Главная
Предметный указатель
МАТЕРИАЛИЗМ — и культура |
255. "Возьмeм силу, которая в духовном мире действовала в вас от последней смерти до настоящего рождения. Там действовали, далее, силы физ.тела, эф.тела и т.д. ... Но сила, действовавшая до рождения, она действует далее и в то же время, можно сказать, не действует. Ибо свою собственную суть она излила в телесность, которую она проодухотворила. Что из этой силы продолжает действовать здесь далее, продолжает как бы идти в том же направлении, — это лишь образы, это одно образное бытие. Так что между рождением и смертью мы живо несeм в себе образ того, что мы имели между смертью и новым рождением. И этот образ есть сила нашего интеллекта. Наш интеллект вовсе не реальность между рождением и смертью, но он есть образ нашего бытия между смертью и новым рождением. В этом не заключено решения загадки сознания, но — загадки культуры. Вся конфигурация нашей культуры новых времeн, которая зависит от интеллекта, становится наглядной, если знают: это культура-образ, это культура, совсем не созданная реальностью, но созданная образом, образом спиритуальной реальности. Мы имеем абстрактную духовную культуру. Материализм — это абстрактная духовная культура; отвергая мысли и становясь материалистами, мыслят в таких мыслях. Материалистические мысли остроумны, но они, естественно, уходят в заблуждение. Это образ мира, что действует, вызывая культуру, — не сам мир". 205(1.VII) Перейти к данному разделу энциклопедии
Факторы цивилизации
266. "Разумеется, я охотно езжу в автомобиле, когда это необходимо, ибо нельзя же желать замедлить движение мира. Нужно лишь быть способным тому, что выступает с одной стороны, противопоставить нечто с другой... рядом с ездой в автомобиле и со всем, что связано с этим, должно выступить сердце, склонное к спиритуальному миру... В отношении вещей, выступающих в мире как механические служители человека, человечество сможет само себе помочь. Таким образом, можно сказать: в отношении всего, что выступает в автомобиле, в печатной машинке и т.д., человечество может само себе помочь. Но иначе обстоит дело... с граммофоном. В граммофоне человечество хочет в механическое втиснуть искусство. И если бы человечество обрело пылкое пристрастие к такой вещи, где тень спиритуального входит в мир, механизируется, если бы человечество развило энтузиазм к тому, выражением чего является граммофон, то здесь оно не смогло бы само себе помочь. Тогда ему должны будут помочь боги. Боги милостивы, и есть сегодня надежда, что в ходе человеческой цивилизации милостивые боги в отношении таких отправлений вкуса, какие выражаются в граммофоне, помогут людям в дальнейшем справиться с этим". 227(11) Перейти к данному разделу энциклопедии
274. "Мы проявляем лишь импотенцию нашего духа, полнейшую духовную пустоту, когда всe вновь и вновь желаем пережeвывать старое. Олимпийские игры были возможны у тех людей, которые до 33 лет сохраняли способность к развитию. Так просто обновлять вещи, бывшие действительными лишь для того человечества, означает нечто подобное тому, как если бы 35-летний человек вдруг решился вести себя как 14-летний мальчик. Так примерно выглядит этот вновь всплывающий идеал олимпийских игр". 196(4) Перейти к данному разделу энциклопедии
385. "Нет никаких аргументов, с помощью которых можно было бы доказать, что материализм не верен. Отсюда преизбыток речей тех, кто на каких-либо теоретических основаниях хочет опровергнуть материализм. ... Нельзя портретом доказать, что существует оригинал. Столь же мало из материального отображения можно почерпнуть доказательство того, что дух существует. Не существует опровержения материализма. Существует лишь один путь, указывающий на волю, где можно найти дух совершенно независимо от материального; тогда его, конечно, найдут творчески действующим также и в материи. Но через какие-либо описания материального, от заключений о материальном не подняться к заключениям о духе, ибо всe, находящееся в духе, в материи находится лишь в отображении". Материализм возобладал в последней трети XIX в. потому, что люди не могли найти прямого доступа к духу. Спор между группами идеалистов и материалистов решился не доказательно, а силой. 225(1) "Враги спиритуального, такие как, например, Геккель, несут в себе спиритуальное глубоко сокрытым, и их ярость, неистовство направлена, по сути, против них самих. ... У таких личностей случается раздвоение "я", поскольку их сознание материалистично, а подсознание спиритуально". (Подобное случилось с Ницше.) 265, с. 236-237 Перейти к данному разделу энциклопедии
389. "Люди должны уберечь себя от возможности потерять духовно-душевное, ибо это духовно-душевное стоит перед опасностью целиком и полностью погрузиться в ариманическое. Людям угрожает... потерять себя в материи как людей... поскольку материя однажды исчезнет. ... и "я" упразднится... Так что речь идeт не о том, чтобы опровергать материализм, но о том, чтобы человечество предостеречь относительно того, что материализм становится правильным; он — на пути ко всe большей правильности, а не ложности. Если сегодня говорят о ложном материализме, то упускают суть дела, ибо нужно говорить о возрастающей правильности материализма в современной культуре. Мы сможем увидеть с началом 3-го тысячелетия, как человечество начнeт так развиваться, что материализм станет верным воззрением". Обращение к абстрактной мистике лишь способствует материализму. 197(7) Перейти к данному разделу энциклопедии
|