Главная
Предметный указатель
МЕДИТАЦИЯ — и мысль, чувство, воля |
1672. "Воля повсюду идет совместно с движениями конечностей. Так что о воле мы должны говорить как о той душевной деятельности, которая может принимать трехмерный облик". "Во всех волнах ощущений и чувств бесконечно большую роль играет тот факт, что мы располагаем правой и левой половинами тела, что мы построены симметрично. Благодаря этому все происходящее с нами слева мы относим к правой стороне; невидимо нечто возникает в нас слева и перекрещивается с тем, что струится справа. Единственно благодаря этому возникает чувство. Чувство ни в коей мере не возникает в трехмерном пространстве, оно всегда возникает в плоскости. ... Мир чувств переживается человеком только в той плоскости, которая, если представить ее себе как плоскость сечения, делит нас на две симметричные половины. Жизнь чувств подобна картине, нарисованной на полотне... Представьте себе, я натягиваю полотно и рисую справа налево и слева направо, и в наблюдении я даю действовать одному сквозь другое... И картина, возникающая здесь, она, собственно говоря, двухмерная. Все трехмерное, если я могу так выразиться, проецируется на двухмерное. Вы можете построить и другое представление. Представьте себе, что вы оказались бы в состоянии от предметов, стоящих справа, и от предметов, стоящих слева, отбросить тень на одну поверхность... на натянутую перегородку. Так обстоит дело с нашим миром чувств. Он не трехмерный, а двухмерный. Человек, по сути говоря, оказывается с двух сторон работающим художником, когда он не просто чувствуя вживается в пространство, но когда он через трехмерную волю все то, что ему встречается в пространстве как действие чувств, когда он через волю, которая, конечно, трехмерна — художник — это воля, — набрасывает все в теневых образах на идущую спереди назад плоскость. Чувствуя, человек живет в картинах, которые двухмерно тянутся через его тело, но которые при этом нарисованы с двух сторон. Итак, когда мы для нас самих, для людей, хотим в душевном найти переход от воли к чувству, то мы должны перейти из трехмерного в двухмерное. Но благодаря этому вы получаете иное отношение того душевного, которое выражается в чувствах, к пространственному, чем когда вы просто говорите о душевном, которое непространственно. Плоскость имеет два измерения, но она не пространственна. Вы можете доску назвать плоскостью, но в действительности она представляет собой тело с определенной толщиной. Плоскость хотя и пребывает в пространстве, но сама она не пространственна; пространство всегда должно иметь три измерения. И в это трехмерное пространство входит только воля. Чувство же... двухмерно. Однако оно имеет отношение к пространству, как имеет к нему отношение тень". Мир чувств постоянно пронизан миром воли. Часто мы их даже не разделяем. Действие воли бывает довольно тонким. Когда нас, напр., кусает комар, то мы делаем защитное движение, и оно выражается в движении крови, в ритме дыхания. Но этого часто не замечают. И так не отличают того, что делает воля, от того, что составляет содержание чувства. Содержание чувства также слишком робко. "К нему можно прийти только в очень тщательной медитации. Но если все принадлежащее к воле вы однажды сможете отключить от чувств, то тогда вы уменьшитесь справа и слева и станете в середине плоскостью. И когда вы станете плоскостью в середине и некоторым образом сознательно, как художник, начнете рисовать свои переживания на этой плоскости, тогда вы начнете понимать, почему мир чувств так исключительно отличается от обычных переживаний". "А мышление — если с непредвзятой душой подойти к нему — как мало можно сказать, что мысль пребывает в пространстве. Собственно, нигде в пространстве мышления нет. И тем не менее, оно должно иметь отношение к пространству. Ибо, несомненно, мозг является если и не инструментом, то все же основанием для мышления, ...медитативно мышление переживается как то, что простирается только сверху и снизу. Мышление вообще одномерно, протекает в человеке по одной линии. Можно, т.обр., сказать: воля образует себя трехмерно, чувство — двухмерно, мышление — одномерно". Так постепенно совершается переход от пространственного к внепространственному. "Когда мы совершенно выходим из измерения и переходим к точке, то мы приходим к нашему Я. У него нет никакой протяженности. Оно точечно". Как телесное в человеке относится к волевому существу? — Оно пронизывается волей по всем направлениям, как губка водой. К чувству оно относится, как предмет к своей тени на стене. Представим себе некое облако как наше душевно-духовное. Это прежде всего воля с ее тремя измерениями. "Мы видим первым световое облако, затем это световое облако в середине само в себе рождает плоскость и через это чувствует. Плоскость же, в свою очередь, стремится стать линией. Поэтому мы постоянно должны представлять себе: облако, плоскость, линия как живущие в себе образования... облако, плоскость, линия — линия, плоскость, облако и т.д. ... Вы даете исчезнуть третьему измерению и через это теряете волю. Вы даете исчезнуть второму измерению и теряете чувство: мышление теряют, дав исчезнуть первому измерению. Тогда приходят к точке. Тогда впервые приходят к Я. Люди много говорят о 4-м,5-м измерении. Мысля математически, это дается легко, но в действительности четвертое измерение упраздняет третье, пятое — второе, шестое — первое, и приходят к точке". Если вы рассмотрите морскую звезду, которая имеет пятиконечную форму, то вам станет понятно, почему ей недоступно единое чувство. "Морская звезда не может правое соотнести с левым, правым охватить левое, но она должна постоянно приводить в отношение один луч с другим или двумя, тремя или со всеми четырьмя. Поэтому то, что мы знаем как чувство, вообще не живет в морской звезде. Как обстоит дело с тем — я прошу вас следовать за мной в этом интимном ходе мысли, — что нам известно как чувство? Что нам известно как чувство, приходит справа, приходит слева и в середине удерживается в покое. Мы идем через мир, когда с нашим чувством спокойно ставим себя в мир. Морская звезда этого не может. То, что она вот отсюда (см.рис., красная стрелка) испытывает как действие мира. Она не может симметрично связать с чем-то другим. Она может это отнести (красное) к одному или другому, третьему или четвертому лучу, но наиболее сильно она это свяжет вот с этим )желтое). Поэтому морская звезда никогда не имеет внутри спокойных чувств, но когда она обращает внимание на одну сторону, то, благодаря ее устройству, в ней возникает переживание: ты излучаешься туда, ты посылаешь туда луч (желтая стрелка). И когда она ощущает нечто оттуда, то она чувствует, как будто что-то выстреливает из нее. Она совсем не имеет спокойных чувств. Чувства как бы выстреливаются из нее. Она чувствует себя излучающейся в мир. Если вы тонко разовьете свои чувства, то сможете это пережить, наблюдая морскую звезду. Взгляните на окончание одного из лучей и затем соотноситесь со всей морской звездой, тогда в вашем представлении она придет в движение по на-направлению этого луча, как если бы туда заструился свет. И так обстоит дело и с другими животными с несимметричным строением, не обладающими осью симметрии".213 (1) Перейти к данному разделу энциклопедии
87. План лекции. 1. "Кто сегодня заводит речь о вопросах мировоззрения, не может пройти мимо естествознания. Естествознание как воспитатель в процессе развития человечества. Мышление — просто посредник, чтобы упорядочить явления. — Воля через это освобождается = 2. Старые формы = йога = аскеза 3. Живое мышление = через медитацию мышление укрепить, потом поставить перед "ничто". 4. Весь человек = орган чувств = страдание — боль. 5. Неорганическое естествознание. 6. Органическое естествознание. 83 с. 315
Перейти к данному разделу энциклопедии
764. "В настоящее время должны быть особенно хорошо развиты три силы нашей души, чтобы наступило оккультное соединение со сверхчувственными мирами. Первая сила ... есть сила мысли... душа обретает возможность мыслить, образовывать в себе мысли, не употребляя при этом тела, не пользуясь мозгом как инструментом. ... При медитативном мышлении в нервной системе не происходит никаких разрушений... Когда внутренняя сила мышления так развита, что не пользуется внешним телом, то мы достигаем знания внутренней жизни, познаем наше истинное, высшее Я". Медитация для такого воспитания мышления: "Мудрость живет в свете". Одной этой медитации недостаточно, чтобы проникнуть в прежнее воплощение. Для этого нужна и другая медитация, которая включает в себя чувство, например: "Мудрость излучается в свете". "Если мы медитируем так, что наша медитация действительно пронизана чувством, тогда мы удерживаем в нашей душе силу, которой пользуемся в обычной жизни для речи. Можно сказать, что речь есть воплощение внутренней душевной силы, которую это пронизанное чувством мышление выражает. И когда мы теперь вместо того, чтобы позволить душевной силе выступать в речи, из этого пронизанного чувством мышления развиваем медитацию... тогда постепенно мы развиваем способность... через посвящение смотреть на прошлые воплощения и исследовать время, лежащее между смертью и новым рождением. ... Через удержание "слова" в душе мы можем взглянуть на начало Земли". Но чтобы проникнуть в ранние воплощения Земли, необходимо в медитацию включить волю, например в изречении: "Мудрость мира излучается в свете". "Мы должны наше собственное бытие чувствовать связанным с излучающейся силой света и дать этому свету лучиться и вибрировать через мир. Импульс нашей воли должны мы соединить с этой медитацией... тогда мы удерживаем силу, которая в обычном случае переходит в пульсацию нашей крови. Вы можете легко наблюдать, что жизнь нашего внутреннего "я" может переходить в пульсацию крови, когда мы бледнеем от страха и краснеем от стыда... Когда эта самая сила, что влияет на кровь, так вступает в деятельность, что не нисходит в физическое, но остается только в душе, тогда начинается третья медитация, на которую мы можем влиять волевым импульсом. Кто проделал эти три формы оккультного развития, тот чувствует, когда освобождает силу мысли, что он имеет как бы орган возле корня носа. Этот орган описывается как цветок лотоса, через который человек может заметить свое Я, или самость, которая распространяется широко в пространстве. Кто медитативные мысли пронизывает чувством, тот через эту силу, что обычно становится речью, осознает т.наз. шестнадцатилепестковый лотос в области гортани... Через этот орган человек также научается познавать действительность и оккультное значение Мистерии Голгофы... Через удержание душевной силы, распространяющейся в обычной жизни в крови и ее пульсации, развивают орган в области сердца... 152(1)
Перейти к данному разделу энциклопедии
1043. "Медитация, концентрация, они не являются какими-либо удивительными духовными отправлениями. Они являются такими духовными отправлениями, которые лишь взошли на высокую ступень, но на своей элементарной, нижней ступени совершаются в обычной жизни. Медитация — это безгранично возросшее самоотречение души, каким оно переживается в наиболее прекрасных ощущениях религиозной жизни, а концентрация — это безгранично возросшая внимательность, которой элементарным образом мы пользуемся также и в обычной жизни. В обычной жизни мы говорим о внимательности, когда наши представления и наша жизнь чувств не блуждают каким угодно образом в отношении предметов, производящих на нас впечатления, но когда мы подтягиваемся и своей душой направляем наш интерес в особенности на отдельные предметы, выделяем их из поля наших восприятии. Эта внимательность может безгранично
возрасти именно благодаря тому, что внутренне произвольно наша душа ставит в средоточие своей жизни определенные особые представления, которые могут быть даны через Духовную науку и особенно подходят для этой цели. Благодаря им вся душевная жизнь — при отстранении всего остального, всех забот, тревог, всех чувственных впечатлений, волевых импульсов, всех чувств и мыслей — может весь объем душевных сил через определенное время направить на эти единственные, поставленные в средоточие душевной жизни представления. При этом следует иметь в виду, что дело заключается не в том, чтобы душевные силы направлять на содержание того, что мы т.обр. имеем перед собой в концентрации, но их следует направлять на деятельность, на внутреннюю активность и на отправления, нацеленные на развитие внимания, способности концентрации. В этом соединении, в этом концентрировании душевных сил заключается дело. В зависимости от индивидуальных
задатков эти упражнения в душевной концентрации, эту концентрирующую деятельность одному бывает необходимо развивать в течение ряда месяцев, другому — ряда лет или даже десятилетий, пока душа придет к внутреннему укреплению, внутренней собранности, разовьет внутренние силы, обычно спящие в ней, но которые могут быть извлечены с помощью этой безгранично возросшей внимательности, с помощью концентрации. При этом еще совершенно необходимо развить в душе способность чувствовать, что действительно с помощью возросшей внутренней деятельности душа во все большей мере приходит к тому, чтобы как душевно-духовное существо отделиться от физически-телесного. Этот разрыв, это душевно-химическое отделение духовно-душевного от физически-телесного происходит в деятельности все более и более по мере применения описанной деятельности. ... Некий плодотворный пункт развития достигается
