Главная
Предметный указатель
МУЗЫКА — восприятие |
1514. Родство музыкальных тонов и темпераментов: нижний голос — с флегматическим, средний — с меланхолическим и сангвиническим, последний также родственен и с самым высоким, холерический темперамент распространяется по всем трем направлениям. Теноры часто бывают холериками. Холерический темперамент тут же впадает в негодование, если что-то встает поперек его деятельности. В его основе лежит глубокая ритмика, но обычно с каким-нибудь дефектом. Холериком был Наполеон, и его внутренний ритм основывался на самом себе. Он имел предрасположение к большому росту, его эф. тело было больше физического, поэтому его органы были уплотнены, все ритмическое — более сдавлено и постоянно заторможено. Происходило постоянное укорочение ритма. "У холериков вы, вероятно, всегда найдете анормально образованное чувство равновесия (Весы), и это можно доказать внешне, указав на ушные каналы при аутопсии". У сангвиников (Дева) преобладает чувство движения, у меланхоликов (Лев) чувство жизни, у флегматиков (Рак) осязание.300-а с.142-43 Перейти к данному разделу энциклопедии
1857. Мозговая жидкость с выдохом движется в канал спинного мозга, а со вдохом возвращается в черепную коробку. Это беспрерывное ритмическое движение. "И когда мы слушаем (музыку), то внутренний ритм восходящей и нисходящей мозговой жидкости ударяется в то, что благодаря звуку фигурирует в нашем органе слуха как чувственное восприятие, и происходит постепенное взаимостолкновение внутренней музыки, вибрации нашего дыхания, с тем, что как процесс восприятия ударяет в наше ухо. В этом, собственно, состоит музыкальное переживание: в этом уравновешивании чувственного восприятия с ритмическим процессом дыхания. ... Нервные процессы при музыкальном восприятии совершаются для того, чтобы происходящее глубже связать с нашим Я, чтобы воспринятое мы перенесли в наши представления".301(2) Перейти к данному разделу энциклопедии
От соматики к эстетике
1909. "Если физ. тело слишком слабо, чтобы противостоять (атавистическому) видению, то наступает бессилие. Если физ. тело достаточно сильно, чтобы противостоять ему, то это последнее слабеет. Оно тогда утрачивает характер, в силу которого оно лжет, будто бы оно подобно вещам или процессам чувственного мира; ибо так лжет видение, из-за чего человек заболевает. Если физический организм достаточно силен, чтобы победить склонность атавистического видения ко лжи, то наступает следующее: человек становится достаточно сильным, чтобы встать в отношение к миру, подобное тому, которое было на др. Луне, и те взаимосвязи приспособить к современному организму. Что это означает? Это означает, что человек свой круг Зодиака с 12-ю сферами чувств внутренне несколько изменяет. Он изменяет его так, что в этом круге Зодиака с 12-ю сферами чувств начинают разыгрываться в большей мере жизненные, чем чувственные процессы, или, лучше сказать, разыгрываются процессы, которые хотя и ударяют по чувственным процессам, но в сфере чувств превращаются в жизненные процессы, т.е. чувственный процесс извлекается из мертвого, которое он сегодня имеет в себе, и переносится в живое, так что человек видит, но в видении в то же время живет нечто такое, что в ином случае живет только в желудке или на языке. ... Процессы чувств приходят в движение. Их жизнь возбуждается. Это должно происходить спокойно. Тогда органам чувств приживляется нечто из того, что сегодня в такой степени имеют только жизненные органы...". "Жизненные органы внутренне пронизаны большой силой симпатии и антипатии. ... и это вливается теперь в органы чувств. Глаз не только видит красное, но ощущает симпатию или антипатию к цвету. ... Орган чувств вновь становится неким образом сферой жизни. Жизненные процессы также должны тогда измениться. И это происходит так, что жизненные процессы проодушевляются в большей мере, чем это происходит в земной жизни. Происходит так, что три жизненных процесса: — дыхание, согревание и питание, — соединяются и одушевляются, выступают душевно. При обычном дыхании человек вдыхает грубый материальный воздух, при обычном согревании — воспринимает тепло и т.д. Теперь же наступает некий род симбиоза, т.