Главная
Именной указатель
АРИСТОТЕЛЬ — см. также ПЛАТОН, — и Аристотель — и походы Александра |
229. "Продолжающейся отъединенности человеческого от его первоначального Божественно-духовного можно избегать лишь до тех пор, пока человек еще не дошел до раскрытия своей души рассудочной, или души характера. После ее раскрытия в человеке происходит порча его физ., эф. и астр.тел. Древняя наука знает эту порчу как нечто, живущее в человеческой сущности, знает, что она необходима, дабы сознание в человеке могло продвинуться до самосознания. В познании, которое блюлось в местах, уготованных Александром Великим науке, жил аристотелизм, который, будучи правильно понятым, несет в себе эту порчу как определяющий элемент своей науки о душе. Однако позже более не проникали во внутреннюю сущность подобных идей". 26(137-139)
Перейти к данному разделу энциклопедии
236. "Когда Платон, будучи уже очень старым, стоял в конце своего жизненного пути, между ним и Аристотелем произошла следующая сцена. Платон сказал — я должен облечь в слова то, что, естественно, разыгралось более сложным образом — Аристотелю нечто следующее. Многое для тебя приобрело не столь верный вид, как это сообщалось мною тебе и другим ученикам. Что сообщалось мною тебе и другим ученикам, является, в конечном счете, экстрактом пра-древней священной мудрости Мистерий. Но люди в ходе их развития принимают форму, облик, внутреннюю организацию, которую они постепенно должны привести к чему-то более высокому, чем то, что мы теперь имеем в человеке. А это делает невозможным для людей принимать прежний род естествознания. (О нем было сказано в лекции). И Платон объяснил это Аристотелю. — И поэтому, — сказал Платон, — я хочу на время устраниться, а тебя предоставить самому себе. Попытайся в мире мыслей, к чему ты особенно предрасположен и который на многие столетия должен стать миром людей, попытайся в мыслях выработать то, что ты воспринял здесь, в моей школе. Аристотель и Платон разделились, и Платон этим исполнил высокое духовное поручение через Аристотеля". Исторически это рассказывается так, будто Аристотель был строптивым учеником и подобно плохой лошади, которая бьет копытом своего хозяина, ссорился с Платоном и в конце концов не мог ходить в его Академию. "Так написано в книгах по истории. Я же вам рассказал, как это было в действительности, и это несет в себе импульс для кое-чего весьма значительного. Ибо, видите ли, существует два рода сочинений Аристотеля. Один содержит в себе значительное естествознание, то естествознание, что существовало в Элевзисе и которое окольным путем, через Платона, пришло к Аристотелю; другой род сочинений содержит мысли, абстрактные мысли, которые по поручению Платона, вернее, по поручению того, что Платон осуществлял как задачу Элевзинских Мистерий, надлежало представлять Аристотелю. И двояким путем пошло то, что должен был дать Аристотель. Одно стало логическими сочинениями, теми логическими сочинениями, которые извлекли наиболее движущие мысли из древней элевзинской мудрости. Эти сочинения с небольшой долей естествознания Аристотель передал своему ученику Теофрасту. И окольным путем через Теофраста и другими окольными путями они из Греции пришли в Рим, а в течение средних веков составляли учебную мудрость для тех, кто действовал в цивилизации, — для учителей мировоззрений в Средней Европе". "Теофраст дал своего Аристотеля церковному учению средневековья. Александр Великий принес в Азию другого Аристотеля (его естествознание, вошедшее затем в учения иудейских, арабских школ): ту элевзинскую мудрость, которая в страшно ослабленном виде через Африку пришла в Испанию и засветилась в средневековье". 232(10)
Перейти к данному разделу энциклопедии
2. Космическая интеллигенция
1233. "Видеть, как Михаэль стоит в воинстве Архангелов как большой оппонент (другим шести Архангелам), — это колоссальное, возвышенное видение, нечто подавляюще грандиозное. И всякий раз, как наступало время Михаэля, на Земле было так, что интеллигенция, как средство познания, была не только космополитической ... но люди могли проникаться сознанием: мы однако же можем восходить к Божественному. Это "мы однако же можем восходить к божественному" играло бесконечно большую роль в конце предыдущей эпохи Михаэля. Тогда повсюду существовали исшедшие из Греции места древних Мистерий, и повсюду в них царила атмосфера уныния. Впали в уныние в Нижней Италии, в Сицилии последователи древней Пифагорейской школы, ибо тот волшебный блеск, который некогда, в VI дохристианском столетии, царил над
Пифагорейской школой, померк. Стало видно — также и посвященным в Пифагорейские Мистерии, как распространяются в мире иллюзионисты, материалистические иллюзионисты. Были приведены в уныние дочери и сыновья древних египетских Мистерий. Да, эти египетские Мистерии, они уже во времена Александра впали в такое уныние, что, я бы сказал, содержали в себе лишь нечто подобное шлакам древнего удивительного металлического плавления (расплава), того глубокого учения, каким оно выражалось в сказаниях об Озирисе или в обращении к созерцанию Сераписа. А далее, в Азии, куда делись те мужественные, потрясающие восхождения в духовный мир, что имели место в Мистериях Дианы в Эфесе? И Самофракийские Мистерии, существа Кабиров, их могли теперь расшифровывать только те, кто в самих себе находил импульс к взлету, к высшему; лишь организованные таким образом в своей душе могли расшифровывать
облака курений, что исходили из Аксиэроса или других Кабиров. Повсюду наступило уныние. Повсюду выступило ощущение, я бы сказал, того, что в древних Мистериях стремились преодолеть, когда обращались к тайне Солнечных Мистерий, являющейся, собственно, тайной Михаэля, — повсюду выступило ощущение: человек не может восходить! То время Михаэля было временем большого испытания. Платонизм, по сути говоря, был лишь неким родом водянистого экстракта древней сути Мистерий. Из этого экстракта затем через Аристотеля было извлечено интеллектуальное, а Александр взвалил это на свои плечи. Это было тогда словом Михаэля: человек должен прийти к пан-интеллигенции, к постижению Божественного на Земле в безгрешной форме. Повсюду должно быть распространено лучшее из всего того, что только можно собрать по местам приходящих в уныние
Мистерий с их средоточием в Александрии. Это был Импульс Михаэля. И именно в этом состоит отношение Михаэля к другим Архангелам: он протестует сильнейшим образом против падения человека. Но это также является тем, что составляет важнейшее содержание его учения, которое он сообщал своим ученикам в той сверхчувственной школе, о которой я уже говорил. Это важнейшее содержание заключается в следующем: если теперь интеллигенция будет среди людей, если теперь интеллигенция удалится из лона михаэлитов и будет внизу, на Земле, то люди в эпоху Михаэля должны чувствовать, ощущать, что она должна здесь спасти себя, ибо она не должна постигаться греховным, поскольку эта эпоха будет нуждаться в интеллигенции для того, чтобы в чистой интеллигенции, свободными от иллюзий люди могли восходить к спиритуальной жизни. Таково настроение на стороне Михаэля в
противовес настроению на стороне Аримана. ... Ариман сильно, сильнейшим образом напрягается и будет напрягаться, чтобы овладеть пришедшей в среду людей интеллигенцией, сделать людей одержимыми собой, чтобы в головах людей овладеть интеллигенцией". 237(8) Перейти к данному разделу энциклопедии
|