человеком, когда он приходит к тому, что извне, в духовно-душевном переживании вне тела видит собственную телесность вместе со всем тем, что в физическом мире связано с этой телесностью, видит так же, как в физической жизни он видит перед собой стол, стул. Как правило, в первую очередь приходят к тому, что т.обр. мыслительные способности, способность души представлять отделяется от телесного инструмента, а именно от нервной системы и от мозга, и человек научается жить в мыслительном, в представлениеобразном и при этом осознавать себя вне нервной системы и мозга, которыми в обычной жизни он пользуется как инструментом, чтобы мыслить и представлять. Первый опыт, какой можно сделать при этом развитии, состоит, как правило, в том, что человек знает: ты живешь, мысля, как бы в окружении своей собственной головы. ... Особенно незабываемое впечатление при этом получают тогда, когда, побыв
некоторое время вне головы, снова погружаются в мозг и нервную систему и при этом чувствуют, как мозг и нервная система оказывают материальное сопротивление". Для того, чтобы далее от физически-телесного оторвать чувствообразное и импульсы воли, необходимо безграничное возрастание того, что можно назвать самоотречением. "Как через концентрацию мы отделяем силу мышления и даем ей затем протекать только в духовно-душевном, так через самоотречение мы постепенно отделяем ту душевную силу, которая в ином случае используется в человеческой речи, в употреблении всех инструментов, используемых нашей речью. Когда я говорю вам, я использую духовно-душевную силу. Эта духовно-душевная сила, когда я здесь говорю физически, течет в физические нервы и органы речи, использует их. С помощью указанных упражнений духовный исследователь достигает способности путем абсолютного
успокоения всего нервно-речевого аппарата внутренне-душевно развернуть эту силу без всякого внешнего ее откровения, когда она течет вовне. Благодаря этому человек открывает в глубинах души способности, о которых внешняя жизнь ничего не знает, поскольку эти способности в обычной жизни употребляются в речи и в органах речи, а когда они остаются без употребления, то покоятся в глубинах души. В духовном исследовании они извлекаются из глубин души. Они как бы духовно-химически отделяются от физической речи. Если человек научается жить и ткать в этой сокрытой речетворческой деятельности, то он научается познавать то, что, может быть не совсем подходящим образом, можно было бы назвать восприятием внутреннего слова; духовного слова. В тот момент, когда человек оказывается в состоянии овладеть этой сокрытой силой, он оказывается также в состоянии с мышлением и чувством, которые в ином случае заняты только
собственной личностью, выступить из самого себя и проникнуть в духовный мир; и тогда человек научается воспринимать т.обр., что говорит себе: вне себя ты теперь воспринимаешь чувство и волю, какими они прежде воспринимались тобой только внутри тебя. — Это означает, что человек начинает в области духовного познавать как волящее и чувствующее существо. Сначала собственная воля и чувство должны погрузиться в духовное существо, а затем человек воспринимает это духовное существо. Твердо заметим себе, что с эмансипацией силы мышления от физически-телесного начинается ясновидческое рассмотрение, а с отделением мысли и чувства становится понятным, что мы получаем истинный опыт, истинные переживания, идущие от других духовных существ, и это становится возможным только благодаря тому, что собственной чувствующей и волящей душой мы выступаем из нашей телесности и погружаемся в
духовный мир, окружающей нас". Приведу в этой связи один личный пример. Для того, чтобы познать одну эпоху, мне не хватало мыслительной силы. Ее не хватало так же, как это случается с физической силой при поднятии слишком тяжелого предмета. Тогда я попытался развить живую волю, попытался ощутить особые оттенки той эпохи, ее величину и цвет. И повторяя эту внутреннюю душевную деятельность, я однажды пережил, как в мою волю и мое чувство вошли чужая воля и чувство. И как свой дар они оставили в моих мыслях решение исследуемой проблемы той эпохи. Подобное же происходит и в тех случаях, когда мы хотим познать других людей: в нас должны войти их чувства и воления. 154 (6)
Перейти к данному разделу энциклопедии
1057. "При медитации важно не то, что человек представляет, а то — я все время это подчеркиваю, — что он представляет с внутренней силой. Во внутренней энергии, в силе, в воле заключается дело, в чувстве и ощущении во время медитации, т.е. в волевом элементе, который мы развиваем медитируя..." 161 (6)
Перейти к данному разделу энциклопедии
|