Главная
Предметный указатель
МУЗЫКА — сфер -см. также ГРАМОНИЯ сфер |
Общий очерк
90. С современными органами чувств др.Сатурн можно было бы пережить как "расчлененное в себе мировое существо, проявляющееся в смене состояний и состоящее только из теплоты". Это тепло душевного рода, без материальных носителей; его можно бы было почувствовать лишь внутренне. В этом тепловом состоянии на Сатурне существовала только физическая телесность, "управляемая физическими законами", проявляющимися лишь в тепловом действии. Никакой минеральной вещественности тогда не было. "Физическое тело есть тонкое, легкое эфирное тепловое тело". Оно было первым зачатком современного физически-минерального тела. "Атмосфера" Сатурна была духовного рода. Она состояла из существ высших Иерархий. Они погружали члены своего существа в тепловые тела Сатурна и выражали в них свою жизнь. Тепловые тела подобно зеркалам отражали им их жизненные состояния. Этими существами были Духи Мудрости (Господства). Но прежде чем Духи Мудрости получили эту возможность отражаться, Духи Воли пожертвовали своей субстанцией, которая и послужила началом бытия Сатурна. Далее идет совместная работа воли и жизни, что позволило Духам Движения (их низший член — астральное тело) отражения жизни тепловыми телами пронизать качествами своего астрального тела. В результате этого Сатурн начал извергать "в небесное пространство изъявления ощущений, чувств и др. подобные душевные силы", проявлять симпатии и антипатии, но не свои, "а только отброшенные назад душевные действия Духов Движения". Далее вступают Духи Формы. Их низший член — также астральное тело, но оно "действует так, что проявления ощущений извергаются в мировое пространство как бы отдельными существами". Они делят жизнь как бы на отдельные живые существа, и весь Сатурн состоит на этом этапе, подобно ягоде ежевики, из таких существ. На них воздействуют Духи Личности. И у них низший член — астральное тело, но оно действует подобно современному человеческому Я. Погружая его в тепловые тела Сатурна, Духи Личности сообщают им подобие действий человеческой личности. Но это лишь "скорлупа личности", ибо сама она — в окружении Сатурна. Собственно, с этого момента, когда Духи Личности заставили сатурнические тела отражать свою сущность, последние и сгустились до тонкой вещественности — "теплоты". "Во всем Сатурне нет внутренней жизни; но Духи Личности познают образ своей собственной внутренней жизни, притекающей к ним с Сатурна как теплота". Духи Личности в это время стоят на той ступени, которую ныне проходит человек. Они — "люди" Сатурна, но у них нет физического тела, а есть астральное тело и "я". В дальнейшем в мире Сатурна возникает своего рода внутренняя жизнь, появляется "трепетное" световое мерцание, как бы сверкают молнии. Тепловые тела начинают светиться. В действие вступают Архангелы (Духи Огня). Их астральные тела обретают чувства и ощущения лишь благодаря действию на тепловые тела. "Они не могут сказать себе: "Я есмь", — но говорят приблизительно так: "Окружающее меня дает мне быть". Их восприятия состоят в световых действиях, которые в некотором роде есть их "я"". Сознание у Архангелов образное, подобное человеческому сознанию во время сновидения, но гораздо живее. В результате взаимодействия Архангелов с тепловыми телами в общий процесс развития вводятся теперь в тонкой эфирной субстанциональности "зачатки" человеческих органов чувств. Тепловые тела, представляющие собой в этот период развития первый зачаток человека, не являют собой ничего, "кроме световых праобразов органов чувств", которые есть плод деятельности Архангелов. Одновременно с Архангелами выступают Духи Любви (Серафимы). Созерцаемое ими на Сатурне они жертвенно переносят, как образы, на Архангелов, что дарует последним сознание. Далее к световой игре присоединяются вкусовые ощущения; в мировом пространстве это воспринимается как своего рода музыка. Во взаимодействие с силами вкуса вступают Ангелы (Сыны Сумерков или Жизни). Их эфирное тело развивает деятельность, подобную обмену веществ. "Они вносят жизнь внутрь Сатурна"; в нем начинают происходить процессы питания и выделения. При этом Духи Гармонии (Херувимы) сообщают Ангелам сознание, какое присуще человеку во время сна без сновидений. Оно способно управлять жизненными процессами, но воспринимают это управление Херувимы. Вновь вступают в действие Духи Воли и придают человеческим фантомам простейшую форму сознания, которую ныне имеет минерал. "Человек являет на этой ступени в малом виде то же самое, что жизнь Сатурна в большом". И этим в физ. тело человека был заложен зачаток Духочеловека (Атма). Внутри Сатурна смутная человеческая воля действовала так, что это можно сравнить с запахом, а вовне — как бы личностно, но машинообразно, управляемая Духами Воли. Итак, в развитии Сатурна проявляются: теплота, световая игра, вкусовая и звуковая игра; наконец, выступает нечто, проявляющееся внутри Сатурна как ощущение запаха, а вовне "как машинообразно действующее человеческое "я"". С выступлением Духов Личности на Сатурне появляется время. Что было до того, можно назвать "областью пребывающего". Далее в развитии Сатурна начинается некоего рода отлив. Деятельность Иерархий приводит все бытие в чисто духовное состояние. Наступает промежуток покоя — Пралайя. "Человеческий зачаток переходит при этом как бы в состояние растворения", но не исчезает полностью. Он, подобно семени в земле, "покоится в лоне мира" до нового пробуждения. Духовные существа в этом состоянии приобретают способность работать далее над человеческим зачатком. Например, Духи Мудрости делаются способными не только наслаждаться жизнью в своем эфирном теле, но одарять жизнью других существ. 13 (4)
Перейти к данному разделу энциклопедии
Общий очерк
114. Др.Луна выступает из состояния "мирового сна" как единое тело. На ней происходят повторение древнего сатурнического, затем солнечного развития, но в изменившихся условиях. Затем Духи Движения приносят в жертву свое астральное тело. Благодаря этой жертве человеческое существо приобретает первые душевные качества, с помощью которых испытывает удовольствие и неудовольствие от процессов внутри себя. Духи Формы видоизменяют эти чувства так, что в человеке появляются "первые признаки желания и вожделения". Однако они лишены "внутренней жизни и самостоятельности". Физическое на др.Луне уплотняется до "воды", понимаемой как "жидкая форма бытия"; т.обр., физ.тело человека включает в себя отныне вещественность трех родов: тепловую, воздушную и водную. На Луне проявляется двоякое отставание в виде двух царств Бытия. Низшее из них образуют существа, остановившиеся на ступени Сатурна, — у них лишь одно физическое тело; второе образуют существа, не способные включать в себя самостоятельное астральное тело. Отставшие царства пронизывают и человека. Из Луны выделяется мировое тело, "как возрожденное и утонченное Солнце"; оно берет с собой лишь "теплоту" и "воздух". Выделение Солнца позволяет Иерархиям беспрепятственно проходить свое высокое развитие, чему помешала бы плотная вещественность воды. Благодаря этому они могут сильнее дейстовать на Луну. С нею остались связанными Духи Формы. "Они закрепляют вожделения и природу желаний", благодаря чему водное уплотняется до "тягуче-жидкой" формы; уплотняются также и воздушные, и тепловые образования. "Всякое развитие основано на том, что сначала из окружающей жизни отделяется самостоятельное существо; потом в отделившемся существе, как бы через отражение, запечатлевается окружающее, а затем это отделившееся существо самостоятельно развивается дальше". Так это было и на Луне. Солнечные существа имели собственную жизнь, отраженную лунными процессами. Но потам произошло нечто особенное, имевшее огромное значение для всего последующего развития. Отставшие существа "завладевают находящейся в их распоряжении стихией воли (наследием Престолов)" и развивают свою, независимую от солнечной жизнь. В это вовлекается и "царство предков человека". Вся Луна в это время состояла из растительно-минеральной массы. Ее покрывало второе царство — растение-животных. "И сам человек мог быть обозначен как человеко-животное". Но его облик облагораживали существа Солнца, возвышая его над лунной жизнью; они давали ему также силы самому работать над своей природой. Духи Формы делали его приспособленным к лунной жизни. В человеке было две природы. Та, в которой действовали отпавшие духи, была самостоятельнее, чем первая, в которой жили солнечные существа. Между обеими природами возникла борьба. Солнечные существа внесли в нее равновесие, сделав "вещественную организацию, которая обусловливала самостоятельное мировое сознание, преходящей и подверженной разрушению". Выделяя из себя эту организацию, человек совершенно отдавался солнечной жизни; потом лунная часть вновь восстанавливалась. Духи Личности на др.Луне поднимаются к инспиративному сознанию, Архангелы — к имагинативному. Первые оказывают действие на астральное тело человека, вторые — на эфирное. Астральное тело благодаря этому получает характер личности, может относить к себе переживаемые им радости и страдания. В нем еще нет сознания "я есмь", но оно чувствует себя несомым духовном окружением. Эфирное тело все более развивает внутреннюю жизнедеятельность. Возникают процессы роста, питания. Последнее одновременно было и родом дыхания, поскольку растение-животные, служившие пищей, были не плотнее "густого пара". Дыхание состояло во вбирании в себя и излиянии теплоты. Астральное тело позволяло сопровождать эти процессы дыхания и питания чувствами. Процесс представления был в человеке Луны близок к размножению. Окружающий мир не воздействовал на чувства непосредственно, а рождал образы в смутном сознании. Эти образы можно сравнить со сновидениями, только соответствовали они внешним событиям и могли служить руководством к действию, подобно современным восприятиям. В этих образах появляются и существа Иерархий: в растительно-животном царстве — Духи Личности, в минерально-растительном — Архангелы. Ангелов человек переживает в связи с физическим, в виде эфиро-душевных образований. Сообразно образам слагались все внутренние процессы. Это были созидающие силы. Человек стал "отображением процессов своего сознания". Но постепенно в природе человека стали образовываться члены, уклонявшиеся от влияния образного сознания. "Эта часть человеческого существа все более и более живет жизнью, пробуждаемой Солнцем. Другая часть выступает из первой наподобие своего рода головы. Она подвижна в самой себе, пластична и слагается сообразно смутной жизни человеческого сознания". Но обе части тесно связаны между собой. Человеческие существа начинают то попадать в сферу солнечного влияния, то отвращаться от него, для чего Луна приходит в движение вокруг Солнца. Ангелы на др.Луне проходят свою "человеческую" ступень. Они пользуются зачатками человеческих органов чувств и совершенствуют их. Сам же человек живет то в смутном сознании отданности солнечному бытию, то в более ясном сознании предоставленности самому себе. Эти состояния подобны сну и бодрствованию, а также жизни на Земле после рождения и после смерти. В солнечные периоды человек в своем астральном и эфирном телах являл собой образование, подобное изумительному музыкальному инструменту, "на струнах которого звучали Мистерии Вселенной". В лунное время вместо гармоний Вселенной вставали образные представления. В это время оживали органы в физическом и эфирном телах, стоявших под непосредственной властью сознания, а те части, форму которым давали солнечные существа, постепенно засыхали и распадались. "И как бы из могилы своей прежней телесности вставал заново внутренне сложившийся, хотя еще и невзрачный в этой форме, человек". Под влиянием солнечных существ и их гармоний тело вновь слагалось в своем совершенстве, и процесс повторялся. Ядро человеческой сущности переходило от одного сознания к другому; рождением и смертью это еще назвать нельзя. Человек производил не новое существо, а самого себя в новом образе. Ангела человек переживал как род группового "Я". Человек ощущал, что в солнечные периоды он становится как бы единым с ним, но теряет его из виду, а в лунные бывает тесно связанным с ним в образном сознании. Ангелы чувствовали себя как бы умноженными в человеческих существах, отраженными в них, и этому служили человеческие органы чувств. В астральном теле указанное отражение рождало сумеречное лунное сознание. В физическом теле деятельность Ангела выразилась в закладке нервной системы, представлявшей собой продолжение органов чувств внутрь человека.. Итак, Духи Личности рождают в человеческом астральном теле самостоятельность. Благодаря этому человек, когда Солнце не светит ему, может углубиться в себя, работать над собой. Архангелы сообщают эфирному телу род воспоминания, благодаря чему и в обновленном теле человек чувствует себя тем же самым. Ангелы делают физическое тело "выражением ставшего самостоятельным астрального тела". В солнечное время физ. и эф. тела слагаются под влиянием Духов Формы и Духов Движения, действующих с Солнца. В результате всего этого в человеке вырабатывается зачаток Самодуха (Манас). По мере перехода лунного эона в духовное состояние Духи Мудрости одушевляют человека мудростью, его эфирное тело получает зачаток души рассудочной. Духи Движения пробуждают астральное тело, что выражается в рождении души ощущающей. "Эти зачатки души ощущающей и души рассудочной являются выражением Самодуха. ...а он означает их высшее единство и гармонию". Мудрость напечатлевается всем царствам др.Луны, и они вновь соединяются с Солнцем. Наша Земля есть потомок этого "Космоса Мудрости".13 (4)
Перейти к данному разделу энциклопедии
462. "То, что у существ второй Иерархии выступает на месте откровения, мы можем назвать самосозиданием, некоторого рода оболочкой или кожей, созданием как бы отпечатка самих себя, как бы объективированием себя в некотором образе. ...Вместо наполненности духом, как у существ третьей Иерархии, когда они открываются вовне, у существ второй Иерархии, когда они выделяют образ самих себя, имеется некий род своей собственной скорлупы, которая несет отпечаток их самих каждый раз, когда в ней возбуждается жизнь... подобно тому, как если бы жидкость непрерывно струилась в себе самой, в то время как, застывая вовне, она отделяет свой образ". "Между тем как духонаполненность существ третьей Иерархии является оккультному взгляду в образе, в имагинации как род духовного света, то это струение жизни, возбуждение жизни... является как духовное звучание, музыка сфер. Здесь это духовное звучание".136 (4) Перейти к данному разделу энциклопедии
549. «Эти духи корней (гномы), я бы сказал, -- совершенно особый земляной народ. Для внешнего взгляда они невидимы, но тем более они видны в их действиях, ибо ни один корень не может возникнуть, если между ним и земным царством не будет посредничества через этих удивительных духов корней, которые минеральное Земли вводят в поток, вбирающий корни растений. Я, естественно, имею в виду лежащий здесь в основе духовный процесс. Эти духи корней -- они имеются повсюду в земном царстве, и они хорошо себя чувствуют в более или менее прозрачных или также ставших металлически прозрачными камнях и земле; но особенно хорошо они себя чувствуют -- ибо это их настоящее место, -- когда дело заключается в том, чтобы доставлять минеральное корням растений. Эти духи корней, они все внутренне наполнены такой духовностью, которую можно сравнить только с внутренней духовностью человеческого глаза,
человеческого уха. Ибо духи корней в своей духовности представляют собой один только орган чувства. Они все состоят из одного только органа чувств, который в то же время является рассудком, который не только видит и слышит, но одновременно в этом видении и слышании понимает увиденное и услышанное, который повсюду не просто ощущает впечатления, но ощущает повсюду идеи. Мы можем также указать на род и способ, каким духи корней воспринимают идеи. Посмотрите, вот из Земли растет растение. Оно приходит в связь с внеземным мирозданием, и в определенные времена года особые течения, в некотором роде духовные течения сверху, от цветов, от плодов устремляются по растению к корням, устремляются в землю. И как мы подставляем глаз свету и видим, так духи корней обращают свои способности восприятия навстречу тому, что стекает по каплям с растения вниз, в землю.
И то, что таким образом капает к ним, есть то, что свет посылает в цветы, что солнечное тепло посылает в растения, что воздух проделывает в листьях и даже то, что далекие звезды производят в облике растения. Растение собирает тайны мироздания, посылает их в почву, и гномы получают эти тайны мироздания из того, что духовно стекает к ним по каплям с растений. А когда -- в особенности осенью и зимой -- они в их странствиях сквозь руды и камни, проносят накапавшее к ним с растений, то благодаря этому они становятся теми существами внутри Земли, которые струят при своем движении идеи всего мироздания сквозь Землю. Мы смотрим в дали мира. Мир построен из мировых духов, является воплощением мировых идей, мирового духа. Гномы вбирают через растения -- являющиеся для них тем же, чем для нас являются лучи света, -- вбирают идеи мироздания и несут их в полном сознании внутрь Земли, от руды к руде,
от камня к камню. ... Они полностью являются рассудком, все в них рассудок, но рассудок универсальный, который поэтому на человеческий рассудок смотрит снизу как на несовершенный. Почему, -- говорят они, -- люди не сунут носы в землю, подобно корням растений, и не дадут капать на них самим идеям, а еще размышляют о них? Им зачем-то нужна еще логика». «Гномы внутри земли являются носителями идей Универсума». Но само земное они ненавидят, поскольку оно создает для них опасность превратиться в лягушек. «Собственно говоря, внутри Земли они являются представителями внеземного, ибо они должны постоянно избегать срастания с земным, поскольку тогда они, как отдельные существа, примут облик из мира амфибий. И именно из этого, я бы сказал, чувства ненависти, из антипатии к земному обретают гномы силу выгонять из Земли растения. Они постоянно сталкиваются своей основной силой
с земным, и этим столкновением задается направление росту растений. ... одной только своей собственной властью отрывают они растения от Земли и заставляют их расти вверх. И когда растение растет вверх, то оно входит в область гномов и из царства влажно-земного переходит в царство влажно-воздушного, а развиваясь далее в листьях, приходит к внешнему физическому облику. Но во всем том, что совершается в листьях, действуют, опятьтаки, другие существа, духи воды, элементарные духи водного элемента, которых, например, древнее инстинктивное ясновидение называло ундинами. Как гномы толпятся и ткут вокруг корней, так вблизи почвы с удовольствием стремят вверх то, что дали гномы ... существа ундин». Природа ундин иная, чем гномов. Они не представляют собой органа чувств. «Они, собственно, могут только отдаться тканию и распространению по всему космосу
воздушно-влажного элемента; и поэтому они не такие ясные духи, как гномы. Они, собственно говоря, постоянно видят сны, и сон является для них их собственным обликом. Они не ненавидят так сильно Землю, как гномы, но они очень сенситивны в отношении земного. Они живут в эфирном элементе воды, она вся пронизана их движением, и они очень сенситивны по отношению к рыбам, ибо им угрожает опасность принять облик рыбы, который они временами и принимают, но тут же снова оставляют его и переходят к другой метаморфозе. Они видят во сне свое собственное бытие, и в снах собственного бытия они связывают и растворяют, связывают и разделяют материи воздуха, которые они таинственным образом вносят в листья и в то, что гномы выталкивают наверх. Все бы иссохло, если бы ундины не подступали со всех сторон в сновидческой сознательности к растению и не производили всего того, что они производят как -- это не назовешь
иначе -- мировые химики. Ундины видят сны соединения и растворения материи. И это сновидение, в котором живет растение, это сновидение ундин, в котором растение растет от почвы кверху, оно и является мировым химиком, совершающим таинственное соединение и растворение субстанций, действующее, исходя от листа, в мире растений. Т. обр., мы можем сказать: ундины -- это химики растительного существа. Они видят сны о химии. В них содержится очень нежная духовность, пребывающая в том, чего касаются вода и воздух; ундины живут целиком во влажном элементе, но свою внутреннюю профессию они получают тогда, когда на какой-либо поверхности появляется вода, пусть это даже будет лишь капля. Ибо все их устремление состоит в том, чтобы уберечь себя от превращения в рыбу. Они хотят остаться в метаморфозе, в постоянной изменчивости, в которой они видят сны о звездах, о Солнце, о свете, о тепле;
они становятся химиками, которые от листа ведут растение дальше в его формировании. ... Как гномы живут во влажно-земном, ундины -- во влажно-воздушном, так в воздушно-тепловом элементе живут те существа, которых древнее инстинктивное ясновидение назвало сильфами. ...Но они также проникают в свет, поскольку воздух повсюду пронизан светом, и восприимчивы к тонким, но большим движениям в воздушном круге. Когда весной или осенью вы видите стаю ласточек, вызывающих своим полетом колебания в воздухе, то происшедший от этого движения воздушный поток, вызванный каждой птицей, для сильфов становится слышимым. Мировая музыка раздается оттуда для сильфов. И если вы плывете на корабле, сопровождаемом чайками, то вызываемое движением чаек духовно звучит, и духовная музыка сопровождает корабль. ... Если сильфы вынуждены пронизывать воздух,
лишенный птиц, то они как бы теряют самих себя». Сильфы не имеют своего чувства «я», им его дают птицы. «В том, что птицы вызывают в воздухе, пролетая в нем, сильфы находят свое «я». Но благодаря тому, что они воспламеняют свое «я» наивнешнейшим образом, они становятся носителями космической любви через воздушное пространство ...а также носителями желаний любви через Универсум». Гномы ненавидят амфибий, ундины чувствительны к рыбам, сильфы испытывают симпатию к птицам, но они воздерживаются становиться птицами, поскольку у них другие задачи. «Они имеют задачу в любви доносить свет растениям. И как ундины являются химиками, так сильфы являются носителями света для растений. Они пронизывают растение светом, они несут растению свет». И там оба вида деятельности соединяются. «Сильфы ткут, собственно, в растении прарастение из света и из химической работы ундин. А когда осенью растение вянет
и все, что является физической материей, распадается, тогда формы растений стекают по каплям вниз и их воспринимают гномы, воспринимают то, что мир, Солнце (через сильфов), воздух (через ундин) обусловили в растении». «Вверху, пройдя сферу сильфов, растение приходит в сферу духов огня. И духи огня, являющиеся жителями тепло-светового, собирают тепло и несут его цветам растений. Ундины несут растениям действие химического эфира, сильфы -- светового эфира, духи огня -- теплового эфира. И семенная пыльца является своего рода маленькими воздушными корабликами, служащими духам огня для переноса тепла в семена. Тепло повсюду собирается с помощью тычиночных нитей, а с тычиночных нитей оно переносится на семена и завязи. И то, что образуется в завязи, -- это, в целом, мужское (материальная наука видит в этом женское,
а в тычинках с пыльниками -- мужское), пришедшее из космоса. Завязь -- это не женское, а пыльцевой мешок с тычиночной нитью -- не мужское. В цветке вообще не происходит никакого оплодотворения, но там лишь подготовляется мужское семя. Что здесь действует как оплодотворение -- это есть то, что от духов огня в цветке является как взятое у мирового тепла мировое мужское семя, которое сводится с женским, происходящим от формы растения, которая, как я говорил, как идеальное стекает по каплям в земную почву и там покоится (как в материнском лоне). Для растения Земля -- это матерь, а небо -- отец, и все, что совершается во внеземном, для растения не является материнским лоном. Это колоссальное заблуждение, видеть материнский принцип растения в завязи; она есть мужское, извлекаемое духами огня из Универсума. Материнское приходит из камбия растения, образующегося между корой
и древесиной и переносящего вниз идеальный облик растения. И то, что теперь возникает из взаимной деятельности гномов и духов огня, -- это есть оплодотворение. По сути говоря, гномы -- это акушеры размножения растений. Оплодотворение имеет место во время зимы под землей, когда семя приходит в Землю к обликам, которые гномы восприняли от деятельности сильфов и ундин; и эти облики могут подступить к оплодотворяющему семени. ... Оплодотворение растений происходит благодаря тому, что гномы берут от духов огня (саламандр) то, что они вносят в завязь на маленьких воздушных корабликах пыльцевого мешочка как концентрированное космическое тепло. Таковы духи огня, духи тепла». На конечной стадии плод, тепловой эфир, соединяется в виде семени в земле с жизнью. Гете возмущали высказывания ботаников,
будто бы над цветочным лугом идет вечная свадьба. Это представлялось ему не соответствующим истине, хотя он исходил только из инстинкта. «Сильфы ощущают свою самость, свое «я», когда видят порхание птиц. Духи огня имеют его еще выше, в связи с миром бабочек и вообще всем миром насекомых. И духи огня особенно охотно идут по следам насекомых ради распределения тепла, ради конфигурации теплового эфира для плодозавязи, чтобы его, когда он должен низойти в землю, соединить с идеальным образом. Духи огня чувствуют себя внутренне родственными с миром бабочек и вообще со всем миром несекомых. Они повсюду следуют по следам насекомых, порхающих с цветка на цветок. И можно почувствовать... что каждое из таких насекомых обладает совершенно особенной аурой, не объяснимой исходя из самого насекомого (например, пчелы). ...ибо насекомое, пчела, сопровождается духом огня,
который чувствует себя столь родственным с ней, что пчела для духовного взгляда находится в его ауре. ...Дух огня не только чувствует в присутствии насекомого свое «я», но он хочет целиком связаться с насекомым». Поэтому насекомые обладают силой одухотворять материю. Духи же огня, в свою очередь, устремляя в космос одухотворенную материю, с другой стороны, концентрируют огненное во внутреннем Земли, чтобы с помощью гномов пробудить духовные облики, просочившиеся туда от сильфов и ундин. «Над землей срастается вместе то, что является земной плотностью, земным магнетизмом, земной тяжестью; это срастание происходит, когда растение устремляется вверх к тому, что стремится в противоположном направлении как сила любви и жертвы. И в этом взаимодействии... когда оба эти стремления встречаются над земной поверхностью, развивается растительный мир -- внешнее
выражение взаимодействия мировой любви, мировой жертвы, мировой тяжести и мирового магнетизма».230 (7) «Омела родственна с ундинами; она избегает гномов, изгоняет их. Ее сок проникает до существа корней, так что гномы изгоняются; проникает до существа цветов, так что изгоняются духи огня. Он действует как пронизанный светом химический элемент -- погружает астральное в эфирное, разрывает связь Я с физическим». «Когда гномы и ундины связывают себя с построением, то возникают паразиты. Когда сильфы и существа огня связывают себя с разрушением, то... творят яды. ... Беладонна образуется потому, что сильфы с любовью склоняются к плодам.Цианистый калий возникает потому, что существа огня склоняются к углероду, азоту и водороду.
Миндаль для созревания нуждается в существах огня».Д.40, с. 24, 26 Перейти к данному разделу энциклопедии
Ошибка! Фрагмент 100320 не найден.
Перейти к данному разделу энциклопедии
Начало Евангелия от Иоанна
191. "Откуда пришел Христос? Он пришел из областей, закрытых для человека благодаря искушению Люцифера, из областей музыки сфер, из областей космической жизни. Эти области человек должен был забыть в начале земных времен из-за люциферического искушения. Но Христос при Крещении в Иордане вошел в человеческое тело и пронизал его духовностью музыки сфер, духовностью космической жизни, тем, что принадлежало человеческой душе еще в ее первые земные времена... Душе человека, собственно, родственны область музыки сфер и область Слова, живого космического эфира... Поэтому так затрагивают нас с точки зрения Духовной науки слова Ев. от Иоанна: В начале — когда человек еще не был подвержен искушению — был Логос. Человек принадлежал к Логосу..." 155(9) Перейти к данному разделу энциклопедии
273. "Как культуры после войны всех против всех охарактеризованы с помощью семи печатей, поскольку видящий может их созерцать только из астрального мира, так через трубные звуки охарактеризованы культурные ступени, которые последуют в дальнейшем, поскольку воспринять их можно из духовного мира, где раздается музыка сфер. Как на астральном плане мир воспринимают в образах, в символах, так воспринимается инспирирующая музыка сфер на Девахане, где открывается вершина того, что последует за войной всех против всех. Семь труб — это семь культур 7-й коренной расы. И здесь находится вообще граница нашего физического земного развития". 104 (8) Перейти к данному разделу энциклопедии
Слово. Речь
311. Семь Риши были так посвящены великим Ману, что каждый из них понимал тайны действия одной из планет Солнечной системы. В целом они образовывали семичленную ложу, которая могла передать своим ученикам тайны Солнечной системы. В оккультных текстах можно также встретить высказывания о том, что есть тайны по ту сторону семи. Эти тайны хранит сам святой Ману со времени, предшествующего выделению планет. Риши обладали учением, которое мы познаем теперь как эволюцию мира через планетные состояния. Это учение они слышали в деваханическом мире как звук, а в астральном созерцали образы; на высшем Девахане они слышали Слово. Через музыку сфер, через Слово сфер ученик Риши воспринимал, как праДух, Брахма, членится через эволюцию в цепь семи планет; и он слышал это в праслове Vac. Это было обозначение пратона творения, в котором ученик слышал все мировое развитие как расчлененное на семь частей Слово. Описание этого мы находим в Ведах (Веды — значит "слово").106 (4) Перейти к данному разделу энциклопедии
312. "Если в какой-либо момент исследовать постоянно колеблющуюся внутреннюю подвижность спящего эф. тела и затем в какой-то момент его нарисовать, то получились бы, естественно, линии или цветовые формы, но если нужно охарактеризовать субстанцию этих линий и цветов, то можно сказать лишь одно: все это имеет такой вид, как если бы мысли потекли. — Это то же самое, что в ином случае живет в деятельности мышления, но здесь оно течет, волнуется, колеблется. Это — индивидуализированное мыслеобразование Космоса. И оно открывается как индивидуализированный Логос. Ибо никак нельзя сказать, что текущее и ткущее внутри человека как мыслеобразование, как внутреннее приложение к этому внутрь излучающемуся, струящемуся движению чувств, есть просто текущие мысли. — Нет, оно говорит, говорит, конечно, немой, но для внутреннего человека воспринимаемой речью, говорит — как все вещи говорят к нам через Логоса — в индивидуализированном облике, отпечатывается во внутренне воспринимаемом, внутреннем слове человеческого существа. Когда мы, таким образом, от чувств идем глубже внутрь, то нам является некоторым образом обращенная вовнутрь человеческая речь. Да, это обстоит так, что можно сказать: Я и астр. тело человека, находящиеся вне его от засыпания до пробуждения, для обычного сознания остаются бессознательными, но они переживают, что тогда происходит. И как эфирную деятельность чувств во время сна они переживают в виде направленного вовнутрь потока и излучения, так эф. тело они переживают в виде индивидуализированного Логоса, как направленную вовнутрь речь. Это выглядит так, словно бы речь, обычно направляемая вовне, к ушам наших ближних, во время сна эфирно измененной обращается вовнутрь, и все, что мы сказали от пробуждения до засыпания, еще раз в обратном порядке — это начинается с вечера и кончается утром — выговаривается вовнутрь. ...все наше душевное раскрывается в этой направленной вовнутрь речи. Итак, поскольку существо человека переживается в том, что человек говорит с утра до вечера, то этот переживаемый в речи от вечера к утру, вовнутрь реализуемый в звучании и в речи Логос, индивидуализированный Логос, в то же время ведет временную запись в эфирном, в том мерцающем, фосфоресцирующем свете, выражающем в оккультных письменах все, что приходит внутрь как другая сторона сказанного днем. ...Если опять-таки теми же средствами, которыми открывается внутреннее ткание индивидуализированного Логоса, исследовать... что за сущности здесь присутствуют, то обнаружится вся сумма Иерархии ... Динамис". Космос состоит из существ Иерархий, человеческих Я, групповых душ животных, растительных космических душ и т. д. Все эти существа высказываются. "То всеобщее созвучие, что возникает из слияния высказываний отдельных существ, — это и есть Логос. Но даже и Логос первоначально был лишь видимостью. Только благодаря тому, что с ним соединился Христос, эта видимость некоторым образом сгущается в своем собственном существе. Через Мистерию Голгофы Логос-видимость был рожден на Земле как действительный Логос". 224 (2) Перейти к данному разделу энциклопедии
333. Пифагор как посвященный древних Мистерий, говорил о музыке сфер, которую можно было переживать, выйдя из тела, и при этом созерцать также грядущего Христа. "Как посвященный, человек также и сегодня, подобно Пифагору, может говорить о музыке сфер. Но обычный земной человек в своем физ. теле может говорить о музыке сфер и о космической жизни только тогда, когда в своей душе он переживает: "Не я, но Христос во мне", — ибо это есть то, что жило в музыке сфер и в космической жизни. Мы должны проделать действительный процесс в нас, мы должны воспринять в душу действительного Христа".155 (9) Перейти к данному разделу энциклопедии
47. Слуховой аппарат человека находится в состоянии деградации. "В свое время через этот аппарат в человека втекали грандиозные движения всего Универсума ... музыка сфер ... в ту музыку сфер складывалось Мировое Слово ... Логос".134 (6) Перейти к данному разделу энциклопедии
387. "Когда в древних цивилизациях Имя Бога произносилось гласными, то этим выражали тайны планет. Деяние божественного Существа внутри мира планет выражали в имени. Если же Имя Бога выражали более согласными, то о нем мыслили как о представителе мира неподвижных звезд, круга Зодиака". "В нашем физ.теле мы носим бессознательно отблеск мировых согласных, в эфирном — мировых гласных". Эти силы, оставаясь бессознательными, строят органы речи. "Более глубоко лежащие органы речи так образованы из существа человека, что они способны произносить гласные, а те, что лежат более на периферии: небо, зубы, губы... произносят согласные. ... Когда мы говорим, мы приводим к откровению, можно сказать, эхо переживаний, которые человек получает в жизни между смертью и новым рождением, нисходя из божественно-духовного мира. Вообще весь алфавит образован в соответствии с тем, что живет в космосе". "Желая выразить всю полноту Божественного в подлинном изречении, человек произносил алфавит. Если он хотел высказать свою собственную тайну, как он этому мог научиться в Мистериях, то он высказывал, как он нисходил через Сатурн или Юпитер в их констелляциях ко Льву или Деве, т.е. как он нисходил через А или И в их констелляциях к М или Л. Он выговаривал то, что он пережил в музыке сфер и что составляло его космическое имя. И в древности человек сознавал инстинктивно, что свое имя он приносит на Землю из космоса ". 209 (6) "Реальностью Макрокосмоса являются согласные. ... объемлющее собой и остающееся открытым на все стороны: б". "Гласные дают все, что необходимо знать о человеке. Они дают внутренний ключ к Макрокосмосу. ... и — стремление к Божеству, ай (ei — в нем. это дифтонг) — священный трепет перед Божеством, а — возвышенность Божества, д — нечто менее возвышенное, о — охват Божества, ц — трепет (страх Божий) перед охватом". 265, с. 214-215 Перейти к данному разделу энциклопедии
491. "Руками слышу я музыку сфер, а не ушами, естественно. Так что можно сказать: мы состоим из т. наз. низшего организма, который подсознательно обладает космическим сознанием".197 (5) Перейти к данному разделу энциклопедии
513. "Видимый духовным взором Сатурн излучает силы. От Сатурна излучается нечто такое, что можно бы было воспринять как форму. ... Духовному взору представляется нечто подобное тому, как если бы кто-то нарисовал на классной доске точку, нарисовал нечто вокруг этой точки, а саму точку затем стер. Это как раз то, что имеет место при духовном зрении. Сатурн стирается, а то, что было вокруг Сатурна, делается все ярче и ярче и рассказывает чудесную историю. Если мы достигнем точки, в которой "стерся" Сатурн, и увидим форму, действующую в эфире, то мы найдем, что эта форма простирается до пределов Юпитера, где повторяется тот же процесс. Юпитер стирается, а то, что возникает в эфире, распространяется очень далеко, до тех пор, пока снова не образуется форма. ... так мы доходим до Марса, и там повторяется то же. Наконец мы приходим к Солнцу. Если физическое Солнце сверкает и ослепляет, то с духовным Солнцем дело обстоит иначе. Весь блеск быстро исчезает, когда мы смотрим на духовное Солнце, и возникает величественная живая картина всего того, что вписано в эфир: картина, простирающаяся до Венеры, Меркурия, Луны. ... Некоторые из вас могут спросить: а что возникает в том случае, когда, например, Сатурн находится в таком месте неба, где он не может войти в контакт с картиной, образуемой Юпитером? — Чудесным образом это также предусмотрено. Взаимосвязь сохраняется следующим образом. Если вы будете исходить из некоторой точки, лежащей на востоке, в Азии, и проведете линию через центр Земли до другой стороны ее поверхности, а затем продлите эту линию в космос, то это будет линия, имеющая огромное значение для всей области духовного видения. Когда Сатурн находится вне этой линии, то мы должны перенести картину, возникающую от Сатурна, к этой линии, она ее фиксирует. Все картины фиксируются при помощи этой линии. Когда мы найдем картину Юпитера и картину, возникающую от Сатурна, к этой линии, это она фиксирует. Все картины фиксируются при помощи этой линии. Когда мы найдем картину Юпитера и картину Сатурна, то они фиксируются для нашего созерцания приведением к этой линии, и мы, таким образом, получаем одну конечную картину. Наша планетная система представляет собой одну полную картину. Знаете ли вы что это за картина?—Это великая космическая картина человеческой кожи вместе с органами чувств. Если вы возьмете кожу человека вместе с органами чувств и попытаетесь нарисовать соответствующую ей картину в небесном, то вы получите то, что я вам описал. ... Затем мы делаем второе открытие. Мы смотрим на планеты в движении. Если мы следим за какой-либо отдельной планетой, то системы Птолемея и Коперника дадут нам различные картины ее пути. Это вполне возможно; картина движения планет может быть интерпретирована различным образом. Но гораздо важнее при этом то, что теперь мы можем видеть эти движения вместе. ... Эта картина не совпадает с астрономическими описаниями движения планет. Как это ни странно, духовное зрение не находит картин эллипсов, что чертятся на астрономических картах. Если мы, например, следим духовным взором за Сатурном, то в сочетании с другими движениями он являет нам свое движение в виде восьмерки. В эту форму заключено множество других планетных движений. Т.обр., мы имеем картину, возникающую из движения планет, и в ней нам открывается небесная картина того, что выражается в человеческом существе, в нервах и железах. ... Когда мы рисуем нервную систему и секреторные железы, то с каждым штрихом мы рисуем физическую картину движений планетной системы, какой она видна духовному взгляду. ... когда мы поднимаемся от имагинации к инспирации, движения исчезают. "Видение" в узком смысле прекращается, начинается духовное "слышание". Что ранее было движением, делается смутным, пока не превратится в картину, как бы видимую в тумане. Но от этой картины начинает течь музыка космоса, начинает слышаться духовно-космический ритм. ... Если мы хотим изобразить это на нашей картине, то мы должны взять кисть и, следуя по ходу нервной системы, быстро сделать здесь мазок красным, там — мазок синим, здесь опять красным, там опять синим и т.д., вдоль всех линий нервной системы. В некоторых местах мы почувствуем побуждение остановиться, мы не сможем идти далее; мы должны теперь на картине нарисовать законченную "форму", чтобы выразить слышимое нами духовно. ... И то, что мы сейчас нарисовали, есть не что иное, как путь, вдоль которого течет кровь. Когда мы доходим до какого-либо органа — сердца или легких, или органов, которые получают нечто из внешнего мира или из субстанций изнутри самого тела, — то мы должны в этих точках нарисовать формы, так или иначе привязанные к руслу потока крови. Т.обр., мы получаем сердце, легкие, печень, почки, желудок. Космическая музыка учит нас, как получать секрецию из этих органов и как включить их на нашей картине в кровеносную систему. Теперь мы перейдем к следующей ступени. Мы приходим от инспирации к интуиции. Нечто новое возникает из космической музыки. Тона начинают смешиваться друг с другом; один тон воздействует на другой, и мы начинаем слышать значение космической музыки, она начинает изменяться в космическую речь, которая говорится Вселенной. ... Мы найдем, что, давая выражение этим космическим словам и нанося его на наш рисунок, мы получаем картину мышечной и костной системы в человеческом существе. Словно кто-то говорит нам нечто, а мы вписываем это в нашу картину. Что мир за пределами Земли говорит нам, мы, т.обр., в состоянии найти в человеческом существе, во всей его совокупности". "Космическое познание раскрывает нам, с другой стороны, во всем, что касается человеческой формы, работу и прядение третьей Иерархии. ... Мы найдем вплетенными в движение планет сущностей второй Иерархии. ... они действуют в формировании космического прототипа нервной и эндокринной систем человека". С другой стороны, эти же сущности ткут в кровеносной системе. Первая Иерархия творит костную и мышечную системы. Это "полночный час" человека в жизни между смертью и новым рождением. "Мы смотрим на ряды Иерархий и на их деяния. И когда мы останавливаем взор на их деяниях — вот, человек стоит там перед нами!" "Планетные формы превращаются в человеке в прототип231 (1) ". Перейти к данному разделу энциклопедии
Метаморфозы за вратами смерти
738. Для имагинативного видения и для прошедших врата смерти человеческая форма по ту сторону этих врат превращается в одну великую "физиономию". "Все человеческое существо в его духовной форме представляет собой физиономию, являющуюся выражением его внутренней моральной и духовной сущности. После смерти дурной человек не будет иметь ту же внешность, что и хороший". При этом то, что было лицом в физической жизни, делается все более неопределенным; выразительными делаются другие части — особенно область груди, где расположены органы дыхания. "Вся грудная система принимает определенную физиономическую внешность внутри духовного облика после смерти и открывает: был ли человек храбр или робок, подходил ли он к жизни со смелостью и храбростью или внутренне отступал перед ударами жизни, и т.д. Руки и кисти рук также делаются после смерти особенно выразительными; по ним можно поистине прочесть биографию человека между рождением и смертью. ... После смерти форма, которой человек обладал внутри своей кожи, приобретает физиономическое выражение его моральной и духовной сущности; и она остается такой довольно долгое время". Человеческие существа, бывшие связанными в земной жизни товариществом духа, ума и сердца, встречаются после смерти снова, и никакое притворство между ними более невозможно. В этот период "испытаний" люди основательно изучают друг друга. "Каждое человеческое существо стоит полностью раскрытым перед другим с полностью раскрытым значением их общих судеб. Таким путем мы бесконечно (далеко) идем друг за другом, встречаем друг друга. В течение именно этого периода человеческое существо ставшее таким "физиономическим обликом", учится познавать существ третьей Иерархии — Ангелов, Архангелов и Архаев, т.к. эти сущности сами, по присущей им природе, являются физиономическими обликами. Они произошли от сущностей высших Иерархий и всю природу своей души и духа отражают в своем духовном облике, делая ее, т.обр.,ощутимой для имагинативного видения. Контакт с сущностями третьей Иерархии дополняет наш опыт по общению с сотоварищами, связанными с нашей судьбой. ... Мы узнаем, какие чувства питали те или другие из них по отношению к нам. Спектакль, действительно, весьма разнообразный! И среди этих блуждающих форм движутся существа третьей Иерархии, блистающие, сияющие как Солнце". Те, с кем человек не связан судьбой, остаются здесь для него невидимыми. У него нет средств, чтобы прочесть их морально-духовную физиономию. Возможность видеть дает только связь судеб. "Затем наступает другой период. Души, учившиеся познавать друг друга, бесконечно долго взиравшие друг на друга, начинают теперь... приходить к пониманию друг друга. Они начинают понимать морально-духовные физиономии. Первый период после смерти — это поистине жизнь памяти, чистой и простой. ... Мы тогда живем постоянно в воспоминаниях о земной жизни. Но теперь наступает время, когда к нам приходит духовное понимание, когда мы начинаем в духовном смысле слова схватывать значение духовных физиономий наших сотоварищей". Мы начинаем понимать фазы судьбы, которые делили с ними. "Во втором периоде переживание имеет такой оттенок, что мы можем сказать: поскольку мы прожили вместе жизнь так, как это открыто нам теперь через взаимное понимание наших физиономий, то наша будущая жизнь должна принять такое-то и такое-то течение. Мы начинаем понимать, как взаимоотношения, начавшиеся в земной жизни, могут развиваться в будущем. Мы видим, как бы в перспективе, как свивающиеся нити судьбы будут работать в будущем... Это переживание делается все более и более интимным, настолько интимным, что имеет место "срастание", настоящее "срастание" в душе и духе". В этой фазе постепенно исчезает голова, растворяется в своего рода духовном тумане. И по мере исчезновения головы изменяются черты физиономии духовного облика. "Появляется нечто, как бы указывающее из прошлого в будущее. В это время человеческое существо перерождается в дух, пребывающий внутри планетных движений. Затем приходит момент, когда человеческие существа, связанные вместе, приближаются к духовному Солнцу. Планетные силы втягивают их в духовное Солнце; и все переживания, через которые они прошли вместе в прошлом, и зародыши всех будущих переживаний тоже приносятся вместе с ними к духовному Солнцу. ... И вся эта "система" человеческих душ вместе с приговорами, произнесенными над ними существами второй и третьей Иерерхий, сияет во Вселенную. ... Все, что происходило после прохождения через врата смерти — физиономический облик, духовный облик, — все это как бы "округляется", и когда человек приходит к Солнцу, то он сам становится духовной сферой. Внутри этой духовной сферы отражается Космос. Все наше существо становится духовным органом чувств. Но впечатления, которые мы тогда получаем, больше не являются впечатлениями Земли. Мы становимся как бы одними глазами — духовными глазами, — и мы получаем через эти духовные глаза впечатления от всего Космоса. Мы чувствуем себя едиными со всей огромной Вселенной. Чем мы были ранее на Земле — это мы чувствуем как нечто внешнее. Вся Вселенная отражается в наших духовных очах, и мы чувствуем себя едиными с судьбами, которые мы пережили и в отношении себя и в отношении других человеческих душ. Просуществовав некоторое время в этой фазе бытия, мы постепенно переходим в сферу первой Иерархии — в сферу Серафимов, Херувимов и Престолов, и соединяемся с ними. ... А затем в нас начинает просыпаться интерес к душам, которые только теперь в жизни между смертью и новым рождением входят впервые в сферу нашей судьбы. Мы становимся способными воспринимать человеческие души, которые в последующих жизнях будут связаны с нами". Одновременно под влиянием первой Иерархии мы начинаем видеть огромные перемены, происходящие с теми, кто связан с нами судьбой. Здесь следует сказать, что для имагинативного наблюдения в этой сфере после смерти в каждом шаге человека содержится вся его судьба, которую он испытал и сам сложил себе в жизни. То же относится и к рукам. Та манера, с которой движется человеческое существо, раскрывает в нем нечто такое, что вызывает суждение Вселенной, и это суждение, или приговор, делается затем частью его судьбы. Таковы человеческие души в Полночный час существования. "Духовным взглядом можно ощутить во всех деталях все, что происходит. Например, то, что содержится в ногах, изменяется и вырабатывается так, что в следующей жизни может образовать нижнюю челюсть. ... Эти изменения происходят не только в отдельном индивидуальном человеческом существе, но во всех человеческих существах, связанных вместе. Степень, в какой они соединены судьбой, определяет размеры их влияния друг на друга. И путем этой совместной работы возникает духовное родство, которое впоследствии приводит человеческие существа к поискам и нахождению друг друга в земной жизни, к совместному приходу в жизнь. ... И, например, духовная форма головы, какой она будет в следующем воплощении, получается в результате совместной работы человеческих существ, связанных вместе судьбой. Эта работа, проводимая в духовной стране, гораздо значительнее по содержанию и значению, чем любая работа, исполняемая на Земле". Однако, следует помнить, что происходящее там является трансформацией моральных и духовных свойств. И это звучит как космическая музыка, выражающая в тоне внешнюю форму и облик человека. Человек постепенно становится частью мирового Слова. "Человек высказывает свою собственную сущность, высказывает ее из Космоса. ... Когда эта точка во времени между смертью и новым рождением бывает достигнута, человек овладевает глубоким таинственным знанием; и он посылает во Вселенную откровения — ощущаемые божественно-духовными существами — о том, что он собой представляет сам". "Слово, являющееся одним человеческим существом, сливается со словом, которое является другим человеческим существом. И именно здесь образуются те связи судьбы, которые будут работать в следующем воплощении и выражаться в симпатиях и антипатиях. Чувство симпатии и антипатии — это отображение того общения, которое имело место в духовной стране в средней фазе жизни между смертью и новым рождением. ... И когда мы живем один для другого на Земле, то это как бы проекция из духовного на Землю подлинной и истинной совместности. Пройдя через этот период жизни, человек входит в следующий, когда он постепенно начинает отходить от сущностей первой Иерархии и приходит снова в царство второй Иерархии, в царство Сил, которыми планеты влияют одна на другую. Познание Вселенной приходит к нему, познание, которого у него ранее в такой степени не было, поскольку тогда он мог только следовать за ним в других существах, окружавших его. Вселенная начинает возникать перед ним как внешняя Вселенная. Он познает также свои отношения с существами, судьбы которых не связаны с его судьбой; он приходит к познанию своей связи с человеческими душами, которые впервые входят внутрь орбиты его переживаний в течение среднего периода жизни между смертью и новым рождением. Это случается во время обратного путешествия, когда человек опускается снова в планетные сферы и тем самым — в связь с существами второй Иерархии. Он был, конечно, с ними и раньше, но теперь это связь другого рода. Первая Иерархия постепенно полностью исчезает из поля зрения. Начинают появляться зародыши, духовные зародыши для нового пластического образования человеческого существа, для новой грудной системы, системы конечностей. Мало-помалу человек формирует и строит наново свой духовный прототип (праобраз). Выражение его собственной сущности, которое он произносил в космическом Слове, снова превращается в музыку сфер, и из нее рождается пластический образ его сущности. Так приближается он к тому моменту, когда станет готов войти в связь с эмбриональным зародышем, который подготовляется для него отцом и матерью".231 (2) Перейти к данному разделу энциклопедии
867. "Да, диссонанс вносится в музыку сфер тем фактом, что человек приносит с собой в существование в области Солнца остатки своей способности к речи. И этот нестройный элемент... делается основой работы высоких сущностей, чьей обязанностью является помогать из космоса развитию Земли. Из того, что они узнают выраженным в человеческой речи, получают они знание о том, как выражаются события на Земле, как она развращается".231(4) Перейти к данному разделу энциклопедии
33. Греки, говоря об Аура Маздао, произносили имя Аполлон. Ученикам в аполлонических Мистериях говорилось о духовно-моральном действии Аполлона, что он пронизывает всю Землю музыкой сфер. Его сопровождают музы. Они группируются вокруг него подобно семи или девяти членам человеческого существа вокруг его "я". В Мистериях также говорилось, что песня Аполлона достигнет своей цели в 6-й культуре, чем выражалось знание о том, что 6-я культура будет повторением 2-й культуры. 113 (8) Перейти к данному разделу энциклопедии
Математика 263. "Через познание числовых тайн оккультист подготовляет себя к тому, чтобы воспринимать спиритуальную музыку... которая восходит до музыки сфер". 34 с. 550 Перейти к данному разделу энциклопедии
307. "Минеральные образования обладают той особенностью, что живущие внутри них идеи они несут к определенной планете. И человек, т.обр., несется к определенной планете, скажем, минералами, содержащими много цинка, т.е. их идеями; а тем, что в Земле находится как железо, т.е. идеи железа, человек несется к другой планете". После смерти человек ведется в мировые дали тем, что является духовным противообразом минералов и растений. "И человек действительно вступает в движение планет, во весь ритм планетных движений через минеральное и растительное царства Земли". Ведомый ими, человек переживает их тайны в мировых сферах. А тайны эти исключительно многообразны, грандиозны, потрясающи. "Через тайны одного минерала можно пережить больше, чем ото всей земной жизни, от всех царств природного бытия". Если кто-либо дорогой растения приведен к определенной планете — человек всегда имеет на Земле идеи минерального, которые он берет с собой и уносит вовне, — если человек пришел на соответствующую планету, то идеи, которые он вынес из минерального и принес туда, эти идеи, становясь все более и более живыми, начинают звучать в соответствующей планете. Т.обр., после смерти человек, будучи выведенным на дорогу растений, переживает в себе внутреннее существо минерального во все более и более живых идеях. Эти идеи становятся духовными существами. Когда они приходят: одни живые идеи — с одной планеты, другие — с другой, — то эти ставшие теперь существами идеи минералов чувствуют себя как на своей родине. Один сорт минералов чувствует себя на родине на Юпитере, другой — на Марсе и т.д. И то, что на Земле оставалось невидимым, —это, придя теперь на соответствующую планету, начинает звучать различным образом. Т. обр., то, что на Земле имело минеральное отображение, видимое только с помощью чувств, слышно звучащим из внутреннего планет, и т.обр. оно вживается в гармонию сфер". 216 (1) Перейти к данному разделу энциклопедии
47. "Говорим ли мы ныне о восточных Мистериях или о западных — определенные ступени у них одни и те же. Поэтому для всех Мистерий некоторые выражения имеют один смысл, выражения, которые, примерно, можно описать следующим образом: вначале душа, желающая достичь какой-либо ступени посвящения, взойти в какой-либо мере к сущности Мистерий, должна пережить то, что можно назвать "прихождением в соприкосновение с переживанием смерти". Второе, что душа должна затем пережить, есть "прохождение через элементарный мир". Третье в египетских и других Мистериях называлось "созерцанием полуночного Солнца", за чем следовала встреча с низшими и высшими богами". " И если человеку удается подняться этим путем до встречи с высшими существами, то в нашем временном цикле "человек переживает много значительного в духовном мире, но он чувствует себя как бы покинутым, покинутым и одиноким. Его переживания здесь можно было бы выразить в словах: многое-многое видишь ты здесь, но то, ради чего ты здесь, ради чего ты проделал все предыдущее ... этого ты пережить не можешь ... Все существа, открывающиеся во множественности, грандиозности и великолепии, остаются немыми, они молчат, тогда как человек хочет услышать от них возвещение тех тайн, которые он должен переживать теперь как важнейшие. Поэтому можно сказать: человек современности переживает боль, когда он подобным образом входит в высшие миры, — боль, несмотря на весь блеск, несмотря на все встречи с возвышенными существами; он чувствует безграничную пустоту в своем внутреннем. И продлись это слишком долго и не наступи что-то другое ... душа впала бы в отчаяние. ... Но приходит воспоминание ... взгляд в давно прошедшие времена, некий род чтения в Акаша-Хронике". Может оказаться, что современная душа в прошлом прошла через посвящение, тогда она узнает пережитое в прошлом как свое; если же этого не было, то она переживает себя связанной с тем, что пережили другие посвященные, прошедшие этим путем до нее и чувствовавшие в этих мирах не одиночество, а блаженство. Отсюда человек также узнает, что те души были иначе и организованы. Человек созерцает, как из всего Космоса ткутся его физ. и эф. тела, вне которых он теперь находится; но как возникли его астр. тело и Я — это остается загадкой, что вызывает глубокую тоску. "... Души прошедших времен не чувствовали этой тоски, поскольку не имели потребности созерцать свое внутреннее существо; ибо они были так устроены, что испытывали удовлетворение от того, что созерцали, как существа, к которым они взошли, работают над построением их физ. и эф. тел". Но эти существа в прошлом работали иначе. "В те времена, во времена Заратустры, посвящаемые ощущали работу Аура Маздао над физ. и эф. телами, и в раскрытии этой удивительной тайны переживали они блаженство и удовлетворение: ... так возникает то, что должен иметь человек как свои оболочки, если хочет исполнять свою земную миссию. ... Таково было посвящение Заратустры. И в этом посвящении созерцали "полуночное Солнце"; ученики ощущали, как от Солнца идут силы и образуют человеческую голову и различные члены человеческого мозга. ... Целый ряд существ участвовал в этом построении человеческого мозга. "Амшаспанд" называл их Заратустра своим ученикам. Они образовывали также верхнюю часть спинного мозга. Нижние 28 пар нервных отводов спинного мозга образовывали лунные существа "Изед". Но современный человек чувствует себя уже иначе. Он спрашивает себя: для чего все это? Я ничего не знаю о существах, которые идут от воплощения к воплощению, а лишь о тех, которые в каждом отдельном воплощении образуют из космоса оболочки. Эпоха же Заратустры тем и характерна, что ... в посвящении познавалась связь человечески-земного с солнечным бытием". В египетском посвящении Гермеса душа вне физ. и эф. тел вводилась в различные области духовного мира. Наконец она подходила к переживанию, подобному тому, как если бы человек, побывав повсюду, пришел наконец в такую землю, которая со всех сторон окружена морем, и он оказался на берегу этого моря. Ученик сознавал: ты созерцал мировые дали, существ и силы, что строят твое физ. и эф.тела. "Теперь же ты вступил в святое место. Теперь ты вступил в область, где ты почувствуешь себя соединенным с сущностями, которые находятся в тебе и работают над тем, что переходит из воплощения в воплощение, работают над твоим астр.телом". К этому миру человек не должен был прилагать никаких своих суждений, приобретенных прежде. И все существа, что вели его в духовном мире прежде, стояли теперь вовне. Ученик же чувствовал себя связанным с тем существом, чувствовал себя внутри того существа, "которое несет душу от одного воплощения к другому ... в нем покоятся силы, которые просвещают душу между смертью и новым рождением". Но теперь, поскольку его пронизывал свет и тепло этого существа, он мог пить из Леты, забыть силу суждения, обретенного в физическом мире, дабы выработать в себе новое. Ученик видел существо, от которого исходят сила и свет, и не мог не спросить его: "кто ты? Ибо ты одно можешь сказать, кто ты есть, и только тогда смогу я узнать, что в человеческую внутреннюю сущность переходит от смерти в новое рождение. Только когда ты мне ответишь, я смогу знать, что составляет внутреннюю сущность меня как человека". Но существо молчало, и нужно было достаточно долго переживать тоску по разрешению мировой загадки. Затем ученик "чувствовал, что в духовном существе, с которым он соединен, также струится сила его собственной тоски ... и через некоторое время из существа как бы исходило другое существо, но это не было подобно земному рождению ... нет, земное рождение происходит во времени ... то же, что теперь видит человек ... он знает: это рождено из тебя, это было из тебя рождено в предыдущие времена. Это рождение совершается постоянно с древности до современности ... только раньше человек не видел его. ... Таковы были переживания ученика Мистерий Гермеса, Мистерий Изиды: на берегу всемирных далей бытия ученик стоял перед молчащей Богиней, от которой к внутреннему человеческой души исходило тепло и свет. Это была Изида! безгласная, молчаливая Богиня, на чье лицо никто не смеет взглянуть смертными глазами, но чье лицо может открыться тем, кто ... с того берега ... может взглянуть глазами, идущими из воплощения в воплощение и которые бессмертны. Ибо для смертных глаз облик Изиды закрыт непроницаемым покровом!" После созерцания Изиды ученик переживал "рождение". "Это рождение он воспринимал как по всему пространству звучащую "музыку сфер" и как идущее вместе с этой музыкой сфер Мировое Слово, творческое Мировое Слово. ... Мировое Слово одушевляет существ, которые силой тепла и света оживляются и изливаются в те тела, которые возникают от сил Божественных Существ". Мировое Слово пронизывает души тем, чем они живут между смертью и рождением. "Изида стоит перед учеником по одну сторону, по другую стоит вновь рожденное существо, которое можно назвать Мировым Звуком, Мировым Словом. Теперь человек чувствует связь между Изидой и ею рожденным Мировым Словом. И это Мировое Слово является как Озирис. Изида в сообществе с Озирисом — так выступали они в непосредственном созерцании; ибо так говорилось в древнейшем египетском посвящении, что Озирис есть и сын и супруг Изиды". "Египетский посвященный встречал Мировое Слово и Мировой Звук как объяснителя его собственного существа в духовном мире. Но происходило это лишь до определенного времени. ... В более поздние времена Богиня оставалась молчаливой. Озирис не рождался, не раздавалась мировая гармония. Богиня делала печальный жест, говоривший, что она бессильна теперь родить Мировое Слово. Проходившие тогда через посвящение и возвращавшиеся вновь в физический мир имели серьезное, но покорное судьбе мировоззрение. Они знали ее, святую Изиду, но чувствовали себя как "дети вдовы"". В отрезок времени между этими двумя периодами египетского посвящения (когда Озирис переживался и когда он больше не переживался) жил Моисей. Когда он вывел народ из Египта, то взял с собой частично египетское посвящение, в котором к печальной Изиде, какой она стала позже, присоединил посвящение Озириса. Таков был переход от египетской культуры к культуре Ветхого Завета. В позднеегипетские же времена посвященные созерцали, как Бог покидает духовные миры, чтобы перейти в другой мир. Они восходили в духовные миры "не для блаженства, но чтобы принять участие в постепенном умирании Бога, Который пребывал там как Мировое Слово"". Отсюда родился миф об отнятом у Изиды Озирисе и унесенном в Азию. Так стояли на одном берегу "дети вдовы", и Духовная наука пусть будет челном, который перевезет нас на другой берег. 144 (1, 3)
Перейти к данному разделу энциклопедии
888. При пробуждении Я и астр.тело, быстро минуя эф.тело, внедряются вплоть до физ.тела. "Но если в каком-либо анормальном состоянии вы не сразу проникаете в физ.тело, но попадаете в эф.тело, прежде чем проникнуть в физ.тело, т.е. особенно проникаете в эф.тело, то возникают эти образы (сна), взятые из жизни. Ибо с обычным сознанием человек не имеет никаких представлений во сне, и только в момент, когда он, входя в физ.тело, минует эф.тело, или, выходя из тела при засыпании, задерживается в эф.теле, возникают образы сна. Итак, только в этих промежуточных состояниях формируются образы сна, взятые из жизни". "Но когда человек, целиком выйдя из физ.тела, получает образы в духовном мире, то тогда приходят не любые образы, а те, что описаны мною в связи с развитием мира в "Очерке Тайноведения". Это внешний эфир, заполняющий мир, его необходимо осознать до вхождения в эф.тело". "Если вы, напр., среди ночи обретаете сознание, не возвращаясь в физ.тело, так что физ.тело оказывается рядом с вами и вы видите его, тогда вы воспринимаете космологию, вы воспринимаете то, что описано в "Очерке Тайноведения". Написанное там я должен был назвать сило-образами мира или также мировыми мыслями". "Человек бодрствует, когда он мыслит, или чувствует, или волит. И как он может бодрствовать в трех состояниях, так может он в трех состояниях и спать. Ибо тот, кто обладает имагинативным сознанием, видит мировые сило-образы, образные силы мира, и это происходит оттого, что он завоевал сознание этого, познание. Но каждый человек спит в этих образных силах мира, в мировых мыслях. ... Но этих сило-образов мира имеются еще два состояния сна, как в бодрственной жизни кроме мышления есть чувство и воля. Когда мы рассматриваем обладание мыслями, то во сне этому соответствуют образные силы мира. Это значит, что когда вы осознаете легчайшее состояние сна, то вы живете ... в образных силах мира. Это подобно тому, как если бы вы проплывали все Мироздание из конца в конец, двигаясь через мысли, которые являются силами. Но есть глубокий сон, такой сон, о котором, если человек не делает особых упражнений, ничего не внести в дневную жизнь. ... О глубоком сне может знать лишь тот, кто пришел к инспиративному сознанию. Он тогда воспринимает не просто то, что я описал в моем "Тайноведении"". "Когда образы делаются подвижными и исчезают, то выступает нечто такое, что можно назвать музыкой сфер, выступает некий род мировой музыки, но не той, которая живет просто в мелодии и гармонии, а которая является деяниями, поступками тех существ, что населяют духовные миры, деяниями Ангелов, Архангелов и т.д. Человек видит некоторым образом волнующееся море образов, движущихся существ, которые из духа управляют миром. Это мир, воспринимаемый через инспирацию, второй мир. Я могу назвать его явлением духовных мировых существ. И этот мир... является вторым элементом сна, как чувство — вторым элементом бодрствования. ... О третьем состоянии сна человек почти ничего не подозревает... наибольшее, благодаря чему это достигает сознания, заключается в чувстве при пробуждении: во время сна в нем было что-то совсем тяжелое, это нечто нужно преодолеть в первые часы после пробуждения. Я думаю, большинству из вас знакомо это ощущение утром: он спал не совсем обычно, нечто было в нем, что оставило тяжесть, которую приходится преодолевать долгое время утром уже в сознательном состоянии. Это третий род сна, который можно постичь только через интуитивное сознание. И этот третий род сна обладает большим значением для человека. Когда человек слегка засыпает, то он соучаствует во многом, что проделывает и в бодрственном состоянии. Он принимает участие, хотя и по-другому, в своем дыхании. Он принимает участие, если не изнутри, то снаружи, в циркуляции крови и в других процессах тела. Во втором роде сна он, правда, не принимает больше участия в жизни тела, но можно сказать, он принимает участие в мире, общем с его телом и с его душой. Нечто из тела еще играет в душе. Играет нечто, напоминающее игру света в растении, когда растение днем развивается на свету. Но когда человек переходит в третий род сна, то нечто в нем становится — если я могу так выразиться — как минерал. Особенно сильно в нем отлагаются соли. ... Зато своей душой он находится в минеральном мире". Можно проделать такой опыт: положить на ночь возле кровати кристалл. В первом сне можно будет увидеть его извне, хотя и несколько тенеобразно. Во втором роде сна он теряет границы и то принимает форму шара, то вновь возвращается к первоначальной форме. В третьем роде сна, если бы вы смогли прийти к интуиции, вы пережили бы кристалл изнутри, вы как бы двигались по его граням к вершине и назад, и это было бы переживанием не только формы, но и внутренних сил. "В третьем роде сна человек стоит в третьем мире, в самом существе духовного мира, т.е. вы тогда стоите в сущностном Ангела, Архангела, всех тех существ, которых обычно воспринимают лишь внешне, т.е. лишь в их откровении". Во втором роде сна вы находите существ лилового цвета. "И среди этого вы находите также самих себя как душу, но не такими, какими вы являетесь теперь, а какими вы были до рождения, до зачатия. Вы познаете, как вы жили между смертью и новым рождением. ... Но когда вы приходите в третий род сна и можете в нем пробудиться — пробуждается интуитивное сознание ... то вы переживаете свою судьбу, свою карму. ... Если вы можете видеть кристалл изнутри (не раскалывая его, ибо тогда вы вновь оказываетесь вовне), тогда вы можете также понять, почему в жизни вас постигает тот или иной удар судьбы". До явления Христа на Земле люди часто приходили в этот третий вид сна, но извлекал их оттуда Ангел. "Из первого и из второго состояний сна человек всегда извлекал себя сам, но не из третьего. До явления Христа на Земле человек в третьем состоянии сна должен был бы умереть, если бы его оттуда не извлекал Ангел или другое существо. С явлением Христа сила Христа, как я часто подчеркивал, соединилась с Землей, и всякий раз, когда человеку надлежит пробудиться из третьего рода сна, на помощь ему должна прийти сила Христа, соединившаяся с Землей через Мистерию Голгофы. Без силы Христа человек не проснулся бы от этого сна. Он проскользнул бы в кристалл, но назад не смог бы вернуться без силы Христа. Когда заглядывают за кулисы бытия, тогда замечают, что за значение имеет для Земли Импульс Христа. Итак, я особенно подчеркиваю: человек может войти в кристалл, но выйти из него он не может. Эти вещи можно особенно сильно почувствовать там, где после Мистерии Голгофы, после явления Христа на Земле еще оставалось сильное старое языческое сознание, однако откровение Христа уже пришло. Это имело место, напр., в среднеевропейских областях. Многие люди там умерли потому, что впали в этот глубокий сон. Они бы не умерли, если бы Христос пришел им на помощь. Это чувствовали в связи, напр., с Карлом Великим, Фридрихом Барбароссой. Для внешнего мира Барбаросса как бы утонул. А куда пошла, для средневекового сознания, душа Карла Великого? Она должна была быть помещена в гору и там ждать, пока не придет Христос и не извлечет ее из глубокого сна. Подобного рода образы сказаний связаны с этим сознанием. "Сильная связанность бытия на Земле с Импульсом Христа после Мистерии Голгофы побуждает мир Ангелов, Архангелов и т.д. извлекать человека из прежнего состояния сна, а иначе он оттуда не смог бы выходить. И это связано с силой Христа, а не с верой в силу Христа". Почему это так обстоит? Существа высших Иерархий не рождаются и не умирают, они просто преобразуются. "Христос, живший до времени Мистерии Голгофы с другими божественно-духовными существами, принял решение познать смерть на Земле, стать человеком, чтобы в человеческой природе пройти через смерть и затем через воскресение вновь прийти к сознанию после смерти. ... Бог, ставший человеком, принес в земную жизнь такую силу, которая извлекает человеческую душу из внутреннего кристаллов, когда он туда входит". 211(2)
Перейти к данному разделу энциклопедии
1144. "Растение ткется инспирацией, музыкой сфер. Эта музыка впитывается семенем и затем выращивает из него, развертываясь, новое растение. Поскольку "Я" Земли есть совокупность "я" растений, находящихся в средоточии Земли, то в инспирации человек чувствует себя единым с земной планетой". 105 (8)
Перейти к данному разделу энциклопедии
|