Главная
Предметный указатель
воление (во взаимосвязи) — и Люцифер и Ариман |
650a. "Спасение Люцифера происходит через любовь, через высшую любовь, свободную от эгоизма. Спасение Аримана происходит через мышление. — Средством против слишком сильных нападок Аримана служит продумывание первых стихов Ев. от Иоанна..." (или Гл. 8, 2). 266-3, с.167 Перейти к данному разделу энциклопедии
Отношение к мысли, чувству и воле
654. "Люциферические существа ненавидят Землю, они ее не выносят и стремятся устранить, все земное отнять у человека, полностью спиритуализировать человека, чтобы земное не действовало на него, не пронизывало его. ...Чтобы этого достичь, люциферические существа постоянно стараются интеллект, которым мы обладаем как люди, сделать автоматическим, подавить в нас свободную волю. ...С автоматическим интеллектом и божественной волей мы сможем выполнить то, что нам надлежит. Мы тогда могли бы стать чисто космическими существами. ...Они стремятся сделать нас чистыми духами, которые не имели бы собственного интеллекта, но только космический интеллект без собственной свободной воли, в котором автоматически протекали бы мышление и деяния, как это имеет место в Иерархии Ангелов, а во многих отношениях — в иерархии самих люциферических существ, но в другом отношении".184 (8) Перейти к данному разделу энциклопедии
655. "Для Аримана главное состоит не в том, чтобы представления соответствовали объективно существующему, но — в действии для достижения желаемого. ...Люциферу также нет дела до этого соответствия, но он стремится вызывать в человеке как можно более интенсивное сознание, как можно более широкое сознание (сознание того, что лежит вне правильного цикла времени)... и связать это сознание с внутренним наслаждением человека. И это наслаждение есть люциферическая сфера. ...Люцифер абсолютно не понимает невинные внешние забавы людей. ...Но он хорошо понимает страсти, вызываемые человеком внутри себя, которым он предается с наслаждением, так что в сознании оказывается возможным вызвать то, что там пребывает бессознательно. Но несмотря на свою мудрость — а она у него, естественно, велика, — он совершенно не понимает невинных острот, которые вызываются внешними событиями. И от нападок Люцифера, которые он охотно предпринимает, человек может защититься, пытаясь жить в том, что невинным образом развлекает, веселит, невинным образом извне занимает людей. Этого Люцифер совсем не выносит. Если человека веселит хорошая карикатура, то Люцифера это злит чрезвычайно".170 (13) Перейти к данному разделу энциклопедии
659. Люциферические существа, "...действуют так, что сдерживают свободную волю человека. Они пытаются окутать для человека мраком практику свободной воли, и при этом они хотят сделать его добрым существом. Люцифер с этой точки зрения хочет от человека хорошего, духовного, но так, чтобы он это делал автоматически, без свободной воли; человек должен быть в некотором роде автоматически в ясновидении приведен к добрым принципам; и люциферические существа хотят отнять у человека его свободную волю, возможность совершать зло. Они хотят, чтобы он действовал хотя и из духа, но как духовное отображение, и именно без свободной воли. Автоматическим хотят его сделать люциферические существа. ...Они в высшей степени заинтересованы в том, чтобы не дать человеку прийти к свободной воле, т.к. сами нe могут ее достичь. Свободная воля достижима только на Земле. А с Землей они не хотят иметь дела. Они хотят иметь развитие др. Сатурна, Солнца и Луны и там остановиться, а с Землей дела не иметь. Они в определенной мере ненавидят свободную волю человека. Они действуют высоко духовно, но они действуют автоматически — что очень значительно, — и хотят на свои духовные выси поднять человека".182 (6) Перейти к данному разделу энциклопедии
Действия на мысль, чувство и волю
706. На границе между душой рассудочной и сознательной выступают существа, которых мы называем Ангелами. Это они сгущают то, что осознается лишь как мнения, понятия, в то, что называется ощущениями и чувствами. Выражение "ощущение" — шаткое. Что здесь внутренне чувствуется, ощущается — это сгущение мыслей. И это суть силы, помогающие нам". Но здесь же вмешиваются люциферические существа и разрывают нас, мешают насаждаемому в нас Ангелами стремлению к прекрасному. На границе между душой рассудочной и душой ощущающей выступают Архангелы, переводящие мысли в волю. Архангелам мешают ариманические существа, обращающие наши суждения к заблуждениям, поиски истины — ко лжи.127 (3) Перейти к данному разделу энциклопедии
707. В эф. теле можно наблюдать некоего рода затвердения, подобные снежным узорам на стекле. "В таких местах эф. тело не прозрачно. Так выражается жизнь мыслей в эф. теле. Эти оледенения эф. тела в отдельных местах происходят от Аримана, который свои силы посылает через мышление. В других местах эф. тела имеются как бы пустоты, совершенно прозрачные, сверкающие. Сюда Люцифер посылает свои лучи силы. — Это волевые центры в эф. теле... А промежуточные области, то твердеющие, то растворяющиеся, выражают собой деятельность чувств в эф. теле. ... Перевес ариманических сил выражается в мышлении, люциферических — в волении. Если же они дерутся, так сказать, без перевеса, то это выражается в чувствах". "Воля является той же душевной деятельностью, что и мышление, но только — совсем юная, детская воля. Повзрослевшая воля становится чувством; совсем старая воля — это мышление. Разница между волей, чувством и мышлением только в возрасте. ...Но стоит нам выйти из физического мира ... и все меняется. Старое вдруг становится юным, юное, — старым и т. д. И все три душевных качества могут в одно и то же время выступить в нас так, что воля будет являться то как юная, то как более взрослая, и, значит, уже как чувство; или как совсем старая воля, т. е. как мышление. Жизненные возрасты проходят один сквозь другой, все становится текучим. Так это происходит в эф. теле человека". "Поток душевной деятельности (в эф. теле) не проникает в обычной жизни в сознание человека. Но в этом потоке, беспрерывном движении эф. тела, текущем вместе со временем, выделяется то люциферическая, то ариманическая деятельность. Люциферическая деятельность делает волю юной. Наша душевная деятельность, пронизанная люциферическим, есть воля. Если бы Люцифер преобладал в душевной деятельности, если бы один Люцифер проявлялся в ней, то это была бы воля. Люцифер действует омолаживающе на весь поток нашей душевной деятельности. Ариман ... ужесточает нашу душевную деятельность, она становится старой, и это есть мышление . Мышление, обладание мыслями было бы невозможным в обычной жизни, если бы в эф. теле не развертывались ариманические силы. В душевной жизни, проявляющейся в эф. теле, не обойтись без Люцифера и Аримана. ... В середине между ними, где они борются один с другим ... проявляется чувство". 158 (6) Перейти к данному разделу энциклопедии
712. "На людей, предрасположенных к фантазии, у которых созерцание чувственной действительности как бы само собой обращается в образы фантазии, рассчитывает в своих мировых планах ариманическая власть. Она полагает с помощью таких людей смочь совершенно отрезать развитие человечества от прошлого и привести его к тому направлению, которого хочет она. На людей, организованных в направлении сферы воли, но которые из внутренней любви к идеалистическому мировоззрению мощно строят из чувственного созерцания образы фантазии, расчитывает люциферическая власть. Она хотела бы через таких людей целиком удержать развитие человечества в импульсах прошлого. Она могла бы тогда оградить человечество от погружения в сферу, где должна быть преодолена ариманическая власть".26 (174-176) Перейти к данному разделу энциклопедии
398. "Человек должен в известном смысле каждое утро находить на своем столе предписание, что ему делать в течение всего дня, и должен это механически исполнять. — Тогда он, в некотором роде, думает только ногами, а не головой. Люцифер же стремится заставить человека думать головой и в голову изливать сердце…". 208 (14) Перейти к данному разделу энциклопедии
1671. "Мысли — Астральный план Склонности — Девахан Действие — Буддхи-план".96 (12) "Переживание восприятий чувств есть деяние Люцифера, переживание мира — Аримана". В мысли, чувстве и воле, если они возбуждаются только внешними восприятиями, обитает Люцифер.266-3, с.304 "Мышление — если оно содержит в себе что-то, направленное к духовному миру, то идет к Ангелам. Речь — если она содержит в себе идеалистическое, то идет к Архангелам, если нет, то рассеивается в эфирном мире; если содержит в себе доброжелательность, то идет к Архангелам. Действие = движение = сознание, что человек сам несет ответственность перед духовным миром; возникает тепло, если моральное чувство говорит деянию "да". Первосилы (Архаи) берут то, что переходит в сгорание".Д.19, с.3
"1). Восприятия чувств — тепло холодно 2). Сфера мышления — субстанция света — с существами III-й Иерархии. Планетные сферы. 3). Чувствование — химические силы внутренне как ритм; музыка сфер. II-я Иерархия. Ход планет переходит в звучание сфер. 4). Воление — космическая жизнь: звучание сфер переходит в "мировую речь"."Д.40, с.34
"Когда я познаю, я — в себе, Когда я волю, я есть член мира, когда я чувствую, я есть, как "Я", член мира". Д.31, с.8
"Мировое мышление | Оно мыслит: | лунное развитие. | Мировая душа | Она чувствует: | солнечное развитие | Мировая воля | Она волит: | сатурническое развитие." | 266-1,с. 474 Перейти к данному разделу энциклопедии
3. Процессы душевной жизни
Оболочки и душевная жизнь 1838. "Если бы эф. тело было, согласно первоначальному намерению ведущих богов регулярно вчленено в физ. тело, то человек переживал бы вокруг себя, с помощью своих органов чувств...струящуюся, журчащую, правящую волю". Но этого не происходит, т.к. эф. тело не пронизывает физ. тела, и часть последнего предоставлена самой себе. "Физ. тело в некотором отношении имеет перевес (над эф. телом) в своей деятельности, которого оно не должно бы иметь". По этой причине человек имеет органы чувств. Перевесу эф. тела над астр., неправильному их пронизанию друг друга человек обязан способностью плакать. "Человек не может пережитое астр. телом совершенным образом вживлять в свое эф. тело, эф. тело имеет перевес над астр. телом, и этот перевес выражается в том, что эф. тело воздействует затем на физ. тело и выдавливает из него слезы. Но это же относится и к выделению всех желез". И если бы не было этого несоответствия эф. и астр. тел, то железы исчерпывались бы во внутренней деятельности, и выделения материи не происходило бы. "Фактом перевеса эф. тела над астральным вызывается также то, что мы можем назвать нашим самочувствием, самоощущением. Ибо общее ощущение себя, общее нахождение себя в мире, которое выражается в том, что мы находимся в теле, — это происходит благодаря... такому перевесу". Своей способностью воспринимать грубые вещества и переваривать их человек обязан Люциферу, который создал перевес астр. тела над эф. телом. Искушение Люцифером, изгнание из Рая — это библейские образы, выражащие этот факт. Райское бытие — духовно, не связано с питанием грубой материальностью. "Люциферическое влияние исходит из того что Я была придана люциферическая сила, что это Я нечистым образом смешалось с мышлением, чувством и волей и получило люциферический перевес над астр. телом. Благодаря этому же астр. тело, с другой стороны, достигло перевеса над эф. телом. Равновесие в человеке было разрушено".
"Физическое тело — эфирное тело 1. Перевес физ. тела над эфирным: восприятие мира чувств.
Эфирное тело — астральное тело 2. Перевес эф. тела над астральным: самоощущение во всем теле.
Астральное тело — эфирное тело 3. Перевес астр. тела над эфирным: нормальные физически-органические жизненные процессы.
Я — астральное тело 4. Перевес Я над астральным телом: слияние Я с мышлением, чувством, волением".
На границе обозначенной: === встречаются Ариман (1,2) и Люцифер (3,4)".134 (3) Перейти к данному разделу энциклопедии
|