BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





ветхозаветное — и умирание

578a. Рассказываемое о друидах часто звучит ужасно, "но это относится ко времени декаданса, ко времени распада". "Мы правильным образом смотрим на эту — мы можем это так назвать — культуру друидов, когда существенное в ней видим в более ранней эпохе, чем та, из которой нам звучат мифологические представления Севера, связанные с именами Вотана и Одина. Связанное с именем Одина пришло в более позднюю эпоху, чем та, которая была расцветом культуры друидов. В круге мудрости — можно так сказать, — указующем на божественное имя Вотана или Одина, следует видеть нечто, пришедшее с востока на запад, когда Мистерии Черного моря некоторым образом колонизировали новые места на Западе. Всем этим освещается другая, в глубоком смысле возвышенная культура, прамудрость друидов. Эта мудрость друидов была фактически бессознательным отзвуком, неким бессознательным воспоминанием всего того, что Земля имела от Солнца и Луны до того, как они отделились. Инициация в Мистериях друидов была в существенном Солнечной инициацией, связанной с тем, что впоследствии могло стать через Солнечную инициацию лунной мудростью". Дольмены, кромлехи были приспособлениями, которые задерживали физический свет Солнца и допускали духовный. Внутри их жрецы получали из космоса указания относительно всех земных дел. Жрец получал знание не внешне, а внутренне, в дыхании, в циркуляции крови, когда его физ. тело полностью замирало. Особенно сильные волны познания приходили в Иоанново время.
     "И когда таким образом, искусственным образом, переживалось действие Солнца на Земле — что жрец переживал как свое посвящение, как Солнечное посвящение, — тогда жрец мог изучать и понимать оставшиеся в Земле после выхода Луны лунные силы. И это было знанием природы, вырабатываемым под влиянием Солнечного посвящения". Природа переживалась живо как элементарные существа роста, цветения, стихий, которые могли колоссально расти; тогда о них говорили как о великанах, Ётун. Но эти освобожденные лунные силы жрецы могли снова вводить в границы, и тогда получались лекарственные средства, основанные на том, что великаны примирялись с богами, с солнечным, служили ему. Питание же принималось под непосредственным воздействием Солнца и Луны, как это предлагала природа.
     Такова была культура друидов 3-3,5 тысячи лет тому назад. Затем пришло влияние Востока. "Ибо кто такой Вотан? Мистерии, из которых вышла культура Вотана, были Мистериями Меркурия, которые к импульсам Солнца и Луны присоединили импульс Меркурия. Так что, можно сказать, солнечно и лунно невинным, наивным был этот древний культ, не затронутый тем, что через импульс Юпитера могло быть сказано человечеству. Лишь на другой стороне, на Востоке, существовал импульс Юпитера. Оттуда он распространился и колонизировал Запад. Вотан-Меркурий распространил свое влияние на Запад.
     Этим бросается свет на вопрос, почему Вотан считается тем, кто принес искусство рун, рунический алфавит, т.е. принес то, благодаря чему человек впервые, еще совершенно примитивным интеллектуалистическим образом черпал из себя как искусство расшифровки Мироздания. Это самый первый интеллектуалистический толчок, толчок Вотана". До прихода Вотана у друидов считалось нездоровым предаваться раздумьям, погребать себя в своем внутреннем. Такой человек считался черным, больным, и имелись лечебные средства против таких меркуриальных размышлений. Здоровым считалось жить в природе и не пытаться ей подражать в примитивном искусстве, вводить какие-либо знаки. Идущая с востока цивилизация Вотана рассматривалась как болезнь. "И не было ничего удивительного в том, что исходящее из культуры Вотана, что было выделением лучших сил из культуры Вотана, — солнечное существо Бальдура могло ощущаться соединенным не с жизнью, а со смертью. Бальдур должен был отправиться к Хель, к темным силам смерти, в жилище смерти. ...люди имели много целительных средств, но для Бальдура, т.е. для интеллигенции, исходящей из рунической силы Вотана, для нее не было никакого целительного средства, она могла вести только к смерти". ("Эдда" отразила позднее предание, описав освобождение Бальдура от Хель.)
     "Удивительным образом на севере через влияние Меркурия на силы Солнца и Луны было подготовлено воззрение на Импульс Христа. В Бальдуре, Боге, который подпадает смерти и не может воскреснуть, мы видим для Севера предтечу Христа, Который также подпадает смерти, но может воскреснуть, поскольку Он пришел непосредственно с Солнца, тогда как то, что приходит от Вотана как сила Солнца, Бальдур, является отраженной Меркурием солнечной силой, идущей из знаков, которые человек производит из своего интеллекта".228 (5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  
Ошибка! Фрагмент 106221 не найден.

     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

639. "Если бы к пасхальной мысли: Он положен во гроб и воскрес, — добавить другую, челове­ческую мысль: Он воскрес, и можно лечь в гроб и при этом не погибнуть, — если бы эту Михаэли-мысль сделать живой, какое колоссальное значение могло бы приобрести такое событие для всех ощущений и чувств, и воли людей! Как могло бы это изживаться во всей социальной конфигурации человечества! ...Пасхальная мысль получила бы новые нюансы, будучи завершенной через мысль Праздника Михаэля".
     "Из антропософской Духовной науки нужно пронизать себя истиной, что духовная жизнь человека на Земле связана с нисхождением физической жизни. Когда мы мыслим, наша физическая мате­рия в нервах погибает. Мысль выступает из погибающей материи. Становление мыслей в себе, вспыхивание идей в человеческой душе и во всем человеческом существе чувствовать стоящим в родстве с желте­ющими листьями, с вянущими стеблями растений, с засыханием растений, чувствовать родство человече­ского духовного бытия с духовным бытием природы, — это может дать человеку импульс, укрепляющий его волю, импульс, указывающий человеку на пронизанность воли духовностью.
     А благодаря пронизанию воли духовностью человек сдружается с деятельностью Михаэля на Земле. И если человек таким образом к осени сживается с природой и свое сживание с природой выражает в соответствующем праздничном содержании, то тогда он действительно может ощутить завершение пасха­льного настроения".223 (3)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

764. В древние времена люди через вдохновение получали представления из духовных миров. Сами они не думали. И смерть они переживали как майю, не производивщую на них особенного впечатления. Они знали только жизнь и были лишены интеллекта. Чтобы овладеть интеллектом, человек должен был стать смертным, должен был начать отлагать в себе минеральные субстанции. Но исходя из развития др. Сатурна, Солнца и Луны, Иерархии не могли создать такую Землю, на которой человек, бывший бессмертным на др. Луне, смог бы стать смертным. Иерархии как бы говорили себе: "Мы, высшие Иерархии, не можем создать такой Земли, из сил которой человек мог бы прийти к интеллекту. Здесь мы должны допустить совсем другое существо, которое идет совсем иным путем, чем мы, допустить ариманическое существо. Ариман является существом, не принадлежащим к нашим Иерархиям. В поток эволюции он входит другим путем. Мы должны допустить этого Аримана. Если мы потерпим Аримана в земном развитии, если мы дадим ему некую часть в нем, то он принесет нам смерть, а с нею и интеллект, и мы сможем в человеческое существо внести смерть и интеллект. Ариман знает смерть. Ариман знает ее, поскольку он соединен с Землей, поскольку он проходит путем, соединяющим его с земным развитием. Он — знающий смерть, он мудрец смерти. Поэтому он также и господин интеллекта".
     "Боги стояли перед большой проблемой: потерять в Аримане в некотором смысле господство над Землей. Существовала одна возможность для богов узнать нечто такое, чего в своих божественных мирах, не пронизанных Ариманом, они не могли познать, — это послать Христа познать смерть на Земле. Бог должен был умереть на Земле, и Он должен был умереть так, чтобы основание Его смерти заключалось не в божественной мудрости, а в человеческом заблуждении, которое возникает из взгляда, будто Ариман является единственным господином (в земном). Бог должен был пройти через смерть и смерть преодолеть. Таким образом, Мистерия Голгофы означает для богов обогащение их знания через мудрость смерти. Если бы ни один бог не прошел через смерть, то Земля стала бы совершенно интеллектуалистичной, совершенно не способной в дальнейшем проходить эволюцию, предопределенную ей богами".
     Христос учил Своих посвященных, что Он пришел из мира, где не знают смерти; Он познал смерть на Земле; Он смерть победил; если человек понимает связь земного мира с божественным, то снова возводит интеллект к спиритуальному. Так примерно следует выразить то содержание эзотерического учения, данного Христом Своим посвященным. Им было дано учение о смерти с точки зрения божественного мира.
     Если хотят прозревать всю глубину этого эзотерического учения, то понимающим всю человеческую эволюцию необходимо знать: боги победили Аримана когда сделали его силы нужными для Земли, но они притупили свою силу, когда сами познавали смерть в Существе Христа. Боги хотя и включили Аримана в земное развитие, но, используя его, принудив его низойти в земное развитие, они свое собственное господство не осуществляют до конца.
     Кто знает Аримана после Мистерии Голгофы и кто знал его раньше, тому известно, что Ариман ждал того всемирно-исторического момента, когда он сможет вмешаться (в развитие человека) так, что его действие будет не только таким, каким оно было с атлантических времен — это вы знаете из моего "Очерка тайноведения", — т. е. сказываться на бессознательном и подсознательном человека, но он сможет вмешаться и в сознание человека. Если человеческие слова применимы к божественной воле, то можно сказать: Ариман вожделенно ждал момента, когда он сможет со своей силой проникнуть в человеческое сознание.
     И вот он был застигнут врасплох тем, чего раньше не знал, что божественная Воля решит послать свое Существо на Землю, пошлет Христа и Он пройдет через смерть. Благодаря этому ... у господства Аримана было сломано острие. С того времени он использует каждую возможность привести человека к употреблению голого интеллекта; он и по сей день не отказался от надежды, что ему это удастся. ...Можно, например, сказать, что в душе Аримана — если говорить о душе Аримана, то делать это следует сравнительным образом — господствовала особая радость — я все употребляю человеческие выражения, где должны быть найдены какие-то другие, — особая радость господствовала в душе Аримана с 40-х годов XIX в. и до его конца, поскольку преобладающее господство материализма дало ему надежду на его собственное господство на Земле". Тогда не христианской стала даже теология. "И противниками Аримана в настоящее время являются лишь учения, проистекающие из Антропософии".211 (7)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

42. "То, чем является человеческая голова, — это уходит назад, к образованию животного в прошлом. Человеческая голова есть преобразованный облик животного, очень сильно преобразованный облик животного. ... Так что можно сказать: кажущееся благороднейшим членом человека, его голова, указывает назад, на животность; в этом отношении сам человек имел род животного облика. А все остальное, что мы имеем, есть некое органическое добавление к голове, которое мы получили в космическом развитии". Голова — орган нашего мышления — животного происхождения, и она те­перь в стадии упадка, нисходящего, идущего назад развития. Своим участием в жизни организма она обяза­на этому организму.
     "Идущее параллельно восприятиям чувств и представлениям — это процесс отмирания, погашения, разло­жения. Органическое материальное должно вначале погаснуть, разрушиться, тогда над органическим процес­сом разрушения возвысится мыслительный процесс".
     "Ясновидящий не может радоваться расцвету органического процесса в голове, когда он мыслит, чувст­венно воспринимает, но ему нужно познакомиться с процессом распадения".194 (2)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

81a. "В нервных нитях внутриклеточная деятельность прекратилась. Благодаря нервно-чувственной деятельности постоянно упраздняется деятельность материи".Д.16, с.24


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

150. "Я-организация постоянно стремится умертвить физ.тело и его органы. Этому должно быть в физ. теле противопоставлено питание. Эфирным импульсам, вызывающим рост, противостоит астр.тело, стремящееся не умертвить, но надломить деятельность эф.тела. Этой деятельности астр.тела мы обязаны нашей душевной жизнью, сознанием. Они обусловлены нашей тенденцией к заболеванию.
     Эф.тело постоянно выравнивает свое соотношение с астр.телом, но если в человеке возникает ненор­мальная жизнь чувств, то эф.тело не может установить равновесие, чувство тогда идет в физ.тело, в какой-либо орган, и происходит разрастание болезни. Если же человек в состоянии сохранять в душе нормальные чувства, то он бывает здоров.
     Равновесие между "я" и физическим организмом есть равновесие между внешним и внутренним миром. Например, соль — это внешний мир; будучи захваченной я-организацией, она должна быть полностью видоизменена. Иначе она останется в организме как чуждое тело.

Я-организация — смерть
Астральная организация — болезнь
Эфирная организация — здоровье
Физическая организация — питание".  316 (2)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

319a. "Железо действует так, что Я и астр. тело оказываются в состоянии производить обычную самостоятельность. Олово, свинец захватывают затем организм и вносят духовную самостоятельность".Д.20, с.22
     "Очищенный кислород вновь поступает в нас, чтобы уберечь наше тело от кристаллизации. Поэтому углекислота соответствует твердому физ. телу, а вода, кислород — жидкому, эфирному, или жизненному телу". Воздух, названный мистически "азотом", соответствует телу вожделений, которое работает против чрезмерного действия жизненного тела. Борьба между элементами обусловливает сознание. "Разрушение нервных клеток и нервной ткани порождают тепло". 266-1,с. 318


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

414. "Воля погружена в процессы роста и питания. Все, что активно протекает в нас как рост, род­ственно в то же время воле. Подходя внешне, телесно, мы имеем процесс роста, подходя внутренне, душевно — волю".
     "По сути говоря, можно совершенно точно видеть, что жизнь представлений является противоположным полюсом жизни воли, а рост — всей жизни в организме вообще".
     "В нас постоянно происходит процесс роста, а значит, и процесс обмена веществ; также постоянно от­падает отмирающая материя. Мы постоянно, когда думаем, наполнены такой отмирающей материей. Эту от­мирающую материю мы именно и воспринимаем, когда восходим к имагинациям. И наше мышление, наши пред­ставления связаны с отмирающей материей. ... Постоянно неорганическое выпадает из органического, и с этим отпадением связана жизнь представлений. Если процесс роста и обмена веществ становится чрезмерно активным, то жизнь представлений чахнет. Если преобладает процесс отмирания, то наши пред­ставления делаются все жестче, педантичнее".206 (14.VIII)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

445а. Интимный процесс огня связан с развитием души сознательной; его можно переживать при пробуждении. "Ибо душа сознательная — высоко духовна, духовное же постоянно съедает материальное. И тот род и способ, каким душа сознательная съедает в голове материальное и эфирное, представляет собой род интимного процесса огня (сгорания), процесса превращения". Только не следует этот огонь представлять себе подобным горящей свече, столь физически. "Но человек, так сказать, в своей душе чувствует это морально конституированным, это стояние рядом с ним смерти". Человек чувствует, как его моральный вес во Вселенной убывает. Сегодня, правда, он чувствует это как слабость души, но в будущем он станет все сильнее чувствовать интеллектуальную деятельность в себе как пожирающее пламя. Сейчас такие процессы еще не ощущают, хотя они уже идут. 343, с. 76-77


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1594."Образы — это имагинации, они идут через фантазию и симпатию. Понятия, абстрактные понятия — это абстракции, они идут через память и через антипатию; они приходят из жизни до рождения". Если ребенок получает абстракции, то в нем интенсифицируется процесс образования углекислоты в крови, процесс отвердения, умирания. Образы, имагинации сохраняют кислород, становление, указывают на будущее. 293(2)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru