BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





ЛИБЕРАЛИЗМ

153. "Благодаря французской революции, люциферически-ариманическое начало односторонне и сильно перетянуло чащу весов, перетянуло главным образом люциферической силой. Это явление вызывает обратный удар. ... Во французской революции всe происходит мятежно, всe противоречит ритму людского развития. ... В Наполеоне выдвигается такое тело, которое полностью построено — но теперь уже с уклоном в другую сторону — соответственно ритму человеческой личности: подготовка к власти длится 7 лет, затем идут 14 лет блеска, беспокойства Европы, восхождение, и наконец 7 лет нисхождения. ... Всe протекает строго в ритме семеричности лет!"
     До середины XIX в. сильно действовал толчок к эмансипации личности. Развитие в Европе идeт "...в сторону освобождения от национального, к общечеловеческому. Но только это явление не может развиваться достаточно самостоятельно из-за постоянного противодействия со стороны тех орденов, которые невероятно сильно, особенно в Англии, отравляют всю внешнюю жизнь, гораздо сильнее, чем это представляет себе внешний мир. Это явление не может развиться. В результате мы имеем выступление таких примечательных личностей, как Ричард Кобден, как Джон Брайт,* которые, с одной стороны, действительно охвачены импульсом эмансипации личности, преодоления силой личности национального элемента по всей Земле, которые заходят так далеко, что уже затрагивают нечто, могущее иметь величайшее политическое значение, если бы оно решилось вступить в новое историческое развитие! — но вступить дифференцированно, в зависимости от различных областей...потому что, естественно, эти люди имели отношение к своей стране; но там они выражали основной принцип либерализма — невмешательство в чужие дела со стороны государства этих островов. Это было нечто значительное, но, едва возникнув, оно было обессилено другим стремлением, исходившим из импульса 3-ей послеатлантической эпохи. Итак, с середины XIX в. мы видим, как на Западе возникает либерализм, то, что называют либеральной настроенностью... Это называют и свободомыслием — как уж кому нравится... а в последней трети XIX в. это всe иссякло и вымерло!"
     В течение некоторого времени толчок души сознательной породил волну либерального начала (красное). Но то, что ударяет в одну сторону, затем ударяет в другую (синее). "Либерализм возник благодаря тому, что его представители хорошо овладели собой внутренне, хорошо взяли себя в руки, борясь с тенетами чисто земного начала ... они не поддались ничьему захвату; они были просто исполнены идеями общечеловеческого порядка. Но другое также существовало... Уже в середине XIX в. на политическом небосклоне проступила вся безнадeжность либеральных идей, т.к. позднейшие их представители создают впечатление инвалидов политического мышления. Либеральные партии позднейшего времени хромали, ковыляя за уже стушeванным прошлым, т.к. с середины XIX в. набирал силу плод того, что исходило из упомянутых орденов и тайных обществ Запада: усыпление, убаюкивание души сознательной как таковой. В таком случае душевное и духовное больше не деятельны, тогда действует сначала то, что наличествует во внешнем чувственно-физическом мире. И это возникло в новейшее время... в общем облике социализма". 185(2)

_______________________
     *Ричард Кобден(1804-1865), глава манчестерского движения(крайнего либерализма в хозяйственной жизни: свободная торговля, конкуренция без вмешательства государства в экономику), предводитель партии, требовавшей уничтожения налогов.
     Джон Брайт(1811-1899), английский государственный деятель. После 1843 г. глава манчестерского движения.


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

254. "Где стоит знак , мы находимся теперь (см.рис.). Мы ещe не совсем христиане, и семитические по своей природе включения присутствуют здесь с самых ранних пор, но они представляют собой не что иное, как разлагающий фермент. Вовсе не случайным является то, что люди, которые благодаря своему острому, ясному, но совершенно материалистическому мышлению оказали в последнее время сильнейшее влияние на массы европейцев — Маркс и Лассаль, — были евреями.

И не случайно также, что умы, которые действовали синтетически, созидательно, а не рассудочно, разрушительно, такие, как Бисмарк, Геккель и т.п., являются малыми мыслителями, неопытны и к тому же тупоумны в отношении всех высоких дел человечества. Они суть эмбрионы становящейся культуры. Геккель несeт в себе нечто такое, что надлежит отделить как своего рода культурный послед. Позитивное в нeм — эмбрионально, а оболочки — от материалистической кормилицы XIX века. Именно в позитивном Геккеля я вижу нечто могущее развиваться. В наше время имеются двоякого рода мыслеформы, восходящие, но еще эмбриональные: у Геккеля в зоологии — Гeте-шиллеровскому (направлению) надлежит эту форму оплодотворить, затем у Фехнера в психологии — эту форму надлежит оплодотворить теософии; второе — это Бисмарк в культурной политике —Толстой может оплодотворить эту форму".
     Всe остальное является отмирающим, разлагающимся: чисто аналитическое мышление в зоологии, ботанике и медицине; Вундт и его приверженцы в психологии; социал-демократия и либерализм в политике. Вся наша теология, юриспруденция, педагогика наполнены элементами разложения. Дети, благодаря педагогике, отравляются ядом разложения уже в детском саду. И это разложение наилучшим образом свидетельствует о себе тем, что детские сады стали необходимостью, несущей смерть жизни больших городов... дрессировка рассудка совершенно незаметно подступает к тому, что должно быть значительным только в созерцании. И особенно плохо, что наши т.наз. "педагоги" придерживаются как раз того мнения, что дрессировка рассудка должна быть наглядной. Наглядное воспитание — это ужаснейший препарат для рассудка". 262 с.62-63


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

475. В сороковых годах "пролетариат ещe не высвободился полностью из своих исторических подоснов и ещe не существовал с полным самосознанием. Лишь в 60-х годах XIX в. пролетариат созрел к тому, чтобы сознательно вступить в историческое развитие; что было до того, ещe не является в современном смысле слова пролетарским сознанием. ... Носителем политической цивилизации того времени был главным образом гражданско-буржуазный, средний, слой. ... Своеобразностью же тех идей, которые тогда, в 40-х годах, могли бы стать политическими, является их интенсивнейшая абстрактность. ... Но это не вредило, т.к. в эпоху души сознательной необходимо пройти через абстрактность. Необходимо было однажды охватить ведущие идеи человечества в этой абстрактности. ... Человечеству было дано время до конца 70-х годов. Взяв 1845 г. и прибавив к нему 33 года, вы получите 1878 г. Это приблизительно тот год, до которого человечеству было дано время, чтобы найтись и разобраться в реальности идей 40-х годов. В историческом развитии человечества нового времени крайне важно принять во внимание эти десятилетия между 40-ми и 70-ми годами. ... В эти годы в человечество начало в абстрактных формах вливаться то, что называют либеральными идеями, и человечеству было дано время до конца 70-х годов, чтобы понять их и включить в действительность.
     Носительницей этих идей была буржуазия. Но она упустила возможность включить их в действительность. Нечто исключительно трагическое лежит на развитии этого XIX в. Для того, кто в 40-х годах слушал слова того или иного выдающегося человека (они были рассыпаны по всему цивилизованному миру), того или иного цивилизованного представителя буржуазии о том, что во всех областях должно было быть дано человечеству ... в этих 40-х и в начале 50-х годов, то чувствовалось что-то словно от наступающей весны всех народов! Но силой свойств этого среднего слоя была упущена возможность включить это в жизнь. К концу 70-х годов буржуазный класс либеральных идей не постиг. ... проспал. ... И поскольку при появлении в конце 70-х годов Архангела Михаэля как Духа Времени буржуа-гражданство не поняло в политической области импульса либеральных идей, то оказалось, что силы, о которых я уже тоже говорил, в этот промежуток времени вмешивались в дела человечества, они прежде всего разлили над этими идеями мрак. ... Несколько иначе представляли себе люди в 40-х годах становление политической жизни по сравнению с тем, что произошло во всeм цивилизованном мире в конце XIX в.!" "В том промежутке времени — от 40-х до 70-х годов — идеи принимали хотя и абстрактно, но всe же такую форму, которая склонялась к активному признанию проявления личности каждого человека. И если бы осуществилось —допустим это гипотетически — то, что было заложено в тех идеях, тогда увидели бы возникновение того, что хотя и было ещe только началом, но началом той терпимости, активной терпимости в отношении проявлений каждого человека, которой — особенно в отношении идей и ощущений — полностью не хватает нашему времени". 185(4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

599. "Либерализм, социализм, консерватизм — все они хотят основать на Земле рай, т.е. в учреждениях физического плана хотят осуществить совершенство. Христос же сказал, что Царство Божие — в нас". 176(17)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

600а. "В тот момент, когда становится необходимым голосовать, происходит порабощение духовной жизни".
     "Вера в авторитет так необыкновенно выросла благодаря тому, что мы становимся все более и более либеральными. Благодаря распространению либерализма мы, увы, теряем нашу свободу". 343, с. 363, 502
     "Демократия постоянно делается лживой из-за суггестивной власти, которую могут осуществлять отдельные люди.
     Если бы массы были инспирированы, то тотчас же началась бы война всех против всех! Демократия хочет сохранить форму — пользоваться только государством". Д. 15, с. 18


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

601. "Что такое консерватизм? Что такое либерализм? ... Прошедший за Стража Порога видит, как весь консерватизм шествует за Ариманом, а весь либерализм — за Люцифером. Современным умным людям это кажется парадоксальным, а отсюда проистекают и трудности в понимании Антропософии". 197(7)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru