Главная
Предметный указатель
ЛЕКАРСТВЕННЫЕ средства — растительные |
160. "В системе туловища, в системе груди, в туловище-грудной системе происходит, главным образом, кровообращение, дыхание, питание. Все эти процессы находятся во взаимоотношении с тем, что происходит вовне, в физически-чувственной природе, в мире растений, но в весьма своеобразном взаимоотношении". Человек вдыхает кислород. Через средства питания он получает углерод. Этот углерод соединяется с кислородом, и получается углекислота. Если бы человек смог удержать ее в себе, то он превратился бы в растительный мир. Весь растительный мир построен из субстанции углерода, выделенного из процесса ассимиляции, соответствующего процессу человеческого дыхания. "Система туловища имеет сильную склонность постоянно рождать растительный мир. Голова и конечности не позволяют ей это сделать, они противятся этому. Тогда человек выгоняет из себя углекислоту и не дает возникнуть в себе растительному миру; то он дает ему возникнуть из углекислоты вовне ... Мы можем, т.обр., сказать: в отношении туловище-грудной системы человек в состоянии создать противоцарство растений. ... негатив царства растений". Если голова и конечности не достаточно сильно противятся склонности туловища, то человек заболевает. "В растительном окружающем мире находятся образы всех наших болезней", а не только образы нашего развития до наступления половой зрелости. Процесс питания в человеке подобен процессу дыхания, поскольку состоит в принятии внутрь внешних субстанций. Но их переработка в этом случае представляет собой постоянное горение, без конца и без начала. Во внешнем мире процесс горения — это созревание плода, и человек может питаться плодами только в средней стадии их сгорания-созревания. Незрелые плоды делают его больным, т.к. роднят с природой. Т.обр., "двоякое живет в нашей телесной туловище-грудной системе: вышеуказанный антирастительный процесс, совершающийся через дыхание, который действует всегда совместно со средней частью остального внешнего природного процесса. Здесь одно действует сквозь другое. Здесь, вы видите, взаимосвязаны душа и тело. ... Человек соединяется телесно только со средней частью природного процесса, и он проодушевляет этот природный процесс в процессе дыхания". 293 (12) Перейти к данному разделу энциклопедии
Процесс пищеварения
558. Жизнь к средствам питания в нас "...приходит на пути, идущем от кишечной организации через сосуды к сердцу. Так что мы можем сказать: когда средства питания достигают крови, а кровь проходит через сердце, тогда нашим эф. телом воспринимается то, что как мертвое средство питания проникло в нас. И вы можете себе представить: когда пища с губ достигает кишечника, то постепенно теряются последние следы внешнего мира ... но затем все вновь оживает на пути к сердцу. Это новое оживление означает, что средства питания восприняты нашим собственным эф. телом. Но вы бы слишком мало обладали характером земного, если бы просто происходило лишь то, что я вам сейчас описал. Мы могли бы стать существами, которые имели бы рот, аппарат пищеварения и сердце, а затем мы бы начали превращаться в ангелов, поскольку наше эф.тело восприняло бы все как средства питания и полностью растворило бы их. Мы бы не были земными существами. Мы бы тогда были порхающими устами и глоткой; к ним ещё добавлялись бы желудок, кишечник и сердце; ну, а потом, не правда ли? наше эф.тело все это восприняло бы в себя*. Мы бы не смогли быть земными существами. А поскольку мы ими являемся, то это обусловливается тем, что в воздухе содержится кислород. В то, что в средствах питания пронизано эф.телом, воспринимается кислород, и благодаря этому для нас на Земле между рождением и смертью сохраняется возможность быть земными телесными существами. Итак, кислород делает земно-живым то, что улетучилось бы в нашем эф.теле. Кислород — это материя, которая ввергает в земное то, что иначе могло бы образоваться лишь эфирно, и тут мы подходим к связи сердца с легкими. Сердце не сделало бы нас земными людьми, но повело бы нас так далеко, что мы, соединив с сердцем свое эф. тело, в таком виде парили бы как ангелы над Землей. И вот приходит необходимость то, что воспринимает наше эф.тело, что пропитано кислородом, соединить с астр.телом, чтобы мы могли стать земными людьми. Воспринятое эф. телом не может быть воспринято астр.телом, должна быть развита деятельность, которая все то, что выработалось до сердечно-легочной деятельности, воспринимает всем организмом, но так, что астр.тело будет при этом нечто делать. Эта деятельность совершается посредством системы почек, которые выделяют лишь ненужные субстанции, принятые (в организм), а остальное в организме направляет по путям, которые современная физиология совсем не описывает, но которые существуют. И вот вся, если можно так выразиться, кашица, которая теперь остается живой — она только в кишечнике была мертвой, а затем ожила и пропиталась кислородом, — через деятельность системы почек, простирающейся через весь организм и излучающейся повсюду, способствует тому, что астр.тело может соучаствовать в дальнейшем формировании того, что вызывается в нас через средства питания. Этот астральный организм, поскольку он получает толчки от системы нервов, находится, в свою очередь, в связи с системой головы и чувств, которая образует над ним некоего рода крышу. Система головы и нервов действует постоянно так, что протекающее сквозь сердце формируется в отдельные органы. ... Все они не могут быть твердыми. Формирование органов идет из почек, а почкам на помощь приходит то, что исходит из головы. Органы должны образовываться не только в детстве, но постоянно; ибо наши органы постоянно разрушаются. В течение 7-8 лет такой орган, как, например, желудок, мог бы полностью исчезнуть. ... Здесь должны постоянно присутствовать формообразующие силы, которые обновляют органы . В детстве эта работа должна совершаться в большей мере, но и позже должны присутствовать формирующие силы. ... Например, легочные крылья образованы так — если их рассматривать со стороны, — что, будучи предоставлены лишь первым силам, они были бы спереди образованы вполне миловидно, а сзади они бы совсем расплывались. К ним должна подступить сила из головы; так что передние поверхности вырабатываются головой. ... Тем, что идет из головы, поверхности должны формироваться снаружи. Почки же посылают в организм некий род излучения..." изнутри, действуя наподобие скульптора, когда он, делая из куска гипса сферу, работает одной рукой внутри сферы. Так действуют астральные силы. В этом процессе происходит также сильное изменение азота. В излучении почек, в действенных силах астрального тела азот совершенно изменяется. Не измененный же азот выходит с мочой. "Мы, опять-таки, могли бы стать ангелами, если бы в нас не действовал азот, который, излучаясь от системы почек, из астр.тела, удерживает нас в земном. Однако целое, в создании которого принимает участие также и Я, было бы иным, если бы не было еще системы печени. Система печени гонит всё в Я. Вы видите, это является продолжением деятельности сердца, ибо вплоть до желудка идет деятельность сердца. Всасывание через лимфатические сосуды есть нечто такое, что принадлежит сердцу. Сердце, как правило, является тем органом, который вместе с легкими внешнюю субстанцию вводит в наше эф.тело. А оттуда далее наши почки вводят ее в астр.тело. Печень с желчным пузырем вводят всё это в наше Я. Система печени и желчного пузыря имеется у высших животных; у низших ее нет, нет и желчи ... Благодаря тому, что имеется печень, а от нее отделен желчный пузырь, и питательная кашица уже в кишечнике смешивается, пронизывается печеночной секрецией, она может быть вогнана в я-организацию. Так участвует наша я-организация через печень, которая физически в существенном представлена водородом, во всем построении человеческой организации. Человек не должен получать живого извне, не должен получать астрального; всё, что он получает извне, он должен сначала в своем собственном организме переработать так, чтобы оно могло быть воспринято в его собственное астральное, в его собственное эфирное и в его я-систему". Так созвучно все в человеческом организме. И если астр.тело не в порядке, то возникают застои в почках; деградирующее сердце является точным отображением того, что происходит в эфирном сердце. Если эф.тело работает слишком сильно, а астральное — нормально, то в почках может возникнуть застой. В противоположном случае почки недостаточно принимаются во внимание, они выключаются, возникает сморщивание, уменьшение почек, что далее в обратном действии, выражается в вырождении сердца. (Соотношение ритмов эф. и астр.тел 1:4, что выражается в отношении ритма дыхания к пульсу). Если астр.тело неправильно пронизывает какой-либо орган, то исходящее от почек (от головы идет закругление, от почек — излучение) так возбуждается, что все работающее от сердца навстречу почкам оказывается слишком сильным возбуждением для них. В этом перевозбуждении — основа всех воспалений, всего нарывообразного в человеческом организме. Тогда необходимо ограничить деятельность почек, необходимо унять возникающее, как следствие этого, внутреннее излучение телесного тепла с помощью тех цветков растений, которые вызывают внутреннее охлаждение. Может оказаться слишком сильной пластическая деятельность головы, противодействующая деятельности почек; тогда возникают опухоли, в которых, я бы сказал, слишком сильна кристаллизующая, закругляющая деятельность. Тогда нужно дополнительное тепло, но идущее извне (компресс). Однако необходимо иметь в виду, что у лечебных средств большая специализация, и что, например, помогает против рака желудка, не годится против рака груди. "С селезенкой связана вся деятельность, выходящая за человеческое Я, достигающая Самодуха (это выразил гений речи даже в самом слове в немецком и английском языках). Селезенка — это орган Самодуха. Здесь все уходит в дух, только человек должен быть способен это вынести. Многие люди не выносят духа, и деятельность селезенки не побуждает их к деятельности в духе, в спиритуальном, и они становятся "speeling" (от англ. "сплин", что также означает "селезенка". — Сост.) ... "Сплин" является не чем иным, как духом, который вместо того, чтобы идти в голову, проскальзывает в кишечник". (В институте д-ра Колиско сделаны исследования деятельности селезенки, которые, будучи проведенными в другом исследовательском институте, были бы объявлены эпохальными. Но когда что-то возникает в нашем кругу, то в мир оно проникнуть не может.) "В период от IV до ХIV столетия деятельность почек была важнейшей; но после того времени для всей человеческой природы важнейшей стала деятельность печени". Не входя в тонкие структуры человека, нельзя изучить истории. Божественные творческие силы преобразуют человека также и тем, "...что, натянув однажды струны почечней деятельности, а затем отпустив их и натянув струны печеночной деятельности, они получают совсем иную музыку цивилизации".218 (4) * - "Мы стали бы эфирным телом, и в эфирном теле улетучились бы питательные вещества". Перейти к данному разделу энциклопедии
568. "Мы вкушаем растение, растительную субстанцию — она может быть и вареной, но особенно сильно это происходит, когда мы едим сырую грушу или сырое яблоко, клубнику, — мы вытесняем эфирное и воспринимаем в наше собственное эфирное тело силовое образование, лежащее в основе растения. Растение имеет определенную форму, определенный облик. Тот облик, который мы воспринимаем, — он раскрывается ясновидящему сознанию, — иной по сравнению с внешним обликом. Облик растения струится в нас и удивительным образом приспосабливается к человеческому организму. ... Вы едите капусту и в нижнем человеке сначала высветляется вполне определенное образование (см. левый рис.). В обмене веществ, в нижнем человеке, совершается деятельность, являющаяся следствием того, что человек съел капусту. В той мере, в какой эта деятельность выступает в нижнем человеке благодаря съеденной капусте, в верхнем человеке, в головном человеке возникает "негатив" этого, я бы сказал — пустое пространство, соответствующее тому, что возникает внизу, настоящий негатив (см. правый рис., синее и красное). И в этот "негатив" капусты мы воспринимаем внешний мир. Он может передать нам свои впечатления, поскольку мы, в некотором роде, несем в себе пустое пространство — все это, естественно, говорится лишь приблизительно, — и так действуют все растения, средства питания в нас". Ядовитые растения втягивают в себя астр.тело (а не просто овеваются им). Благодаря этому они образуют в нижнем человеке форму, которая нелегко перерабатывается и может даже заявить о себе как самостоятельная форма. Благодаря этому возникает неслыханно интенсивно действующий негатив. У кого астр.тело слабо входит в физ.тело мозга, тот может страдать сумеречным состоянием сознания. Сильные негативы, рождаемые, например, беленой (или беладонной), могут прояснить ему мышление. Эфирное тело тогда пронизывается крепким остовом (доза, конечно, должна быть умеренной). Этот остов рождает негатив в голове, и на этой смене негатива и позитива основано лечение беладонной.222 (6) Перейти к данному разделу энциклопедии
587. Картофель — это утолщенный стебель, а не корень. Корень богат солями, листья — маслом. Когда мы едим корень, соль находит путь к нашему мозгу и побуждает его к деятельности. При головной боли — не мигрени — хорошо поесть корней. Листья наполовину уже приготовлены. Они снабжают жиром желудок, кишечник, воздействуют на нижнюю часть тела. Но картофель не стал корнем, и если много питаться картофелем, то в голову не поступает достаточно сил, тогда многое остается в пищеварительном тракте, картофель остается под головой, он возбуждает язык и глотку. "Когда едят красную свеклу, то получают страстное стремление много думать, правда, бессознательно. Когда едят картофель, то получают страстное стремление вскоре опять есть". Человек же не любит думать и потому неохотно ест свеклу. Если кто-то не особенно подвижен в голове, нуждается в побуждении к мышлению, пусть ест редьку. Она даже усиливает сновидения. 350 (11) Перейти к данному разделу энциклопедии
632. "Ощущение неправильного соединения астр. тела с эфирным порождает депрессии, с физ. телом— усталоеть и апатию". "Летом астр. тело сильно привлекается внешним миром. Его внутренняя способность к действию отступает назад. Силы физ. и эф. тел становятся преобладающими. В общем ощущении жизни это выражается в виде сильной усталости". "Если пациент впадает в духовную беспомощность, то это происходит оттого, что астр. тело бессильно использовать физ. и эф.тела. Со всем этим связан, однако, хороший сон, ибо астр. тело имеет незначительную связь с эф. и физ. телами. Но по той же самой причине пробуждение бывает трудным. Астр. тело не хочет входить в физическое. Лишь когда физ. и эф. тела утомлены к вечеру, наступает их нормальная связь с астральным. Вследствие этого пациент лишь вечером достаточно бодр. Все состояние указывает на то, что мы должны прежде всего усилить деятельность астр. тела. Этого мы всегда достигаем, давая внутрь мышьяк в форме натуральной воды. Через некоторое время мы замечаем, как человек, о котором идет речь, получает большую власть над своим астр. телом, взаимоотношение между астр. и эф. телами становится сильнее. Депрессия, апатия и усталость прекращаются. Физ.телу, которое вследствие длительного ослабления связи с астр.телом утратило обычную подвижность, мы должны прийти на помощь лечением фосфором в слабой дозе. Фосфор подкрепляет организацию Я так, что она может преодолеть противодействие физ.тела. Розмариновые ванны откроют исход отложившимся продуктам обмена веществ. Лечебная эвритмия вновь восстановит гармонию отдельных членов (нервно-чувственной системы, ритмической системы, моторной системы и системы обмена веществ) человеческого организма, которая была нарушена вследствие бездеятельности астр.тела. Если мы дадим пациенту еще бузинного чая, то вялый обмен веществ, постепенно установившийся благодаря бездеятельности астр.тела, станет снова нормальным. Мы могли констатировать у такого пациента полное выздоровление". Исследование духовного состояния пациента выявило сверхчувствительность, размягченность астр.тела. Как следствие этого проявляется легкая уязвимость физ.и эф.тел от катарального и воспалительного состояний. Пациент уже ребенком имел слабенькое, необеспечиваемое астр.телом физ.тело. Отсюда — корь, скарлатина, ветряная оспа, коклюш, часто ангина". "Следствием недостаточно функционирующего в системе обмена веществ астр.тела является склонность к запорам" Судороги наступают всегда, когда атрофируется эф.тело и астральное получает непосредственное влияние на физ.тело без посредничества эф.тела". "Если астр.тело функционирует недостаточно, то в физ.теле возникают процессы, которые являются чужими в человеческом организме. Результатом таких процессов является образование гноя. Оно представляет собой некоторым образом внечеловеческий процесс в человеке. Вследствие этого в выделениях мочи оказывается чистый гной. Это образование гноя имеет душевный параллельный процесс. Астр.тело столь же мало перерабатывает душевно-жизненный опыт, как физическое — вещества. Если образуются такие внечеловеческие вещества, как гной, то выступает также и такое душевное содержание внечеловече-ского характера, как интерес к анормальным жизненным взаимосвязям, предчувствиям, приметам и т.д.".27 (19) Перейти к данному разделу энциклопедии
Питание и болезни
680. "В здоровом организме все активные и постоянные силы средств питания ... должны преодолеваться верхней сферой так, чтобы они никоим образом не могли повредить работоспособности внутренней сферы организма и чтобы вся деятельность внешней химии и динамики была полностью преодолена".312 (2) Перейти к данному разделу энциклопедии
367. "Представьте себе ароматические качества растений, через которые, в некотором смысле, они стремятся уйти от процессов затвердения в направлении растворения, превосходя все возможности в стремлении к атмосфере. В запахе растение проецирует свои духовные качества в атмосферу, так что она содержит в себе часть сущности растения в аромате. Что происходит физически, когда растения рассеивают свои ароматические вещества в воздухе, нарушая процессы затвердения и посылая вперед нечто такое, что имеет тенденцию становиться, в свою очередь, цветами? — Просто процесс сгорания, направленный назад. ... Проследим теперь, что происходит в растениях? Что продуцирует запах? Это есть нечто, сидящее глубоко и стремящееся не рассеивать формирующие силы в воздухе, а наоборот, собирать их для использования в строительстве внутренней структуры. — Если вы проследите эти силы, используя орган вкуса, то вы придете к процессам, лежащим ниже затвердения в растениях, т.е. к солеобразованию, которое является превращением на другом уровне в затвердение. Так что в растениях мы находим удивительные метаморфозы. Ароматический процесс, направленный вверх, есть, в некотором смысле, задержанный процесс горения, который может вести к начальной ступени горения (ибо процесс ароматизации есть процесс горения), в то время как в тенденциях, направленных вниз, вы имеете процессы затвердевания и солификации (отложение солей), и то, что вы пробуете на вкус, есть нечто оттягивающее назад, к процессу солификации. Но если солевая субстанция откладывается в тканях самих растений, то это есть нечто такое, что делает шаг в сторону от формирования растения: растение направляет эти силы вниз, к их фактическому бытию. Здесь мы имеем рациональное зерно для нахождения лекарственных средств и для охвата всего царства растений, т.к. становится ясным, что там происходит". 312 (8) Перейти к данному разделу энциклопедии
|