыльями коршуна и протягивает Горусу крест с ручкой . Эти две Изиды указывают на время, когда преобладал астральный элемент. Преобладание эфирного элемента изображалось в виде Изиды со львиной головой". 106(6, 7, 8)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru