Главная
Предметный указатель
ЛУНА (планета) |
51. Восьмая сфера имеет некоторое отношение к тому, что осталось от древней Луны. "На Луне истинное созерцание человека было визионарно-имагинативным, а все субстанциональное 8-ой сферы может быть найдено там, где человек открывает что-либо имагинативно-визионарно... 8-ая сфера может быть открыта на пути визионарных имагинаций". И вообще нельзя развить имагинаций, чтобы при этом не узнать что-либо о 8-ой сфере. "Когда возникает минеральное, возникает 4-я сфера (Земля). А когда приходят Люцифер и Ариман, то вырывают из 4-й сферы минеральное и впечатывают его в 3-ю сферу (др. Луна), и Луна повторяется еще раз, но в материале, который, собственно, принадлежит Земле". Так возникла современная Луна. Она есть сгущенная благодаря земной материи имагинация. Люцифер и Ариман в борьбе с Духами Формы постоянно стараются отрывать от Земли минеральную субстанцию и формируют из нее 8-ю сферу, надеясь со временем оторвать ее от Земли и увлечь на свой путь. Особенно остро идет борьба за наиболее благородную субстанцию, субстанцию нашего мозга и черепа. Поэтому своей головой мы должны особенно освобождаться от эгоизма, возвышать мысли, отличать доброе от злого. Если бы у Люцифера и Аримана дело шло гладко, то в определенный момент они уничтожили бы Землю и все мировое развитие перевели бы в 8-ю сферу; тогда земное развитие пошло бы другим путем. Духи Формы противодействуют этим намерениям. "Мы повсюду окружены имагинациями, в которые должно постоянно всасываться минеральное, материальное. Поэтому была необходима жертва: выделение лунных сил через Ягве...". Он соединился с выделившейся материальной Луной, которая содержит субстанции более плотные, чем земные, дабы Люцифер и Ариман не могли их растворять в своем имагинативном мире. (Об этой грубой материи и говорит Синнет). В физической области Ягве заботится о том, чтобы не все материальное было высосано Люцифером и Ариманом. И когда эта опасность минует, когда Земля станет достаточно сильной, Луна снова соединится с ней. Что в небе является Луной, то в человеке — наследственностью, пронизанной естественной любовью, тем, что не связано с головой, что не продумывается человеком. Все, что на Земле составляет субстанцию наследования, не может быть взято Люцифером и Ариманом. Люцифер и Ариман особенно ловят моменты, когда свободная воля человека преобразуется в визионарное ясновидение. Тогда образующееся в человеке, становится их добычей и исчезает в 8-й сфере. Через связывание свободной воли, введение ее в заблуждение, творятся призраки 8-й сферы. Когда наивные люди полагают, что достигли бессмертия, они видят в действительности в своих видениях, как отрываются части их душевного существа и препарируются для 8-й сферы. Оккультисты, введшие в середине ХIХ века спиритизм, обнаружили, что поток свободной воли вместо вечного утекает во время сеанса в 8-ю сферу".254 (5) Перейти к данному разделу энциклопедии
51а. Пройдя через три элементарных царства (состояния жизни) эволюция человека в земном эоне вступила в четвертое, минеральное царство. "Здесь над формированием человека работали так называемые Дианис (Dhyanis) Мудрости; подступая извне, они строили тело в его минеральной вещественности. И когда был готов мозг, поток развития пошел от них дальше. Если бы в этот момент дианические существа мудрости продолжили свою работу извне и только для себя, то человек стал бы тверже минерального царства; ничего внутреннего, никакой духовности не смог бы он противопоставить материальному отвердению и был бы потерян для космической жизни. Он выпал бы из эволюции подобно шлакам, был бы выброшен из царств природы. ... Подобный гипотетический мир называется в оккультизме "восьмой сферой". " Положение было спасено тем, что вмешались отставшие Дианис, стремившиеся человека полностью одухотворить.
"Человек оказался на распутье между путем в восьмую сферу и путем к полному одухотворению. ... Эти два течения развития работают одно против другого с середины Лемурийской эпохи. И так оно и осталось бы, если бы дианическим существам, работающим над человеком извне, и ведущим его в восьмую сферу, не было напечатлено Буддхи, Любовь, чтобы они любовью пронизали материю". Так возникло третье течение. Человек стал трехгранным (тело, душа, дух), а то, что не могло быть захвачено неравномерным действием трех потоков, выделилось как Луна. " Она есть часть восьмой сферы, шлак. В Луне мы видим предварительный символ того, чего могли бы достичь первые дианические существа. ...Всех их вместе в еврейской эзотерике называют Ягве, который есть Бог макрокосмической Мудрости, Формы. ... С середины четвертой рунды действует
Господь Любви, Христос, Любовь Мира, второй Логос. ... Иегова является Духом третьего Логоса. Принцип Христа начал духовное действие с середины Лемурийской эпохи. Тогда же выступил и Люцифер".Д. 67/68, с. 36-37 Дианические существа не могли бы реализовать ни одной мысли без человеческих тел, не наделив прежде мышлением человека.Д. 69/70, с. 25 Перейти к данному разделу энциклопедии
548. Гномы ходят или плавают внутри Земли, а вообще нет слова, которым можно выразить способ их передвижения. «Они совсем не имеют представления о том, что существует Земля; у них есть представление пространства, в котором они переживают разные ощущения; ощущение золота, ощущение ртути и т.д. ... Они потому обладают всеобъемлющим знанием, что им в металлах и в земле открывается все то, что существует вовне, в мироздании. Как в зеркале ощущают они все то, что находится вовне, в Мироздании. На саму Землю у них нет воззрения, разве только на различные ингредиенты, различные виды внутренних переживаний. Зато гномы особенно одарены в получении впечатлений от Луны. Луна является для них тем, во что они постоянно внимательно вслушиваются. И в этом отношении они -- нельзя сказать прирожденные, -- они, так сказать, ставшие неврастеники. Получается, что являющееся для нас болезнью, для них составляет жизненный элемент. ...Это дает им внутреннюю восприимчивость к изменениям лунных явлений. За этими изменениями лунных явлений они следят с такой внутренней внимательностью, что она ... изменяет сам их облик. Так что, исследуя бытие гномов, получаешь от них разные впечатления: при полной Луне, при новой Луне и в промежуточные фазы Луны. Полнолуние гномам неприятно. Физический лунный свет они не выносят; и тогда они стягивают наружу все свое чувство бытия. Они оплетают себя некоторого рода духовной кожей. Они стягивают свое чувство бытия вокруг своего тела в полнолуние. И если их тогда созерцать имагинативно, то они имеют вид сияющих, одетых в панцири, маленьких рыцарей. Тогда они носят на себе как бы духовный панцирь, отражающий лунный свет, который им неприятен. Когда же приближается новолуние, то гномы делаются удивительно прозрачными, в них тогда видна сверкающая, блестящая игра красок. Видно, как целый мир проходит через них. Это выглядит так, как если бы заглянуть в человеческий мозг, но не в качестве анатома, ищущего сплетения клеток, а видящим мысли: тогда мы увидели бы блеск и переливы мыслей; и наподобие этого предстает человечность гномов, внутри которых является игра мыслей. Именно при новолунии гномы особенно интересны, ибо каждый из них несет в себе целый мир, и можно сказать: внутри этого мира покоится тайна Луны. И если открыть эту тайну Луны, то можно прийти к примечательному результату: тогда обнаруживается, что Луна постоянно приближается -- естественно, это не следует представлять себе грубо, будто она прямо мчится к Земле, -- что она каждый год чуть ближе подходит к Земле. Да, действительно, каждый год Луна становится ближе к Земле. Это узнается по все более оживленной игре сил новолуния в мире гномов. И к этому приближению Вихтельманы особенно внимательны, ибо в извлечении результатов из того, что производит в них Луна, они видят свою главную миссию во Вселенной. С большим напряжением они ждут момента, когда Луна соединится с Землей, и они собирают все свои силы, чтобы быть вооруженными к тому моменту, когда Луна соединится с Землей. Ибо тогда они используют лунную субстанцию для того, чтобы Землю во всей ее субстанциональности распылить в мироздании. Ее субстанция должна уйти прочь. Ставя себе такую задачу, эти кобольды, гномы, чувствуют особенно важным -- поскольку ведь они собирают различный опыт во всем земном бытии и подготовляются к тому, чтобы, когда Земная субстанция распадется в мироздании, развиваться далее на Юпитере -- в структуре Земли сохранить то, что в ней является хорошим и что в дальнейшем как некий род костного остова будет вчленено в Юпитер». Представьте себе Землю лишенной воды и рассмотрите ориентацию ее континентов: она крестообразна. С севера на юг идут американские континенты, а горизонтально -- Европа (Альпы, Карпаты и другие). «Проникните в это, и вы получите впечатление, что это, собственно, соединенный мир гномов старой Луны. Так что предки наших земных гномов, лунные гномы, собрали опыт Луны и из своего опыта эту структуру, эту твердую структуру сформировали в твердом земном образовании, в твердой земной форме. ... в эволюции мироздания гномы постоянно несут твердое из прошлого, предыдущего, в твердое последующее. Они хранители непрерывности твердой структуры в развитии. От одного мирового тела до другого хранят они твердую структуру. ... все имеющееся в существах мира сотрудничает во всем образовании мира». «Ундины, а также сильфы испытывают потребность в смерти. Они поистине подобны -- но на космический манер -- комару, падающему в огонь. У них такое чувство, что свою настоящую жизнь они впервые получают, когда умирают. Это исключительно интересно: здесь, в физическом мире, все хочет жить, и здесь ценят все, что содержит в себе жизненные силы, ценят все, что живо прорастает, пускает побеги. По ту же сторону все эти существа говорят: смерть, собственно, является истинным началом жизни». Моряки знают, что Балтийское море в конце лета «зацветает» в западных частях. Это происходит в результате процесса разложения, идущего в море. И море тогда приобретает неприятный, гнилостный запах. Но когда эти миллионы и миллионы морских существ разлагаются в море, то ундины не находят это неприятным. Напротив, море тогда для них начинает удивительно фосфоресцировать, играть красками; при этом преобладают синеватые, фиолетовые, зеленоватые цвета, море сверкает ими внешне и внутренне. Ундины воспринимают в себя эту цветовую игру моря, втягивают ее в свою телесность и начинают фосфоресцировать сами. «И это удивительно, как из бездонных глубин поднимаются эти существа -- можно сказать -- с каждым ранневесенним развитием. Они участвуют в жизни Земли, работая над растениями, как это было описано. Но затем они некоторым образом изливаются в воду, воспринимают через свою телесность фосфоресценцию воды, разлагающееся, в безграничной тоске несут это наверх, и в колоссальном, грандиозном мировом образе видно, как возникающие из земной воды, несомые ундинами краски -- как духовно-субстанциональное -- предлагаются существам высших Иерархий в качестве питания, как Земли становится источником питания для высших Иерархий. Тогда тоска ундин состоит в том, чтобы дать себя поглотить высшим существам. Так живут они далее, переходят здесь, некоторым образом, в свою вечность. Так каждый год совершается устремление вверх этих существ, -- чье внутреннее образовано из Земли, --в страстной тоске предлагающих себя как пищу высшим существам». Умирающие птицы свою одухотворенную субстанцию передают высшим мирам. Но для этого необходимы посредники. «И такими посредниками являются сильфы. Это происходит так, что через умирающий мир птиц воздух постоянно наполняется астральностью, низшей астральностью, но именно астральной субстанцией. В этой астральной субстанции -- я не могу сказать порхают -- ... рассеиваются сильфы. Они воспринимают приходящее из умирающего мира птиц и несут это с тоской в выси и хотят там быть вдохнутыми существами высших Иерархий. Они предлагают себя как то, что составляет сущность дыхания высших Иерархий. Это грандиозное зрелище». Когда умирает мир птиц, «... астральная внутренне блистающая субстанция переходит при этом в воздух. Сильфы сверкают подобно синим молниям через воздух, и в их синие молнии вбирается эта, сначала зеленая, а потом красная астральность, приходящая от птиц, и шмыгает вверх подобно сверкающим в обратном направлении молниям. И если их проследить за пределами пространства, то они становятся тем, что вдыхается существами высших Иерархий. В этом сильфы ощущают свою вечность». «Пыльца, образующаяся на крыльях бабочек, -- это в высшей степени одухотворенная материя. Она течет в тепловой эфир, окружающий Землю; подобно крошечным кометам, каждая отдельная пылинка летит в земной тепловой эфир. Все становится внутренне мерцающим и сверкающим, когда в ходе года мир бабочек приходит к концу. И в это мерцание и сверкание изливаются существа огня. Они вбирают все это в себя, и оно мерцает и сверкает далее в них; но также и они имеют свою тоску. Они несут то, что восприняли таким образом, в выси. ... Духи высших Иерархий смотрят на Землю и видят это, несомое существами огня, существо бабочек и насекомых. Существа огня находят свое высшее удовольствие в том, чтобы чувствовать, каковы они перед взором, духовным взором высших Иерархий. ... И они стремятся к высшим Иерархиям и несут им знание о Земле. Так видите вы элементарных существ, посредников между Землей и духовным космосом: эту игру фосфоресцирующих вверх ундин, исчезающих в море света и пламени как пища высших Иерархий; сверкание зеленовато-красноватых молний, которые вдыхаются, где земное беспрерывно переходит в вечное, и вечными становятся существа огня, чьи деяния принимают характер пребывающего. Ибо поскольку здесь, на Земле, умирание птиц происходит лишь в определенное время года, то существа огня заботятся о том, чтобы то, что должно быть увидено в них, изливалось в мироздание в течение всего года. Так несет Земля некий род огненной мантии вокруг себя. Увиденная извне, она имеет вид огненной. И все в целом вызывается существами, совсем иначе смотрящими на земные вещи, чем человек».230 (9) Перейти к данному разделу энциклопедии
Мистерии древности и Пасха
620. "Эф. тело (человека) образовано так, что оно имеет внешнюю и внутреннюю стороны. ...Когда человек формирует внешнее этого эф. тела, то ему нужны силы света, поскольку эф. тело, наравне с другими субстанциями, некоторым образом сформировано текучим светом Космоса. Но солнечный свет тут не подходит. Солнечный свет не дает сил, которые делали бы человека способным сформировать свое эф. тело. Для этого необходимо, чтобы идущий от Солнца свет отражался Луной и благодаря этому существенно изменялся. Но весь свет, приходящий к нам от Луны и вообще излучающийся от Луны в Космос, содержит силы, благодаря которым человек при нисхождении на Землю становится способен образовать внешнюю сторону своего эф. тела. Зато все то, что духовно излучается от Луны в новолуние, представляет собой силы в космосе, в которых человек нуждается, чтобы образовать внутреннюю сторону своего эф. тела. Таким образом, с этим ритмом внешнего явления лунного света и потемнения Луны (в новолуние) связана способность образования человеком внешней и внутренней стороны своего эф. тела. ...Все происходящее на Луне, от чего зависит правильное удержание человеком сил, необходимых для образования эф. тела, находится в связи с результатами наблюдений, к которым приходят существа Луны, которые, так сказать, живут на Луне и наблюдают подвижные звезды нашей планетной системы: Меркурий, Солнце, Луну и т. д.". Об этом знали в древних Мистериях, что движением планет обусловлены действия лунных существ, и в этой связи возникли названия дней недели. И тогда говорили ученику: "Тому, что Луна получает от вторника, среды и т. д., ты обязан особой конфигурацией, которую могло получить твое эф. тело при нисхождении в земную жизнь". Способность к мудрости человек получает через опыт лунных существ, какой они получают от Юпитера, любовь и красоту в душе — через их опыт от Венеры, душевное тепло в эф. теле — через опыт лунных существ от Сатурна. "А то, что должно быть удержано, несколько оттеснено в сторону, дабы образование эф. тела не сдерживалось при непосредственном нисхождении на Землю, — это происходит благодаря Солнцу. От Солнца, или от взгляда Солнца, происходит все то, от чего человек должен быть защищен, чтобы через образование эф. тела мочь стать замкнутым существом.
Понедельник | | Вторник | Речь | Среда | Движение | Четверг | Мудрость | Пятница | Любовь, красота | Суббота | Внутреннее душевное тепло | Воскресенье | Защищающие силы". | В древних Мистериях все это не было просто учением, но ученик переживал действия планет непосредственно. Через посвятительное действие он посещал лунных существ, а оттуда взирал в планетные дали. "Что он видел там? — Главным образом он там наблюдал — это главным образом, но кроме того он наблюдал и многое другое, — что от Солнца приходят силы существ, которые стремятся иметь дело с образованием эф. тела человека. Человек взирал на Солнце как на нечто такое, что для эф. тела является чем-то растворяющим, чем-то разрушающим, и благодаря этому он сознавал: не от эф. тела должны исходить силы, воспринимаемые существом Солнца, но от более высоких членов человеческой природы, от Я и астр. тела. Только на них должны воздействовать силы Солнца. Итак, человек сознавал: эф. телом он не обращен к Солнцу; он обращен им к планетам. К Солнцу обращено его астр. тело и его Я. И это осознавалось: за всей внутренней силой Я нужно обращаться к Солнцу. ...Таковым было то посвящение, когда человек становился одним с лунным светом, а через лунно-световое бытие собственного существа вглядывался в Солнце. Затем человек говорил себе: Солнце посылает свой свет к Луне, поскольку оно не должно передавать его человеку непосредственно. И человек получает его соединенным с планетарными силами; из него он образует свое эф. тело. — Эту тайну осознавал тот, кто был посвящен таким образом. ... Он осознавал, в какой мере носит в себе силу духовного Солнца, и это была ступень посвящения, на которой человек становился носителем Христа, т.е. носителем Солнечной Сути. Как Луна в полнолуние является носителем солнечного света, так человек становился носителем Христа, Христофорусом. Посвящение в Христофоруса было, таким образом, совершенно реальным переживанием. Теперь представьте себе это вполне реальное переживание, через которое человек некоторым образом поспешал от Земли и как посвященный земной человек восходил к световой Сути; представьте себе, как это прежнее внутреннее человеческое пасхальное переживание преобразовывалось в космический праздник. В позднейшие времена уже не сознавали того, что здесь может происходить, что человек действительно может выступить из земного, соединиться с лунным и с Луны созерцать Солнце. Но память о том должна быть удержана, должна быть удержана в праздник Пасхи. Ибо то, как люди могут это переживать, не перешло в более позднее материализированное сознание. Человек больше не смотрит в себя так, чтобы сказать себе: я могу соединиться с лунным светом. Но человек смотрит на полную Луну и говорит себе: не я развиваю себя здесь в направлении к Луне, а Земля стремится к ней. — Когда она стремится более всего? — Когда начинается весна, когда силы, пребывавшие с семенами, с растениями в Земле, устремляются на земную поверхность. На Земле они становятся растениями, но в то же время идут далее, струятся в дали Космоса. В древних Мистериях употреблялся образ: когда внутренние силы Земли через стебель растения, через листья производят то, что от Земли лучится в космос, тогда особенно легко достичь лунно-солнечного посвящения и стать Христофорусом, ибо тогда излучающиеся весной из Земли силы плывут к Луне; но нужно прийти к свету полной Луны. Все это перешло в воспоминание и стало абстрактным. ... Но подсознательно ... сложилось представление: нечто, не сам человек, стремится к полной Луне, к первой полной Луне после начала весны (весеннего равноденствия). И что может делать эта полная Луна? — Она смотрит на Солнце, смотрит в первый посвященный Солнцу день, в первое после того воскресенье. Как прежде Христофорус с лунной точки зрения смотрел на солнечное Существо, так теперь Луна смотрит на Солнце, символизированное в его первом воскресенье". Итак: 21 марта — полнолуние — воскресенье: Пасхальное воскресенье. В древности мысль о воскресении делалась понятной в празднике Адониса, осенью, когда изображение Бога погружалось в воду и через три дня при общем ликовании извлекалось оттуда, символизируя воскресение. И в прошлом были, так сказать, осенние народы, которые справляли этот праздник, Мистерии Адониса. Эти народы избегали работы, и поэтому тогда во внутреннем должна была духовно-душевно, как наиважнейшая переживаться, собственная вечность, воскресение в духовном мире. Другие, весенние народы, праздник положения во гроб справляли весной, и он служил побуждением к летней работе. Ищущие познания люди, такие как Пифагор, странствовали в течение года от одних Мистерий к другим. В Мистериях Адониса они переживали Духовное Солнце, в весенних Мистериях — тайны Луны.233 (18) Перейти к данному разделу энциклопедии
110. "В форме пентаграммы проходит некое течение через эф.тело человека. Сначала оно идет через точку Я во лбу, потом в ноги, потом в руки — из одной в другую через сердце. Со сгибанием тела, его отдельных членов, "сгибается" и течение (эф.тела). С разными частями течений связаны различные планеты (см. рис.). Человек постигает планеты как принципы, которые, собственно, действуют всегда и во всех глобах лишь каким-то совершенно определенным образом. Принцип Сатурна — это физическая основа; Солнца — вечный рост, вечный прогресс; Луны — закрепление, отставание, задерживание, застывание; Марса — мужество, агрессивное вторжение в жизнь чувств, красная кровь; Меркурия — выход из чувственной жизни; Юпитера — освобождение Я; Венеры — вхождение в любовь. Планетам и их принципам
соответствуют цвета: Сатурну — зеленый; Солнцу — оранжевый; Луне — фиолетовый; Марсу — красный; Меркурию — желтый; Юпитеру — синий; Венере — индиго".264 с. 188-190 nbsp; "В окружающем нас мире, повсюду на Земле, мы постоянно окружены пятью эфирными потоками". В Индии их называют таттвами. Они пронизывают человека, двигаясь по пентаграмме. От 1 к 2 идет земной эфир От 2 к 3 - водный эфир От 3 к 4 - огненный(тепловой) эфир От 4 к 5 - воздушный эфир От 5 к 1 - мысле-эфир 266 - 1, c.183 Цвета планет: — зеленый, — синий, — красный, — черное, — голубая, — желтый, — фиолетовая. 266-3, с.128 Перейти к данному разделу энциклопедии
479. Выступающее в макрокосмосе как противоположность Солнца и Земли в человеке составляет противоположность между головой и конечностями. Противоположности между мужским и женским соответствует противоположность между Луной и кометой. Как комете соответствует состояние Земли в стадии др. Луны, так женское тело вносит прежнее состояние в современное.116 (5) Перейти к данному разделу энциклопедии
Две астрономии
527. С точки зрения, расположенной на Солнце, Луна делает оборот вокруг своей оси за 29 дней, а если ее наблюдать с отдаленной звезды, то — за 27 дней. "Так что можно сказать: звездный день Луны составляет 27 дней, солнечный — 29 дней". Поэтому и полнолуние бывает двух родов, с разницей в 2 дня. "Это указывает на то, что в действительности мы имеем дело с двумя движениями в мировом пространстве, которые хотя и идут совместно, но разного происхождения". Существует некое промежуточное время между началом отдельной культурной эпохи, соответствующим одному потоку, и тем началом, которое сориентировано на Событие Христа. "Всегда необходимо, когда наступает полнолуние в отношении звездного времени, ждать, если хотят дождаться, солнечного времени. ... И здесь имеется промежуточное время. Так в космосе вы имеете два течения ...И о них можно сказать: если мы исходим от лунного течения, то солнечное течение оказывается чем-то таким, что в лунное течение впадает как импульс, идущий как бы из чужого мира, а именно: как событие Христа оно впадает в идущий вперед поток культурного движения. Для лунного мира солнечный мир — чужой мир. Для языческого мира мир Христа — чужой мир, с определенной точки зрения". Должно быть две астрономии: солнечная и лунная. Обе действуют в нашем мироздании. В истории следует различать между тем, что совершается через движение, выражающееся в культурной эпохе, и тем, что происходит в нас благодаря тому, что мы отмечаем тот период времени, средоточием которого является Событие Голгофы. Обе эти вещи действуют в мире совместно, но мы должны их различать, если хотим к ним подойти". Праобразы космической истории мы имеем отраженными в себе в виде тех 3-х дней, которые необходимы для того, чтобы мысли настолько отвердели, что больше не могли бы подниматься в нашем астр.теле и являться в сновидении, но чтобы они вошли в эф.тело и могли в нем явиться как активное воспоминание. Один поток в нас переходит в другой. Солнце и Луна не одного происхождения, но восходят к своим эпохам. До эпохи Солнца, на др.Сатурне, имелось единство. С тех пор постоянно имеется тенденция протекания обоих потоков рядом. И как существует две астрономии, так существует два становления человека: языческой природы (например в естествознании) и христианской. В наше время существует негативная тенденция не дать этим потокам течь совместно.201 (12) Перейти к данному разделу энциклопедии
541. "Силы Луны некогда пронизывали человека, действуя в первую очередь на его конечности, ноги, а затем пронизывая в нем снизу вверх все остальное. После выхода Луны из Земли лунные силы действуют с обратной стороны — от головы вниз. В этой связи они получили задачу совсем иначе действовать на человека, чем прежде". В новолуние от Луны исходят духовные силы, необходимые человеку для построения внутренней стороны эф. тела, от полной Луны — для внешней. Луна опосредует деятельность других планет, что дает эф. телу человека его конфигурацию при нисхождении в физ.тело. Например, благодаря тому, что существо Луны способно обратить свой взор к Марсу, человек обретает способность к речи, заложенную в его эф.тело; связь Луны с Меркурием концентрирует в эф.теле человека способность к движению, с Юпитером — мудрость, с Венерой — любовь и красоту души, с Сатурном — душевную теплоту. От Солнца через Луну идут охраняющие силы, делающие человека закрытым существом. "От Солнца идут силы существ, которые не должны иметь ничего общего с образованием человеческого эф.тела. ... за эф.телом обращаются к планетам. К Солнцу обращаются за астр.телом и Я человека". "Солнце посылает свой свет Луне, поскольку оно не должно передавать его человеку непосредственно. Он получает лунный свет в соединении с планетными силами. Из этого он образует свое эф.тело". Человек носит в себе силу духовного Солнца. Это выражено в образе Христофоруса. Он — носитель Существа Солнца, а не его восприниматель. Как полная Луна является носителем солнечного света, так человек — носителем Христа. Это ступень посвящения в Солнечно-Лунных Мистериях, и в этом же заключено переживание Пасхи. В Мистериях древности осенью перед началом мировой ночи, в мировую осень, переживали духовное Солнце (Мистерии Адониса). В весенних Мистериях созерцали тайну Луны.233-а с.139-152 Перейти к данному разделу энциклопедии
12. Сферы внутренних планет
851. "Представим себе: вот Земля, а вокруг нее вращается Луна. Для отношений, которые мы расширяем за пределы смерти, роль играет не этот шар, но в рассмотрение включается вся лунная сфера. Рассматривается вся сфера, в которой вращается этот шар, и мы воспринимаем ее изнутри. Сначала мы удаляемся от Земли в сферы". На этом пути мы некоторое время остаемся внутри лунной сферы, а потом — вне ее. "Тогда мы не можем видеть ее изнутри. Но ее тогда не видно и извне, она перестает быть видимой для нас, воспринимаемой для нас. Она остается лишь как воспоминание. И то, что мы тогда прежде всего видим, что в некотором роде является созерцанием внутренних "стен" Луны, лунной сферы, это выходя вовне мы видим и сохраняем в воспоминании как действие прежней земной жизни в последующей земной жизни. Фактически это Луна сохраняет события одной земной жизни, как следствия, в последующей земной жизни. С Луной и всей ее тайной в космосе связано перенесение содержания переживаний одной земной жизни в следующую земную жизнь. Луна в определенном смысле является для нас исключительно важным светилом. Она является посредником между отдельными земными жизнями; естественно, не тот шлак, что мы видим с Земли блестящим на свету, но ее полное тайны мировое существо".208(12) Перейти к данному разделу энциклопедии
1. Любовь и ее окружение
Ягве — Будда — Логос 1355. "Ночью, в определенные часы Луна посылает нам отраженную силу Солнца. Это тот же самый свет, который приходит к нам с Солнца. Так в древние времена Ягве, или Иегова, отражал чистую мудрость, силу шести Элоимов, и эта сила устремлялась во время ночного сна в людей, подготавливая их к тому, что позже они стали способны силу любви постоянно получать также и во время дневного сознания. ... О ночи вы знаете, что в пра-древние времена она была намного длиннее и более действенна для человека, чем теперь. ... Луна — это символ Ягве, или Иеговы, а Солнце есть не что иное, как символ Логоса, являющегося совокупностью других шести Элоимов. Лишь символически нижеследующий рисунок указывает на это. Вы можете изучить его, а также медитировать над ним. И если вы поразмыслите над ним, то найдете, какая глубокая мистериальная истина представлена здесь: в течение долгого времени ночному сознанию бессознательным образом, через Ягве напечатлевались силы любви. Так человек был подготовлен к тому, чтобы постепенно мочь воспринимать сам Логос, силу Его Любви. ... И вот мы подходим к другой стороне Мистерии. Мы сказали, что человек призван на Земле к самосознающей любви. Поэтому в светлом дневном сознании он должен иметь водителя, учителя, который предстоял бы ему так, что он мог бы его воспринимать. Только во время ночи, в сумеречном сознании могла быть напечатлена человеку любовь. Однако мало-помалу должно было наступить нечто такое, что дало бы человеку возможность внешне, физически самому увидеть сущность любви. Как это могло произойти? Это могло произойти только так, что Существо Божественной Любви, Логос явился на Землю... Поскольку человек развился до восприятия через органы внешних чувств, то Бог, Логос должен был Сам стать чувственным Существом. Он должен был выступить в плотском теле".103 (3) Перейти к данному разделу энциклопедии
Луна (жители, фазы)
548. "Население Луны (духовное), под чьим водительством некогда находились вожди человечества, имеет совсем другие суждения, чем земное население. Земное человечество, собственно, лишь сегодня в жизни между рождением и смертью, в земном бытии проделывает то, что лунное население проделало в далеком прошлом. Если исчислять в земных годах, то мы должны сказать, что лунное население более 15-ти тысяч (земных) лет тому назад проделало то, что человечество проделывает ныне. Более 15-ти тысяч лет тому назад лунное население пришло к тому, пришло к такому суждению, в котором слились природное и моральное. ... Мы говорим: природа еще движется под властью аморальной необходимости. Если даже отдельные животные, отдельные растения, отдельные минералы, будучи рассмотрены в их обособленном бытии, не позволяют применить к ним моральные суждения, то их творение, факт их существования в мире проистекает все же из космического морального суждения. Лунное население обладает этими космическими моральными суждениями. Поэтому мы должны, пройдя врата смерти, слышать в связи с этим лунным населением то, что говорит космос относительно наших мыслей, желаний, ощущений и поступков, которые мы имели на Земле. Вся наша земная жизнь некоторым образом выставляется в свете космического суждения. И мы узнаём, какую ценность для всего Мироздания имеет то, что мы делаем здесь, на Земле". Тогда рождается импульс поправить в ближайшей земной жизни сделанные ошибки, импульс для кармы. 227 (11) Перейти к данному разделу энциклопедии
549. Лунные жители, бывшие некогда великими учителями человечества, воспринимают от человека 7 видов излучений: 1. Излучающиеся от человека движения (особенно, когда он пишет). 2. Кожные излучения жидкости. 3. Излучения кожи (воздухообразные). 4. Излучения тепла. 5. Излучения света. 6. Химические силовые излучения. Лишь изредка они получаются на Земле, вернее они имеются всегда, но редко играют какую-либо роль, ибо они применяются в черной магии. "Если человек осознав свое химическое излучение и использовал его, то на Земле тогда возникает черная магия". 7. Витальные (жизненные) излучения. Они означают то же самое, что и химические излучения. Пять первых излучений родственны добру. Два последних должны быть сдержаны, если сверхчувственное исследование хочет идти правильным путем. Центры черной магии ставят себя на служение злым лунным силам. 243 (7) Перейти к данному разделу энциклопедии
553. Обликообразующих форм в человеке три: сфера, действующая вовнутрь, — ее космический образ — свод неподвижных звезд; радиус, или вертикальная линия, направленная как радиус от поверхности к центру Земли; петля, лемниската — формы движения планет. Вертикальной оси человека также соответствует путь Солнца. Путь Луны соответствует оси позвоночника животного. 323 (12) Перейти к данному разделу энциклопедии
420. Известковые формации связаны с животным миром, но менее — с движением животных, а более — с самостоятельным обликом животного. Растение тесно связано с Землей: его корень стремится к центру Земли, стебель, крона лучится во все стороны кверху. Животное же и своей формой оторвано от Земли. "В существенном все, что как неопределенная, бесформенная воля имеется в животном, находимо в прямых лучах солнечного света. Но все, что дает животному его самостоятельный облик, не подходящий земному, это ... приплывает из сияния лунного света. Вообще от Луны к Земле идет все, дающее облик. И разные облики животных зависят от того, что Луна проходит через круг Зодиака. ... Что эти облики стянуло на Землю, без чего они потерялись бы в окружении Земли подобно облакам — это были излучающиеся из известковых формаций силы. Излучает не только радий, но многие минералы на Земле".
"Известковые формации содержат в себе такие излучения, истечения, которые способны не только вырабатывать на Земле животное в его обликах, но также быть тем, что действует в нас как материальная основа, благодаря которой мы можем во внутреннем вырабатывать мысли. Вовне, в пространстве — многообразные облики животных, внутри, в нашем интеллекте — мыслеоблики. Последние суть не что иное, как духовно перенесенные в нас животные облики. Совокупное животное царство — это, в то же время, рассудок Но как животное царство вовне для своего формирования нуждается в известковых формациях, так нуждаемся мы во внутреннем тонком отложении извести, иными словами: в известковой формации, чтобы становиться умными. Это, естественно, не должно происходить в чрезмерном количестве. Если человек выделяет слишком много извести, то рассудительность опять может отделиться от него, покинуть его. ...
Если мы посмотрим на все то, что действует в нас как силы обызвествления... то мы приходим к тому, что стремится к выработке облика, что приводит нас к тому, что мы становимся внутри затвердевшими людьми. Но что в нас связано с силами глины, глинистых сланцев — это делает нас людьми, борющимися против этой твердости, не теряющими в себе это твердое, но растворяющими его, разжижающими, делающими его растительнообразными. И человек, собственно, постоянно представляет собой род взаимодействия известкового и сланцевого, т.е. внутренних сил, пребывающих в известковом и сланцевом". Люди, содержащие в себе больше извести, как правило, сообразительны, рассудительны, способны соединять и расчленять тонкие понятия. Но этот избыток извести следует представлять себе не грубо материально. Он возникает в силу кармы, когда че-ловек в прошлой инкарнации подготовил свою сообразительность и теперь должен, например, стать математиком.
Преобладание отложений глины в человеке ведет к повышенному развитию воли. "Теперь рассмотрим еще несколько ближе сланцы. В сланцах мы находим много гальки, кремнезема, того, что особенно присутствует в горном хрустале, в кварце. Силы, находящиеся в горных кристаллах, в кварце, в своих излучениях, истечениях присутствуют и в человеке. И имей человек одни эти силы, которые он принимает в себя с твердым сланцеобразным, имей он в себе лишь кварцеобразные силы, он постоянно был бы подвержен опасности со своим духовно-душевным устремиться назад, к тому, что было до его рождения, до того, как он ступил на Землю. Кварцевое постоянно хочет извлечь человека из себя и вернуть туда, где он был еще не воплощенным существом. Этой силе должна противодействовать другая ... сила углерода. Многообразно содержит в себе человек углерод. ... Углерод — это, собственно говоря, наш дом. Это то, в чем мы живем,
тогда как силициум постоянно хочет нас из этого дома вывести и вернуть во время, предшествовавшее тому, в которое мы начали втягиваться в углеродный дом. Так постоянно ведут в нас борьбу углерод и кремний. Но в этой борьбе заложена наша жизнь". Если бы мы состояли из одного углерода, как растения, то мы остались бы связанными с Землей и даже не подозревали бы о нашем внеземном бытии. Знанием о том мы обязаны кремнию. На этом основаны и лечебные свойства обеих этих субстанций. Например, отложение некоторых продуктов обмена веществ (в голове или на периферии) лечат кремнием. "Совершенно особым значением обладает жизнь азота в человеке, сам азот и его соединения. Наличие азота в человеке делает его способным оставаться некоторым образом открытым Мирозданию. ... Благодаря тому, что в человеке есть азот или тела, содержащие азот,
в закономерностях его организации возникают некие пробелы: по ходу азотных линий в себе тело прекращает проявлять свои закономерности. Благодаря этому туда может вступать космическая закономерность. ... Вы можете сказать: Сколько во мне деятельно азота, настолько космос, вплоть до отдаленнейших звезд, работает во мне. Если бы в моем организме не было азота, то я бы замкнулся от всего, приходящего из Космоса". В крайнем случае азот мог бы сделать человека совершенно бессильным, он бы не смог удерживаться в самом себе. Полярной противоположностью (подобно паре силициум — углерод) азоту является известь. "Через азот действует космическое (см.рис., красное; белое — это тело), через действие извести приходит в колебание в противоположном направлении то, что исходит от человеческого организма (синее)". 213 (5) Перейти к данному разделу энциклопедии
459. "Луна населена такими физическими существами, которые отстали на предыдущей ступени. Это люциферические существа. ... В убывающей Луне эти злые существа проявляются особенно, при возрастающей Луне они менее вредны". 95 (приложение) Перейти к данному разделу энциклопедии
480. Марс. "Мы должны понимать его как большой, охлажденный до степени воды шар... Современный Марс есть повторение древней Луны. Он находится на том месте, до которого простиралась древняя Луна. Это один кусок древней Луны; другой кусок — это наша Луна; она есть шлак, другой полюс при повторении. Марс в главнейшем является водным телом". 110 (8) Перейти к данному разделу энциклопедии
504. "Определенную противоположность к индивидуальности Луны образует индивидуальность Сатурна. Эта индивидуальность Сатурна образована так, что хотя она сама различным образом возбуждается Мирозданием, на Землю она мало что посылает из этих возбуждений. Конечно, Сатурн также освещается солнечными лучами, но что из этих лучей он отбрасывает на Землю — это не имеет никакого значения для земной жизни. Сатурн является таким мировым телом нашей планетной системы, которое целиком и полностью отдает свое собственное существо. Он излучает свое существо в мир. ... Если Луна, когда ее рассматривают, говорит, сколь иначе все обстоит в мире, то Сатурн не говорит о том, какие побуждения он получает из остального мира, но он говорит только то, чем является сам. А то, чем он является сам, раскрывается постепенно как некий род памяти нашей планетной системы.
Сатурн являет себя как то мировое тело, которое надежно проделывает все в нашей планетной системе, но он все верно хранит в памяти, в космической памяти. Он молчит о настоящих делах Универсума. Эти современные дела универсума он воспринимает и перерабатывает в своем внутреннем душевно-духовном. Вся сумма существ, живущих в Сатурне, хотя и отдается внешнему миру, но молча воспринимает события мира в душевное и рассказывает только о прошлых событиях космоса. Поэтому Сатурн, если его рассматривать, прежде всего, космически, представляет собой некоего рода странствующую память нашей планетной системы. Желая исследовать мировые тайны, мы напрасно взирали бы на Луну, но нам пришлось бы самим интимно подойти к лунным существам; в отношении Сатурна этого делать не нужно.
В отношении Сатурна достаточно быть открытым духу, и тогда Сатурн преображается перед духовным взором, перед душевным взором в живую историографию планетной системы. В этом рассказе он не утаивает ничего из произошедшего в планетной системе. В этом отношении он полная противоположность лунному образованию, он говорит постоянно. И он говорит о прошлом планетной системы с внутренним теплом и внутренним жаром, так что даже опасно с тем, что он говорит в Мироздании, соприкасаться интимно, ибо о прошлых событиях Мироздания он говорит с такой самоотдачей, что это прошлое Мироздания вызывает безграничную любовь. Для того, кто подслушивает его тайны, он, так сказать, оказывается постоянным соблазнителем, зовущим пренебречь земным и целиком углубиться в то, чем некогда была Земля. ... ... И те люди, которые имеют земную склонность к Сатурну, всегда охотно оглядываются на прошлое,
неохотно идут вперед и все снова хотели бы вернуть прошлое. Таким образом приближаются к индивидуальности Сатурна. Иного рода опять-таки такая планета, как Юпитер. Юпитер — это мыслитель нашей планетной системы, а мышление — это, до некоторой степени, тот элемент, о котором заботятся все существа, соединенные, так сказать, на его мировой территории. Творческие, созидающие мысли Универсума лучатся от Юпитера. Юпитер содержит мыслеформы, все образующие силы для различных существ Универсума. В то время как Сатурн рассказывает прошлое, Юпитер показывает в живом изображении, в живом постижении то, что соответствует ему в Универсуме в настоящий момент. Необходимо чувственным образом постичь то, что он предлагает духовному взору. Если человек сам не развивает мыслей, то он, скажем, как ясновидец не подойдет к тайнам Юпитера, ибо тайны Юпитера таковы, что они открываются только в мыслеформах,
и только если человек мыслит сам, он приходит к тайнам Юпитера, поскольку тот является мыслителем Универсума. Когда человек пытается какие-либо загадочные вопросы бытия постичь ясным мышлением и не может с этим справиться по причине человеческих физических и эфирных препятствий, по причине астральных препятствий, тогда выступают существа Юпитера и помогают. Именно существа Юпитера являются помощниками в развертывании человеческой мудрости". Это они при значительном напряжении мысли во время сна подсказывают ответ. "Но в определенном смысле Юпитер и его откровения остаются закрытыми, в подсознании, если человек не идет им навстречу с активным, светлым, полным света мышлением. Поэтому в древности, когда активное мышление было слабо развито, тот способ, каким человечество продвигалось вперед, постоянно зависел от того, в каком отношении Юпитер находился к Сатурну.
В особых взаимных констелляциях Юпитера и Сатурна людям открывалось многое. Новому человеку более указывается на то, как брать вещи в их развитии по отдельности, т.е. память Сатурна и мудрость Юпитера ощущать раздельно в их духовно-душевном развитии. Перейдем далее к Марсу. В нем мы имеем планету, которая — воспользуемся таким термином — является в нашей планетной системе более всего говорящей. ... Это самая болтливая планета в нашей планетной системе, он постоянно рассказывает. И он особенно деятелен, например, в тот момент, когда люди говорят во сне. Ибо он, по сути, страстно желает постоянно говорить, и если ему становится доступным что-либо в человеческой природе, способное говорить, то он возбуждает в этом болтливость. Эта планета менее мыслитель, а более говорун. Ее духи постоянно караулят, что возникает там либо здесь в Универсуме,
и начинают говорить о том с большой самоотдачей и воодушевлением. Марс является тем, кто различным образом в ходе развития человечества побуждает людей делать высказывания о мировых тайнах. Он имеет хорошие и менее хорошие стороны. У него есть свой гений и свой демон. Гений действует так, что люди получают от Универсума импульс к речи. Но во всяких злоупотреблениях речью действует демон. Он является — в некотором смысле — агитатором Мирозда-ния. Он хочет уговаривать, тогда как Юпитер хочет только убеждать. Иную позицию занимает Венера. В определенном отношении Венера — как я должен выразиться иначе? — отказывается от всего Универсума. Они не доступна Универсуму. Она не хочет ничего знать об Универсуме. Она рассматривает Универсум так, что если бы она его не удерживала на расстоянии, то через этот внешний Универсум она, я бы сказал, потеряла бы свою "невинность".
Она бывает ужасно шокирована, когда какое-либо впечатление из внешнего Универсума хочет подойти к ней. Она не желает Универсума и отказывает каждому "танцору" из внешнего Универсума. Все это трудно выразить на земном языке. Зато она исключительно восприимчива ко всему, что идет от Земли. В определенном смысле Земля является действительно возлюбленным Венеры. В то время как Луна повсюду отражает весь Универсум, Венера не отражает Универсума, не хочет знать о нем, но с любовью она отражает все, что приходит с Земли. Человек еще раз получает всю Землю с ее душевными тайнами, когда душевными глазами подсматривает тайны Венеры. Дело обстоит так, что люди, по сути, не могут подступать правильно к тайне своей души, если дело, которым они занимаются, не отражается им Венерой. Она только смотрит людям глубоко в сердце, ибо это интересует ее, и этому она дает подступить к себе.
Итак, все интимнейшее, живущее на Земле, человек еще раз встречает на Венере в удивительном отражении. В отражении она все преобразует так, как человеческий сон преобразует внешние события физической жизни. Она берет земные события и превращает их в образы сновидений. Поэтому, собственно говоря, весь ход Венеры вокруг Земли, вся сфера Венеры является сновидением. И во многих образах сновидений живут сновидчески преображенными земные тайны людей. Венера имеет много дела также с поэтами. Только поэты об этом, естественно, не знают. ... И еще одно примечательно. Я сказал, что она отклоняет весь остальной Универсуму; и это так обстоит в общем. Но не одинаковым образом она отклоняет все, что идет из Универсума. ... Она вслушивается со всем вниманием в то, что говорит Марс. Она преобразует, пронизывает светом свои сновидческие земные переживания в связи с тем,
что сообщается ей из Универсума через Марс. Все такие вещи имеют свою физическую сторону. От этих вещей идут импульсы ко всему тому, что творится в мире, что возникает в мире. И в том, что здесь разыгрывается — Солнце, конечно, находится там же и вносит во все порядок, — когда Венера воспринимает все идущее от Земли и постоянно подслушивает Марс — она не хочет его знать, но хочет его подслушивать, — из всего этого образуются те силы, которые лежат в основе органов, образующих человеческую речь. Если человек хочет познать в космосе импульсы для образования человеческой речи, то он должен посмотреть на эту удивительную жизнь и ткание, что совершается между Венерой и Марсом. И для развития речи какого-либо народа большое значение имеет то, как Венера стоит по отношению к Марсу: речь становится более внутренне углубленной, полной душевности, когда Венера, например, стоит в квадратуре к Марсу.
Зато язык становится бездумным, пустозвонным, когда Венера стоит в соединении с Марсом, и это имеет влияние на определенный народ. ... ... Затем мы имеем Меркурий. Меркурий — это планета, которая, в отличие от других планет, интересуется всем, что имеет не чувственную, но такую природу, что с нею можно комбинировать. На Меркурии находятся мастера комбинирующего мышления, на Юпитере — мастера полного мудрости мышления. И когда человек из доземного бытия вступает в земное бытие, то импульс Луны является тем, который дарует силы для физического бытия. Венера дарует силы для всего того, что составляет задатки характера и темперамента. Меркурий же дарует силы для всего того, что в человеке составляет рассудочные и разумные задатки, прежде всего рассудочные задатки. В Меркурии основываются мастера комбинирующих сил познания.
И опять-таки для человека существует примечательное отношение между этими планетами. Луна, которая содержит в себе строгих, целиком обращенных в себя духов, лишь отражает все то, что к ней излучается из Универсума; она, собственно, строит внешнее, тело человека. В этом построении телесности она соединяет силы наследственности. В ней пребывают те духовные существа, которые в полной замкнутости, я бы сказал, космически размышляют над тем, что от поколения к поколению наследуется в физическом. Поэтому люди современной науки, баррикадируясь от лунных существ, ничего не знают о наследственности. По сути говоря, глубокому взгляду открывается, что в современности, когда кто-либо говорит научно о наследственности, то на космическом языке о нем можно сказать: он покинут Луной, но зато околдован Марсом, ибо под влиянием демонических сил Марса он говорит о наследственности,
но он стоит совсем далеко от тайны наследственности. Венера и Меркурий в большей мере несут душевно-духовное кармы в человеке и приносят это в его душевные задатки, в его темперамент. Зато Марс, а особенно Юпитер и Сатурн, когда человек стоит в правильном к ним отношении, имеют нечто освобождающее. Они отрывают его от предопределенной судьбы и делают его свободным существом. Несколько перефразируя библейские слова, можно сказать: Сатурн, верный хранитель памяти Универсума, однажды сказал: Сделаем человека в его собственной памяти свободным. — И тогда влияние Сатурна ушло в бессознательное, человек получил свою память, а с нею подоснову, залог личной свободы. Таким же образом внутренний волевой импульс, лежащий в свободном мышлении, является милостивым даром Юпитера. Юпитер, собственно говоря,
может господствовать над всеми мыслями человека. Он является тем, у кого человек находит современные мысли всего Универсума, если делает их доступными для себя. Но и Юпитер отступает в сторону, дает человеку мыслить как свободному существу. А свободный элемент находится в речи по милости Марса. ... Между деяниями и импульсами планетарных индивидуальностей стоит Солнце, творя гармонию между тем, что освобождает человека и что определяет его судьбу. ... Лишь тот понимает, что содержится в пылающем солнечном свете, кто видит эту сплетенность жизни судьбы и свободы. ... в раскаленном жаре выступает необходимость судьбы, а в пламени судьба растворяется в свободу, и снова свобода, если она неправильно употребляется, уходит по кругу к действующей субстанциональности Солнца. Солнце — это некоторого рода пламя, в котором свобода фосфорически является во Вселенной, и оно, в то же время, является субстанцией,
в которой собирается зола неправильно использованной свободы как судьба, которая может действовать далее, пока эта судьба не сможет снова перейти в фосфоресцирующую в пламени свободу". 228 (1) Перейти к данному разделу энциклопедии
461. "Все, бывшее водной субстанцией на древней Луне, на современной Луне оледенело — это нужно понимать и физически. 99 (10) Перейти к данному разделу энциклопедии
462. "С выделением Луны в воздухе убавилось содержание серы, он стал более приближаться к современному состоянию. Начало также осаждаться то, что было растворено в жидкости, и из этого стали образовываться горообразные включения. Вода все более приближалась к современному состоянию. Зато Луна, имевшая в своем окружении то, что в Земле содержалось внутри, образовала вовне совсем рогообразные толстые массы; на них взираем мы теперь вверх. Они не таковы, как наше минеральное царство, но как если бы наше минеральное царство стало рогообразным, а потом остекленело, сделалось исключительно твердым, тверже, чем любое рогообразное, какое мы имеем на Земле; однако же не совсем минеральное, а рогоподобное. Поэтому так своеобразен облик лунных гор. Эти лунные горы выглядят как рога, которые туда насадили. Они образовались так, что в них можно воспринять органическое, которое некогда было соединено с жизнью". 354 (2) Перейти к данному разделу энциклопедии
468. "На Венере обитают существа, чья исполненная мыслей речь обнаруживает большую логику, их лица выражают высокую мораль". "Существа Луны действуют инстинктивно, существа Марса — сознательно, Венеры — в высшей степени духовно; но злые существа Венеры — бессознательно". 98, с. 256,258 Перейти к данному разделу энциклопедии
13. "В Эфесских Мистериях получали переживание, в котором чувствовали себя в виде светового облика, поскольку эфесские ученики и посвященные делали для себя особенно живым это обретение своего светового облика через Луну. В Эфесе было нечто учреждено. Кто в местах посвящения давал воздействовать на себя этому, действительно целиком погружался в вырабатываемый Луной, преображенный солнечный свет. И тогда к нему звучало, как бы приносимое Солнцем: I О A. Это I О A человек сознавал как нечто такое, что делает подвижным его Я и астр.тело. — I О — Я, астр. тело, и приход светового эф.тела в A — I О A . Человек чувствовал себя, когда в нем вибрировало I О A, как Я, как астр.тело, как эф.тело. А затем как бы от Земли звучало, поскольку человек был погружен в космическое, как бы от Земли звучало то,
что пронизывало I О A и это было еh — v. Это были силы Земли, которые выступали в eh — v. И так чувствовал он в Iehova всего человека. ... этим эфеcский ученик наполнялся как последним при нисхождении из духовного мира. Но в то же время переживание I О A было таким, что человек внутри света чувствовал себя как этот звук I О A. Как человек он тогда был звучащим Я, звучащим астр.телом, блистающим в свете эф. телом. Тогда человек был звуком в свете. Таков он — космический человек. ... Затем эфесский ученик чувствовал себя, если он чувствовал несомым в себе это I O A, как бы перенесенным в сферу Луны. Он принимал участие в том, что можно наблюдать с т.зр. Луны. Здесь он был человеком вообще. Лишь при нисхождении на Землю он становился мужчиной или женщиной. Здесь же человек чувствовал себя перенесенным в
области доземного бытия, но пришедшим от Земли. Эфесские ученики особенно интимно чувствовали эту перенесенность в сферу Луны. И они несли в своем сердце, в своей душе то, что они сопережили, и оно звучало им следующим образом: Из мира произросшее существо, ты в световом облике, Усиленное Солнцем, пребываешь во власти Луны, Тебе дарит Марс творящее звучание, И Меркурий — движущие конечности колебания, Тебя освещает Юпитера сияющая мудрость И Венеры любовь несущая красота; Сатурн древнемировую духа сокровенность Посвящает тебе в пространственном бытии и временном становлении! Это было тем, что пронизывало каждого эфеcца.
Он причислял его к важнейшему, что пульсирует в человеке". Первые две строки, их Мироздание говорило эф.телу. Затем человек чувствовал себя во власти лунного света и к нему звучал Марс, затем другие планеты. Сатурн сводил все в одно — внутреннее и внешнее, дабы человек, облекшись физ.телом, мог сойти на Землю. Внутренне светлой, красочной была духовная жизнь в Эфесе, и в ней содержалось все то, что сводится в единство в Пасхальной мысли, все, что человек знал о своем истинном достоинстве в космосе. Те, кто в течение года странствовали от одних Мистерий к другим, все снова убеждались, что нигде кроме Эфеса так светло и внутренне не звучит гармония сфер, будучи воспринятой с лунной т.зрения, где является сверкающий астральный свет мира, мерцающий в Луне солнечный свет. "О, сколь безгранично много произошло в ходе столетий для тех,
кто принадлежал к тому храму в Эфесе! Сколь много духовного в свете и мудрости прошло через пространство того храма. И все, что прошло через его пространство, было сообщено мировому эфиру, когда пламя вырвалось из храма. Так что можно сказать: непрерывный праздник Пасхи в Эфесе, замкнутый в храмовом пространстве, с того времени вписан, хотя и довольно трудно воспринимаемыми письменами, во все Мироздание, в эфирное Мироздание. И так происходит со многим. Многое из того, что было человеческой мудростью, было в древности заключено внутри храмовых стен. Храмовые стены исчезли, и оно вписалось в мировой эфир; и оно становится тотчас же видно, как только человек восходит к истинным имагинациям". Посвященными Эфесских Мистерий были в своем предыдущем воплощении Аристотель и Александр. Они подошли к Самофракийским Мистериям Кабиров,
и там, как напоминание о прошлом, снова пережили I O A и сопутствующий ему мантрам. Но в том воспоминании была заключена сила творить новое. "Былое мировое звучание Луны восстало перед Аристотелем и Александром, и они поняли, что означал пожар в Эфесе, как этот пожар внес в мировые эфирные дали то, что составляло тайну Эфеса; и в них обоих возникла инспирация основать мировую письменность. Только мировая письменность соcтоит не из а б в г д, а из мыслей, так возникли буквы мировой письменности. Если я вам их напишу, то они будут столь же абстрактны, как а б в г. Количество, или число Качество, или свойство Отношение Пространство Время Положение Деяние
Страдание". Эти категории Аристотель впервые сообщил Александру. И если вы выучитесь пользоваться ими, то сможете читать в космосе. "Все тайны физического и духовного мира содержатся в этих простых понятиях как в мировом алфавите". Нужно только читать с помощью этих "букв", а не останавливаться на самих буквах. Необходимо научиться жить в этих простых восьми-девяти понятиях, и в них откроется глубокий эзотерический смысл, мировая мудрость, которая покоится как бы в гробнице, сокрытой между двумя духовными эпохами. Но она должна быть снова прочитана, должна вновь воскреснуть, и это составляет задачу Антропософии и антропософов. 233 (19)
Перейти к данному разделу энциклопедии
3. Хтонические Мистерии. Элевзин 14. "Мистерии др.Греции, распались на два рода, из которых один занимался тем, что человеческое чувство возводило в духовные миры, к мировому водительству и мировой ориентации в духе; другой род занимался тайнами природы, господствующими в природе, пребывающими в земной власти силами и существами. При полном посвящении проходили через оба рода Мистерий. И затем ученикам говорилось, что они восприняли как тайны Отца, мистерии Зевса, так и тайны Матери, тайны Деметры. И если вы оглянетесь на те времена, то найдете там рядом с восходящим в высокие сферы, пусть даже с некоторой абстрактностью, но достигающим высоких сфер духовным воззрением другое, идущее вглубь, а прежде всего — что особенно важно — соединение обоих воззрений. На эту связь обоих воззрений, что человек определенные материи внешней природы несет в себе, а некоторые другие материи природы он в себе не несет, чему сегодня придают мало значения, — на это в Хтонических Мистериях Греции обращали глубочайшее внимание. Вы знаете, человек несет в себе железо, а также другие металлы: кальций, магний, натрий и т.д. Но иных металлов он в себе не несет ... с т. зр. внешнего исследования он в себе не несет ни свинца, ни меди, ни ртути, ни олова, ни серебра, ни золота. Здесь была большая загадка для посвященных греческих Мистерий ... Существовала глубокая убежденность в том, что человек — это малый мир, микрокосм. И тем не менее, в нем как будто бы не было таких металлов как свинец, олово, ртуть, серебро, золото. О посвященных др.Греции в действительности можно сказать, что их мнение об этом было таково: так только кажется. Ибо они были глубоко пронизаны знанием, что человек является истинным микрокосмом, т.е. что он несет в себе все, что открывается в мире. Заглянем немного в душу греческого посвященного. Он, напр., воспитывался так — я должен здесь в нескольких предложениях выразить то, что было длительным воспитанием, однако вы меня поймете, — что ему говорилось: посмотри, как Земля сегодня повсюду содержит в себе железо — оно содержится и в человеке; некогда, во времена, когда Земля не была Землей, но находилась в предыдущем планетном состоянии, была еще Луной или Солнцем, она также содержала в себе свинец, олово и т.д., и все существа, принимавшие участие в предыдущем образовании Земли, принимали участие и в этих металлах и в их силах, как сегодня человек принимает участие в силе железа. Но в тех преобразованиях, которые испытал древний облик Земли, только железо осталось в такой плотности и силе, что человек смог пронизать им себя. Другие металлы хотя и сохранились в Земле, но не в таком виде, чтобы человек мог быть ими пронизан непосредственно. Однако они содержатся во всем мировом пространстве, относящемся к человеку, но в исключительно тонком состоянии Когда я рассматриваю кусок свинца, то это известный серый металл. У него определенная плотность, его можно взять в руки. Но этот же самый свинец встречается в Земле как свинцовая руда, в бесконечно тонком состоянии он содержится во всем относящемся к человеку мировом пространстве и имеет там свое значение. Повсюду в этом мировом пространстве, также и там, где, по-видимому, нет никакого свинца, излучаются его силы, и человек соприкасается с силами свинца, но не через свое физ. тело а через эф.тело. ... Далее ученик греческих Хтонический Мистерий узнавал, что как Земля бесконечно богата железом, так что житель другой планеты мог бы назвать ее железным царством — по богатству железа ей родственен только Марс, — так Сатурн богат свинцом. Чем для Земли является железо, тем для Сатурна является свинец. И было необходимо усвоить — это изучал ученик Хтонический Мистерий в Греции, — что однажды, когда произошло отделение Сатурна от всеобщего планетного образования, каким некогда была Земля ... произошло особое разделение свинца. Сатурн, так сказать, взял свинец с собой и благодаря своим планетарным жизненным силам и своему планетарному теплу удержал его в таком состоянии, что смог всю планетную систему, куда входит ведь и Земля, пронизать этими тонко рассеянными силами свинца. ... Ученик узнавал: наши органы чувств, а именно глаза, могли бы заполнить всего человека, не дать ему прийти к самостоятельности. Человек только бы видел, но не смог бы об увиденном размышлять, не смог бы отступить от увиденного и сказать: я вижу. Он был бы весь заполнен зрением, если бы не было этого действия свинца. Действие свинца делает человека самостоятельным в себе, противопоставляет его как Я способности воспринимать внешний мир, живущий в нем. И эти силы свинца сначала вступают в эф. тело человека, а затем оттуда некоторым образом пропитывают собой его физ.тело. Благодаря этому человек получает способность вспоминать, получает силы памяти. И то был великий момент, когда греческий ученик Хтонических Мистерий после того, как он научался понимать такие вещи, приводился к следующему. Ему с возможно большей праздничностью показывалась субстанция свинца. Его чувства тогда направлялись к Сатурну. Перед его душой проводилось родство Сатурна с земным свинцом. Ему тогда говорилось: каким ты видишь свинец, таким его хранит в себе Земля. Но Земля в своем настоящем состоянии не может дать свинцу непосредственно такую форму, чтобы он мог действовать в человеке. Сатурн же с его совсем другим, тепловым состоянием, с его внутренними жизненными силами излучает свинец в планетарное пространство, и благодаря этому ты являешься самостоятельным человеком, ты являешься человеком, способным вспоминать. Подумай о том, что ты являешься человеком только благодаря тому, что ты сегодня еще знаешь то, что знал 10-20 лет назад. Подумай только о том, какой ущерб потерпело бы твое человеческое, если бы ты не носил в себе того, что в тебе было 10-20 лет тому назад. Сила твоего эго тогда бы расщепилась, если бы в тебе в полной мере не присутствовала сила воспоминания. Ты обязан им тому, что лучится в тебя от далекого Сатурна. Это сила, которая в земном свинце приходит к покою и в спокойном состоянии больше уже не может действовать на человека. ... Колоссальное впечатление производило это на ученика, когда с большой праздничностью, но серьезно, не с сентиментальной праздничностью, ему преподносились подобные вещи. А затем он также учился понимать: да, если бы действовали только эти силы свинца-Сатурна, если бы только силы свинца-Сатурна давали человеку я-способность, способность воспоминания, то он полностью был бы отчужден (от Земли) Космосом. ... Он стал бы в некотором роде отшельником в земном бытии, инспирируемым в воспоминаниях Сатурном. И здесь ученик узнавал, что этой силе Сатурна должны быть противопоставлены другие силы: силы Луны. Представим себе, что эти силы действуют одна навстречу другой из противоположных направлений, сливаясь одна с другой на Земле, т.е. подступая к человеку. Что Сатурн дает человеку — это берет Луна; что Сатурн берет у человека — это дает Луна. Как Земля имеет в железе силу, которую человек может внутренне перерабатывать в себе, как Сатурн имеет силу в свинце, так Луна имеет силу в серебре. Также и серебро в том состоянии, в котором оно находится на Земле, не может входить в человека. Но вся сфера, которую занимает Луна, фактически пронизана тонко распределенным серебром. Луна действует тогда, когда ее свет приходит в направлении от созвездия Льва. Тогда человек через действие сил серебра получает противодействие воздействию сил свинца Сатурна и, т.обр., не отчуждается макрокосмосом, несмотря на то, что из Мироздания он милостиво инспирируется силами воспоминания. И то был особый праздничный момент, когда в одну из ночей, когда Сатурн и Луна т.обр. стояли напротив друг друга и были видны, греческому ученику объяснялось: посмотри вверх на кругообращающийся Сатурн. Ему ты обязан тем, что является замкнутым в тебе человеком. И посмотри на другую сторону, на сверкающую серебром Луну. Ей ты обязан тем, что можешь выносить силы Сатурна, не растворяясь при этом в космосе. Видите ли, т.обр. — в непосредственной связи человека с космосом — в Греции занимались тем, карикатура на что позже была названа астрологией. ... Затем ... когда все это глубоко вписывалось в душу ученика он, например в Мистериях Элевзина, как это вообще было принято — вы это видели при описании мною других Мистерий, напр. Гибернийских, — приводился к двум статуям. Одна их них представляла собой Отчее Божество, Которое было окружено планетными и солнечными знаками. Эта отчая статуя являла ученику, напр., сияющий Сатурн, но сияющий так, что ученик вспоминал: да, это свинцовое сияние космоса, — как с Луной он вспоминал: да, это серебряное сияние Луны; и так в связи с каждой отдельной планетой. Т.обр., в статуе, представляющей Отчее, являлось то, что как тайны сияло от планетного окружения Земли, что было родственно отдельным металлам Земли, ставшим внутри Земли непригодными для человеческого внутреннего. Смотри, говорилось ученику, здесь перед тобой Отец Мира. Отец Мира несет в Сатурне свинец, в Юпитере — олово, в Марсе — родственное земным существам железо, но совсем в другом состоянии, в Солнце — сияющее золото, в Венере — сияюще-текущую медь, в Меркурии — сияющую ртуть, в Луне — сияющее серебро. Ты несешь в себе только то из металлического, что смог усвоить из планетарных состояний, в которых Земля пребывала ранее. В настоящем состоянии ты можешь усвоить только железо. Но, как земной человек, ты не являешь собой целого. То, что показывает тебе Отец, встающий перед тобой в металлах, — это не может существовать в тебе сегодня в земном бытии, ты должен это получать из космоса. В Отце ты имеешь свое другое, когда ты берешь себя как человека, проходящего через планетарные преобразования Земли. Только тогда ты являешься целым человеком. Здесь, на Земле, ты стоишь как часть человека. Другое несет Отец вокруг Своей головы и в Своих руках перед тобой. Ты являешься лишь тем, что несет Тот, Кто стоит здесь перед тобой. ... Те металлы, которые ты теперь знаешь на Земле, являются трупами прежних сущностей металлов. ... И в духе, как в реальном видении, статуя истинных Мистерий Элевзина становилась живой и протягивала (другой статуе) женскому облику, который стоял рядом, то, чем тогда были металлы. Женский облик брал эти прежние облики металлов — в видении ученика — и обволакивал их тем, что Земля, как таковая, может дать из себя. Так созерцал ученик этот удивительный процесс: здесь сияла, опять-таки, символически, из рук Отчей статуи, металлическая масса, а к ней подступало то, чем была Земля: например, известь и т.п. камни выступали навстречу тому, что здесь сияло, и окружали металлические излияния земной субстанцией, когда с любовью протянутые руки Материнской статуи принимали то, что Отчая статуя протягивала как металлическую силу Материнской статуе. Переживание производило огромное, потрясающее впечатление, ибо в нем человек видел взаимодействие космического с земным в ходе эонов. И человек учился правильным образом ощущать то, что являет Земля. Рассмотрите однажды металлическое, находящееся в Земле. Оно кристаллизовано, окружено некоего рода корой, происходящей из Земли. Металлическое приходит из космоса; идущее от Земли приемлет с любовью приходящее из космоса. ... Таков один из аспектов "матерей", к которым нисходит Фауст. Он нисходит в то же время в доземные времена Земли, чтобы видеть то, как материнская Земля воспринимала в себя отчее даяние Космоса. Через все это в учениках Элевзинских Мистерий внутренне возбуждалось сочувствие с Космосом, внутреннее сердечное знание того, чем, собственно, в действительности являются природные продукты и природные процессы на Земле. ... Когда греческий ученик проделывал все это, когда совершалось подобное душевное углубление перед Отчей и Материнской статуями, где в его душе представали идущие навстречу друг другу силы Космоса и силы Земли, тогда он вводился, так оказать, в сокровеннейшее святилище. Там перед ним вставал образ: женский облик с младенцем, сосущим грудь. И тогда его вводили в понимание слов: и это есть Бог Якхос, который однажды придет. Так греческий ученик учился заранее понимать Христианство. Опять-таки, Христос спиритуально представлялся посвящаемым в Элевзине. В то время Христа должны были познавать как Грядущего, как Того, Кто был еще ребенком. Мировым ребенком и должен был сначала возрастать в Космосе. Телестами называли посвящаемых: теми, кто должен смотреть на цель земного развития. А затем пришел большой перелом. Пришел перелом, со всей остротой выразившийся также и в истории в переходе от Платона к Аристотелю". 232 (10) Перейти к данному разделу энциклопедии
|