Главная
Предметный указатель
МЕМФИС-МИЗРАИМ |
43. Так называемое Иоанново масонство имеет три ступени: ученика, подмастерья, мастера. Его рассматривают как низший род масонства, а высокоградуированным считают шотландское масонство с Мизраим, или Мемфис-ритуалом, якобы сохранeнным с древнейшего египетского времени. Однако иоанновы масоны считают это лишь балагурством для маскировки честолюбия, стремления к духовному аристократизму. 93(20) От былых эзотерических институтов, некогда представлявших собой "физиогномический оттиск" высших миров, почти ничего не осталось. Возьмем три символических градуса: ученик, подмастерье и мастер. Они выражают собой "три ступени, на которых человек в духе, самого себя, т.е. свое "я" обретает внутри человеческого типа. Высшие градусы должны показывать ступенеобразное восхождение, в ходе которого человек делается строителем храма всего человечества". Человек ставший — в своем физическом, эфирном и астральном организме — представляет собой микрокосм прошлого мира. Возводимый масонством храм мудрости, красоты и силы должен быть макрокосмическим отображением внутренней микрокосмической душевной мудрости, красоты и силы. В эпоху материализма живое сознание обо всем этом утрачено. Поэтому возникла задача масонскую жизнь уловить в ее ставших поверхностными формах и породить заново, дать ей новые формы. "Наш идеал состоит в следующем: создать формы, которые были бы выражением внутренней жизни. Ибо в такое время, когда нельзя созерцать никаких форм и, созерцая, творить их, дух неизбежно улетучивается в бессущностной абстракции и действительность как бездуховный агрегат веществ оказывается перед просто абстрактным духом. ... Пока человек не почувствует, что в огне, воздухе, воде и земле обитают духи, невозможно никакое искусство, способное воссоздать мудрость во внешней форме..."265, c. 80-81. Перейти к данному разделу энциклопедии
702а. "Калиостро безуспешно пытался основать ложи в Гааге и России..." В 1779 г. в Страссбурге он основал первую ложу с египетским ритуалом (Мемфис — Мизраим; Мизраим — это старое название Египта, а также имя сына Хама). С Калиостро поддерживал отношения граф Сен-Жермен. Из письма А.В.Селлин к Рудольфу Штайнеру. 265, с. 72-73
Перейти к данному разделу энциклопедии
1217. "Однажды непосредственно после церемонии ко мне явилось лицо, принимавшее первый раз участие в ней. Лицо это имело уже высокую степень в одном ордене. Под впечатлением только что пережитого, оно захотело передать мне знаки своего ордена. Ибо оно полагало, что, пережив действительное духовное содержание, оно не может более участвовать в формальных, остановившихся на одном месте церемониях. Мне удалось уладить это дело. Ибо Антропософия не должна вырывать человека из тех жизненных связей, в которых он существует. Она должна прибавить свое к этим связям, но отнюдь не брать от них. Упомянутое лицо осталось в своем ордене, продолжая в дальнейшем участвовать в наших символических действиях". "Впоследствии легко пускаться в рассуждения о том, насколько "умнее" было бы не связывать себя с обществом, принимавшим впоследствии
участие в клевете. Но я должен здесь со всей подобающей скромностью заметить, что в описываемый здесь период моей жизни я принадлежал еще к людям, предполагавшим, что другие, с кем им приходится иметь дело, ходят по прямым, а не по кривым путям. Даже духовное видение не могло ничего изменить в этой вере в людей. Духовным видением нельзя злоупотреблять, расследуя внутренние намерения человека, если только это расследование не является для данного человека желаемым. В обратных же случаях расследование внутренних побуждений других душ является для духопознающего запретным, как запрещается, напр., открывать чье-нибудь письмо. К людям, с которыми имеешь дело, приходится относиться так, как относится простой человек, не обладающий духопознанием. Но это не одно и то же: строим ли мы отношения с людьми, полагаясь на прямолинейность их намерений, пока не узнаем обратное, или ко всему миру относимся с недоверием. В последнем
случае совершенно невозможна совместная социальная человеческая деятельность, ибо она строится только на доверии, а отнюдь не на недоверии". "Антропософия, как содержание жизни, формировалась из собственных источников. Она явилась в мир как творение духовного. Многие из тех, кто внутренне тяготел к ней, искали совместной работы с другими. Благодаря этому Общество сложилось из лиц, из которых одни искали больше в области религии, другие в области науки, третьи в искусстве. И то, что искалось, должно было быть найдено. 28 (гл. 36) "Обстоятельства моей оккультной деятельности недавно вынудили меня (это сказано в августе 1906 года) взяться за нечто такое, что с некоторыми оговорками можно, пожалуй, назвать движением в сторону оккультного масонства. ... С этим "признанным"
масонством (имеется в виду немецкая ложа "Мемфис-Мизраим") мои оккультные устремления не имеют абсолютно ничего общего. ... У масонства нет даже малейших оснований иметь какое-либо дело с этими устремлениями. Когда я начал действовать в указанном направлении, мне надлежало некие процессы высшего плана для тех, кто искал соприкосновения с ними, ввести в ритуал, который не может быть ничем иным, как только отражением фактов, происходящих на высшем плане. Этот ритуал все тот же, который признан оккультизмом еще 2300 лет тому назад, который Майстером Розенкрейцем был приспособлен к европейским условиям. И если в этом ритуале обнаруживается что-то, созвучное с тремя градусами Иоаннова ритуала, то это говорит лишь о том, что градусы Иоаннова масонства вобрали в себя кое-что из оккультизма. У меня источники свои: оккультизм и Майстер".
"Г-ну Ройс (генеральный гроссмейстер ордена "Мемфис-Мизраим") я сказал:... Я ничего не хочу, а от Вашего ордена — абсолютно ничего. Но я буду вести мою работу в том направлении, которое орден объявляет своим. Дело сводится к тому, что орден для себя, а не для меня признает, что я действую в смысле тех градусов, на которые орден претендует как на свои собственные. Я ставлю условие, что орден не будет мне сообщать о своих ритуалах. И чтобы никто не говорил, будто бы я что-то заимствовал у ордена. Я хочу мой шаг рассматривать просто с точки зрения оккультной лояльности. И никто не имеет права трактовать его как-либо иначе. ... Он (Ройс), со своей стороны, поставил только одно требование, что я лишь в деловом отношении, в практическом смысле признаю его права (что ему поступит вступительный взнос). ... Я учреждал все, что было нужно, и никогда
г-н Ройс не присутствовал при этом. Он же, со своей стороны, признавал все, что делал я. Фактически я орден полностью игнорировал. Чтобы, как он сказал, не произошло столкновения с его орденскими правилами, он выдал мне диплом и ритуалии, что выразилось в том, что он привез их мне домой. (И за них ему было уплачено 90 марок.). ... Ройс просто получает от каждого члена определенную таксу, что он и включил в договор. Лишь к этому было сведено лояльное признание его права, на которое он претендовал..." 265, с. 67-70. "Ройс — это не тот человек, с которым можно что-либо строить". Оттуда, где заводится тщеславие, начинает играть личностное, дух бежит, уходят оккультные силы. 265, с. 81 "Мне столь же мало дела до Ройса, как и до других членов его ложи". Я никогда не имел
ничего общего с торговлей градусами, которой занимаются там. 265, с. 88 "До настоящего момента (сказано 16.12.1911) наше оккультное течение носило для внешнего мира название масонского, поскольку, исходя из оккультной точки зрения, всегда необходимо по возможности примыкать к уже существующему. Однако теперь такое название нашего храма упраздняется. Наше учреждение теперь будет называться "Мизраим-Культ" (M.D.). Название "F.M". (масонство) должно окончательно исчезнуть, и внешнему миру мы объявляем, что в нашем движении нет ничего связанного с масонством, с масонскими учреждениями. И если нас спросят: а не принадлежит ли к нашему движению также масонство? — мы можем со спокойной совестью дать отрицательный ответ. То оккультное культовое отправление, которое совершается здесь и носит название "Мизраим-Культ", оно имеет целью способствовать
соединению земного с небесным, видимого с невидимым. Мизраим-Культ был известен еще в древнем Египте и принадлежал к особенно часто практикуемым в школах Мистерий оккультным культам. И этот самый культ мы отправляем теперь в нашем храме, но в несколько реформированном виде, с некоторыми дополнениями, которые внес в него Марк". Он был учеником апостола Петра, епископом Александрийским и автором одного из Евангелий. "Вместе с египетскими посвященными он обновил оккультное священнодействие, которое теперь известно нам как Мизраим-Культ". 265, с. 94 Мария Штайнер: "Приобретение (покупка) хартии была единственным соприкосновением д-ра Штайнера с обществом масонов. Сам Рудольф Штайнер никогда масоном не был и никогда не получал никаких директив со стороны масонов" "Как только началась
война, Рудольф Штайнер оказался первым, кто уничтожил акт (хартию), дававшую ему право на самостоятельную работу. Он объявил, что эта работа окончательно и безвозвратно аннулируется. А в чем она состояла? В духовнонаучном изъяснении символов и некоторых основополагающих черт церемониальности. Чтобы иметь возможность заниматься этим честно, необходимо было иметь на это право. Право было предоставлено Рудольфу Штайнеру жестом самой судьбы. Некоторые масоны надеялись таким способом обогатить свое, страдающее пробелами, знание. ... Условие, поставленное Рудольфом Штайнером, было следующим: никаких отношений, кроме уплаты установленной пошлины. И оно вполне устраивало того господина ( Ройса)". В дальнейшем клеветники стали обвинять Рудольфа Штайнера в том, что он будто бы принадлежал к политическому масонству, в т.ч. и к такому, которое ставило целью уничтожение Германии.
"Все это бессовестная, безответственная ложь". "Когда стало больше невозможно делать из Рудольфа Штайнера еврея, враги стали называть его высокоградуированным братом (т.е. масоном), что de facto является введением в заблуждение". 265, с. 102-103, 115
Перейти к данному разделу энциклопедии
|