Главная
Предметный указатель
МИРОВАЯ война - см. также БРАТСТВА — вторая |
163. В 1806 г. исчезла "Священная Римская Империя немецкой нации"; правящий дом Габсбургов, подобно мантии, совершенно по-средневековому покрывал собой ряд народов. И это не было похоже на такие государства, как Франция, Англия. "То, чем были Габсбурги, — это старое средневековье, и, к сожалению, целиком связанное со старым средневековьем в отношении романизма, в отношении того католицизма, который через противореформацию вновь ожил или, по меньшей мере, стал похожим на живой. ... Царству Габсбургов противостало ... нечто совершенно модерное ... прусско-гогенцоллерновское кайзерство, представлявшее американизм в немецкой сути, вильсонизм до Вильсона. ... Это необходимо изучать, чтобы понять, что происходит и что ещe произойдeт". 185-а(3) Перейти к данному разделу энциклопедии
Вторая мировая война
1068. "Нам должно быть ясно, что вновь могут наступить времена — я выбираю сегодня слова очень предусмотрительно и говорю: могут наступить, — когда вообще не захотят мира, а война станет жестокой, может быть жестче, чем когда-либо, когда ни с одной стороны нечему будет выступить, чтобы помешать жестокости. Тогда вновь будет найдена возможность говорить о жестокости Средней Европы, и будут под обломки и развалины погребены факты, говорящие о том, что эта жестокость могла быть предотвращена, если бы коровьим мычанием не отвечали на требование мира. Это ведь находится в руках сил периферии — осуществить мир. Но придeт время — это вообще не исключено, что такое время придeт, — когда вновь будут говорить: против всех прав народов немцы совершили то-то и то-то". 174(17) Перейти к данному разделу энциклопедии
1069. "Пожелай люди и дальше жить, руководствуясь своими иссушенными материальными телами, то из этих иссушенных, материализованных тел измыслят такое, что через 15-20 лет приведeт к конфликту, подобному тому, в который Европа впала с 1914 г". Либо новое понимание Христианства, как его даeт Духовная наука, будет принято человечеством, либо разрушительные элементы примут ужасающий масштаб. 196(12) Перейти к данному разделу энциклопедии
1257. "Неразрешимая проблема создалась в 1870-71 гг. между Западной, Центральной и Восточной Европой: т. наз. эльзасская проблема. ... Люди, которые считаются с действительностью, они-то уж знали, что это неразрешимая проблема! ... что этим для будущего Европы создались знаменательные предпосылки, что на Западе возникнет стремление взбудоражить весь Восток. Уже тогда существовали люди, которые знали, что славянская проблема будет выдвинута в мир благодаря тому, что на Западе пожелают иначе решить проблему, чем в Центральной Европе. ... Явления взбудораживаются, но приводят не к решению, а к неразрешимости, ко все новым конфликтам, заводят в тупики жизни". 185(2) Перейти к данному разделу энциклопедии
353. "В это трудное время необходимо, чтобы мы Духовную науку восприняли не только головой, но и нашим горячим сердцем. Ибо, если мы воспримем ее всем теплом наших сердец, то будем в состоянии развивать силу, в которой нуждается современность, и тогда никто не должен думать про себя: а подходящим ли является мое место, а достаточно ли у меня сил делать то, о чем идет речь? Каждый через свою карму на своем месте найдет возможность в правильное время поставить перед судьбой соответствующие вопросы. И если это правильное время не придет сегодня или завтра, оно все же придет тем или иным образом. И дело заключается в том, чтобы твердо и уверенно стать в импульсы этого духовного Движения, если человек его однажды понял. Именно сегодня особенно необходимо ему твердость и уверенность поставить перед собой как цель. Ибо или с какой-либо стороны в ближайшее время должно совершиться нечто крайне значительное, или все жизненные отношения натолкнутся на огромные трудности, и было бы безумием не желать уяснить себе это. Два с половиной года длится то, что теперь называется войной, и отношения остаются еще до сего времени в какой-то мере сносными; но дальше так уже не будет. И такое Движение, как наше, будет проходить через испытания; тогда нельзя будет спрашивать: когда мы снова соберемся вместе? —или: почему мы не собираемся? — или: почему не появляется то, либо это? — Но каждый человек должен будет в своем сердце нести через опасный период уверенное чувство сопринадлежности нашему делу. Современная культурная жизнь может погаснуть, если разразится то, что хотя произойдет и из этой современной культуры, но в высшей степени противоречит ей. В этом заключена вся абсурдность положения: из жизни произойдут вещи, которые ей противоречат. Поэтому и мы должны быть готовы к тому, что для нашего Движения могут наступить трудные времена. Но они не введут нас в растерянность, если у нас хватит уверенности, ясности и истинного чувства значения нашего Движения, если мы в это трудное время сможем подняться над отдельно-личностным... и устремить свой взгляд на большие дела человечества, поднятые на острие. Величайшим является следующее: нужно обрести понимание мышления, сообразующегося с действительностью, — хотя на каждом шагу встанут трудности в поисках такого, соответствующего действительности, мышления. Для этого нужно будет иметь и сердце, чтобы не заблудиться во всяческом эгоизме". 174 (25)
Перейти к данному разделу энциклопедии
372. "Мне хотелось бы обнародовать мою мысль, что это строение есть протест против всего, что в ближайшие годы произойдет со всем цивилизованным человечеством, с т.наз. цивилизованным человечеством". 185-а (3)
Перейти к данному разделу энциклопедии
|