е. жизненные процессы образуют единство, когда они проодушевляются. ... Внутренне в человеке объединяются: дыхание, согревание и питание — не грубое питание, но нечто, чем является процесс питания; процесс протекает, но человек не нуждается при этом в еде, и он протекает не один, как во время еды, но вместе с другими процессами. Соединяются также и четыре других жизненных процесса ... и образуют более одушевленный процесс. ... И тогда вновь могут соединиться две партии, но так, что не просто все жизненные процессы действуют совместно, а взаимодействуют, например, по три, по четыре, три взаимодействуют с четвертым. Благодаря этому возникают — наподобие, но не так, как это теперь имеется на Земле — душевные силы, имеющие характер мышления, чувства и воли: их также три. Но они другие. ... Они в большей мере — жизненные процессы, но не столь обособленные, как жизненные процессы на Земле. Процесс, который здесь происходит в человеке, очень тонок, интимен, когда человек выносит это как бы погружение в лунное прошлое, когда возникает не видение, но нечто подобного рода, тонкое подобие некоего рода постижения, где чувственные сферы становятся жизненными сферами, жизненные процессы — душевными процессами. Постоянно пребывать в таком состоянии человек, конечно, не может, ибо тогда он оказался бы непригодным для Земли... но когда наступает нечто подобное, то наступает... эстетическое творчество ... эстетическое наслаждение. Истинно эстетическое поведение человека состоит в том, что органы чувств некоторым образом оживляются, а жизненные процессы проодушевляются. Это очень важная истина о людях, ибо она поможет нам многое понять. ... Особенно те чувства, которые по преимуществу служат физическому плану, переживают большие изменения, когда они в некотором роде наполовину отводятся назад, в лунное бытие — в чувство Я, чувство мышления, грубое осязание". В переживании, например, живописи участвуют зрение, чувство тепла, вкуса, обоняния. Происходит некий симбиоз, но не в грубой форме. "Когда вы наслаждаетесь живописью, то происходит тонкий имагинативный процесс в том, что лежит за языком и принадлежит к чувству вкуса, к языку и принимает участие в процессе зрения. ... Художник пробует краски глубокими душевными чувствами. Нюансы цветов он обоняет, но не носом, а тем, что происходит при каждом душевном обонянии глубоко в организме. Так происходят взаимоналожения сфер чувств, когда они переходят более в процессы жизни, в область жизненных процессов". "Поэзию мы переживаем, воспринимаем с помощью чувства речи ... но кроме речи на поэзию может быть направлено проодушевленное чувство равновесия и проодушевленное чувство движения". "При слушании музыкального произведения четвертый жизненный процесс (разъединение) заходит так далеко ... что это уже не принадлежит эстетическому, ибо разъединение доходит до физического разъединения. Конечно, до физического разъединения это не должно доходить, процесс же должен протекать душевно, но как процесс, лежащий в основе физического разъединения. А во-вторых, разъединение не должно наступать для себя, но вся четверка — всё душевно — должна соединиться вместе: разъединение, рост, удержание и воспроизводство. Также и жизненные процессы становятся душевными". Аристотель говорит о катарсисе, возникающем через переживание трагедии. "Лишь тот поймет это правильно, кто поймет... тот медицинский, полумедицинский смысл, который Аристотель вкладывал в это слово. Поскольку жизненный процесс становится душевным процессом, то для эстетического восприятия это означает, что впечатление от трагедии, процессы трагедии действительно доходят до телесного, возбуждая там процессы, обычно сопровождающие жизненные процессы страха и сострадания. И происходит просветление, т.е. эти жизненные аффекты в то же время проодушевляются через трагедию. Все душевное жизненного процесса заложено в этом определении Аристотеля". "Что Шиллер называет освобождением необходимости разума от затвердения (Письма об эстетическом воспитании) — это живет в оживлении сферы чувств, которые, опять-таки, сводятся до жизненных процессов. А что Шиллер называет одухотворением — лучше бы ему сказать "одушевление" — естественных потребностей — это живет тогда, когда жизненный процесс действует как душевный процесс. Жизненный процесс становится душевнее, процесс в чувствах — живее. Таков тот истинный процесс, который — только более в абстрактных понятиях, в понятийном плетении — находится в эстетических письмах Шиллера, каким он мог быть в то время, когда человек в мыслях еще не был достаточно крепок спиритуально, чтобы взойти до области, где дух живет так, как этого хочет видящий. ... (где) дух пронизывает материю и нигде не натыкается на нее...".170(9) Перейти к данному разделу энциклопедии
584. "Атланты не переживали терции, не переживали квинты. Их музыкальные переживания начинались с ощущения септимы. ... Музыкальное переживание для атлантов совпадало с непосредственным религиозным переживанием. ... Боги, ткущие и господствующие в мире, открывались в септиме. Для атлантов не имело смысла говорить: я создаю музыку". В послеатлантическое время переживали квинтовый интервал. Но сначала и в квинте жили боги. Еще позже появились большая и малая терции и музыкальное опустилось в человеческую душу, сплелось с человеческой телесностью. "Поэтому с выступлением переживания терции возникла разница между мажором и минором". В Лемурийскую эпоху "человек вообще не мог так воспринимать музыкальное, что внутри октавы он бы осознавал интервал... он переживал только этот интервал: cd (рис.), т.е. d ближайшей октавы". Трудно представить себе это переживание. Оно было примерно таким: "Человек переживал секунду ближайшей октавы и терцию следующей за ней, второй октавы. ... Он переживал объективную терцию, а затем опять две терции — большую и малую. ... Прима в первой октаве, секунда — во второй, терция — в третьей октаве". Это был некоего рода объективный мажор и минор, являвшиеся как выражение душевных переживаний богов, их космического ликования и стенания. И это затем как бы спроектировалось на Землю и стало тем, что мы переживаем теперь как мажор и минор "Что мы сегодня имеем в переживании минора, в Лемурийскую эпоху человек переживал как безмерное стенание богов в связи с возможностью человека отпасть от них, совершить описанное в Библии грехопадение". Мажор переживался как ликование богов при сотворении мира. 222 (3)
Перейти к данному разделу энциклопедии
1076. "Вначале это было так. Человек говорил себе: если при вдохе так образовать дыхание, чтобы оно направлялось во внутренний свод головы, отображающий все Мироздание, и при этом во вдыхаемый воздух внести звук, находящийся между А и О или между А и У, если внести в воздух дыхания А-У, то он будет сформирован таким образом, что подобно тому, как рука может осязать нечто вовне, так звук окажется пригодным для того, чтобы осязать мировые тайны там, внутри. И человек получает это в сознание, когда процесс дыхания продолжает так, что дает ему излиться в настроении абсолютного почитания того, чего человек здесь касается. Когда человек вдыхает и выдыхает воздух вместе со звуком А-У и в абсолютном почитании осязает его, полный самоотверженности погружается в мир, то он может дать процессу дыхания излиться в М, и тогда в дыхательном процессе, который внутренне
формируется в АУМ, восходят — из подобия, образованного в нервах подобия Мироздания во внутреннем — тайны Мироздания. И им пользовались в жизни — тем, что становилось сознательным, когда звук М вносился в выдыхаемый воздух". Древний ученик йоги сознавал, что тайны всего Мироздания заключены в его голове и в дыхании они могут ему открываться: "вдох — это откровение мирового Слова, выдох — это внутреннее сгущение мирового Слова, исповедание мирового Слова. ... а АУМ — это соединение откровения и исповедания, оживление мировых тайн в себе... В современной эпохе звук подвинулся далее. Звук изживает себя в действительных, конкретных, а не в интеллектуалистических мыслях. Так что мы можем сказать: вдох стал мыслями, а выдох — волевым изживанием мыслей. Это значит, что мы разъяли то, что некогда как вдох было откровением, а как выдох — исповеданием, на упражнение в мысли и на упражнение в воле и
благодаря этому получили, опять же в мыслях — но в медитативно упражняющихся мыслях, — откровение, а в волевых упражнениях, выполняемых с другой стороны, — исповедание откровенного. Для современного человечества это обстоит так: что прежде переживалось просто в дыхательном процессе и что в процессе вдоха формировалось в гласный звук, а в процессе выдоха в согласный звук, — это изживает себя более душевным образом во внутренне созерцаемых мыслях, которые пронизываются волей в преданной отдаче себя мирозданию. Таким образом, процесс остался тем же самым, только более одушевился, стал более внутренним. И он теперь заключается в том, что воспринимается внутреннее переживание Мироздания в его тайнах, а также основания для признания этого Мироздания, воспринимается его духовная основа". Человек рожден из света. Вся нервная система является плодом света. Мы воспринимаем свет
и другими органами, помимо зрения. Также и звук мы воспринимаем всем организмом. "Симфонию мы всегда переживаем всем организмом. Когда мы слушаем музыку, то внутренний процесс при этом таков: мы погружаем весь наш процесс дыхания в определенную ритмику, в совершенно определенный музыкальный процесс, предлагаемый композицией. Это формирование нашего воздухообразного внутреннего ударяет в формы мозга, а когда оно отталкивается назад, то дает нам музыкальное впечатление. В нас, собственно, постоянно происходит осязание света через звук. Твердо усвойте себе, что в нас постоянно происходит осязание света через звук. Мир звука в нас, звучащий организм является, собственно, органом осязания для света. Свет всегда есть внешнее, звук — всегда внутреннее.
Мысли | Вдох: | Откровение | Воля | Выдох: |
Исповедание | Осязание света через звук внешнее внутреннее
Осязание мировых мыслей через человеческую волю. Внутреннее касается внешнего... Воля стоит на месте звука, а мысль — на месте света". 211(6) Перейти к данному разделу энциклопедии
|