Главная
Предметный указатель
МЕДИТАЦИЯ — и качества души |
579. "Медитирование, если оно должно правильным образом вести к успеху, следует подкреплять другими душевными упражнениями. Прежде всего, все вновь и вновь должны вырабатываться такие свойства души, как твердость характера, внутренняя правдивость, определенный душевный покой и прежде всего полнейшее благоразумие, рассудительность, осмотрительность (Besonnenheit)... Благоразумие, рассудительность (как в математике) как в медитативных упражнениях, так и во всем, что как их следствие выступает в виде точного ясновидения, должно составить основу душевного настроения, душевной конституции. Если человек такие свойства, как твердость характера, внутреннюю правдивость, рассудительность, определенный душевный покой делает привычкой, то тогда медитативный процесс в состоянии, если он систематически возобновляется — у одного, может быть, несколько недель, у другого — годы, — свои результаты отпечатлеть во всем физическом и эфирном человеческом организме, так что человек действительно придет к такой внутренней деятельности в имагинативном познании, какую в ином случае он совершает благодаря физ.телу, чувственно созерцая мир и думая с помощью тела. Если человек достигает такого имагинативного познания, то он оказывается в состоянии ход собственной жизни, пережитой с детства до последнего момента, обозреть разом, как в одной временной панораме". 215(3)
Перейти к данному разделу энциклопедии
Трудности самопознания 619. "Что же такое самопознание? Это познание нашего повседневного "я", того, чем мы уже являемся, что мы носим в себе. Это, как говорится, вглядывание в свою собственную душевную жизнь. Но необходимо уяснить себе, что таким путем мы не можем прийти к своему высшему Я, ибо когда человек смотрит в самого себя, то находит то, чем он является. Но именно над этим он должен вырасти, чтобы преодолеть это "я" в обычной жизни. Но как? Многие убеждены, что их свойства наилучшие, и кто также не обладает ими, тот им несимпатичен. Кто перерос это мнение, не только в теории, но и в чувстве, тот находится на пути к истинному самопознанию. Из отражения себя себе самому выходят с помощью особых методов, которые нужно применять всегда, когда есть свободные хотя бы пять минут. Тогда необходимо исходить из следующего тезиса:
все свойства односторонни; ты должен узнать, в чем заключается односторонность твоих свойств и найти способ их гармонизации. Этот тезис особенно подходящ не для теории, а для практики. Кто усерден, должен проверить, а не на ложном ли месте проявляет он усердие. Расторопность также односторонняя, я должен дополнить ее осторожностью, рассудительностью. Каждое свойство имеет свой противополюс; его нужно освоить и затем искать гармонизации с ним, например: поспешности с неторопливостью, расторопности с рассудительностью; но будучи рассудительным, не следует быть медлительным. Тогда человек начинает работать над своим возвышением. Это не относится к медитации, это должно вырабатываться наравне с ней. Эта гармонизация состоит во внимании именно к мелким чертам. Например, у кого есть привычка не давать другим высказываться, должен внимательно следить за этим, а однажды
в течение шести недель предпринять следующее. Нужно сказать себе: теперь ты умолкнешь в присутствии других, насколько это только возможно. Затем человек привыкает говорить не слишком громко и не слишком тихо". К низшему самопознанию также относится выработка терпения в оккультном смысле. "Высшее самопознание начинается тогда, когда мы говорим себе: в том, чем является наше повседневное "я", совсем не содержится нашего высшего Я. Оно во всем внешнем мире, вверху, в звездах, в Солнце, Луне, в камнях и животных — повсюду пребывает та же сущность, что и в нас. ... Низшее "я" говорит: я стою здесь и мерзну. — Высшее Я говорит на это: Я есть также холод, ибо я живу как единая самость в холоде и делаю самому себе холодно. — Низшее "я" говорит: я нахожусь в глазу, который видит Солнце. — Высшее Я говорит: Я есть Солнце и вижу солнечный луч в твоем глазу". 95(14) Перейти к данному разделу энциклопедии
685. Если человек хотя бы немного в течение дня занимается медитациями, концентрациями и другими упражнениями, то это действует на его душу таким образом, что ночью его астр.тело, выделяясь из физ.тела, испытывает на себе действие этих упражнений, благодаря чему идет вслед за другой пластичностью, чем та, которой обладает физ.тело, и в результате преобразуется. "Первый опыт, который наступает через организацию астр.тела благодаря действию медитации, концентраций и т.д., можно назвать переживанием в чувствах, ощущениях, переживанием протекающего в полном сознании расщепления всей нашей личности. В этот момент говорят себе: теперь ты стал как бы двумя личностями; ты подобен мечу, вдетому в ножны", а ранее ты чувствовал себя сросшимся в одно со своими ножнами, с физ.телом. — Теперь человек как бы распространяется в мире, хотя вокруг еще темно. Это раздвоение личности не следует смешивать с известным патологическим состоянием. Ибо здесь Я ни в малейшей степени не теряет ничего из своей внутренней твердости и замкнутости. Здесь все предстоит ясному сознанию. Второй опыт, получаемый благодаря развитию астр.тела, состоит в том, что вторая личность, вдетая в первую, мало-помалу овладевает способностью выступать из первой личности душевно-духовно. "Это переживание выражается в том, что, хотя и изредка, и на короткое время, человек начинает видеть как бы самого себя, как если бы он имел перед собой двойника". Выносить это переживание довольно трудно. 113(2)
Перейти к данному разделу энциклопедии
1047б. "Садящийся медитировать, должен позаботиться о том, чтобы в комнате не было слишком жарко или слишком холодно, чтобы как можно меньше переживать телесных неудобств. Первое переживание может состоять в том, что человек почувствует внутреннее беспокойство, словно бы в его крови что-то покалывает, царапает, щекочет; и это отвлекает нас. Может даже возникнуть шум в крови". Не следует думать, что кто такого не переживает, тот лучше медитирует. У всякого должны возникнуть такие переживания, что служит подтверждением правильности пути. "Через покалывание и поскребывание в крови в сознание входит эгоизм... Это он мешает нам сначала установить необходимый покой". Если мы энергично продолжаем медитировать, то покалывания, сохраняясь, перестают нас отвлекать. Вторым препятствием в медитировании выступает удушье, дыхание теряет регулярность;
возникает ощущение, будто бы в шее имеется утолщение, стеснение, на которое наталкивается дыхание. Всякий должен пережить и такое; оно указывает на недостаток чувства истины, на лживость, все еще коренящуюся в нас. Третье затруднение состоит в том, что медитирующий может вдруг вспотеть и почувствовать слабость. В этом случае физ. тело мешает эфирному расшириться, выступить за его пределы, как это должно происходить при медитировании. Причина заключается в чрезмерном питании. Четвертое препятствие выражается в том, что человек переживает приятность, легкость, словно бы во сне. Такое переживание является следствием слабого социального интереса к людям, склонность вести жизнь в полусне. Против эгоизма хорошо читать "Отче наш" или начало Ев. от Иоанна. 266-3, с. 181-182
"Единственно необходимое для медитирующего европейца — это чтобы он принял положение тела, не ощущаемое им, не создающее неудобство, чтобы он мог вполне оставаться в самом себе. Восточная медитация (молитва), сопровождаемая коленопреклонением, в значительно большей мере связана с постановкой человеком себя в потоки Вселенной". 343, с. 628
Перейти к данному разделу энциклопедии
|