BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





ЛУНА (планета) — лунные Учителя



Лунные учителя

604. "Большие учителя и воспитатели человечества, принесшие некогда на Землю прамудрость, ту высо¬кую, удивительную прамудрость, от которой в Ведах и Веданте сохранился лишь отзвук, они теперь живут внутри Луны..." 228 (4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Луна (жители, фазы)

548. "Население Луны (духовное), под чьим водительством некогда находились вожди человечества, имеет совсем другие суждения, чем земное население. Земное человечество, собственно, лишь сегодня в жизни между рождением и смертью, в земном бытии проделывает то, что лунное население проделало в далеком прошлом. Если исчислять в земных годах, то мы должны сказать, что лунное население более 15-ти тысяч (земных) лет тому назад проделало то, что человечество проделывает ныне. Более 15-ти тысяч лет тому назад лунное население пришло к тому, пришло к такому суждению, в котором слились при­родное и моральное. ... Мы говорим: природа еще движется под властью аморальной необходимости. Если даже отдельные животные, отдельные растения, отдельные минералы, будучи рассмотрены в их обособлен­ном бытии, не позволяют применить к ним моральные суждения, то их творение, факт их существования в мире проистекает все же из космического морального суждения.
     Лунное население обладает этими космическими моральными суждениями. Поэтому мы должны, пройдя врата смерти, слышать в связи с этим лунным населением то, что говорит космос относительно наших мыслей, желаний, ощущений и поступков, которые мы имели на Земле. Вся наша земная жизнь некоторым образом выставляется в свете космического суждения. И мы узнаём, какую ценность для всего Мирозда­ния имеет то, что мы делаем здесь, на Земле". Тогда рождается импульс поправить в ближайшей земной жизни сделанные ошибки, импульс для кармы. 227 (11)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

746. "Все яснее и яснее делалось наше сознание по мере того, как мы проходили через сферы Меркурия и Венеры и вступали во все новые сферы небес. Но при возвращении к новой жизни на Земле сознание затуманивается и мало-помалу темнеет. На возвратном пути в период жизни в сфере Меркурия мы имеем со­знание, которое яснее, чем любое сознание в земной жизни. Но когда мы возвращаемся в сферу Луны ... наше сознание начинает меркнуть". И уже на Земле оно превращается в силу роста. Сознание у младенца превратилось в сон. А когда 10 лунных месяцев эмбрион зреет в теле матери, то все множество пра-учителей человечества в сфере Луны занято тем, чтобы затемнить космическое сознание человека, ослабляя его до сонного сознания.231 (4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Договор Лунных Учителей с Люцифером и Ариманом

849. "Первые Учителя человеческого рода на Земле не были людьми. Они были сущностями, стоявшими на лестнице эволюции значительно выше людей, и в Мистериях они появлялись не в физ., а в эф. теле, кото­рое в дальнейшем они в большей части оставили, и теперь пребывают в астр. телах. Эти пра-Учителя оста­вили Землю и перешли в космос, на Луну. ... Такова первая область, в которую вступает человек, пройдя врата смерти; здесь протекают его первые переживания. Постарайтесь представить себе живую картину того, как со своей моральной — или аморальной — физиономией человеческое существо входит в область физи­ческого и духовного излучения Луны и прежде всего видит себя и другие человеческие существа, каждое из которых обладает своим физиономическим обликом. Оно видит не физическим зрением, а узнает об окружаю­щем при помощи своего рода "чувствующего" восприятия, почти с помощью касания, но касания на расстоя­нии. Я бы мог описать это следующим образом. Одно человеческое существо в этой области приближается к другому человеческому существу. ... и сразу старается придать себе физиономический облик, подобный проявляемому другим существом. Но если человек был настоящим негодяем в своей земной жизни и, пройдя теперь сквозь врата смерти, старается сделать это вблизи того, кто был очень хорошим человеком, чтобы ощутить в своем физиономическом облике то же самое, то для него это окажется невозможным. Несмотря на все его усилия, он будет продолжать раскрывать физиономию негодяя. Другое ему не удастся. Из этого вы види­те, что некоторое время после смерти можно видеть только тех человеческих существ, которые также прошли врата смерти и в моральном отношении были подобного вам рода. Таково первое впечатление. Оно носит характер резкого осуждения, ибо ... говорит: каковы они, таков и ты сам! Ты вообще мо­жешь находиться лишь среди таких людей, каков ты сам! — Других человек сначала не видит, не воспринимает. Хотя на Луне и присутствуют Учителя мудрости, но там присутствуют и ариманические суще­ства. И, смотрясь в других, человек с отчаянием узнает, что он похож на эти ариманические облики. Анге­лы же скрыты от его взгляда, т.к. к их формам он не может приблизиться. Так снова человек переживает суровое осуждение.
     "Третье переживание, которого человек никак не может миновать, состоит в следующем. Он осознает: это первая область — через которую я прохожу — мудрых, добрых пра-Учителей человечества. — Он должен получить это впечатление, ибо оно заключается в особом соотношении между ариманическими существами и пра-Учителями человечества".
     "Ариманические существа постоянно стараются своим мрачным способом льстить и обхаживать пра-Учите­лей, стремясь завоевать их на свою сторону. Им хотелось бы удержать Землю на определенной стадии ее раз­вития и помешать дальнейшему прогрессу. Ариман постоянно говорит: эволюция человеческих существ достиг­ла определенной точки, и теперь она должна сделать остановку. Я решил, что человеческие существа должны затвердеть в этом пункте и продолжать свое дальнейшее путешествие в космосе как затвердевшие, жесткие существа, не как существа, вовлеченные в эволюцию. — Вот что каждую ночь шепчут в уши людей ариманичес­кие существа. Этого же они хотят и в отношении Земли; они хотят удержать ее на данной ступени эволюции". Великие же Учителя, они некогда учили людей в Мистериях, но ради свободы человеческой воли они затем удалились от Земли. Ибо их мудрость была способна говорить только к инстинктам. Но когда Учителя были на Земле, ариманические существа всячески старались их там удержать, чтобы инстинктивная мудрость всег­да оставалась на том уровне. И некоторые надежды сохранились у них и поныне в сфере Луны. Они пытаются убедить пра-Учителей приблизиться к умершему человеку. И в этом им помогают души с физиономией зла. Сами же души слышат от ариманических существ о пра-мудрости, однако Учителей видеть не могут. И это как тяжелое осуждение ложится на души; они сознают: те, кто дал человеческому роду первый импульс, они скрыты от меня, я не могу их видеть, я отброшен. По меньшей мере частично, описанные испытания прихо­дится проходить большинству людей, ибо почти в каждом человеке есть изрядная доля плохого, и ни одно человеческое существо не бывает полностью добрым. Чем больше в человеке хороших свойств, тем легче он преодолевает влияние ариманических существ и может понимать существо Ангелов, что, прежде всего, про­питывает его силами воли. После смерти решающей оказывается воля, она сама делается познанием, всем миром жизни человека. Он должен выполнить волевой акт, сформировать себя определенным образом, чтобы нечто увидеть, познать. 231(3)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

850. "Существа, которые некогда, в начале земного бытия, выступали как великие Учителя пра-мудро­сти, впоследствии удалились на Луну для того, чтобы столь широко, как это только возможно в их царстве, приводить в правильное отношение к человеческой жизни люциферическое и ариманическое".
     "В силах наследственности лежат ариманические силы. И когда человек несет в себе много этих импуль­сов наследственности, то он имеет телесность, к которой Я не может хорошо подойти. Такова тайна многих человеческих существ: они несут в себе слишком много импульсов наследственности. Теперь это называют "дурной наследственностью". Следствием ее бывает то, что Я не может целиком заполнить все отдельные органы телесности, и тело некоторым образом развивает собственную деятельность, наравне с импульсивностью Я, которая также входит в эту телесность. ... Но человеку приходится приспосабливаться также к внешним отношениям. Подумайте только, как сильно человек подлежит приспособлению к внешним отношениям, какое влияние оказывает на него климат и другие географические отношения. Это влияние чисто природного окружения особым образом используется мудрыми водителями человечества". Пример: отличие спартанцев от афинян основывалось на том, что гимнастическое воспитание детей у спартанцев велось так, что они занимались гимнастикой, не обращая внимание на погоду; афиняне же, на­против, заботились о том, чтобы во время гимнастики соответствующим образом действовало Солнце. Поэто­му у первых кожа делалась непроницаемой, и все для ее развития приходило изнутри. Вторые же не пользо­вались песком и маслом, но подставляли свою кожу Солнцу. Поэтому спартанцы говорили мало и содержатель­но, а афиняне — прекрасно. И вообще северяне всегда сдержаннее в словах, экономнее в жестах, чем южане. Северянам приходится развивать сильные внутренние импульсы для порождения теплового, поскольку оно не приходит извне.
     "На приспособляемость человека (к окружающему миру) оказывают влияние люциферические существа. Они могут подходить к человеку, когда он образует отношение к внешнему миру. Они запутывают человеческое Я во внешнем мире, и таким путем часто приводят его к заблуждению относительно кармы. ... Ибо не всё приходящее из внешнего мира содержится в карме; оно еще только должно войти в нее через различ­ные нити и связи, чтобы в будущем пребывать в ней.
     Так в человеческой жизни ариманическое и люциферическое интимно взаимосвязаны. И это должно быть урегулировано в совокупном развитии человечества. Поэтому стало необходимым, чтобы пра-мудрые Учителя человечества, поскольку они не могли осуществлять это регулирование с Земли — т.к. его нельзя осущест­влять, когда человек живет на Земле, а вне земной жизни его нет на Земле, — ушли с Земли и продолжили свое бытие на Луне. А затем, переместившись на Луну — здесь я должен пользоваться человеческой речью, тогда как это следовало бы облечь совсем в иные словообразы, — пра-мудрые Учителя во время их лунного бытия искали заключить договор с ариманическими и люциферическими силами. Чело­веку особенно вредило выступление ариманических сил в его бытии после смерти. Ибо, пройдя врата смерти, человек несет последствия зла в своей душе и поэтому целиком находится в ариманическом окружении и даже в ариманических воззрениях. Он сам имеет ариманическую физиономию. Он способен воспринимать только тех человеческих существ, которые также несут на себе ариманическую физиономию. И так это должно оставаться просто душевным переживанием человека. Но если бы Ариман смог повлиять на астр. тело, то оно стало бы силой, в которой Ариман смог бы пульсировать внутри человека, и такого не только нельзя было бы выровнять кармически, но эта сила сделала бы человека совсем близко родственным Земле, привела бы его к сильной связи с земным. ... было бы основано, так сказать, ариманическое земное человечество.
     Поэтому пра-мудрыми Учителями человечества, современными жителями Луны, был заключен договор с ари­маническими силами; исходил он от ариманических сил. На основании, о котором я скажу позже, был заключен договор в полном смысле этого слова, по которому ариманическим силам было предоставлено право влиять на человека до того, как он сойдет в земное бытие ... И это влияние выразилось в том, что стала возможной наследственность. ... с другой стороны, они отказались от влияния на человече­ское развитие после смерти.
     Противоположного характера договор был заключен с люциферическими существами. Они должны были влиять на человека не при его нисхождении к земному бытию, а после прохождения врат смерти".
     Так было урегулировано внеземное влияние ариманического и люциферического благодаря великим пра-мудрым Учителям человечества. Но человек зато остался подвержен импульсу наследственности, идущему от Аримана, и физическому окружению, климату, духовно-душевно-социальному окружению, действующему через воспитание, жизнь и т.д., приходящему от люциферического воздействия. "Человек, таким образом, пришел к отношению со своим природным окружением, и в этом природном окружении могут действовать ариманическое и люциферическое". Когда вы стоите в поднимающемся тумане, то ясновидчески могли бы пережить, что в нем действует центробежная тенденция. По этой причине люди, живущие в туманных обла­стях, легко впадают в меланхолию. Это обременяет волю. (Ее, правда, можно обременить и иным путем, концентрируясь, например, на мышцах и так пытаясь почувствовать их.) "В восходящем тумане от Зем­ли в мировое пространство поднимаются ариманические духи, которые таким образом расширяют свое зем­ное бытие.
     И опять-таки, совсем иное возникает, когда вечером или утром вы обратите взор в дали и увидите там облака, а на них — солнечный свет". Несколько дней тому назад здесь, в Дорнахе, ближе к ве­черу можно было видеть, как некий род красного (червонного), солнечного золота воплотился в облака и вызвал различнейшие удивительные облики. В тот вечер с особой интенсивностью светила Луна. "В том, что в атмосфере в текучем свете ложится на облака, живут люциферические духи..." (Чтобы их уви­деть, нужно дать мыслям идти вместе с меняющимися обликами и светом облаков; вместо четких контуров нужно дать мыслям метаморфизироваться, становиться то уже, то шире вместе с облаками. Нужно почувст­вовать мышление как дыхание в свете.) Итак, человек заключен между наследованием и приспособлением, и он хочет привести их в равновесие. Вовне, в природе, также устанавливается равновесие, когда вос­ходящее в туманах ариманическое закругляется люциферическим в облака, а затем возвращается на Землю. На облака ложится свет — Люцифер. Для Аримана облака — граница.232(2)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Управители кармы

1151. "С кармой человека связаны существа, некогда бывшие великими пра-Учителями челове­чества, которые ... ныне населяют Луну; так что мы встречаем их в начале жизни между смертью и новым рождением. Эти существа вписывают глубоко в мировой эфир правильными душевно-духовными письменами то, что является человеческой кармой".236(20)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Интеллигенция и планеты

1658. "Золото служит импульсом для оживления человеческого мышления, так что человеческое мышление может действовать вплоть до эф. тела. ... Через золото я-организация способна действовать до эф. тела. А эф. тело может действовать далее на физ. тело. Золото обусловливает тот факт, что человек может сильно удерживать мысли вплоть до эф. тела.
     А что является противоположным полюсом этому? — То, что на рисунке показано идущей навстречу стрелкой. Это противодействие возникает, когда жизненный воздух, кислород, усваива­ется чем-либо в человеке или в природе. И как золото невосприимчиво в отношении кислорода, отталкивает его, не хочет иметь с ним дела и потому сначала не име­ет никакого влияния на эф. и астр. тела, но только на мир мыслей я-организации, так углерод имеет непосредственное родство с жизненным воздухом. Мы выдыхаем углекислоту, мы производим углекислоту, связываем углерод с кислородом. Расте­ние нуждается в углекислоте для жизни. Углерод противоположен золоту".
     В Мистериях древности углерод называли камнем мудрых. На Земле углерод встре­чается в разных состояниях: как алмаз, графит, уголь, антрацит. Ученики Мисте­рий, проходившие лунное подготовление (а существовало не только солнечное, но и лунное подготовление), познавали иное. "Это была тайна древних Мистерий: углерод является на Луне серебром. Углерод — это камень мудрых, и на Луне он являет­ся серебром". И в древней Алхимии (а не в позднейшем шарлатанстве) существовало воззрение, что обычный черный уголь на Луне превратится в серебро. Связь же золота с мышлением являлась солнечной тайной. Подставляя свою душу воздействию Солнца, ученик древних Мистерий приходил в связь с интеллигенцией самого Солнца. Но он приходил в связь также и с интеллигенцией Луны. "Интеллигенцию Луны познавали как тех, кто некогда были великими Учителями земного человечества, кто учили пра-мудрости на Земле. Это были те Учителя, которые сегодня, я бы сказал, с Луны дают действовать своим силам, своим импульсам. ... с от­делением Луны от Земли они основали на ней свою колонию.
     Такова была тайна углерода-серебра, связанная с той интеллигенцией, которая некогда была на Земле, а ныне является лунной интеллигенцией".
     Существовала также тайна Венеры. Истинная Венера вся находится в астральном мире, в астральном све­те. "Физический свет Венеры представляет собой нечто иное, чем, напр., физический солнечный свет. Физи­ческий солнечный свет имеет нечто родственное с тем, что может жить на Земле как на Земле возникший свет. То, чем является свет Венеры, есть нечто детское, лишь отражение солнечного света; это светит уже из духовного мира. И если этому свету дать воздействовать на душевное существо, то человек познает, какая интеллигенция связана с Венерой. Это интеллигенция, которая противоположна, которая, я бы ска­зал, живет в постоянной оппозиции к интеллигенции Солнца. И большую роль в древних Мистериях играла эта противоположность между интеллигенцией Венеры и интеллигенцией Солнца. С определенным правом говорилось о войне интеллигенции Венеры против интеллигенции Солнца. Имелась исходная точка такой борьбы, где интеллигенция Венеры начала борьбу с интеллигенцией Солнца. Существовало восхождение, кульминация, существовали катастрофы, кризисы; и в том, что находилось здесь между экспозицией и катастрофой или кризисом, имелся отрезок большой оппозиционной борьбы, разыгрывавшейся в духовном мире, которая во вне­шних знаках проявлялась лишь в астрологических, астрономических отношениях между Венерой и Солнцем. В том, что здесь разыгрывалось, имелись следующие одна за другой фазы. И ни один человек не может понять внутренних импульсов, живущих в земной истории, если не знает борьбы между Венерой и Солнцем. Ибо земные войны, разыгрывающиеся в развитии цивилизации, являются лишь отображением войны Венеры с Солнцем.
     Это сознавали в др.мистериях. Такое знание там было, ибо существовало отношение между человеком и интеллигенцией космоса".
     А затем пришло время Х-ХV веков, когда в алхимической лаборатории уже не достигали космической интелли­генции, но только духов природы. "Еще до ХV в. духи природы подходили к правильно подготовленному розенкрейцерскому исследователю; это еще случалось". О древней же связи с космической интеллигенцией, с тайной золота-Солнца, угля-серебра-Луны, с тайной Венеры знали из преданий. Хотя для средне­векового алхимика эти предания не были особенно важными. О связи человека с космической интеллигенцией ему рассказывали и сами духи природы. И большую боль причиняло средневековому исследователю то, что рассказывали ему природные духи — сильфы, гномы и т.д. — о былых временах, об отношении к космической интеллигенции, которое сами эти духи еще сохраняли, и от чего человека отделила пропасть. Трагизм этого переживания был куда глубже, чем его выразил Гете в "Фаусте". Наравне с этим выступало и другое, берущее свое начало от Аристотеля, что, в свою очередь, также происходит из Мистерий.232 (14)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     925
. "Нужно иметь в виду эту разницу между "быть связанным с физ.телом и благодаря этому быть внутри физ.тела" и "не быть связанным с физ.телом и все же быть вставленным внутрь физ.тела". Здесь есть разница, и в силу ее возникает имагинативное познание, для которого необходимо оставаться внутри физ.тела, совсем не выходя из него и тем не менее быть независимым от него.
     Когда вы со своей духовно-душевной жизнью остаетесь в физ.теле, то вы его наполняете, если даже и не связаны с ним. Вы наполняете его. Я могу схематически изобразить это так. Возьмем обычное состоя­ние дневной жизни человека. Представим себе здесь физ.тело (см. рис.а, светлое), здесь эф.тело (лиловое), а здесь духовно-душевное (желтое). В этом состоянии человек повсюду связан своим эф.телом с мышцами, костями, нервами, со всем физ.телом. Эта связь существует повсюду. А теперь представим себе для сравнения следующее: вы имеете пористый глиняный сосуд и наливаете в него воду, вода заполняет поры этого глиняного сосуда, она втекает в эти поры. Но может быть и так, что у вас не пористый гор­шок и он совсем не вбирает воду: тогда вода находится только внутри горшка и не имеет никакой связи с его внутренними стенками. Таков бывает человек, находясь в имагинативном познании внутри своего тела: в этом случае эф.тело не входит в мышцы, в кости и т.д. Это можно нарисовать так: физ.тело (рис.б.); эф.тело теперь остается с самим собой, а внутри находится душевно-духовное человека. Только внутри человека эф.тело выделяется. Вследствие этого выделения оно должно стать, естественно, воспринимаемым, когда человек снова вернется в прежнее состояние, ...при этом он не только устанет, но почувствует себя тяжело, сильно почувствует тогда свое физ.тело, поскольку ему ведь придется снова вползать в него.
     Так обстоит дело при имагинативном познании, но не при инспиративном. Инспиративное познание, на­ступающее, как я это уже вам описывал, при пустом сознании, обусловливает состояние, при котором человек со своим душевно-духовным находится вне своего физ.тела. Здесь (рис.в.) духовно-душевное нахо­дится вне физ. и эф. тел.

     Внешняя конфигурация должна быть, т.обр., как во время сна. Человек должен со своим Я и астр.телом быть цели­ком вне эф.тела. Только тогда впервые наступает инспиративное сознание. Но когда теперь человек возвращается в свои физ. и эф. тела, то замечает, что в них что-то находится, что эти физ. и эф. тела вовсе не таковы, ка­кими он их знал ранее, но в них нечто находится. И это очень важно. Это важно потому, что благодаря знанию об этом вырисовывается весь процесс посвящения. ...
     Вспомните, что я говорил вам вчера (лекция от 25.5.1924): когда человек оглядывается назад и перед ним встает панорама воспоминаний, а затем эта панорама воспоминаний гасится через инспиративное позна­ние, когда человек, т.обр., вступает в инспиративное познание, то в нем он воспринимает то, что находи­тся в физ.теле. Выключая панораму воспоминаний первых семи лет после рождения, время от рождения до смены зубов, человек воспринимает, что в его физ.теле было существо Ангела. Человек действительно в одном существе воспринимает третью Иерархию. Т.обр., физическое состояние здесь таково: человек выходит из своего физ.тела, возвращается в него снова как в свой дом и вот встречает там своего Ангела, когда оглядывается на время от рождения до 7 лет".
     "И опять-таки, когда человек оглядывается на время своей жизни от 7 до 14 лет, а затем возвращает­ся в свое тело, то он находит в нем существо Архангела. Это существо, естественно присутствовало там также от рождения до 7 лет. Человек не находит его там только в том случае, если смотрит на панораму этого первого семилетия. И так это бывает при обратном взгляде, когда человек затем возвращается извне в свое тело: там внутри находятся все существа высших Иерархий. Только к этому роду самопознания, что тело является носителем существ высших Иерархий, не прийти иначе, как только выйдя сначала вовне, а за­тем снова возвратившись в свое тело".
     Здесь необходимо еще сказать нечто о звездах. Все они населены духовными существами, но звезды, планеты, будь то Меркурий или Сириус, являются, так сказать, центром тяжести этих существ. "Все духовные существа космоса, имеющие хоть какое-либо отношение к Земле, не могут существовать в Мироздании так, что о них можно бы было сказать, что они населяют только Марс или Венеру. Как парадоксально это ни звучит, я все же должен сказать: божественные существа, принадлежащие к Земле и населяющие Марс, Венеру, Юпитер и т.д., а также жители Солнца, были бы слепыми, если бы только населяли Солнце или Марс, или Юпитер. Они были бы так же слепы, как бы­ли бы слепыми мы, не имея глаз. Они присутствовали бы здесь, они действовали бы так, как можем ходить и брать мы, будучи слепыми, — это, естественно, мыслится в божественном роде, — но они не воспринимали бы через определенные способности восприятия того, что происходит в космосе. Но вы тогда поставите вопрос: а где же находятся глаза, способность восприятия у богов? Где она? Видите ли, эта способность восприятия богов находится вблизи Луны, нашей соседки в космосе. Все божественные существа Солнца, Меркурия,Марса, Юпитера, Сатурна имеют в Луне свои глаза". Луна же некогда была связана с Землей. "И тогда глаза богов были связаны с Землей. Боги смотрели с Земли в Мироздание. Поэтому также великие пра-учителя мудрости смогли тогда дать ее человечеству. Ибо когда они жили на Земле, то глазами Богов смотре­ли в космос, поскольку Луна была связана с Землей. А когда Луна ушла прочь, то в течение некоторого времени они могли видеть из воспоминания, видеть то, что тогда было увидено глазами человечества, мог­ли поучать богов, а затем смогли найти свой путь к Луне и основали там колонию, где они пребывают и поныне, дабы мочь видеть глазами богов.
     Подумайте также о другом: Ягве управлял иудейским сердцем, иудейской душой с Луны, и те великие пра-учителя человечества, принимали участие в культе Ягве, в Ягве-учении, они приходили в связь с Ягве на Луне, чтобы его глазами смотреть в космос. Луна некогда снова соединится с Землей. Тогда чело­век снова обретет на Земле возможность глазами богов смотреть в космос. Все это, как видите, факты, которые могут дать человеку истинное познание природы Мироздания. Впервые лишь тогда человек правильно смотрит на Луну, когда т.обр. смотрит на мир.
     А теперь мы получаем обоснование того, почему на Земле может развиваться свобода. До тех пор, пока Луна была связана с Землей и пока древние пра-учителя из своего воспоминания учили людей и в Мистериях сохранялось то, чему учили древние пра-учителя — а это сохранилось до ХIV христианского столетия, — до тех пор вся мудрость виделась глазами богов. Впервые лишь с 1413 г. Земля полностью утратила возмож­ность смотреть глазами богов. Тогда, с началом развития души сознательной, для людей возникла возмож­ность развивать свободу.
     Но человек на Земле обладает лишь чувственными восприятиями и рассудочным познанием, поскольку это связано с чувственно-физическим телом. В действительности дело обстоит так: если мы представим себе человека (см.рис.) — я должен это заштриховать красным, — то лишь в отношении своих органов чувств и рассудочного познания он возвышается над Иерархиями, которые в нем живут, в то время как все, что ле­жит за его рассудком, наполнено третьей Иерархией (светлозеленое). В отношении всего, что лежит за его чувствами, он наполнен второй Иерархией (грудь, оранжевое), а в отношении всего, что лежит за волей, он наполнен первой Иерархией (туловище, желтое )".
     "Нашими чувствами и рассудком мы выступаем из моря деятельности Иерархий. ... Так находим мы чело­века как жилище богов.
     Отсюда проистекает дальнейшее, дорогие друзья: если боги хотят смотреть космически, то они смотрят через Луну. Если боги сегодня хотят с Земли рассматривать космос — а это совсем иной аспект, — то они должны смотреть из человека. И род человеческий — это другой глаз богов. ... Через инициацию, через то, что осознается при возвращении в тело: что это ведь боги наполняют его, — человек учится через человеческие глаза рассматривать мир. Т.обр., инициация дает то же самое, что раньше давало богам использование ими глаза Луны.
     Все, что мы делаем в обычном сознании, намерения, которые мы реализу­ем с обычным сознанием, зависит от нас; но наша карма зависит от Иерар­хий, которые нас сформировали и образовали. Здесь вы имеете, т.обр., ис­тинных образователей совершенно иного миропорядка, того миропорядка, ко­торый исходит от морально-душевного. Это другая сторона человека, иерар­хическая сторона.
     Пока остаются с имагинативным познанием и оглядываются на собственную земную жизнь, до тех пор бывают полностью убеждены, что человек, как та­ковой, представляет собой единство; бывают также полностью убеждены в том, что определенные действия в жизни являются свободными, поскольку их совершают из единой человеческой природы. Человек мало замечает свою карму при простом имагинативном познании. Когда же наступает инспиративное познание и человек снова возвращается в тело, то он чувствует себя разделенным по мирам бесчисленных иерархий. Человек возвращается назад в тело и поначалу не знает, кто он есть. Является ли он Ангелом или сущес­твом из Иерархии Динамис, Эксузиаи и т.д.? Человек разделен в мире существ. Он распылен на множество своих сущностей, поскольку составляет со всеми этими сущностями единство.
     Через соответствующие упражнения человек может стать настолько сильным, что и в данном случае про­явит единство. Но тогда он также увидит — ведь это последействие жизни между смертью и новым рождением, — как сформирована карма через взаимодействие столь многих существ, которые находятся в нем. Бес­счетное число существ соучаствует в формировании кармы; бессчетные божественные существа действуют здесь. Т.обр., можно действительно сказать: человеческое существо только в отношении рассудочной дея­тельности и деятельности органов чувств приводится к земной жизни; в отношении же деятельности чувств и воли человек живет совместно с божественной жизнью. И даже в отношении лежащей далеко позади, со­кровенной мыслительной деятельности человек живет совместно с божественной жизнью. В отношении сокро­венной мыслительной деятельности он живет жизнью Ангелов, Архангелов, Архаев; в отношении сокровенной жизни чувств — жизнью Эксузиаи, Динамис, Кириотетес; в отношении воли человек живет жизнью Херувимов, Серафимов, Тронов. И все это, называемое человеческой судьбой, является поэтому делом богов и должно трактоваться как дело богов.
     Но что это значит для земной жизни? Если человек, поскольку это для него неудобно, не может раз­вить определенной невозмутимости в отношении своей судьбы, если он зол на свою судьбу, если он, исхо­дя, естественно, из самого себя, не удовлетворен своей судьбой, если он с субъективными решениями вме­шивается в свою судьбу, то этим он постоянно мешает Богам в построении его судьбы. Человек только то­гда может жить в своей судьбе, когда принимает жизнь с невозмутимостью. И ощущать, как действует су­дьба, — это относится к вещам, связанным с сильнейшим испытанием человеческой природы. И если человеку действительно удается серьезно принять свою судьбу, то именно из переживания своей судьбы он может получить большие побуждения воспринять сильнейшие импульсы, чтобы жить совместно с духовным миром. И тогда человек прежде всего получит ощущение, из жизни получит ощущение того, каковы связи судьбы". 236 (15)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru