Главная
Именной указатель
БАЗИЛИД |
Логос эволюции
42а. Согласно учению гностиков (Базилид) все начинается от неведомого Бога, от первого Эона, не постижимого ни через какое слово или понятие. Из него формообразуется (не манифестирует себя) Нус -- первое творение неведомого Бога; о нем говорит также Анаксагор. По мере того, как Нус движется вниз, выступает Логос. Потом выступают другие принципы числом 364. Слово «день» было первоначально тесно связано со словом Бог. 364 бога работают над построением человеческой организации, и к ним добавляется еще один. Этот последний день года является символом Ягве. «Во Христе и в Мистерии Голгофы Нус является человечески воплощенной; не Логос, а Нус воплощается как человек». Но Нус не может говорить, не может проходить через смерть и воскресение. Созерцание Базилида помрачается, когда во внутреннем видении он приближается к последнему акту
Мистерии Голгофы. Он думает, что распят был Симон из Кирены, несший крест Христа. Далее гностики считали Отца менее совершенным, чем Сына, именно в силу того, что Ягве вставал последним в ряду 365 богов, а евреи в нем почитали Отчее начало. Св. Духа они находили на противоположном конце -- в Нус. «Христос есть более высокое творение, чем Отец, Христос не единосущ с Отцом. Отец, нашедший свое наивнешнейшее, экстремальное выражение в еврейском Боге, хотя и является Творцом мира...», но был вынужден одновременно произвести и добро и зло, святое и дьявольское. Не из любви сотворил Он мир. Христос же пришел свыше, неся в себе Нус, и Он способен спасти мир, чего не может его творец. Отец породил Сына, чтобы усовершенствовать развитие мира. 343, с.270-273 «Необходимо различать между экзистенцией и
субсистенцией (самостоятельное бытие, жизнь). Что субсистирует все вещи, есть основа, то, что имеет отношение к Отцу. ... Бог-Отец пребывает в основе пребывающего; Бог-Сын, Христос, как творческий Логос, пребывает в основе становящегося и в том, что есть становление. Поэтому понимание отца следует искать до ставшего (возникшего), а действие Христа -- в становящемся».342, с.146-147 О вещах мира правомерно спрашивать: откуда они происходят? Но так нельзя спрашивать о Логосе. Он был и есть всегда. «Он пребывает не во времени, до всех времен. ... в Себе пребывающий, в Себе основанный, в Себе покоящийся абсолютный Логос. Первый Логос -- Отец -- «Сат». Если принять один этот Логос, то он, покоясь в себе,здесь и не здесь, над бытием, никогда не воспринимаем, ибо выше всех восприятий,
выше существования. Но отсюда следует, что этот Логос есть абсолютно сокровенное, оккультное, поскольку превышает всякое откровение. Если Он не оккультен, то должен открыть Себя. Тогда мы имеем дело с Его отображением, с открывшимся Логосом. Обдумав сказанное, мы тотчас же в этом понятии распознаем два понятия; так что мы имеем троякое, ибо в том, кто открывает, должна содержаться открывающая деятельность. 1 Логос -- открыватель 2 Логос -- откровение, деятельность 3 Логос -- открытое, зеркальное отображение (в Индии) Сат -- Ананта -- Чит
(в Христианстве) 1 Отец 2 Сын, Слово 3 Св. Дух Эти Трое столь возвышенны, что для всего, что в обычном смысле слова обозначается открываемым, воспринимаемым, должно быть опять-таки обозначено оккультным. Итак, три оккультных Существа. Они сначала должны быть
явлены в откровении. Их только три, так что они могут лишь открыться друг другу: Отец открывается Слову, Слово открывается Св. Духу, Св. Дух открывается Отцу. Таковы три рода откровения. Мы решаем перенести их на три Существа, так что деятельность этих Существ состоит в том, что они берут это на Себя, это перенесение. Три могут войти в различные отношения: Возможно, что Отец сокрыт в Слове и в этой сокровенности сообщает о Себе. Он облекается Словом и открывается Духу. Далее возможно: Слово сокрыто в Св.Духе и открывается в этой сокровенности Отцу. И еще возможно: что Св. Дух сокрывается в Отце и открывается Слову. И теперь еще возможно лишь, что Отец сокрыт в обоих, в Слове и Духе и открывает Сам Себя.
Мы имеем нечто существенное --1,2,3,4,5,6,7. Так возникает сущностное, (семь) отношений трех Логосов, сущностные формы. 1-е отношение -- Всесилие: Отец открывает Себя Сыну. 2-е отношение -- Всемудрость: Слово открывает Себя Духу. 3-е отношение -- Вселюбовь: Св. Дух открывает Себя Отцу. 4-е отношение -- Всесправедливость: Отец открывает Себя в Слове и открывается Духу. 5-е отношение -- Всеспасение: Слово открывает Себя в Духе и открывается Отцу. 6-е отношение -- Всесвятость: Св. Дух открывает Себя в Отце и открывается Слову. 7-е отношение -- Всеблаженство: Отец открывает Себя в Слове и Духе и открывает Сам Себя.
Так возникли существа из обоюдного оплодотворения. Таковы семь Управителей, семь Сил, стоящих пред троном(Бога), и таковы их свойства. Свойства возникают из отношений трех Логосов. Их может быть только семь. Всесилие (Всевластие) состоит в том, что Отец открывается Сыну. Это обозначается как первое творение или как хаос. После того, как Всесилие исполнило свои задачи, начала править Всемудрость, упорядочивающая все в соответствии с мерой и числом. ... Вселюбовь вносит во все творение принцип симпатии и антипатии... Всесправедливость... приносит карму, т.е. рождение и смерть. ... Всеспасение... во все вносит спасение (избавление), т.е. последний Суд. После действия последнего Суда за дело берется Всесвятость и приносит повсюду святость, а тогда начинается Всеблаженство.
Представим себе все это распределенным на семь планет. В действительности все они, все семь присутствуют здесь, но так, что одна правит (другие пребывают соподчиненными). Четвертый шар (эон) -- наш. Так что наш принцип таков: «Отец сокрыт в Слове и открывается Духу». Так дано Христианство. ... Главное следующей планеты (эона) должно подготовляться в предыдущей. Слово, подготовляясь к Св. Духу, который тогда (на Юпитере) будет открываться, должно пребывать в процессе инволюции. Но здесь это смерть. Миссия может быть исполнена, если Слово погрузится вплоть до смерти; таков смысл смерти на кресте. ... Итак, в следующем планетарном воплощении Сын приведет к Отцу то, что теперь собирается благодаря Духу».Д.67/68, с. 19-22.
Перейти к данному разделу энциклопедии
88a. "Как гнозис направляет взгляд в макрокосмос, так монтанизм погружается в микрокосмос, в самого человека". (Фригиец Монтан, умерший в 178 г., основал это христианское движение; в экстатических речах Монтан возвещал близкий конец света и призывал к ригористской этике.) — Монтанисты ожидали скорого пришествия Христа в физическом теле. Таков противополюс гнозиса. К монтанизму одно время склонялся Августин. "Нужно заглянуть в души Базилида и Монтана, в души Августина и Фауста, если хотят разглядеть, что же, собственно говоря, разыгрывалось в тех исторических войнах, что стало прикрытием Христианства в константиновой церкви". 343, с. 274-276 Перейти к данному разделу энциклопедии
|