BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





ветхозаветное — реальность eгo


Акаша-хроника

72. На Девахане пребывает Акаша-хроника. "Нельзя сказать, что она рождается на Девахане — это происходит в более высокой сфере, — но здесь начинает становиться видимым то, что называется Акаша-хроникой. ...Она может простираться и ниже, вплоть до астрального мира, но там она ...обманчива".
     "Вильям Скотт-Элиот описал не Атлантиду, а повторение ее событий в северогерманских областях, произошедшее задолго до христианской эпохи. В основе ошибки лежит переживание Акаша-хроники на астральном плане, где она обманчива".99 (4)
     Самое тонкое эфирное течение образует акашу. В виде эфирных колебаний она пронизывает человека. "Это субстанция, сотканная из наших мыслей". Ее форма имеет вид двух завихрений (крабовидная), постоянно переходящих друг в друга. У нее горький вкус и темносиний до черного цвет.266-1, с. 176


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

219. "Жизненный эфир — это элемент, повсюду омывающий нас. Мы связаны с ним через посредство солнечного сплетения".93-а (1)

     (Записи этой лекции крайне фрагментарны и нуждаются в проверке.- Сост.)
     266-1, с.185, 167


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  



Элементарные духи Земли

543. Элементарные существа (духи природы) «...являются существами, обособившимися от существ третьей Иерархии... они суть порождение этих существ и предназначены к другому служению, чем служение людям, -- к служению в природе». От Архаев произошли гномы, о т Архангелов -- ундины, от Ангелов -- сильфы.136 (3)
     «Человеку сегодня надлежит познавать обособленных духовных существ царств природы».Д.19, с.3
     Элементарные духи, посланцы Духов Формы, опекают человеческое Я. Посланцы Духов Формы и Духов Движения работают в нашем мышлении, посланцы Духов Мудрости -- над человеческим сердцем, создают кровообращение. Есть род элементарных существ, воздействующих на чувство тепла, иные воздействуют на чувство слова. Они стоят за отдельными согласными и гласными, соединяя их в слоги и в слова. За всеми 12-ю чувствами стоят элементарные духи, служители 2-й Иерархии. На Юпитере они образуют его Зодиак. Юпитер будет иметь и свое Солнце, за ним будут стоять существа, действующие ныне в нашей кровеносной системе.
     «На Юпитере они будут служителями сил Зодиака и существами Юпитера. От Зодиака Юпитера будут они однажды действовать вниз». Элементарные существа, образовавшие наши органы чувств на др. Луне, образующие на Земле 12 групп, строящих наши органы чувств, являются существами нашего Зодиака.266-3, с.299-300, 303
     «Для элементарных духов Земля -- полый шар, вода -- хранилище эфира, который можно пластически обрабатывать; воздух -- хранилище тепла, которое они включают в работу.
     Они смотрят на 3-ю Иерархию, которую находят в воздухообразном, пронизывающем воду, -- поэтому свое тело они имеют от 2-й Иерархии, свое душевно-огненное в воздухе -- от 1-й Иерархии; свой мировой огонь они изливают в земной огонь».
     «Когда облака наполняют воздушный круг, ундины чувствуют 3-ю Иерархию и хотят быть съеденными.
     Когда появляются метеоры, сильфы ощущают 2-ю Иерархию и хотят быть вдохнутыми.
     Когда небесный огонь согревает земной огонь, огненные существа хотят умереть в 1-й Иерархии, хотят быть сожженными».
     «В сфере Сатурна -- духи огня; в сфере Солнца -- сильфы: Юпитер; в сфере Луны -- ундины: Марс.
     В сфере Сатурна разыгрывалось взаимодействие духов огня с высшей Иерархией».Д.40, с. 26-27, 23
     «У элементарных духов форма является более всеобъемлющей, чем жизнь и сознание. Поэтому они нуждаются в жизни, в другом сознании, чтобы применить их к себе,» т.е. они их тянут назад, и поэтому сами являются препятствующими эволюции существами. Их развитие теперь -- нисходящее».Д.67/68, с. 41
     «В древнейшую эпоху существовали только духи огня, которые верхнее (окружение) несли в глуби; вверху они образовывали кругообращающееся, внизу -- излучающееся.
     Беременный светом круг тепла; несущие материю лучи тяжести.
     Потом к этому подступили сильфообразные существа; они в кругообращающееся привнесли планетарный строй (вниз -- вверх), несущее свет и тьму; они образовывали в воздушном океане цвето-листообразное; они являются предками моллюсков.
     Потом навстречу им выступили ундины; они стремятся ввысь в водном; являются предками белемнитов; здесь верхнее опекается Ангелами. Они суть морские существа -- они образованы в направлении к грудообразному.
     Наконец, выступают гномы; они стремятся к легкости в водно-земном. Они окружены высшими животными и растениями;
     а) здесь действует 2-я Иерархия
     б) это вызывает 1-я Иерархия.
     Вверх -- 1-я Иерархия.
     вниз -- сильфы».Д.40, с. 22-23
     «Животные находятся на пути к тому, чтобы образовать основание для со-ощущений космического; некоего рода ощущающая поросль, с которой человек будет срастаться летом.
     Способность мышления человек превратит в род тонкого осязания и благодаря этому будет по элементарным существам растений распознавать положения Земли, а по элементарным существам животных -- переживания Земли в зимнем пространстве. ... -- через инспирацию, которую переживают элементарные царства».
     «Принадлежащие вам элементарные существа подступают летом в физических растениях к космосу; они становятся свободными, когда зимой земля и вода сами становятся «растительными».» Д.19, с.3


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

545. «Повсюду, где соприкасаются разные царства природы, возникает возможность для воплощения определенных духовных существ. Где металл прилегает к камню внутри земли, когда шахтер раскалывает горные породы, ясновидящему видны удивительные существа, как бы сидящие на корточках, свернутые в клубок в малюсеньком пространстве. Когда породы удаляют, они разлетаются, подобно искрам, в стороны». У них нет физ. тела, но есть рассудок, лишенный понимания ответственности, чувства того, что правильно, а что нет. Эти существа суть гномы. С людьми они любят проделывать злые шутки. Прежде их встречали не в угольных шахтах, а в старых рудниках.
     «Где камня касается источник, воплощаются ...ундины. Где соприкасаются животные и растения, там действуют сильфы». 98 (5)
     «Гномы -- духовная форма органов чувств и связанного с ними рассудка.
     Ундины -- они сохраняют идеи, но не знают о них; благодаря этому они способствуют образованию листьев из влажно-воздушного.
     Гномы -- жизнь: становление рожденным.
     Ундины -- засыпание -- знакомство с воздушным кругом.
     Сильфы -- пробуждение -- знакомство с водной сферой; они также носители любви -- через них растение обретает любовь к Земле, от которой отдалилось. Гномы ненавидят землю, физическое.
     Духи огня -- умирание -- знакомство с землей».
     «Гномы, как и духи огня, теряют весной свою силу, никнут. Из моря восходят нимфы, из воздуха выпархивают сильфы».
     «Сильфы поставляют свет, ундины -- химики, гномы -- оживители».
     Гномы -- духи корней, ундины -- листьев, сильфы -- цветов, саламандры, как носители тепла, действуют в семенах.
     «Гномы -- это духовное, соответствующее человеческой голове; в тяжести они имеют форму, какую человек, как тепловое существо, имел на Сатурне.
     Ундины -- это душевное чувствообразного мышления дыхательной системы; они имеют форму на границе твердо-воздушного, какую человек, как воздушное существо, имел на Солнце.
     Сильфы -- они волево-чувственного рода -- линиеобразны -- форма на границе вода-воздух.
     Огненные существа -- волевого рода -- точечны».
     «Существа гномов родственны силе органов чувств человека -- они много видят; на духовных растительных формах камбия они видят мышление Вселенной: так во внутреннем Земли они хранят зимой идеи Вселенной. -- Их можно духовно осязать.
     Ундины -- это образования, отображающие Вселенную; родственны нервам; их можно духовно почувствовать.
     Сильфы выражают «желания» Вселенной; их можно духовно услышать. Инспирации птичьего пения.
     Духов огня можно духовно увидеть; они концентрируют силы Вселенной».
     «Гномы... не подчинены никакой Иерархии; если они добрые, то остаются свободными от земного. ... они остаются в сфере внутренних сил Земли: они являются позвоночником низших животных. ...
     Ундины исполняют то, чего не могут средние животные... они покрывают их панцирем; насекомым они дают внешний скелет...
     Сильфы приносят птицам прошлое...
     Огненные существа -- в бодрствовании -- содержат импульсы Вселенной, они отделяют (освобождают) мысли и дают им тело».
«Гномы -- возбуждающее (волнующее), напрягающее
ундины -- раздражающее (возбуждающее)
сильфы -- освещающее огненные существа -- согревающее».
«Солевое -- гномы
капающее -- ундины
излучающееся -- сильфы».Д.40, с.19-27


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

413. "В пространстве между эф. и физ. телами находится образование (сплетение) из мыслей. Что представляет собой это образование? —Оно является тем, что мы через рождение приносим с собой из ду­ховно-душевного мира в земной мир. Необходимо составить себе представление о том, что содержащееся в нашей мыслительной деятельности мы имеем лишь в образе... оно обладает для себя самостоятельной жизнью, но его нет в том, что мы чувствуем, когда мыслим. Мыслеобразование пронизано объективными существами, т.е. является действующим, ткущим, деятельным мыслеобразованием. В человеке оно соучаст­вует в его формировании на протяжении всей жизни от рождения до смерти. ... Человек образуется также и другим, что идет к нему из всего космоса; что я описал как мыслеобразование, лишь соучаствует в нем. Но мы находим это мыслеобразование на том же самом месте, где находится и наше субъективное мышление, ибо субъективные мысли мы ткем в этом мыслеобразовании. Объективные мысли вовсе не являют­ся обычному сознанию, но когда субъективные, воспламененные внешним миром мысли вживаются в это об­разование, то они, как наше мысленное содержание, встают в нашем сознании. ... объективная мысле-организация работает во время нашего эмбрионального развития и во время всей нашей последующей жизни между рождением и смертью, но она не является тем, что образует все человеческое существо".207 (5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1638. Воспользуемся образом. Если вы кипятите воду, то она как субстанция утончается. "Еще интен­сивнее этот процесс происходит в случае человеческого мышления. Все, что здесь разыгрывается как обмен веществ в человеческой голове, в результате приходит к тому, что вся материя оседает как осадок, отде­ляется, и от нее остается один образ ". Т.е. представим себе: нечто, скажем, выпадает в осадок, а вверху остается тонкая жидкость; только в голове это вообще не материя, а одни только образы. Такова деятельность человеческой головы: она собирает образы и исключает материю. "Этот процесс фактически разыгрывается во всем, что можно назвать переходом человека к чистому мышлению. Некоторым образом в организм возвращается все материальное, что принимало участие в человеческой внутренней жизни, и оста­ются одни образы. ... Наша душа живет в образах. И они суть то, что остается от всего предыдущего. Остается не материя, а образы. Мысли, т.обр., пронизаны субстанцией, но, как образы, они освобождаются от нее. Иной была древняя мудрость. Она не доходила до такой фильтрации мыслей, когда отпадает все ма­териальное. "Человечество на Земле до Мистерии Голгофы постоянно в связи с мыслями имело материаль­ное". Это наиважнейший факт! "В развитии д о Мистерии Голгофы в человеке жили телесные образы; в раз­витии после Мистерии Голгофы в человеке живут свободные от материи мысли. Универсум так воздейст­вовал на людей до Мистерии Голгофы, что не допускал свободных от материи образов. После Мистерии Голго­фы Универсум отступил. Человек был ввергнут в бытие, протекающее только в образах". Раньше человеческая жизнь была связана с Небом. Напр., 12 колен израилевых являются земной проекцией круга Зодиака. Люди чувствовали себя группой, в которую светит звездное небо. То же самое можно сказать и о круглом столе короля Артура. Ныне же возникает иная опасность: всю душевную жизнь перевести в бытие образов.
     Мысль снова должна стать субстанцией. В саге о Парсифале мы имеем нечто иное, чем в саге об Артуре. Здесь один противопоставлен двенадцати. "Один человек теперь из своего собственного внутреннего центра развивает двенадцатиричность". Образ Парсифаля противопоставлен образу Грааля. "В то время, как сага о Граале указывает на излучение извне, облик Парсифаля иной — в нем из центра должно в образах излучаться то, что дает им реальность (рис. см.).
     Когда выступило сказание о Парсифале, то в средневековом человечестве оно выражало стремление найти путь ко внутреннему Христу. Это инстинктивное стремление понять то, что как Христос живет в раз­витии человечества".
     "Материя, которая действительно выбрасывается из человека чистым мышлением, уничтожается как материя.
     Человеческая жизнь находится внутри Универ­сума, и в человеке находится место, где материя исче­зает. Повсюду вокруг человека материя только преоб­разуется. "Материальная земля исчезает в той мере, в какой ее уничтожает человек. И когда она вся будет употреблена в человеческом организме на мышление, то Земля прекратит свое существование как мировое тело. И все, что получат от нее люди, — станет образами. Эти образы содержат в себе прежнюю реальность и долж­ны получить также и новую реальность. И эта новая ре­альность исходит от той силы, что как центральная си­ла заявила о себе в Мистерии Голгофы". Без Мистерии Голгофы эти образы в конце Земли остались бы без внутренней реальности.201 (16)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1682. "Собственное содержание мышления, его субстанция имеет сегодня лишь ценность семени. Но если мы духовно-научно нисходим в волю и пытаемся познать субъект воли — воля есть лишь деятельность. ... то видим, что воля есть нечто, несущее в себе сознание отдаленного прошлого, космического прошлого. С одним интеллектом, не вступая через имагинацию, инспирацию и интуицию в волю, ничего в эволюции мира не понять; ибо лишь в человеческой воле, которая, в то же время, строит весь человеческий орга­низм, заложен субъект, который, подобно памяти, используется в повседневной жизни, содержит па­мять о космическом прошлом".
     "Наш интеллект организован ариманически ... поэтому он ослепляет человека. Мы, естественно, занимаясь Духовной наукой, не стоим на той точке зрения, что, поскольку интеллект ариманический, то не следует им и пользоваться. Нет, глядя на вещи, необходимо освободиться от иллюзий, необходимо уяс­нить себе, что человеческий интеллект — это свет, что сияет сильно, что может сиять сильнее, чем он сияет сегодня, исходя из человеческой природы... Возникает нечто, подобное ослеплению, вызываемому сильным светом, когда он падает на вещи; так интеллект делает из вещей нечто иллюзорное. ... Но если наш зародышевый интеллект освещает ариманический принцип, то спящий волевой субъект несет в себе люциферическое".184 (4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Субстанциональность и облик мыслей

1583. "Мысль есть форма, принимаемая в человеке бесформенным духо-существом, подобно тому, как в растении оно принимает облик, а в животном становится душой. Поэтому для человека, поскольку он есть мыслящее существо, нет особого, вне его самого создающего его, элементарного царства. Его элементарное царство работает в его чувственном теле. Лишь поскольку человек является существом, обладающим обликом и ощущением, над ним работают элементарные существа того же рода, что и те, которые работают над рас­тениями и животными. Но организм мысли вырабатывается в человеке из самой внутренней глубины его физ. тела. В духовном организме человека, в его выработанной до степени совершенного мозга нервной системе мы чувственно-наглядно имеем перед собой то, что работает в растениях и животных как нечувственная сило-сущность. По этой причине то, что в животном проявляется как самочувствие, в человеке является самопознанием. В животном дух чувствует себя душой; он еще не постигает себя как духа. В человеке же дух познает себя как духа, хотя — познавая через физические условия — только как теневой отблеск духа, как мысль".9 (12)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1584. "Каждый раз, как через нашу душу пробегает мысль, она является оттиском, некоего рода следом высшего духовного существа. ... Это духовное существо образовано из той же материи, что и мысль".93-а (17)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1599. "Внутреннее наших мыслей, то, что дает им смысл, — это, по своей эфирной субстанции, принадлежит жизненному эфиру".114 (7)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Реальность мышления. Роль спиритуального мышления

450. "Что как суждения мы носим в своей душе — это факты, и они действуют в мире, и каждый должен сознавать, что носимое им в душе действует в мире". 173(1)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

451. "Для будущего много важнее то, что люди думают, чем то, что они делают. Ибо мысли в ходе времени становятся делами". 173(11)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

468. "Из лeгкого повседневного сумасшествия нельзя ни с какой иной помощью выбраться так уверенно, как с помощью Антропософии. Всякое безумие было бы исцелено через Антропософию, если бы люди действительно интенсивно отдались ей. Если бы кто-то захотел помешаться с помощью Антропософии, то это, поистине, была бы попытка с негодными средствами". Один профессор философии любил говаривать: ведь мы все немножко оригиналы! — Антропософом он стать не смог. 236(9)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru