Главная
Предметный указатель
ветхозаветное — и физ.тело |
Тепло, "зола", белок, железы, кровь, нервы, мужско-женское
154. Тепло, которое было в начале земного развития, не такое, какое возникает, скажем, при сгорании дров. Это минеральное тепло. А то было живое тепло, которое человек содержит теперь в своей крови. "Из него образовался первый человеческий зачаток. Но с продолжающимся оплотнением это живое тепло стало постепенно неживым теплом. ...Это тепло стало минеральным теплом, выступило, прежде всего, как процесс сгорания. Здесь мы подходим к очень важному моменту, где я прошу вас быть очень внимательными. Именно в начале теплового состояния мы можем говорить об огненном состоянии, о сгорании же мы, собственно, еще не должны говорить. ...Тепло, возникающее через внешнее минеральное сгорание, выступило впервые после выделения из Земли Солнца, но еще не Луны. И через это сгорание, которого до того
еще совсем не существовало, выделилось материальное в земной массе, которое в оккультизме обозначают "золой". Если вы что-то сжигаете, то образуется зола. Зола отлагается в земном образовании, когда Земля остается связанной с одной Луной. Мы подвинулись так далеко, что субстанции через пронизание мировым звуком начали танец и вычленилась протоплазма. ...для защиты соответствующих существ образовался род клеевой оболочки. Чего теперь недоставало этим существам? — Твердой костной массы. Существовала по преимуществу клееобразная масса, а то, что вообще представляет собой минеральное, отсутствовало целиком и полностью в этих существах до того времени, которое я теперь описал. Вы должны представить себе, сколь иными были те существа. Сейчас вы не найдете физического тела, которое не было бы пронизано минеральной субстанцией. ...Существа вбирают золу, как прежде они вобрали белок,
вчленяют во все свое существо минеральное — от костей до жидкой крови. ...Минеральное, таким образом, в ходе образования Земли возникло последним, и другие царства вобрали его в себя, а до того они состояли из других субстанций. ...Но как вошла зола в те линии, которые наполнил белок? Мы видели, что первоначально был огонь; из него образовался зачаток сердца; затем образовался зачаток дыхания, внедрился свет и образовал зачатки нервов; пришел звук и, побудив субстанции к танцу, образовал живое. ...А то, что золу загнало в человеческое тело, — это было мышлением, которое звук, тон сделало словом. Еще в атлантическое время, когда все кругом дышало туманно-пылевой массой, человек не обладал артикулированной речью; зато он мог понимать речь шума деревьев и журчанья потоков. ...Смысл, значение слова вогнало образующуюся в процессе сгорания золу в живую
субстанцию; и в той мере, в какой до конца Атлантической эпохи оплотневала костная система, человек пронизывался мыслями, самосознанием. Засветился его интеллектуализм, и он становился все более самосознающим существом". "...Первой образовалась кровь, потом нервы, потом железы, и последними — твердые отложения, которые и открыли чувства вовне". В то же время на др.Сатурне был заложен род системы органов чувств, на др.Солнце — система желез, на др.Луне — система нервов, на Земле — система крови, т.е. имело место развитие, шедшее в обратном порядке. "При этом вы не должны удовлетворяться принятием просто обратного порядка. Но когда первой в земном развитии выступает кровеносная система в виде теплового человека, то эта кровеносная система в то же самое время является родом системы органов чувств. Это именно тепловая и познавательная система.
Весь человек, так сказать, состоит из крови, или тепла. Он пронизан не субстанцией крови, а эфирными тепловыми силовыми линиями; и эти эфирные тепловые силовые линии, из которых позже возникает кровеносная система, являются в первом своем зачатке родом системы органов чувств. Это сначала в своем первом зачатке выступает как система органов чувств, а нервная и световая система сначала выступает на Земле как род системы желез; и в действительности позднейшая система желез смогла вычлениться благодаря тому, что другие системы, кровеносная и нервная, когда они вычленились, продвинулись в своем развитии вперед. Это продвижение вперед произошло следующим образом. Когда образовалась нервная система, как род системы желез, то кое-что из крови отстало в виде позднейшего зачатка крови. Но, в то же время, во втором состоянии кровеносная система преобразовалась в некий род нервной системы; и когда это было достигнуто и в
третьем состоянии вычленилась система желез, то снова видоизменились две предыдущие системы, так что в действительности кровеносная система продвинулась еще на одну ступень вперед; то же самое произошло и с нервной системой. Таким образом происходило постоянное преобразование, трансформация". 102 (5) Перейти к данному разделу энциклопедии
764. В древние времена люди через вдохновение получали представления из духовных миров. Сами они не думали. И смерть они переживали как майю, не производивщую на них особенного впечатления. Они знали только жизнь и были лишены интеллекта. Чтобы овладеть интеллектом, человек должен был стать смертным, должен был начать отлагать в себе минеральные субстанции. Но исходя из развития др. Сатурна, Солнца и Луны, Иерархии не могли создать такую Землю, на которой человек, бывший бессмертным на др. Луне, смог бы стать смертным. Иерархии как бы говорили себе: "Мы, высшие Иерархии, не можем создать такой Земли, из сил которой человек мог бы прийти к интеллекту. Здесь мы должны допустить совсем другое существо, которое идет совсем иным путем, чем мы, допустить ариманическое существо. Ариман является существом, не принадлежащим к нашим Иерархиям. В поток эволюции он входит другим путем. Мы должны допустить этого Аримана. Если мы потерпим Аримана в земном развитии, если мы дадим ему некую часть в нем, то он принесет нам смерть, а с нею и интеллект, и мы сможем в человеческое существо внести смерть и интеллект. Ариман знает смерть. Ариман знает ее, поскольку он соединен с Землей, поскольку он проходит путем, соединяющим его с земным развитием. Он — знающий смерть, он мудрец смерти. Поэтому он также и господин интеллекта". "Боги стояли перед большой проблемой: потерять в Аримане в некотором смысле господство над Землей. Существовала одна возможность для богов узнать нечто такое, чего в своих божественных мирах, не пронизанных Ариманом, они не могли познать, — это послать Христа познать смерть на Земле. Бог должен был умереть на Земле, и Он должен был умереть так, чтобы основание Его смерти заключалось не в божественной мудрости, а в человеческом заблуждении, которое возникает из взгляда, будто Ариман является единственным господином (в земном). Бог должен был пройти через смерть и смерть преодолеть. Таким образом, Мистерия Голгофы означает для богов обогащение их знания через мудрость смерти. Если бы ни один бог не прошел через смерть, то Земля стала бы совершенно интеллектуалистичной, совершенно не способной в дальнейшем проходить эволюцию, предопределенную ей богами". Христос учил Своих посвященных, что Он пришел из мира, где не знают смерти; Он познал смерть на Земле; Он смерть победил; если человек понимает связь земного мира с божественным, то снова возводит интеллект к спиритуальному. Так примерно следует выразить то содержание эзотерического учения, данного Христом Своим посвященным. Им было дано учение о смерти с точки зрения божественного мира. Если хотят прозревать всю глубину этого эзотерического учения, то понимающим всю человеческую эволюцию необходимо знать: боги победили Аримана когда сделали его силы нужными для Земли, но они притупили свою силу, когда сами познавали смерть в Существе Христа. Боги хотя и включили Аримана в земное развитие, но, используя его, принудив его низойти в земное развитие, они свое собственное господство не осуществляют до конца. Кто знает Аримана после Мистерии Голгофы и кто знал его раньше, тому известно, что Ариман ждал того всемирно-исторического момента, когда он сможет вмешаться (в развитие человека) так, что его действие будет не только таким, каким оно было с атлантических времен — это вы знаете из моего "Очерка тайноведения", — т. е. сказываться на бессознательном и подсознательном человека, но он сможет вмешаться и в сознание человека. Если человеческие слова применимы к божественной воле, то можно сказать: Ариман вожделенно ждал момента, когда он сможет со своей силой проникнуть в человеческое сознание. И вот он был застигнут врасплох тем, чего раньше не знал, что божественная Воля решит послать свое Существо на Землю, пошлет Христа и Он пройдет через смерть. Благодаря этому ... у господства Аримана было сломано острие. С того времени он использует каждую возможность привести человека к употреблению голого интеллекта; он и по сей день не отказался от надежды, что ему это удастся. ...Можно, например, сказать, что в душе Аримана — если говорить о душе Аримана, то делать это следует сравнительным образом — господствовала особая радость — я все употребляю человеческие выражения, где должны быть найдены какие-то другие, — особая радость господствовала в душе Аримана с 40-х годов XIX в. и до его конца, поскольку преобладающее господство материализма дало ему надежду на его собственное господство на Земле". Тогда не христианской стала даже теология. "И противниками Аримана в настоящее время являются лишь учения, проистекающие из Антропософии".211 (7) Перейти к данному разделу энциклопедии
8. "Человеческое тело обладает строением, соответствующим мышлению. Те же вещества и силы, что находятся в минеральном царстве, находятся в человеческом теле в сочетании, благодаря которому может проявляться мышление. Это минеральное, образованное в соответствии со своей задачей строение, будет называться в последующем изложении физическим телом человека. Это, организованное с расчетом на мозг, как на свое средоточие, минеральное строение возникает путем размножения и получает свой законченный облик путем роста. Размножение и рост человек имеет общие с растениями и животными".9 (6) Перейти к данному разделу энциклопедии
11. Мысль устремляется в эфирную субстанцию и вызывает в ней движение. Эта эфирная субстанция, в свою очередь, вызывает в своем окружении пустое пространство, ибо все, что ей необходимо (для ее движения), она может взять только из своего окружения. "И такое пустое пространство возникает, когда человек думает или когда высшие существа (Ангелы, Архангелы) посылают свои мысли в человека.. Это пустое пространство и является, по сути говоря, физ.телом … И это действительно так: реальное пребывает там, где нет физического; а физическое — его вообще нет, это пустота в мире". 162 (8) Перейти к данному разделу энциклопедии
61. "И как вы имеете в себе печень, которая постоянно наблюдает, разглядывает деятельность вашего пищеварения, так имеется в вас и мыслительная деятельность, о которой вы не знаете. Эта мыслительная деятельность... которая пользуется восприятийной деятельностью печени так же, как мозг использует восприятия, полученные глазом. Она совершается, как удивительно это ни звучит, почками, системой почек. ... Почки также стоят в связи с мышлением, совершаемым с помощью мозга, и когда деятельность этого мышления не в порядке, то не в порядке и деятельность почек". (Например, если заставлять ребенка слишком много учить наизусть, то это может привести к болезни почек.) Если почки не в порядке, человек видит злые сны. Это стоит в Ветхом Завете. "Печень смотрит, почки думают; они думают деятельность сердца и вообще могут думать все, что ни увидено печенью. Печень видит всю деятельность пищеварения и как млечный сок входит в кровь. Но далее, когда он уходит с кровью, он должен думаться. И это делают почки. Так человек имеет в себе как бы второго человека". Римляне выражали двоякое зрение, глазами и печенью, в виде двуликого Януса. Янус же — январь — взят потому, что летом печень и почки исполняют более внешние свои функции, зимой же система пищеварения становится более душевно-духовной. В январе деятельность души в печени и почках наиболее сильная. 347 (5) Перейти к данному разделу энциклопедии
1559. "Наше современное земное Я мы имеем в организации конечностей и обмена веществ". "Лишь благодаря тому, что организм конечностей и обмена веществ действует в мыслях, человек имеет в своих мыслях переживание Я. Но это довольно обманчивое переживание. Самого Я в мыслях вовсе не содержится. Его там так же мало, как вас в вашем зеркальном отражении. ... В организме конечностей и обмена веществ, а точнее в пальцах рук и ног, пребываете вы как человек, стоящий здесь, на Земле. И лишь поскольку в мозгу вы сопереживаете свои пальцы рук и ног, постольку вы через мысли обладаете сознанием своего Я в вашей земной жизни". 210(9) Перейти к данному разделу энциклопедии
Роль телесности, оболочек
1600. "В общем смысле можно сказать, что мышление, чувство и воление протекают в астр. теле. Но таким образом лишь абстрактно исчерпывается факт мышления. Нам, как людям, стоящим в физическом мире, конечно, импульс к мышлению дан в астр. теле, даже в Я. Но как представления, как мысли мышление развивается только благодаря тому, что мы обладаем подвижным эф. телом. Здесь, как у физических людей, все наше мышление оставалось бы бессознательным, если бы астр. тело не посылало свои импульсы, свои мысле-импульсы в эф. тело, а эф. тело, в своей подвижности, не воспринимало бы эти мыслеимпульсы астр. тела. И каждая мысль опять-таки уходила бы без следа, не становясь воспоминанием, если бы не было физ. тела. Нельзя сказать, что физ. тело является носителем памяти; таковым является эф. тело. Но для нас, людей,находящихся в физ. теле, то, что остается и пребывает в эф. теле от нашего мышления, протекало бы как сновидение, если бы его нельзя было похоронить в физическую материю физ. тела. Т.обр., наши мысли могут утверждать себя здесь, в физ. теле, благодаря тому, что мы обладаем этим физ. телом. Вы видите, сколь сложен процесс мышления. Он имеет свои импульсы в астр. теле и в Я. Эти импульсы, как силы, продолжаются в эф. теле, вызывают там мысли, а мысли, в свою очередь, оставляют следы в физ. теле. И поскольку они там погребаются, мы можем в ходе физической жизни снова их оттуда извлечь как воспоминания".167 (2) Перейти к данному разделу энциклопедии
1602. "Эф. тело, менее крепко связанное с физ. телом, способно воспринимать все новые понятия, поскольку оно эластично. Эф. тело, жестко связанное с физическим, излучает определенную сумму понятий, затем физ. тело принимает определенную форму и действует принуждающе на эф. тело. И получается так, что многие представители современных образованных кругов, ученых кругов то, что они отпечатали в своем мозгу, в позднейшие годы уже не могут изменить и потому делаются людьми с жесткими, неэластичными понятиями. Их эф. тело не может выступать, отделяться от физ. тела. И только сила, мощь и проникновенность спиритуальных понятий и идей способны помочь человеку преодолеть эту тенденцию. Ибо человек здесь преодолевает космическую тенденцию, и это преодоление космической тенденции составляет его миссию".127 (4) Перейти к данному разделу энциклопедии
1604. "У совсем маленького ребенка все четыре элемента охвачены мышлением. — Дальнейшее развитие заключается в том, что лишь воздушный и огненный элементы охватываются мышлением, ибо наше взрослое мышление таково, что сила его вносится лишь в наш процесс дыхания и в пронизывающий наше тело тепловой процесс". (Мышление уходит из твердых частей: земного и водного.)220 (10) Перейти к данному разделу энциклопедии
1606. "Что отнимает силу у человеческого мышления — это тело".210 (7) Перейти к данному разделу энциклопедии
1611. "Эти личные мнения! — Духовнонаучно опытный человек мог бы совершенно точно охарактеризовать современные собрания именно со своей духовнонаучной точки зрения. Он слышит ораторов одного сорта, у которых каждое третье предложение начинается со словечка "я": я думаю... я того мнения, что ... мне это симпатично... я попрошу Вас... — затем он говорит о "сверхгосударстве", о "сверхпарламенте" и уходит. Духовнонаучное воззрение говорит себе: этот человек страдает от больной печени, его печень не в порядке, и из него говорит обмен веществ. Вот выходит второй оратор, говорит формально подобным же образом и уходит. У него, вероятно, камни в желчном пузыре. А третий склонен к расстройствам желудка! Эти вещи значительны только в эпоху, когда пульсирует материализм, где свободная от материи, независимая душа молчит, где, собственно, говорит тело. ... Чем говорить о сверхчеловеческом — я не имею в виду Ницше, но тех, кто вслед за ним говорит об этом, — людям лучше бы говорить о поджелудочном. Это бы больше соответствовало реальности, которая говорит из них".190 (12) Перейти к данному разделу энциклопедии
1817. "Официальная наука говорит сегодня о некой логике, о логике представления, суждения и заключения. Возьмем одно такое заключение: ... Все люди смертны; цезарь — человек; следовательно он смертен. Таково заключение. Все его члены суть суждения..." Современные умные люди говорят, что все это разыгрывается в нервной системе, она есть и представления, и суждения, и заключения, и даже чувства и воля. Но это не так. "Лишь представление как таковое является делом головы. Когда вы высказываете суждение, то через посредство тела вы должны чувствовать себя стоящими на ногах! ... А заключение покоится на руках и на кистях рук, вообще на всем том, что человек имеет сверх того, что имеет животное. Животное стоит на ногах, животное само есть суждение, но оно не делает умозаключений. Человек умозаключает. Для этого он получил свободные руки, не пользуется ими для ходьбы. ... И что возникает, когда человек вытягивает свои эфирные ноги, когда он движет своими астральными руками, — это суждения, это заключения; это отражается в голове как представления, становится представлениями. Поэтому нужен весь человек, а не один только нервно-чувственный, чтобы могли возникнуть суждения и (умо)заключения".205 (3.VII) Перейти к данному разделу энциклопедии
1840. "Если так представить физ. тело (см.рис., оранжевое), а так эф. тело (зеленое), то мы получим живое ткание между ними в мыслях, которые мы здесь схватываем, и затем на пути такого наблюдения мы приходим к познанию, что между нашими физ. и эф. телами, безразлично, бодрствуем мы или спим, постоянно разыгрываются процессы, состоящие в ткущем бытии мыслей между нашими физ. и эф. телами (желтое). Т.обр., мы теперь постигаем объективированным первый элемент душевной жизни. Мы видим в нем ткание между эфирным и физическим миром. Эта ткущая жизнь мыслей, как таковая, в бодрственном состоянии не входит в наше сознание. ... Когда мы просыпаемся, мы вскальзываем нашим Я и астр. телом в физ. и эф. тела. Я и астр. тело в нашем пронизанном эф. телом физ. теле принимают участие в жизни восприятий чувств. И когда вы имеете в себе жизнь чувственных восприятий, то вы пронизываетесь внешними мировыми мыслями, которые вы можете вырабатывать в чувственных восприятиях, и тогда имеете силу это объективное ткание мыслей заглушить. ... В этом объективном ткании мыслей разыгрывается то, что является субъективным тканием мыслей (белое), что заглушает то другое мышление, но что разыгрывается также между эф. и физ. телами. ... Мы живем в этом промежуточном пространстве между эф. и физ. телами, когда душой сами ткём мысли. Мы заглушаем объективные мысли, всегда присутствующие в сонном и бодрственном состоянии, нашим субъективным сплетением мыслей. При этом и те и другие присутствуют в одной и той же области нашего человеческого существа". Объективные мысли можно схватить в момент пробуждения, но "...схватываются они не как мыслительное, а как живущая в нас сила роста, как сила жизни вообще. Эта сила жизни связана со сплетением мыслей. Она тогда пронизывает эф., или жизненное тело изнутри, она конфигурирует вовне физ. тело". "Когда сон переживается при вплывании в эф. тело, не в последующем воспоминании, где его можно схватить лишь вкратце, как это обычно бывает, но если его схватывают в тот самый момент, когда он происходит, т.е. в момент вплывания (Я и астр. тела) в эф. тело, тогда он оказывается чем-то подвижным, чем-то таким, что переживается как сущностное, в чем чувствуют себя. Образность перестает быть просто образностью. Человек получает переживание, что он находится внутри образа. Но благодаря переживанию такого пребывания в образе, той душевной подвижности, что бывает лишь в бодрственной жизни, когда душа находится в одном движении с телом, волнуется в движении рук, человек начинает делаться во сне активным ... тогда при пробуждении к этому переживанию присоединяется другое: эта подвижность, переживаемая во сне, в которой человек находится как в чем-то сейчас происходящем, она погружается в нашу телесность. И как во время мышления мы чувствуем: мы проникаем до границы физ. тела, где находятся органы чувств, и воспринимаем чувственные впечатления мышлением, — так чувствуем мы, как погружаемся в себя с тем, что во сне переживалось как внутренняя подвижность. ... И если человек ушел настолько далеко, что это погружение имеет перед собой как переживание, то он также знает, что происходит при этом погружении: погрузившееся излучается назад в наше бодрственное сознание, излучается оно назад как чувство. Чувство — это погрузившиеся в нашу организацию сны. ... Итак, мы переживаем чувство благодаря тому, что находящееся в нашем астр. теле погружается в наше эф. тело и затем далее, в нашу физическую организацию, но не до области чувств, т.е. не до периферии организации, а только внутрь организации. И если это схвачено, прежде всего через имагинативное познание, особенно отчетливо увидено в момент пробуждения, тогда получают внутреннюю силу видеть это постоянно. ... Что является чувством (красное) — разыгрывается между астр. телом (светлое) и эф. телом (зеленое). Естественно, оно отпечатлевается и в физ. теле. Сны, по сути говоря, продолжаются и днем, только наше мыслящее сознание затмевает их жизнью представлений. Но если заглянуть за представления — путем присутствия в момент сновидения, — то там видны эти сны, которые, погружаясь в нашу организацию, выступают как жизнь чувств". "С помощью упражнений в имагинации, Я и астр. тело усиливаются. Они делаются в себе крепче, научаются переживать себя. В обычном же сознании мы действительного Я не имеем". "Мы не воспринимаем Я непосредственно обычным сознанием, мы его воспринимаем наподобие сонного состояния. Но когда мы вырабатываем имагинативное сознание, то Я действительно выступает, и оно волевой природы. И мы замечаем, что наше чувство обращается на мир с симпатией или антипатией, что активизирует в нас волю; это разыгрывается как процесс, подобный тому, который имеет место между бодрствованием и вхождением в сон. Его, опять-таки, можно наблюдать в момент его протекания. ... Что происходит при засыпании, когда Я и астр. тело уходят из физ. и эф. тел — происходит внутренне всякий раз в волении". Правда, момент засыпания труднее схватить, чем момент пробуждения. "В воле мы погружаемся в тот же элемент, в который мы погружаемся при засыпании. В воле мы фактически освобождаемся от нашей организации. Мы соединяемся с реальной объективностью. При пробуждении мы просачиваемся сквозь наше эф. тело, сквозь наше физ тело до его периферии, занимаем место во всем теле, пропитываем всё тело; в чувстве мы отсылаем назад в тело наши сны, погружаемся в него внутренне; сны становятся чувством. Но когда мы не остаемся в теле, а, не идя до периферии тела, внутренне, духовно выходим из тела, то приходим к воле. Так что воля, фактически, возникает вне зависимости от тела. ... Воля (лиловое) разыгрывается между Я (синее) и астр. телом (светлое)". Так имеем мы (см.схему) на одном конце, на периферии физ. тела, восприятия чувств. А если через Я мы идем возне, то воля становится действием, другим полюсом по отношению к восприятиям чувств. "Таким путем мы объективно постигаем то, что субъективно переживается в течении мыслей, чувств и воли. Так переживание превращается в сознание". "Между астр. телом и Я развивается воля. Воля становится действием, когда идет далеко во внешний мир, до того места, откуда приходят впечатления чувств. Но во сне многое из того, что хочет стать деянием, не становится таковым, остается связанным с Я, когда оно через смерть переходит в духовный мир. Вы видите, мы переживаем здесь, с одной стороны, нашу становящуюся карму (см.след.рис.). Между волей и действием переживаем мы нашу становящуюся карму. В имагинативном сознании прошлая и становящаяся карма сливаются; сливается то, что ткет и живет в нас и продолжает ткать под порогом, над которым находятся наши свободные действия, которые мы можем изживать между рождением и смертью. Между рождением и смертью мы живем в свободе. Но под этой областью ткет и живет свободная воля, та воля, которая, собственно, имеет бытие лишь между рождением и смертью, карма, чьи действия мы воспринимаем идущими из прошлого, когда в состоянии удержаться с нашим Я и астр. телом в эф. теле, пробиваясь вплоть до физ. тела. С другой стороны, мы воспринимаем становящуюся карму, когда в состоянии удержаться в области между волей и деянием". Но для этого нужно развить большую жажду упражнений. Однако ко всему этому можно прийти и без упражнений. При достаточной внимательности можно в присутствии духа постичь объективность прошлого, особенно в нравственных импульсах; хотя и не так точно. Каждый раз при пробуждении мы проходим область нашей прошлой кармы, а вечером, при засыпании — становящейся кармы. "Пугает восприятие того, что лежит между волей и действием, в чем можно застрять". 207(3) Перейти к данному разделу энциклопедии
1858. "Мы только тогда получаем реальное понятие об ощущении, когда знаем, как волящее чувство или чувствующее воление возникает у ребенка еще на периферии тела благодаря тому, что эта периферия у ребенка по отношению к человеческому внутреннему спит и при этом видит сны. Так что, вы не только полностью бодрствуете в мыслящем познании, но вообще только во внутреннем своего тела бываете полностью бодрственными. На периферии тела, на поверхности тела вы постоянно спите. И далее: происходящее в окружении тела или, лучше сказать, на поверхности тела, подобным же образом происходит и в голове — и тем сильнее, чем дальше мы уходим во внутреннее человека, в мышечное, в кровяное. Там, внутри, опять-таки, человек спит и видит сны. Итак, он спит на поверхности и спит со сновидениями под поверхностью. Поэтому в нашем внутреннем то, что является более душевно-волящим чувством, чувствующей волей, жизнью наших желаний и т.д., остается в сновидческом состоянии. Так где же мы бодрствуем? В промежуточной зоне, когда бываем совершенно бодрственными. ... Что за органы расположены в этой промежуточной зоне? — Главным образом те органы, особенно в голове, которые мы называем нервами, нервным аппаратом. Этот нервный аппарат посылает свои ветви во внешнюю поверхностную зону и снова во внутреннее; здесь проходят нервы, а между ними находится такая средняя зона, как мозг, а именно спинной мозг на всем его протяжении (см.рис). Здесь, собственно, дана нам возможность быть действительно бодрственными. Где в наибольшей степени выработаны нервы, там в наибольшей степени мы бодрствуем". Но нервы постоянно умирают в человеке, они не имеют никакого непосредственного отношения к духу. Они как бы говорят человеку: ты можешь развиваться, поскольку мы тебе никак не препятствуем в этом. Психология считает нервы посредником ощущений, мышления, но они являются таковыми лишь в силу того, что не препятствуют этому. "Для духовно-душевного там, где проходят нервы, попросту оказывается пустое пространство. Потому-то духовно-душевное и может туда входить". Там может развиваться мыслящее сознание. "В окружении человека, там, где находится сфера органов чувств, происходят реальные процессы, постоянно вступающие в мировое свершение. Представьте себе, свет действует на человека через глаз. В глазу, т.е. в сфере органов чувств, происходит реальный процесс, происходит некий физически-химический процесс. Он продолжается во внутреннее человеческого тела и доходит затем до того внутреннего (темная штриховка), где, опять-таки, совершаются физически-химические процессы. Теперь представьте себе: вы стоите перед освещенной поверхностью, и лучи света от нее падают в ваш глаз. Там опять возникают физически-химические процессы, которые продолжаются в природу мышц и крови во внутреннем человека. В середине остается пустая зона. В этой пустой зоне, которая остается пустой в нервных органах, не развивается тех процессов, которые в глазах и во внутреннем являются самостоятельными процессами, но туда продолжается то, что находится вовне: природа света, природа самих красок и т.д. Итак, на поверхности нашего тела, где находятся органы чувств, происходят реальные процессы, которые зависят от глаза, от уха, от органа восприятия тепла и т.д. Подобные же процессы имеют место также во внутреннем человека. Но между ничего нет... там можем мы жить с тем, что находится вовне. Глаз изменяет вам свет и цвет. Но там, где у вас нервы, где у вас пустоты в отношении жизни, там свет и цвет не изменяются, там вы живете вместе со светом и цветом. Только в отношении сферы органов чувств вы отделены от внешнего мира, но внутри, как в некой чаше, вы живете вместе с внешними процессами. Здесь вы сами становитесь светом, становитесь звуком, здесь процессы расширяются, поскольку нервы, в отличие от крови и мышц, этому нисколько не мешают".293 (7) Перейти к данному разделу энциклопедии
1874. "Но и в физическом свершении нервно-чувственной системы пульсирует ритм; и обмен веществ есть материальный носитель жизни мышления. Также и в абстрактном мышлении живет чувство и волнуется воля".36 с. 65 Перейти к данному разделу энциклопедии
Организм и мышление
405. "Весь организм участвует в ходьбе; голова ведет себя как кучер; она покоится, она не участвует в ходьбе. Совершенно наглядно она ускользает от влияния Земли. ... Голова человека представляет собой нечто — по крайней мере в образе, — подобное семени, которое ускользает от небесного влияния на рост растения. Конечно, у человека все обстоит иначе чем у растения. Растение растет от Земли вверх, навстречу небесному влиянию. Человек растет вниз. Что ускользает от земного влияния — это находится у него наверху, а все, что врастает в земное влияние, — растет вниз. Через зачатие или рождение человек прежде всего проходит как головное образование, что доказано и внешней эмбриологией. Голову как метаморфизированный продукт он приносит из предыдущей земной жизни. А здесь, в земной жизни, из сил земной жизни вырастает, прежде всего, человек конечностей, вырастает в добавление к голове и не идет так далеко, как голова, остается целиком под земным влиянием. Голова же от этого влияния ускользает". Но что обусловливает рост человека противоположным, чем растения образом? Когда человек проникает к имагинациям, то исчезает трехмерное пространство, поскольку головная организация отключается и действует эфирная организация. Что же касается абстрактного мышления, то оно целиком связано с головной организацией, "...которую мы получаем благодаря тому, что покидаем духовный мир, входим в земной мир, а то, что раньше было зависимым от земной организации (тело), делаем теперь от нее независимым. Так вы видите, что мы, как люди, с одной стороны, подобно растениям, включены в силы Мироздания. Поскольку же мы с нашей головой делаемся независимыми, то мы в этих силах не участвуем. Наш остальной организм в тот же миг, как только он начинает мыслить без головы — он это может, — чувствует себя внутри всего мирового организма". Т.обр., голова исключена из Мироздания, и с помощью ее в абстракциях по трем осям координат строится коперниканская картина мира! 201 (2) Перейти к данному разделу энциклопедии
406. "Можно понять, почему нашей голове нужна углекислота. Углекислота отделяется от натрия, и в конце концов мы завоевали бы у натрия — металла с серебристым блеском — твердый череп, если бы углекислота не вмешалась в натрий и в нас не образовалась бы сода. Итак, в натрии мы берем углекислоту, чтобы сода в нашей голове распределялась правильно. А из всего, что окружает нас, мы берем, через волосы и кожу, фосфор, водород. Водород нужно брать извне и не давать ему особенно образовываться изнутри (без света) в виде рудничного газа (что вредно). Эта человеческая голова представляет собой действительно род яйца. Как яйцо из земли воспринимает соду, а из воздуха водород, так человеческая голова снизу, из своей "земли" берет соду, а извне фосфор, водород, если не может завоевать его изнутри. Затем они действуют вместе и порождают внутри материю, служащую посредником для мыслей, т.е. порождающую мысли". 351 (4) Перейти к данному разделу энциклопедии
421. "Мы судим в действительности руками. Представляем мы головой. Когда мы, т.обр., содержание суждения представляем, то суждение само идет в механизм рук и кистей, и только представление, образное отражение идет в голову. ... Ритмический организм есть в существенном место обитания мира чувств; он присутствует здесь для того, чтобы содействовать миру чувств. Суждение обладает глубоким родством с чувствами. Собственно, абстрактное суждение имеет родство с чувством. Когда мы образуем суждение: "Карл смелый",—то мы имеем чувство утверждения; и это играет большую роль в суждении — чувство утверждения и отрицания, вообще, чувство того, что выражено в сказуемом в отношении к субъекту. И только потому, что чувство полусознательно, мы не замечаем как сильно оно участвует в суждениях. ... в суждении организм рук приходит в созвучие с ритмическим организмом, но, в то же время, в продолжающемся ритмическом организме он освобождается. Так имеем мы также и в физической связи между ритмическим организмом и освобождающимся организмом рук физически-чувственный род выражения того, как чувство связано с суждением. Образование умозаключения связано с ногами и со ступнями. ... представление мы образуем эф.телом; свою опору оно имеет в головной организации. Но судим мы — первоначальным, элементарным образом — астр.телом; свою опору для суждения оно имеет в руках. Умозаключаем мы своим "я"; свою опору оно имеет в ногах. Отсюда мы видим, что весь человек участвует в логике". 302 (2) Перейти к данному разделу энциклопедии
501. "В отношении "душевной крови", пронизывающей мировую историю, можно сказать, что она одна и та же и в "Разбойниках" Шиллера, и в деяниях Дантона, Мирабо и Робеспьера. Эта же кровь течет и в Гете, если даже представить себе, что Гете стоял очень-очень далеко от революций. Но это ничего не значит. В этой сложной натуре, в натуре Гете выражалась особая конфигурация, осложнение кармических импульсов, импульсов судьбы, поставивших его уже в юности в особое положение в мире". "Абстрактные представления, которые мы имеем в обычной жизни, какими их любят материалистически настроенные люди, даны человеку благодаря тесной связи эф. тела с физическим, благодаря крепкой магнетической связи с физ.телом. Но благодаря этому возникают сильные импульсы вносить волю в физический мир. Этот импульс воли имеют еще таким, что наравне с ним можно развивать астр.тело. Таковыми были Робеспьер, Дантон, Мирабо. ... Так был организован и Гете, но в нем действовали и другие силы, вызывающие осложнения. Его эф. тело через болезнь, едва не стоившую ему жизни, ослабло. А благодаря тому, что эф.тело не осталось сильно внутренне связанным с физ.телом, оно не направляло свои силы в физ.тело, сохраняло их внутри себя. Поэтому и произошло с Гете то преобразование, когда он из Лейпцига переехал во Франкфурт, познакомился с госпожой Глеттенберг (мистиком) и с работами Сведенборга". 172(2)
Перейти к данному разделу энциклопедии
775. "Если мы устали после колки дров, то в тех местах духовного организма, которые мы называем цветами лотоса ... появляются излучения. Это выступает здесь как результат; но он не достигает человеческого сознания... Сознания достигает то, что его притупляет, поэтому оно не воспринимает в себя духовного результата усталости. ... Это можно понять лучше, если, вникая в духовность этого излучения, рассмотреть действие, спроектированное на моральное суждение. Представим себе, что мы не просто колем дрова, но делаем нечто такое, что подлежит моральной оценке. Такая моральная оценка обычно охватывает узкий круг жизни. Но она имеет и иное значение. Все, что бы человек ни делал, имеет ценность во всем ходе развития человечества. Это суждение о ценности поступка для развития человечества человек столь же мало постигает познанием, как и действия своей судьбы.
Но эта оценка не проходит через его существо как через сито, она излучается вовне через цветы лотоса. Подсознательно человек постоянно упражняется в оценке каждого отдельного поступка. Вы можете быть ангелоподобным существом и творить всем людям добро: в своем подсознании вы судите о ценности подобного образа действий для всего развития человечества, и именно очень объективно, и эта оценка часто не совпадает с той, что возникает в верхнем сознании. Или вы можете быть вором — я, естественно, ничего при этом не имею в виду, — и тогда вы судите, совершая кражу, совершенно объективно с точки зрения ценности этого поступка для всеобщего развития человечества. И неизбежно вы излучаете это через цветы лотоса. Как суждение нашей судьбы, проходя через голову, словно через сито, удерживается нашими руками (мышление рук подсознательно, это мышление самой судьбы), так с помощью нашей астральной
организации цветов лотоса из нас выводятся наши суждения о наших поступках, в том числе и о мысленных деяниях; как сияние они излучаются через систему цветов лотоса. И это сияние идет далеко. Оно не остается в пространстве и переходит во время. Потому-то и трудно представить себе цветы лотоса, что они постоянно в движении, постоянно производят переход во время. Здесь пространство действительно становится временем". "Сегодня вы, например, как сорокалетний человек совершили некий поступок; ваша жизнь затем идет далее, к 50-ти, к 60-ти годам, затем через смерть в бытие между смертью и новым рождением. И когда вы проходите через то бытие, то шаг за шагом вы вступаете в то, что на протяжении земной жизни излучали ваши цветы лотоса. Вас тогда постигает все, что вы излучили в будущее". "Благодаря тому, что человек сложен вертикально
(животное — горизонтально) и своим собственным аппаратом сознания покоится на себе, как на собственной земле, благодаря этому на месте цветов лотоса удерживается то, что исходит от его земного странствия в широком смысле этого слова. Здесь это удерживается, преломляется под прямым углом и отсылается в жизнь". 181(5)
Перейти к данному разделу энциклопедии
1061. "Кто выполняет медитативные упражнения, которые в отдельных случаях могут быть совсем короткими, кто в течение месяцев или лет все вновь и вновь с энергией и терпением повторяет их, тот однажды заметит, что в своей душевно-духовной жизни он делается полностью независимым от физического организма. Он может фактически обнаружить: когда я думаю в физическом организме, то пользуюсь этим физическим организмом, хотя само мышление протекает не в физическом организме; физический организм дает через свою тонкую организацию отображение мышления; благодаря этому я его осознаю". 215 (2)
Перейти к данному разделу энциклопедии
|