Главная
Предметный указатель
ветхозаветное — и душа рассудочная |
Душа рассудочная
183. "Через душу ощущающую человек родственен животному. И у животного мы замечаем присутствие ощущений, влечений, инстинктов и страстей. Но животное следует им непосредственно. У него они не переплетаются с самостоятельными, переходящими за пределы непосредственных переживаний мыслями". "Эту душу, пользующуюся услугами мышления, обозначим душой рассудочной. Ее можно было бы также назвать душой характера или характером. Душа рассудочная пронизывает душу ощущающую. Тот, кто имеет орган для "созерцания" души, видит поэтому душу рассудочную как сущность, отдельную от исключительно души ощущающей". 9(6) Перейти к данному разделу энциклопедии
183a. В душе рассудочной мы мыслим, "... но к мышлению силами, ведущими земное развитие, придается чувство сострадания, сочувствия. Силы, которые мыслят в нас и пробуждают со-ощущение с другими существами, деятельны в одной и той же душе. Поэтому мы называем ее душой рассудочной, или душой характера..." 266-2, с. 440 Перейти к данному разделу энциклопедии
196. "Когда восходят страсти в виде аффектов, гнева, боязливости, страха, то, в существенном, господствует при этом душа ощущающая. ... В душе рассудочной пребывают способности, ощущаемые в душе ощущающей как инстинкты, аффекты, облекать в представления, фильтровать до человеческой формы душевной жизни. Когда, например, аффект, возникающий лишь из инстинкта самосохранения, фильтруется до благоволения и даже до исполненного любви отношения к окружающему миру, то мы уже имеем дело с душой рассудочной, или характером. В душе рассудочной восходит наше Я, средоточие нашей душевной жизни. В дальнейшем развитии Я мы чувствуем себя как внутреннего, в своем средоточии утверждающегося человека и формируем наши представления и мысли в большие идеи, с помощью которых мы понимаем природу, или идеи долга, или моральные идеи. В связи со всем этим мы говорим о душе сознательной. … Когда человек погружается в душу сознательную, он может быть в своей душевной жизни одиноким в наибольшей мере, может отгородиться от внешнего мира. Но это ведь тот душевный член, который и по своей природе в наибольшей мере возводит границы перед внешним миром, так что он более предрасположен к тому, чтобы впадать в заблуждения и ошибки. Он в наибольшей степени отъединен от Универсума. И этот член души, хотя и в ограниченной мере, может впадать в заблуждения. Это суть важнейшее в том, что мы называем душой сознательной. Она проявляет себя, прежде всего, как логическое мышление, как понятийный анализ, как исчисляющее мышление, как все то, чем человек, в определенном отношении, обладает как своими собственными способностями и чего не встречается у животных". Силы души ощущающей и рассудочной — желания, страсти, волевые импульсы и интеллектуальные суждения — достигают души сознательной. Но в ней они обрабатываются логическим мышлением, и в ней образуются наши мнения. А поскольку душа сознательная наиболее изолирована, то мы часто расходимся с другими людьми во мнениях. "Душа сознательная изолирована также еще и потому, что с ее помощью человек простирает как бы щупальца в окружающий мир. Когда мы обдумываем то, что хотим сделать, то мы живем в душе рассудочной. Когда же мы наблюдаем окружающее нас, то через органы чувств мы простираем щупальца души сознательной и снова приходим к тому, что делает нас изолированными существами. Ибо благодаря тому, что нам дают органы чувств, мы делаемся изолированнейшими существами".127 (3) Перейти к данному разделу энциклопедии
1852. В процессе зрения на эф. тело воздействует душа ощущающая. Зрение — мыслительной природы. Но мысли при этом остаются подсознательными. "Мысли в душе ощущающей — вот что стремится из глаз". Мысленная субстанция обладает большой пластичностью. Нечто излучается в астральной субстанции до тех пор, пока не натолкнется на другую астральность. И это нечто есть мысленная субстанция. "В противоборстве астрального с астральным возникает цвет, который мы ощущаем на вещах ... на границе вещей, границе внешней и внутренней астральности". "Мышление фактически пребывает в душе ощущающей, ... обнаруживается (проявляется) в душе рассудочной и впервые осознается в душе сознательной. В душе ощущающей оно подсознательно".115 (2) Перейти к данному разделу энциклопедии
|