BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





МАТЕРИАЛИЗМ — борьба со спиритуализмом

283a. "Мы имеем дело, собственно говоря, с двумя супостатами добрых принципов — со зверем и с тем, кого традиционно называют сатаной". Сатана в настоящее время скован. "Если бы он не был скован, то о материализме говорили бы не как о настроении и жизненной позиции, а как о злейшей болезни. Но вместо нее люди сегодня идут по миру, неся в себе цинизм и фривольность материализма, собственно, даже религиозный материализм, и с ними ничего не случается. ...поскольку сатана скован и Бог дает людям возможность приходить к спиритуальности, не попадая под власть сатаны". Будь он освобожден, исповедник материализма являл бы собой нечто ужасное.346, с.151-152
     Трижды низвергается зверь в Апокалипсисе и трижды появляется Ангел, ликующий по поводу следующих за этим низвержением мук. Чтобы понять это ликование, следует заметить, что автор Апокалипсиса не считает чем-то неправильным аффекты и страсти, выходящие из сфер воли и души. Нет, он говорит о них отрицательно лишь в том случае, если они не подчинены господству спиритуального; они тогда представлены в образе города Вавилона, который низвергается.
     В древнем Вавилоне были мистерии, в которых пользовались сновидческими силами, тем, что присуще современным медиумам, не способным отличать истину от заблуждения, лжи, а далее это перерастает в неспособность отделять мораль от аморальности. Медиум не понимает, сколь отличен сверхчувственный мир от чувственного и, возвращаясь своим Я и астральным телом в физическое, хотя и приносит духовное знание о космосе, но при этом коррумпирует его, а вместе с тем — и чувства, и ощущения земного человека. Поэтому Вавилон был избран как представитель морального упадка. Вавилоном стал весь мир; мир пал жертвой вавилонского искушения, ариманического искушения. "В том, что приходит к падению в Вавилоне, живет ариманическое; ему противостоит люциферическое". Какой образ избирается в Апокалипсисе для этого последнего? — Образ ликующего люциферического ангела. Не следует думать, что всему плохому всегда свыше непременно противостоит хорошее. Христос выступает как Выравниватель между ариманическим и люциферическим. Люцифер не желает брака духовности с бытием души в материальности и потому ликует, когда хотя бы часть земного бытия вырывается у Аримана и извергается из земной эволюции.
     Первое низвержение зверя, сокрушение Вавилона происходит благодаря заблуждениям, вызванным самим человеком, если даже они подвержены влияниям принципа инициации.
     Во втором низвержении зверя и лжепророков участвует не один лишь человек; тут падает сверхчеловеческое, духовное. "Здесь мы имеем дело с тем, что делает человека одержимым собой, где действуют не человеческие слабости, как в случае медиумов, а непосредственно сверхчеловеческое в человеке — побуждение к злу". Павшие с Вавилоном стремились к вещам, которых не способна вынести их организация. Такие люди хотя и воспринимают в себя Христа, но своими эфирным и физическим телами неспособны восходить к Христовым высям и потому предаются другим духам. В случае второго низвержения люди теряют свое Я и уже не могут быть людьми; в них по Земле будут странствовать демоны, непосредственно действовать ариманические силы. Для всего этого уже теперь созданы достаточные предпосылки. Через Ницше Ариман написал "Антихриста" и "Ecce Homo", стал на время в Ницше писателем. Но коррумпированные духи будут низвержены.
     Третье низвержение касается сатаны. Зверь и лжепророки суть существа, вводящие в заблуждение человека, уводящие его на интеллектуально и морально фальшивые пути. Сатана же стремится не только человечество, но и всю Землю сбить с ее пути. Он есть не только злая, но и высокая, хотя и заблудившаяся сила; он принадлежит к рангу Архаев. Архангел Михаэль рассматривает сатану не как презренную, а как колоссально опасную силу, "...ибо Михаэлю эта сила, принадлежащая к Иерархии Архаев, является высоко стоящей, чем он сам. Но Михаэль избрал направление, ведущее в смысле земного развития. Михаэль уже давно принял решение действовать в том круге планет, бытие которых предопределено бытием Солнца.
     Сатана является силой, которая постоянно "сидит в засаде" (подкарауливает) в нашем Космосе. Нечто жуткое, зловещее заключено в этом подкарауливании сатаны. Это можно воспринять ...наблюдая движение комет через наш космос, как они проходят по совершенно иным путям, чем планеты". Это бессмыслица — утверждать, что кометы движутся по вытянутым элипсам. "И сатана "сидит в засаде", надеясь каждую комету, приходящую к нам, подкараулить и использовать в своем центробежном устремлении (Schwungrichtung), чтобы смочь единым махом сбить планеты с их путей, а с ними — и Землю. ...Благодаря этому вся система движущихся звезд (планет), чьими путями должен идти человек, могла бы быть отнята у божественно-духовных сил и перенесена в совершенно иное направление мировой эволюции. Такое намерение рассматривается Михаэлем как совершенно ужасное заблуждение, о котором, однако, он вынужден сказать: Я бы никогда не смог обзавестись таки намереньем, поскольку для существа, стоящего в Иерархии Архангелов, оно с самого начала является совершенно бесперспективной, безнадежной задачей. — Только у существ, стоящих в Иерархии Архаев может хватить сил исполнить что-то в этом роде. Михаэль, из сферы Солнца действующий внутри хода планет, он стал тем, кого в оккультизме называют Архангелом Ходя Времени, или Планетарным Духом. Он уже давно решил со своим действием остаться в этом кругообороте времени. Это является ангельским решением — остаться в кругообороте времени". Его еще а эпоху Атлантиды приняли и другие Архангелы: Орифиэль, Анаэль, Захариэль и др.
     "Могущественные сонмы, стоящие под водительством сатаны, этого решения до сих пор не поняли; они еще и сегодня стремятся использовать движение каждой кометы, чтобы всей планетарной системе придать иную конфигурацию. Тут имеют дело с супостатом Христа, который желает коррумпировать не только отдельного человека, и не только некое количество людей, человеческое сообщество — к чему стремятся зверь и лжепророк, — но ... планетную систему... Таково третье низвержение в Апокалипсисе. В двух первых мы имеем ликование люциферически образованных духовных существ".
     Низвержением Вавилона указано на людей, вносящих заблуждения даже в свои физические тела, над которыми теряют господство астральное тело и Я. В будущем ими нельзя будет воспользоваться, а Я и астральное тело пойдут путями кармы. Выпадение таких тел из развития и есть низвержение Вавилона.
     "На втором этапе возникнут люди — и это станет видимым, — о которых будут говорить: в них обитают сами ариманические силы", зверь. На третьем этапе в самой природе выступит что-то неясное, необъяснимое, противоречащее ее законам. Та или иная планета не придет на положенное ей место. Крепкую спиритуальность потребуется развить людям, чтобы уравновесить возникающий беспорядок. Необыкновенно важно искать встречи с Иоанном, автором Апокалипсиса. Он посвящен самим Христом.346, с.154-165
     Где автор Апокалипсиса говорит "...о неподвижных звездах, он ведет речь о Божественном Духе; в таком смысле говорили в течение средних веков. А где он говорит о подвижных звездах, планетах, там речь идет об ангельских интеллигенциях, носящих ангельский, иерархический характер. ...Везде, где он говорит о звере, имеется в виду сила и действия комет".346,с.232-233
     "Земля поглощает субстанцию комет и, спиритуализируя, отдает ее обратно; она тогда соединяется с астральными телами людей в хорошем и дурном смысле". В кометах было открыто наличие циана. Будучи в мизерных дозах распределенным на Земле, циан способствует очищению астральных тел. Так в кометах заключен некоего рода космический врач. Если даже комета подходит совсем близко к Земле, она не падает на нее, а тонко распыляется, превращается в огненный звездопад (метеоров), соединяется с почвой, а потом через растения выходит наружу. Кометный фермент мы потом потребляем в нашем хлебе.
     В Апокалипсисе говорится о звере, который освобождается из земной темницы. — Тут как раз имеется в виду указанное действие комет, которое бывает и неблагоприятным.
     В начале века говорилось об опасном приближении кометы, которая в 1933 г. упадет на Землю и вызовет ее гибель. "В смысле Апокалипсиса тут следует сказать: прежде чем эфирный Христос (во втором Пришествии) может быть правильно понят людьми, человечество должно приготовиться к встрече со зверем, который поднимется в 1933 г. — Так следует тут выразиться апокалиптически. ...фактические природные явления имеются в виду в Апокалипсисе".
     В 1872 г. комета пролилась на Землю золотым дождем метеоров. Это с изумлением наблюдали многие. В том "дожде" "господство Михаэля низошло на Землю.
     Так имеете вы явления природы, которые, собственно, являются явлениями духа, и духовные яв-ления, обладающие силой быть природными явлениями".346, с.239-240
     Не путать сатану с чертом. Черт является более низкой силой. "Сатана обладает рангом Прасил, Архаев, и он есть тот, кто в ходе эволюции мира захватил интеллектуальность, задолго до того ...как она подступила к людям. Он в настоящее время является, так сказать, всеобъемлющим владельцем интеллектуальности, и он стремится человеческую интеллектуальность столь сильно связать с собственной интеллектуальностью, чтобы человек на этом пути выпал из своей эволюции. Иными словами, сделать Мистерию Голгофы не действенной, — вот к чему стремится эта ариманическая сила". Она может воздействовать пока что только на человека, но придет время, когда ее искушениям будут подвергнуты Архангелы.
     Доступ к человеку сатана получает лишь благодаря интеллекту, "...ибо интеллект таким образом сидит в человеке, что представляет собой в нем наисамостоятельнейшее; все остальное (чувства, ощущения и др.) зависит от тех или иных божественных сил". Поэтому человеку надлежит свободно соединиться с последними целями Апокалипсиса, с силой Альфы и Омеги.
     С особой силой сатана действует на востоке Европы, где людей любыми способами соединяют так, что делается необходимой групповая душевность. Все самое интеллигентное переводится в нижнюю сферу ариманического; тогда образующиеся группы людей передаются лишь ариманической власти, и открывается путь для сатанинских властей, стремящихся земную эволюцию перебросить в дру-гую планетарную эволюцию.
     Групповой душевности можно достичь лишь тогда, когда интеллектуальный элемент эмансипируется полностью. Для этого на Востоке создаются наиболее рафинированные предпосылки, но, впрочем, — и в Средней, и в Западной Европе: экспериментальная психология, Вильям Джеймс, психология и статистика и т.д. 346, с.257-260


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

555. "Импульс Христа соединяется с отдельной душой человека в той мере, в какой эта душа может удивляться тайнам мира. Христос берет Свое астр. тело из земного развития, из всех чувств, которые жили в отдельных душах как удивление.
     Вторым, что могут образовать человеческие души, дабы привлечь к себе Импульс Христа, являются все чувства сострадания... сорадования. ...Сострадание и любовь — это силы, из которых Христос формирует Свое эф. тело до конца земного развития. В отношении сострадания и любви можно прямо-таки говорить о программе — грубо говоря, — которую Духовная наука должна выполнить в будущем. Материализм сегодня в этой области — чего никак не могло произойти на Земле прежде — пришел к гнуснейшей науке. ...Третье, что втягивается в человеческую душу как бы из высшего мира, — это совесть, с которой сообразовывается человек, которую он наделяет более высоким смыслом, чем свои собственные индивидуальные моральные инстинкты. С нею Христос соединяется особенно задушевно: из импульсов совести отдельных человеческих душ Христос берет Свое физ. тело. "Что вы сделали наименьшему из Моих братьев, то вы сделали для Меня".143 (10)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

385. "Нет никаких аргументов, с помощью которых можно было бы доказать, что материализм не верен. Отсюда преизбыток речей тех, кто на каких-либо теоретических основаниях хочет опровергнуть материализм. ... Нельзя портретом доказать, что существует оригинал. Столь же мало из материального отображения можно почерпнуть доказательство того, что дух существует. Не существует опровержения материализма. Существует лишь один путь, указывающий на волю, где можно найти дух совершенно независимо от материального; тогда его, конечно, найдут творчески действующим также и в материи. Но через какие-либо описания материального, от заключений о материальном не подняться к заключениям о духе, ибо всe, находящееся в духе, в материи находится лишь в отображении". Материализм возобладал в последней трети XIX в. потому, что люди не могли найти прямого доступа к духу. Спор между группами идеалистов и материалистов решился не доказательно, а силой. 225(1)
     "Враги спиритуального, такие как, например, Геккель, несут в себе спиритуальное глубоко сокрытым, и их ярость, неистовство направлена, по сути, против них самих. ... У таких личностей случается раздвоение "я", поскольку их сознание материалистично, а подсознание спиритуально". (Подобное случилось с Ницше.) 265, с. 236-237


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Католицизм, иезуитизм, британизм

562. "Де Местр (Жозеф Мари, граф, 1754-1821) является истинным представителем несомого на волнах романизма католицизма, имеющего намерение всю Европу увести назад в лоно римского католичества. Де Местр — это личность с гениальностью, какую только можно помыслить, человек проницательнейшей духовности, но весь насквозь романо-католический". Мировоззрение, которого придерживался де Местр, считает человека павшим творением. С XV в. с началом материализма распадается вся человеческая цивилизация. Всe человечество делится на две категории, на тех, кто представляет царство Божие, и тех, кто представляет царство мира. Первая категория людей — это верующие в древнейшие истины, исчезнувшие к XV веку, чей отзвук ещe содержится у Августина, разделившего людей на предназначенных к блаженству, и предназначенных к проклятию. Лишь по видимости люди перемешаны, око же духовного мира строго отличает одних от других. Люди, принадлежащие к царству мира, в древности впадали в суеверия, а с XV в. — в неверие. Последователи де Местра хорошо знают, что с XV в. началась новая эпоха. Сильнейшее отпадение от прадревних истин видел де Местр во французской революции. Божественное мироправление больше не обязано давать людям милость, а воздаяние, которое выявится в день страшного суда; и уже предопределено, кому куда идти.
     Де Местр развивал грандиозные мысли в связи с Россией. Он хотел соединить восточный образ мышления, простирающийся до России, с Римом. В 1810 г. в Петербурге он написал книгу "Попытка постижения творческой пра-основы государства", где апеллирует к Христианству досхоластической эпохи, акцентируя при этом особенно Рим. Аристотеля ему хотелось бы совсем исключить. Другая его работа "О папстве". Она действует столь проникновенно, как только действуют инспирированные сочинения. Папа там представлен как правомерный князь современной цивилизации. Папы и папство — не одно и то же. В папстве в некотором роде представлена инкарнация того, что как дух Земли должно господствовать на этой Земле.
     Наследие культуры Ормузда (т.е. отставшее) живeт в латинском элементе, в латинской культуре; им пронизан и весь католицизм, как противником Ормузда — Ариманом — пронизана новая культура. В папстве — этим дышит вся книга де Местра — как будто инкарнирован сам Аура Маздао. Последняя работа де Местра, появившаяся также в Петербурге, "Вечерние беседы с Санкт-Петербургом", кроме вышеизложенных идей содержит ещe радикальную войну романского католицизма с тем, что выступает на Британских островах. Особенно сильно он там ниспровергает Локка.
     "Де Местр, по сути, видел присутствие Божественного в развитии человечества только до IV христианского столетия. Действующего после того времени Христа он не хотел признавать. ... Ему хотелось назад, в древние времена, и потому его представление о Христе было рода представления о Ягве, вообще несло в себе нечто от древних языческих богов; он, по сути, уходил назад до культа Ормузда". Тогда Божественное, естественно, ищется по ту сторону души сознательной, а следовательно, и по ту сторону крови. Де Местр говорил о том, что боги — о которых, естественно, говорил он сам — имеют отвращение к крови, и принесением еe в жертву можно было бы с ними помириться. Это может показаться смешным, но не следует забывать, что де Местр имеет множество последователей в романской церковности, он блестящий представитель французского элемента, игравшего в XIX столетии столь существенную роль в политике, в клерикализме. Жестко сталкиваются во Франции абстрактные импульсы свободы, равенства, братства с тем, что живeт в римском католицизме. Посмотрите сами, как чувствовал клерикализм в социальном экспериментировании Гамбетты* . Обратитесь к тому, что жило в Наполеоне III** , в буланжизме*** , в борьбе вокруг личности Дрейфуса, и что живeт и поныне. "Во всeм этом живeт то, что стоит во внутренней духовной сверхрадикальной противоположности ко всему, что находится по ту сторону Ла-Манша и что воплощено, по сути говоря, в том, что осталось от другого, что осталось от масонства, от лож. Если с одной стороны вы имеете посвященный римский католицизм, то с другой вы имеете течение тех тайных обществ, которые я охарактеризовал с иной точки зрения и которые представляют ариманическое течение". Сравните парламенты во Франции и Англии. Во Франции всe идeт из теории, из определeнной идеологии, в Англии — из непосредственно практических отношений торговли, промышленности. Во Франции борются за свободу, равенство, за отделение школы от церкви, за оттеснение церкви. Но оттеснить это не удастся, т.к. это живeт в подосновах душевного бытия. Разыгрывается же оно, я бы сказал, в области диалектики, некой дискуссии. В Англии же играет роль вопрос власти. В англо-американском мире склонность к духу идeт через "сверхматериализм, через спиритизм. 204(12)

______________________________________
*Гамбетта Леон(1838-1882), премьер-министр и министр иностранных дел Франции в 1881-1882 гг.,лидер левых республиканцев, выступал против клерикалов и монархистов.
** Наполеон III(1808-1873), племянник Наполеона I (Бонапарта),французский император в 1850-1870 гг. Был избран президентом, но в результате военного переворота был провозглашен императором. При нем Франция учавствовала в Крымской войне (1853-1856), в войне против Австрии в 1859 г. и в др. Во время франко-прусской войны 1870-1871 гг., сдался со 100-тыс. армией в плен под Седаном. Низложен революцией 1870 г.
*** Движение во Франции в конце 80-х годов XIX века, названное по имени генерала Жоржа Буланже (1837-1901), который его возглавлял. движение носило националистический характер, выступало за войну против Германии, за пересмотр республиканской конституции 1875 г. и за роспуск парламента.


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1120. "Исследуя внешнюю природу, человек не должен искать в ней дух. И нужно сказать: наиболее совершенный образ мировоззрения с подобной точки зрения создают, например, исключительно умно иезуиты; когда они становятся естествоиспытателями, то в их исследованиях природы духа не содержится! И в своих писаниях о природе иезуит в духе времени, конечно, становится материалистом. Сегодня необходимо различать между теоретически правильным и тем, что действительно существенно. Теоретически верно, что иезуит ратует за спиритуальное мировоззрение. А действительно существенно то, что иезуиты распространяют материализм! — Теоретически было верно, что Ньютон при своем механистическом мировоззрении всякий раз при произнесении слова "Бог" снимал шляпу. Действительно существенным является то, что из ньютоновского мировоззрения вышел материализм позднейшего времени". 196(1)


    
 Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1132. "Рим догмой о непогрешимости хотел возвести дамбу против прилива спиритуальных истин из духовных миров; а тот центр (англо-американских братств) сознательно способствовал распространению материализма в современной культуре. ... Интересно отметить, что, как правило, когда англо-американские посвященные говорят о Риме, то они говорят правду; когда они его ругают, то говорят правду. ... И опять-таки Рим, говоря об оккультном масонстве, об орденах, говорит правду". 184(9)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1143. "В прошлом тирания возникала потому, что определенные люди свой долг видели в том, чтобы истинным считать то, что признано Римом. Но тирания станет намного большей, когда придут времена, в которые не то, что решит ученый, не то, что решит философ, составит основу веры, но то, во что позволят верить органы тех оккультных братств. Ни одна человеческая душа не будет верить во что-либо иное, как только в то, во что будет предписано верить с той стороны; ниоткуда в мир не придет ни один обычай, как только с той стороны, которая их предписывает. К этому стремятся те братства. И наивный идеализм — хотя вообще идеализм хорошее свойство — верить, что подобные вещи уже проходят и совсем прекратятся с окончанием войны. Война — это только начало всего того, к чему — как это характеризовалось — подобные вещи имеют тенденцию двигаться. И единственная возможность избежать их заключена в ясном, правильном понимании того, что происходит; ничто другое не годится. Поэтому если кто-то не захочет этого слушать и видеть и даже будут приниматься против этого меры, то, вероятно, всегда должны будут находиться люди, которые укажут на всю интенсивность того, что происходит в действительности, которые не дадут себя запугать и укажут на всю силу того, что происходит". 174(23)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1144. "Определенное число людей должно найти силы противостать со всеми силами личности разбушевавшимся волнам материализма. Ибо с изживающим себя в индустриально-коммерческих импульсах ма­териализмом соединится то, что во все большей и большей мере входит в материализм из других отставших импульсов, из китае-японского, а точнее из японского элемента".
     "Вчера здесь спросили: разве не думают те общества, на Западе, где работают для групповых интересов, о том, что с Востока подтягиваются японцы. Люди, принадлежащие к таким обществам, не рассматривают это как что-то плохое, но как поддержку материализму. Ибо то, что идет из Азии, станет как раз особой формой материализма. Поэтому во всех случаях должно стать ясно, что со всеми силами нужно противостать волнам материализма. Это может каждый человек. ... В двух тезисах можно выразить то, что необходимо для противодействия материализму, который ведь в определенном смысле и правомерен. Мир в 5-й послеатлантической эпохе еще более будет охвачен индустриализмом и коммерцией; но должен существовать противоположный полюс: должны иметься люди, которые из понимания работают с противоположной стороны. Ибо чего хотят эти оккультные братства? Эти оккультные братства работают не из особого британского патриотизма, но они хотят в конце концов всю Землю поставить под господство материализма. И поскольку, согласно законам 5-ой послеатлантической эпохи, определенные элементы британского наро­да, как носители души сознательной, особенно для этого подходят, то они хотят через серую магию при­вести дело к тому, чтобы этот подходящий элемент использовать как покровителя материализма. В этом все дело. Если знают, какие импульсы играют в мировом развитии, то их можно направлять. Никакая дру­гая составная часть народов, никакой другой народ не годится в такой мере для превращения всей Земли в материалистическую сферу. Поэтому этому народу нужно поставить ногу на шею и смести все спиритуальные стремления, которые, естественно, живут в каждом человеке. И поскольку карма такова, что здесь особенно действует душа сознательная, то эти оккультные братства ищут именно элемент британско­го народного характера. Их цель — посылать волны материализма в мир, поставить физический мир под од­но господство, а об откровениях духовного мира говорить так, как говорят об откровениях физического мира.
     Этому должно противостать стремление тех, кто понимает необходимость спиритуализма на Земле. ... в двух тезисах можно выразить их стремление. Первый хорошо вам знаком, но он должен говориться из всего человеческого сердца, из всей души: "Мое царство не от мира сего". ... это должно звучать на­встречу коммерческому материализму".
     "Вторым тезисом является: "Отдавайте кесарю кесарево, а Божье — Богу." 174(20)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1145. Уже в З-ем тысячелетии в среде человечества и на Востоке, и на Западе выступит прозрение в прошлую и будущую инкарнации. "На Западе из определенных тайных подоснов выступит тенденция подавить знание о повторяющихся земных жизнях. Война против повторных земных жизней будет вестись в будущем определенными, очень посвященными кругами англо-американской расы. Что можно при этом сказать, звучит парадоксально. Определенным образом из неких духовных центров на Западе хотят привести к окончанию повторяющиеся земные жизни, т. е. регулярные жизни между рождением и смертью, затем между смертью и новым рождением и затем снова между рождением и смертью. Хотят вызвать в конце концов совсем другое направление человеческой жизни, и есть средства, с помощью которых это можно сделать. Хотят при этом следующего: человеческую душу хотят с помощью определенного обучения, определенной ссуды тех или иных сил привести в такое состояние, что после смерти она все более и более станет чувствовать себя родственной земным отношениям, земным силам, получит особое влечение к земным силам — к духовно-земным силам, разумеется. Тогда после смерти она не уйдет далеко от земной сферы и сможет влиять на нее... но благодаря этому для нее исчезнет и необходимость вновь сходить в физ. тело. К исключительному идеалу стремится англо-американская раса: больше не возвращаться в земные тела, но душой приобретать все большее влияние на Землю, душой все более становиться земным. — К этому идеалу стремятся так, что жизнь здесь, на Земле, и жизнь post mortem, жизнь после смерти, делают подобными. Этого достигнут сначала с теми, кто обучается в этом направлении; но постепенно такое обучение станет все более всеобще-употребительным. Этого достигнут тем путем, что пробудят в человеке намного большее и сильное чувство земли, чем его т. наз. нормальное состояние". 181(17)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1149. "Для суждения о современности... важнее, чем многое другое, является пришедшее в последние дни сообщение о том, что американское государственное управление железными дорогами переведено на самоуправление. Ибо это находится в определенном направлении симптомов, отчетливо указывающих на вещи, которые стараются приготовить для человечества, чтобы свести его в фарватер ... где была бы действительность, лишенная духа, лишь умершая действительность". 180(6)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1153. "... дело ведут к тому, чтобы науку на земле сделать в возможно большей степени атеистической. И в этом отношении особенно плодотворна деятельность именно культуры англоязычных стран в новейшее время. Англоязычным народам не на что жаловаться. Они достигли неимоверно многого, ибо все научное направление, безрелигиозную, атеистическую науку они распространили по всей Земле. Она стала госпожой всей земли. А гетеанизм, совершенно сознательная ее противоположность, не может найти места даже в самой стране Гете. ... Внешнему миру должна быть дана атеистическая наука; для внутреннего же круга, который должен направлять ход мировых событий, наука является одновременно и религией, а религия есть в то же время и наука. Легче всего будет держать в руках Восток, если сохранить ему безнаучную религию. Легче всего держать в руках Среднюю Европу, если привить ей безрелигиозную науку, поскольку религия к ней не прививается". 186(3)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1203. "Определенные оккультные общества, кроме многого прочего, хотят следующего: они хотят материализм некоторым образом сверхматериализовать; они хотят создать в мире больше материализма, чем его возникает естественным путем в среде человечества 5-ой послеатлантической эпохи. ... Суще­ствуют разные виды подобных обществ. Один определенный их вид, очень распространенный на Западе в многочисленных разновидностях, охватывает организации, занимающиеся церемониальной магией. Конечно, церемониальная магия может быть и доброй магией, но мы теперь говорим о тех обществах, которые за­нимаются ею не ради интересов всего человечества, а во благо отдельных групп или специальных стремлений, не общечеловеческих. ... И существуют определенные виды церемониальной магии, обладающие той особенностью, что могут определенным образом действовать на физ. тело человека. Ведь все физиче­ское является в конце концов откровением духовного. То духовное, которое возникает под влиянием определенных церемониальных магических откровений, может воздействовать на человеческий физический аппарат, на систему ганглиев, как я вам ее недавно охарактеризовал (см. лекцию от 14.1.1917 г.), на систему позвоночника. Но особенно трудно при этом с помощью отправлений церемониальной магии воздействовать на церебральную (мозговую) систему. Однако обходными путями, через духовное, все это может происходить и происходит, и может быть на этих путях действенным.
     Представим себе, таким образом, оккультные общества, занимающиеся с некой серой или черной сто­роной церемониальной магии и оказывающие на своих сторонников влияние, доходящее до физ. тела, до тонких колебаний и сплетений физ. тела, но всегда до физ. тела; духовное здесь как бы втекает в физ. тело. Каково следствие этого? В результате этого наступает то, что подходило прежним эпохам, но не годится для нашей эпохи. Через подобные отправления образуется возможность, в силу которой духов­ный мир, если даже человек не стремится приблизиться к нему на пути, о котором я говорил, начи­нает влиять на людей, принимающих участие в отправлениях церемониального рода. Это означает, что образуется возможность умершим рядом с другими духами воздействовать на тех, кто впряжен в такое кольцо, созданное церемониальной магией. А благодаря этому материализм      Этим указывается на нечто крайне значительное. Представьте себе некое число людей, объединившихся в определенное братство. Эти люди знают прежде всего: нам предшествовали другие, те, кто отпечатлел сильные господствующие мысли, но им не хватило жизни, чтобы их осуществить. ... Для них мы создаем круг, и через то, что мы делаем, через церемониальные магические действия, которые мы предпринимаем, они действуют в наших телах. Этим мы отвоевываем более крепкую силу, чем та, которую уже имеем. Благо­даря этому мы оказываемся в состоянии, выступая перед другими слабыми людьми, которые стоят вне такого общества, оказывать на них возрастающую магическую власть. Когда мы говорим слово, держим речь, то че­рез нас действуют эти мертвые, так как мы подготовлены путем сплетенности в действиях церемониальной магии.
     Это большая разница, стоит ли человек, я бы сказал, честно, обыкновенно в культурном процессе нашего времени и ... с этой позиции держит речь в парламенте или пишет газетную статью или человек стоит в кругу церемониальной магии и благодаря этому усилен импульсами власти от неких умерших, и с этими импульсами теперь держит речь в парламенте или пишет газетную статью; во втором случае он оказывает куда бо­льшее действие, стремясь к своей цели, чем тот, кто этого не имеет. Это одно.
     Другое заключается в том, что такой человек, стоящий в кругу определенного церемониально-магическо­го общества, обеспечивает себе за порогом смерти некоего рода ариманическое бессмертие. ... Для таких людей общество, в которое они включены, является порукой того, что их силы будут жить за пределами смерти, тогда как в ином случае они, собственно, могли бы жить только до их физической смерти. И эта мысль живет сегодня у большего числа людей, чем вы думаете, мысль обеспечить себе ариманическое бессме­ртие, которое состоит в том, что человек действует не отдельно, не индивидуально, а через инструмент такого — как я охарактеризовал — общества. Такие общества многочисленны, и люди с определенными сте­пенями в таких обществах знают: через общество я буду в состоянии те силы, что должны иссякнуть со смертью, сделать в определенной мере бессмертными, и они будут действовать после моей смерти. При этом люди через переживание церемониальной магии так отупляются, что их больше не смущает мысль, ко­торая должна была бы встать перед душой, которая эти вещи воспринимает с истинной серьезностью и насто­ящим достоинством; ибо в какой мере, как-бы прорастают к бессмертной смертности, или, лучше сказать, к ариманическому бессмертию, в такой же мере теряют сознание о другом, действительном, настоящем бессмертии. Но материализм в наше время так захватил многие души, что они не стесняются тем, что их оглушают, и в действительности умирают в ариманическом бессмертии. И можно сказать: сегодня имеются общества, которые спиритуально, оккультно мыслят себя "страховыми обществами" по обеспечению ариманического бессмертия!
     Но лишь немногим доверяют подобные вещи, ибо такие общества, как правило, так организованы, что це­ремониальная магия должна действовать именно на тех, кто ничего не подозревает и имеет потребность вступать в отношения с духовным миром через всяческие символические действия. Таких людей имеется много. Сами по себе они могут быть неплохими. Их принимают в круг церемониальной магии, и небольшое число других людей, вплетенных в круг церемониальной магии, пользуется ими как инструментом. Поэтому нужно быть осторожным в отношениях со всеми т. наз. оккультными обществами, которые заведуют т. наз. высокими степенями, но оставляют свои цели в тайне от нижних степеней. Эти управляющие степени имеют, как правило, те, кто настолько посвящен во все, что предчувствует то, о чем я вам теперь рассказал. ...Правильным сегодня является: не принимать ничего непонятного в том, что сегодня дается во многих оккультных общест­вах".
     "Когда ищут те силы, те импульсы, которые из мира умерших указанным образом дают ариманическое усиление, то находят доступ к отставшим духам из египто-халдейской эпохи, к ее отставшим ангелам. Они играют большую роль в подобных оккультных обществах. ... Они там — важные помощники и важные ведущие духи. И в таких оккультных обществах имеется много такого, что стремится древним образом египто-халдейское перенести в современность. ... И это важное магическое отправление, служащее цели так распространить в мире ложь, что она действует как правда. Ибо в этом действии лжи как правды заложена огромная сила зла". 174(21)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Манипуляции с умершими

1204. “Есть посвященные, которые являются материалистами и через братства способствуют распро­странению материалистических учений. Об этих посвященных не следует думать, что они стоят на какой­-либо вздорной точке зрения и думают, будто бы нет никакого духа или что человек не имеет души, которая может быть независимой от тела и жить без него. Можете быть спокойны, те, кто действительно посвящен в духовный мир, не настолько глупы, чтобы верить в простую материю. Но есть немало таких, которые заинтересованы в распространении материализма, они способствуют созданию всевозможных учреждений, через которые большая часть людей верит только в материализм, стоит под влиянием одного только матери­ализма. Существуют братства с посвященными на вершине, заинтересованные в том, чтобы опекать и распространять материализм. Этим материалистам хорошо служат и разговоры о том, будто бы материализм уже преодолен. ... Эти посвященные хотят, чтобы как можно больше душ здесь, между рождением и смертью, воспринимали только материалистические понятия. Этим души подготавливаются к тому, чтобы оставаться в земной сфере. ... оставаться в сфере власти этих братств, от чего сила братств колоссально возрастает. ... Так что эти братства готовят клиентуру из душ умерших, которые остаются в сфере Земли. ... И в этом деле ясно видит только тот, кто разгоняет всякую тьму и туман, кто не обманывается относительно существования подобных братств или относительно того, будто бы действия их безобидны. Они ни в коем случае не безобидны, они даже очень "обидны"; по их мнению, люди должны дальше и дальше шествовать в материа­лизм, верить, что хотя духовные силы и существуют, но они представляют собой не что иное, как определен­ные силы природы.
     Я бы хотел охарактеризовать идеал подобных братств. Для его понимания нужно немного напрячься. Представьте себе безобидный мир людей, которые мало смущены господствующими ныне материалистическими понятиями, мало смущены старыми проверенными религиозными представлениями. ... Представьте себе мир этих безобидных людей в большом круге. ... Эти люди не знают, как относиться к духовному миру, как от­носиться к тем, кто прошел врата смерти.
     А здесь, в малом круге, представьте себе подобное братство; оно распространяет материалистические учения, заботится о том, чтобы люди мыслили только чисто материалистически. Этим оно достигает возмож­ности так обрабатывать души, что они после смерти остаются в сфере Земли. Они становятся спиритуальными клиентами такой ложи (см. оранжевое)... И вот здесь орга­низуются заседания (подобно заседаниям спиритов в XIX в.)... Заметьте при этом, что заседание управляется из ложи с помощью умерших. Но мастера ложи заинтересованы в том, чтобы заседавшие не знали, что люди имеют дело с умершими, но вери­ли, что действуют лишь высшие силы природы. Людям хотят это преподнести как высшие силы природы: психизм и т. д. ... наподобие электричества, магнетизма. ... Благодаря этому, такие безобидные души мало-помалу становятся целиком душевно зави­симыми от ложи, не зная при этом, от чего они зависят, кем они, собственно, управляются. И против этого нет никакого иного средства, как только знание о нем. Если человек об этом знает, то он уже предохранен. ... Но для некоторых может оказаться неудобным приобретать знание о подобных вещах. Однако следует сказать, что взяться за это никогда не поздно. ...
     Во второй половине XIX в. многие западные братства ввели спиритизм для пробы, чтобы убедиться, насколько много они преуспели с человечеством. ... На спиритических сеансах — они это ожидали — люди должны были говорить: существуют высшие силы природы. Но эти левые братья были приведены в замешательство, когда люди большей частью не говорили: есть высшие силы природы, — но было сказано: на сеансах является дух умершего. Это было горькое разочарование посвященных, ибо этого слышать они вовсе не хотели, т. к. веру в умерших они как раз и хотели отнять у людей. ... Итак, вы видите, есть высший материализм, есть материализм, который не просто отвергает дух, но хочет его закабалить материей. ... Вы видите здесь начало того, что в течение последующих пяти столетий будет становиться все интенсивнее и интенсивнее. Этим злые братства и ограничены; но они смогут продолжить свои дела, если у них не изымут их ремесло. А его не изымут в том случае, если найдут не­удобным преодолеть пассивность в выработке духовно-научного мировоззрения. ... Неудача со спиритизмом показывает, что им удается далеко не все в их махинациях. Потому-то они же сами и постарались на опре­деленное время дискредитировать спиритизм". 178(7)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Борьба материализма со спиритуализмом

1086. "За бесконечно трагическими событиями современности лежит борьба материализма против спиритуализма. Эта борьба должна решаться боем. Различные формы будет принимать она, но решаться она должна боем, ибо люди должны научиться выносить всe, что необходимо вынести, чтобы выработать спиритуальное мировоззрение для шестой послеатлантической эпохи. И можно сказать: многое должно быть выстрадано, ибо из боли и страданий проистекает то, что действительно связывает познание с нашим Я; ибо, с другой стороны, материалистические воззрения в мире... примут бесконечно ужасные формы". 174(20)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1087. "Именно во время наибольшего сопротивления Христианство разовьет свою великую силу! И в борьбе с попыткой упразднить душу будет найдена сила вновь признать дух". Придeт время, когда вера в существование души будет объявлена признаком сумасшествия. Это не будет выражено непосредственно, но через грубое естественнонаучное мировоззрение. "И когда это современное, измененное заключение метаморфизированного собора (8-го) произойдeт, то, значит, пришло время вновь вернуть права духу".
     "В некоторых странах возникнут законы, в силу которых всякий, говорящий серьeзно о душе, будет объявляться душевно-больным, а здоровым человеком объявят того, кто видит ту "истину", что мышление, чувство и воля возникают необходимым образом из определeнных процессов тела. Многое начнется в этом направлении; но пока всe будет оставаться лишь теоретическим воззрением, глубоко решающего значения это не будет иметь. ... Но если всe перейдeт в социальный строй, в социальную жизнь людей, тогда едва ли первая половина столетия кончится без того, чтобы в этой области не произошло для понимающих нечто ужасное: упразднение души, как в IX в. (на 8-м соборе) был упразднeн дух". 175(8)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1088. "Если души найдут неудобным для себя воспринять импульсы, могущие прийти только из спиритуального знания, то тела будут наполняться демоническими властями. Навстречу этой судьбе идeт человечество. ... Можно будет встретить ариманически-демонических существ. Человек будет иметь лишь видимость человека". "Исходя из "здравого воззрения" найдут вакцину, которой достаточно будет лишь обработать организм как можно ранее, возможно даже сразу после рождения, и человеческое тело никогда не придeт к мысли: существует душа и дух... Материалистической медицине будет передано искоренение души из человечества". 177(5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Насаждение материализма

1166. "Материалистический образ мира становится социальным образом мира". Вся европейская и американская культура не хочет знать о связи Земли с мировыми силами. "Но определенная каста хотела бы удержать знание о связи с (истинным) образом мира, подобно тому, как египетские жрецы хранили знание о платоновском годе, о великом мировом годе и великом мировом дне (72 года). Эта каста надеется, что над народом, впадающим с помощью материализма в варварство, будет затем легко господствовать". 201(13)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1167. “В ХVIII столетии существовало некое сообщество людей, которое и сегодня имеет свое продолжение. Этот круг людей работал систематически в духе определенных импульсов, зная многое из того, что произойдет в XIX — начале XX столетия, о чем вы теперь слышите от меня”. "Это сообщество подготовляло в ХVIII в. определенные мысли, воззрения, которые гнездились в душах людей и становились действительными силами в области того, чего хотели подобные сообщества. Затем они переходили в социальную жизнь и определяли то, как людям относиться друг к другу. Люди не знали, откуда приходят эти вещи, которые живут в их ощущениях, эмоциях, волевых импульсах. Но те, кто знал связи развития, знали также, как возбуждать импульсы, эмоции. Это происходило, может быть, не непосредственно с помощью книг, но с помощью того, что лежит в основе идеи, приводимой в книге, которая изошла от такого общества в ХVIII в. и в которой, например, представлено, какую часть ариманическое существо имеет в животных. Естественно, ариманическое существо названо дьяволом и обсуждаются различные выражения дьявольского, содержащегося в разных видах животных. ... И важно, что когда в XIX в. всплыл дарвинизм, когда в XIX в. у большого числа людей сложилась идея, что человек постепенно развился из животного, то у другого большого числа душ сидела идея, что животное — это дьявол". 177(10)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1170. "Сегодня есть члены оккультных братств, которые внутри своих братств полностью убеждены в том, что повсюду в нашем окружении господствуют духовные силы, что существует связь между живыми и умершими. В своих оккультных братствах они не говорят ни о чем другом, как только о законах духовного мира, о которых отчасти знаем и мы в нашей Духовной науке, поскольку это теперь должно быть опубликовано. Они говорят об этом, беря это от старых атавистических традиций. А затем они пишут в газетах и выступают против этого, клеймя все это как средневековые суеверия. Часто это бывают одни и те же люди, которые в своих тайных союзах пекутся о духовной науке, перенятой из старых учений, а в открытых журналах выступают против нее, называя ее средневековыми суевериями, пережитками мистики и т. п. Ибо они считают вполне справедливым сохранить знание для себя, а других оставить в неведении относительно тех принципов, исходя из которых ими руководят. Разумеется, существует немало и таких членов оккультных союзов, которые видят мир ровно на длину своего носа, и они также говорят о том, что нельзя открыто сообщать теперь людям о содержании Мистерий". 172(7)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     498
. "В нынешнее материалистическое время, исходя, собственно, из всех воспитательных и жизненных отношений, к такому явлению, как Антропософия человек может честно подойти, только благодаря тому... что имеет в себе кармический импульс, который под­талкивает его к духовному. Этот кармический импульс представляет собой совокупность всего того, что вышеизложенным образом было проделано до нисхождения в эту земную жизнь.
     Поскольку человек оказывается так сильно связанным с духовными импульсами, то они прямо воздействуют на его душу, поэтому он менее интенсивным образом, чем другие люди, при нисхождении из духовного в физический мир, входит во внешнюю телесность. Можно было бы сказать так: все те, кто описанным образом вживается в течение Михаэля, имели такого рода предпосылку — войти в физ.тело с определенным резервом. И это ле­жит в основе кармы душ антропософов.
     У всех, кто сегодня внутренне склоняется к тому, чтобы вполне сознательно и боязливо держаться подальше от Антропософии, можно обнаружить, что они крепко сидят в физической телесности. У тех же, кто сегодня склоняется к той духовной жизни, какую хочет дать Антропософия, оказывается расторгнутым отношение, по меньшей мере, астр.тела и я-организации с физической и эфирной организацией.
     Но вследствие этого человеку труднее справляться с жизнью. Это происходит по той простой причине, что он делается способным выбирать среди большего числа возможностей, чем другие, поскольку легко вы­растает из того, во что другие основательно вросли. Подумайте только, как сильно сегодня люди пред­ставляют собой то, чем они стали благодаря внешним жизненным связям. ... Вы видите служащего, коммер­санта. строителя, фабриканта и т.д.: они являются тем, чем являются, и это разумеется абсолютно само собой".
     "Необходимо знать, что для антропософов имеет значение следующий тезис, что антропософы должны себе сказать: если я, благодаря моей карме, стал антропософом, то это требует от меня, чтобы я был вни­мателен к тому, как в моей душе — более или менее глубоко — выявляется необходимость находить в жизни душевную инициативу, из внутреннейшего собственного существа быть в состоянии что-то начать, быть в состоянии о чем-то судить, быть в состоянии на что-то решаться.
     Собственно говоря, в карме каждого антропософа записано: стань человеком с инициативой и про­веряй, из-за препятствии ли телесных или из-за препятствий, встающих на твоем пути из иных источни­ков, ты не можешь найти средоточие инициативы в своем существе, наблюдай за тем, как твои страдания и радости зависят от того, находишь ли ты или нет свою личную инициативу! Золотыми буквами должно быть постоянно начертано перед душой антропософа, что в его карме заложена инициатива, и что многое из того, с чем он встречается в жизни, зависит от того, в какой мере он может волевым образом осознать эту инициативу.
     Подумайте только, как много сказано этим, ибо исключительно многое в современности вводит в за­блуждение в отношении образования суждений. А без ясных суждений об отношениях жизни инициатива не разворачивается из подоснов души". Мы живем в эпоху материализма, при этом материализм неразрывно связан с интеллектуализмом. Если вы, например, хотите стать врачом, то вы должны принять материализм, иначе врачом в современном смысле вы не станете. Мы постоянно подвержены действию ма­териализма. А это необыкновенно сильно действует на карму. "Ведь все это словно создано лишь для того, чтобы похоронить в душе инициативу! Каждое народное собрание, в которое идет человек, имеет единственную цель: похоронить инициативу отдельных людей за исключением той, о которой говорит там оратор. Каждая газета исполняет эту задачу, когда создает "настроение" и так погребает отдельную инициативу".
     Сознание человека есть лишь небольшое помещеньице, происходящее же вокруг оказывает колоссаль­ное влияние на подсознание. И тем не менее не следует выпадать из своего времени, нужно уметь быть современным. Для этого необходимо быть не только современником. "Инициатива — это жало; но человек боится жалить. Человек боится ужалить, ужалить ариманическое. Он не боится, что этим он как-либо повредит ариманическому, но он боится, что жало на что-то наткнется и обратится назад и вопьется в его собственное тело. Так примерно образуется здесь страх. И так из всеобщего страха жизни ини­циатива отступает назад. Эти вещи нужно только увидеть". 237(10)
     "Материализм грешит столь много, что невозможно сделать достаточно в этом (спиритуальном) направлении; здесь вообще невозможна чрезмерность и если бы (тут) изучением занимались в десять и сто раз больше, то и тогда это не было бы чрезмерным для выравнивания того, чем грешат благодаря материализму". 265, с. 128


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     1246
. "Михаэль не побежден драконом в прошедшие времена, т.к. имеемый теперь в виду дракон тогда еще не был драконом. Он становится драконом, когда идеи и понятия естествознания употребляются на возведение мировоззрений нового времени. ... дракон хочет возрасти в идеях, которые были в употребле­нии в прошедшую эпоху материализма и хотят перерасти в будущее. Не дать этому совершиться означает служить Михаэлю. Такова победа Михаэля над драконом". 152(4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru